СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету «социально – бытовая ориентировка» для 8 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «социально – бытовая ориентировка» для 8 класса»

Министерство образования и науки Алтайского края Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа-интернат»



РАССМОТРЕНО

МО учителей трудового обучения

Протокол № __ от ________


УТВЕРЖДЕНО

Директор КГБОУ «Петровская общеобразовательная школа – интернат» О.Л. Комарова приказом от _______ № ___









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «СОЦИАЛЬНО – БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА» ДЛЯ 8 КЛАССА

НА 2020 - 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД.









Разработчик: Поливцева Е.М.

учитель трудового обучения первой квалификационной категории.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по учебному предмету «Социально - бытовая ориентировка» составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065 – п. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

2. Примерной и авторской программы основного общего образования по «Социально – бытовой ориентировки» под редакцией Воронкова В.В.

3.Учебного плана образовательного учреждения.

Курс социально-бытовой ориентировки (СБО) направлен на практическую подготовку учащихся 8 класса к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, навыков, способствующих социальной адаптации в условиях современного общества, на повышение уровня их общего развития. Данные занятия должны формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки ориентировки в окружающем: самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, умений пользоваться предприятиями службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса учеников и т. д.

Занятия по СБО проводятся в специально оборудованном кабинете, обеспечивающем выполнение в полном объеме всех видов теоретических и практических работ, предусмотренных программой. При организации кабинета необходимо учитывать санитарно-гигиенические нормы и правила техники безопасности.

Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся с ОВЗ, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а также перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся. Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 классы. Учитель, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала может использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения. Весьма желательна демонстрация учебных кинофильмов, слайдов, способствующих формированию реальных образов и представлений.

Все разделы программы предусматривают выполнение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовления пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т. д.

В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться как коллективные (бригадные), так и индивидуальные (выполнение учеником всех операций под руководством учителя) методы организации практических работ. Однако при любой форме организации занятия каждый ученик должен на практике овладеть всеми необходимыми знаниями и умениями.

Выполнение некоторых практических работ целесообразно проводить, разделив учащихся на бригады из 4-5 человек; при этом каждая бригада выполняет самостоятельное задание. На первом занятии, где применяется бригадная форма работы, учитель должен объяснить и показать детям, что должен делать бригадир. Для этого он распределив учеников по бригадам, выступает в роли бригадира одной из них. Другие бригадиры, назначенные из наиболее подготовленных учащихся, наблюдая за учителем и получая его инструкции, организуют работу своих бригад. Бригадная форма работы может быть использована и при выполнении детьми одинаковых заданий (штопка, чистка посуды и т. д.). Необходимо поддерживать стремление каждого ученика стать бригадиром. При этом большое воспитательное значение имеет требование, заключающееся в том, что бригадиром может быть только старательный и активный ученик, успешно выполняющий задания. Данная установка служит стимулом, как для сильных, так и для слабых учащихся, побуждая их работать лучше. Учащихся испытывающих трудности в обучении, следует назначать бригадирами при выполнении наиболее простых работ, аналогичных предыдущим.

Следует особо обратить внимание на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а также навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т. д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.

Беседа на занятиях по социально-бытовой ориентировке является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний - заключительные беседы.

При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем и сложность материала возрастает. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов как "Торговля", "Средства связи" и т. д. С-Р игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком...)

Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения. Экскурсии в зависимости их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие, итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы. Так, во время экскурсии на телеграф учащиеся заполняют бланки телеграмм (с помощью заранее составленных текстов).

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. С этой целью учитель при составлении плана занятия должен продумать в какой его части можно применить знания и умения, полученные детьми ранее. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по приготовлению пищи целесообразно вспомнить правила ухода за кухней и посудой, во время подготовки и проведения экскурсии - повторить правила поведения в общественных местах и в транспорте, предложить детям выбрать рациональный маршрут, транспортные средства и т. д. Повторение учебного материала по изучаемой теме или ранее пройденного материала должно быть элементом каждого занятия.

Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

На занятиях по социально-бытовой ориентировки следует уделять внимание развитию устной и письменной речи, практическому применению знаний и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятия в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов. последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, диалог, обосновать вывод.

Социально-бытовая ориентировка учащихся должна иметь свое логическое продолжение в системе внеклассной работы. Только комплексная совместная деятельность учителя и воспитателя позволит достичь желаемых результатов. Настоящая программа должна служить ориентиром для воспитателя при отборе материала, определении его тематики, объема и последовательности изучения.

Однако воспитатель в своей деятельности не должен использовать формы и методы работы учителя. Он осуществляет закрепление полученных на занятиях знаний и умений в процессе практической работы, формирует на их основе прочные навыки. Например, при прохождении раздела "Жилище" учитель обучает детей правилам уборки квартиры, а воспитатель, организуя деятельность учащихся по самообслуживанию, повторяет с ними эти правила, следит за ходом уборки.

Связь учителя с воспитателем осуществляется также при совместном проведении экскурсий и некоторых итоговых практических занятий, которые можно объединять с внеклассными мероприятиями. Учитель должен принимать активное участие в тех внеклассных мероприятиях, которые позволяют закрепить усвоенное на практике и проверить, что и как восприняли ученики на занятиях по социально-бытовой ориентировки. Такое взаимодействие учебной и внеклассной работы способствует совершенствованию знаний и навыков детей, успешному применению их в жизни.

Тематика и последовательность занятий по социально-бытовой ориентировке отражаются в классном журнале. Распределение времени на прохождение программного материала и порядок изучения тем учитель определяет по своему усмотрению. Содержание таких тем как "Транспорт", "Торговля", и количество часов, отведенных на них, могут несколько изменяться в зависимости от местных условий. При тематическом планировании должны учитываться время года и потребности школы. Например, в соответствии с общешкольным планом, проводится "Неделя труда". Учителю следует на этот период запланировать изучение таких тем, которые согласовывались бы с видами общественно-полезного труда школьников. При подборе материалов по теме "Учреждения, организации и предприятия" целесообразно предусмотреть ознакомление детей не только с объектами ближайшего окружения, но и с объектами, находящимися на территории, на которой учащиеся будут проживать после окончания школы.

Общее количество часов по программе - 68 часов.

Методика работы с детьми строится в направлении личностного - ориентированного подхода к учащимся, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую деятельность самих учеников, побуждая их творчеству при выполнении задании.

На уроках СБО учитывается дифференциация обучающихся:

I группа. Учащиеся данной группы способны достаточно полно воспроизводить учебный материал, отвечая на вопросы, а в простых случаях воспроизводить его самостоятельно. Технико-технологические знания усвоены достаточно полно. Планирование новой работы в пределах программных требований осуществляют успешно. Приемы контроля сформированы, работоспособность высокая, трудовые приемы в объеме программных требований данного класса усвоены успешно.

II группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят в основном правильно, но допускают незначительные ошибки. Самостоятельно использовать знания теоретической и практической деятельности могут только в простейших случаях. Самостоятельно трудовую деятельность планируют с трудом, чаще прибегают к помощи учителя. Приемы контроля сформированы недостаточно, наблюдаются недостатки в усвоении профессиональных приемов, но только в связи с двигательными дефектами воспитанников; работоспособность средняя.

III группа. Учащиеся данной группы учебный материал воспроизводят отдельно, чаще всего частями, главное в содержании выделить не могут. Некоторые технико-технологические знания усвоены на уровне конкретных представлений. К самостоятельному планированию работы не способны. Приемы контроля не сформированы, трудовые профессиональные двигательные навыки выполняют с ошибками; темп работы низкий.

Контроль и учет теоретических знаний учащихся осуществляется путем бесед, устного и письменного опроса, тестирования. Контрольные работы проводиться по пройденным темам в конце каждой четверти.

Цели данной программы: Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению уровня развития.

дидактические:

· обучение приемам и способам деятельности с опорой на инструкции и без них;

· обучение составлению алгоритма;

· формирование умения устанавливать последовательность при выполнении практической работы.

воспитательные:

· формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

· развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;

· привитие элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и др.;

· строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;

· воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

· воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;

· развитие творческого отношения к домашнему труду, а так же интереса к национальным традициям.

коррекционные:

· организация восприятия с опорой на сохранные анализаторы;

· формирование навыков контроля и самоконтроля;

· развитие монологической, диалогической речи и культуры общения;

· коррекция и формирование предметных представлений;

· коррекция и развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии;

· коррекция мышления через работу с инструкционной картой;

· развитие внимания через поэтапный анализ.

Формы контроля и возможные варианты его проведения. Оценочная деятельность состоит из фронтального и индивидуального письменного и устного опроса с использованием: тестов, кроссвордов, буквенных и цифровых заданий (карточек-заданий), практических работ. Контрольно-измерительный материал создается в соответствии с психофизическими особенностями учащихся каждого класса. В конце года проводится контрольная (проверочная) работа (итоговый контроль) по изученному материалу в виде теста.

Формы организации занятий:

  • Урок-экскурсия

Занятия по СБО предусматривают активное включение учеников в окружающую их жизнь. Экскурсия объединяет учебный процесс в школе с реальной жизнью и обеспечивает учащимся через их непосредственные наблюдения знакомство с различными предметами и явлениями. На уроках СБО проводятся вводные, текущие и итоговые экскурсии.

На экскурсию отводится один час учебного времени, если место экскурсии недалеко от школы, либо последний урок и воспитательные часы, если объект находится далеко.

По окончании экскурсий проводятся заключительные беседы, материалы экскурсий используются при проведении практических работ, моделировании реальных ситуаций, упражнений .

  • Урок тренинга знаний, умений и навыков в сюжетно-ролевых играх

К одной из организационных форм обучения можно отнести деловую игру (сюжетно-ролевую игру). На уроке-тренинге формируются навыки повседневной жизни в реальных условиях или моделировании реальных ситуаций. В 8 классе используется вариант сюжетно-ролевой игры без разучивания ролей.

Сюжетно-ролевые игры проводятся на этапе закрепления пройденного материала, для формирования навыков общения, умения строить свои отношения с другими людьми.

  • Беседа

Беседа является одним из основных методов обучения. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения. В начале занятия проводится краткая вводная беседа, в конце – заключительная. Беседа применяется в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, практическими работами.

  • Развитие устной и письменной речи осуществляется на занятиях по социально-бытовой ориентировке (использование пословиц, поговорок, загадок).

  • Самостоятельная домашняя работа - одна из организационных форм обучения. Выполняя домашнюю работу, дети закрепляют полученные на уроках знания и навыки.

Практические занятия: дают возможность учащимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.

Учебные сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых учащихся. Представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития ребенка с ОВЗ типов деятельностей: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую).

Форма итоговой аттестации учащихся – итоговая контрольная работа. Система оценивания в конце изучения каждой темы предусматривает тестирование, устные опросы, творческие и контрольные работы.

Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у детей с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработки навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы

Таким образом, основными содержательными линиями в области социально-бытовой ориентировки школьников с ОВЗ является следующие:

- бытовая трудовая деятельность: умения в сфере организации питания, ухода за телом, одеждой, обувью, жилищем, комнатными растениями и другими предметами обихода;

- предприятия и учреждения сферы обслуживания населения:

Ориентировка в услугах предприятий и учреждений сферы обслуживания населения (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи, транспорта), практические умения пользоваться ими;

- семья: представления о семье, семейных взаимоотношениях, организации быта и досуга семьи;

- трудоустройство: представления о возможностях и порядке трудоустройства, об организационных аспектах профессиональной трудовой деятельности.































Календарно – тематическое планирование.

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов.

Сроки

Коррекционная работа

Оборудование

1

Уход за кожей лица. Косметические средства (лосьоны, кремы и др.).

Упражнения в протирании кожи лица лосьоном, нанесении крема.

2

07.09

Приложение№1

1,21,30

Презентация, карточки-правила, косметические средства.

2

Стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей в домашних условиях.

П/р: стирка изделий из шерстяных и синтетических тканей.

2

14.09

Приложение№1

11,17, 24

Карточки правила, буквенное задание, приспособления для практической работы.

3

Утюжка блузок, рубашек, платьев.

П/р: утюжка рубашки, блузки.

2

21.09

Приложение№1

2, 7, 18

Таблица, перфокарта, утюг, гладильная доска.

4

Прачечная. Правила пользования (метки; заполнение бланков). Виды услуг. Прачечная самообслуживания.

П/з: заполнение бланков для сдачи белья.

2

28.09

Приложение№1

3, 21, 27

Презентация, бланки.

5

Уход за грудным ребенком (кормление из соски и с ложечки, купание, одевание, пеленание)

П/р: упражнения в купании, пеленании, одевании куклы.

2

05.10

Приложение№1

3, 20, 32

Презентация, кукла, детская одежда.

6

Уход за грудным ребенком (уборка постели, правила содержания детской посуды, игрушек).

П/р: мытье детской посуды, игрушек.

2

12.10

Приложение№1

1, 18, 24

Рабочая тетрадь, детская посуда, карточки-правила.

7

Культура общения юноши и девушки.

Внешний вид молодых людей.

1

19.10

Приложение№1

2, 17, 33

Буквенное задание, тест, иллюстрации.

8

Контрольная работа по т. «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Семья».

1

19.10

Приложение№1

5, 19, 27

Тесты.

9

Уборка кухни, санузла, уход за ванной, унитазом, раковинами.

П/р: чистка раковин.

2

09.11

Приложение№1

1, 17, 22

Карточки-правила, перфокарта, приспособления для практической работы.

10

Моющие средства, используемые при уборке кухни и санузла.

П/р: мытье кафельных стен.

2

16.11

Приложение№1

2, 13, 21

Карточки-правила, перфокарта, приспособления для практической работы.

11

Междугородный автотранспорт. Автовокзал. Основные автобусные маршруты. Расписание движения автобусов. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.

2

23.11

Приложение№1

11, 20, 27

Презентация, карточки-правила.

12

Водный транспорт. Основные маршруты. Расписание. Порядок приобретения билетов. Стоимость проезда.

2

30.11

Приложение№1

3, 14, 23

Презентация, карточки.

13

Телефон. Пользование городским телефоном-автоматом, квартирным телефоном. Пользование телефонным справочником. Культура разговора по телефону. Вызов милиции, пожарной команды, аварийных служб при утечке газа, поломке водопровода, неисправности электросети, получение справок по телефону. Служба точного времени.

2

07.12

Приложение№1

11, 23, 33

Телефон, телефонный справочник, карточки-правила.

14

Междугородная телефонная связь. Порядок пользования автоматической телефонной связью. Заказ междугородного телефонного разговора. Тарифы на телефонные разговоры.

2

14.12

Приложение№1

2, 11, 16

Карточки-задания, правила.

15

Специализированные магазины (книжный, спортивный и др.). Стоимость основных промышленных товаров.

П/р: упражнения в подсчете стоимости покупок.

2

21.12

Приложение№1

1, 20, 33

Презентация, буквенное задание, рабочая тетрадь.

16

Приготовление изделий из теста. Виды теста.

П/р. Записать рецепт песочного теста.

2

28.12

Приложение№1

1, 16, 36

Кулинарные книги, рабочая тетрадь.

17

Квашение, соление овощей, варка варенья из фруктов и ягод.

П/р. Записать рецепт варенья.

2

11.01

Приложение№1

3, 14, 23

Кулинарные книги, рабочая тетрадь.

18

Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, на неделю.

П/р. Составить меню на неделю.

2

18.01

Приложение№1

5, 17, 34

Таблица, буквенное задание.

19

П/р. Приготовление блинов.

2

25.01

Приложение№1

1, 7, 21

Оборудование для практической работы, технологическая карта.

20

П/р. Приготовление печенья.

2

01.02

Приложение№1

10,11, 21

Оборудование для практической работы, технологическая карта.

21

П/р. Выпечка вафлей.

2

08.02

Приложение№1

10,11, 21

Оборудование для практической работы, технологическая карта.

22

П/р. Приготовление вареников.

2

15.02

Приложение№1

10,11, 21

Оборудование для практической работы, технологическая карта.

23

П/р. Приготовление пирога «Коврижка»

2

22.02

Приложение№1

10,11, 21

Оборудование для практической работы, технологическая карта.

24

П/р. Квашение капусты.

2

01.03

Приложение№1

10, 23, 31

Оборудование для практической работы, технологическая карта.

25

П/р. Варка варенья из фруктов.

2

15.03

Приложение№1

2, 12, 19

Оборудование для практической работы, технологическая карта, кулинарные книги.

26

Департамент, муниципалитет, префектура, милиция. Их назначение.

2

29.03

Приложение№1

1, 13, 31

Презентация.

27

Первая помощь при несчастных случаях (ожог, обморожение, отравление, тепловой и солнечный удар).

П/р: упражнения в оказании первой помощи при ожогах.

2

05.04

Приложение№1

10, 19, 28

Таблица, презентация, оборудование для практической работы.

28

Первая помощь утопающему.

П/р: упражнения в оказании первой помощи утопающему.

2

12.04

Приложение№1

1, 19,32

Презентация, карточки-правила, перфокарта.

29

Глистные заболевания и меры их предупреждения.

2

19.04

Приложение№1

1, 14, 26

Буквенное задание, таблица.

30

Основные статьи расходов( питание, содержание жилища, одежда и обувь, культурные потребности, помощь родственникам). Планирование расходов на день, две недели с учетом бюджета и состава семьи.

П/р: упражнения в планировании расходов на день, две недели.

2







26.04

Приложение№1

17,21, 30

Презентация, рабочая тетрадь.

31

Расходы на питание.

П/р: упражнения в планировании расходов на питание на день, на неделю.

2

17.05

Приложение№1

3, 6, 21

Таблица, буквенное задание, тест.

32

Содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг.

П/р: снятие показаний счетчика, расчет стоимости израсходованной электроэнергии.

2

24.05

Приложение№1

11, 28, 36

Бланки на оплату электроэнергии.

33

Крупные покупки (одежда, мебель, обувь и др.).

П/р: упражнения в планировании крупных покупок, в оказании материальной помощи родственникам.

1

31.05

Приложение№1

11, 21, 30

Презентация, буквенное задание.

34

Контрольно-обобщающий урок.

1

31.05

Приложение№1

10, 19, 28

Карточки-задания, тесты.

Итого:

64ч











Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них:

Примечание

Практич. работы

Самост. работы

Экскурсии

Контрольные работы

1

Личная гигиена

2

1





2

Одежда и обувь

6

3





3

Питание

20

17





4

Культура поведения

4






5

Жилище

4

2





6

Транспорт

4






7

Торговля

2

1





8

Семья

4

2





9

Средства связи

6



2



10

Медицинская помощь

8

2


2



11

Учреждения, организации и предприятия

3



1



12

Экономика домашнего хозяйства

7

4





13

Контрольно-обобщающий урок

1




1


Итого:

64 ч.











Требования к уровню подготовки учащихся.

должны знать:

  • правила ухода за кожей лица

  • приемы нанесения косметических средств на лицо, шею

  • правила стирки и сушки одежды из шерстяных и синтетических тканей

  • правила и последовательность глажения изделий

  • виды предприятий по химической чистке одежды, их назначение

  • виды оказываемых ими услуг

  • правила подготовки вещей к сдаче в чистку

  • виды теста

  • способы приготовления изделий из теста

  • способы заготовки продуктов впрок из овощей, фруктов, ягод, зелени

  • правила ухода за грудным ребенком: правила и периодичность кормления ребенка из соски и с ложечки, купания

  • правила и последовательность одевания и пеленания грудного ребенка

  • санитарно-гигиенические требования к содержанию детской постели, посуды, игрушек

  • правила поведения юноши и девушки при знакомстве в общественных местах и дома

  • требования к внешнему виду молодых людей

  • правила и периодичность уборки кухни, санузла, ванны

  • моющие средства, используемые при уборке кухни, санузла

  • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при уборке кухни, санузла

  • основные автобусные маршруты

  • основные маршруты водного транспорта

  • правила безопасной поездки на речном и морском виде транспорта

  • рынок, его виды

  • основные отличия рынка т магазина

  • правила поведения на рынке, права покупателя

  • цены на основные овощи, фрукты и промышленные товары

  • виды телефонной связи, правила пользования

  • номера срочных вызовов: пожарной службы, полиции, скорой помощи, службы газа

  • периодичность оплаты телефона

  • виды междугородней связи, правила пользования автоматической телефонной связью

  • тарифы на телефонные разговоры с учетом времени суток, праздничных дней и дальности расстояния

  • порядок заказа междугороднего разговора по адресу

  • правила культурного краткого разговора

  • меры по предупреждению несчастных случаев в быту

  • правила и приемы оказания первой помощи при несчастных случаях: выведение из состояния теплового и солнечного удара, обработки поврежденного участка кожи при ожоге, при обморожении разных степеней, промывании желудка при отравлении

  • приемы оказания помощи спасенному из водоема

  • куда и к кому обращаться в случае необходимой помощи

  • адрес местной префектуры

  • отделы по учету распределения жилой площади, соцобеспечения, народного образования,, комиссий по делам несовершеннолетних, по трудоустройству молодежи

  • составные части бюджета семьи и их размер

  • основные статьи расходов в семье: размер квартплаты, тарифы, порядок и периодичность оплаты электроэнергии, газа, телефона и др.

  • стоимость крупных покупок (одежды, обуви, мебели и др.)

  • правила экономии (учет реальных возможностей, контроль расходов, аккуратность в обращении с вещами, экономия электроэнергии, виды преобразования вещей (перелицовка, реставрация, покраска и др.)

  • виды и цели сбережений



должны уметь:

  • правильно ухаживать за кожей лица, шеи, рук, ног

  • использовать подручные средства дополнительно к кремам, лосьонам

  • в меру пользоваться косметикой

  • стирать и сушить изделия из шерстяных и синтетических тканей

  • гладить блузки, рубашки, платья

  • приготовить пресное тесто и изделия из него – лапшу, печенье

  • нашинковать морковь, петрушку, сельдерей, укроп

  • заготовить ягоды без тепловой обработки

  • записать рецепт соления, варенья, консервирования

  • купать, одевать, пеленать куклу

  • кормить куклу из соски и с ложечки

  • содержать в порядке детскую постель, посуду, игрушки

  • культурно и вежливо вести себя при знакомстве в общественных местах и дома

  • выбирать косметические средства, прическу, украшения, одежду, учитывая свой возраст, индивидуальные особенности, для турпохода и посещения танцев

  • мыть кафельные стены, чистить раковины

  • пользоваться печатными инструкциями к моющим средствам, используемым при уборке кухни, санузла, ванны

  • пользоваться расписанием

  • определять стоимость проезда

  • покупать билет

  • обращаться за справкой

  • выполнять правила безопасности при поездке на речном, морском, автобусном видах транспорта

  • выбрать месторасположения нужных товаров

  • выбрать продукцию в соответствии с ее качеством (внешний вид, вкус, и др.), количества, цены

  • кратко объяснять причину звонка по телефону срочного вызова

  • узнать время, получить по телефону справку

  • культурно разговаривать по телефону

  • оказывать первую помощь при ожоге, обморожении

  • оказать первую помощь утопающему

  • обращаться с вопросами и просьбами, к работникам префектуры и других учреждений

  • подсчитать бюджет семьи

  • составить доверенность на получение зарплаты, пенсии и др.

  • подсчитать расходы, планируя расходы на месяц, полмесяца, неделю, день

  • снимать показатели счетчика и подсчитывать стоимость израсходованной электроэнергии, газа, воды, заполнять квитанции

  • планировать и подсчитывать расходы на культурные и текущие потребности, крупные покупки

  • соблюдать правила экономии в семье, и порядок помещения сбережений в сбербанк.







Список литературы.

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А. , «Две недели в лагере здоровья» рабочая тетрадь для школьника.

  2. Безруких М., Филиппова Т. , «Разговор о правильном питании» рабочая тетрадь для школьников.

  3. Безруких М.М., Филиппова Т.А. , «Формула правильного питания» рабочая тетрадь для школьников.

  4. Воронкова В.В. программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Гуманитарный издательский центр. Владос. 2000 г. 103 стр.

  5. Девяткова Т.А. социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя. Владос 2004

  6. Львова С.А. практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя 5-9 классы. Владос 2005.

  7. Маллер А.Р. социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Москва 2002.























Приложение №1

Коррекционно-развивающая работа:

1.Формировать у учащихся учебно-познавательные мотивы; потребность в саморазвитии; интерес к содержательной стороне учебной деятельности; интерес к процессу учебной(познавательной) деятельности.

2. Формировать у учащихся умения ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме:

3. Ориентироваться в задании, представленном в устной словесной форме;

4. Вычленять в предлагаемом задании содержащуюся в нем задачу, которую предстоит решить;

5.планировать свою деятельность при выполнении задания, устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

Осуществлять самоконтроль на этапе принятия задания, в процессе деятельности, по конечному результату;

6. осуществлять объективную оценку деятельности товарищей;

7.подчинять свои действия заданной системе требований, умение действовать по плану.

8.Развивать умения устанавливать последовательность событий, определять их длительность, сопоставлять даты, Соотносить год с веком;

9.развивать умения работать с технологической картой;

10.развивать умение применять полученные знания в практической деятельности(работа с картой, самостоятельное выполнение задания);

11.Способствовать развитию памяти, речи, мышления, внимания;

12. Корригировать и развивать связную устную речь у учащихся путем составления предложений, ответов на вопросы, самостоятельных рассказов;

13.развивать способность концентрировать внимание на воспринимаемом на слух материале путём постановки вопросов перед каждой частью изучаемого материала;

14.учить выделять, находить и объяснять новые слова и термины по содержанию рассказа;

15. развивать умение работать с иллюстрацией, картой;

16.развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы;

17. коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на основе упражнений в составлении целого как способа развития логического мышления;

18. коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании слов;

19. коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различии;

20. коррекция зрительного восприятия на основе упражнений на внимание;

21.коррекция мелкой моторики рук;

22. способствовать развитию творческих способностей воображению, индивидуальному самовыражению детей;

23.развитие устойчивого внимания;

24.Развитие скорости распределения и переключение внимания;

25. развитие умения самостоятельно работать с учебником и выделять главные мысли из прочитанного текста;

26. развивать умение анализировать текст и рисунки;

27. формировать умение пересказывать текст с логически законченными частями;

28.развивать умение работать коллективно(устно) и индивидуально(письменно) с дополнительным материал(адаптированные тексты, грамзаписи и т.д.);

29.развивать способности в процессе работы с учебником находить ответы на вопросы, формулировать вопросы к тексту;

30.коррекция и развитие познавательной деятельности;

31. развивать любознательность, наблюдательность, сформировать представление о ,внутреннем мире человека, о его месте в окружающем мире;

32.развивать умение чувствовать и понимать другого человека;

33.способствовать развитию операции восприятия, памяти, внимания, сравнения, обобщения;

34.формировать умение раскрывать причинно-следственные в ходе связи работы с различными источниками;

35. учить понимать действия и поступки людей в прошлом, давать нравственную оценку поступкам.

36. формировать умение связно и развернуто излагать факты, опираясь на таблицы, схемы, рисунки,































Лист согласования.

Класс

Дата

Количество не проведенных уроков

Причина

Согласование с завучем по УВР




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!