СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» 9 класс (ГУО), 2023-2024 учебный год

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с ГУО с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.

     Для овладения обучающимися с ГУО знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».

     Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития, обучающихся с ГУО. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

      Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с ГУО с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.

     Для овладения обучающимися с ГУО знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».

     Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития, обучающихся с ГУО. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

      Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с ГУО с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.

     Для овладения обучающимися с ГУО знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».

     Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития, обучающихся с ГУО. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

      Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с ГУО с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.

     Для овладения обучающимися с ГУО знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».

    

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Социально-бытовая ориентировка» 9 класс (ГУО), 2023-2024 учебный год»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


  1. Актуальность программы.

Рабочая программа по курсу «Социально – бытовая ориентировка» составлена для учащихся с ГУО на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы среднего общего образования обучающихся с ГУО.

Основания разработки рабочей программы (документы и программно-методические материалы):

  • Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Приказ Министерства образования РФ от 10.04.2002 года, №29/20 65-н. «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)";

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа – интернат № 1»;

  • Учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. год;

  • Годовым календарным учебным планом – графиком КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат №1» на 2023-2024 уч. год.

  • «Программы обучения глубоко умственно отсталых детей», составитель: Научно-исследовательский институт дефектологии АПН СССР утверждённая министром Просвещения РСФСР Косоножкиным И. М., 30 мая 1983г.


Цели данной программы: Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению уровня развития.



Дидактические цели:

· обучение приемам и способам деятельности с опорой на инструкции и без них;

· обучение составлению алгоритма;

· формирование умения устанавливать последовательность при выполнении практической работы.

Воспитательные цели:

· формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;

· развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;

· привитие элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и др.;

· строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда;

· воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

· воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи;

· развитие творческого отношения к домашнему труду, а так же интереса к национальным традициям.

Коррекционные цели:

· организация восприятия с опорой на сохранные анализаторы;

· формирование навыков контроля и самоконтроля;

· развитие монологической, диалогической речи и культуры общения;

· коррекция и формирование предметных представлений;

· коррекция и развитие психофизических качеств: обоняния, осязания, ловкости, скорости, внимания, наблюдательности, памяти,

находчивости, смекалки, сообразительности, воображения, фантазии;

· коррекция мышления через работу с инструкционной картой;

· развитие внимания через поэтапный анализ.








  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА


Наблюдения и опыт изучения бытовой и социальной адаптации младших школьников показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети с ГУО с трудом приспосабливаются к окружающему миру, у них отсутствуют навыки самообслуживания, или данные навыки очень слабо сформированы, с большим трудом ими усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, навыки поведения в магазинах и других общественных местах.

Для овладения обучающимися с ГУО знаниями и умениями, обеспечивающими их личную самостоятельность поведения, общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях в структуру учебного плана введен коррекционный курс «Социально – бытовая ориентировка».

Реализация программы курса осуществляется с учетом особенностей развития, обучающихся с ГУО. Компенсация особенностей развития достигается путем организации обучения разным по уровню сложности видом труда, с учетом интересов воспитанников, в соответствии с их психофизическими возможностями, с использованием индивидуального подхода, эмоционально-благополучного климата в классе, разнообразных форм деятельности, ситуаций успеха, обеспечением близкой и понятной цели деятельности, использованием различных видов помощи, стимуляции познавательной активности, использования игровых приемов, дидактических игр, развития психических процессов, большого количества наглядности.

Психолого-педагогическая характеристика учащихся на момент поступления.

Модель учащегося, поступившего в 9 класс ГУО, может складываться из основных потенциалов развития личности ребенка.

Физический потенциал предполагает, что учащийся имеет удовлетворительный уровень физического развития, может выполнять элементарный комплекс утренней гимнастики по показу, владеет основными гигиеническими навыками.

Коммуникативный потенциал предполагает, что учащийся понимает и выполняет простые инструкции педагога, положительно реагирует на различные просьбы взрослого.

Познавательный потенциал предполагает, что учащийся может воссоздавать целостное изображение предмета по его частям, группировать предметы по образцу и речевой инструкции, называть свое имя, правильно удерживать в руке карандаш.

Художественно-деятельностный потенциал предполагает, что учащийся включается в совместные игры, организованные педагогом, может выполнять элементарные поделки (постройки) по показу, принимать участие в общих праздниках, спортивных мероприятиях под контролем взрослого.

  1. МЕСТА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.


В соответствии с учебным планом КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1» на 2023-2024 уч. г. На изучение коррекционного курса «СБО» отведено 68 ч. (2 ч. в неделю), 34 учебные недели.




  1. ценностные ориентиры содержания учебного курса.


Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека

  • любовь к близким, к общеобразовательной организации, своему городу, народу, России;

  • элементарные представления о своей «малой» Родине, ее людях, о ближайшем окружении и о себе;

  • положительное отношение к своему национальному языку и культуре;

  • интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, края (населённого пункта), в котором находится ОО.

Воспитание нравственных чувств и этического сознания

  • представления о правилах поведения в общеобразовательной организации, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе;

  • уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

  • установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке;

  • бережное, гуманное отношение ко всему живому;

  • знание правил этики, культуры речи (о недопустимости грубого,

  • невежливого обращения, использования грубых и нецензурных слов и выражений).

Воспитание трудолюбия, активного отношения к учению, труду, жизни

  • первоначальные представления о нравственных основах учёбы, ведущей роли образования, труда в жизни человека и общества;

  • уважение к труду и творчеству близких, товарищей по классу и школе;

Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание)

  • различение красивого и некрасивого, прекрасного и безобразного;

  • формирование элементарных представлений о красоте;

  • формирование умения видеть красоту природы и человека;

  • представления и отрицательное отношение к некрасивым поступкам и неряшливости.


  1. ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА.


Минимальный и достаточный уровень предметных результатов по коррекционному курсу определяется в конце учебного года, в связи с неоднородностью состава обучающихся класса и сложностью структуры дефекта.

Предметные результаты по социально - бытовой ориентировке включают освоение обучающимися с ГУО специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.

Минимальный уровень:

  • иметь представления о назначении объектов изучения;

  • иметь представления об элементарных правилах безопасного поведения

  • иметь представления об элементарных правилах личной гигиены;

  • владеть элементарными санитарно-гигиеническими навыками (мыть руки, чистить зубы, расчесывать волосы и т. п.);

  • применять элементарные практические навыки с помощью учителя

Достаточный уровень:

  • участвовать в беседе на темы, близкие личному опыту ребёнка;

  • участвовать в практической деятельности,

С учётом психофизических особенностей, обучающихся личностные результаты, включают:

  • овладение навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных и бытовых ситуациях, умением не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • овладение способами регуляции своего эмоционального состояния.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.


Базовые учебные действия

Личностные учебные действия:

- проявление самостоятельности в выполнении простых учебных заданий;

- положительное отношение к окружающей действительности;

- проявление элементов личной ответственности при поведении в новом социальном окружении (классе, школе);

- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;

- включение в общеполезную социальную деятельность;

Коммуникативные учебные действия:

- вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель-класс);

- вступать в контакт и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);

- использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

- обращаться за помощью и принимать помощь;

- сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- доброжелательно относиться, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

- адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

- активно участвовать в специально организованной деятельности (игровой, творческой, учебной).

Познавательные учебные действия:

- работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявляемые на бумажных, электронных и других носителях).

Результаты могут уточняться и конкретизироваться с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

При окончании 9 класса обучающийся должен уметь:

  • называть своё имя;

  • соблюдать распорядок дня, владеть навыками гигиены тела, волос, одежды;

  • знать состав семьи, уметь выполнять простейшие бытовые поручения, участвовать в семейных торжествах, традиционных праздниках;

  • владеть правилами поведения при встрече и расставании, поддерживать тактичный, вежливый разговор с товарищами, взрослыми;

  • знать помещения школы, их назначение.




















6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА.


п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

В том числе

Уроков

Практических работ

Контрольных работ

Примерное количество часов на самостоятельные работы обучающихся

1.

Правила поведения в общественных местах

11

10

1

0

0

2.

Личная гигиена

5

5

0

0

0

3.

Межличностная культура поведения

7

6

1

0

0

4.

Транспорт. Служба быта в городе

17

17

0

0

0

5.

Больницы, поликлиники

8

8

0

0

0

6.

Торговля

15

14

1

0

0

7.

Занятия людей в городах и деревнях

5

5

0

0

0

Итого

68

65

3

0

0


Правила поведения в общественных местах. Правила поведения  дома и  в общественных местах. Правила поведения в школе.

Культуры поведения на остановках, в транспорте, на улице при движении в школу. Культура общения по телефону. Назначение телефона.

Правила поведения на почте. Правила поведения в поликлинике.

Личная гигиена. Правила личной гигиены. Значение личной гигиены для здоровья человека. Индивидуальные  предметы и средства  личной  гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела. Гигиена одежды, нательного и постельного белья. Закаливание. Значение закаливания для здоровья человека. Способы закаливания.

Культура поведения. Слова прощания и приветствия. Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании. Приёмы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам.

Правила приглашения в гости и формы отказа. Поведение в гостях. Правила поведения за столом.  

Транспорт, служба быта в городе. Транспорт: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный.

 Служба быта. Дом быта. Мастерские службы быта: по пошиву обуви, одежды, по ремонту обуви, одежды, бытовых электрических приборов, часов и др. Прачечная, химчистка.

Больницы, поликлиники.  Больницы для детей и взрослых. Бесплатное лечение в больнице. Поликлиники для взрослых, для детей. Поликлиники по месту жительства. Запись в регистратуре. Талон для посещения врача. Игра «На приеме у врача». Тренировка учащихся в умении вызвать врача на дом по телефону.

Торговля. Газетный киоск. Что продают в газетных киосках. Глобальное чтение вывесок «Газеты» и «Союзпечать». Практические покупки газет, открыток, конвертов, марок и др. Торговые автоматы. Автоматы для продажи газированной воды. Автомат для продажи газет. Автомат для продажи открыток. Автомат для размена денег. Практические работы.

Занятия людей в городах и деревне. Значение слов: город, деревня. Предприятия в городе, деревне. Профессии городские и сельские.  Что дает город деревне, деревня городу. Кем работают родители, братья, сестры, родственники. Картины из жизни города и деревни.


п/п

Разделы

Основные виды учебной деятельности




1

«Правила поведения в общественных местах»

Слушание объяснений учителя, просмотр учебных фильмов, презентаций, работа с раздаточным материалом,

выполнение практических заданий. Беседа. Выполнять работы по заданию учителя. Совместная работа с учителем. Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с особенностями правил поведения в общественных местах. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора. Активизировать воображение и логическое мышление при подборе одежды в соответствии с назначением и подборе и оформлении подарков. Развивать связную и обоснованную речь в процессе составления правил приёма и отказа от приглашения в гости. Корригировать поведенческие навыки.




2

«Личная гигиена»

Слушание объяснений учителя, просмотр учебных фильмов, презентаций, работа с раздаточным материалом,

выполнение практических заданий. Беседа. Выполнять работы по заданию учителя. Совместная работа с учителем. Развивать осознанное восприятие и слуховое внимание в процессе ознакомления учащихся с особенностями личной гигиены в жизни подростка. Способствовать правильному распределению внимания и расширению кругозора.

3

«Культура поведения»

Слушание объяснений учителя, просмотр учебных фильмов, презентаций, работа с раздаточным материалом,

выполнение практических заданий. Беседа. Выполнять работы по заданию учителя. Совместная работа с учителем. Активизировать воображение и логическое мышление при подборе одежды в соответствии с назначением и подборе и оформлении подарков. Развивать связную и обоснованную речь в процессе составления правил приёма и отказа от приглашения в гости. Корригировать поведенческие навыки.

4

«Транспорт, службы быта в городе»

Слушание объяснений учителя, просмотр учебных фильмов, презентаций, работа с раздаточным материалом,

выполнение практических заданий. Беседа. Выполнять работы по заданию учителя. Совместная работа с учителем. Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при формировании представлений о железнодорожном транспорте, опираясь на жизненный опыт учащихся. Корригировать внимание и поведенческие навыки в процессе практического повторения изученного. Усвоение предназначения службы быта и правил общения в общественных местах.

3

«Больницы, поликлиники»

Слушание объяснений учителя, просмотр учебных фильмов, презентаций, работа с раздаточным материалом,

выполнение практических заданий. Беседа. Выполнять работы по заданию учителя. Совместная работа с учителем. Активизировать воображение и логическое мышление при выборе больницы, поликлиники в соответствии с местожительством. Развивать связную и обоснованную речь в процессе составления правил приёма и отказа от приглашения к врачу. Корригировать поведенческие навыки. Тренировка учащихся в умении вызвать врача на дом по телефону. Активизировать речевую деятельность, развивать связную речь в процессе составления последовательного рассказа, сопровождаемого практическими действиями при оказании первой медицинской помощи. Расширять кругозор, осуществляя взаимосвязь с жизнью.

6

«Торговля»

Слушание объяснений учителя, просмотр учебных фильмов, презентаций, работа с раздаточным материалом,

выполнение практических заданий. Беседа. Выполнять работы по заданию учителя. Совместная работа с учителем. Активизировать зрительную память и внимание, логическое мышление при определении назначения и выделения отличий и сходств универмага и универсама. Развивать аналитико-синтетическую деятельность. Расширять словарный запас, осуществляя взаимосвязь с жизнью.

7

«Занятия людей в городах и деревнях»

Слушание объяснений учителя, просмотр учебных фильмов, презентаций, работа с раздаточным материалом,

выполнение практических заданий. Беседа. Выполнять работы по заданию учителя. Совместная работа с учителем. Способствовать развитию осознанного восприятия и мыслительной деятельности при формировании представлений о занятии людей в городах и деревне. Корригировать внимание и поведенческие навыки в процессе практического повторения изученного. Усвоение значения слов: город, деревня. Усвоение предназначения предприятий в городе, деревне. Усвоение профессий городских и сельских.  Знать что дает город деревне, деревня городу. Знать кем работают родители, братья, сестры, родственники. Распознавать картины из жизни города и деревни.


Необходимым условием реализации рабочей программы по курсу «Социально-бытовая ориентировка» является создание развивающей предметно-пространственной среды:


Направления коррекционно-развивающей работы

Развивающая предметно-пространственная среда

Коммуникация

Альтернативная коммуникация (графические изображения, символы, пиктограммы, схемы), слоговые таблицы, диски из музыкальной серии Е. Железновой

Мыслительные операции

Кубики «Сложи узор», цветные палочки Кюизенера, дидактический материал Марии Монтессори

Слуховое и зрительное восприятие, внимание и память

Зашумленные изображения, изображения наложенные друг на друга, недорисованные изображения, геометрические фигуры, разрезные картинки; музыкальные инструменты

Пространственные представления

Схемы, модели, предметные и сюжетные картины

Временные представления

Схемы, модели, календари, часы (механические и песочные); материал по альтернативной коммуникации

Конструктивный праксис

Различного рода конструкторы, природный материал, кубики Никитина, разрезные картинки, мозаика и др., сборно-разборные дидактические игрушки, конструирование – оригами

Развитие общей и ручной моторики

Массажные мячи разных размеров, природный материал, мозаика, шнуровки, застежки, материалы Марии Монтессори, сборно-разборные дидактические игрушки

Календарно-тематическое планирование коррекционного курса «СБО», 68 часов.


п/п

Наименование тем урока

К-во

часов








Правила поведения в общественных местах -  11 ч.





1.

Понятие о доме, семье, семейных обязанностях, семейных традициях.

1

2.

Семья, родственные отношения в семье.

1

3.

 Адрес, год рождения, день рождения.  Поздравление с днем рождения родственников. 

1

4.

Практическая работа. «Правила ведения фотоальбома».

1

5.

Правила поведения  дома и  в общественных местах.

1

6.

Правила поведения в школе.

1

7.

Культуры поведения на остановках, в транспорте, на улице при движении в школу.

1

8.

Культура общения по телефону. Назначение телефона.

1

9.

Правила поведения на почте. Почтовые отправления: письма, посылки. Почтальон.

1

10.

Правила поведения в поликлинике.

1

11.

Магазины.  Виды магазинов, универсальные, специализированные.

1


Личная гигиена - 5 ч.


12.

Правила личной гигиены. Значение личной гигиены для здоровья человека.

1

13.

Индивидуальные предметы и средства  личной  гигиены.

1

14.

Правила сохранения чистоты и здоровья тела.

1

15.

Гигиена одежды, нательного и постельного белья.

1

16.

Закаливание. Значение закаливания для здоровья человека.

Способы закаливания.

1


  Межличностная культура поведения-  7 ч.

1

17.

Слова прощания и приветствия.

1

18.

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

1

19.

Практическая работа: ролевая игра – ситуативные диалоги – при встрече, расставании.

1

20.

Приёмы обращения с просьбой, вопросом к старшим и сверстникам.

1

21.

Правила приглашения в гости и формы отказа.

1

22.

Поведение в гостях. Вручение и прием подарков.

1

23.

Правила поведения за столом.

1


Транспорт, служба быта в городе – 17 ч.

1

24.

Транспорт: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный.

1

25.

Городской транспорт. Правила поведения в транспорте и оплата за проезд.

1

26.

Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы.

1

27.

Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов.

1

28.

Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа.

1

29.

Зависимость стоимости билета от вида поезда и типа вагона (общий, плацкартный, купейный). Пользование справочной службой вокзала, камерой хранения.

1

30.

Пригородный транспорт. Транспорт для совершения поездок на небольшие расстояния: автобус, пригородный поезд. 

1

31.

Расписание движения транспортных средств, ориентирование в нем. Место и порядок приобретения билетов.

1

32.

Правила дорожного движения.

1

33.

Опасность проезжей части улицы. Знаки для пешеходов («человечек» на голубом фоне). Знаки для машин («автомобиль») .

1

34.

Перекресток. Правила перехода на перекрестках (светофор, «зебра», знак «Дети»).

1

35.

Правила поведения в транспорте. Места для инвалидов и пожилых людей.

1

36.

Дидактическая игра «Я и светофор».

1

37.

Служба быта. Дом быта. Мастерские службы быта: по ремонту и пошиву обуви, одежды, бытовых электрических приборов.

1

38.

Прачечная.

1

39.

Химчистка.       

1

40.

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Транспорт, служба быта в городе».

1


Больницы, поликлиники - 8 ч.

1

41.

Больницы.  Больницы для взрослых и детей.

1

42.

Бесплатное лечение в больнице.

1

43.

Поликлиники. Поликлиники для взрослых и детей.

1

44.

Поликлиники по месту жительства.

1

45.

Моделирование реальной ситуации: «Запись в регистратуре».

1

46.

Моделирование реальной ситуации: «Получение талона на прием к врачу».

1

47.

Тренировка учащихся в умении вызвать врача на дом по телефону. Игра «На приеме у врача».

1

48.

 Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Больницы, поликлиники». 

1


Торговля - 15 ч.


49.

Магазины.  Виды магазинов.

1

50.

Продовольственные магазины. Их назначение. Виды отделов в продовольственных магазинах .

1

51.

Универсальные и специализированные  промтоварные магазины, их отделы.

1

52.

Порядок приобретения товаров. Стоимость некоторых товаров.

1

53.

Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). 

1

54.

Экскурсия в продовольственный магазин. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».          

1

55.

Сюжетно – ролевая игра «Выбор товара и расчет в кассе», упражнения в подсчете денег.

1

56.

Работники торговли.

1

57.

Газетный киоск. Что продают в газетных киосках?

1

58.

Глобальное чтение вывесок «Газеты» и «Союзпечать».

1

59.

Моделирование реальной ситуации «Покупка газет, открыток, конвертов, марок».

1

60.

Автомат для продажи газет и открыток.

1

61.

Торговые автоматы. Автоматы для продажи газированной воды.

1

62.

 Практическая работа.  Автомат для размена денег.

1

63.

Повторительно-обобщающий урок по разделу: «Торговля».

1


Занятия людей в городах и деревне – 5 ч.

1

64.

Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности.

1

65.

Значение промышленных предприятий.  

1

66.

Значение сельскохозяйственных объектов.

1

67.

Профессии  городские и сельские.

1

68.

Кем работают родители, братья, сестры, родственники.

1







8. ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основная литература

«Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», под редакцией В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 2013.

  • Безруких М.М., Филиппова Т.А. , «Две недели в лагере здоровья» рабочая тетрадь для школьника.

  • Безруких М., Филиппова Т. «Разговор о правильном питании» рабочая тетрадь для школьников.

  • Безруких М.М., Филиппова Т.А. «Формула правильного питания» рабочая тетрадь для школьников.

  • Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Гуманитарный издательский центр. Владос. 2000 г. 103 стр.

  • Девяткова Т.А. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. Пособие для учителя. Владос 2004

  • Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя 5-9 классы. Владос 2005.

Львова Н.Е. «Социально-бытовая ориентировка» М. Просвещение, 1999.

  • Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Москва 2002.

Маллер А.Р., Цикото Г.В. «Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта». М.

Просвещение, 1981.


Экранно-звуковые пособия

Слайды соответствующего содержания.

Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.


Учебно-практическое оборудование

  • раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);

  • наборы предметных и сюжетных картинок;

  • дидактические игры;

  • мозаика, шаблоны, трафареты, конструктор;

  • наборы ролевых игр, игрушек по отдельным темам; наборы муляжей (фрукты, овощи, ягоды и т.д.);

  • объемные игрушки, детские музыкальные инструменты (колокольчик, металлофон, бубен, барабан);

  • предметы и игрушки для развития речевого дыхания (листочки, ватные шарики, дудочки, и др.);

  • настольные игры.

  • Сюжетные картинки (для составления предложений).

  • Раздаточный дидактический материал по темам: «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Продукты», «Учреждения», «Люди», «Мебель», «Игрушки», »Овощи», «Фрукты».

  • Кубики «Сложи рисунок»

  • Пазлы «Человек» (части тела, органы).

  • Дидактический  наглядный материал - серии карточек:  «Одежда»,   «Обувь», «Посуда», «Продукты»,  «Мебель», «Инструменты»,    «Профессии»,   «Игрушки»,  «Бытовая  техника и  приборы».

  • Магнитофон.

  • Чайный сервиз (на 6 персон).

  • Зубные щетки.

  • Иголки, нитки, пуговицы, ножницы.

  • Предметы по уходу за внешностью: расческа, щетка, заколки.

  • Телефоны (сотовый, с трубкой).


Оборудование класса, ТСО

Наименование

Кол-во

1

Доска школьная

1

2

Стол однотумбовый

1

3

Стул

4

4

Стол ученический

10

5

Стул ученический

9

6

Шкаф для хранения пособий и материалов

4

7

Монитор

3

8

Системный блок

3

9

Клавиатура

3

10

Мышь оптическая

3

11

Принтер цветной

1

12

Интерактивная доска

1

13

Проектор

1

14

Диван

1

15

Набор мебели (стенка)

1

  • Федеральный портал "Российское образование" http://www.edu.ru

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru

  • Учительский портал http://www.uchportal.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!