СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Данная программа будет интересна учителям предметов искусства и педагогам дополнительного образования, занимающимся театральным творчеством, а также школам, осуществляющим углубленное изучение предметов художественно-эстетического цикла. Содержание программы учебного предмета может быть переработано для реализации в рамках внеурочной деятельности или дополнительного образования в условиях как общеобразовательной школы, так и учреждений сферы дополнительного образования.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕАТР»
ФГОС НОО (1-4 классы)
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕАТР»
В современном обществе в условиях крайнего прагматизма, активного формирования «рыночного сознания» человека утверждается прямо противоположное отношение к художественной культуре. Наблюдается деградация, утрата новыми поколениями понимания жизненной ценности искусства, ответственности за его сохранение и развитие. И, хотя, мы вряд ли услышим от кого-либо открытые возражения тому, что каждый человек должен получить полноценное художественно-эстетическое развитие, сформировать определенный уровень духовности и культуры, тревожный факт отсутствия таковых характеризует нашу действительность.
В сложившихся условиях важно как можно скорее найти те действенные средства, которые позволят преодолеть ужасающую тенденцию разрушения накопленного веками духовного и нравственного опыта, отраженного в искусстве. Неоценимую помощь, на наш взгляд, в этом может оказать театрализованная деятельность, которая рассматривается нами как мощный инструмент открытия и шлифовки многих человеческих способностей, и, в первую очередь, способности познавать себя, окружающий мир, развития навыков взаимодействия с другими людьми, а также коррекции некоторых негативных состояний и асоциальных проявлений.
Театр как предмет изучения в школе – это особое явление, формирующее личность ребенка, его социальную позицию, морально-этические нормы поведения. Синтетическая природа театрального искусства делает его особым средством воздействия на природу человека, «а самой синтетической способностью его, вероятно, является эстетическая, т.е. способность воспринимать и творить гармонию» (Г. Гачев).
Названные предпосылки побудили нас к созданию новой образовательной программы по театру для школьников, основанной на традициях народного искусства (включая культурное наследие родного края). Она моделировалась применительно к условиям профильного общеобразовательного учреждения. Первая публикация программы для 1-4 классов состоялась в 1994 году1. Она носила экспериментальный характер и прошла успешную апробацию на базе МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла № 46» г. Курска.
Настоящая редакция программы приведена в соответствие с требованиями обновленного ФГОС и предназначена для обеспечения учебного предмета «Театр», который реализуется в 1-4 классах ОО по 1 часу в неделю. Общий объем часов в рамках предмета «Театр» с 1 по 4 классы – 135 (33 часа в год в 1 классе, 33 недели по 1 ч.; по 34 часа в год во 2-4 классах, по 34 недели по 1 ч.).
Основным ориентиром для нашей оригинальной разработки послужили известные и зарекомендовавшие себя в практике программы и методические рекомендации по театральному обучению школьников: А.П. Ершова «Уроки театра на уроках в начальной школе» (1995); Т.Г. Пеня, А.П. Ершова «Театральные занятия для младших школьников» (1995); Ф.З. Файнштейн, Е.А. Плотникова, М.А. Разбаш «Школьный театр кукол» (1995). В силу специфики методологических оснований, целей, задач, содержания курса, методов его реализации созданную нами программу «Театр» можно отнести к авторской разработке, опирающейся на лучший опыт, накопленный в отечественной театральной педагогике.
Целью программы является развитие и воспитание творческой личности, формирование нравственных и эстетических вкусов школьников через приобщение к богатствам и многообразию народной культуры.
Интегративные художественно-педагогические задачи:
- последовательно знакомить учащихся с художественным творчеством своего народа, пропагандируя высокие нравственные нормы и гуманистические идеалы, отраженные в русской культуре;
- увлекать детей яркими художественными образами, которые вызывают у них положительные эмоции, укрепляют радостное, оптимистическое отношение к жизни;
- развивать художественно-образное мышление, память, воображение, фантазию, пластику и координацию движений, речевые навыки, коммуникативные умения;
- воспитывать эстетическое отношение к природе, к труду, людям, окружающей действительности, умение видеть и ценить прекрасное в человеческих отношениях, выражать эмпатию, сопереживать.
Базовым в системе преподавания признается принцип единства двух начал в фольклоре – индивидуального и коллективного. Исходными положениями программы являются также принципы историзма, комплексного и концентрического подходов в обучении, календарный принцип, принципы природосообразности и культуросообразности, принцип тематизма.
Содержание программы вытекает не только из синкретической сущности фольклорного творчества, но и из целостной природы ребенка, из широких междисциплинарных взаимосвязей. Приобщение детей фольклору происходит на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, танца, изобразительного и декоративно-прикладного творчества, литературы, театра. А, как известно, комплексное воздействие различных видов искусства на личность ребенка является ключевой идеей художественно-эстетического образования школьников, а в наших условиях – также инновационным профильным направлением общеобразовательного учреждения.
Программа предполагает реализацию основного содержания на уроках театра, а также активное использование системы интегрированных, бинарных, комбинированных уроков, воплощаемых, в том числе, совместно со специалистами других областей знания (народного музыкального творчества, народного декоративно-прикладного творчества, литературы, истории, краеведения, основ православной культуры и др.). Предлагаемый подход к освоению программных тем позволяет избежать «привязанности» к конкретному содержательному материалу и последовательности его изучения. Учитель вправе творчески изменять его, сохраняя основные принципы разработки программного тематизма, варьировать сложность учебного материала.
Театральное искусство предоставляет педагогу эффективные методы и формы, способствующие пробуждению у детей творческой активности, художественного начала, формированию эстетических критериев оценки произведений искусства и явлений окружающей жизни, человеческих отношений, собственных поступков.
Неисчерпаемым источником приемов, форм игровой деятельности является традиционная русская народная культура. Воспитание на фольклорной основе дает прекрасную возможность формировать в каждом ученике лучшие человеческие качества, уважительное и бережное отношение к своей культуре, любовь к родному краю, его традициям. Различные виды народного искусства, источником которого является жизнь, быт, традиции народа, тяготеют к интегрированному, взаимосвязанному использованию их, что само по себе отвечает природе ребенка, которая требует цельности и законченности во всем.
Основную часть программы «Театр» составляет сказочный фольклор, так как сказка живет тысячелетиями в народе. В народном творчестве сказка – самое большое чудо. В ней существует устойчивый фантастический мир невероятных чудес. Однако сказки содержат серьезный смысл, который дает возможность для суждения по самым разным жизненным вопросам. Сказки, доставляя много счастливых минут, открывают дорогу в другую жизнь и побуждают к светлым мечтам. Большое место в уроках занимают также творческие задания, упражнения и тренинги, коллективно-творческие игры, инсценировки различных сюжетов, викторины, тестовые задания, устные опросы, творческая защита исследовательских и проектных работ, представление сценариев, коллективное обсуждение и разбор литературных произведений, просмотренных спектаклей, проведенных культурно-досуговых мероприятий.
В процессе освоения программы акцент ставится на стимулировании результативности выполняемой деятельности. Через различные формы приобщения к театральному искусству на протяжении всего периода освоения программы обучающиеся знакомятся с театральными закономерностями и учатся их применению в собственной практической деятельности. Приобретенные школьниками специальные умения и практические навыки активно реализуются ими во внеурочной деятельности - при организации и проведении праздников, обрядов, ярмарок, игровых программ, капустников, коллективных творческих дел, театральных гостиных, театрализованных концертов, тематических экскурсий и др.
Кроме того, учащиеся активно посещают учреждения культуры и искусства города и области, постоянно принимают участие в разнообразных фестивалях и конкурсах театрального мастерства, тематических семинарах и практикумах, тем самым, расширяя свой кругозор, приобщаясь к лучшим образцам театрального искусства и народного творчества, формируя эстетический и художественный вкус, зрительскую и исполнительскую культуру, коммуникативные умения.
Для выявления уровня усвоения материала, сильных и слабых сторон в развитии учащихся, определения эффективности предлагаемой системы работы применяются различные формы текущего и итогового контроля: творческие показы, участие в культурно-досуговых мероприятиях школы и за ее пределами, коллективные просмотры спектаклей и их обсуждение, конкурсы и фестивали театрального мастерства и др.
Работа младших школьников оценивается по традиционной 5-бальной системе. При оценке устных ответов учитель руководствуется комплексными критериями, отталкиваясь от основного содержания программы: прочность знаний, понимание изученного материала, способность применять полученные знания на практике, владение монологической речью и т.д. При оценке практических, творческих заданий он оценивает владение навыками актерского мастерства, умение применять выразительные средства, учитывается также эмоциональность, органичность воплощения сценического образа и ряд других личностных достижений ребенка.
Высокая эффективность образовательно-воспитательного процесса на уроках театра достигается, благодаря обеспечению необходимых педагогических условий и современному ресурсному оснащению учебного курса (наличие специального театрального класса, инструментария, современных технических и информационно-коммуникационных средств, костюмов, атрибутов, декораций, библиотеки, фонотеки и др.).
Театральное пространство школы является в первую очередь пространством образовательно-воспитательным. В этих условиях театр не является обособленным структурным элементом (с постоянным репертуаром, отобранной группой талантливых ребят и административной командой педагогов). Он как бы растворен во всем пространстве учреждения, проявляет себя практически во всех сферах школьной жизни и таким образом перестает быть принадлежностью избранной группы учащихся, а становится неотъемлемой частью всего образовательного процесса и несет тот педагогический потенциал, который заложен в феномене, именуемом «школьный театр».
Мы убеждены, что школьный театр содержит в себе такие возможности раскрытия и реализации личности, какие не могут быть раскрыты и реализованы в традиционной учебной деятельности. Как доказывает практика, многогранность и значимость выполняемых им в отношении обучающихся интегративных функций поистине уникальна.
Театральная деятельность развивает универсальные способности школьников на основе генетической взаимосвязи зрения, голоса, слуха, осязания, обоняния, движения. Существенным является и то, что театр предоставляет ученикам возможность игры. Известно, что любая информация легче усваивается через игровой процесс. «Только драма, – писал Й. Хейзинги, - благодаря своему свойству быть действием, сохраняет прочную связь с игрой». Из игры дети извлекают не только игровой, но и жизненный опыт. Поэтому центральное место в театральном образовании детей занимает игровая деятельность, способствующая, также, достижению планируемых результатов театральной деятельности на разных этапах образования школьников:
- личностных, отражающихся в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса внеурочной деятельности «Театр» и развить в процессе собственной художественно-творческой и учебной деятельности;
- метапредметных, характеризующих уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности;
- предметных, отражающих опыт учащихся начальной школы в театрально-творческой деятельности и обеспечивающих успешное обучение на следующем уровне общего образования.
В целях эффективной реализации содержания учебного курса «Театр» нами предлагаются следующие методические рекомендации по реализации программы.
1 год обучения
Обучение детей начинается со знакомства с русскими народными играми, малыми жанрами фольклора. Игра в жизни ребенка занимает исключительное положение. Дети в процессе игры приобретают ценные для жизни качества. Игра в детском возрасте несет в себе различные функции: физическую, коммуникативную, творческую, познавательную. Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, дает возможность попробовать себя в разных ролях, и, тем самым увлекает его, вызывает интерес к индивидуальной и коллективной деятельности.
Ведущей задачей первого года обучения становится знакомство младших школьников с разными видами русских народных игр: хороводными, словесными, малоподвижными, подвижными, драматизированными. Важное место в содержании данной темы занимает игровой потешный фольклор Курской области. Особое внимание уделяется тем играм, которые несут в себе художественный образ. Ребенок живет более чувствами, чем разумом, а это эмоционально окрашивает и приподнимает все, с чем он соприкасается. Ему проще, доступнее выразить увиденное, пережитое не словами, а действием, отсюда, стремление «театрализовать жизнь». Игровой детский фольклор имеет большую силу эмоционального воздействия, что служит важным импульсом для развития эстетического чувства ребенка. Особая впечатлительность детей, их готовность к сказочному видению мира – характерная черта детей младшего школьного возраста, наиболее податливых к игровому самовыражению.
Работа начинается с малых жанров устного народного творчества, к которым относятся скороговорки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, прибаутки, пестушки, колыбельные, страшилки, молчанки, дразнилки, потешки, небылицы, перевертыши и др.
Скороговорка способствует развитию яркой, выразительной, понятной речи. Существуют различные формы работы над скороговоркой: индивидуальное и коллективное проговаривание скороговорки с различной интонацией, темпоритмом; инсценирование скороговорки; разыгрывание сказочных сюжетов (когда речь персонажей состоит из скороговорок, а подтекст остается согласным сказочной роли); использование метода «закрытых глаз» (за словом дети видят образ) и т.д. Скороговорки занимают важное место в системе тренингов и упражнений, способствующих четкой, ясной, красивой сценической речи.
Считалки позволяют тренировать память, помогают определить ведущего в игре, распределить роли, предлагаемые задачи без обид. Их можно инсценировать, сочинять свои считалки (с пояснением принципа сочинения), запоминать понравившиеся и обучать считалкам других.
Тесная связь существует между пословицей и поговоркой, но есть между ними и существенная разница: в пословице содержится четко сформулированный вывод, заключение, а поговорка лишь четко определяет поступок, состояние, поведение человека. «Поговорка – цветок, пословица – ягодка», - говорит сам народ. Народные загадки учат детей видеть красоту и многообразие мира, в них кроются большие возможности для развития воображения детей, стремления к познанию окружающей действительности. Школьникам предлагаются различные задания: изобразить загадку в рисунке, действии, в мизансцене, костюме, под музыку и т.д. Рассказывать детям о загадке, пословице и поговорке можно в форме сказки, где загадка – старшая сестра, а пословица и поговорки – младшие сестры-двойняшки. Желательно найти образы этих сестриц (в рисунках, в игрушках). Через инсценировку пословиц и поговорок дети знакомятся с понятием «этюд» (короткий спектакль), где пословица и поговорка могут служить названием этюда.
Прибаутки, пестушки и колыбельные целенаправленно воспитывают бережное, аккуратное, острожное отношение к малышам. Знакомство с данными жанрами происходит в подражании взрослым, воссоздается атмосфера семейного быта (на уроках дети используют мягкие игрушки, куклы). Активно используется музыкальная составляющая данных жанров.
Дразнилки, страшилки, молчанки обогащают знаний детей в области малых жанров устного народного творчества. Дразнилка, высмеивая негативные качества личности, имеет большое воспитательное значение. Мягко «пугая» детей, страшилки ориентированы на воспитание послушания ребенка. Молчанка – хороший способ воспитания терпения, выдержки, тактичности. По всем названным жанрам выполняется разнообразная практическая работа: интонирование (произнесение с нужным подтекстом), проигрывание сюжетов, изображение застывшей картинки, скульптуры, составление диафильма и т.д.
Потешки, небылицы, перевертыши знакомят ребят с творчеством скоморохов. Предлагается работа по обыгрыванию ярмарочных шуток, фрагментов народных праздников. Здесь возможны варианты индивидуальной, парной, групповой работы. Большое внимание уделяется самостоятельной творческой деятельности младших школьников (сочинение текстов, монологов и диалогов, используя названные жанры). Потешки, небылицы, перевертыши направлены на создание комфортного, радостного, праздничного настроения.
Итогом работы в первом классе может стать игровая программа с использованием элементов малых жанров фольклора. Например, «Потешный двор», «В гостях у Петрушки», «Матрешкины Забавы» и др.
Театральное пространство школы является в первую очередь пространством образовательно-воспитательным. В этих условиях театр не является обособленным структурным элементом, он как бы растворен во всем пространстве учреждения, проявляет себя практически во всех сферах школьной жизни и таким образом перестает быть принадлежностью избранной группы учащихся, а становится неотъемлемой частью всего образовательного процесса и несет тот педагогический потенциал, который заложен в феномене, именуемом «школьный театр».
2 год обучения
В течение второго года обучения школьники знакомятся с народным земледельческим календарем, который тысячелетиями складывался на Руси, узнают о праздниках, обрядовых действиях, раскрывают особенности времен года в природе и в жизни людей. Большую часть практического учебного материала составляет фольклор Курской области, так как он близок и доступен для восприятия младшими школьниками в силу своей географической принадлежности, места бытования.
Знакомство с обрядовой поэзией начинается с осеннего периода. Центральное место здесь занимает праздник Урожая и символические действия, совершаемые в ходе праздника.
Зимний период времени включает зимние Святки (Сочельник, Рождество, Новый год по старому и по новому стилю, Крещение), а также обряды, связанные с этими праздниками (святочные игрища, гадания, колядования).
Зимне-весенний праздник «Масленица» занимает особенное место на уроках, так как он очень популярен в народе. В обрядовых действиях праздника (Встреча Масленицы, заигрыши, обрядовые веселья, сожжение Масленицы) акцент делается на значение обряда сожжения Масленицы. Он символизирует наступление весны, избавление от невзгод, холода, возрождение природы.
Весенний период связан с празднованием Встречи Весны. В разных регионах он имеет свое название: Грачевники, закличка Весны, окличка Весны, Сороки. На уроках рассматриваются следующие обрядовые действия: украшение дерева красными и черными ленточками, символизирующими землю и солнце; изготовление птиц из теста и других материалов; разучивание весенних закличек и определенных игр, инсценирование различных сюжетов.
Летние праздники и обряды сочетаются с величием и красотой природы. На примере праздников Троица (или Зеленые Святки), Ивана Купала дети получают информацию об отношении людей к магическим силам природы.
С народным земледельческим календарем неразрывно связаны и русские народные сказки, имеющие принадлежность к разным временам года, и являются составными элементами календарных обрядов. В народе до сих пор бытует поговорка: «Пришла зима – сказки сказывай, весна пришла – песни пой».
На занятиях дети знакомятся с лучшими образцами сказок русского народа, их жанрами (сказки о зверях и птицах, волшебные сказки, бытовые сказки), учатся воплощать реальные явления в сказочные сюжеты, домыслы, обрядовые игры. Изучение сказок предполагает проведение занятий в нетрадиционной оригинальной форме: путешествие, викторина, сказочная карусель, игровая программа, театрализованное представление, ярмарка и т.д.
Дети учатся играть образы сказочных героев индивидуально, в парах, в группах и коллективно. Перенос сказки на сцену подразумевает знание детьми того, что сценический вариант может выглядеть по-другому – дети учатся заменять авторский текст, придумывая по смыслу слова действующим лицам. В рамках этой работы происходит знакомство с выразительными средствами актера (речь, мимика, жест, движение); элементами актерского мастерства (внимание, память, фантазия, воображение, общение с партнером, действие в предлагаемых обстоятельствах и т.д.).
Инсценирование сказочных сюжетов составляет основу театральных занятий. Творческие задания, игры, упражнения, тренинги являются необходимыми компонентами уроков. Например, составление текста телеграммы сказочных героев; составление картины и ее оживление, составление диафильмов; представление сказочного сюжета без слов; сочинение сказки; дополнение сказки музыкальными номерами; озвучивание иллюстраций к сказке и т.д.
В течение учебного года школьники принимают активное участие в массовых народных праздниках, представляют обрядовые действия, изучаемые на занятиях. По окончании второго года обучения дети представляют на суд зрителей несложный сказочный спектакль с использованием элементов костюмов, декораций, музыки.
3 год обучения
Вся урочная деятельность 3-го года обучения разворачивается вокруг темы «Героический эпос». Эпос – повествовательная литература, совокупность произведений народного творчества. Дети знакомятся с такими жанрами как: былина, героическая сказка, баллада, сказ. Основное внимание уделяется изучению поэтической красоты и гармонии былинного искусства.
Былина – историческая песня, стàрина, то есть песня о старине. Былины делятся на два вида – героические (или богатырские) и социально-бытовые. В бытовании русских многовековых былин сложилось две традиции – южная и северная.
В течение первого полугодия дети знакомятся с образами и характерами русских богатырей (Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича), а также с героями социально-бытовых былин – талантливыми русскими людьми (Садко, Вавилой, веселыми скоморохами и др.). Достаточно подробно на уроках прорабатывается содержание былин, где подчеркивается достойный пример для воспитания мужских и женских качеств, силы духа, мужества, храбрости, стойкости, терпения, самообладания, выдержки, мудрости, жизнелюбия, патриотизма и т.д.
Былины имеют следующие особенности:
- определенный ритмический рисунок;
- использование частиц «а», «де», «ка», «ко». «во», «то», «ли», «кабы», «каже», «же», помогающие сохранить былинный стиль, но совершенно не имеющие смыслового значения;
- голосовая окраска при исполнении былин (пение и сказывание отличается торжественностью тона, величавостью, грандиозностью, мерным речитативом);
- композиционное построение (запев или зачин, основная часть, кульминация, концовка или исход);
- использование в былинных сказаниях троекратного повтора, для того чтобы показать многократность действий или длительность проходящего времени.
Знание всех этих особенностей позволяет легко запомнить содержание любой былины, независимо от ее объема, и воспроизвести былину, не записывая и не заучивая специально.
Формы работы над былиной также разнообразны: педагогический показ (чтение былины учителем); прослушивание былины при помощи аудиовоспроизводящих средств, что позволяет познакомится с особенностями жанра; чтение былины по ролям; обыгрывание различных фрагментов; придумывание и представление картин, диафильмов по мотивам былины; «оживление» и озвучивание иллюстраций в соответствии с содержанием былины; воспроизведение былины по цепочке; сочинение собственных былин по заданной теме; использование созвучных былине живописных, литературных и музыкальных материалов; инсценирование былинных сюжетов; постановочная работа и показ былинного спектакля (итог работы над былиной).
В героических сказках собраны легенды и былины, героями которых были богатыри из народа. Они проявляли смекалку, не жалели жизни, защищая близких людей, свою Родину. Творческая работа проходит по сказкам «Никита Кожемяка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо».
Баллада – лирическое стихотворное повествование, основанное на предании. Лирическое или лиро-эпическое стихотворение особой формы, на историческую, обычно легендарную, темы. Зачинателем баллады в русской поэзии был В.А. Жуковский («Светлана», «Лесной царь», «Людмила» и др.), продолжателями – А.С. Пушкин («Песнь о вещем Олеге»), М.Ю. Лермонтов («Воздушный корабль»). Они заимствовали сюжеты баллад из фольклора. Дети знакомятся с жанром баллады через авторское творчество, а также через произведение древнерусской литературы «Слово о полку Игореве».
Сказ – народное эпическое повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица. Сказ – фольклорная форма (в т.ч. устный народный рассказ), стоящая на грани бытовой речи и художественного творчества. С этим жанром дети знакомятся на примере уральских сказов П.П. Бажова, которые генетически связаны с фольклором.
Перечисленные формы работы над названными жанрами дополняются видеопросмотрами, посещением спектаклей с их последующим анализом-обсуждением. Итогом работы в 3 классе становится инсценирование любого из жанров героического эпоса.
4 год обучения
Четвертый год обучения направлен на углубление и закрепление знаний о театральном искусстве, на расширение кругозора обучающихся, на привитие интереса к образцам мировой культуры на примерах древнегреческой мифологии и первых литературных источников в переложении для детей – Библии и Евангелия, повествующих о жизни Иисуса Христа.
Миф – древнее народное сказание о богах и легендарных героях, о происхождении мира и жизни на Земле. На уроках учащиеся узнают о греческих богах, о возникновении мира, о происхождении людей, о борьбе добра и зла, о смене веков (как это представляли древние греки). Творческие задания являются основой уроков, на которых рассматриваются следующие мифы: «Происхождение мира и богов», «Рождение Зевса», «Олимп», «Посейдон и божества моря», «Царство мрачного Аида», «Рождение Аполлона», «Аполлон и музы», «Рождение и воспитание Диониса», «Афина Паллада», «Афродита» и т.д. Также учащиеся знакомятся с образами древнегреческих героев: Прометей, Персей, Орфей и др., но основное внимание уделяется Гераклу и его подвигам, как наиболее яркому и понятному для детского возраста образу героя.
Говоря о мифах Древней Греции, нельзя не сказать о том, что театральное искусство зарождалось именно там, многие театральные термины имеют греческое происхождение. Учитель рассказывает детям о театральных постройках, древних актерах, драматургах и их произведениям, о тесной связи мифологии и драматургии. Нами рекомендуется к использованию на уроках редакция древнегреческих мифов Н.А. Куна, как наиболее доступных и понятных для детей младшего школьного возраста.
В процессе работы над данной темой детям предлагаются следующие задания: изобразить в рисунках различные сюжеты мифов; показать фрагменты в мизансцене, этюдах; «оживление», «озвучивание» иллюстраций к мифам и легендам с помощью пластических и словесных действий; изображение мифических скульптур; сочинение собственных легенд по мотивам мифов и передача их в словесной форме; чтение и пересказывание отдельных мифов и легенд.
При знакомстве с библейскими сюжетами учителю необходимо обратить внимание детей на значение Библии в жизни человека. Библия – это священная книга, которая делится на две части – Ветхий Завет (Старый) и Новый Завет. Ветхий Завет охватывает период от Сотворения мира до рождения Иисуса Христа, а Новый Завет – от рождения Иисуса Христа и до его Воскрешения.
Большую роль в уроках играют беседы нравственного характера. Это могут быть дискуссии, диспуты. Предложенные иллюстрации в детском издании Библии помогают усилить воспитательное воздействие на школьников. Дети составляют рассказы по предложенным иллюстрациям, придумывая им названия; воплощают увиденное и услышанное в мизансценах и мини-спектаклях; учатся составлять короткие инсценировки по предложенным сюжетам из Библии. Эта работа может быть индивидуальной, парной, групповой и коллективной. Наиболее удачные инсценировки дети демонстрируют на сцене. Также можно использовать такие формы работы, как чтение библейских сюжетов по ролям; составление диафильмов, которые могут иметь следующие названия: «Сотворение мира», «Сотворение первых людей», «Ноев ковчег» и т.д. Изучение данного раздела предполагает значительную долю самостоятельной работы обучающихся (домашнее чтение Детской Библии) с дальнейшим обсуждением прочитанного материала на уроках.
С событиями второй части Библии школьники знакомятся при просмотре видеофильма «Иисус» (реж. Дж. Хейман), либо при прослушивании аудиоматериалов «Жизнь Иисуса Христа»2. После этого школьникам предлагаются формы работы по выбору: беседа, дискуссия, деловая игра, написание сочинения по теме «Мои впечатления…» и т.д.
Знакомя обучающихся с древнегреческой мифологией, Детской Библией, учитель предоставляет возможность свободно высказывать свои мысли, сохранять собственную веру и не воспринимать как догму полученные знания.
В содержание учебного материала 4 года обучения входит обзор фольклорного творчества народов мира, а также фольклор малочисленных народов России (малые жанры фольклора, сказки). Этот материал открывает детям особенности характеров людей и быта разных народов. Формы работы над материалом аналогичны предлагаемым ранее.
Итогом работы в 4 классе является показ инсценировки мифа, библейского сюжета, любого жанра фольклора другой страны или представление традиций малочисленных народов России.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ТЕАТР»
№ п/п | Группа результатов | Групповая разновидность результатов | На формирование каких компетенций направлены |
1. | Личностные (отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Театр» и развить в процессе собственной художественно-творческой и учебной деятельности) | - гражданско-патриотическое воспитание | Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к освоению театральных традиций своего края, театральной культуры регионов России; интерес к изучению истории отечественной театральной культуры; стремление развивать и сохранять театральную культуру своей страны, своего края; активное участие в культурной жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края; понимание значения народного театрального творчества, его неразрывной связи с жизнью. |
- духовно-нравственное воспитание | Признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной театральной и учебной деятельности. | ||
- эстетическое воспитание | Восприимчивость к различным видам искусства, театральным и музыкальным традициям и творчеству своего народа; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в театрализованной деятельности. | ||
- ценности научного познания | Первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании. | ||
- физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия | Соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и др. людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в театрально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, ритмическое чувство, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей арт-терапии (сказкотерапии, фольклорной терапии и др.). | ||
- трудовое воспитание | Установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности. | ||
- экологическое воспитание | Бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред. | ||
2. | Метапредметные (характеризующие уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности) | Универсальные познавательные действия: - базовые логические действия; - базовые исследовательские действия; - работа с информацией. | - сравнивать произведения, жанры, в т.ч. фольклорные; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы фольклорных и авторских произведений по определённому признаку; - определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (малые жанры фольклора, виды сказок, календарные обрядовые праздники и др.); - находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях театрального искусства, сведениях и наблюдениях за прослушанным и просмотренным материалом на основе предложенного учителем алгоритма; - выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма; - устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях восприятия и театрализованной деятельности, делать выводы; - с помощью учителя формулировать цель выполнения упражнений, тренингов, планировать изменения результатов своей театральной деятельности, ситуации совместного творчества; - сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); - формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента, классификации, сравнения, исследования); - выбирать источник получения информации; - согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде; - распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки; - соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет; - анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей; - самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. |
Универсальные коммуникативные действия: - невербальная коммуникация; - вербальная коммуникация; - совместная деятельность (сотрудничество). | - воспринимать театральную деятельность как специфическую форму общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание исполняемого произведения; - выступать перед публикой в качестве артиста (соло или в коллективе); - передавать в собственной театрализации художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению; - осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении; - воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; - признавать возможность существования разных точек зрения; - корректно и аргументированно высказывать своё мнение; - строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; - создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); - готовить небольшие публичные выступления; - подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления; - стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, театрализованной деятельности; - переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи; - формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков; - принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; - ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат; - выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы. | ||
Универсальные регулятивные действия: - самоорганизация; - самоконтроль. | - планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; - выстраивать последовательность выбранных действий; - устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; - корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок. | ||
3. | Предметные (отражают опыт учащихся начальной школы в театрально-творческой деятельности) | Учебные модули: - «Жемчужины народной мудрости»; - «Сказания русского народа»; - «Героический эпос»; - «Сокровища древности». | Обучающиеся, осваивающие ООП по предмету «Театр»: - с интересом занимаются театром, любят выразительно декламировать, участвовать в инсценировках и театральных этюдах, играть на сцене, умеют слушать и смотреть театральные постановки, знают правила поведения в театре, концертном зале; - сознательно стремятся к развитию своих актерских способностей; - осознают разнообразие форм и направлений театрального искусства (его фольклорной составляющей), могут назвать жанры фольклорного театра, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; - имеют опыт восприятия, исполнения музыки жанров других видов искусств, творческой деятельности в различных смежных видах искусства; - с уважением относятся к достижениям отечественной театральной культуры и традиционному наследию русского народа; - стремятся к расширению общего кругозора. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ,
В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЕТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
В планировании нами использованы следующие условные обозначения модулей (на каждый год обучения):
М1 – модуль № 1 «Жемчужины народной мудрости»;
М2 – модуль № 2 «Сказания русского народа»;
М3 – модуль № 3 «Героический эпос»;
М4 – модуль № 4 «Сокровища древности».
Каждый из модулей последовательно и полностью реализуется в течение 1 учебного года.
Обширная образовательная и просветительская база в области театрального искусства в помощь учителю представлена тематическими порталами в информационной сети Интернет (тематические передачи, образовательные циклы, лекции, видеоуроки, записи спектаклей, виртуальные экскурсии и др.): Российская электронная школа (https://resh.edu.ru/); Культура.рф (https://www.culture.ru/), Творческий Центр «Звуки Времен» (https://soundtimes.ru/); цикл передач «Абсолютный слух» телеканала «Россия-Культура» (https://www.youtube.com/channel/UCik7MxUtSXXfT-f_78cQRfQ) и др. Ниже дополнительно представлен список рекомендуемых для использования в учебной и внеурочной деятельности электронных образовательных ресурсов.
1 класс
Тема года «Жемчужины народной мудрости»
№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов |
I полугодие. Игровой фольклор | ||
1 | Этот удивительный мир театра | 1 |
2 | Игра – основа театрального искусства | 1 |
3 | Словесные игры | 1 |
4 | Действие в словесных играх | 1 |
5 | Музыкальное решение хороводных игр | 1 |
6 | Малоподвижные игры | 1 |
7 | Подвижные игры | 1 |
8 | Роль ведущего в игре | 1 |
9 | Драматизированные игры (игры-инсценировки) | 1 |
10 | Игры-сказки | 1 |
11 | Сказочные роли (характерность) | 1 |
12 | Игровые сюжеты в рисунках | 1 |
13 | Копилка старинных игр | 1 |
14 | Игровой спектакль | 1 |
15 | Коллективно-творческая программа «Путешествие в Играй-город» | 1 |
16 | Подготовка к новогоднему празднику | 1 |
| Итого | 16 часов |
II полугодие. Малые жанры фольклора | ||
1 | Знакомство с малыми жанрами фольклора | 1 |
2 | Сюжетные считалки | 1 |
3 | Особенности пословиц и поговорок | 1 |
4 | Мир загадок | 1 |
5 | Скороговорка как важный этап в работе над речью | 1 |
6 | Театральные игры со скороговорками | 1 |
7 | Мини-спектакль с использованием скороговорок | 1 |
8 | Значение потешек, пестушек, прибауток в жизни детей | 1 |
9 | Игровая программа с использованием потешек, пестушек, прибауток | 1 |
10 | Особенности дразнилок | 1 |
11 | Значение страшилок и молчанок в детском фольклоре | 1 |
12 | Перевертыши и небылицы | 1 |
13 | Сочинение перевертышей и небылиц | 1 |
14 | Театральная лесенка «Жемчужины народной мудрости» | 1 |
15 | Особенности игровой программы (объединение жанров через сценарно-режиссерский ход) | 1 |
16 | Знакомство с сюжетом «Потешный двор» (или любым другим) | 1 |
17 | Представление игровой программы | 1 |
| Итого | 17 часов |
| Всего | 33 часа |
2 класс
Тема «Сказания русского народа»
№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов |
1 | Знакомство с темой года | 1 |
2 | Обрядовая поэзия русского народа (через народный земледельческий календарь) | 1 |
3 | Особенности осеннего периода в природе и в жизни людей | 1 |
4 | Сказочный мир (знакомство со сказками) | 1 |
5 | Сказки осеннего периода | 1 |
6 | Обрядовые действия осенних праздников | 1 |
7 | Сказки о зверях и птицах | 1 |
8 | Особенности сказок о зверях и птицах | 1 |
9 | Характерные особенности героев сказки | 1 |
10 | Творческие задания по сказкам | 1 |
11 | Инсценировка сказочных сюжетов | 1 |
12 | Особенности зимнего периода в природе и в жизни людей | 1 |
13 | Зимние праздники и обряды | 1 |
14 | Символическое значение обрядовых действий в зимних праздниках | 1 |
15 | Особенности праздника «Широкая Масленица» | 1 |
16 | Сказки зимнего периода | 1 |
17 | Смысл волшебных сказок | 1 |
18 | Просмотр (прослушивание) волшебных сказок | 2 |
19 | Инсценировка фрагментов волшебных сказок | 1 |
20 | Выразительные действия актера в сказочных сюжетах | 1 |
21 | Коллективно-творческая игра «Сказочная мозаика» | 1 |
22 | Особенности весеннего периода в природе и в жизни людей | 1 |
23 | Обрядовые действия весенних праздников | 2 |
24 | Чудеса бытовых сказок | 1 |
25 | Творческая работа на основе бытовых сказок | 1 |
26 | Инсценировка бытовых сказок | 2 |
27 | Особенности летнего периода в природе и в жизни людей | 1 |
28 | Летние праздники и обряды | 1 |
29 | Сказки летнего периода | 1 |
30 | Творческие задания по сказкам | 1 |
31 | Импровизационный сказочный спектакль | 1 |
| Всего | 34 часа |
3 КЛАСС
Тема «Героический эпос»
№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов |
I полугодие. Поэтическая красота и гармония былинного искусства | ||
1 | Своеобразие былинного искусства | 2 |
2 | Знакомство с образами русских богатырей | 3 |
3 | Особенности чтения и рассказывания былин | 1 |
4 | Творческая работа по былинам | 1 |
5 | Просмотр (прослушивание) былинных сюжетов | 1 |
6 | Социально-бытовые былины | 1 |
7 | Знакомство с былиной «Садко» | 2 |
8 | Творческая работа по былине | 2 |
9 | Подготовка и показ былинного спектакля | 3 |
| Итого | 16 часов |
II полугодие. Литературные произведения по мотивам и сюжетам народных сказаний | ||
1 | Особенности героических сказок как основа авторских произведений | 1 |
2 | Сказочные героические образы (характерность и близость к былинным героям) | 1 |
3 | Творческая работа по сказкам: «Никита Кожемяка», «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо» | 3 |
4 | Знакомство со сказами П.П. Бажова (общее и особенное в былинах, героических сказках, сказах) | 1 |
5 | Просмотр (прослушивание) сказов П.П. Бажова | 2 |
6 | Творческая работа по сказам | 2 |
7 | Знакомство с памятником древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» | 2 |
8 | Знакомство с балладами В.А. Жуковского | 1 |
9 | Особенности выразительного чтения баллады | 1 |
10 | Творческая работа по балладам | 1 |
11 | Сходство и различия авторских произведений и первоисточника | 1 |
12 | Инсценировка одного из жанров (по выбору уч-ся) | 2 |
| Итого | 18 часов |
| Всего | 34 часа |
4 КЛАСС
Тема «Сокровища древности»
№ п/п урока | Тема урока | Кол-во часов |
I четверть. Мифы Древней Греции | ||
1 | Понятие о мифе. Происхождение мира и богов | 1 |
2 | Зевс – бог всех богов | 1 |
3 | Посейдон и божества моря | 1 |
4 | Царство мрачного Аида | 1 |
5 | Мифы об Аполлоне | 1 |
6 | Дионис – могучий сын Зевса | 1 |
7 | Мифологические сюжеты в древнегреческой драматургии. Древнегреческий театр | 1 |
8 | Творческая работа по мифам | 1 |
| Итого | 8 часов |
II четверть. Легенды Древней Греции | ||
1 | Миф-легенда «Пять веков» | 1 |
2 | Эстафета героев (визитные карточки героев Эллады) | 1 |
3 | Геракл – популярный герой Древней Греции | 1 |
4 | Подвиги Геракла (просмотр, прослушивание) | 3 |
5 | Творческая работа по легендам | 2 |
| Итого | 8 часов |
III четверть. Библейские сюжеты | ||
1 | Библия – Священная книга | 1 |
2 | Ветхий Завет | 1 |
3 | Чтение библейских сюжетов | 2 |
4 | Творческая работа по библейским сюжетам | 2 |
5 | Просмотр фильма «Иисус Христос» (или прослушивание аудиоматериалов «Жизнь Иисуса Христа»). Обсуждение, творческая работа на заданные темы | 4 |
| Итого | 10 часов |
IV четверть. Фольклор малых народов России | ||
1 | Малые жанры | 1 |
2 | Игровой фольклор малых народов России | 2 |
3 | Сказки малых народов России. Творческая работа по сказкам | 3 |
4 | Подготовка и творческое участие в празднике «Радуга поколений». | 2 |
| Итого | 8 часов |
| Всего | 34 часа |
Театральное пространство школы является в первую очередь пространством образовательно-воспитательным. В этих условиях театр не является обособленным структурным элементом (с постоянным репертуаром, отобранной группой талантливых ребят и административной командой педагогов). Он как бы растворен во всем пространстве учреждения, проявляет себя практически во всех сферах школьной жизни и таким образом перестает быть принадлежностью избранной группы учащихся, а становится неотъемлемой частью всего образовательного процесса и несет тот педагогический потенциал, который заложен в феномене, именуемом «школьный театр».
Как показывает практика, театральная деятельность является востребованной детьми и подростками, так как она близка природе ребенка, развивает его универсальные способности на основе генетической взаимосвязи зрения, голоса, слуха, осязания, обоняния, движения, пробуждает в нем лучшие человеческие качества, формирует нравственные идеалы, духовные ценности.
Не следует забывать о том, что рамками урока ограничиваются возможности полноценного проявления обучающимися своих творческих способностей. В целях устранения этого недостатка в общеобразовательном учреждении должен быть создан постоянно действующий самодеятельный театр, в состав которого могут входить не только действительные школьники, но и выпускники прошлых лет, педагоги школы. В нашем случае решение о создании разновозрастного коллектива явилось принципиальным, потому, что именно внутри такого коллектива ребенок приобретает опыт установления вертикальных и горизонтальных коммуникативных связей.
Стержнем совместной деятельности в театральном коллективе является своеобразный кодекс, положения которого звучат следующим образом:
- мы сильны своим сплоченным коллективом;
- мы любим свое дело и свою школу;
- мы доводим начатое дело до конца;
- мы объединены общей идей – создавать прекрасное;
- мы дружны с детьми, и они доверяют нам;
- мы ценим сотрудничество на благо нашего коллектива;
- мы стремимся к высоким результатам.
Мы убеждены, что школьный театр содержит в себе такие возможности раскрытия и реализации личности, какие не могут быть раскрыты и реализованы в традиционной учебной деятельности. Как доказывает практика, многогранность и значимость выполняемых им в отношении обучающихся интегративных функций поистине уникальна.
Приложение к программе
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (1-4 КЛАССЫ)
Агамова Н.С., Слепцова И.С. Морозов И.А. Народные игры для детей. – М., 1995.
Аз, буки – потом и науки. 2 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений / Авт.-сост. О.В. Джежелей. – М.: Дрофа, 1996.
Алянский Ю.Л. Азбука театра: 50 маленьких рассказов о театре. - 2-е изд., переработ. и доп. – Л.: Детская литература, 1990.
Афанасенко Е.Х. и др. Детский музыкальный театр: программы, разработки занятий, рекомендации.– Волгоград: Учитель, 2009.
Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. – М.: Художественная литература, 1990.
Бажов П.П. Сказы. Книга 1 / Под ред. А.М. Титовой. – М.: МП «Вернисаж», 1991.
Березовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы / Отв. ред. Н.М. Кожемякина. – М.: Детская литература, 1980.
Библия для детей: Ветхий и Новый Заветы / Гл. ред. Н. Астахова. – М.: Белый город, Даръ, 2007.
Брынцев Л.А. Золотые врата искусства. – Курск: Изд-во Курск. гос. пед. ун-та, 2002.
Буренина А.И. Театр Всевозможного. - Вып. 1: От игры до спектакля: Учебно-методическое пособие. – СПб.: ЛОИУУ, 2002.
Волшебное слово: Сказки / Сост. В.И. Калугин. – М.: Молодая гвардия, 1988.
Волшебный цветок: Сказки народов РСФСР / Сост. М.Р. Файзуллина. – Казань: Татарское книжное издательство, 1983.
Гельфан Е.М., Рябинин Б.С. Игры и упражнения для маленьких и больших (Воспитание детей в игре). – М.: Просвещение, 1969.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. – М.: Баласс, 2004.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 3-й класс. – М.: Баласс, 2004.
Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 4-й класс. – М.: Баласс, 2004.
Голдовский Б.П. Детская Энциклопедия: Познавательный журнал для девочек и мальчиков, № 4 – М.: ЗАО «Аргументы и факты», 1996.
Горбунова Н.А. Школьный лагерь: Разработки занятий с детьми в школьном оздоровительном лагере. – Волгоград: Учитель-АСТ, 2003.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства: Из опыта работы: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991.
Детская Библия. – Волгоград: Провинциальные ведомости, 1990.
Детский фольклорный праздник «Русские Святки» / Сост. С.З, Агранович, И.В. Саморукова. – Самара: Изд-во «Самарский университет», 1994.
Джежелей О.В. Читаем и играем: Пособие для обучения выразительному чтению и разумному поведению: Книга для уч-ся нач. классов. – М.: Просвещение, 1994.
Дюнн М. Все о детской вечеринке \ Перевод с англ. Н. Пчельниковой. – М.: ТОО Центр «ПРО», 1996.
Ершова А.П. Уроки театра на уроках в начальной школе. – М.: Просвещение, 1995.
Жаворонушки / Сост. Г. Науменко. – М.: Советский композитор, 1977.
Жуковский В.А. Баллады. Поэмы и сказки. – М.: Изд-во «Правда», 1982.
Жуковский В.А. Стихотворения и баллады / Сост. К.В. Пигарева. – М.: Детская литература, 1972.
Знакомство детей с русским народным творчеством: Методическое пособие для педагогов дошкольных обазовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С. Куприна и др. – СПб.: Детство-Пресс, 1999.
Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции: Пособие для учителя. - Изд. 5-е / Ред. В.С. Свиткова. – М.: Просвещение, 1975.
Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхардт. – М.: Просвещение, 1988.
Мельников М.Н. Русский детский фольклор. – М.: Просвещение, 1987.
Михайлова А.Я. Театр в эстетическом воспитании младших школьников: Пособие для учителей нач. классов. – М.: Просвещение, 1975.
Мудрость народная: Младенчество – детство. – М.: Художественная литература, 1991.
Муравьев Б.М. От дыхания к голосу: Работа над речевым дыханием актера. – Л., 1982.
Муравьева Т.В. Сто великих мифов и легенд. – М.: Вече, 2009.
Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов / Сост. Г.М. Науменко. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2001.
Народные русские сказки: Из сборника А.Н. Афанасьева / Ред. О. Голуб. – М.: Художественная литература, 1990.
Науменко Г.М. Народные праздники, обряды и времена года в песнях и сказках: Сборник фольклорных материалов. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2001.
Обрядовая поэзия (серия «Мудрость народная»). От прибаутки до былины: Русский фольклор. – М.: Художественная литература, 1991.
Осетров Е. Живая древняя Русь. – М.: Просвещение, 1986.
Пеня Т.Г., Ершова А.П. Театральные занятия для младших школьников. – М.: Просвещение, 1995.
Поем, играем, танцуем дома и в саду: Популярное пособие для родителей и педагогов / Под ред. Е.В. Горбиной, М.А. Михайловой. – Ярославль: Академия развития, 1977.
Праздники на Руси (в помощь клубным работникам) / Отв. ред. И.В. Маликова. – Курск, 1998.
Развлечения в детском саду: Пособие для воспитателя и муз. руководителя / Сост. Л.С. Фурмина, А.Е. Шибицкая, Л.В. Пантелеева. – М.: Просвещение, 1975.
Речь. Речь. Речь: Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1990.
Родина Л.П., Грушко А.П. Подарки принесли Ангелы: Рассказы для детей. – Саратов: ГУП «Типография № 1», 2001.
Рождественская елка / Сост. Г.Е. Левкодимов. – М.: Молодая гвардия, 1993.
Рукова С. Сказки о маленьких ангелах. – М.: Изд-во «СТОГНА» ГУП «МОК-ЦЕНТР», СПб.: Изд-во «Сатисъ», 1993.
Русские народные сказки / Сост. В.В. Варганова. – М.: Изд-во «Правда», 1988.
Русские народные сказки / Сост. В.П. Аникин. – М.: Пресса, 1992.
Русские сказки: Сборник / Отв. ред. Л. Кондрашова. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия / Сост. М. Забылин. – М., 1990.
Русский фольклор / Сост. В.П. Аникин. – М.: Художественная литература, 1986.
Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия по фольклористике / Сост. Ю.Г. Круглова. – М.: Высшая школа, 1986.
Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. – М.: Новая школа, 1995.
Сахаров И.П. Сказания русского народа: Народный календарь. - Вып. 1. – М.: Советская Россия, 1990.
Сказки народов мира. – М.: Детская литература, 1982.
Сказки русских писателей. – М.: Изд. «Правда», 1990.
Сказки. – М.: Советская Россия, 1988.
Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. – СПб.: Речь, 2007.
Слово жизни. Новый завет в современном переводе. – М.: Протестант, 1993.
Сполдинг Д. Обучение через движение: Учебное пособие / Пер. с англ. А.В. Малушиной. – М.: Изд-во Российского открытого ун-та, 1992.
Стальбовский А. Азбука для маленьких христиан. – М., 2002.
Стрижев А.Н. Календарь русской природы. – М.: Московский рабочий, 1972.
Украинские сказки и легенды / Сост. Г.Н. Петников. – Симферополь: Изд-во «Крым», 1966.
Фрэзер Д.Д. Фольклор в Ветхом завете. - 2-е изд., испр. / Пер. с англ. Д. Вольпина. – М.: Политиздат, 1986.
Хрестоматия по фольклору: Книга для школьников / Сост. Ф. Селиванов. – М.: Просвещение, 1972.
Хрестоматия: Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. – М.: Высшая школа, 1986.
Шаров А.И. Волшебники приходят к людям: Книга о сказке и сказочниках / Отв. ред. Н.В. Белякова. – М.: Детская литература, 1979.
Шорыгина Т.А. Православные праздники для детей: Сценарии и беседы. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
Энциклопедия детского фольклора / Гл. ред. А. Астахова. – М.: Белый город, 2008.
Энциклопедия для детей. - Том 7. Искусство. - Ч.3. Музыка. Театр. Кино / Глав. ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура / Автор-сост. Н.В. Чудакова. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: Праздники народов мира / Авторы-сост. И. Полянская, Н. Ионина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.
Яковлев В.Г., Гриневский А.Н. Игры для детей. – М.: ПО «Сфера» ВГФ им. А.С. Пушкина, 1992.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМЫХ
ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
12 подвигов Геракла (аудиомифы): https://www.youtube.com/watch?v=zuyyKdwcX3o
12 подвигов Геракла (первые 3 подвига – Немейский лев, Керинейская лань, Лернейская гидра): https://www.youtube.com/watch?v=oylsgDqw2RM
Артикуляционная гимнастика от Студии актерского мастерства Just do it Art: https://cloud.mail.ru/public/2ehZ/4cTPVDP8C
Боги Древней Греции (м/ф, 4 кл.): https://www.youtube.com/watch?v=5urwMPfdKOE
Видеоспектакли Образцового детского коллектива Курской области «Театральная студия «Калейдоскоп» (для просмотра и обсуждения): муз. спектакль «Щелкунчик»: https://www.youtube.com/watch?v=ypJPbux0Fqs;
Видеоспектакли Образцового детского коллектива Курской области «Театральная студия «Калейдоскоп» (для просмотра и обсуждения): муз. спектакль «Красная шапочка»: https://cloud.mail.ru/public/G4NG/F4nPC7fNT;
Видеоспектакли Образцового детского коллектива Курской области «Театральная студия «Калейдоскоп» (для просмотра и обсуждения): муз. спектакль «Голый король»: https://www.youtube.com/watch?v=9GQrOg0Ao_Y.
Гимн театральной студии «Калейдоскоп»: https://youtu.be/P0nDDz-7YkQ
Дыхательная гимнастика А. Стрельниковой (основной комплекс, видеозанятие): https://cloud.mail.ru/public/3HXL/Prix6fZVf
Миф-легенда «Пять веков»: https://www.youtube.com/watch?v=KnUY6nxZ-KE&t=20s или https://www.youtube.com/watch?v=k2AD0kh0TfA
Ссылка на юбилейный концерт (50-летие школы): https://youtu.be/oWXEXsKZEWI
Традиционные русские игрушки: https://www.culture.ru/themes/254790/tradicionnye-russkie-igrushki.
Фильм «Иисус Христос» (х/ф, 4 кл.): https://www.youtube.com/watch?v=hJS_kPrl9uc
ПРИМЕРНЫЙ ПОСТАНОВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ
Агапова И.А., Давыдова М.А. Праздники в начальной школе. – М.: Айрис-пресс, 2004.
Безымянная О. Здравствуй, Праздник знаний!: Авторские сценарии школьных праздников для первоклассников. – М.: Глобус, 2007.
Безымянная О. Здравствуй, праздник расчудесный!: Авторские сценарии школьных праздников. 1-4 классы. – М.: Глобус, 2007.
Веселый вечер: Сборник для школьной самодеятельности / Под ред. С.Е. Миримского. – М.: Детгиз, 1956.
Воронова Е.А. Сценарии праздников, КВНов, викторин: Советы и рекомендации по их подготовке. - Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
Герасимова В.А. Классный час играючи. - Вып. 5. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Дела школьные: Сборник сценариев / Под ред. А.Б. Малюшкина, Е.А. Романовой. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Живая нить традиций: Сценарно-информационный сборник по итогам областного смотра-конкурса / Сост. Е.М. Нечаева, Л.А. Трофимова, В.П. Окаев, Л.В. Окаева. – Курск: ООО «Регион-Пресс», 2008.
Здоровый образ жизни: родом из детства: Методическое пособие / Под общ. Ред. Т.В. Цырлиной. – Курск: КРОФ «Центр здоровья», 2007.
Зеленый шум: Русская природа в творчестве русских и советских писателей / Сост. В.М. Зайчикова. – М.: Искусство, 1979.
Инсценировки на исторические темы: Пособие для учителей по внеклассной работе / Авторы: Р.А. Абрамович, Р.И. Рубинштейн и др. – М.: Просвещение, 1974.
Их воля к победе вела и звала!: Информационно-сценарный сборник / Сост. Г.В. Каменева, Т.Е. Шабанова, Л.А. Трофимова. – Курск, 2005.
Калейдоскоп школьных дел: Методическая разработка. - Вып. 1. - 2-е изд., перераб. и испр. / Авт.-сост. В.Н. Щербакова, Н.Н. Солдатенкова. – М., Псков: ТЦ Сфера, ПОИПКРО, 2000.
Калейдоскоп школьных дел: Методические разработки. - Вып. 1. - 2-е изд., перераб. и испр. / Авт.-сост. В.Н. Щербакова, Н.Н. Солдатенкова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Козлов С.Г. Поющий Поросенок: Сказки для театра. – М.: Искусство, 1988.
Красовская Ю.Е. Человек и песня (Б-ка «В помощь худож. самодеятельности», № 14). – М.: Советская Россия, 1989.
Курляндский А.Е. Ну, волк, погоди!: Пьесы для детей. – Ярославль: Академия развития, 2005.
Маршак С.Я. Собрание сочинений в 4 томах. - Т. 1. Произведения для детей. Стихотворения, сказки, песни; сказки разных народов; песни и прибаутки разных стран и народов / Сост. Т.Л. Аверьянова. – М.: Правда, 1990.
Маршак С.Я. Сочинения. - Т. 1. Стихи, сказки, песни / Под ред. В. Борисова. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1958.
Михалков С.В. Зайка-зазнайка: Сказка в двух действиях с прологом. – М.: Малыш, 1981.
Михалков С.В. Сочинения. - Т. 3. Рассказы, сказки, пьесы, басни / Под ред. Л.И. Доукша. – М.: Детская литература, 1971.
Михалков С.В. Театр для детей / Под ред. Л.Л. Липова. – М.: Искусство, 1976.
Музыкальные сказки для детей / Авторы: Ю. Чичков, Г. Гладков, В. Шаинский. – М.: Музыка, 1976.
Музыкальные сказки. - Вып. 2. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Под ред. Т. Сергеевой. – М.: Советский композитор, 1983.
Музыкальные сказки. - Вып. 3. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Под ред. Т. Сергеевой. – М.: Советский композитор, 1984.
Музыкальный теремок. - Вып. 1. Музыкальные сказки для детской художественной самодеятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста в сопровождении фортепиано / Под ред. Б.И. Архимандритова. – Л.: Советский композитор, 1989.
Музыкальный теремок. - Вып. 3. Музыкальные сказки для детской художественной самодеятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста в сопровождении фортепиано / Под ред. М.А. Дунаевского. – Л.: Советский композитор, 1991.
На веселой волне: Репертуарный сборник. - Вып. 12 / Сост. А.А. Егоров. – М.: Искусство, 1978.
Нескучный досуг: Сценарии игровых программ / Под ред. Е.И. Ромашковой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Родная Курская земля: Сборник песен курских композиторов. – Курск: ИЦ «ЮМЭКС», 1998.
Русская басня / Сост. Н. Степанова. – М.: Художественная литература, 1966.
Соловьева П.С., Кузьмин М.А. Свадьба весны и солнца: Музыкальная сказка в стихах. – М.: Скорпион, 1991.
Сценарии общешкольных праздников и мероприятий / Авт.-сост. М.М. Малахова, Н.А. Касаткина и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
Сценарии развлекательных мероприятий для младших школьников: праздники, шоу-программы, игры, конкурсы, театрально-массовые представления / Авт.-сост. Е.А. Гальцова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Театр в школе: Сборник пьес для постановок с детьми / Сост. С. Ловягин. – М.: Парсифаль, 1996.
Токмакова И.П. Любимые стихи / Авт.-сост. Т. Нилова. – М.: АРТ-ПРЕСС, 1997.
Удивительный колобок. Вып. 2. Музыкальные сказки и инсценировки для детей младшего возраста / Сост. В.А. Салахетдинова. – М.: Музыка, 1983.
Уланова Л.С. Выпускные праздники в школе: Сценарии, песни, поздравления. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
Успенский Э.Н. Деревня Простоквашино. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2004.
Устинов Л.Е. Сказочный театр. – М.: Искусство, 1991.
Федяков Г. На сцену, одноклассник! (Б-ка «В помощь худож. самодеятельности», № 3). – М.: Советская Россия, 1990.
Филякова А. Школьные праздники: Сценарии. – М.: Издательство АСТ, 2003.
Шварц Е. Пьесы. – М.: ИД «Флюид», 2008.
Шварц Е.Л. Рассеянный волшебник: Литературно-художественное издание для младшего школьного возраста / Сост. Н.Е. Крыжановская. – Л.: Ленинградское отделение «Детская литература», 1990.
Школьные вечера и мероприятия: Сборник сценариев. - Вып. 2 / Авторы-сост. О.Г. Старочкина, О.Г. Кондрашова, и др. – Волгоград: Учитель, 2006.
Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. – М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.
1 Программа включена в методическое пособие М.Ф. Рудзик «Основы театрального искусства и драматизация». – Курск: ИПК и ПРО, 1994.
2 Жизнь Иисуса Христа: Аудиоматериалы и методические рекомендации по их использованию / Рук. автор. кол-ва Б. Кук. – М.: Международная школьная программа, 2000.
10