СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Труд (технология)"»




Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа предмета «Труд» (технология) (предметная область «Технология») для обучающейся 2 класса обручающихся с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4) составлена на основе следующих документов:

 Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;

  • Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)), приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. №1026

  • Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 13.06.2019г. № ТС-1391/07 «Об организации образования, учащихся на дому».

 Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 Учебный план МБОУС(К)Ш № 18 для обучающихся с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4) на 2024-2025 учебный год;

Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.

Целью трудового обучения обучающихся с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4) является подготовка подростков к доступной трудовой деятельности.

Задачи

Образовательные:

- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.

-формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;

- освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий из разных материалов.

- - ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии

Развивающие:

- развитие интереса к трудовой деятельности;

- формирование коммуникативной культуры, развитие активности;

- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).

- развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.

- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

Воспитательные:

- воспитание интереса к трудовой деятельности;

- воспитание умения продуктивно работать для получения результата;

- воспитание уважительного отношения к людям труда и результатам их деятельности.

Данная программа составлена с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей обучающейся с умственной отсталостью (УО). 

Место учебного предмета в учебном плане

В годовом учебном плане МБОУС(К)Ш № 18 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на реализацию рабочей программы предмета «Труд» (технология) отведено: 68 часов, 2 часа в неделю.

Общая характеристика учебного предмета:

Изучение этого учебного предмета в 10-12 классах способствует получению обучающейся первоначальной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.

Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Обучающаяся продолжает знакомиться с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающейся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).

Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающейся формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.

Программа по учебному предмету «Труд» (технология) представлена следующими разделами: «Работа с природным материалом», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с пластилином (тесто, глина)». «Работа с нитками», «Работа с тканью», «Работа с бисером», «Растениеводство», «Полиграфия», «Изучение профессий».


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Работа с природным материалом.

На уроках обучающиеся знакомятся с видами цветов, овощей и фруктов. Закрепляются приемы сбора семян цветов и листьев. Обучающиеся учатся изготавливать аппликации из природного материала по готовому шаблону.

Работа с бумагой и картоном.

На уроках закрепляются знания обучающегося о свойствах бумаги и картона; навыки сгибания, разметки бумаги с помощью мерочек и по линейке. Закрепляются приёмы складывания бумаги. Расширяются представления о работе с клеем, инструментами. Систематически повторяются и практически закрепляются правила техники безопасности при работе с ножницами. Обучающиеся учатся вырезыванию по различным линиям, симметричному вырезыванию. При изготовлении аппликаций, изделий используются различные приёмы работы с бумагой. В процессе обучения, обучающиеся учатся готовить к работе своё рабочее место, наводить порядок в конце урока; учатся оценивать свою работу.

Растениеводство.

Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов.

Работа с нитками.

При работе с нитками обучающиеся приобретают навыки работы с иглой и нитками: шитье по проколам вверх-вниз, шитье по проколам «крестик», шитье по проколам «по наклонной линии». Различение инструментов и материалов для ручного шитья. Подготовка рабочего места. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями). Выполнение шва «вперед иголкой». Закрепление нити на ткани. Уборка рабочего места.

Работа с тканью. Закрепление правил безопасной работы ножницами. Соблюдение последовательности действий при изготовлении салфетки: вырезание прямоугольника на ткани, обработка краев изделия способом вытягивание нитей (бахрома), вытягивание нитей для мерёжки, нанесение рисунка на ткань, вышивание по рисунку способом «вперёд иголка».

Работа с бисером.

Правила техники безопасности при работе с бисером, организация рабочего места, правильное положение рук и туловища при работе. Нанизывание бусин и бисера. Изготовление изделия из бисера «Бабочка»

Полиграфия.

Правила безопасной работы на компьютере. Включение и выключение компьютера. Набор текста по шаблону. Сохранение и печать и копирование документа.

Изучение профессий.

Знакомство с профессиями «Продавец», «Доктор», «Организатор культурно-массовых мероприятий», «Почтальон», «Цветовод», «Повар». Сходство и отличие работы. Специальная одежда. Инвентарь для работы.

Работа с пластилином (тесто, глина) Виды работ с пластилином: Закрепление навыков работы с пластилином: раскатывание между ладонями, скатывание, вытягивание столбика из цилиндра, сплющивание краев формы, выполнение поделок.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП РАС УО (вариант 8.4) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • проявляет интерес к новым видам деятельности;

  • сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и пр.);

  • проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);

  • определяет свои желания (устал, люблю двигаться, хочу отдыхать);

  • реагирует на эмоциональное состояние других людей;

  • проявляет стремление активно выполнять предлагаемую работу;

  • оказывает посильную помощь по просьбе педагога (убирает инвентарь на место);

  • имеет элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

  • осознает, что определенные его действия несут опасность для него (несоблюдение техники безопасности на уроках);

  • проявляет негативное отношение к нарушению учебной дисциплины;

  • проявляет уважение к людям старшего возраста и их трудовой деятельности;

  • знает основы безопасного поведения во взаимодействии с людьми, в природе, по отношению к животным;

  • оказывает посильную помощь в улучшении окружающей среды (уход за растениями, уборка)

  • бережно относится к оборудованию и инвентарю, соблюдает порядок на рабочем месте.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  1. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.

Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности.

Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.

Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.

Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из природного материала, бумаги, картона, ткани, глины и другие. Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.

2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.

Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

В результате изучения программы по предмету «Труд (технология)» на III этапе формирования готовности к овладению содержанием овладения программного материала у обучающейся будут сформированы ожидаемые базовые учебные действия: принимает контакт, инициированный взрослым; направляет взгляд на лицо взрослого, на выполняемое задание; устанавливает контакт с учителем; выполняет простые речевые инструкции (дай, возьми, встань, присядь, подними и др.); выполняет простые действия с предметами и изображениями по подражанию / образцу; использует по назначению учебные материалы; планирует предстоящую деятельность (в словесном или наглядном плане) с помощью педагога; ориентируется в последовательности действий согласно предложенному плану; выполняет задание от начала до конца при значительной / незначительной помощи / самостоятельно.

Решение поставленных задач происходит как на занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.




Календарно-тематическое планирование


Тема

Кол-во часов

1

Работа с природным материалом

8

2

Работа с бумагой и картоном

12

3

Растениеводство

4

4

Работа с нитками

8

5

Работа с тканью

6

6

Работа с бисером

10

7

Полиграфия

8

8

Изучение профессий

3

9

Работа с пластилином (тесто, глина)

7


Итого:

66


Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество часов

Дата/план

Дата/факт

Работа с природным материалом 8 ч. Среда, четверг

1

Повторение видов и названий цветов, овощей и фруктов. Сбор семян однолетних цветов. Правила сбора сухих листьев деревьев и природного материала.

2

04.09

05.09



Правила поведения на уроках труда. Правила безопасной работы клеем. Изготовление аппликации «Дерево» из сухих листьев.

2

11.09

12.09



Правила поведения на уроках труда. Правила безопасной работы клеем. Изготовление аппликации «Бабочка» из сухих листьев.

2

18.09

19.09



Изготовление аппликации «Солнышко» из сухих листьев.

2

25.09

26.09


Работа с бумагой и картоном 12 ч


Правила безопасной работы с бумагой, картоном, клеем и ножницами. Аппликация.

1

02.10



Бумага и картон. Виды бумаги (внешний вид, свойства и назначение).

Аппликация

1

03.10



Приёмы фальцовки. Сгибание листа бумаги пополам, вчетверо; по диагонали. Закладка.

1

9.10




Склеивание конверта для своих работ.

1

10.10



Свойства картона. Симметричное вырезывание овощей и фруктов.

1

16.10



Изготовление аппликации «Корзина с овощами и с фруктами» на картоне

2

17.10

23.10



Вырезание лепестков цветов из картона различного цвета.

1

24.10



Изготовление аппликации «Букет» на картоне.

2

06.11

07.11



Вырезание снежинок. Наклеивание снежинок на картон

1

13.11



Вырезание фигур круга и треугольника, наклеивание на картон. Аппликация «Снеговик».

1

14.11


Растениеводство 4 ч


Комнатные растения. Названия. Требования к размещению.

1

20.11



Полив растения, рыхление почвы

1

21.11



Мытьё растений, опрыскивание растений. Пересадка.

2

27.11

2811


Работа с нитками 8 ч.


Игла. Правила техники безопасности при работе с иглой. Повторение и изучение новых приемов работы с нитками.

Отрезание нити определённой длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка.

1

04.12



Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки).

Плетение веревочки из 2 нитей.

Плетение косички из 3 нитей.


2

05.12

11.12



Изделия из ниток. Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы).

2

12.12

18.12



Повторение назначения ручных стежков, их виды. Закрепление нитки в начале и конце строчки.

Шитьё по проколам способом «игла вверх- вниз».

2

19.12

25.12




Шитье по проколам способом «крестик».

1

26.12


Работа с тканью 6 ч.


Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки.

Знакомство с тканью. Правила безопасной работы ножницами. Вырезание прямоугольника на ткани

2

09.01

15.01



Виды пуговиц. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями

1

16.01



Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями.

1

22.01



Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями крест - накрест

1

23.01



Виды возможного брака и меры его устранения.

1

29.01


Работа с бисером 10 ч.


Правила техники безопасности при работе с бисером и проволокой. Основные способы плетения.

2

30.01

05.02



Нанизывание на проволоку бисера.

Изделие из бисера: «Бабочка».

2

06.02

12.02



Изделие из бисера: «Колечко».

2

13.02

19.02



Изделие из бисера: браслет

3

20.02

26.02

27.02



Промеривание. Увеличение звеньев при необходимости.

1

05.03


Работа с пластилином 7 ч.


Пластичные материалы: пластилин, тесто, глина.

Различные техники работы с пластичным материалом.

Приемы работы - скатывание шара, раскатывание, вытягивание. Морковь, помидор, виноград».

2

06.03

12.03



Приемы работы с пластилином. Скатывание шара, раскатывание, вытягивание. «Гусеница».

Веселая радуга.

2

13.03

19.03



Скатывание шара, раскатывание, сплющивание. «Пирамидка», дерево. грибы

2

20.03

26.03



Объемная лепка. Технология лепки объемных фигур.

Составление композиции

1

27.03


Полиграфия 8 ч.


Правила безопасной работы на компьютере. Включение и выключение компьютера.

1

09.04



Набор простого текста с шаблона.

Сохранение документа.

3

10.04

16.04

17.04



Выполнение операций по изменению текста с использованием панели инструментов: вырезание текста, копирование текста, изменение размера

2

23.04

24.04



Печать на принтере. Различение составных частей принтера. Последовательность действий.

2

07.05

14.05


Изучение профессий. 5 ч.


Мир профессий.

Знакомство с профессией «Повар»

1

15.05



Знакомство с профессией «Продавец, почтальон»

1

21.05



Знакомство с профессией «Цветовод»

1

22.05



Перечень материально-технического обеспечения

Для проведения занятий по данному предмету необходимо иметь соответствующее оборудование, наглядные пособия и демонстрационный материал, образцы работ, а также в достаточном количестве раздаточный и демонстрационный материал, фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы.

  • образцы работ;

  • пооперационные карты;

  • правила техники безопасности при работе с материалом и инструментами;

  • трафареты;

  • шаблоны;

  • наборы цветного картона

  • наборы цветной бумаги;

  • бумажные салфетки разной цветовой гаммы;

  • клей: карандаш, ПВА, момент; ножницы, пластилин, нитки, иголки, ткань и др.

Учебно- методическое оснащение
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл: В 2 сб., / Под ред. В.В Воронковой. - Москва, гуманитарный 2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития [Тест]: программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. -М.: издательский центр «Владос», 2012г.

Шинкаренко В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. - Минск: Издательство БелАПДИ-Открытые двери,1997.

Дополнительная:

1. Технология. Ручной труд. 4 класс. Учебник для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. –СПб. филиал издательства «Просвещение», 2012.

2. Васенков Г.В. Азбука переплётчика: учебник для учащихся 5-7 классов специальных

(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Г.В Васенков. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2007.

3. Картушина Г.Б Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Г.Б Картушина, Г. Г Мозговая. -3-е изд.-М.: Просвещение, 2007

Лист корректировки

Класс

Предмет



Количество проведенных уроков

Отклонение

Причина отклонений

Корректирующие мероприятия

По плану

По факту