Пояснительная записка
Адаптированная рабочая программа предмета «Труд» (технология) (предметная область «Технология») для обучающейся 2 класса обручающихся с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4) составлена на основе следующих документов:
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)), приказ Министерства просвещения РФ от 24 ноября 2022 г. №1026
Письмо Министерства Просвещения Российской Федерации от 13.06.2019г. № ТС-1391/07 «Об организации образования, учащихся на дому».
Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Учебный план МБОУС(К)Ш № 18 для обучающихся с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4) на 2024-2025 учебный год;
Среди различных видов деятельности человека ведущее место занимает труд; он служит важным средством развития духовных, нравственных, физических способностей человека. В обществе именно труд обусловливает многостороннее влияние на формирование личности, выступает способом удовлетворения потребностей, созидателем общественного богатства, фактором социального прогресса.
Целью трудового обучения обучающихся с РАС с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 8.4) является подготовка подростков к доступной трудовой деятельности.
Задачи
Образовательные:
- расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования.
-формирование навыков работы с различными инструментами и оборудованием;
- освоение отдельных операций и технологий по изготовлению различных изделий из разных материалов.
- - ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии
Развивающие:
- развитие интереса к трудовой деятельности;
- формирование коммуникативной культуры, развитие активности;
- развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи).
- развитие умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).
- развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера через формирование практических умений.
- развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).
Воспитательные:
- воспитание интереса к трудовой деятельности;
- воспитание умения продуктивно работать для получения результата;
- воспитание уважительного отношения к людям труда и результатам их деятельности.
Данная программа составлена с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей обучающейся с умственной отсталостью (УО).
Место учебного предмета в учебном плане
В годовом учебном плане МБОУС(К)Ш № 18 для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) на реализацию рабочей программы предмета «Труд» (технология) отведено: 68 часов, 2 часа в неделю.
Общая характеристика учебного предмета:
Изучение этого учебного предмета в 10-12 классах способствует получению обучающейся первоначальной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Обучение труду опирается на умения и навыки, сформированные у обучающихся в ходе занятий по предметно-практической деятельности, и нацелено на освоение доступных технологий изготовления продукции. Обучающаяся продолжает знакомиться с различными материалами и инструментами, со специальным оборудованием, соблюдать технику безопасности в ходе трудового процесса. У обучающейся постепенно накапливается практический опыт, происходит формирование операционно-технических умений, формируются навыки самостоятельного изготовления продукции (умения намечать цель, подбирать необходимые инструменты и материалы, осуществлять задуманное, оценивать результат).
Подросток учится организовывать свое рабочее место в соответствии с используемыми материалами, инструментами, оборудованием. С помощью педагогического работника (или самостоятельно) он создает эскиз изделия, проводит анализ образца (задания) с опорой на рисунок, схему, инструкцию; планирует последовательность операций по изготовлению продукта; контролирует качество выполненной работы; обсуждает полученный результат в соответствии с своими представлениями. Постепенно у обучающейся формируются такие качества трудовой деятельности, которые позволяют выполнять освоенную деятельность в течение длительного времени, осуществлять работу в соответствии с требованиями, предъявляемые к качеству продукта и производить его в установленные сроки.
Программа по учебному предмету «Труд» (технология) представлена следующими разделами: «Работа с природным материалом», «Работа с бумагой и картоном», «Работа с пластилином (тесто, глина)». «Работа с нитками», «Работа с тканью», «Работа с бисером», «Растениеводство», «Полиграфия», «Изучение профессий».
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Работа с природным материалом.
На уроках обучающиеся знакомятся с видами цветов, овощей и фруктов. Закрепляются приемы сбора семян цветов и листьев. Обучающиеся учатся изготавливать аппликации из природного материала по готовому шаблону.
Работа с бумагой и картоном.
На уроках закрепляются знания обучающегося о свойствах бумаги и картона; навыки сгибания, разметки бумаги с помощью мерочек и по линейке. Закрепляются приёмы складывания бумаги. Расширяются представления о работе с клеем, инструментами. Систематически повторяются и практически закрепляются правила техники безопасности при работе с ножницами. Обучающиеся учатся вырезыванию по различным линиям, симметричному вырезыванию. При изготовлении аппликаций, изделий используются различные приёмы работы с бумагой. В процессе обучения, обучающиеся учатся готовить к работе своё рабочее место, наводить порядок в конце урока; учатся оценивать свою работу.
Растениеводство.
Выращивание комнатных растений. Определение необходимости полива растения. Определение количества воды для полива. Полив растения. Рыхление почвы. Пересадка растения. Мытье растения. Опрыскивание растений. Удаление сухих листьев с растений. Мытье горшков и поддонов.
Работа с нитками.
При работе с нитками обучающиеся приобретают навыки работы с иглой и нитками: шитье по проколам вверх-вниз, шитье по проколам «крестик», шитье по проколам «по наклонной линии». Различение инструментов и материалов для ручного шитья. Подготовка рабочего места. Отрезание нити определенной длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. Пришивание пуговицы с двумя отверстиями (с четырьмя отверстиями). Выполнение шва «вперед иголкой». Закрепление нити на ткани. Уборка рабочего места.
Работа с тканью. Закрепление правил безопасной работы ножницами. Соблюдение последовательности действий при изготовлении салфетки: вырезание прямоугольника на ткани, обработка краев изделия способом вытягивание нитей (бахрома), вытягивание нитей для мерёжки, нанесение рисунка на ткань, вышивание по рисунку способом «вперёд иголка».
Работа с бисером.
Правила техники безопасности при работе с бисером, организация рабочего места, правильное положение рук и туловища при работе. Нанизывание бусин и бисера. Изготовление изделия из бисера «Бабочка»
Полиграфия.
Правила безопасной работы на компьютере. Включение и выключение компьютера. Набор текста по шаблону. Сохранение и печать и копирование документа.
Изучение профессий.
Знакомство с профессиями «Продавец», «Доктор», «Организатор культурно-массовых мероприятий», «Почтальон», «Цветовод», «Повар». Сходство и отличие работы. Специальная одежда. Инвентарь для работы.
Работа с пластилином (тесто, глина) Виды работ с пластилином: Закрепление навыков работы с пластилином: раскатывание между ладонями, скатывание, вытягивание столбика из цилиндра, сплющивание краев формы, выполнение поделок.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
В соответствии с требованиями ФГОС к ФАООП РАС УО (вариант 8.4) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
проявляет интерес к новым видам деятельности;
сообщает о дискомфорте, вызванном внешними факторами (температурный режим, освещение и пр.);
проявляет мотивацию благополучия (желает заслужить одобрение);
определяет свои желания (устал, люблю двигаться, хочу отдыхать);
реагирует на эмоциональное состояние других людей;
проявляет стремление активно выполнять предлагаемую работу;
оказывает посильную помощь по просьбе педагога (убирает инвентарь на место);
имеет элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
осознает, что определенные его действия несут опасность для него (несоблюдение техники безопасности на уроках);
проявляет негативное отношение к нарушению учебной дисциплины;
проявляет уважение к людям старшего возраста и их трудовой деятельности;
знает основы безопасного поведения во взаимодействии с людьми, в природе, по отношению к животным;
оказывает посильную помощь в улучшении окружающей среды (уход за растениями, уборка)
бережно относится к оборудованию и инвентарю, соблюдает порядок на рабочем месте.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах; овладение умением адекватно применять доступные технологические цепочки и освоенные трудовые навыки для социального и трудового взаимодействия.
Интерес к овладению доступными профильными, прикладными, вспомогательными видами трудовой деятельности.
Умение выполнять отдельные и комплексные элементы трудовых операций, несложные виды работ, применяемые в сферах производства и обслуживания.
Умение использовать в трудовой деятельности различные инструменты, материалы; соблюдать необходимые правила техники безопасности.
Умение соблюдать технологические процессы, например, выращивание и уход за растениями, изготовление изделий из природного материала, бумаги, картона, ткани, глины и другие. Умение выполнять работу качественно, в установленный промежуток времени, оценивать результаты своего труда.
2) Обогащение положительного опыта и установка на активное использование освоенных технологий и навыков для индивидуального жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Потребность активно участвовать в совместной с другими деятельности, направленной на свое жизнеобеспечение, социальное развитие и помощь близким.
БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
В результате изучения программы по предмету «Труд (технология)» на III этапе формирования готовности к овладению содержанием овладения программного материала у обучающейся будут сформированы ожидаемые базовые учебные действия: принимает контакт, инициированный взрослым; направляет взгляд на лицо взрослого, на выполняемое задание; устанавливает контакт с учителем; выполняет простые речевые инструкции (дай, возьми, встань, присядь, подними и др.); выполняет простые действия с предметами и изображениями по подражанию / образцу; использует по назначению учебные материалы; планирует предстоящую деятельность (в словесном или наглядном плане) с помощью педагога; ориентируется в последовательности действий согласно предложенному плану; выполняет задание от начала до конца при значительной / незначительной помощи / самостоятельно.
Решение поставленных задач происходит как на занятиях по учебным предметам, так и на специально организованных коррекционных занятиях в рамках учебного плана.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Работа с природным материалом | 8 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 12 |
3 | Растениеводство | 4 |
4 | Работа с нитками | 8 |
5 | Работа с тканью | 6 |
6 | Работа с бисером | 10 |
7 | Полиграфия | 8 |
8 | Изучение профессий | 3 |
9 | Работа с пластилином (тесто, глина) | 7 |
| Итого: | 66 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов | Дата/план | Дата/факт |
Работа с природным материалом 8 ч. Среда, четверг |
1 | Повторение видов и названий цветов, овощей и фруктов. Сбор семян однолетних цветов. Правила сбора сухих листьев деревьев и природного материала. | 2 | 04.09 05.09 | |
| Правила поведения на уроках труда. Правила безопасной работы клеем. Изготовление аппликации «Дерево» из сухих листьев. | 2 | 11.09 12.09 | |
| Правила поведения на уроках труда. Правила безопасной работы клеем. Изготовление аппликации «Бабочка» из сухих листьев. | 2 | 18.09 19.09 | |
| Изготовление аппликации «Солнышко» из сухих листьев. | 2 | 25.09 26.09 | |
Работа с бумагой и картоном 12 ч |
| Правила безопасной работы с бумагой, картоном, клеем и ножницами. Аппликация. | 1 | 02.10 | |
| Бумага и картон. Виды бумаги (внешний вид, свойства и назначение). Аппликация | 1 | 03.10 | |
| Приёмы фальцовки. Сгибание листа бумаги пополам, вчетверо; по диагонали. Закладка. | 1 | 9.10 | |
| Склеивание конверта для своих работ. | 1 | 10.10 | |
| Свойства картона. Симметричное вырезывание овощей и фруктов. | 1 | 16.10 | |
| Изготовление аппликации «Корзина с овощами и с фруктами» на картоне | 2 | 17.10 23.10 | |
| Вырезание лепестков цветов из картона различного цвета. | 1 | 24.10 | |
| Изготовление аппликации «Букет» на картоне. | 2 | 06.11 07.11 | |
| Вырезание снежинок. Наклеивание снежинок на картон | 1 | 13.11 | |
| Вырезание фигур круга и треугольника, наклеивание на картон. Аппликация «Снеговик». | 1 | 14.11 | |
Растениеводство 4 ч |
| Комнатные растения. Названия. Требования к размещению. | 1 | 20.11 | |
| Полив растения, рыхление почвы | 1 | 21.11 | |
| Мытьё растений, опрыскивание растений. Пересадка. | 2 | 27.11 2811 | |
Работа с нитками 8 ч. |
| Игла. Правила техники безопасности при работе с иглой. Повторение и изучение новых приемов работы с нитками. Отрезание нити определённой длины. Вдевание нити в иголку. Завязывание узелка. | 1 | 04.12 | |
| Наматывание ниток на картонку (плоские игрушки, кисточки). Плетение веревочки из 2 нитей. Плетение косички из 3 нитей. | 2 | 05.12 11.12 | |
| Изделия из ниток. Связывание ниток в пучок (ягоды, фигурки человечком, цветы). | 2 | 12.12 18.12 | |
| Повторение назначения ручных стежков, их виды. Закрепление нитки в начале и конце строчки. Шитьё по проколам способом «игла вверх- вниз». | 2 | 19.12 25.12 | |
| Шитье по проколам способом «крестик». | 1 | 26.12 | |
Работа с тканью 6 ч. |
| Инструменты, применяемые при работе с тканями, и их назначение: ножницы, иглы, наперсток, булавки. Знакомство с тканью. Правила безопасной работы ножницами. Вырезание прямоугольника на ткани | 2 | 09.01 15.01 | |
| Виды пуговиц. Пришивание пуговиц с двумя отверстиями | 1 | 16.01 | |
| Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями. | 1 | 22.01 | |
| Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями крест - накрест | 1 | 23.01 | |
| Виды возможного брака и меры его устранения. | 1 | 29.01 | |
Работа с бисером 10 ч. |
| Правила техники безопасности при работе с бисером и проволокой. Основные способы плетения. | 2 | 30.01 05.02 | |
| Нанизывание на проволоку бисера. Изделие из бисера: «Бабочка». | 2 | 06.02 12.02 | |
| Изделие из бисера: «Колечко». | 2 | 13.02 19.02 | |
| Изделие из бисера: браслет | 3 | 20.02 26.02 27.02 | |
| Промеривание. Увеличение звеньев при необходимости. | 1 | 05.03 | |
Работа с пластилином 7 ч. |
| Пластичные материалы: пластилин, тесто, глина. Различные техники работы с пластичным материалом. Приемы работы - скатывание шара, раскатывание, вытягивание. Морковь, помидор, виноград». | 2 | 06.03 12.03 | |
| Приемы работы с пластилином. Скатывание шара, раскатывание, вытягивание. «Гусеница». Веселая радуга. | 2 | 13.03 19.03 | |
| Скатывание шара, раскатывание, сплющивание. «Пирамидка», дерево. грибы | 2 | 20.03 26.03 | |
| Объемная лепка. Технология лепки объемных фигур. Составление композиции | 1 | 27.03 | |
Полиграфия 8 ч. |
| Правила безопасной работы на компьютере. Включение и выключение компьютера. | 1 | 09.04 | |
| Набор простого текста с шаблона. Сохранение документа. | 3 | 10.04 16.04 17.04 | |
| Выполнение операций по изменению текста с использованием панели инструментов: вырезание текста, копирование текста, изменение размера | 2 | 23.04 24.04 | |
| Печать на принтере. Различение составных частей принтера. Последовательность действий. | 2 | 07.05 14.05 | |
Изучение профессий. 5 ч. |
| Мир профессий. Знакомство с профессией «Повар» | 1 | 15.05 | |
| Знакомство с профессией «Продавец, почтальон» | 1 | 21.05 | |
| Знакомство с профессией «Цветовод» | 1 | 22.05 | |
Перечень материально-технического обеспечения
Для проведения занятий по данному предмету необходимо иметь соответствующее оборудование, наглядные пособия и демонстрационный материал, образцы работ, а также в достаточном количестве раздаточный и демонстрационный материал, фото, картинки, пиктограммы с изображениями действий, операций, алгоритмов работы с использованием инструментов и оборудования; технологические карты, обучающие компьютерные программы, видеофильмы, иллюстрирующие труд людей, технологические процессы.
образцы работ;
пооперационные карты;
правила техники безопасности при работе с материалом и инструментами;
трафареты;
шаблоны;
наборы цветного картона
наборы цветной бумаги;
бумажные салфетки разной цветовой гаммы;
клей: карандаш, ПВА, момент; ножницы, пластилин, нитки, иголки, ткань и др.
Учебно- методическое оснащение
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл: В 2 сб., / Под ред. В.В Воронковой. - Москва, гуманитарный 2.Воспитание и обучение детей и подростков с тяжёлыми и множественными нарушениями развития [Тест]: программно-методические материалы/ под ред. И.М. Бгажноковой. -М.: издательский центр «Владос», 2012г.
Шинкаренко В.А. Диагностика и формирование навыков самообслуживания, хозяйственно-бытового и ручного труда у умственно ограниченных детей: методические материалы в помощь педагогам специальных учреждений и родителям. - Минск: Издательство БелАПДИ-Открытые двери,1997.
Дополнительная:
1. Технология. Ручной труд. 4 класс. Учебник для специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Кузнецова Л.А., Симукова Я.С. –СПб. филиал издательства «Просвещение», 2012.
2. Васенков Г.В. Азбука переплётчика: учебник для учащихся 5-7 классов специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Г.В Васенков. -4-е изд.-М.: Просвещение, 2007.
3. Картушина Г.Б Швейное дело: учебник для 5 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Г.Б Картушина, Г. Г Мозговая. -3-е изд.-М.: Просвещение, 2007
Лист корректировки
Класс | Предмет | Количество проведенных уроков | Отклонение | Причина отклонений | Корректирующие мероприятия |
По плану | По факту |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |