СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету биология для 5 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс 5

Учитель Гурагат Лариса Витальевна

Количество часов 35

Всего 35 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков__7_, лабораторных работ__6_, практических __6__

 

Планирование составлено на основе:

Рабочая программа к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию» 5 класс, Линия «Ракурс» Авторы-составители: С.Н. Новикова, Н.И. Романова, - Москва, «Русское слово»,2014.

 

Учебник

Плешаков А.А., Введенский Э.Л. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс» / А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.

 

Дополнительная литература

Марина А.В. Методические рекомендации к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету биология для 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Петровская основная общеобразовательная школа»



Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено:

Директор Зам. директора по УВР на заседании МО

_________ (Кырма О.В.) _________ ( Горбачева Е.В.) Протокол № от «___»__________201_ г. «___»__________201_ г. «__»________201_ г.

Председатель ШМО

______(Гурагат Л.В.)







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

биология для 5 класса

на 2016-2017 учебный год









Составила: Гурагат Лариса Витальевна, учитель биологии

первой квалификационной категории












С.Петровка

2016г.






Класс 5

Учитель Гурагат Лариса Витальевна

Количество часов 35

Всего 35 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков__7_, лабораторных работ__6_, практических __6__


Планирование составлено на основе:

Рабочая программа к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию» 5 класс, Линия «Ракурс» Авторы-составители: С.Н. Новикова, Н.И. Романова, - Москва, «Русское слово»,2014.


Учебник

Плешаков А.А., Введенский Э.Л. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений: линия «Ракурс» / А.А. Плешаков, Э.Л. Введенский. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2014.


Дополнительная литература

Марина А.В. Методические рекомендации к учебнику А.А. Плешакова, Э.Л. Введенского «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс». – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

• познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;

• систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно - научных знаний в начальной школе;

• начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

• развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно - научным знаниям;

• начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), на изучение биологии в 5 классе отводится 35 ч. Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.

Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию Федерального компонента государственного образовательного стандарта


  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утвержденииФедерального компонента государственного, образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» // http://www.consultant.ru/

  • Приказ Министерства образования и наукиРоссийской Федерации от 07.07.2005 г. №03-126 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана» // http://www.eonsultant.ru/

  • Приказ Министерства образования Оренбургской области от 13.08.2014 № 01-21/1063 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Оренбургской области»

  • Образовательная программа МБОУ «Петровская основная общеобразовательная школа»

  • Положение МБОУ «Петровская основная общеобразовательная школа» «О структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования».

  • Учебный план МБОУ «Петровская основная общеобразовательная школа» на 2016- 2017 учебный год

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в ОУ, согласно требованиям ФГОС ООО (II поколения).



Общая характеристика учебного предмета «Биология»

Курс для учащихся 5 классов реализует следующие задачи:

- систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир.1-4 классы»;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

- формирование первичных умений, связанных с выполнением практических и лабораторных работ;

- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мышления.

В основу данного курса положен системно - деятельностный подход. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Целесообразно шире использовать в преподавании развивающие, исследовательские, личностно-ориентированные, проектные и групповые педагогические технологии. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

Программа предусматривает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний.

Описание учебного предмета, курса в учебном плане

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Рабочая программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

·        многообразие и эволюция органического мира;

·        биологическая природа и социальная сущность человека;

·        уровневая организация живой природы.

Содержание структурировано в виде трех разделов: «Живые организмы», «Человек и его здоровье», «Общие биологические закономерности». 

Раздел «Живые организмы» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного и функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

 

В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

 

Содержание раздела «Общие биологические закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации учебного материала, который был освоен учащимися при изучении курса биологии в основной школе; во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями. Содержание данного раздела включено в содержание других разделов. 

 

Требования к результатам обучения

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2) реализация установок здорового образа жизни;

3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

 

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1) умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4) умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

 

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

1.В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

• приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

• классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

• объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

• различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

• сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

• выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

• овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.     В ценностно-ориентационной сфере:

• знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

• анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3.      В сфере трудовой деятельности:

• знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

• соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы)

4.     В сфере физической деятельности:

• освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5.             В эстетической сфере:

овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы 


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение (2 ч)

Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.

Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).

Персоналии: Жан Анри Фабр.

Глава 1. Мир биологии (19 ч)

История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.

Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.

Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.

Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч)

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.

Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.

 

Требования к уровню подготовки учащихся 

Учащиеся должны знать:

• основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;

• принципы современной классификации живой природы;

• основные характеристики царств живой природы;

• клеточное строение живых организмов;

• основные свойства живых организмов;

• типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;

• приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;

• правила поведения в природе;

• какое влияние оказывает человек на природу.

 

Учащиеся должны уметь:

• работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;

• проводить наблюдения и описания природных объектов;

• составлять план простейшего исследования;

• сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;

• давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;

• составлять цепи питания в природных сообществах;

• распознавать растения и животных Оренбургской области и Александровского района, занесенных в Красные книги.

Содержание программы. Биология. Введение в биологию. 5 класс

(35 ч, 1 ч в неделю).

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 ч)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология — наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических и элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели.

Лабораторные и практические работы:

Знакомство с оборудованием для научных исследований.

Проведение наблюдений, опытов и измерений роста и массы тела человека с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Устройство ручной лупы, микроскопа.

Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах).

Строение клеток кожицы чешуи лука*.

Предметные результаты обучения

Учащиеся узнают:

— основные признаки живой природы;

— устройство светового микроскопа;

— основные органоиды клетки;

— основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;

— ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Учащиеся научатся:

— объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;

— характеризовать методы биологических исследований;

— работать с лупой и световым микроскопом;

— узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;

— объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;

— соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся научатся:

— проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;

  • систематизировать и обобщать разные виды информации;

  • составлять план выполнения учебной задачи.

Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в Древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы.

Предметные результаты обучения

Учащиеся узнают:

— существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;

— основные признаки представителей царств живой природы.

Учащиеся должны уметь:

— определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;

— устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;

— различать изученные объекты в природе, на таблицах;

— устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;

— объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся научатся:

— проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;

— использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • самостоятельно готовить устное сообщение на 2— 3 мин.

Раздел 3. Среда обитания живых организмов (4 ч)

Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины — степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Лабораторные и практические работы:

Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации фотографий, атласов определителей, гербариев и др.). Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся узнают:

— основные среды обитания живых организмов;

— природные зоны нашей планеты, их обитателей.

Учащиеся научатся:

— сравнивать различные среды обитания;

— характеризовать условия жизни в различных средах обитания;

— сравнивать условия обитания в различных природных зонах;

— выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;

— приводить примеры обитателей морей и океанов;

— наблюдать за живыми организмами.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся научатся:

— находить и использовать причинно следственные связи;

— строить, выдвигать и формулировать простейшие гипотезы;

— выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тексту.

Раздел 4. Человек на Земле (5 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный чело век). Изменения в природе, вызванные деятельностью чело века. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. Демонстрация Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторные и практические работы:

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Предметные результаты обучения

Учащиеся узнают:

— предков человека, их характерные черты, образ жизни;

— основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;

— правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;

— простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.

Учащиеся научатся:

— объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;

— объяснять роль растений и животных в жизни человека;

— обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

— соблюдать правила поведения в природе;

— различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;

— вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся научатся:

— работать в соответствии с поставленной задачей;

— составлять простой и сложный план текста;

— участвовать в совместной деятельности;

— работать с текстом параграфа и его компонентами;

— узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.

Личностные результаты обучения

— Формирование ответственного отношения к обучению;

— формирование познавательных интересов и мотивов к бучению;

— формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;

— осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • формирование основ экологической культуры.

Ученик получит возможность учиться:

  •  соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  •  использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

  • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  •  осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  •  находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  •  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  •  использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами,

  •  выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;

  •  осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;

  •  ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

  •  находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  •  выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

Ученик научится:

определять:

  • признаки живых организмов;

  • общие методы изучения природы;

  • химический состав, строение и процессы жизнедеятельности в клетке;

  • строение и значение бактерий, грибов, растений, животных;

  • основные среды жизни, особенности условий этих сред;

  • особенности приспособления организмов к жизни в природе;

  • место человека в системе животного мира.



Ученик получит возможность научиться:

Объяснять:

  • сущность процесса деления клетки, анализировать его основные события.

  • сущность термина «классификация», «антибиотик», «пенициллин» «местный вид»;

  • роль животных, растений, грибов в жизни человека и в природе;

  • роль живых организмов и круговорота веществ в природе;

  • причины сезонных изменений у организмов;

Характеризовать:

  • особенности и значение науки биологии.

  • свойства живых организмов.

  • органы живого организма и их функции, используя рисунок учебника.

  • важную роль бактерий в природе.

  • главные признаки растений, животных и грибов;

  • состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу.

Сравнивать:

  • проявление свойств живого и неживого;

  • животную и растительную клетки, находить черты их сходства и различия;

  • роль бактерий-автотрофов и бактерий-гетеротрофов в природе;

Различать:

  • ткани животных и растений на рисунках учебника;

  • неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли, объяснять их значение для организма;

  • основные таксоны классификации – «царство» и «вид»;

  • понятия: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». «экологический фактор», «фактор неживой природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор». «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество»;

  • бактерий по их роли в природе и жизни человека;

  • части цветкового растения на рисунке учебника;

  • типы лишайников на рисунке учебника;

  • особенности животных разных природных зон.

Определять:

  • предмет науки систематики;

  • расположение почек на побеге цветкового растения;

  • место представителей царства Грибы среди эукариот;

  • значение животных и растений в природе и жизни человека по рисункам учебника;

  • понятие «пищевая цепь», «природная зона».

Описывать, анализировать:

  • разнообразные формы бактериальных клеток на рисунке учебника;

  • внешнее строение тела гриба, называть его части;

  • строение плесневых грибов по рисунку учебника;

  • разнообразие живого мира в морях и океанах по рисункам учебника;

  • элементы круговорота веществ на рисунке учебника;

  • пути расселения человека по карте материков Земли;

  • приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания;

  • содержание выбранных на лето заданий;



Планируемые результаты освоения учебной программы по биологии в 5 классе:

Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:

-Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

-Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

-Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

-Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

-Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

-Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметнымирезультатами изучения курса «Биология» является (УУД).

Регулятивные УУД:

-Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

-Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

-Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

-Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

-В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

-Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

-Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

-Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

-Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

-Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

-Вычитывать все уровни текстовой информации.

-Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Коммуникативные УУД:

Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли,

договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами освоения учениками 5 класса программы по биологии являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (питания, дыхания, выделения, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организмов).

-приведение доказательств взаимосвязи человека и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

-объяснение роли биологии практической деятельности людей; роли различных организмов в жизни человека; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы;

-различие на таблицах частей и органоидов клетки; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растения и животных;

-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы на основе сравнения;

-выявление взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, системой органов и их функциями;

2. В ценностно-ориентационной сфере:

-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни.

В сфере трудовой деятельности:

-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4. В сфере физической деятельности:

-освоение приёмов выращивания и размножения культурных растений, ухода за ними.

5. В эстетической сфере:

-выявление эстетических достоинств объектов живой природы.



Система оценки достижения планируемых результатов

Критерии оценки учебной деятельности по биологии



Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования биологической терминологии, самостоятельность ответа.

Отметка «5»:

-полно раскрыто содержание материала в объ­ёме программы и учебника;

 - чётко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий, верно использованы    научные термины;

 - для доказательства использованы различные умения, выводы из наблюдений и опытов;

-ответ самостоятельный.

Отметка «4»:

-раскрыто содержание материала, правильно даны определения понятие и использованы научные термины, от­вет самостоятельный, определения понятийнеполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, не­большие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений, опытов.

Отметка «3»:

-усвоено основное содержание учебного мате­риала, но изложено фрагментарно;

-не всегда последовательно определение понятия недостаточ­но чёткие;

- не использованы выводы и обобщения из наблюдения и опытов, допущены ошибки при их изложении;

-допущены ошибки и неточности в использовании научной тер­минологии, определении понятии.

Отметка «2» - основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибка в определении понятие, при использо­вании терминологии.

Оценка практических умений учащихся. Оценка умений ставить опыты.

Отметка «5»:

-правильно определена цель опыта;

-самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудо­вания и объектов, а также работа по закладке опыта;

-научно, грамотно, логичноописаны наблюдения и сформулирова­ны выводы из опыта.

Отметка «4»:

 -правильно определена цель опыта; самостоятель­но проведена работа по подбору оборудования, объектов при зак­ладке опыта допускаются;

  -1-2 ошибки, в целом грамотно и логично описаны наблюдения, сформулированы основные выводы из опыта;

-в описании наблюдении допущены неточности, выводы неполные.

Отметка «3»:

  -правильно определена цель опыта, подбор обору­дования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя;

-допущены неточности я ошибка в закладке опыта, описании наб­людение, формировании выводов.

Отметка «2»:

-не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование;

-допущены существенные ошибки при закладке опыта и его офор­млении.

Оценка умений проводить наблюдения.

Учитель должен учитывать:

-правильность проведения;

 - уме­ние выделять существенные признаки, логичность и научную грамотность в оформлении результатов наблюдение и в выводах.

Отметка «5»:

- правильно по заданию проведено наблюдение; выделены существенные признаки, логично, научно грамотно оформлены результаты наблюдения I выводы.

Отметка «4»:

-правильно по заданию проведено наблюдение, при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса), названы второстепенные;

-допущена небрежность в оформлении наблюдение и выводов.

Отметка «3»:

-допущены неточности, 1-2 ошибка в проведе­нии наблюдение по заданию учителя;

-при выделении существенных признаков у наблюдаемого объек­та (процесса) выделены лишь некоторые, допущены ошибки (1-2) в оформлении наблюдение и выводов.

 Отметка «2»:

-допущены ошибки (3-4) в проведении наблюде­ние по заданию учителя;

-неправильно выделены признака наблюдаемого объекта (процесса), допущены ошибки (3-4) в оформлении наблюдений и выводов.

Виды контрольно-измерительных материалов

Вид работы

Лабораторная работа №1

Измерение своего роста и массы тела.



Лабораторная работа № 2.

Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

Строение клеток кожицы чешуи лука.



Тест № 1

Приборы для изучения клеточного строения растений.



Тест №2 Многообразие бактерий. Значение бактерий в природе и жизни человека.

Лабораторная работа №3

Строение шляпочных грибов.

Тест №4

Царство грибы.


Лабораторная работа №4

Изучение строения мхов: сфагнума и кукушкина льна.


Практическая работа №1

Определение животных родного края с использованием различных источников информации.


Лабораторная работа №5

Органы цветкового растения.


Контрольный тест №4

Половое оплодотворение.


Лабораторная работа №6

Строение папоротник.


Контрольный тест №5

Бесполое размножение, размножение спорами, размножение голосеменных растений.

Практическая работа№2

Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации.



Практическая работа №3

Охраняемые растения, животные родного края с использованием различных источников информации.



Практическая работа №4

Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.



Практическая работа №5

Ядовитые растения, животные нашего края с использованием различных источников информации.



Урок контроля знаний №6

По разделу «Мир биологии».



Практическая работа №7

Обитатели прудов нашего края с использованием различных источников информации.



Урок контроля знаний №7

Орга­низм и среда обита­ния.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.  Учебно-методическое обеспечение учебного процесса по биологии:

  - Плешаков А.А., Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: учебник. – М.: Дрофа, 2012.

      - Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: рабочая тетрадь. – М.: Дрофа, любое издание.

      - Кириленкова В.Н., Сивоглазов В.И. Биология. Введение в биологию. 5 класс: методическое пособие. – М.: Дрофа, любое издание.

2. Натуральные объекты: живые растения, гербарии  растений, муляжи грибов, коллекции насекомых, чучела птиц и животных, модели  цветков.

3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование

4. Демонстрационные таблицы.

5. Географические карты материков: «Физическая карта полушарий», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России»

 6. Экранно-звуковые средства:  видеофрагметы и другие информационные объекты, отражающие основные темы курса биологии

7. Электронно-образовательные ресурсы:

Электронное учебное издание. Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова. – М.: Дрофа, 2012.

Диск «Инфоурок» -видео уроки 5 класс.

Природоведение. 5 класс. - М.: «1С: Образование», 2009

Сайты: www.it-n.ru, www.zavuch.info, www.1september.ru, http://school-collection.edu.ru 

8. Электронно-программное обеспечение:

  1. Компьютер

  2. Презентационное оборудование

  3. Выход в Интернет (для учащихся на уровне ознакомления





урока

Тема урока

Кол.

часов

Тип урока

Цель урока

Понятия

Планируемые результаты (в соответствии ФГОС)

Дата проведения

предметные

метапредметные

личностные

план

факт

1

Науки о природе

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о естественных науках, процессах, объектах и явлениях, изучением которых они занимаются

Естественные науки: физика, астрономия химия, география, биология

Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное.

Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познавательный интерес к естественным наукам



2

Методы

изучения

природы.Лабораторная работа «Измерение своего роста и массы тела».

1

Комбинированный

Изучение особенностей различных методов исследования и правил их ис­пользования при изучении биоло­гических объектов и явлений

Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение

Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования

Познавательные УУД: умение проводить эле­ментарные исследования, работать с различными источниками информации. Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать вы­полнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух

Понимание значимости научного ис­следования природы



3

Что изучает биология

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о многообразии биологических наук

Биологические науки: ботаника, зоология, микология, микробиология, экология, цитология, анатомия, физиология, генетика

Знание много­образия биологических наук, а также процессов, явлений и объектов, изучением которых они зани­маются

Познавательные УУД:: умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать вы­полнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, от­вечать на вопросы учителя, работать в группах

Осознание значения биологических наук в развитии представлений человека о природе во всем ее многообразии



4

Из истории биологии

1

Комби­нированный

Формирование представлений о значении открытий ученых раз­ных исторически эпох для развития биологии

Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Чарлз Дарвин, Грегор Мендель, Владимир Иванович Вернадский




Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки





Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Личностные УУД: осознание возможности участия каждого человека в научных исследованиях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

Понимание роли исследований и открытий ученых - биологов в развитии представлений о живой природе







5

Экскурсия в мир клеток.Лабораторная работа «Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними. Строение клеток кожицы чешуи лука».

1

комбинированный

Формирование представлений о клетке как единице строения живого организма

Клетка. Организмы: одноклеточные и многоклеточные. Микроскоп

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, цитоплазмы, оболочки). Освоение основных правил работы с микроскопом

Познавательные УУД:овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение элементарных навыков работы с приборами.

Личностные УУД:потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Представление о единстве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых организмов



6

Как классифицируют организмы. Тест по теме «Приборы для изучения клеточного строения растений».


1

комбинированный

Формирование представлений о значении классификации живых организмов для их изучения.

Классификация организмов. Царства живой природы. Единицы классификации: тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид

Знание основных систематических единиц в классификации живых организмов. Понимание принципов современной классификации ор­ганизмов

Познавательные УУД. умение давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД.умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание научного значения класси­фикации живых организмов



7

Живые царства. Бактерии

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о бактериях как представителях отдельного царства живой природы.

Бактерии — безъядерные однокле­точные организмы

Выделение су­щественных особенностей строения и функционирования бактериальных клеток. Знание правил,позволяющих избежать заражения болезнетворными бактериями

Познавательные УУД.умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выде­лять главное в тексте, структурировать учебный материал.

Личностные УУД: по­требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека и умениезащищать свой организм от негативного влияния болезнетворных бактерий



8

Живые царства. Грибы. Лабораторная работа

«Строение шляпочных грибов».

1

Комбинированный

Формирование представлений о грибах как представителях отде­льного царства живой природы, обладающих

признаками и растений и животных

Грибы. Грибница (мицелий), гифы, плодовое тело. Шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты

Выделение су­щественных особенностей представителей царства Грибы. Знание правил оказания первой помощи при отравлении ядовитыми гри­бами

Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу. Личностные УУД: умение оценивать уровень опасности ситуации для здоровья, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп

Понимание роли представителей царства Грибы в природе и жизни человека. Осознание необходимости оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами



9

Тест по теме «Царство грибы».

Живые царства. Растения.Лабораторная работа «Изучение строения мхов: сфагнума и кукушкина льна».

1

комбинированный

Формирование представлений о растениях как представителях отдельного царства живой природы

Растения. Хлорофилл. Органы растений: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоротники, Голосеменные, Цветковые (По­крытосеменные)

Выделение су­щественных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения

Познавательные УУД:: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, пре­образовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. по­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников. Эстетичес­кое восприятие природы. Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля. Развитие навыков самооценки и самоана­лиза.

Коммуникативные УУД. умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Осознание важности растений в природе и жизни че­ловека



10.

Живые царства. Животные. Практическая работа «Определение животных родного края с использованием различных источников информации».

1

комбинированный

Формирование представлений о животных как представителях отдельного царства живой природы

Животные. Простейшие (одно­клеточные) животные.

Многоклеточные животные. Типы: Кишечнополост­ные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллюски, Чле­нистоногие, Хордовые

Выделение су­щественных особенностей представителей царства Животные. Знание основных систематических единиц царства Животные

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу. Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:умение работать в со­ставе творческих групп

Представление о значении животных в природе, осо­знание их хо­зяйственного и эстетического значения для человека



11

Жизнь начинается. Лабораторная работа «Органы цветкового растения».

1

Изучение нового материала

Формирование представлений о значении половых клеток в процессе оплодотворения и этапах развития зародышей позвоночных животных-

Половые клетки: яйцеклетки, сперматозоиды (спермии). Опло­дотворение. Зародыш

Знание особен­ностей строения половых клеток. Умение на рисунках и таблицах выделять существенные черты сходства зародышей позвоночных животных

Познавательные УУД:умение сравнивать и анализировать информацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самосто­ятельно оформлять конспект урока в тетради.

Личностные УУД: знание основных составляющих здорового образа жизни.

Регулятивные УУД: раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД:умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мнение

Понимание роли половых клеток в размножении живых организмов.

Представление о родстве живых организмов, населяющих нашу планету.Развитие представлений о необходимости вести здоровый образ жизни



12

Контрольный тест по теме «Половое оплодотворение».

Жизнь продолжается. Лабораторная работа

«Строение папоротник».

1

комбинированный

Формирование представлений о размножении как о свойстве живого ор­ганизма, позволяющем про­должать свой род

Размножение, способы размножения

Знание основных способов размножения живых организмов

Познавательные УУД: освоение элементарных навыков исследователь­ской деятельности.

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД: умение работать в груп­пах, обмениваться ин­формацией с одноклас­сниками

Представление о размножении как главном свойстве живого, обес­печивающем продолжение рода



13

Почему дети по­хожи на родите­лей

1

Комбинированный

Формирование представлений о гене как ос­нове на­следственности

организмов

Наследственность, ген

Знание о значе­нии гена и его местоположении в клетке

Познавательные УУД:умение давать опреде­ления понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу

Личностные УУД: по­требность в справедли­вом оценивании своей работы и работы одно­классников.

Регулятивные УУД: раз­витие умения планиро­вать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД: умение строить эффек­тивное взаимодействие с одноклассниками

Понимание роли генов в хранении и передаче на­следственной информации от родителей к потомству



14

Контрольный тест по теме «Бесполое размножение, размножение спорами, размножение голосеменных растений». Нужны все на свете.Практическая работа«Определение наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации».

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Формирование представлений о группах жи­вых организмов в зависимости от их роли в природе

Организмы: про­изводители, потребители, разрушители

Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД:: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. уме­ние планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Осознание взаимосвязанности, взаимо­зависимости всех компо­нентов природы



15

Как животные обща­ются между собой

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Формирование представлений о способах общения животных между собой

Языки общения животных: дви­жений, запахов, звуков

Знание наличия различных способов общения между животными

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презента­ции, представлять ре­зультаты работы классу. Личностные УУД. уме­ние видеть прекрасное в природе

Регулятивные УУД: уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение работать в со­ставе творческих групп.

Представление о животных как сложно организован­ных сущест­вах, обладающих способностью к общению. Познаватель­ный интерес к естественным наукам



16

Биология и практика

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Формирование представлений о значении биологии для хозяйственной деятельности человека

Биологическая защита урожая, породы живот­ных, сорта растений, лекарствен­ные растения

Знание о су­ществовании различных пород животных и сортов культурных растений. Элементарные представления о лекарственных растениях. Объяснение роли биологии в практической деятельности человека

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД: умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание необходимости биологических знаний для хозяй­ственной де­ятельности человека



17

Биологи защищают

Природу. Практическая работа «Охраняемые растения, животные родного краяс использованием различных источников информации».

1

Комбинированный

Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны

Охрана природы. Виды (исчезающие, редкие). Ох­раняемые территории

(заповедники, заказники, национальные парки)

Приведение до­казательств не­обходимости охраны окружа­ющей природы. Знание основных правил поведения в природе

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.

Личностные УУД. спо­собность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД. умение слушать одно­классников и учителя, высказывать свое мнение

Осознание степени нега­тивного влия­ния человека на природу и необходимос­ти ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе



18

Био­логия и здоровье. Практическая работа «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи».

1

Комбинированный

Формирование представлений о здоровом образе жизни как главном факто­ре сохранения здоровья-

Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Пер­вая доврачебная помощь постра­давшему

Приведение до­казательств за­висимости здо­ровья человека от его образа жизни и состояния окружающей среды.

Знание элемен­тарных правил оказания первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп

Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимости оказания экстренной доврачебной помощи пострадавшим при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях



19

Живые орга­низмы и наша безо­пас­ность. Практическая работа«Ядовитые растения, животные нашего краяс использованием различных источников информации».

1

Комбиниро­ванный

Формирование представлений о живых орга­низмах, которые могут причинить вред здоровью человека, и способах защиты от них

Ядовитые растения и грибы, опасные живот­ные

Знание ядовитых грибов и растений, опасных животных. Освоение приемов оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, укусах животных

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:: умение работать в составе творческих групп

Представление о существовании живых ор­ганизмов, опасных для здоровья и жизничеловека. Понимание необходимости оказания экстренной первой помощи при отравлениях ядовитыми растениями и грибами, при укусах ядовитых животных



20

Мир

биологии.

Обобщение

знаний

1

Обобщения

Обобщение и систематизация знаний уча­щихся по теме «Мир биологии»

Биология. Царства живой при­роды. Клетка. Половые клетки. Единицы классификации живых организмов. Кру­говорот веществ. Здоровый образ жизни, вредные привычки, первая помощь пострадавшим

Выделение су­щественных признаков представителей различных царств живой природы. Знание роли живых организмов в круговороте ве­ществ. Пони­мание основных закономерностей в живой природе. Представление о правилах здо­рового образа жизни. Знание элементарных правил оказания первой помощи пострадавшим. Понимание роли биологических знаний в хозяйственной деятельности человека

Познавательные УУД.умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифицировать объекты, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД.умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Познаватель­ный интерес к естественным наукам



21

Урок контроля знаний

1

Урок контроля

Проверить уровень знаний по биологии у учащихся



Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя




22

Водные

Обитатели. Практическая работа«Обитатели прудов нашего края с использованием различных источников информации».

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Формирование представлений об особен­ностях водной среды и приспособленности организмов к обитанию в воде

Компоненты природы. Водная среда обитания

Знание компо­нентов природы. Представление о многообразии обитателей вод­ной среды. Вы­явление при­способлений организмов к обитанию в водной среде

Познавателъные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно - следственных связей.

Личностные УУД:умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в справедливом оценивании своей рабо­ты и работы одноклас­сников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и одноклассников, ар­гументировать свою точку зрения

Понимание необходимости и соответствия приспо­соблений организмов к условиям среды, в которой они обитают




23

Между небом и землей

1

Комбинированный

Формирование представлений о наземно -воздушной среде как наиболее населенной живыми ор­ганизмами и разнообразной по условиям обитания

Наземно - воздушная среда обита­ния

Представление о многообразии обитателей наземно - воздушной среды и разнообразии их приспособлений

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД: по­требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД.умение работать в составе творческих групп

Понимание необходимости и соответствия приспособлений ор­ганизмов к условиям среды, в которой они обитают



24

Кто в почве живет

1

Комбиниро­ванный

Формирование представлений об особен­ностях поч­венной среды

обитания

Почвенная среда обитания

Представление о многообразии обитателей почвенной среды. Выявление приспособлений организмов к почвенной среде обитания

Познавательные УУД.умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД. по­требность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп

Понимание необходимос­ти и соответс­твия приспо­соблений организмов к условиям сре­ды, в которой они обитают



25

Кто живет в чу­жих телах

1

Комбинированный

Формирование представлений о возникно­вении при­способлений у паразитических организмов к обитанию в чужих телах

Организменная среда обитания. Хозяин, паразит, симбионт

Выявление приспособлений организмов в организменной среде обитания. Знание причин примитивности паразитов и их от­личий от симбионтов. Знание основных правил, позволяющих избежать заражения паразитами

Познавательные УУД:умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопррсы.

Личностные УУД:умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД:умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД:умение работать в составе творческих групп

Понимание необходимости и соответствия приспо­соблений организмов к условиям среды, в которой они обитают. Осознание необходимости соблюдения правил, позво­ляющих избежать заражения паразитичес­кими червями



26

Экологические факторы

1

Изуче­ния но­вого

Формирование представлений об экологи­ческих фак­торах и вли­янии абио­тических факторов на живые организмы

Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет

Знание класси­фикации эко­логических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД:умение применять полученные на уроке знания на практике.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Осознание влияния фак­торов среды на живые орга­низмы



27

Экологи­

ческие факторы:

биоти­ческие и антропо генные

1

Комбинированный

Формирование представлений о различных формах биотичес­ких взаимо­отношений как результате при­способляе­мости

организмов. Изучение влияния де­ятельности человека на состояние окружаю­щей среды

Биотические факторы среды: положительные (симбиоз), отри­цательные (хищ­ничество, парази­тизм,

конкуренция). Антропогенные факторы среды

Знание различ­ных форм взаи­моотношений между живыми организмами в природе. Уме­ние приводить примеры форм взаимоотноше­ний организ­мов. Различе­ние

отрицательных и положитель­ных результатов влияния де­ятельности че­ловека на при­роду. Знание правил поведе­ния в природе и мер по ее охра­не

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД: умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отношения к природе.

Регулятивные УУД: развитие навыков само­оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителяи одноклассников, ар­гументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Осознание су­ществования разнообразных взаимоотно­шений между живыми орга­низмами в природе. По­нимание причин возникновения

негативных последствий в природе в результате де­ятельности человека.

Принятие правил поведения в природе



28-29

При­род­

ные

сообщества

2

Комбиниро­ванный

Формирова­ние элемен­тарных представле­ний о при­родных со­обществах планеты. Закрепле­ние знаний учащихся о круговороте веществ в природе

Природные сооб­щества (естест­венные, искусст­венные). Пищевые цепи, пищевые сети. Круговорот ве­ществ

Различение ес­тественных и искусственных сообществ. Знание значе­ния пищевых связей в сооб­ществах для осуществления круговорота ве­ществ. Умение составлять эле­ментарные пи­щевые цепи

Познавательные УУД: умение давать определения понятиям. Развитие элементарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Умение сравнивать и делать вы­воды на основании сравнений.

Личностные УУД:умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД:умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, арументировать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Представление о многообразии природных сообществ как следствия разнообразия природных ус­ловий на по­верхности планеты.

Понимание важности пи­щевых связей для осущест­вления круго­ворота ве­ществ



30

Жизнь в Ми­ровом океане

1

Изуче­ние но­вого

Формирова­ние пред­ставлений о роли Миро­вого океана на планете. Изучение приспособ­лений жи­вых орга­низмов, обитающих в разных частях и на разных глу­бинах океа­на

Мировой океан.

Обитатели

поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин

Знание роли Мирового океана в формиро- вании климата на планете. Раз­личение на ри­сунках и табли­цах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее тол­ще и живущих на дне

Познавательные УУД: умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравнений, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД:: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклас­сникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установленным прави­лам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, об­суждать вопросы со сверстниками

Осознание роли Мирового океана на планете. Понимание рацио­нальности приспособлений обитателей океана к разным усло­виям в его пределах



31-33

Путе­шест­вие по мате­рикам

3

Изуче­ние но­вого

Формирова­ние элемен­тарных представле­ний о жи­вотном и раститель­ном мире материков планеты

Материки: Афри­ка, Евразия, Се­верная Америка, Южная Америка, Австралия, Ан­тарктида. При- родные условия. Растительный и животный мир материков

Знание матери­ков планеты и их основных природных осо­бенностей. Умение находить материки на карте. Об­щее представ­ление о расти­тельном и животном мире каждого мате­рика -

Познавательные УУД. умение работать с раз­личными источниками информации и преобра­зовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структу­рировать учебный мате­риал.

Личностные УУД: уме­ние соблюдать дисцип­лину на уроке, уважи­тельно относиться к учителю и одноклас­сникам. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД:раз­витие навыков оценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД:умение слушать учителя и одноклассников, ар­гументировать свою точку зрения. Овладе­ние навыками выступ­лений перед аудиторией

Познаватель­ный интерес к предметам ес- тественно-на- учного цикла. Представление о многообра­зии раститель­ного и живот­ного мира планеты как результате приспособляе­мости орга­низмов к раз­личным природным условиям на разных мате­риках



34

Орга­низм и среда обита­ния. Обоб­щение зна­ний

1

Обобщение

Обобщить и системати­зировать знания уча­щихся по теме «Орга­низм и сре­да обита­ния»

Среда обитания: водная, наземно- воздушная, поч­венная, организ- менная.

Производители, потребители, раз­рушители, круго­ворот веществ, пищевые цепи, пищевые сети. Экологические факторы: абиоти­ческие, биотичес­кие, антропоген­ные. Природное сообщество

Знание сред обитания и их особенностей. Умение разли­чать на рисун­ках и таблицах организмы раз­ных сред обита­ния. Знание приспособле­ний разных ор­ганизмов к обитанию в различных сре­дах. Знание групп экологи­ческих факто ров, степени и характера их влияния на жи­вые организмы. Знание природ­ных сообществ и умение разли­чать естествен­ные и искусст­венные сообщества. Знание роли Мирового океа­на на планете. Умение на кар­те находить ма­терики и давать краткое описа­ние их живот­ного и расти­тельного мира. Знание и соб­людение пра­вил поведения в кабинете био­логии

Познавательные УУД: умение работать с текс­том, выделять в нем главное, структуриро­вать учебный материал, давать определения по­нятиям, классифициро­вать объекты.

Личностные УУД:умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД:уме­ние организовать вы­полнение заданий учи­теля согласно установ­ленным правилам рабо­ты в кабинете.

Коммуникативные УУД:: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в составе твор­ческих групп, обсуждать вопросы со сверстника­ми

Познаватель­ный интерес к естественным наукам



35

Урок контроля знаний

1

Урок контроля

Проверить уровень знаний по биологии у учащихся



Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!