МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
ГБПОУ «ДЖИДИНСКИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Утверждаю:
Директор ГБПОУ «Джидинский
многопрофильный техникум»
___________________ / А.Ц.Идамжапов/
«_____»_______________ 20 _____ г.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология
с.Петропавловка
2020.г.
Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе ФГОС СОО ирекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования. Протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 371 от 23 июля 2015 г. Рабочая программа разработана для студентов обучающихся по профессии/специальности среднего профессионального образования
23. 01. 17. Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей.
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Джидинский многопрофильный техникум»
Разработчик:
Цыбикова Майя Дабаевна, преподаватель_
Рецензенты
____________________________________________________________________________
Ф.И.О., место работы, должность
____________________________________________________________________________
Ф.И.О., место работы, должность
Согласована на заседании методического объединения
Протокол №__________ от « ____ »__________20 __ г.
Председатель _________________ /Цыбикова М.Д./
Рекомендована на заседании методического совета
Протокол №____________ от « ____ »__________20 __ г.
Председатель _________________ /Гунзенова А.С/
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4-6 |
Содержание учебной дисциплины | 7-9 |
Календарно-тематическое планирование | 10-11 |
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экология
Программа ориентирована на достижение следующих целей:
• получение фундаментальных знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки; истории возникновения и развития экологии как естественнонаучной и социальной дисциплины, ее роли в формировании картины мира; о методах научного познания;
• овладение умениями логически мыслить, обосновывать место и роль экологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; определять состояние экологических систем в природе и в условиях городских и сельских поселений; проводить наблюдения за природными и искусственными экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения экологии; путей развития природоохранной деятельности; в ходе работы с различными источниками информации;
• воспитание убежденности в необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении экологических проблем;
• использование приобретенных знаний и умений по экологии в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности и деятельности других людей по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; соблюдению правил поведения в природе.
Профиль, направленность - технический
1.2. Планируемые результаты освоения дисциплины:
Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии;
−− готовность к продолжению образования, повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;
−− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;
−− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;
−− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии;
• метапредметных:
−− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;
−− применение основных методов познания описания, наблюдения, эксперимента для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;
−− умение использовать различные источники для получения сведений экологической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач;
• предметных:
−− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество—природа»;
−− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;
−− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;
−− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго и ресурсосбережения в интересах сохранения
окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;
−− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;
−− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.
1.3. Формирование вариативной части __________________________________________________________________
1.4. Условия реализации программы дисциплины
1.4.1. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечениепрограммы учебной дисциплины
Помещение кабинета удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки студентов.
В кабинете есть мультимедийное оборудование, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по экологии, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Экология» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов выдающихся поэтов, писателей и др.);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК),обеспечивающие освоение учебного материала по экологии, рекомендованные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования. Библиотечный фонд дополнен энциклопедиями, справочниками, научно-популярной литературой по вопросам языкознания и др. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Экология» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам поэкологии, имеющимся в свободном доступе в Интернете (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
1.4.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1.Валова В. Д. Экология. — М., 2012.
Дополнительные источники:
1.Валова В. Д. Экология. — М., 2012.
2. Константинов В. М., Челидзе Ю. Б. Экологические основы природопользования. — М.,2014.
3. Марфенин Н. Н.Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.
4.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с
учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образова
Интернет-ресурсы
www. ecologysite. ru (Каталог экологических сайтов).
www. ecoculture. ru (Сайт экологического просвещения).
www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).
Содержание учебной дисциплины Экология 36ч
№ п/п | Темы и содержание | Кол час | Форма организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
| КУРС 1, 1 семестр 36ч | 18п/р+18л/р | | |
1 | ВВЕДЕНИЕ | 1 | фронтальная | |
| Тема 1. Экология как научная дисциплина | 8 | | |
2-3 | Социальная экология. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. | 2 | фронтальная групповая | Знакомство с предметом изучения социальной экологии. Умение выделять основные черты среды, окружающей человека Умение выявлять региональные экологические проблемы и указывать причины их возникновения, а также возможные пути снижения последствий на окружающую среду |
4-5 | Прикладная экология. П/р. Экологические проблемы | 2 | фронтальная групповая |
6-7 | Практическая работа. Описание антропогенных изменений естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося. | 2 | групповая, индивидуальная |
8 | Контрольная работа №1 | 1 | индивидуальная | |
| Тема 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность | 12 | | |
9 | Среда обитания человека. | 1 | фронтальная групповая | Овладение знаниями об особенностях среды обитания человека и ее основных компонентов.Знание основных экологических требований к компонентам окружающей человека среды Знакомство с характеристиками городской и сельской среды. Умение определять экологические параметры современного человеческого жилища. Знание экологических требований к уровню шума, вибрации, организации строительства жилых и нежилых помещений, автомобильных дорог в условиях города |
10-11 | Городская среда. Шум и вибрация. | 2 | фронтальная групповая |
12-13 | П/р. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. | 2 | групповая индивидуальная |
14-15 | Дороги и дорожное строительство в городе. | 2 | фронтальная |
16-17 | Сельская среда. | 2 | групповая индивидуальная |
18-19 | Практическая работа. Описание жилища человека как искусственной экосистемы. | 2 | индивидуальная |
20 | Контрольная работа №2 | 1 | индивидуальная | |
| Тема 3. Концепция устойчивого развития. | 6 | | |
21-22 | Возникновение концепции устойчивого развития. | 2 | групповая | Знание основных положений концепции устойчивого развития и причин ее возникновения. Умение различать экономическую, социальную, культурную и экологическую устойчивость. Умение вычислять индекс человеческого развития по отношению к окружающей среде |
23-24 | Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости | 2 | фронтальная |
25 | Практическое занятие Решение экологических задач на устойчивость и развитие. | 1 | групповая индивидуальная |
26 | Контрольная работа №3 | 1 | индивидуальная | |
| Тема 4. Охрана природы. | 10 | фронтальная | |
27-28 | Природоохранная деятельность.Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы. | 2 | групповая индивидуальная | Знание истории охраны природы в России и основных типов организаций, способствующих охране природы. Умение определять состояние экологической ситуации окружающей местности и предлагать возможные пути снижения антропогенного воздействия на природу Умение пользоваться основными методами научного познания: описанием, измерением, наблюдением — для оценки состояния окружающей среды и ее потребности в охране |
29-30 | Природные ресурсы и их охрана. | 2 | фронтальная |
31-32 | Практическое занятие Сравнительное описание естественных природных систем и Агро экосистемы. | 2 | групповая индивидуальная |
33-34 | Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего обучающегося. | 2 | групповая индивидуальная |
35-36 | Итоговый урок. Дифференцированный зачет. | 2 | индивидуальная | |
3. 3. Календарно-тематическое планирование
Курс обучения__1__ , семестр ___1____.Количество часов_36
№ урока | дата | Тема | Количество часов | Д/З |
| | КУРС 1, 1 семестр | 18т+18пр | |
1 | | ВВЕДЕНИЕ | 1 | |
| | Тема 1. Экология как научная дисциплина | 8 | |
2-3 | | Социальная экология. Среда, окружающая человека, ее специфика и состояние. | 2 | |
4-5 | | Прикладная экология. Практическая работа. Экологические проблемы | 2 | |
6-7 | | Практическая работа. Описание антропогенных изменений естественных природных ландшафтах местности, окружающей обучающегося. | 2 | |
8 | | Контрольная работа №1 | 1 | |
| | Тема 2. Среда обитания человека и экологическая безопасность | 12 | |
9 | | Среда обитания человека. | 1 | |
10-11 | | Городская среда. Шум и вибрация. | 2 | |
12-13 | | Практическая работа. Экологические проблемы промышленных и бытовых отходов в городе. | 2 | |
14-15 | | Дороги и дорожное строительство в городе. | 2 | |
16-17 | | Сельская среда. | 2 | |
18-19 | | Практическая работа. Описание жилища человека как искусственной экосистемы. | 2 | |
20 | | Контрольная работа №2 | 1 | |
| | Тема 3. Концепция устойчивого развития. | 6 | |
21-22 | | Возникновение концепции устойчивого развития. | 2 | |
23-24 | | Экономический, социальный, культурный и экологический способы устойчивости | 2 | |
25 | | Практическое занятие Решение экологических задач на устойчивость и развитие. | 1 | |
26 | | Контрольная работа №3 | 1 | |
| | Тема 4. Охрана природы. | 10 | |
27-28 | | Природоохранная деятельность Заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы | 2 | |
29-30 | | Природные ресурсы и их охрана. | 2 | |
31-32 | | Практическое занятие Сравнительное описание естественных природных систем и Агро экосистемы. | 2 | |
33-34 | | Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы района, окружающего обучающегося. | 2 | |
35-36 | | Итоговый урок. Дифференцированный зачет. | 2 | |