Рабочая программа учебного предмета «Украинский язык и литературное чтение» составлена на основе Примерной программы: «Украинский язык и литературное чтение : 2-4 кл.: Примерная программа начального общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Грабовая Г.С., Седова Н.Н., Полищук Е.Н., Калафат О.В. и др. – 3-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 51 с..», утвержденной МОН ДНР (приказ № 725 от 23.08.2018).
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, которые проявляются в способности успешно пользоваться украинским языком (всеми видами речевой деятельности) в процессе общения, познания окружающего мира, решения жизненно важных задач; социокультурной компетентности, которая охватывает личностное развитие учащихся, адаптацию их к жизни в определённой социальной среде; гражданское, патриотическое, эстетическое воспитание;
учебных действий с языковыми единицами и умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач;
позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
формирование умений и навыков по всем видам речевой деятельности в устной и письменной форме;
формирование уважительного отношения к украинской культуре через знакомство с детской литературой, воспитание толерантного отношения к представителям украинского народа;
обеспечение интеллектуального, морального, социокультурного и эстетического развития личности младшего школьника.
Устная форма общения предусматривает формирование и развитие умений слушать и понимать собеседника, спрашивать и отвечать, вести диалог и монолог, работать с текстами на украинском языке, а также обогащение словарного запаса школьников, овладение учащимися орфоэпическими, лексическими и грамматическими умениями и навыками.
Письменная речевая деятельность в начальной школе предусматривает овладение украинской графикой и орфографией, формирование умений писать с соблюдением правил (списывать с печатного текста, писать под диктовку), пересказывать и составлять тексты разных типов и записывать их с помощью учителя, соблюдая правила культуры оформления работы, а также формирование умений правильно и осознанно читать на украинском языке.
Изучение предмета открывает непосредственный доступ к формированию ценностей полиэтнического общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; повышает уровень гуманитарного образования учащегося; закладывает основы духовно-нравственного развития.
Во 3-ем классе на уроки украинского языка и литературного чтения отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недели). В 3-ем классе – пропедевтический интегрированный курс украинской грамматики и орфографии и литературного чтения.
В результате изучения курса русского языка по данной программе у выпускника начальной школы будут сформированы предметные (лингвистические) знания и умения, предусмотренные программой, а также личностные и метапредметные (универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные, коммуникативные, работа с информацией, совместная деятельность как основа умения учиться).
формирование ценностей полиэтничного общества, уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (патриотическое воспитание);
формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета.
развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей;
формирование умения использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение действиями сравнения, анализа, классификации, обобщения, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений;
формирование умения выполнять и проверять письменные работы, анализировать свои знания по украинскому языку на межпредметном уровне;
формирование умений использовать украинский язык с целью поиска различной информации, умения составлять диалог на заданную тему;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определять общие цели совместной деятельности и путей ее достижения; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать свой вклад в общее дело, собственное поведение и поведение окружающих.
освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на украинском языке, расширение лингвистического кругозора;
знание основных правил правописания, умение применять изученные правила в школьной и повседневной жизни;
умение читать вслух и молча, деление текста на части, составление плана, пересказ, составление вопросов к тексту и т.д.;
формирование умений применять орфографические и пунктуационные правила в объеме изученного материала, находить, сравнивать, классифицировать звуки, буквы, части слова, члены предложения;
умение правильно строить речевые высказывания в соответствии с задачами, составлять тексты в устной и письменной форме, владеть навыками смыслового чтения;
осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, истории и культуре, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
понимание роли чтения, использование разных видов чтения; умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
«Критерии оценивания учебных достижений обучающихся в системе начального общего образования», составленные в соответствии с законом «Об образовании» ДНР (постановление НС ДНР № 1-23311-НС от 19.06.2015);
Государственным образовательным стандартом начального общего образования ДНР на 2015-2017гг. (приказ МОН ДНР № 324 от 17.07.2015 на основании методических рекомендаций «Пятибалльная система оценивания учебных достижений школьников Донецкой Народной Республики, утверждёнными решением научно-методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.);
«Инструкция о проведении текущего контроля знаний и промежуточной аттестации обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные учебные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования» (приказ МОН ДНР № 3585 от 03.08.2015г.);
Таблица «Сводный перечень видов обязательного текущего контроля» (откорректирована в соответствии с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Донецкой Народной Республики по соответствующим образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в 2017-2018 учебном году (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 629 от 15.06.2017);
«Единый орфографический режим по заполнению и ведению документов в начальной школе (классный журнал, ученические тетради и дневники)», утверждённый решением научно - методического совета Донецкого ИППО (протокол №1 от 29.01.2015г.).
Уроки обязательного контроля проводятся для получения объективной информации о состоянии качества образования; установления фактического уровня теоретических знаний учащихся, их практических умений и навыков.
№ п/п | № урока в теме | Содержание урока | Дата проведения урока | Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки учащихся |
по плану | по факту | личностные | метапредметные | предметные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
I четверть |
Тема № 1«Звуки и буквы. Нормы литературного произношения и написания» (10 часов) |
1 | 1 | Устная и письменная речь. Звуки и буквы. Прислів’я. Скоромовки. Загадки. | 04.09 | | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (патриотическое воспитание). | Развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Слушание-понимание украинской речи, исправление ошибок. Различение устной и письменной речи. Обозначение на письме звуков буквами. |
2 | 2 | Алфавит. Употребление заглавной буквы. Народні пісні. Два півники. Грицю, Грицю… Пісня житнього віночку. | 11.09 | | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (патриотическое воспитание). | Развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Слушание и чтение фольклорных произведений. Чтение украинского алфавита, правильное называние букв. |
3 | 3 | Гласные и согласные звуки. Слог. Ударение. Ударные и безударные гласные. Казка. Кривенька качечка. (Уривок) | 18.09 | | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (патриотическое воспитание). | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. | Знакомство с украинской народной сказкой, как жанром устного народного творчества. Различение гласных и согласных звуков. |
4 | 4 | Звуки [г] и [г'], обозначение их буквами. Согласные звуки. Твердые и мягкие согласные звуки. Произношение звуков [ч], [шч] и [б], [п], [в], [м], [ф], [р] (в конце слова). Ліна Костенко. Вже брами літа замикає осінь. Шипшина важко віддає плоди. | 25.09 | | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. | Соблюдение правил литературного произношения. Правильно произносить и обозначать на письме указанные согласные звуки. |
5 | 5 | Звук [ц’]. Употребление мягкого знака для обозначения мягкости звука [ц’] и его отсутствие после букв б, п, в, м, ф, р (в конце слова), ж, ч, ш. Василь Сухомлинський. Соромно перед соловейком. | 02.10 | | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Овладение действиями сравнения, анализа, установление причинно-следственных связей. | Составление вопросов и ответов по содержанию текста. Развитие умений правильно произносить звук [ц]. |
6 | 6 | Обозначение мягкости согласных перед о. Буквосочетание ьо. Олесь Донченко. Лісовою стежкою. | 09.10 | | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Овладение действиями сравнения, анализа, классификации, обобщения, построения рассуждений. | Чтение произведений вслух и про себя, увеличивая темп. Использование мягкого знака для обозначения мягкости согласных звуков перед гласным [о]. |
7 | 7 | Долгое произношение мягких согласных звуков и обозначение их на письме. Леонід Глібов. Лебідь, Щука і Рак. Контрольная работа. Аудирование. | 16.10 | | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Формирование умения выполнять и проверять письменные работы, анализировать свои знания по украинскому языку на межпредметном уровне. | Выразительное чтение басни наизусть. Наблюдение за произношением слов с удвоенными мягкими согласными звуками. |
8 | 8 | Произношение и письмо слов с буквосочетанием йо. Леонід Глібов. Коник-стрибунець. Чиж та голуб. | 23.10 | | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах. | Формирование умений использовать украинский язык с целью поиска различной информации, умения составлять диалог на заданную тему. | Чтение басни наизусть. Произношение и написание слов с буквосочетанием йо. |
II четверть |
9 | 9 | Смягчение твёрдых согласных перед і. Употребление букв и, і после г, к, х та ж, ч, ш, щ. Лариса Петрівна Косач-Квітка. Як дитиною, бувало… | 06.11 | | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (патриотическое воспитание). | Овладение действиями сравнения, анализа, обобщения, установление причинно-следственных связей. | Отличие поэтических произведений от прозаических. Смягчение твердых согласных звуков перед гласным [і]. |
10 | 10 | Апостроф. Отсутствие мягкого знака после букв б, п, в, м, ф та ж, ч, ш, р в конце слов. Лариса Петрівна Косач-Квітка. Вишеньки. Тиша морська. | 13.11 | | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (патриотическое воспитание). | Овладение действиями сравнения, анализа, обобщения, установление причинно-следственных связей. | Различение поэтических и прозаических произведений. Развитие умений употреблять апостроф после букв б, п, в, м, ф, р перед я, ю, є, ї, обозначающие два звука. |
Тема № 2 «Слово» (5 часов) |
11 | 1 | Слово. Значение слова. Многозначные слова. Прямое и переносное значение слова. Степан Жупанин. Оленчині вишивки. | 20.11 | | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (патриотическое воспитание). | Развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Наблюдение за переносным значением слов как средством создания словесно-художественных образов. Понимание слова как единства звучания и значения. |
12 | 2 | Синонимы и антонимы, омонимы. Словарь. Виды словарей. Степан Жупанин. Сім вітрів. | 27.11 | | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Овладение действиями классификации, обобщения, построения рассуждений. | Пересказ содержания стихотворения с дополнением. Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов и омонимов. |
13 | 3 | Контрольная работа. Диктант. | 04.12 | | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир. | Формирование умения выполнять и проверять письменные работы, анализировать свои знания по украинскому языку на межпредметном уровне. | Знание основных правил правописания, умение применять изученные правила. |
14 | 4 | Анализ контрольной работы. Слова, которые называют предметы, их признаки, действия, число и порядок при счете Наталя Забіла. Ясоччин садок. | 11.12 | | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Овладение действиями сравнения, анализа, классификации, обобщения, построения рассуждений. | Обогащение речи детей словами, которые называют предметы, их признаки, действия, число и порядок предметов при счете. |
15 | 5 | Слова, которые служат для связи с другими (предлоги, союзы). Антон Лотоцький. Маленький Тарас чумакує. | 18.12 | | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (патриотическое воспитание). | Формирование умений использовать украинский язык с целью поиска различной информации. | Построение предложений, использование предлогов, союзов. Регулирование собственной деятельности посредством письменной речи. |
Тема № 3 «Состав слова. Правописание» (7 часов) |
16 | 1 | Состав слова: основа и окончание, корень, приставка, суффикс; их графическое обозначение. Тарас Шевченко. Вітер з гаєм розмовляє. | 25.12 | | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (патриотическое воспитание). | Овладение действиями сравнения, анализа, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений. | Составление собственного высказывания о впечатлении прочитанного стихотворения. Усвоение терминов: основа слова, окончание, корень, приставка, суффикс, родственные (однокоренные) слова. |
III четверть |
17 | 2 | Родственные (однокоренные слова). Тарас Шевченко. Тече вода з-під явора. | 15.01 | | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (патриотическое воспитание). | Овладение действиями сравнения, анализа, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений. | Использовать средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты, олицетворения. Усвоение понятия «родственные слова». |
18 | 3 | Различение родственных слов и разных форм слова, родственных слов и синонимов, изменяемых и неизменяемых слов. Тарас Шевченко. Світає, край неба палає. | 22.01 | | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (патриотическое воспитание). | Овладение действиями сравнения, анализа, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений. | Составление собственного высказывания о впечатлении от прочитанного стихотворения. Учить различать однокоренные слова и форму одного и того же слова. |
19 | 4 | Роль приставок и суффиксов в образовании родственных слов. Тарас Шевченко. І досі сниться: під горою… | 29.01 | | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (патриотическое воспитание). | Формирование умений использовать украинский язык с целью поиска различной информации. | Составление собственного высказывания о впечатлении прочитанного стихотворения. Наблюдение за ролью приставок и суффиксов в словах. |
20 | 5 | Наблюдение за чередованием гласных [е], [о] з [і], и согласных [г], [к], [х] с [з'], [ц'], [с'], звуков в слове. Михайло Стельмах. Гуси-лебеді летять. | 05.02 | | Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Овладение действиями сравнения, анализа, классификации, обобщения. | Объяснение значений слов. Наблюдение за чередованием гласных и согласных звуков в корне слова. |
21 | 6 | Написание слов типа «сонце», «серце», «чесний»; «клас», «група», «колектив». Іван Білий. Гаряча пора. | 12.02 | | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Подробный пересказ текста художественного произведения. Различие в написании слов с упрощением согласных в русском и украинском языках, правописание такие слова. |
22 | 7 | Правописание безударных гласных е, и в корне слова. Іван Білий. Ожеледь на дорозі. | 19.02 | | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Подробный пересказ текста художественного произведения. Распознавание безударных [е], [и] в корне. |
Тема № 4 «Синтаксис. Пунктуация» (8 часов) |
23 | 1 | Предложение. Іван Білий. Мисливець Токо. | 26.02 | | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах. | Развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Составление предложения из слов. Различение предложения и набор слов. |
24 | 2 | Типы предложений по цели высказывания. Знаки препинания. Станіслав Жуковський. Дівчинка і батько. | 05.03 | | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах. | Овладение действиями сравнения, анализа, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений. | Составление и интонирование предложений различных по цели высказывания. Различение видов предложений по цели высказывания. |
25 | 3 | Обращение. Знаки препинания. Григорій Бойко. Маринка та Галинка. Чтение вслух. | 12.03 | | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах. | Формирование умений использовать украинский язык с целью поиска различной информации. | Интонирование обращений в побудительных предложениях. Развитие умений находить обращение в предложениях. |
26 | 4 | Анализ деформированного текста. Расстановка знаков препинания. Павло Байдебура. Вогонь землі. | 19.03 | | Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов (патриотическое воспитание). | Развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Составление собственного высказывания по содержанию прочитанного. Смысловая связь слов в предложении; предложений в тексте. |
IV четверть |
27 | 5 | Обращение. Знаки препинания. Григорій Бойко. Загордилась. | 02.04 | | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Интонирование обращений в побудительных предложениях. Развитие умений находить обращение в предложениях. |
28 | 6 | Главные и второстепенные члены предложения. Григорій Бойко. Хто спішить, той смішить.. | 92.04 | | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах. | Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою. | Составление и распространение предложений по вопросам. Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. |
29 | 7 | Общее понятие об однородных членах предложения. Григорій Бойко. Граматика. Сашко. | 16.04 | | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах. | Излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. | Составление предложений с однородными членами с опорой на схему. Анализ текста, нахождение в тексте предложений с однородными членами предложения. |
30 | 8 | Диалог. Предложения-реплики. Іван Білий. Про що дізнався Юрко. | 23.04 | | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах. | Формирование умений использовать украинский язык с целью поиска различной информации, умения составлять диалог на заданную тему. | Составление диалогов на заданную тему. Предложения-реплики. |
Тема № 5 «Текст» (4 часа) |
31 | 1 | Текст, его структура. Тема, основная мысль. Заголовок. Микола Сингаївський. Вийшов травень з лісу. | 30.04 | | формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Овладение действиями сравнения, анализа, установление причинно-следственных связей, построения рассуждений. | Наблюдение за способами связи предложений в тексте. Определение структуры, темы и основной мысли текста. Подбор заголовка. |
32 | 2 | Деление текста на логически завершенные части. Абзац. Структура текста. Василь Сухомлинський. Красиві слова і красиве діло. | 07.05 | | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах. | Развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Составление монологического высказывания на заданную учителем тему. Деление текста на логически завершенные части. |
33 | 3 | Типы текстов. Особенности их строения. Василь Сухомлинський. Кінь утік. Знания по языку, языковые умения. | 14.05 | | формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы. | Формирование умения выполнять и проверять письменные работы, анализировать свои знания по украинскому языку на межпредметном уровне. | Высказывание оценочных суждений о поступках героев. Различение типов текстов и их особенностей. |
34 | 4 | Коллективное составление текстов разных типов (устно и письменно) по опорным словам, рисункам, по началу и т. д. Василь Сухомлинський. Сергійкова квітка. Галина Кирпа. Чого я другу не сказав? | 21.05 | | Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, на основе представлений о нравственных нормах. | Развитие умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. | Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных типов речи. |