СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по вн.деятельности Практическое обществознание 11 класс. 2022-2023

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по вн.деятельности Практическое обществознание 11 класс. 2022-2023»

Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «Лицей №2»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»


Согласовано

Рассмотрено

Утверждаю


на заседании методического

на заседании методического совета

Директор МБОУ «Лицей №2»


объединения учителей гуманитарного и естественно-научного циклов


____________________ А.В. Хисамова


_____________Т.Р. Фарберова


_____________________И.А. Соломаха

___________________________________



Протокол №1

Протокол методического совета №1

Протокол педагогического совета №1


«30» августа 2022 г.

«30» августа 2021 г.

от «31» августа 2022г.


Приказ № 837 от «30» августа 2022 г.

Приказ № 851 от «31» августа 2022 г.


Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Практическое обществознание»

11 А, 11 Б классы


2022-2023 учебный год



Составитель:

Билецкая Стелла Викторовна,

учитель истории



г. Нижневартовск

2022

Содержание


Пояснительная записка

  1. Общая характеристика учебного предмета «Практическое обществознание»

  2. Описание места учебного предмета «Практическое обществознание» в учебном плане

  3. Требования к уровню подготовки обучающихся

  4. Содержание программы учебного предмета «Практическое обществознание»

  5. Календарно - тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания

  6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Пояснительная записка


Программа по внеурочной деятельности «Практическое обществознание» для 11 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:

  • Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»

  • Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;

  • Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы»

  • Фундаментального ядра содержания общего образования

  • Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Лицей №2»

  • Примерной программы по учебному предмету Обществознание 10-11 классы, автор Боголюбов Л.Н.- М. Просвещение, 2014. Рабочей программы к предметной линии учебников по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф. и др.

  • Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего образования, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. (ссылка на документ https://docs.edu.gov.ru/id1792)

  • Рабочей программы воспитания МБОУ «Лицей №2» на уровне основного общего образования;

Цель программы: углубление знаний по обществознанию, в том числе за счет курсов «право» и «экономика» для дальнейшего использования полученных знаний в профессиональном образовании, а также для расширения общей эрудиции и правовой грамотности обучающихся.

Программа решает следующие задачи: овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов активной познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства; формирование устойчивого опыта применения полученных знаний и умений для решения нестандартных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе; развитие функциональной грамотности обучающегося как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, максимально реализующего свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, способствующего развитию страны (функциональная грамотность).


Содержание учебного предмета «Практическое обществознание» способствует реализации Программы воспитания и социализации обучающихся образовательной программы МБОУ «Лицей №2».


1. Общая характеристика учебного предмета

Актуализировать систему знаний о видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования.

Актуальность:

Социальная, общественная жизнь каждого человека требует глубокого знания учебного материала и соответствующего уровня сформированности ведущих умений и понимания смысла заданий, способности выстраивать свою мыслительную деятельность в нужном направлении.


Данная программа призвана сформировать представления о форме контрольно-измерительных материалов по обществознанию, уровне их сложности, особенностях их выполнения, и нацелены на отработку умений, формируемых в рамках углубленного изучения обществознания.


2. Место учебного предмета в учебном плане

Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает изучение курса в 11 классе в количестве 34 часов, 1 час в неделю.


3. Требования к уровню подготовки обучающихся


Планируемыми результатами изучения учебного предмета «Практическое обществознание» в 11 классе являются:


У выпускников будут сформированы:

Выпускники получат возможность для формирования:

Личностные

результаты

  • Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;

  • Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;

  • Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

  • готовности к самообразованию и самовоспитанию;

  • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

  • устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

  • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других

Метапредметные

результаты:

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:

Регулятивные

УУД:

      • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

      • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

      • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

  • рефлексивные умения, обеспечивающие оценку своей грамотности;

  • стремление к дальнейшему образованию;

  • применять финансовые знания для решения разного рода проблем.


  • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

  • при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

  • выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

  • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

  • осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  • адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;

  • адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

  • построению жизненных планов во временной перспективе;

  • основам саморегуляции эмоциональных состояний;

  • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

Познавательные

УУД:


  • основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

  • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

  • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов

  • основам рефлексивного чтения;

  • ставить проблему, аргументировать её актуальность;

  • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

  • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

  • организовывать исследование с целью проверки гипотез;

  • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.


Коммуникативные

УУД:


  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

  • владеть устной и письменной речью;

  • строить монологическое контекстное высказывание;

  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;

  • интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

  • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

  • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

  • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

  • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

  • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);

  • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

  • осуществлять коммуникативную рефлексию;

  • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

  • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

  • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

  • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;

  • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

ИКТ-

компетенции:


  • использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

  • получить опыт проектирования дизайна сообщений в соответствии с его задачами и средствами доставки;

  • научиться понимать сообщения, используя при его восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструментов поиска, справочные источники.

Работа с

текстом:

преобразование

и

интерпретация

информации

  • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию, находить в тексте требуемую информацию

  • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ)

  • сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;

  • выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом;

  • участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

  • понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

  • применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем;

  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления;

  • выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа «подтекста» (использованных языковых средств и структуры текста);

Предметные

результаты

Выпускник научится:

Выпускник получит возможность научиться:



  • объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

  • понимать и правильно использовать основные экономические термины;

  • распознавать на основе приведенных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

  • характеризовать поведение производителя и потребителя как основных участников экономической деятельности;

  • применять полученные знания для характеристики экономики семьи;

  • анализировать несложные статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт;

  • анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики;

  • понимать и правильно использовать основные экономические термины;

получать социальную информацию об экономической жизни общества из адаптированных источников различного типа.

  • формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и социальный опыт.

  • наблюдать и интерпретировать явления и события, происходящие в социальной жизни, с опорой на экономические знания;

  • характеризовать тенденции экономических изменений в нашем обществе;

  • анализировать с позиций обществознания сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

  • решать познавательные задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека.

  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд);

  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

  • систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию;

  • различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

  • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.


4. Содержание программы учебного предмета


Данная программа включает темы, относящиеся ко всем содержательным блокам школьного курса обществознания: «Общество», «Духовная жизнь общества», «Человек», «Познание», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право».


Раздел 1. ОБЩЕСТВО

Тема 1. Общество

Социум как особенная часть мира. Системное строение общества. Общество как динамичная система. Взаимосвязь общества и природы.

Сферы общественной жизни

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества. Социальные институты. Общественные отношения.

Многовариантность общественного развития.

Типология общества. Доиндустриальное (аграрное или традиционное), индустриальное, информационное (постиндустриальное) общество. Понятие общественного прогресса. Противоречивость прогресса. Научно-техническая революция (НТР) и ее социальные последствия. Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобальные проблемы человечества


Раздел 2. ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Тема 1. Культура и духовная жизнь

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная. Доминирующая культура: суб- и контркультуры. Средства массовой информации. Искусство, его формы, основные направления

Тема 2. Наука

Образование и самообразование. Социальная и личностная значимость образования. Мораль, ее категории. Нравственная культура. Тенденции духовной жизни современной России.

Религия как феномен культуры. Роль религии в жизни общества. Религиозное сознание и религиозные ценности. Мировые религии.


Раздел 3. ЧЕЛОВЕК

Тема 1. Человек

Антропогегез: теория происхождения человека. Человек как результат биологической, социальной и культурной эволюции. Бытие человека. Индивид, индивидуальность, личность

Человек как личность, ее социализация и воспитание. Цель и смысл жизни человека. Самопознание. Поведение. Свобода и ответственность личности

Тема 2. Деятельность

Структура и мотивы человеческой деятельности. Потребности, их классификация. Виды деятельности. Труд. Творчество. Учение. Общение и деятельность, их соотношение. Функции общения.


Раздел 4. ПОЗНАНИЕ

Тема 1. Познание мира

Познание человеком мира и самого себя. Познание и знание. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.

Истина и ее критерии. Агностицизм. Объективная истина. Субъективная истина. Относительность истины.

Тема 2. Многообразие форм человеческого познания

Научное познание и его особенности. Основные методы научных исследований. Ненаучное познание. Социальное познание. Исторические факты, их интерпретация и оценка. Науки о человеке и обществе.


Раздел 5. ПОЛИТИКА

Тема 1. Политика и ее роль в жизни человека

Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Структура политической сферы. Власть, ее происхождение и виды. Разделение властей. Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат. Национально-государственное устройство.

Тема 2. Политическое участие граждан

Избирательные системы. Выборы, референдумы. Политические партии и движения. Многопартийность. Политическая идеология.

Тема 3. Политический режим

Типы политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный политические режимы.

Тема 4. Политическое участие граждан

Местное самоуправление. Гражданское общество. Правовое государство. Признаки правового государства. Политическая жизнь современной России. Политическая культура Политические знания. Политические ценностные ориентации. Способы практических политических действий. Охлократия. Политическое сознание.


Раздел 6. ЭКОНОМИКА

Тема 1. Экономика: наука и хозяйство

Экономическая культура. Экономическое содержание собственности, ее основные формы. Правомочия собственника.

Тема 2. Экономические системы

Традиционная экономика. Командно-административная экономика. Рыночная экономика. Смешанная экономика. Рынок. Многообразие рынков. Спрос и предложение.

Тема 3. Денежно-кредитная политика

Методы государственного регулирования экономики. Экономическая политика. Налоговая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.

Тема 4. Экономика потребителя

Экономика производителя. Уровень жизни. Прожиточный минимум. Измерители экономической деятельности. Экономический цикл и экономический рост. Безработица. Виды безработицы. Россия в условиях рыночной экономики.

Раздел 7. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Тема 1. Социальные отношения и взаимодействия

Многообразие социальные групп, их классификации. Социальный статус. Социальная роль. Неравенство и социальная стратификация

Социальная стратификация. Социальная мобильность. Вертикальная мобильность. Горизонтальная мобильность. Люмпены. Маргиналы.

Тема 2. Социальные нормы

Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. Социальный контроль и самоконтроль.

Тема 3. Семья и брак как социальные институты

Семья как социальный институт и малая группа. Тенденции развития семьи.

Тема 4. Этнические общности

Межнациональные отношения. Национальное самосознание. Социальный конфликт и пути его разрешения. Шовинизм. Толерантность. Национальная политика.


Раздел 8. ПРАВО

Тема 1. Право в системе социальных норм

Система права: основные отрасли, институты, отношения. Источники права. Правовые акты. Правоотношения. Правонарушения

Правоспособность и дееспособность. Правонарушение и виды. Вина. Юридическая ответственность и ее виды.

Тема 2. Конституция Российской Федерации.

Основы конституционного строя. Права и свободы человека. Федеративное устройство. Президент Российской Федерации. Федеральное собрание. Правительство РФ. Судебная власть. Местное самоуправление.

Тема 3. Нормы права

Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового, семейного и уголовного права в Российской Федерации. Правовые основы брака и семьи.

Тема 4. Отрасли права

Тема 5. Правовая культура

Правовые знания. Уважение к праву и закону. Правомерное поведение.


5. Календарно - тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания.


Раздел, название темы

К-во

часов

Дата

план

факт

Раздел 1. Общество

Социум как особенная часть мира.

Системное строение общества. Общество и природа.

1



Социальные институты.

Взаимосвязь экономической, социальной, политической и духовной сфер общества.

1



Типология общества.

Понятие общественного прогресса.

1



Раздел 2. Духовная жизнь общества

Формы и разновидности культуры: народная, массовая и элитарная.

Искусство, его формы, основные направления

1



Наука.

Социальная и личностная значимость образования. Мораль. Нравственная культура. 

1



Религия.

Роль религии в жизни общества. Мировые религии

1



Раздел 3. Человек

Человек как результат биологической и социальной эволюции.

Потребности и интересы человека

1



Деятельность человека, ее основные формы


1



Индивид, индивидуальность, личность.

Социализация индивида.

1



Раздел 4. Познание

Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.


1



Истина, ее критерии. Относительность истины


1



Научное познание. Ненаучное познание.


1



Раздел 5. Политика

Политическая система, ее структура и функции. Признаки, функции, формы государства. Государственный аппарат.

1



Избирательные системы.

Политические партии и движения. Политическая идеология.


1



Политический режим. Типы политических режимов.


1



Местное самоуправление.

Гражданское общество. Правовое государство.

1



Политическая культура.

1



Раздел 6. Экономика

Экономика: наука и хозяйство.


1



Экономические системы.

1



Денежно-кредитная политика.

Налоговая политика. Государственный бюджет


1



Измерители экономической деятельности.

1



Рынок труда. Безработица.

1



Раздел 7. Социальные отношения

Социальные группы, их классификации.

Социальный статус. Социальная роль

1



Неравенство и социальная стратификация.

Социальная мобильность.


1



Социальные нормы.

Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.


1



Семья и брак как социальные институты.

1



Этнические общности.

Межнациональные отношения.


1



Раздел 8. Право

Право в системе социальных норм.

1



Источники права. Правовые акты.

1



Правоотношения. Правонарушения.

Юридическая ответственность и ее виды.

1



Конституция Российской Федерации.


1



Основные понятия и нормы права в Российской Федерации.

1



Основы конституционного строя Российской Федерации.

1



Законодательная, исполнительная и судебная власти в Российской Федерации.


1










6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса


Литература для учителя:

  1. Конституция РФ.

  2. А.Ю. Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Л.Н. Боголюбов и др.Единый государственный экзамен. Обществознание: Репетитор. М.: Просвещение, Эксмо, 2014г.


Литература для обучающихся:

  1. П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко. Обществознание. Полный справочник. Под редакцией П.А. Баранова. Москва. АСТ. Астрель. 2010 г.

  2. Б.Исаев. Социология в схемах и комментарии, М., 2008.

  3. Е Томашик. Обществознание, учебно-практический справочник, Ростов на Дону, 2014.


Материально-техническое обеспечение

  1. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.

  2. Мультимедиапроектор + экран;

  3. Комплект презентаций к урокам по данному курсу;

  4. Интернет-ресурсы (фильмы, документы, онлайн-тесты)


Интернет-ресурсы:

  1. http://encycl.yandex.ru Рубрикон. Яndex-энциклопедии.

  2. http://www.rubricon.ru/ Мегаэнциклопедия MEGABOOK.RU.

  3. http://www.megabook.ru/Lib.ru Библиотека Максима Мошкова

  4. http://www.rsnet.ru – Официальная Россия (сервер органов государственной власти РФ)

  5. http://www.president.kremlin.ru/ - Президент Российской Федерации

  6. http://www.ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания"

  7. http://www.alleng.ru/edu/social2.htm - Образовательные ресурсы Интернета - Обществознание

  8. http://www.hpo.org – Права человека в России

  9. http://www.fw.ru – Фонд«Мир семьи» (демография, семейная политика)

  10. http://www.rsnet.ru/ — Судебная власть Российской Федерации.

  11. http://www.jurizdat.ru/editions/official/lcrf — Собрание законодательства Российской Федерации.

  12. http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.

  13. http://www.ifap.ru — Программа ЮНЕСКО «Информация для всех» в России.

  14. http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.

  15. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение).

  16. http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования).

  17. http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете».

  18. http://www.hpo.opg — Права человека в России.

  19. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.

  20. http://www.ombudsman.gov.ru — Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации: официальный сайт. http://www.pedagog-club.narod.ru/declaration2001.htm — Декларация прав школьника.

  21. nttp://www.school-sector.relarn.ru/prava/ — Права и дети в Интернете.

  22. http://www.orags.narod.ru/manuals/Pfil_Nik/23.htm — Духовная жизнь общества.

  23. http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники.





Приложение № 1

Алгоритм работы с текстом


I. Идентификация текста, то есть определение типа текста:

1)по структуре;
2)по знакам препинания;
3)по заголовку;
4)по картинкам, схемам.


II. Предвосхищение содержания текста на основе жизненного опыта и знаний учащихся из всех предметов по:
1)формальным вехам: картинкам, диаграммам, структуре текста, абзацам, по 1-му предложению, по последнему, по сноскам и т.д.;
2)смысловым вехам: словам с большой буквы, числительным, датам и т.д.


III. В процессе чтения выделять четыре функциональных вида чтения текста:
1)просмотровое и/или поисковое;
2)ознакомительное;
3)изучающее.


IV. Каждый вид чтения предполагает соответствующую стратегию текста для решения вполне конкретных задач урока.


V. Вид чтения определяется необходимостью информации из данного текста для решения конкретных учебных задач.


VI. Независимо от вида чтения необходимо соблюдать последовательность в действиях учителя и учащихся по извлечению информации.


VII. Нельзя перейти ни к одному виду чтения, минуя предшествующее, т.к. просмотровое - это чтение для определения темы текста или ответе на вопрос: «О чем здесь идет речь?»;
Ознакомительное чтение-это извлечение не менее 70% содержащейся в тексте информации, (как правило - основной информации) с ответами на вопросы: «Что? Кто? Где? Когда?»

Изучающее чтение - 100% извлечение информации, т.е. наиболее полное и глубокое, с ответами на вопросы: почему? как? какова главная идея? основные мысли?


VIII. Каждый вид чтения должен обязательно завершаться контролем за результативностью извлечения максимальной информации в соответствии с видом чтения.

Приложение № 2

Отчет по экскурсии



Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.

Тема экскурсии: _____________________

Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия: ______________

Вид экскурсии__________________

Цель экскурсии (цель ученика): ___________________________________

Информация, подтверждающая достижение цели:

1 вариант:

Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее.

Ответы на вопросы




2 вариант (в случае, если отчет оформляется творческой работой)

  • Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)

Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Фамилия И.О. /________________/

Отчет проверил: учитель: ____________________, «_____» __________20___г.

Оценка: _________ (______________) / Фамилия И.О. /________________/

Приложение № 3

Требования к проектной работе

Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.

Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.

Примерная последовательность проектной деятельности

  1. Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.

  2. Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.

  3. Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.

  4. Выработка идей, вариантов выполнения проекта.

  5. Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.

  6. Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.). На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.

  7. Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.

  8. Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.

  9. Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!