СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературное наследие России»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Литературное наследие России»»

ПРИНЯТА: УТВЕРЖДЕНА:

Педагогическим советом МКОУ приказ по

«БрусовскаяСОШ» МКОУ «Брусовская СОШ»

Протокол 1 от 26 августа 2020 г. от 26 августа 2020 г. 1-29

Директор школы

__________Костина Т.А.







Рабочая программа


по внеурочной деятельности

«Литературное наследие России»

10 класс




Гладких Надежды Николаевны



















2020– 2021 учебный




Содержание


1. Пояснительная записка.............................................................................................................3

2.Планируемые результаты внеурочной деятельности..............................................................5

3 Содержание тем внеурочной деятельности..............................................................................7

4. Календарно-тематическое планирование................................................................................10















































1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Литературное наследие России» ориентирована на учащихся10 класса и реализуется на основе на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • ФГОС среднего общего образования (утвержден приказом от 17 мая 2012 года № 413

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта, ФГОС СОО;

  • Основная образовательная программа среднего общего образования МКОУ «Брусовская СОШ» .

  • Учебный план МКОУ «Брусовская СОШ» Поныровского района Курской области на 2020 - 2021 учебный год, утверждённый приказом по школе от 06 июня 2020 г. № 1-23

Изучение литературного наследия в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфики литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся; освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Поставленные цели способствует решению задач:

  • формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образноэстетической системы;

  • обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

  • формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

  • совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Решение названных задач может способствовать формированию гуманистического мировоззрения, эстетической культуры и творческой реакции на окружающее, окажет реальную помощь учащемуся в осознании окружающего мира.

Данная программа построена на сочетании концентрического (в основной школе), историко-литературного (в старшей школе), хронологического и жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

Структурно-содержательной особенностью программы является познание закономерностей литературы как особого вида творчества, постижения произведения в его целостности.

Рабочая программа предлагает содержание и технологию реализации внеурочной деятельности по литературному наследию, направленного на включение учащихся в активную литературно-творческую и читательскую деятельность.

Принципиально важное новшество программы - система методов и приёмов работы с ресурсами Интернета при изучении литературного процесса и творчества писателей. Особенностью программы является то, что она отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования по литературе, направлена на создание условий для реализации деятельностного подхода к изучению литературы. В соответствии с требованиями государственного стандарта и образовательной программы у учащихся в процессе изучения данного курса совершенствуются и развиваются коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные умения и навыки.


При планировании и проведении занятий учитывается мнение учащихся, их инициатива.

Ценности программы: 

нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; забота о старших и младших; воспитание чувства доброты, внимания к людям, сострадания; чувства собственного достоинства по средствам положительных поступков при самостоятельном выборе, саморазвитие, знание, культура.

Срок реализации программы

Данная программа предназначена для реализации в 10 классе. Программа рассчитана на 17 часов. Реализация программы предполагает активное участие родителей в подготовке и проведении мероприятий, проявление инициативы самих учащихся.

Основные формы организации коллектива учащихся по данной программе- лекция, практикум исследование, творческие дела (ТД)



2.Планируемые результаты внеурочной деятельности «Литературное наследие России»

Личностные результаты:

• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX–XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;

• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.



3. Содержание тем внеурочной деятельности

«Литературное наследие России»

Введение. Цели и задачи:

Современные подходы к анализу художественного произведения. Различение понятий «первичное эмоциональное восприятие», «анализ» и «интерпретация» текста. Что такое анализ в единстве формы и содержания (от формы к содержанию). Виды анализа: лингвистический и литературоведческий, сопоставительный и др.

Тема 1. Литературные направления. Античная литература. Древнерусская литература. Классицизм. Сентиментализм. Романтизм. Реализм. Модернизм. Особенности литературных направлений.

Тема 2. Жанры и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле.

Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры русской литературы: роман, повесть, рассказ, стихотворение, поэма, трагедия, драма, комедия и другие. Художественный метод и стиль русских писателей и поэтов XIX века

Тема 3. Идейно-тематический анализ произведения. Тема, проблема, конфликт, пафос, идея произведения

Тема 4. Композиционный анализ произведения.

Особенности композиции прозаических и лирических произведений. Линейная, кольцевая и челночная композиция. Внекомпозиционные элементы: пейзаж, портретная характеристика, описание местности, интерьера, собственно-авторская характеристика, диалог, речь героев.

Тема 5. Лингвостилистический анализ текста.

Понятие о лингвостилистическом анализе текста. Лингвистический анализ: определение семантики устаревших слов и оборотов, диалектизмов, профессионализмов, терминов, индивидуально-авторских слов.

Стилистический анализ: определение словесных средств художественной изобразительности: тропов стилистических фигур, звуковых средств художественной изобразительности.

Тема 6. Элементы стихосложения.

Ритм. Ритмика. Стопа. Размер. Рифма. Рифмовка. Строфа.

Тема 7. Структура простого и сложного плана. Конспект. Тезисы.

Структура сочинения. Вступительная часть сочинения. Виды вступлений: историческое, историко-литературное, аналитическое или проблемное, биографическое, сравнительное, публицистическое, лирическое. Основная часть. Заключение. Правила составления тезисов. Конспектирование как вид письменной работы.

Тема 8. Конспект критической статьи.

Основные правила конспектирования критической статьи. Составление плана критической статьи. Способы цитирования. Н. Добролюбов. «Что такое обломовщина?», «Луч света в тёмном царстве». Д. Писарев. “Базаров”.

Тема 9. План развёрнутого ответа на вопрос.

Составление плана развёрнутого ответа на вопросы по роману А. Гончарова: «Что мне нравится в Ольге Ильинской?», «Почему Ольге Ильинской не удалось перевоспитать Обломова?».

Тема 10. План анализа эпизода.

Требования к выполнению работы по анализу эпизода. План анализа эпизода.

Анализ эпизодов пьесы А. Островского: «Прощание Катерины с Тихоном», «Финальная сцена драмы».

Анализ эпизода романа А. Гончарова «Обломов»: «Приезд Штольца к Обломову».

Анализ эпизодов романа Ф. Достоевского «Преступление и наказание»: «Раскольников раскрывает тайну убийства Соне», «Встречи Раскольникова с Порфирием Петровичем» и др.

Анализ эпизодов романа Л. Толстого «Война и мир»: «Ночь в Отрадном», «Князь Андрей Болконский на Аустерлицком поле», «Первый бал Наташи Ростовой» и др.

Анализ эпизодов пьесы А. П. Чехова «Вишнёвый сад»: «Приезд Раневской в имение», «Финальная сцена комедии».

Тема 11. План комплексного анализа прозаического и лирического произведений.

Структура плана комплексного анализа художественного произведения: идейно-тематический анализ, композиционный анализ, языковой анализ, стихосложение (для лирических).

Тема 12. Идейно-тематический анализ произведения.

Определение темы и проблематики произведения. Конфликт произведения: общественный, идеологический, социальный, межличностный, внутренний. Пафос произведения: героический, революционный, патриотический. Идея произведения. Смысл заглавия.

Идейно-тематический анализ произведения на материале рассказов И. С. Тургенева. Идейно-тематический анализ лирики на материале произведений Ф.И. Тютчева и А. Фета. Проблемный анализ произведения: «Идейно-нравственные поиски героев Толстого».

Тема 13. Композиционный анализ произведения.

Композиция повествования. Композиция рассуждения. Композиция описания. Анализ композиции лирического произведения. Роль внекомпозиционных элементов: пейзажа, портретной характеристики, описания местности, интерьера, собственно-авторской характеристики, диалога, речевой характеристики героев.

Композиционный анализ стихотворений в прозе И. С. Тургенева “Мы ещё повоюем!”, «Щи», «Богач» и др. Композиционный анализ лирических произведений на материале лирики Ф. И. Тютчева и А. Фета.

Роль детали в художественном произведении (на материале романа Ф. Достоевского “Преступление и наказание”). Роль пейзажа в произведении (на материале романа “Война и мир”).

Тема 14. Лингвостилистический анализ текста.

Анализ изобразительно-выразительных средств языка на материале произведений А. Фета, Ф. Тютчева, Н. Некрасова.

Приёмы сатирического изображения (на материале произведения Салтыкова-Щедрина «История одного города»).

Тема 15. Сравнительный и сопоставительный анализ лирических произведений.

План сравнительного анализа произведений.

Сравнительный и сопоставительный анализ произведений на материале стихотворений поэтов XIX века.

Тема 16. План характеристики литературного героя.

Характеристика литературного героя (на материале повести Н. Лескова «Очарованный странник»).

Комплексный анализ прозаического текста.

Комплексный анализ прозаического текста (на материале сказок С-Щедрина).

Комплексный анализ рассказа (на материале произведений А. П. Чехова).

Комплексный анализ лирического произведения (на материале лирики поэтов XIX века).









































4. . Календарно-тематическое планирование



№ п/п

Тема урока

Количество

часов

Планируемые результаты по предмету

Дата

план

факт

1

Литературные направления.

1

Познавательные УУД: знать основные признаки художественного стиля, признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение); основные нормы русского литературного языка. Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности

текста; воспроизводить текст

04.09


2

Жанры и роды литературы, понятие о художественном методе и стиле.

1

18.09


3

Идейно-тематический анализ произведения.

1

02.10


4

Лингвостилистический анализ текста

1

16.10


5

Элементы стихосложения.

1

20.11


6

Конспект критической статьи.

1

04.12


7

План развёрнутого ответа на вопрос..

1

Познавательные УУД: знать признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествование, описание, рассуждение).

Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; соблюдать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собственный текст

18.12


8

План анализа эпизода.

1

22.01


9

План комплексного анализа прозаического и лирического произведений.

1

05.02


10

Идейно-тематический анализ произведения.

1

19.02


11

Композиционный анализ произведения.

1

05.03


12

Лингвостилистический анализ текста.

1

Коммуникативные и регулятивные УУД: уметь анализировать творческие образцы сочинений различных жанров;

- создавать сочинения определённой тематики в соответствии с требованиями; аргументировать, привлекая материал художественных произведений, выражать собственную позицию;


19.03




13

Сравнительный и сопоставительный анализ лирических произведений.

1

02.04


14

План характеристики литературного героя.

1

Коммуникативные и регулятивные УУД:

уметь осуществлять речевое оформление

собственных работ;

- уместно употреблять средства

художественной выразительности;

-редактировать собственные сочинения.


16.04


15

Комплексный анализ прозаического текста.

1

30.04


16

Композиционный анализ стихотворений в прозе “Мы ещё повоюем!”, «Щи», «Богач» и др.

1

14.05


17

Анализ изобразительно-выразительных средств языка на материале произведений

А. Фета и Ф. Тютчева.

1

28.05