Пояснительная записка
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи программы:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
развитие краткости речи;
умелое использование символики;
правильное применение математической терминологии;
умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;
умение делать доступные выводы и обобщения;
обосновывать свои мысли.
Предполагаемые результаты реализации программы.
Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:
осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;
осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;
установка на безопасный здоровый образ жизни;
Метапредметными результатами являются:
способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач
умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальнейшего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;
умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества;
умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)
Срок реализации программы 4 года
Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 68 часов в год - 2-4
Содержание учебного предмета, курса
1 класс ( 33 ч.)
Математика – это интересно
Танграм: древняя китайская головоломка
Путешествие точки
Игры с кубиками
Танграм: древняя китайская головоломка
Волшебная линейка
Праздник числа 10
Конструирование многоугольников из деталей танграма
Игра-соревнование «Весёлый счёт»
Игры с кубиками
Конструкторы лего
Весёлая геометрия
Математические игры
«Спичечный» конструктор
Задачи-смекалки
Прятки с фигурами
Математические игры
Числовые головоломки
Математическая карусель
Уголки
Игра в магазин. Монеты
Конструирование фигур из деталей танграма
Игры с кубиками
Математическое путешествие
Математические игры
Секреты задач
Математическая карусель
Числовые головоломки
Математические игры
КВН «Математика – Царица наук»
2 класс (68 ч.)
«Удивительная снежинка»
Иrpa«Крестики-нолики»
Математические игры
Прятки с фигурами
Секреты задач
«Спичечный» конструктор
Геометрический калейдоскоп
Числовые головоломки
«Шаг в будущее»
Геометрия вокруг нас
Путешествие точки
«Шаг в будущее»
Тайны окружности
Математическое путешествие
«Новогодний серпантин»
Математические игры
«Часы нас будят по утрам...»
Геометрический калейдоскоп
Головоломки
Секреты задач
«Что скрывает сорока?»
Интеллектуальная разминка
Дважды два — четыре
Дважды два — четыре
В царстве смекалки
Интеллектуальная разминка
Составь квадрат
. Мир занимательных задач
Математические фокусы
Математическая эстафета
3 класс (68 ч.)
Интеллектуальная разминка
«Числовой» конструктор
Геометрия вокруг нас
Волшебные переливания
В царстве смекалки
«Шаг в будущее»
«Спичечный» конструктор
Числовые головоломки
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Математические игры
Секреты чисел
Математическая копилка
Математическое путешествие
Выбери маршрут
Числовые головоломки
В царстве смекалки
Мир занимательных задач
Геометрический калейдоскоп
Интеллектуальная разминка
Разверни листок
От секунды до столетия
Числовые головоломки
Конкурс смекалки
Это было в старину
Математические фокусы
Энциклопедия математических развлечений
Математический лабиринт
4 класс (34 ч.)
Интеллектуальная разминка
«Числовой» конструктор
Геометрия вокруг нас
Волшебные переливания
В царстве смекалки
«Шаг в будущее»
«Спичечный» конструктор
Числовые головоломки
Интеллектуальная разминка
Математические фокусы
Математические игры
Секреты чисел
Математическая копилка
Математическое путешествие
Выбери маршрут
Числовые головоломки
В царстве смекалки
Мир занимательных задач
Геометрический калейдоскоп
Интеллектуальная разминка
Разверни листок
От секунды до столетия
Числовые головоломки
Конкурс смекалки
Это было в старину
Математические фокусы
Энциклопедия математических развлечений
Математический лабиринт
Место предмета в учебном плане.
В 1 классе на изучение курса отводится 33 ч.: 1 ч. –в неделю, 33 учебные недели),
во 2-3 классах – 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели),
в 4 классе 34 часа (по 1 часу в неделю, 34 учебные недели)
Тематическое планирование.
1 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Характеристика основных видов деятельности учащихся. | Всего час | Кол-во час |
теор | практ |
1. | Математика – это интересно | Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки). | 1 | 1 | - |
2. | Танграм: древняя китайская головоломка | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы. | 1 | 1 | - |
3. | Путешествие точки | Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» | 1 | - | 1 |
4. | Игры с кубиками | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | 1 | - | 1 |
5. | Танграм: древняя китайская головоломка | Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 1 | 1 | - |
6 | Волшебная линейка | Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки. | 1 | | 1 |
7 | Праздник числа 10 | Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | 1 | - | 1 |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 1 | - | 1 |
9 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице. | 1 | - | 1 |
10 | Игры с кубиками | Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль. | 1 | - | 1 |
11-12 | Конструкторы лего | Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу. | 2 | 1 | 1 |
13 | Весёлая геометрия | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 1 | - | 1 |
14 | Математические игры | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10». | 1 | - | 1 |
15-16 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | 2 | 1 | 1 |
17 | Задачи-смекалки | Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения. | 1 | 1 | - |
18 | Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре». | 1 | - | 1 |
19 | Математические игры | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20». | 1 | 1 | - |
20 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | | 1 |
21-22 | Математическая карусель | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | 2 | 1 | 1 |
23 | Уголки | Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу. | 1 | 1 | - |
24 | Игра в магазин. Монеты | Сложение и вычитание в пределах 20. | 1 | - | 1 |
25 | Конструирование фигур из деталей танграма | Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы. | 1 | - | 1 |
26 | Игры с кубиками | Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). | 1 | - | 1 |
27 | Математическое путешествие | Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах. | 1 | - | 1 |
28 | Математические игры | «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками». | 1 | 1 | - |
29 | Секреты задач | Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач. | 1 | 1 | - |
30 | Математическая карусель | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи. | 1 | - | 1 |
31 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | - | 1 |
32 | Математические игры | Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20». | 1 | - | 1 |
33 | КВН «Математика – Царица наук» | | 1 | - | 1 |
2 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Характеристика основных видов деятельности | Всего часов | Кол-во часов |
теор | практ |
1. | «Удивительная снежинка» | Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» | 2 | 1 | 1 |
2. | Иrpa«Крестики-нолики» | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20 | 2 | 1 | 1 |
3. | Математические игры | Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» | 2 | - | 2 |
4. | Прятки с фигурами | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. | 2 | 1 | 1 |
5. | Секреты задач | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. | 2 | 1 | 1 |
6-7 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. | 4 | 1 | 3 |
8. | Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. | 2 | 1 | 1 |
9. | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). | 2 | | 2 |
10. | «Шаг в будущее» | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». | 2 | 1 | 1 |
11. | Геометрия вокруг нас | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. | 2 | - | 2 |
12. | Путешествие точки | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. | 2 | 1 | 1 |
13. | «Шаг в будущее» | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. | 2 | 1 | 1 |
14. | Тайны окружности | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). | 2 | 1 | 1 |
15. | Математическое путешествие | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. | 2 | - | 2 |
16-17 | «Новогодний серпантин» | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | 4 | - | 4 |
18 | Математические игры | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». | 2 | 1 | 1 |
19. | «Часы нас будят по утрам...» | Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. | 2 | | 2 |
20. | Геометрический калейдоскоп | Задания на разрезание и составление фигур. | 2 | 1 | 1 |
21. | Головоломки | Расшифровка закодированных слов. | 2 | | 2 |
22. | Секреты задач | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. | 2 | 1 | 1 |
23. | «Что скрывает сорока?» | Решение и составление ребусов, | 2 | 1 | 1 |
24. | Интеллектуальная разминка | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. | 2 | 1 | 1 |
25. | Дважды два — четыре | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». | 2 | - | 2 |
26-27. | Дважды два — четыре | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | 4 | 1 | 3 |
28. | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 2 | - | 2 |
29. | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 2 | 1 | 1 |
30. | Составь квадрат . | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей | 2 | 1 | 1 |
31-32. | Мир занимательных задач | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте».. | 4 | 1 | 3 |
33. | Математические фокусы | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). | 2 | 1 | 1 |
34. | Математическая эстафета | Решение олимпиадных задач | 2 | - | 2 |
3 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Характеристика основных видов деятельности | Всего час | Кол-во час |
теор | практ |
1. | Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | 1 | - | 1 |
2. | «Числовой» конструктор | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. | 2 | 1 | 1 |
3. | Геометрия вокруг нас | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | 3 | 1 | 2 |
4. | Волшебные переливания | Задачи на переливание. | 2 | 1 | 1 |
5-6 | В царстве смекалки | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 4 | 1 | 3 |
7 | «Шаг в будущее» | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». | 1 | - | 1 |
8-9 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | 3 | 1 | 2 |
10 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 2 | 1 | 1 |
11-12 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 3 | 1 | 2 |
13 | Математические фокусы | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. | 2 | 1 | 1 |
14 | Математические игры | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол- шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» (по выбору учащихся). | 3 | 1 | 2 |
15 | Секреты чисел | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. | 2 | 1 | 1 |
16 | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | 3 | 1 | 2 |
17 | Математическое путешествие | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль. 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + 150= 670 | 2 | 1 | 1 |
18 | Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. | 2 | 1 | 1 |
19 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 2 | - | 2 |
20 -21 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 4 | 1 | 3 |
22 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | 3 | 1 | 2 |
23 | Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. | 3 | 1 | 2 |
24 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 2 | 1 | 1 |
25 | Разверни листок | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | 2 | 1 | 1 |
26-27 | От секунды до столетия | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников. | 3 | 1 | 2 |
28 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). | 2 | 1 | 1 |
29 | Конкурс смекалки | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | 2 | 1 | 1 |
30 | Это было в старину | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» | 2 | 2 | - |
31 | Математические фокусы | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. | 2 | 1 | 1 |
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.). | 4 | 1 | 3 |
34 | Математический лабиринт | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | 2 | 1 | 1 |
4 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Характеристика основных видов деятельности | Всего час | Кол-во час |
теория | практика |
1. | Интеллектуальная разминка | Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». | 1 | - | 1 |
2. | «Числовой» конструктор | Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. | 1 | 1 | - |
3. | Геометрия вокруг нас | Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников. | 1 | 1 | - |
4. | Волшебные переливания | Задачи на переливание. | 1 | - | 1 |
5-6 | В царстве смекалки | Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 2 | - | 2 |
7 | «Шаг в будущее» | Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и кон- струирование». | 1 | - | 1 |
8-9 | «Спичечный» конструктор | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы. | 2 | 1 | 1 |
10 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | - | 1 |
11-12 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 2 | 1 | 1 |
13 | Математические фокусы | Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15. | 1 | - | 1 | |
14 | Математические игры | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000», «Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник | 1 | 1 | - |
15 | Секреты чисел | Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами. | 1 | 1 | - |
16 | Математическая копилка | Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач. | 1 | 1 | - |
17 | Математическое путешествие | Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680 680 – 160 = 520 520 + 150= 670 | 1 | - | 1 |
18 | Выбери маршрут | Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое кольцо» России, города-герои и др. | 1 | - | 1 |
19 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку). | 1 | - | 1 |
20 -21 | В царстве смекалки | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). | 2 | 1 | 1 | |
22 | Мир занимательных задач | Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. | 1 | 1 | - |
23 | Геометрический калейдоскоп | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе. | 1 | - | 1 |
24 | Интеллектуальная разминка | Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. | 1 | - | 1 |
25 | Разверни листок | Задачи и задания на развитие пространственных представлений. | 1 | 1 | - |
26-27 | От секунды до столетия | Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? Составление различных задач, используя данные о возрасте своихродственников. | 2 | 1 | 1 |
28 | Числовые головоломки | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро). | 1 | - | 1 |
29 | Конкурс смекалки | Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки. | 1 | - | 1 |
30 | Это было в старину | Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины» | 1 | 1 | - |
31 | Математические фокусы | Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения. | 1 | - | 1 |
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации | 2 | 1 | 1 |
34 | Математический лабиринт | Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру». | 1 | - | 1 |
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование.
4 класс (34 ч)
№ п/п | Темы учебных занятий | Кол-во час | Дата |
план | факт |
1. | Интеллектуальная разминка | 1 | | |
2. | «Числовой» конструктор | 1 | | |
3. | Геометрия вокруг нас | 1 | | |
4. | Волшебные переливания | 1 | | |
5-6 | В царстве смекалки | 1 | | |
7 | «Шаг в будущее» | 1 | | |
8-9 | «Спичечный» конструктор | 1 | | |
10 | Числовые головоломки | 1 | | |
11-12 | Интеллектуальная разминка | 2 | | |
13 | Математические фокусы | 1 | | |
14 | Математические игры | 1 | | |
15 | Секреты чисел | 1 | | |
16 | Математическая копилка | 1 | | | |
17 | Математическое путешествие | 1 | | |
18 | Выбери маршрут | 1 | | |
19 | Числовые головоломки | 1 | | |
20 -21 | В царстве смекалки | 2 | | | | |
22 | Мир занимательных задач | 1 | | |
23 | Геометрический калейдоскоп | 1 | | |
24 | Интеллектуальная разминка | 1 | | |
25 | Разверни листок | 1 | | |
26-27 | От секунды до столетия | 2 | | | |
28 | Числовые головоломки | 1 | | |
29 | Конкурс смекалки | 1 | | | |
30 | Это было в старину | 1 | | |
31 | Математические фокусы | 1 | | |
32-33 | Энциклопедия математических развлечений | 2 | | |
34 | Математический лабиринт | 1 | | |
Приложение 1.
Календарно- тематический план.
3 класс
№ п/п | Темы учебных занятий | Кол-во час | Дата |
план | Факт |
1 | Интеллектуальная разминка | 1 | | |
2-3 | «Числовой» конструктор | 2 | | |
4-6 | Геометрия вокруг нас | 3 | | |
7-8 | Волшебные переливания | 2 | | |
9-12 | В царстве смекалки | 4 | | |
13 | «Шаг в будущее» | 1 | | |
14-16 | «Спичечный» конструктор | 3 | | |
17-18 | Числовые головоломки | 2 | | |
19-21 | Интеллектуальная разминка | 3 | | |
22-23 | Математические фокусы | 2 | | |
24-26 | Математические игры | 3 | | |
27-28 | Секреты чисел | 2 | | |
29-31 | Математическая копилка | 3 | | |
32-33 | Математическое путешествие | 2 | | |
34-35 | Выбери маршрут | 2 | | |
36-37 | Числовые головоломки | 2 | | |
38-41 | В царстве смекалки | 4 | | |
42-44 | Мир занимательных задач | 3 | | |
45-47 | Геометрический калейдоскоп | 3 | | |
48-49 | Интеллектуальная разминка | 2 | | |
50-51 | Разверни листок | 2 | | |
52-54 | От секунды до столетия | 3 | | |
55-57 | Числовые головоломки | 3 | | |
58-59 | Конкурс смекалки | 2 | | |
60-61 | Это было в старину | 2 | | |
62-63 | Математические фокусы | 2 | | |
64-67 | Энциклопедия математических развлечений | 4 | | |
68 | Математический лабиринт | 1 | | |
Приложение 1.
Календарно- тематический план.
1 класс
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Всего час | Дата |
план | факт |
1. | Математика – это интересно | 2 | | |
2. | Танграм: древняя китайская головоломка | 2 | | |
3. | Путешествие точки | 2 | | |
4. | Игры с кубиками | 2 | | |
5. | Танграм: древняя китайская головоломка | 2 | | |
6 | Волшебная линейка | 2 | | |
7 | Праздник числа 10 | 2 | | |
8 | Конструирование многоугольников из деталей танграма | 2 | | |
9 | Игра-соревнование «Весёлый счёт» | 2 | | |
10 | Игры с кубиками | 2 | | |
11-12 | Конструкторы лего | 3 | | |
13 | Весёлая геометрия | 2 | | |
14 | Математические игры | 2 | | |
15-16 | «Спичечный» конструктор | 3 | | |
17 | Задачи-смекалки | 2 | | |
18 | Прятки с фигурами | 2 | | |
19 | Математические игры | 2 | | |
20 | Числовые головоломки | 1 | | |
21-22 | Математическая карусель | 4 | | |
23 | Уголки | 2 | | |
24 | Игра в магазин. Монеты | 2 | | |
25 | Конструирование фигур из деталей танграма | 2 | | |
26 | Игры с кубиками | 2 | | |
27 | Математическое путешествие | 2 | | |
28 | Математические игры | 2 | | |
29 | Секреты задач | 2 | | |
30 | Математическая карусель | 2 | | |
31 | Числовые головоломки | 2 | | |
32 | Математические игры | 2 | | |
33 | КВН «Математика – Царица наук» | 2 | | |
Приложение 2.
Учебно - методическое обеспечение
Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для учащихся 2 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф
Плакат «Говорящие цифры» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2017г.
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2015.
Литература для учителя
1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –
№ 7.
2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2017.
4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 2015г.
5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2016.