СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика"»




  1. Пояснительная записка


Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» (далее – программа) составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности под редакцией Виноградовой Н.Ф., (программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой. // Сборник программ внеурочной деятельности: 1-4 классы / под ред. Виноградовой. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 192с.).


Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.


Задачи программы:

  • расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;

  • развитие краткости речи;

  • умелое использование символики;

  • правильное применение математической терминологии;

  • умение отвлекаться от всех качественных сторон предметов и явлений, сосредоточивая внимание только на количественных;

  • умение делать доступные выводы и обобщения;

  • обосновывать свои мысли.


Предполагаемые результаты реализации программы.


Личностными результатами изучения курса «Занимательная математика» являются:

  • осознание себя членом общества, чувство любви к родной стране, выражаю­щееся в интересе к ее природе, культуре, истории и желании участвовать в ее делах и событиях;

  • осознание и принятие базовых общечеловеческих ценно­стей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений в окружающем мире;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни;

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, на­правленную на познание окружающей действительности и внут­реннего мира человека;

  • способность осуществлять информационный поиск для вы­полнения учебных задач



  • умение обобщать, отбирать необходимую информацию, видеть общее в единичном явлении, самостоятельно находить решение возникающих проблем, отражать наиболее общие существенные связи и отношения явлений действительности: пространство и время, количество и качество, причина и следствие, логическое и вариативное мышление;

  • владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для дальней­шего образования в области естественно-научных и социальных дисциплин;

  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего ми­ра, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, исто­рии общества;

  • умение вести диалог, рассуждать и доказывать, аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Предметные результаты отражены в содержании программы.


Возраст детей – 6,6-10 лет (1-4 классы)

Срок реализации программы 4 года

Программа «Занимательная математика» реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год - 1 класс, 68 часов в год - 2-4

Содержание учебного предмета, курса


1 класс ( 33 ч.)


Математика – это интересно

Танграм: древняя китайская головоломка 

Путешествие точки

Игры с кубиками

Танграм: древняя китайская головоломка

Волшебная линейка

Праздник числа 10

Конструирование многоугольников из деталей танграма

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Игры с кубиками

Конструкторы лего

Весёлая геометрия

Математические игры

«Спичечный» конструктор

Задачи-смекалки

Прятки с фигурами

Математические игры

Числовые головоломки

Математическая карусель

Уголки

Игра в магазин. Монеты

Конструирование фигур из деталей танграма

Игры с кубиками

Математическое путешествие

Математические игры

Секреты задач

Математическая карусель

Числовые головоломки

Математические игры

КВН «Математика – Царица наук»

2 класс (68 ч.)

«Удивительная снежинка»

Иrpa«Крестики-нолики»

Математические игры

Прятки с фигурами

Секреты задач

«Спичечный» конструктор

Геометрический калейдоскоп

Числовые головоломки

«Шаг в будущее»

Геометрия вокруг нас

Путешествие точки

«Шаг в будущее»

Тайны окружности

Математическое путешествие

«Новогодний серпантин»

Математические игры

«Часы нас будят по утрам...»

Геометрический калейдоскоп

Головоломки

Секреты задач

«Что скрывает сорока?»

Интеллектуальная разминка

Дважды два — четыре

Дважды два — четыре

В царстве смекалки

Интеллектуальная разминка

Составь квадрат

. Мир занимательных задач

Математические фокусы

Математическая эстафета


3 класс (68 ч.)


Интеллектуальная разминка

«Числовой» конструктор

Геометрия вокруг нас

Волшебные переливания

В царстве смекалки

«Шаг в будущее»

«Спичечный» конструктор

Числовые головоломки

Интеллектуальная разминка

Математические фокусы

Математические игры

Секреты чисел

Математическая копилка

Математическое путешествие

Выбери маршрут

Числовые головоломки

В царстве смекалки

Мир занимательных задач

Геометрический калейдоскоп

Интеллектуальная разминка

Разверни листок

От секунды до столетия

Числовые головоломки

Конкурс смекалки

Это было в старину

Математические фокусы

Энциклопедия математических развлечений

Математический лабиринт


4 класс (34 ч.)


Интеллектуальная разминка

«Числовой» конструктор

Геометрия вокруг нас

Волшебные переливания

В царстве смекалки

«Шаг в будущее»

«Спичечный» конструктор

Числовые головоломки

Интеллектуальная разминка

Математические фокусы

Математические игры

Секреты чисел

Математическая копилка

Математическое путешествие

Выбери маршрут

Числовые головоломки

В царстве смекалки

Мир занимательных задач

Геометрический калейдоскоп

Интеллектуальная разминка

Разверни листок

От секунды до столетия

Числовые головоломки

Конкурс смекалки

Это было в старину

Математические фокусы

Энциклопедия математических развлечений

Математический лабиринт



Место предмета в учебном плане.


В 1 классе на изучение курса отводится 33 ч.: 1 ч. –в неделю, 33 учебные недели),

во 2-3 классах – 68 часов в год (2 часа в неделю, 34 учебные недели),

в 4 классе 34 часа (по 1 часу в неделю, 34 учебные недели)



Тематическое планирование.

1 класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности учащихся.

Всего

час

Кол-во час

теор

практ

1.

Математика – это интересно


Решение нестандартных задач. Игра «Муха» («муха» перемещается по командам «вверх», «вниз», «влево», «вправо» на игровом поле 3 × 3 клетки).

1

1

-

2.

Танграм: древняя китайская головоломка 

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Проверка выполненной работы.

1

1

-

3.

Путешествие точки

Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»

1

-

1

4.

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

1

-

1

5.

Танграм: древняя китайская головоломка

Составление картинки с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление картинки, представленной в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

1

1

-

6

Волшебная линейка

Шкала линейки. Сведения из истории математики: история возникновения линейки.

1


1

7

Праздник числа 10

Игры: «Задумай число», «Отгадай задуманное число». Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.


1

-


1


8

Конструирование многоугольников из деталей танграма


Составление многоугольников с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление многоугольников, представленных в уменьшенном масштабе.
Проверка выполненной работы.

1

-

1

9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

Найти, показать и назвать числа по порядку (от 1 до 20). Числа от 1 до 20 расположены в таблице (4 × 5) не по порядку, а разбросаны по всей таблице.

1

-

1

10

Игры с кубиками

Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика). Взаимный контроль.

1

-

1

11-12

Конструкторы лего

Знакомство с деталями конструктора, схемами-инструкциями и алгоритмами построения конструкций. Выполнение постройки по собственному замыслу.

2

1

1

13

Весёлая геометрия

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

1


-


1


14

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Вычитание в пределах 10».

1

-

1

15-16

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

2

1

1

17

Задачи-смекалки

Задачи с некорректными данными. Задачи, допускающие несколько способов решения.

1

1

-

18

Прятки с фигурами

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Работа с таблицей «Поиск треугольников в заданной фигуре».

1

-

1

19

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 10», «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 10», «Вычитание в пределах 20».

1

1

-

20

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).


1



1


21-22

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

2


1


1


23

Уголки

Составление фигур из 4, 5, 6, 7 уголков: по образцу, по собственному замыслу.

1


1



-

24

Игра в магазин. Монеты

Сложение и вычитание в пределах 20.

1


-


1


25

Конструирование фигур из деталей танграма

Составление фигур с заданным разбиением на части; с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения. Составление фигур, представленных в уменьшенном масштабе. Проверка выполненной работы.

1

-

1

26

Игры с кубиками

Сложение и вычитание в пределах 20. Подсчёт числа точек на верхних гранях выпавших кубиков (у каждого два кубика).

1

-

1

27

Математическое путешествие

Сложение и вычитание в пределах 20. Вычисления в группах.

1

-

1

28

Математические игры

«Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Гонки с зонтиками».

1


1


-


29

Секреты задач

Решение задач разными способами. Решение нестандартных задач.

1

1

-

30

Математическая карусель

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, математические головоломки, занимательные задачи.

1



-


1

31

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1


-


1


32

Математические игры

Построение «математических» пирамид: «Сложение в пределах 20», «Вычитание в пределах 20».

1

-

1

33

КВН

«Математика – Царица наук»


1

-

1





2 класс


№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности

Всего

часов

Кол-во часов

теор

практ

1.

«Удивительная снежинка»

Геометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

2

1

1

2.

Иrpa«Крестики-нолики»

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20

2

1

1

3.

Математические игры


Числа от 1 до 100. Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»

2

-

2

4.

Прятки с фигурами


Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

2


1


1


5.

Секреты задач


Решение нестандартных

и занимательных задач. Задачи в стихах.

2


1


1


6-7

«Спичечный» конструктор


Построение конструкции по заданному образцу Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

4

1

3

8.

Геометрический калейдоскоп


Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в умень­шенном масштабе.

2

1

1

9.

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи­слового кроссворда(судоку).

2


2

10.

«Шаг в будущее»


Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

2

1

1

11.

Геометрия вокруг нас

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

2

-

2

12.

Путешествие точки


Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соот­ветствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

2

1

1

13.

«Шаг в будущее»


Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

2

1

1

14.

Тайны окружности


Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахожде­ние) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

2

1

1

15.

Математическое путешествие


Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; вто­рой — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15.

2

-

2

16-17

«Новогодний серпантин»

Мате­матические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

4

-

4

18

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».

2

1

1

19.

«Часы нас будят по утрам...»

Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.

2


2

20.

Геометрический калейдоскоп

Задания на разрезание и составление фигур.

2

1

1

21.

Головоломки

Расшифровка закодированных слов.

2


2

22.

Секреты задач


Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.

2

1

1

23.

«Что скрывает сорока?»

Решение и составление ребусов,

2

1

1

24.

Интеллектуальная разминка

Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

2

1

1

25.

Дважды два — четыре


Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

2

-

2

26-27.

Дважды два — четыре


Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный конт­роль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

4

1

3

28.

В царстве смекалки


Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

2

-

2

29.

Интеллектуальная разминка


Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате­матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

2

1

1

30.

Составь квадрат

.

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей

2

1

1

31-32.

Мир занимательных задач


Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и за­дания. Задача «о волке, козе и капусте»..

4

1

3

33.

Математические фокусы


Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

2

1

1

34.

Математическая эстафета

Решение олимпиадных задач

2

-

2










3 класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Характеристика основных видов деятельности

Всего час

Кол-во час

теор

практ

1.

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

1

-

1

2.

«Числовой» конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … ,
90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

2

1

1

3.

Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

3

1


2


4.

Волшебные переливания

Задачи на переливание.

2

1

1

5-6

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

4

1

3

7

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

1

-

1

8-9

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной
работы.

3

1

2

10

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

2

1

1

11-12

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

3

1

2

13

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы
в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

2

1

1

14

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,
«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Вол-
шебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки
с зонтиками» (по выбору учащихся).

3

1

2

15

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

2

1

1

16

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

3

1

2

17

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный контроль.
1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 + 150= 670

2

1

1

18

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое
кольцо» России, города-герои и др.

2




1

1

19

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

2

-

2

20 -21

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

4

1

3

22

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

3

1

2

23

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов.
Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

3

1

2

24

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

2

1

1

25

Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

2

1

1

26-27

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век.
Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает
сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? 
Составление различных задач, используя данные о возрасте своих родственников.

3

1

2

28

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

2

1

1

29

Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

2

1

1

30

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

2

2

-

31

Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

2

1

1

32-33

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации (детские познавательные журналы, книги и др.).

4

1

3

34

Математический лабиринт

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

2

1

1



4 класс


№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий


Характеристика основных видов деятельности

Всего

час

Кол-во час

теория

практика

1.

Интеллектуальная разминка

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру».

1


-

1

2.

«Числовой» конструктор

Числа от 1 до 1000. Составление трёхзначных чисел с помощью комплектов карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900.

1

1

-

3.

Геометрия вокруг нас

Конструирование многоугольников из одинаковых треугольников.

1

1


-


4.

Волшебные переливания

Задачи на переливание.

1

-

1

5-6

В царстве смекалки

Решение нестандартных задач (на «отношения»). Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

2

-

2

7

«Шаг в будущее»

Игры: «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Монтажник», «Строитель», «Полимино», «Паркеты и мозаики» и др. из электронного учебного пособия «Математика и кон-
струирование».

1

-

1

8-9

«Спичечный» конструктор

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условием. Проверка выполненной работы.

2

1

1

10

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

-

1

11-12

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки,
занимательные задачи.

2




1

1

13

Математические фокусы

Порядок выполнения действий в числовых выражениях (без скобок, со скобками). Соедините числа 1 1 1 1 1 1 знаками действий так, чтобы в ответе получилось 1, 2, 3, 4, … , 15.

1

-

1


14

Математические игры

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 1000»,
«Вычитание в пределах 1000», «Умножение», «Деление». Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник

1

1

-

15

Секреты чисел

Числовой палиндром — число, которое читается одинаково слева направо и справа налево. Числовые головоломки: запись числа 24 (30) тремя одинаковыми цифрами.

1

1

-

16

Математическая копилка

Составление сборника числового материала, взятого из жизни (газеты, детские журналы), для составления задач.

1

1

-

17

Математическое путешествие

Вычисления в группах: первый ученик из числа вычитает 140; второй — прибавляет 180, третий — вычитает 160, а четвёртый — прибавляет 150. Решения и ответы к пяти раундам записываются. Взаимный
контроль 1-й раунд: 640 – 140 = 500 500 + 180 = 680  680 – 160 = 520   520 + 150= 670

1

-

1

18

Выбери маршрут

Единица длины километр. Составление карты путешествия: на определённом транспорте по выбранному маршруту, например «Золотое
кольцо» России, города-герои и др.

1




-

1

19

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (судоку).

1

-

1

20 -21

В царстве смекалки

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

2

1

1


22

Мир занимательных задач

Задачи со многими возможными решениями. Задачи с недостающими данными, с избыточным составом условия. Задачи на доказательство: найти цифровое значение букв в условной записи:
СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др.

1

1

-

23

Геометрический калейдоскоп

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Конструирование из деталей танграма: без разбиения изображения на части; заданного в уменьшенном масштабе.

1

-

1

24

Интеллектуальная разминка

Работа в «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

1




-

1

25

Разверни листок

Задачи и задания на развитие пространственных представлений.

1


1

-

26-27

От секунды до столетия

Время и его единицы: час, минута, секунда; сутки, неделя, год, век. Одна секунда в жизни класса. Цена одной минуты. Что происходит за одну минуту в городе (стране, мире). Сбор информации. Что успевает
сделать ученик за одну минуту, один час, за день, за сутки? 
Составление различных задач, используя данные о возрасте своихродственников.

2

1

1

28

Числовые головоломки

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда (какуро).

1

-

1

29

Конкурс смекалки

Задачи в стихах. Задачи-шутки. Задачи-смекалки.

1

-

1

30

Это было в старину

Старинные русские меры длины и массы: пядь, аршин, вершок, верста, пуд, фунт и др. Решение старинных задач. Работа с таблицей «Старинные русские меры длины»

1

1

-

31

Математические фокусы

Алгоритм умножения (деления) трёхзначного числа на однозначное число. Поиск «спрятанных» цифр в записи решения.

1

-

1

32-33

Энциклопедия математических развлечений

Составление сборника занимательных заданий. Использование разных источников информации

2


1

1

34

Математический лабиринт

Итоговое занятие — открытый интеллектуальный марафон. Подготовка к международному конкурсу «Кенгуру».

1

-

1












Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование.

4 класс (34 ч)


№ п/п

Темы учебных занятий


Кол-во

час

Дата

план

факт

1.

Интеллектуальная разминка

1



2.

«Числовой» конструктор

1



3.

Геометрия вокруг нас

1



4.

Волшебные переливания

1



5-6

В царстве смекалки

1



7

«Шаг в будущее»

1



8-9

«Спичечный» конструктор

1



10

Числовые головоломки

1



11-12

Интеллектуальная разминка

2



13

Математические фокусы

1



14

Математические игры

1



15

Секреты чисел

1



16

Математическая копилка

1




17

Математическое путешествие

1



18

Выбери маршрут

1



19

Числовые головоломки

1



20 -21

В царстве смекалки

2





22

Мир занимательных задач

1



23

Геометрический калейдоскоп

1



24

Интеллектуальная разминка

1



25

Разверни листок

1



26-27

От секунды до столетия

2




28

Числовые головоломки

1



29

Конкурс смекалки

1




30

Это было в старину

1



31

Математические фокусы

1



32-33

Энциклопедия математических развлечений

2



34

Математический лабиринт

1
















Приложение 1.

Календарно- тематический план.

3 класс

№ п/п

Темы учебных занятий

Кол-во час

Дата

план

Факт


1

Интеллектуальная разминка

1



2-3

«Числовой» конструктор

2



4-6

Геометрия вокруг нас

3



7-8

Волшебные переливания

2



9-12

В царстве смекалки

4



13

«Шаг в будущее»

1



14-16

«Спичечный» конструктор

3



17-18

Числовые головоломки

2



19-21

Интеллектуальная разминка

3



22-23

Математические фокусы

2



24-26

Математические игры

3



27-28

Секреты чисел

2



29-31

Математическая копилка

3



32-33

Математическое путешествие

2



34-35

Выбери маршрут

2



36-37

Числовые головоломки

2



38-41

В царстве смекалки

4



42-44

Мир занимательных задач

3



45-47

Геометрический калейдоскоп

3



48-49

Интеллектуальная разминка

2



50-51

Разверни листок

2



52-54

От секунды до столетия

3



55-57

Числовые головоломки

3



58-59

Конкурс смекалки

2



60-61

Это было в старину

2



62-63

Математические фокусы

2



64-67

Энциклопедия математических развлечений

4



68

Математический лабиринт

1














Приложение 1.

Календарно- тематический план.

1 класс

№ п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Всего

час

Дата

план

факт

1.

Математика – это интересно

2



2.

Танграм: древняя китайская головоломка 

2



3.

Путешествие точки

2



4.

Игры с кубиками

2



5.

Танграм: древняя китайская головоломка

2



6

Волшебная линейка

2



7

Праздник числа 10

2



8

Конструирование многоугольников из деталей танграма

2



9

Игра-соревнование «Весёлый счёт»

2



10

Игры с кубиками

2



11-12

Конструкторы лего

3



13

Весёлая геометрия

2



14

Математические игры

2



15-16

«Спичечный» конструктор

3



17

Задачи-смекалки

2



18

Прятки с фигурами

2



19

Математические игры

2



20

Числовые головоломки

1



21-22

Математическая карусель

4



23

Уголки

2



24

Игра в магазин. Монеты

2



25

Конструирование фигур из деталей танграма

2



26

Игры с кубиками

2



27

Математическое путешествие

2



28

Математические игры

2



29

Секреты задач

2



30

Математическая карусель

2



31

Числовые головоломки

2



32

Математические игры

2



33

КВН «Математика – Царица наук»

2





Приложение 2.

Учебно - методическое обеспечение

  • Кочурова Е.Э. Дружим с математикой : рабочая тетрадь для уча­щихся 2 класса общеобразовательных учреждении. — М.: Вентана-Граф

  • Плакат «Говорящие цифры» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2017г.

  • Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Мате­матика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2015.

Литература для учителя

1. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство разви­тия логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. –

7.

2. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.

3. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2017.

4. Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 2015г.

5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной труд­ности. - М„ 2016.