СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Карта-второй язык географии»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Карта-второй язык географии»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13»




УТВЕРЖДЕНА

Директор МОУ «СОШ № 13»

_______________ / Г. П. Чиликина/

Приказ №150 от 31 августа 2020 г. №












Рабочая программа

по внеурочной деятельности кружка «Карта-второй язык географии»

для учащихся 9- класса

на 2020-2021 учебный год












Составитель:

учитель первой категории

Егорова Татьяна Александровна











г. Воскресенск

2020 год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка "Карта-второй язык географии" для 9класса по внеурочной деятельности разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012(ред. от 25.05.2020), Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897), на основе требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования МОУ «СОШ №13»,, на основе авторской программы Арван Е. Ю.

учебник : Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.2: География России: Хозяйство и географические районы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2014.

рабочая тетрадь: Дронов. География. 9 кл. География России. Природа. Население. Хозяйство. Р/т. ВЕРТИКАЛЬ. (ФГОС)Атлас.

Атлас. География.9кл. ДИК. (ФГОС)


Место кружка 

Кружок «Карта-язык географии » относится к общеинтеллектуальному  направлению плана внеурочной деятельности . 

На проведение кружка  в плане внеурочной деятельности МОУ "СОШ №13" отводится  1 час в неделю, итого 34 часа за учебный год.  


Цели программы: повышение интереса к естественным наукам на основе расширения географического кругозора учащихся, углубление содержания основного курса и его практической направленности, развитие познавательной активности; формирование положительной мотивации к изучению географии, геоэкологии, воспитание бережного отношения и любви к окружающему миру и Родине.

Планируемые результаты кружка

Личностными результатами географии являются:

  • развитие у учащихся научных взглядов на взаимосвязь природы и общества, на пространственные особенности этой взаимосвязи;

  • закрепление картографических представлений о размещении основных географических объектов на территории России;

  • углублённое изучение самой большой страны материка Евразия – России, своей Родины;

  • совершенствование языка географической науки у учащихся.

Метапредметными результатами географии являются:

  • развитие пространственного представления, использовать географические знания на практике, в повседневной жизни;

  • развитие мотивации к самосовершенствованию, учебной деятельности.

  • воспитание гражданственности и патриотизма с широким взглядом на мир, любви к природе;

  • овладение географической культурой, воспитание толерантности;

  • воспитание у детей бережного отношения к природе и историческому наследию родного края.

  • включение учащихся в значимую общественно-полезную деятельность.


Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю, 34 учебные недели).


По окончанию курса научатся:

  • проводить самостоятельный поиск информации;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;

  • называть и показывать основные географические объекты (по темам разделов);

  • выделять и описывать по типовым планам существенные признаки географических объектов;

  • находить в разных источниках географическую информацию;

  • составлять краткую характеристику разных территорий;

  • приводить примеры, используя основные источники географической информации;

  • определять расстояния и направления на местности и по плану;

  • находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем.

По окончанию курса должны получить возможность научиться:

    • ориентирования на местности;

    • чтения планов местности и географических карт;

    • проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

    • решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию;

    • проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: картографических, геоинформационных и др.;

  • повышения собственной географической культуры.


Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

словесные (рассказ, диалог), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные с привлечением ИКТ, различных источников географической информации), практические (разбор учебных и олимпиадных заданий), проблемно-поисковые и исследовательские под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.


Основное содержание программы

Введение – 1 ч.

Значение географии в жизни человека Знакомство с деятельностью кружка, планирование.


Раздел I. Основы теории и практики физической географии. – 28 часов


Тема 1. Источники географической информации – 6 часов

Основные источники географической информации. Виды изображения Земли. План местности, географическая карта, глобус. Картографические проекции. Градусная сеть. Географические координаты. Определение направлений и измерение расстояний на плане и карте. Масштаб. Условные знаки. Чтение плана местности и географической карты. Решение олимпиадных заданий: «План и карта».

Тема 2. Великие географические открытия – 5 часов

Предпосылки Великих географических открытий. Четыре экспедиции Колумба. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Открытие Южной Америки соперниками Колумба. Америго Веспуччи и происхождение названия «Америка». Магеллан и первое кругосветное плавание. Кортес и завоевание Мексики. Происхождение легенды об Эльдорадо. Открытие Амазонки и бассейна Ла-Платы. Испанские и французские открытия в Северной Америке в 20 — 40 годах XVI века. Голландская экспансия в Азии, открытие Австралии и островов Океании. Этапы и методы изучения территории России. Поход Ермака Тимофеевича и его гибель. Открытие русскими Средней и Восточной Сибири. Интерактивная викторина: «Исследователи России».


Тема 3. Удивительное разнообразие природы Земли – 5 часов

Геологическое прошлое планеты. Литосфера. Строение Земли. Геологическая история Земли. Внутренне строение Земли. Земная кора и ее строение. Горные породы. Платформы и складчатые пояса. Рельеф как результат взаимодействия внутренних и внешних сил Земли. Основные формы рельефа. Минеральные ресурсы.

Атмосфера. Значение атмосферы, состав и структура. Атмосферная циркуляция. Постоянные ветры. Воздушные массы. Погода и климат. Научное объяснение разнообразия климатов Земли. Климатообразующие факторы. Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

Гидросфера. Части гидросферы. Мировой океан и его части. Источники пресной воды на Земле. Реки. Речная система. Режим и питание рек.

Биосфера. Разнообразие природных зон и комплексов Земли. Особенности распространения живых организмов на Земле. Границы биосферы. Почва как особое природное образование. Разнообразие почв. Природный комплекс. Природные зоны. Широтная зональность и высотная поясность. Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность, цикличность и ритмичность процессов. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Сообщения учащихся, презентации, составление коллажей.

Тема 4. Природа материков. Рекорды планеты. – 6 часов

Путешествие по материкам и океанам. Происхождение материков и впадин океанов. Географическое положение, площадь материков. Особенности рельефа и климата. Основные природные и экономические объекты. История освоения. Разнообразие природы. Типичные ландшафты. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм. Занимательный материал по материкам (Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида и Австралия). Рекорды каждого материка в рубрике «самый, самое, самая».

Тема 5. Природа России - 6 часов

Пространство России. Особенности физико-географического положения России. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.

Административно-территориальное деление РФ. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые, и их взаимосвязь. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.

Факторы, определяющие климат России. Типы климата России, климатические пояса. Внутренние воды России. Байкал – жемчужина России. Главные речные системы. Размещение основных типов почв России.

Растительный и животный мир России. Природно-хозяйственные зоны России. Экологические проблемы. Заповедная Россия. Памятники природы.

Работа по карте. Занятия по тестам. Решение практических задач.

Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России. – 5 часов

Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Население России. Численность, особенности воспроизводства населения. Половозрастной, этнический и религиозный состав населения. Особенности расселения. Сельское и городское население, урбанизация. Направления и типы миграций. Трудовые ресурсы.

Хозяйство России. Структура хозяйства и ее особенности. Первичный, вторичный и третичный сектора хозяйства: состав, особенности отраслей, роль и значение. Экономические районы России. Географическое положение района, состав территории. Природные особенности и природно-ресурсный потенциал. Население, крупные города. Географические особенности экономических регионов России. Хозяйство регионов, их специализация и крупные центры производства. Проблемы экономических регионов. Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам. Решение практических задач.

Итоговое тестирование учащихся. Самоанализы учащихся по работе факультатива. Защита творческих работ.


Календарно-тематический план

кружка «Карта-язык географии»

для 9 класса

на 2020-2021 учебный год


Номера уроков

по порядку

урока

в разделе, теме

Тема занятия

Плановые сроки изучения учебного материала

Скорректированные сроки изучения учебного материала

Введение – 1 час

1

1

Значение географии в жизни человека Специфика занятий и общие требования.

01.09-04.09


Раздел I. Основы теории и практики физической географии - 28 часов

Тема 1. Источники географической информации - 6 часов

2

Источники географической информации и методы географических исследований

07.09-11.09


3

План местности. Масштаб. Решение задач.

14.09-18.09


4

Географическая карта, глобус. Картографические проекции.

21.09-25.09


5

Решение задач на определение географических координат.

29.09-02.10


6

Чтение плана местности и географической карты.

12.10-16.10


7

Решение олимпиадных заданий: «План и карта».

19.10-23.10


Тема 2. Великие географические открытия – 5 часов

8

Предпосылки Великих географических открытий.

26.10-30.10


9

Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия.

02.11-06.11


10

Великие географические открытия и расширение их ойкумены.

09.11-13.11


11

Этапы и методы изучения территории России.

23.11-27.11


12

Интерактивная викторина: «Исследователи России».

30.11-04.12


Тема 3. Удивительное разнообразие природы Земли – 5 часов

13

1.

Геологическое прошлое планеты.

07.12-11.12


14

2.

Атмосфера. Научное объяснение разнообразия климатов Земли.

14.12-18.12


15

3.

Проблемы изменения климата и как следствие природы планеты. Значение Антарктиды и океанов в климате Земли.

21.12-25.12


16

4.

Гидросфера и ее части. Составление коллажа: «Мировой океан».

28.12-31.12


17

5.

Разнообразие природных зон и комплексов Земли.

11.01-15.01


Тема 4. Природа материков. Рекорды планеты. – 6 часов

18

Происхождение материков и впадин океанов.

18.01-22.01


19

Население Земли. Численность населения

Земли. Человеческие расы, этносы. Составление диаграмм.

25.01-29.01


20

Основные черты природы Африки, Австралии. Составление визитной карточки.

01.02-05.02


21

Основные черты природы Антарктиды, Южной Америки. Составление визитной карточки.

08.02-12.02


22

Основные черты природы Северной Америки и Евразии. Составление визитной карточки.

22.02-26.02


23

Конкурс презентаций: «Рекорды материков».

01.03-05.03


Тема 5. Природа России – 6 часов

24

Пространство России. Границы. Особенности географического положения

России.

08.03-12.03


25

Часовые зоны. Решение задач на определение разницы во времени отдельных территорий.

15.03-19.03


26

Рельеф и недра России. Оценка природно-ресурсного потенциала страны.

22.03-26.03


27

Климат. Внутренние воды. Байкал – жемчужина России.

29.03-02.04


28

Почвы, природные зоны России. Составление коллажей.

12.04-16.04


29

Заповедная Россия. Памятники природы.

19.04-23.04


Раздел II. Экономическая география. Население и хозяйство России - 5 часов

30

Административно-территориальное деление как один из видов районирования. Работа по карте. Особенности населения России.

26.04-30.04


31

Основные межотраслевые комплексы.

03.05-07.05


32

Географические особенности экономических регионов России.

10.05-14.05


33

Определение субъектов РФ по географическому описанию. Занятия по тестам и слоганам.

17.05-21.05


34

Итоговое занятие. Защита творческих работ.

24.05-28.05


Итого

часов

В том числе:





по программе

34





выпол нено









СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР __________/_____________________/


«_28_____» _____августа_________ 2020____ г.


СОГЛАСОВАНО на заседании (ШМО.....) научно-методического совета МОУ "СОШ №13", рекомендуется к утверждению

протокол № ___ от «_28__» ___августа_____ 2020__ г.

Руководитель ШМО(НМС) _____________ /__________________/

подпись расшифровка подписи


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!