СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Внеурочная деятельность. Шахматы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Внеурочная деятельность. Шахматы.»


Пояснительная записка


При составлении данной рабочей программы были учтены требования официальных нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 08.06.2020 № 165-ФЗ);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 13.12.2013 № 1342, от 28.05.2014 № 598, от 17.07.2015 № 734);

  • Постановление Главного санитарного врача РФ от 24.11.2015 г. №81 «О внесении изменений №3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в образовательных организациях».

  • Письмо Роспотребнадзора от 8 мая 2020 г. № 02/8900-2020-24 «О направлении рекомендаций по организации работы образовательных организаций (вместе с «Рекомендациями по организации работы образовательных организаций в условиях сохранения рисков распространения COVID-19»).

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 30 июня 2017 г. № 1066 «Об утверждении Концепции развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно- ориентированных разноуровневых программ обучения, расширения вариативности форм и технологий обучения по предмету «Шахматы»;

  • Приказ Департамента образования и молодежной политики Ханты- Мансийского автономного округа – Югры от 18 июля 2017г. № 1137 «Об утверждении плана мероприятий (дорожная карта) по реализации программы «Социокультурные истоки» в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» (в ред. приказа от 27.09.2018 № 1325);

  • Инструктивно-методическое письмо об организации образовательной деятельности в общеобразовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2020-2021 учебном году.

  • Локальный акт образовательного  учреждения  (об утверждении  структуры рабочей программы).

  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ№5

Программа разработана в соответствии с программой «Шахматы в школе» для 1-4 классов под редакцией Е.А. Прудниковой, Е.И. Волковой.

Цель учебного предмета «Шахматы»:

  1. равномерное развитие логического и физического интеллекта детей.

  2. формирование основ здорового образа жизни и их интеллектуальное развитие посредством занятий шахматами и физической культурой.

Задачи преподавания шахмат в школе:

Общие:

- гармоничное развитие детей, увеличение объёма их двигательной активности, укрепление здоровья;

- обучение новым знаниям, умениям и навыкам по шахматам;

- выявление, развитие и поддержка одарѐнных детей в области спорта, привлечение обучающихся, проявляющих повышенный интерес и способности к занятиям шахматами в школьные спортивные клубы, секции, к участию в соревнованиях;

- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, интеллектуально – спортивным подвижным играм, различным формам активного отдыха и досуга.

Образовательные:

- освоение знаний о физической культуре и спорте в целом, истории развития

шахмат;

- освоение базовых основ шахматной игры, возможности шахматных фигур,

особенностей их взаимодействия с использованием интеллектуально – спортивных

подвижных игр;

- овладение приемами матования одинокого короля различными фигурами, способами записи шахматной партии, тактическими приемами в типовых положениях;

- освоение принципов игры в дебюте, методов краткосрочного планирования

действий во время партии;

- обучение новым двигательным действиям средствами шахмат и использование

шахматной игры в прикладных целях для увеличения двигательной активности и оздоровления;

- обучение приёмам и методам шахматной борьбы с учетом возрастных особенностей, индивидуальных и физиологических возможностей школьников.

Оздоровительные:

- формирование представлений об интеллектуальной и физической культуре вообще и о шахматах в частности;

- формирование первоначальных умений саморегуляции интеллектуальных,

эмоциональных и двигательных проявлений;

- укрепление здоровья обучающихся, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей их организма;

- формирование у детей культуры движений, обогащение их двигательного опыта интеллектуально – спортивными подвижными играми, как средствами шахмат, так и физическими упражнениями с общеразвивающей направленностью.

Воспитательные:

- приобщение к самостоятельным занятиям интеллектуальными и физическими

упражнениям, играм, и использование их в свободное время;

- воспитание положительных качеств личности, норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности;

- воспитание у детей устойчивой мотивации к интеллектуально – физкультурным занятиям.

Общая характеристика предмета


Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.

Особенность программы в том, что на первом году обучения ребенок делает первые шаги в мире шахмат. Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской, фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. Большое место отводится изучению "доматового" периода игры.

На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки, стихи, сказки песни о шахматах, шахматные миниатюры и инсценировки. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса

  • принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом;

  • принцип целостного представления о мире - при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;

  • принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;

  • принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.

Настоящая программа включает в себя два основных раздела:
«Теоретические основы и правила шахматной игры»;

«Практико-соревновательная деятельность».

В разделе «Теоретические основы и правила шахматной игры» представлены
исторические сведения, основные термины и понятия, а также образовательные
аспекты, ориентированные на изучение основ теории и практики шахматной игры.
Раздел «Практико-соревновательная деятельность» включает в себя сведения об
организации и проведении шахматных соревнований, конкурсов по решению задач,
шахматных праздников.
В тематическом планировании программы отражены темы основных её разделов
и даны характеристики видов деятельности обучающихся. Эти характеристики
ориентируют учителя на порядок освоения знаний в области данного вида спорта.




Описание места учебного предметы в учебном плане


Программа разработана для учащихся 1–4 классов и рассчитана на изучение
материала в течение 135 часов. В соответствии с образовательной программой школы, на изучение предмета «Шахматы» отводится 1 час в неделю, что составляет 33 часа в первом классе, 34 часа во 2-4 классах.















































Содержание программы

1 класс

Теоретические основы и правила шахматной игры (30ч)

Сведения из истории шахмат.

История зарождения и развития шахматной игры, ее роль в современном обществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии.

Практико-соревновательная деятельность (3ч)

Соревнования.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, соревнования.


2 класс

Теоретические основы и правила шахматной игры (21ч)

Сведения из истории шахмат.

Шахматная игра как спорт в международном сообществе. Чемпионы мира по шахматам. Современные выдающиеся отечественные и зарубежные шахматисты.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта.

Практико-соревновательная деятельность (13ч)

Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.


3 класс

Теоретические основы и правила шахматной игры (21ч)

Сведения из истории шахмат.

Шахматная игра как спорт в международном сообществе; цели, задачи, оздоровительное и воспитательное значение шахмат. История зарождения соревнований по шахматам, системы проведения шахматных соревнований.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, основные тактические приемы, шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака при равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность (13ч)

Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.

4 класс

Теоретические основы и правила шахматной игры (23ч)

Сведения из истории шахмат.

История появления шахмат на Руси. Роль шахматной игры в современном обществе.

Базовые понятия шахматной игры.

Правила техники безопасности во время занятий шахматами, понятие о травмах и способах их предупреждения. Правила поведения шахматистов, шахматный этикет. Шахматные соревнования и правила их проведения.

Структура и содержание тренировочных занятий по шахматам. Основные термины и понятия в шахматной игре: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король); ход и взятие каждой фигуры, нападение, защита, начальное положение, ход, взятие, удар, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья, ценность шахматных фигур, сравнительная сила фигур, стадии шахматной партии, основные тактические приемы; шахматная партия, запись шахматной партии, основы дебюта, атака на рокировавшегося и нерокировавшегося короля в начале партии, атака на равносторонних и разносторонних рокировках, основы анализа шахматной партии, основы пешечных, ладейных и легкофигурных эндшпилей.

Практико-соревновательная деятельность (11ч)

Конкурсы решения позиций.

Соревнования.

Шахматный праздник.

Данный вид деятельности включает в себя конкурсы решения позиций, спарринги, соревнования, шахматные праздники.











Планируемые результаты освоения обучающимися программы


В результате освоения программы «Шахматы в школе» учащиеся должны знать /применять:
– правила техники безопасности во время занятий;
– историю возникновения и развития шахматной игры;
– имена чемпионов мира по шахматам и ведущих шахматистов мира, какой
вклад они внесли в развитие шахмат;
– вклад чемпионов мира по шахматам в развитие шахматной культуры;
– историю возникновения шахматных соревнований, правила проведения соревнований, шахматный этикет, а также какими личностными (интеллектуальными, физическими, духовно-нравственными) качествами должен обладать шахматист - спортсмен;
– историю развития шахматной культуры и спорта в России, выдающихся шахматных деятелей России;
– приобретённые знания и умения в самостоятельной творческой деятельности

К концу первого учебного года (первого класса) учащиеся должны:

  • уметь объяснять шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые и черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, паи, ничья;

  • знать шахматные фигуры (ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король), правила хода и взятие каждой фигуры;

  • иметь представление о том, что такое нападение, и уметь видеть элементарные угрозы партнера;

  • ориентироваться на шахматной доске;

  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения правил шахматного кодекса;

  • правильно располагать шахматную доску между партнерами;

  • правильно расставлять фигуры перед игрой;

  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;

  • рокировать короля, объявлять шах, ставить мат, решать элементарные задачи на мат в один ход;

  • знать, что такое ничья, пат и вечный шах;

  • знать цену каждой шахматной фигуры;

  • усвоить технику матования одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, ферзем и королем;

  • владеть способом взятие на проходе;

  • записывать шахматную партию;

  • уметь играть целую шахматную партию с партнером от начала до конца с записью своих ходов и ходов партнера.

К концу второго учебного года (второго класса) учащиеся должны:

  • уметь видеть нападение со стороны партнера, защищать свои фигуры, нападать и создавать свои угрозы;

  • защищать свои фигуры от нападения и угроз;

  • решать шахматные задачи на тактику и видеть следующие тактические угрозы в партиях: двойной удар, связку, ловлю фигур, сквозной удар, мат на последней горизонтали, открытый и двойной шахи;

  • ставить мат одинокому королю ладьей и королем;

  • разыгрывать шахматную партию с партнером от начала и до конца, правильно выводя фигуры в дебюте;

  • реализовать большое материальное преимущество.


К концу третьего учебного года (третий класс) учащиеся должны:

  • владеть новыми элементами шахматной тактики: «завлечение», «отвлечение», «уничтожение защиты», «спёртый мат»;

  • понимать основы разыгрывания дебюта и правильно выводить фигуры в начале партии;

  • знать способы атаки на рокировавшегося и нерокировавшегося короля;

  • уметь разыгрывать элементарные пешечные эндшпили и реализовывать большое материальное преимущество;

  • принимать участие в шахматных соревнованиях.

К концу четвертого учебного года (четвертый класс) учащиеся должны:

  • владеть основными шахматными позициями,

  • владеть основными элементами шахматной тактики и технике расчета вариантов в практической игре,

  • находить и решать различные шахматные комбинации, в том числе мат в два-три хода,

  • знать и применять основные принципы развития фигур в дебюте, открытые дебюты и их теоретические варианты,

  • уметь атаковать короля при разносторонних и равносторонних рокировках,

  • разыгрывать элементарные пешечные, ладейные и легкофигурные эндшпили, знать теоретические позиции,

  • уметь реализовывать материальное преимущество,

  • принимать участие в шахматных соревнованиях.





























Календарно-тематическое планирование третий год обучения


Тема урока

Содержание урока

Кол-во часов

Дата

по плану

по факту

1.

Из истории возникновения соревнований по шахматам. Система проведения шахматных соревнований.

Беседа о важности соблюдения правил техники безопасности на занятиях по шахматам. Знакомство с материалом об истории возникновения шахматных соревнований, изучение различных систем проведения шахматных соревнований

1

3.09

3.09

2.

Матование одинокого короля разными фигурами (повторение)

Повторение материала второго года обучения. Разыгрывание позиций, решение позиций на мат в два хода

1

10.09

10.09

3.

Тактические комбинации и приемы «связка», «сквозной удар», «двойной удар», «ловля фигуры» (повторение)

Повторение материала второго года обучения

1

17.09

17.09

4.

Тактические комбинации и приемы «двойной шах», «открытый шах»

Повторение материала второго года обучения

1

24.09

24.09

5.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 2–4

1

1.10

1.10

6.

Тактический прием «завлечение»

Знакомство с новым тактическим приёмом «завлечение фигур под тактический удар

1

08.10

08.10

7.

Тактический прием «отвлечение»

Знакомство с новым тактическим приёмом «отвлечение фигур от защиты»

1

15.10

15.10

8.

Тактический прием «уничтожение защитой»

Знакомство с новым тактическим приёмом «уничтожение защиты», способом его применения в практической игре; рассмотрение и анализ типичных позиций на данную тему

1

22.10

22.10

9.

Тактический прием «спертый мат»

Знакомство с новым понятием «спёртый мат», разбор классической партии на применение приёма «спёртый мат»

1

12.11


10.

Сочетание тактических приемов

Просмотр партий на тему «сочетания различных тактических приёмов»

1

19.11


11.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 6–9

1

26.11


12.

Борьба за инициативу

Информирование учащихся о том, как начинать атакующие действия в шахматной партии

1

03.12


13.

Основы дебюта: атака на нерокировавшегося короля

Знакомство со способами атаки на короля, который не успел сделать рокировку: вскрытие центральных линий, быстрое развитие, мобилизация фигур

1

10.12


14.

Основы дебюта: атака на рокировавшегося короля

Знакомство со способами атаки на короля, который сделал рокировку: жертва фигуры с целью вскрытия пешечного прикрытия короля, уничтожение защиты

1

17.12


15.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 12–14

1

24.12


16.

Шахматный турнир

Игровая практика

1

14.01


17.

Шахматный турнир

Игровая практика

1

21.01


18.

Шахматный турнир

Игровая практика

1

28.01


19.

Шахматный турнир

Игровая практика

1

4.02


20.

Основы анализа шахматной партии: выбери ход и найди план

Знакомство с основами анализа шахматной партии, разбор партий чемпионов мира и ведущих шахматистов мира

1

11.02


21.

Основы пешечного эндшпиля: проходная пешка, правило квадрата

Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: пешка против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, правило квадрата

1

18.02


22.

Основы пешечного эндшпиля: крайняя пешка, «отталкивание плечом»

Знакомство c элементарными пешечными окончаниями: крайняя пешка, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля, отталкивание плечом

1

25.02


23.

Основы пешечного эндшпиля: оппозиции и ключевые слова

Повторение материала: игра пешки против короля, пешка проходит в ферзи без помощи своего короля, пешка проходит в ферзи при помощи своего короля; введение новых понятий «оппозиция», «ключевые поля»

1

04.03


24.

Основы пешечного эндшпиля: король с пешкой против короля с пешкой

Введение и раскрытие новых понятий: «взаимоблокируемые пешки», «позиция взаимного цугцванга», «ключевые поля».

1

11.03


25.

Основы пешечного эндшпиля: король против пешек, правило блуждающего квадрата

Знакомство с правилом блуждающего квадрата, раскрытие особенностей разрозненных пешек, их сильных и слабых сторон

1

18.03


26.

Теоретические позиции пешечного эндшпиля: ферзь против пешки

Знакомство с теоретическими позициями пешечного эндшпиля: король и две пешки против короля, особенности проведения пешек в ферзи по вертикалям b и g

1

1.04


27.

Конкурс решения позиций: как бы вы сыграли?

Отработка на практике материала уроков 20–26

1

8.04


28.

Сыграй как чемпион. Партия В. Крамник – Д. Садвакасов

Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов

1

15.04


29.

Сыграй как чемпион мира. Партия В. Ананд – М. Карлсен

Анализ шахматных партий чемпионов мира, угадывание ходов

1

22.04


30.

Шахматный турнир

Игр Игровая практикаовая практика

1

29.04


31.

Шахматный турнир

Игровая практика

1

06.05


32.

Шахматный турнир

Игровая практика

1

13.05


33.

Шахматный турнир

Игровая практика

1

20.05


34.

Шахматный праздник

Решение заданий, игровая практика

1

27.05







































Учебно - методическое обеспечение

  1. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: учебник.- М.: Просвещение, 2017

  2. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: рабочая тетрадь.- М.: Просвещение, 2017

  3. Прудникова Е.А., Волкова Е.И. «Шахматы в школе первый (второй, третий, четвертый) год обучения»: методические рекомендации.- М.: Просвещение, 2017













12