СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Хакасия"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во внеурочной деятельности показаны пояснительная записка, планируемые результаты и т.д.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Моя Хакасия"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Озерная средняя школа № 9



Утверждаю:

И.о. директора МБОУ Озерная СШ №9

___________Шушаначева Е.Ф..

Приказ № _____ от _________2018.





Рабочая программа

по курсу внеурочной деятельности

«Моя Хакасия»

1-4 классы

(начальное общее образование)







Составитель: Шушеначева Н.Т.,

учитель начальных классов.











с. Чёрное Озеро,

2017 г.




Планируемые результаты освоения программы

по внеурочной деятельности:

Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.

Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.

Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.

Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного края, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.

Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.

Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);

• формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:

В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.

При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:

• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;

• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;

• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;

• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;

• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.

При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;

• различать способ и результат действия.

Выпускник получит возможность научиться:

• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;

• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;

• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;

• выражать речь в устной и письменной форме;

• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;

Обучающийся получит возможность научиться:

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;

• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;

• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Обучающийся получит возможность научиться:

• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;

• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;

• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.



















Содержание программы



1 класс

Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живет младший школьник. На данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своей республике, районе, селе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.

Республика Хакасия имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного края, преобразования, проходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности села) и людьми, живущими в нашем селе.


Первый раздел «Моя семья» (8 ч) знакомит:

-с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки», «предки».

В ходе изучения этого раздела учащиеся учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков.


Второй раздел «Моя школа» (6 ч) знакомит:

- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений);

- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями;

- с объектами, расположенными вокруг школы.

В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают значение соблюдения режима дня для здоровья , целесоообразной организации жизни.


Третий раздел «Мое родное село» (12 ч) знакомит:

- с историей образования нашего села;

-с достопримечательностями родного села;

- с населением и почетными людьми села;

- с историей развития и названия улиц.

Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.


Четвертый раздел – « Моя малая родина» (8 ч) знакомит:

- с государственной символикой республики Хакасия;

- с обычаями и традициями хакасского народа;

- с самым знаменитым городом Хакасии – Абакан;

- с национальными костюмами народов Хакасии;

- с народными и религиозными праздниками;

- с другими государствами, языками, способами общения и взаимодействиями людей.

Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества и посту




2 класс

Основное направление краеведения во 2 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашей республики – поэтов, писателей, художников. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.


Программа включает в себя шесть разделов.


Первый раздел «Искусство и просвещение» (6 ч) знакомит:


- с историей распространения грамотности в Хакасии ;

- с экспонатами сельского и Ширинского краеведческого музеев.

-с произведениями искусства В,П, Бутанаева, Г.А. Серебрякова , А. А. Топоева.

В программу данного раздела включены экскурсии в сельский музей и Ширинский краеведческий музей.


Второй раздел «В гостях у сказки» (8 ч) знакомит:

- с понятиями «фольклор», «жанр»;

- с жанрами и видами хакасского народного творчества;

- с исполнителями –хайджи -нымахчи;

- с понятиями «сказители», «хранители и собиратели» сказок.

В этом разделе дети получают информацию о жизни и творческой биографии сказителя Ширинского района Кадышева С. П. через просмотр видеофильма, участвуют в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка», читают и анализируют хакасские народные сказки .

Третий раздел «Литературный наш край » (10 ч) знакомит:


- с фактами биографии писателей и поэтов, живших в Хакасии;

- с биографией первого хакасского ученого Н.Ф.Катановым ;

- с жизнью и творчеством хакасского писателя Доможакова Н. Г. и его произведениями;


Четвертый раздел «Щедрая палитра талантов земли хакасской» (7 ч) знакомит:

- с народными традициями родного края.

с фитоцентром « Прасковья» ;

Учащиеся делятся впечатлениями, разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх, драмматизациях, сочиняют мелодии на поэтические песни. Испытывают чувство гордости за талант своих земляков.


Пятый раздел «В мире муз» (3 ч) знакомит:


- с историей хакасского национального театра имени А.М. Топанова и хакасского театра драмы и этнической музыки «Читиген », с творчеством людей, стоявших у истока;

- с работой кружков в школе.


Шестой раздел «Люби и знай свой край» ( 1 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися.


3 класс.

Программа третьего класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для села, края, страны и мира.

Первый раздел «История и культура» (9 ч) знакомит:

- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;

- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)

-с временной последовательностью событий.

В ходе изучения этого раздела у школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика.

Второй раздел «История создания вещей» (7 ч) знакомит:

- с понятиями «вещь», «свойства вещи».

- с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;

В ходе изучения раздела у третьеклассников воспитывается интерес к истории создания вещей, к хакасским обычаям, чувство патриотизма.

Третий раздел «Музей – машина времени» (4 ч) знакомит:

- с видами музеев;

- с профессиями работников музеев;

- со значением памятников и музеев в истории развития нашего края.

Этот раздел пополняет знания детей об истории развития музеев города, села воспитывает интерес к изучению памятников старины.

Четвертый раздел «О прошлом говорят» (4 ч) знакомит:

- с историей возникновения и развития республики Хакасия;

- с памятниками древностей ( горно – архитектурные памятники )

Этот раздел развивает у школьников интерес к истории памятников древностей.

Пятый раздел « Памятники с. Черное Озеро « (2 ч ) знакомит:

- с памятником воину – освободителю;

В ходе изучения данного раздела у учащихся воспитываются чувство патриотизма, гордости за наш народ , нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.

Шестой раздел «Природа нашего края» (6 ч) знакомит:

- с природой нашего края, а именно с флорой и фауной.

Этот раздел развивает у школьников умения работать с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.

Седьмой раздел «Люби и знай родной край» ( 2 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися за год




4 класс

Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события истории, повлиявшие на развитие края. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.


Программа включает в себя семь разделов.


Первый раздел «Что и как изучает история» (6 ч) знакомит: 

- с понятиями «история», «археология», «археологи».

- с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие».

В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени», учатся воспроизводить «Ленту времени», работать с географической и исторической картами.

Второй раздел «Путешествие в глубь времен» (8 ч) знакомит:

-с историей возникновения города Абакана;

- с информацией о возникновение нашего края

В ходе изучения этого раздела учащиеся узнают о занятиях племен, населяющих наш край, получают и анализируют информацию о возникновении нашего края.

Третий раздел «Республика Хакасия прошлое и настоящее» (6 ч) знакомит:

- с достопримечательностями родного края, с его населением и их

занятиями;

- с понятием «этикет», правилами светского этикета 19 века;

Изучая этот раздел, четвероклассники самостоятельно находят исторический материал о республике Хакасия, о его достопримечательностях и о ремеслах, выступают с подготовленными сообщениями.


Четвертый раздел «Суровые годы Великой Отечественной войны» (5 ч) знакомит:

- с датами и событиями военной истории родного края;

- подвигами земляков, защищавших родную землю.

В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию о событиях Великой Отечественной войны , готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения.


Пятый раздел «Ими гордятся» (4 ч) знакомит:


- с участниками Великой Отечественной войны;

- с почетными гражданами нашего села.

В этом разделе ученики делятся найденной информацией о героях ВО войны, о почетных гражданах нашего села, их заслугах перед народом.


Шестой раздел «Наша республика сегодня» (4 ч) знакомит:

- с образовательными учреждениями республики Хакасия;

- с отраслями промышленности республики;

- с отраслями сельского хозяйства.

Изучая этот раздел, школьники узнают, какие образовательные учреждения находятся в нашей республике, знакомятся с отраслями промышленности и сельского хозяйства республики..


Седьмой раздел «Люби и знай родной город» (2 ч) включает в себя творческую работу для детей и подборку вопросов для викторины с целью самопроверки знаний, полученных учащимися за год.



















Тематическое планирование

1 класс (33час.)

Тема

Кол-во часов










1

Моя семья.

8

2

Моя школа.

6

3

Мое родное село.

12

4

Моя малая родина.





















Рос

РРоссия.

7


Всего






33







Тематическое планирование

2 класс (34 час.)



Тема

Кол-во часов










1

Искусство и просвещение


6

2

В гостях у сказки

8

3

Литературный наш край.


9

4

Щедрая палитра талантов земли хакасской.




7

5

В мире муз

3

6

Люби и знай свой край

1


Всего






34








3 класс (34 час.)

Тема

Кол-во часов










1

История и культура

История и культура

9

2

История создания вещей


7

3

Музей-машина времени


4

4

О прошлом говорят

4

5


Памятник с. Черное Озеро




2

6

Природа нашего края

6

7

Люби и знай родной край































Рос

РРоссия.

2



Всего






34





Тематическое планирование

4 класс (34 час.)

Тема

Кол – во часов








1

Что и как изучает история

История и культура

6

2

Путешествие в глубь времен


8

3

Хакасия – древняя земля.

6

4

Суровые годы ВО войны













войны




5

5

Ими гордятся

Ими

4

6

Наш край сегодня

нашего края

4

7

Люби и знай родной край.































Рос

РРоссия.

1



Всего






34


Согласовано:

зам.директора по УВР

__________ Янгулова В.Г

«___»___________2020 г.

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Моя Хакасия» 4 класс (34 ч,)

п/п

Тема урока

Характеристика основных видов

деятельности учащихся

Дата план

Дата факт


Что и как изучает история (6 часов)

1

Как люди узнают о прошлом.

Познакомиться с понятиями «история», «археология», «археологи».


.

2

Как люди узнают о прошлом.

Работать с иллюстрациями « О чем могут рассказать предметы раскопок».



3

Лента времени.

Познакомиться с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие». Работать с римскими и арабскими цифрами. Работать с «Лентой времени».



4

Лента времени.

Работать с «Лентой времени». Воспроизводить «Ленту времени».



5

История на карте.


Отличать особенности и условные знаки географической и исторической карты.



6

История на карте.


Учиться читать историческую карту. Работать с исторической картой города Абакана.




Путешествие в глубь времен (8 часов)

7

Путешествие в каменный век.

Из исторических источников узнавать о занятиях племен, населяющих наш край.



8

Хакасский календарь.


Находить информацию о первых упоминаниях о городе Абакан. Участвовать в конкурсе рисунков и аппликаций на тему: «Наш Абакан».



9

« Медвежья кровь» или «путь к племени аба»

Находить информацию о происхождении названии города.




10

На чем стоит город.

Получать и анализировать информацию о геологической местности.



11

Находки на малой Сые

Находить информацию о находках на Малой Сые.



12

Древние памятники искусства Хакасии.

Искать информацию и рассказывать о

древних памятниках искусства Хакасии.



13

Степная богиня

Хуртуях.

Собирать информацию и рассказывать о каменном изваянии « Улуг Хуртуях»









Республика Хакасия прошлое и настоящее (6 часов)

14

Первый в списке.

Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, о жителях города и их занятиях.



15

Прогулка по старинному городу.

Составлять рассказ на тему: «Я и моя семья живут в солнечной Хакасии»



16

Традиции и обычаи хакасского

народа.

Узнавать о традициях и обычаях хакасского народа.



17

Республиканский краеведческий

музей.

Собирать информацию и рассказывать

о республиканском краеведческом музее.



18

Трасса мужества.


Собирать информацию и рассказывать о строительстве дороги Абакан – Тайшет.



19

Город помнит, гордится и чтит.

Выступать с подготовленными сообщениями о земляках, оставивших глубокий след в жизни города.




Суровые годы Великой

отечественной войны (5 часов)

20

«Военное лихолетье».

Узнавать о датах и событиях военной истории родного города.



21

«Край родной, войною опаленный».

Выполнять практическую работу. Составлять текст письма участнику Великой Отечественной войны.



22

«Их подвиг бессмертен»


Собирать информацию и составлять рассказ о наших защитниках .



23

«Их подвиг бессмертен».

Получать информацию о событиях ВОВ, ее участниках. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные мнения.



24

«Никто не забыт, ничто не забыто!». Экскурсия к памятнику воину

освободителю

Составлять сочинение на тему: «Война в истории моей семьи». Совершать экскурсию к памятнику воину.




Ими гордятся (4 часа)

25

Наши земляки– герои Великой Отечественной войны.

Рассказывать о сельчанах -героях Великой Отечественной войны.



26

Наши земляки– герои Великой Отечественной войны.



27

Почетные граждане села Черное Озеро.

Находить информацию о почетных гражданах родного города, о сельчанах -героях Великой Отечественной войны.



28

Встреча

с ветераном ВОВ Янгуловым И.М.









Наша республика сегодня(4 часа)



29

Образовательные учреждения города Абакана.

Узнавать, какие образовательные учреждения есть в нашем городе.



30

Промышленность города Абакана.

Познакомиться с отраслями промышленности города.



31

Кто нас кормит?


Узнавать, какие отрасли сельского хозяйства находятся в нашем районе.



32

«Цвети, город!».

Испытывать чувство гордости за наш город, вносить свой вклад в процветание малой родины.





Люби и знай родной город (2 часа)



33

Викторина «История нашего города»

Проверять и оценивать свои знания, полученные за год.



34

Конкурс рисунков на асфальте «Мой любимый город».

Участвовать в конкурсе рисунков на асфальте. Презентовать работы.

























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!