Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Озерная средняя школа № 9
Утверждаю:
И.о. директора МБОУ Озерная СШ №9
___________Шушаначева Е.Ф..
Приказ № _____ от _________2018.
Рабочая программа
по курсу внеурочной деятельности
«Моя Хакасия»
1-4 классы
(начальное общее образование)
Составитель: Шушеначева Н.Т.,
учитель начальных классов.
с. Чёрное Озеро,
2017 г.
Планируемые результаты освоения программы
по внеурочной деятельности:
Данная программа предоставляет возможность достигать планируемых результатов внеурочной деятельности разного уровня.
Результаты первого уровня (приобретение школьниками социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) – 1 класс.
Программа 1 класса направлена на формирование обществоведческих (социальных) представлений младших школьников. Особое внимание уделяется миру семьи. Дети осознают ценности семьи, особенности взаимоотношений в семье между родственниками, учатся понимать важность семейных традиций и праздников. В лексикон учащихся вводятся слова поколение, потомки, предки. Особое внимание уделяется составу семейного коллектива. Дети знакомятся с окружающим их социальным миром и с жизнью людей, встречаются с очевидцами исторических событий, представителями музеев, библиотек и других предприятий. Также школьники приобретают знания о принятых в обществе нормах отношения к природе, о памятниках истории и культуры, о традициях памяти событий Великой Отечественной войны; о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе.
Результаты второго уровня (получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества) - 2, 3 класс. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом осуществляется благодаря активизации межличностных отношений друг с другом. Они узнают о достопримечательностях родного края, постигают этику поведения в музее, архиве, читальном зале, расширяют представление о себе как о жителе города (села). В различных ситуациях у детей появляется возможность проявить себя с лучшей стороны, сохранив веру в себя и уважение к другим членам коллектива.
Результаты третьего уровня (приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия) – 4-й класс. Школьники имеют реальную возможность выхода в пространство общественного действия. К этому времени у детей сформирована мотивация к изменению себя и приобретение необходимых внутренних качеств. Учащиеся приобретают опыт исследовательской и проектной деятельности, готовят публичные выступления по проблемным вопросам, участвуют в исследовательских конференциях, осуществляют благотворительную деятельность. Важным становится развитие ценностных отношений к малой Родине, истории и культуре, населяющим её народам, героическим страницам её прошлого.
Достижение результатов всех трех уровней увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:
• формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности (приобретение опыта гражданских отношений и поведения в дружественной среде (в классе) и в открытой общественной среде);
• формирования у детей социокультурной (этнической, культурной, гендерной и др.) идентичности:
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
При достижении личностных результатов у школьника будут сформированы:
• внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, семье, обществу, ориентации на содержательные моменты школьной и социальной действительности;
• познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха во внеурочной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
• основы гражданской идентичности личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
• эмпатия как понимание чувств людей и сопереживание им;
• основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам поведения в природе;
• чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
При достижении метапредметных результатов у школьника будут сформированы следующие УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные):
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
• учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
• адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
• различать способ и результат действия.
Выпускник получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации;
• оценивать правильность выполнения заданий и вносить необходимые коррективы в его выполнение.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием дополнительной литературы, СМИ, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), сведениями Интернета;
• осуществлять запись выборочной информации о себе и окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ;
• выражать речь в устной и письменной форме;
• проводить анализ, сравнение и классификацию тем или явлений, устанавливать причинно-следственные связи;
Обучающийся получит возможность научиться:
• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью ИКТ;
• осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
• осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
• строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
• адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
• допускать возможность существования у людей различных точек зрения и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии с ними;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы, необходимые для совместной работы с партнёрами;
• адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
• учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей;
• учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
• понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
• аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
• содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
• точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий;
• осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Содержание программы
1 класс
Программа первого года обучения направлена на формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, селу, в котором живет младший школьник. На данном этапе происходит накопление детьми социального опыта жизни в своей республике, районе, селе, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры.
Республика Хакасия имеет богатую историю и культуру, и необходимо, чтобы воспитанники увидели красоту родного края, преобразования, проходящие в нем каждый год, гордились своей малой родиной. Важнейшая задача: познакомить детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности села) и людьми, живущими в нашем селе.
Первый раздел «Моя семья» (8 ч) знакомит:
-с понятиями «семья», «родословная», «краеведение», «родина», «отчизна», «поколение», «потомки», «предки».
В ходе изучения этого раздела учащиеся учатся составлять рассказы о своей семье, о своем доме, используя семейные фотографии, осуществлять поиск информации с помощью взрослых об обрядах и обычаях, связанных со строительством дома и новосельем, об обрядах с домашними животными, фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков.
Второй раздел «Моя школа» (6 ч) знакомит:
- с внутренним строением школы (количество кабинетов, их назначение, местонахождение спортивного зала, библиотеки, компьютерных классов, актового зала и др. помещений);
- с историей образования школы, реконструкцией здания, руководством школы, ее учителями;
- с объектами, расположенными вокруг школы.
В ходе изучения этого раздела дети учатся рассказывать о себе: кто я, чем люблю заниматься, чем особенно интересуюсь. Под руководством родителей и учителя приучаются к режиму дня школьника, осознают значение соблюдения режима дня для здоровья , целесоообразной организации жизни.
Третий раздел «Мое родное село» (12 ч) знакомит:
- с историей образования нашего села;
-с достопримечательностями родного села;
- с населением и почетными людьми села;
- с историей развития и названия улиц.
Этот раздел развивает и воспитывает чувство гордости за нашу малую родину, умение фиксировать краеведческую информацию с помощью рисунков. Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Четвертый раздел – « Моя малая родина» (8 ч) знакомит:
- с государственной символикой республики Хакасия;
- с обычаями и традициями хакасского народа;
- с самым знаменитым городом Хакасии – Абакан;
- с национальными костюмами народов Хакасии;
- с народными и религиозными праздниками;
- с другими государствами, языками, способами общения и взаимодействиями людей.
Этот раздел развивает у школьников умение задавать вопросы, умение работать по предложенному плану, умение в рамках совместной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу на занятии, в жизни, побуждает осознавать себя гражданином Отечества, уметь ценить в других людях положительные качества и посту
2 класс
Основное направление краеведения во 2 классе – литературное. Это знакомство с творчеством выдающихся людей нашей республики – поэтов, писателей, художников. Задача курса – воспитывать нравственные качества личности: чувство уважения к людям и истории родного края, чувство гордости за наш народ и старшее поколение.
Программа включает в себя шесть разделов.
Первый раздел «Искусство и просвещение» (6 ч) знакомит:
- с историей распространения грамотности в Хакасии ;
- с экспонатами сельского и Ширинского краеведческого музеев.
-с произведениями искусства В,П, Бутанаева, Г.А. Серебрякова , А. А. Топоева.
В программу данного раздела включены экскурсии в сельский музей и Ширинский краеведческий музей.
Второй раздел «В гостях у сказки» (8 ч) знакомит:
- с понятиями «фольклор», «жанр»;
- с жанрами и видами хакасского народного творчества;
- с исполнителями –хайджи -нымахчи;
- с понятиями «сказители», «хранители и собиратели» сказок.
В этом разделе дети получают информацию о жизни и творческой биографии сказителя Ширинского района Кадышева С. П. через просмотр видеофильма, участвуют в конкурсе рисунков «Моя любимая сказка», читают и анализируют хакасские народные сказки .
Третий раздел «Литературный наш край » (10 ч) знакомит:
- с фактами биографии писателей и поэтов, живших в Хакасии;
- с биографией первого хакасского ученого Н.Ф.Катановым ;
- с жизнью и творчеством хакасского писателя Доможакова Н. Г. и его произведениями;
Четвертый раздел «Щедрая палитра талантов земли хакасской» (7 ч) знакомит:
- с народными традициями родного края.
с фитоцентром « Прасковья» ;
Учащиеся делятся впечатлениями, разыгрывают народные песни, участвуют в коллективных играх, драмматизациях, сочиняют мелодии на поэтические песни. Испытывают чувство гордости за талант своих земляков.
Пятый раздел «В мире муз» (3 ч) знакомит:
- с историей хакасского национального театра имени А.М. Топанова и хакасского театра драмы и этнической музыки «Читиген », с творчеством людей, стоявших у истока;
- с работой кружков в школе.
Шестой раздел «Люби и знай свой край» ( 1 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися.
3 класс.
Программа третьего класса представляет собой курс «Памятники старины». Она раскрывает перед ребенком мир родной истории и культуры. Темы, включенные в курс, учитывают особенности восприятия и мышления младших школьников и знакомят их с базовыми понятиями, необходимыми для усвоения программы, такими, как культурное наследие, культура, время, исторические источники. В курсе рассказывается об истории архитектуры и ее стилях, о значении архитектуры для села, края, страны и мира.
Первый раздел «История и культура» (9 ч) знакомит:
- с понятиями «культура», «культурное наследие», «время», «дата», «год», «век»;
- с классификацией источников по группам (картина, фото, вещи, рассказ, обычай, ритуал и др.)
-с временной последовательностью событий.
В ходе изучения этого раздела у школьников воспитывается чувство прекрасного, развивается их творческое мышление, художественные способности, прививаются эстетические вкусы, идеалы, формируется понимание значимости искусства в жизни каждого ученика.
Второй раздел «История создания вещей» (7 ч) знакомит:
- с понятиями «вещь», «свойства вещи».
- с информацией о старинных предметах и их значением в современной жизни;
В ходе изучения раздела у третьеклассников воспитывается интерес к истории создания вещей, к хакасским обычаям, чувство патриотизма.
Третий раздел «Музей – машина времени» (4 ч) знакомит:
- с видами музеев;
- с профессиями работников музеев;
- со значением памятников и музеев в истории развития нашего края.
Этот раздел пополняет знания детей об истории развития музеев города, села воспитывает интерес к изучению памятников старины.
Четвертый раздел «О прошлом говорят» (4 ч) знакомит:
- с историей возникновения и развития республики Хакасия;
- с памятниками древностей ( горно – архитектурные памятники )
Этот раздел развивает у школьников интерес к истории памятников древностей.
Пятый раздел « Памятники с. Черное Озеро « (2 ч ) знакомит:
- с памятником воину – освободителю;
В ходе изучения данного раздела у учащихся воспитываются чувство патриотизма, гордости за наш народ , нравственные качества личности, чувство уважения к людям и истории родного края.
Шестой раздел «Природа нашего края» (6 ч) знакомит:
- с природой нашего края, а именно с флорой и фауной.
Этот раздел развивает у школьников умения работать с текстом разных жанров, извлекать интересную для себя информацию из различных источников. Воспитывает бережное отношение к природе.
Седьмой раздел «Люби и знай родной край» ( 2 ч) включает в себя творческую работу и подборку тестовых заданий для самопроверки знаний, полученных учащимися за год
4 класс
Программа четвертого класса имеет историческое направление и нацелена на расширение знаний ребенка об истории малой родины. В курсе «История родного края» рассматриваются основные события истории, повлиявшие на развитие края. Практическая часть занятий отводится работе с «лентой времени» (отработка первичных хронологических знаний), исторической картой, что позволяет сформировать исторические представления к началу систематического изучения истории в основной школе.
Программа включает в себя семь разделов.
Первый раздел «Что и как изучает история» (6 ч) знакомит:
- с понятиями «история», «археология», «археологи».
- с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие».
В ходе изучения этого раздела, дети работают с «Лентой времени», учатся воспроизводить «Ленту времени», работать с географической и исторической картами.
Второй раздел «Путешествие в глубь времен» (8 ч) знакомит:
-с историей возникновения города Абакана;
- с информацией о возникновение нашего края
В ходе изучения этого раздела учащиеся узнают о занятиях племен, населяющих наш край, получают и анализируют информацию о возникновении нашего края.
Третий раздел «Республика Хакасия прошлое и настоящее» (6 ч) знакомит:
- с достопримечательностями родного края, с его населением и их
занятиями;
- с понятием «этикет», правилами светского этикета 19 века;
Изучая этот раздел, четвероклассники самостоятельно находят исторический материал о республике Хакасия, о его достопримечательностях и о ремеслах, выступают с подготовленными сообщениями.
Четвертый раздел «Суровые годы Великой Отечественной войны» (5 ч) знакомит:
- с датами и событиями военной истории родного края;
- подвигами земляков, защищавших родную землю.
В ходе изучения этого раздела учащиеся собирают информацию о событиях Великой Отечественной войны , готовят сообщения, участвуют в обсуждениях, высказывают свои собственные мнения.
Пятый раздел «Ими гордятся» (4 ч) знакомит:
- с участниками Великой Отечественной войны;
- с почетными гражданами нашего села.
В этом разделе ученики делятся найденной информацией о героях ВО войны, о почетных гражданах нашего села, их заслугах перед народом.
Шестой раздел «Наша республика сегодня» (4 ч) знакомит:
- с образовательными учреждениями республики Хакасия;
- с отраслями промышленности республики;
- с отраслями сельского хозяйства.
Изучая этот раздел, школьники узнают, какие образовательные учреждения находятся в нашей республике, знакомятся с отраслями промышленности и сельского хозяйства республики..
Седьмой раздел «Люби и знай родной город» (2 ч) включает в себя творческую работу для детей и подборку вопросов для викторины с целью самопроверки знаний, полученных учащимися за год.
Тематическое планирование
1 класс (33час.)
№ | Тема | Кол-во часов |
| |
1 | Моя семья. | 8 |
2 | Моя школа. | 6 |
3 | Мое родное село. | 12 |
4 | Моя малая родина. Рос РРоссия. | 7 |
| Всего | 33 |
Тематическое планирование
2 класс (34 час.)
№ | Тема | Кол-во часов |
| |
1 | Искусство и просвещение | 6 |
2 | В гостях у сказки | 8 |
3 | Литературный наш край. | 9 |
4 | Щедрая палитра талантов земли хакасской. | 7 |
5 | В мире муз | 3 |
6 | Люби и знай свой край | 1 |
| Всего | 34 |
3 класс (34 час.)
№ | Тема | Кол-во часов |
| |
1 | История и культура История и культура | 9 |
2 | История создания вещей | 7 |
3 | Музей-машина времени | 4 |
4 | О прошлом говорят | 4 |
5 | Памятник с. Черное Озеро | 2 |
6 | Природа нашего края | 6 |
7 | Люби и знай родной край Рос РРоссия. | 2 |
| Всего | 34 |
Тематическое планирование
4 класс (34 час.)
№ | Тема | Кол – во часов |
| |
1 | Что и как изучает история История и культура | 6 |
2 | Путешествие в глубь времен | 8 |
3 | Хакасия – древняя земля. | 6 |
4 | Суровые годы ВО войны войны | 5 |
5 | Ими гордятся Ими | 4 |
6 | Наш край сегодня нашего края | 4 |
7 | Люби и знай родной край. Рос РРоссия. | 1 |
| Всего | 34 |
Согласовано:
зам.директора по УВР
__________ Янгулова В.Г
«___»___________2020 г.
Календарно-тематическое планирование
по курсу «Моя Хакасия» 4 класс (34 ч,)
№ п/п | Тема урока | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата план | Дата факт |
| Что и как изучает история (6 часов) |
1 | Как люди узнают о прошлом. | Познакомиться с понятиями «история», «археология», «археологи». | | . |
2 | Как люди узнают о прошлом. | Работать с иллюстрациями « О чем могут рассказать предметы раскопок». | | |
3 | Лента времени. | Познакомиться с понятиями «дата», «год», «век», «тысячелетие». Работать с римскими и арабскими цифрами. Работать с «Лентой времени». | | |
4 | Лента времени. | Работать с «Лентой времени». Воспроизводить «Ленту времени». | | |
5 | История на карте. | Отличать особенности и условные знаки географической и исторической карты. | | |
6 | История на карте. | Учиться читать историческую карту. Работать с исторической картой города Абакана. | | |
| Путешествие в глубь времен (8 часов) |
7 | Путешествие в каменный век. | Из исторических источников узнавать о занятиях племен, населяющих наш край. | | |
8 | Хакасский календарь. | Находить информацию о первых упоминаниях о городе Абакан. Участвовать в конкурсе рисунков и аппликаций на тему: «Наш Абакан». | | |
9 | « Медвежья кровь» или «путь к племени аба» | Находить информацию о происхождении названии города. | | |
10 | На чем стоит город. | Получать и анализировать информацию о геологической местности. | | |
11 | Находки на малой Сые | Находить информацию о находках на Малой Сые. | | |
12 | Древние памятники искусства Хакасии. | Искать информацию и рассказывать о древних памятниках искусства Хакасии. | | |
13 | Степная богиня Хуртуях. | Собирать информацию и рассказывать о каменном изваянии « Улуг Хуртуях» | | |
| Республика Хакасия прошлое и настоящее (6 часов) |
14 | Первый в списке. | Рассказывать о своем городе, о достопримечательностях, о жителях города и их занятиях. | | |
15 | Прогулка по старинному городу. | Составлять рассказ на тему: «Я и моя семья живут в солнечной Хакасии» | | |
16 | Традиции и обычаи хакасского народа. | Узнавать о традициях и обычаях хакасского народа. | | |
17 | Республиканский краеведческий музей. | Собирать информацию и рассказывать о республиканском краеведческом музее. | | |
18 | Трасса мужества. | Собирать информацию и рассказывать о строительстве дороги Абакан – Тайшет. | | |
19 | Город помнит, гордится и чтит. | Выступать с подготовленными сообщениями о земляках, оставивших глубокий след в жизни города. | | |
| Суровые годы Великой отечественной войны (5 часов) |
20 | «Военное лихолетье». | Узнавать о датах и событиях военной истории родного города. | | |
21 | «Край родной, войною опаленный». | Выполнять практическую работу. Составлять текст письма участнику Великой Отечественной войны. | | |
22 | «Их подвиг бессмертен» | Собирать информацию и составлять рассказ о наших защитниках . | | |
23 | «Их подвиг бессмертен». | Получать информацию о событиях ВОВ, ее участниках. Участвовать в обсуждении. Высказывать свои собственные мнения. | | |
24 | «Никто не забыт, ничто не забыто!». Экскурсия к памятнику воину освободителю | Составлять сочинение на тему: «Война в истории моей семьи». Совершать экскурсию к памятнику воину. | | |
| Ими гордятся (4 часа) |
25 | Наши земляки– герои Великой Отечественной войны. | Рассказывать о сельчанах -героях Великой Отечественной войны. | | |
26 | Наши земляки– герои Великой Отечественной войны. | | |
27 | Почетные граждане села Черное Озеро. | Находить информацию о почетных гражданах родного города, о сельчанах -героях Великой Отечественной войны. | | |
28 | Встреча с ветераном ВОВ Янгуловым И.М. | | |
| | Наша республика сегодня(4 часа) | | |
29 | Образовательные учреждения города Абакана. | Узнавать, какие образовательные учреждения есть в нашем городе. | | |
30 | Промышленность города Абакана. | Познакомиться с отраслями промышленности города. | | |
31 | Кто нас кормит? | Узнавать, какие отрасли сельского хозяйства находятся в нашем районе. | | |
32 | «Цвети, город!». | Испытывать чувство гордости за наш город, вносить свой вклад в процветание малой родины. | | |
| | Люби и знай родной город (2 часа) | | |
33 | Викторина «История нашего города» | Проверять и оценивать свои знания, полученные за год. | | |
34 | Конкурс рисунков на асфальте «Мой любимый город». | Участвовать в конкурсе рисунков на асфальте. Презентовать работы. | | |