Рабочая программа внеурочной деятельности
«Моя Хакасия»
направление: общекультурное
класс: 1-4
на 20__-20__ учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 года№273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Концепция развития дополнительно образования детей от 04 сентября 2014года №1726-р
СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 04 июля 2014 года№41
Письмо Минобрнауки РФ от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».
Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 №09-3242 «О направлении рекомендаций».
Устав МБОУ
Учебный план МБОУ на учебный год.
Положение об организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ, утвержденным приказом директора от 16.02.2016 № 16
Национально-региональный компонент содержания начального общего образования закрепляет речевое, эстетическое развитие младшего школьника, продолжает его экологическое образование:
-нацелен на воспитание культуры общения;
-деятельностно-игровое приобщение к этническим традициям и культуре.
На изучение в 1-4 классах отведено 34 часа в год (1 час в неделю).
Реализация программы осуществляется за счёт внеурочной деятельности.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Она соответствует новым образовательным стандартам и отвечает образовательным потребностям родительской общественности и детей сельской школы.
Общая характеристика курса
Общеизвестно, что именно в начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению своего родного края; создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно–нравственных ценностной и практической ориентации обучающегося.
Ученик на доступном лично для него уровне осознаёт важность и ценность окружающего его микромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно взаимодействовать с микромиром. Жизнь родного края в древности, предыдущие столетия, несомненно, вызывает интерес у детей.
Направленность программы предназначена для развития личностных, коммуникативных, познавательных универсальных учебных действий.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми: личностно-ориентированные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка.
В курсе используются различные методы и формы. Учащиеся ведут наблюдения за природой, выполняют практические работы, создают проекты. Проводятся игры, конкурсы, беседы, викторины, КВН-ы. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, вырезанием, вышиванием, конструированием, лепкой, просмотром видеофрагментов. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, на территории школы, в библиотеке, в музее. Программа «Моя Хакасия» реализует краеведческое направление во внеурочной деятельности в начальной школе.
Ценностные ориентиры содержания занятий.
Содержание программы «Моя Хакасия» направлено на: формирование представлений о специфике своего родного края как среды обитания; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии; изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды
Программа начальной школы имеет цель: знакомство с родным краем, с народными традициями и обычаями хакасского народа, с основами декоративно-прикладного искусства, с растениями и животными Хакасии.
Программа призвана решать следующие образовательные задачи:
способствовать формированию представлений о специфике своего родного края как среды обитания; о важной роли народа в создании, развитии и сохранении родного края и культурного наследия Хакасии;
знакомство учащихся с традициями хакасской культуры, с историей развития хакасской народной одежды и жилищного быта;
приобщать учащихся к декоративно-прикладному искусству;
воспитывать чувство уважения к традиционной культуре, эстетический вкус, любовь к родному краю и формировать этническое самосознание учащихся;
расширять коммуникативные способности детей.
Планируемые результаты
В результате освоения программы курса «Хакасия – край мой» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению родного края;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру;
воспитание ответственного отношения к природе, культурному наследию Хакасии, осознание необходимости сохранения родного края;
формирование мотивации дальнейшего изучения хакасской культуры, истории хакасской народной одежды и жилищного быта.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста; формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.
Предметные результаты:
ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
трудовая сфера – владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства;
сфера физической культуры – знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояний от факторов окружающей среды.
Предполагаемый результат:
В процессе реализации программы учащиеся 1-4 классы будут знать свой родной край как среду обитания, традиции хакасской культуры: приём гостей, почитание старших, основы культуры общения, историю хакасской национальной одежды, животных и растении Хакасии.
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе:
Познакомятся со своим родным краем (животные, растения)
Познакомятся с традициями хакасской культуры: приём гостей, почитание старших, основы культуры общения; историю жилищного быта, хакасской национальной одежды.
Научатся выполнять основные швы хакасской национальной вышивки (тамбурный шов), делать эскизы хакасского узора для вышивания браслета, рукавицы, вышивать из бисера.
Научатся вести наблюдения в природе под руководством учителя.
Улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Для обучающихся возможно достижение результатов– приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни. Элементарные социальные знания обучающийся получает уже тогда, когда расширяет представление о себе как о жителе того или иного края, постигает этику поведения в музее, правила поведения в лесу, в горах, на реке.
Календарно - тематическое планирование 1 и 2 класс
№ п/п | Тема занятия | Дата | Примечание |
План | Факт |
1 | В гости к осени. | | | |
2 | Территория, границы, географическое положение Хакасии. | | | |
3 | Богатства нашей земли. | | | |
4 | Климат нашего края. | | | |
5 | Времена года. Сезонные изменения в природе. | | | |
6 | Времена года. Сезонные изменения в природе. Осень. | | | |
7 | Водоёмы нашего края: реки, озера водохранилища. | | | |
8 | Заповедные места Хакасии. | | | |
9 | Заповедные места. Охрана животных и растений. | | | |
10 | Заочная экскурсия в заповедник «Хакасский» | | | |
11 | Растения нашего края. Лекарственные растения. | | | |
12 | Лекарственные растения, их виды, правила сбора. | | | |
13 | Леса нашего края. | | | |
14 | Парк села Ташеба. | | | |
15 | Берёзка – символ родины моей. | | | |
16 | В гости к зиме. | | | |
17 | Акция «Кормушка» | | | |
18 | Птицы зимой. | | | |
19 | Редкие птицы. | | | |
20 | Животные нашего края. | | | |
21 | Редкие животные нашего края. | | | |
22 | Сельское хозяйство нашего края. Чем занимаются люди на селе. | | | |
23 | Что растет на полях республики. Значение сельского хозяйства. | | | |
24 | «Писатели о природе Хакасии» | | | |
25 | «Художники о природе Хакасии» | | | |
26 | Особое царство – грибы. Осторожно – ядовито! Когда яд полезен. | | | |
27 | В гости к весне. | | | |
28 | Как природа залечивает раны. | | | |
29 | Экология Хакасии. | | | |
30 | Будь природе другом. | | | |
31 | Красная книга Хакасии. | | | |
32 | “Край, в котором я живу”. | | | |
33-34 | Экологическая тропа. В лес за здоровьем! Правила поведения в лесу. | | | |
Календарно-тематическое планирование 3 и 4 класс.
№ | Тема занятия | Дата | Примечание |
план | факт | |
1 | Хакасия – земля, где я живу. | | | |
2 | Древние поселения Хакасии. | | | |
3 | История родного края. | | | |
4 | Народы, живущие в Республике Хакасия. | | | |
5 | Многонациональность Хакасии. | | | |
6 | Абакан – столица Хакасии. | | | |
7 | География родного края. | | | |
8 | Города Хакасии. | | | |
9 | Вот моё село родное. | | | |
10 | Я иду по родной земле. | | | |
11 | Природные зоны республики. | | | |
12 | Тайга и её обитатели. | | | |
13 | Степи Хакасии. | | | |
14 | Горы. | | | |
15 | Красота родной земли. | | | |
16 | Заповедные места. | | | |
17 | Заказники. | | | |
18 | Реки Хакасии. | | | |
19 | Озёра Хакасии. | | | |
20 | Красная книга Хакасии. Растения. | | | |
21 | Красная книга Хакасии. Животные. | | | |
22 | Полезные ископаемые республики. | | | |
23 | Курганы. | | | |
24 | Достопримечательности родного края. | | | |
25 | Музеи республики. | | | |
26 | История родного края, исторические пространства Хакасии. | | | |
27 | Хакасские народные игры. | | | |
28 | Художники Хакасии. | | | |
29 | Знакомство с национальным орнаментом, создание национальных узоров. | | | |
30 | Хакасские сказки. | | | |
31 | Загадки, пословицы, поговорки хакасского народа. | | | |
32 | Поэты и писатели Хакасии. | | | |
33-34 | Экскурсия. Здравствуй лето. | | | |
Список литературы:
1. Антошин К.В. У истоков жизни. О современной литературе Хакасии, Тувы, Горного Алтая. Красноярск.
2. Бутанаев В.Я. Традиционная культура и быт хакасов. Абакан.
3. Бутанаев В.Я., Верник А.А. Детские игры и спортивные состязания народов Хакасии. Абакан.
4. Рассказы по истории Хакасии, Пантелеев А.Ф., Пантелеева Н.Н., Абакан.
5. Кызласов А.С. Писатели и художники Хакасии. Абакан.