Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 19
адрес: территория: телефон:
ул.Текстилей, д.17 г.Ногинск Московской области 8(496)515-13-44, 8(496)515-13-42
«Рассмотрено» на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол №__ __.__.2020г. | «Согласовано» Зам. директора по УВР ______________ Старова Е.В. _______2020 г. | «Утверждено» Директор МБОУ оош № 19 ____________ О.Н.Тиунова Приказ от__.___.2020 г. № ___ М.П. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности " Умники и умницы"
(по предмету, элективному курсу, внеурочной деятельности и др.)
уровень программы: базовый
(базовый, профильный или расширенное изучение предмета)
Учебный год: 2020- 2021
Класс: 3В
Составитель Уласевич Тамара Анатольевна, учитель начальных классов.
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе
Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Примерные программы внеурочной деятельности Начальное и основное образование В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010 и программы курса «Юным умникам и умницам» автора О.А. Холодовой Москва РОСТ, 2019 год.)
Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с образовательным планом.
В соответствии с учебным планом и планом – графиком МБОУ оош №19, на изучение кружка « Умники и умницы» отведено 68 часов в год, 2 часа в неделю. Рабочая программа предполагает использование тетрадей на печатной основе 2 части автора Холодовой О. А. издательство: « РОСТ» 2019 год.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
-развивать мышление в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
-развивать психические познавательные процессы: различные виды памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
развивать языковую культуру и формировать речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
-формировать навыки творческого мышления и развивать умения решать нестандартные задачи;
развивать познавательную активность и самостоятельную мыслительную деятельность учащихся;
-формировать и развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
-формировать навыки применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Программа курса рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
Задания построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим, различные темы и формы подачи материала активно чередуются в течение урока. Это позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомляемой.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 6-10 лет, часть - составлена автором пособия.
В процессе выполнения каждого задания происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них.
Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания;
задания на развитие памяти;
задания на совершенствование воображения;
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера:
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Метапредметные и предметные результаты освоения курса.
Метапредметными результатами изучения курса в 3 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
- Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
- Ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей.
- Стремление преодолевать возникающие затруднения.
- Готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке.
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса в 3 классе являются формирование следующих умений:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
Оценивание, использование и формы фиксирования результатов.
При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 3-м классе не предусматривается система балльного (отметочного) оценивания.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О, Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
- рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся;
- самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания-незнания».
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Критерии оценки результатов тестов.
80 – 100% - высокий уровень освоения программы;
60-80% - уровень выше среднего;
50-60% - средний уровень;
30-50% - уровень ниже среднего;
меньше 30% - низкий уровень.
Формы обучения
Беседы
Тестирование
Настольные, подвижные игры
Мультимедийные презентации
Игровые программы.
1.Тренировка психических процессов:
-развитие концентрации внимания;
-тренировка слуховой и зрительной памяти;
-совершенствование воображения;
-развитие быстроты реакции, мышления;
2. Задания геометрического характера:
-составление и моделирование предметов;
-построение фигур из счетных палочек;
-уникурсальные кривые;
-построение фигур из конструктора «Вьетнамская игра» , «Монгольская игра», «Танграм»;
-разрезание фигур.
3. Нестандартные задания алгебраического характера:
-задачи на переливание;
-задачи на взвешивание;
-математический фокус;
-математические ребусы;
-арифметические лабиринты с воротами;
-магические квадраты.
4. Нестандартные задания логического характера:
-логические задачи на причинно-следственные цепочки;
-задачи с опорой на жизненные ситуации;
-анаграмма;
-комбинаторные задачи;
-задачи с альтернативным условием.
5.Игры А. З. Зака.
-игры, способствующие развитию способности действовать в уме.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
« Умники и умницы».
(68 часов)
№ п/п | Содержание программы Тема урока | Кол-во часов | Дата план | Дата факт |
I четверть (16 часов) | | |
1. 2. | Выявление уровня развития познавательных способностей. | 2 | | |
3. 4. | Развитие концентрации внимания. | 2 | | |
5. 6. | Тренировка внимания. Совершенствование мыслительных операций. | 2 | | |
7. 8. | Тренировка слуховой памяти. | 2 | | |
9. 10. | Тренировка зрительной памяти. | 2 | | |
11. 12. | Обучение поиску закономерностей. | 2 | | |
13. 14. | Совершенствование воображения. Ребусы. | 2 | | |
15. 16. | Развитие быстроты реакции. | 2 | | |
2 четверть (14 часов) | | | |
17. 18. | Развитие концентрации внимания. | 2 | | |
19. 20. | Тренировка внимания. | 2 | | |
21. 22. | Тренировка слуховой памяти. | 2 | | |
23. 24. | Тренировка зрительной памяти. | 2 | | |
25. 26. | Развитие логического мышления. | 2 | | |
27. 28. | Совершенствование воображения. Ребусы. | 2 | | |
29. 30. | Развитие быстроты реакции. | 2 | | |
3 четверть ( 20 часов) | | |
31. 32. | Развитие концентрации внимания. | 2 | | |
33. 34. | Тренировка внимания. | 2 | | |
35. 36. | Тренировка слуховой памяти. | 2 | | |
37. 38. | Тренировка зрительной памяти. | 2 | | |
39. 40. | Обучение поиску закономерностей | 2 | | |
41. 42. | Совершенствование воображения. Ребусы. | 2 | | |
43. 44. | Развитие быстроты реакций. | 2 | | |
45. 46. | Развитие концентрации внимания. | 2 | | |
47. 48. | Тренировка внимания. | 2 | | |
49. 50. | Тренировка слуховой памяти. | 2 | | |
4 четверть (18 часов) |
51. 52. | Тренировка зрительной памяти. | 2 | | |
53. 54. | Обучение поиску закономерностей | 2 | | |
55. 56. | Совершенствование воображения. Логические задачи. | 2 | | |
57. 58. | Развитие быстроты реакции. | 2 | | |
59. 60. | Развитие концентрации внимания | 2 | | |
61. 62. | Тренировка внимания. | 2 | | |
63. 64. | Тренировка слуховой памяти. | 2 | | |
65. 66. | Совершенствование воображения | 2 | | |
67. 68. | Конкурс эрудитов | 2 | | |