Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №4” г.Реутов Московской области
Рассмотрено на заседании ШМО Согласовано Утверждаю
учителей социально-гуманитарного Зам. директора по УВР Директор МБОУ
цикла ________Л.В.Белова «МБОУ СОШ №4»
Протокол №1 «30» августа 2020 г. ________Н.А.Щапова
от 30.08.2020 г. Приказ № 48 от30.08.2020
Руководитель ШМО
________ В.В.Бабенко
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
кружка «Говорим и пишем правильно»
для 7 класса
Срок реализации – 2020-2021 учебный год
Составила: Малашенко Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
Данная программа актуальна, так как изучению русского языка уделяется большое внимание в РФ. Следовательно, необходимо через внеклассные дополнительные занятия прививать любовь к языку, совершенствуя орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся. Ребята учатся составлять проекты, работать в команде, этим данный курс отличается от других.
Рабочая программа по внеурочной деятельности составлена в соответствии со следующими законодательными и нормативно-правовыми документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (с изменениями).
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.08.2017 № 09-1672 «О направлении методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».
Концепция преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
Программа курса по выбору «Говорим и пишем правильно» составлена на основе стандартов основного общего образования и нормативных документов о предпрофильной подготовке в школьном образовательном процессе, рассчитана на учащихся 7-8 классов.
Программа курса «Говорим и пишем правильно» актуальна для учащихся, так как формирование орфографической зоркости, пунктуационной грамотности, навыков конструирования текста, практическое использование лингвистических знаний и умений важно для повышения уровня грамотности учащихся, для последующей подготовки к экзаменам и для дальнейшей деятельности, успех которой невозможен без хорошего знания русского языка.
С учетом современных требований к умениям и навыкам усилена практическая направленность. Осмысленному, целенаправленному применению знаний способствует прием графического объяснения написанного, то есть графическое выражение хода размышлений учащихся. Использование таких форм работы, как тестирования, перфокарты, различные виды диктантов, творческого списывания, выборочного списывания. Расширять словарный запас учащихся – тоже задача курса.
Формы проведения занятий: Лекция, практикумы, работа со словарями, библиотечный час, деловая игра, тестирование.
Приемы, формы и методы работы определяются задачами курса и его содержанием. Так как прочные умения и навыки закладываются при лингвистическом моделировании по орфографическому и пунктуационному правилу, оптимальном сочетании индивидуальной, групповой и коллективной деятельности учащихся при освоении правописания и овладении культурой речи, то возрастает роль взаимо- и самообучения школьников. Этому способствуют такие активные формы работы, как практикумы, семинары, зачеты. Творческие способности учащихся развиваются при решении и составлении лингвистических задач, понимании чужого текста, создании собственных высказываний, построений таблиц и схем. При этом максимально учитываются интересы учащихся, возможности и способности их, индивидуальный темп продвижения. Материал для упражнений подобран с учетом ранее изученного, но обогащен и усложнен в понятийном отношении, расширена тематика, повышен уровень сложности используемых текстов.
Критерии оценивания не предусмотрены.
Курс рассчитан на 34 часов в год, 1 час в неделю.
Цели и задачи курса
Общая характеристика предмета: известно, что курс русского языка 7 класса вызывает наибольшие трудности у школьников в усвоении. Школьникам трудна орфография причастий (наличие общих признаков у прилагательных и причастий и неумение разграничивать их приводят к устойчивым ошибкам в написании Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных), частиц (так как правильность их написания во многом определяется умением учеников приводить в систему знания о частях речи; правила написания частиц НЕ и НИ не отличаются достаточной четкостью) и т.д.
Поэтому главной задачей курса станет необходимость обобщить и углубить полученные ранее знания по правописанию; совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи; обеспечить практическое использование полученных знаний и умений на уроках русского языка и литературы; способствовать развитию речи и мышления учащихся на межпредметной основе.
Цели:
создание деятельностной ситуации для стартовой мотивации обучающихся к изучению дополнительного предметного материала по русскому языку,
формирование мотивации к исследованию лексического содержания слова, фразеологических единиц;
проектирование индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изучении разделов;
формирование навыков анализа результатов исследовательской деятельности и творческой деятельности.
Задачи:
Обучающие:
Развитие интереса к русскому языку;
Углубление знаний, умений, навыков по лексике и фразеологии русского языка;
Пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной исследовательской и проектной деятельности в познании родного языка;
Формирование устойчивой мотивации к изучению русского языка;
Развитие творчества и обогащение словарного запаса;
Совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
Углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
Воспитывающие:
Воспитание культуры обращение с книгой;
Формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;
Воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы.
Развивающие:
Развивать смекалку и сообразительность;
Приобщать школьников к самостоятельной исследовательской работе;
Развивать умения пользоваться разнообразными словарями;
Учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Программа внеурочной деятельности реализуется в парадигме системно-деятельстного подхода, является неотъемлемой частью образовательного процесса и организуется в проектно-исследовательском направлении.
РАЗДЕЛ № 1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»
ЛИЧНОСТНЫЕ
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
ПРЕДМЕТНЫЕ.
правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарём;
объяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные словообразовательные модели; опознавать основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, бессуффиксный, приставочно-суффиксальный, сложение разных видов); сращение, переход слова одной части речи в другую;
свободно пользоваться лексическими словарями разных видов;
распознавать части речи; знать морфологические признаки частей речи и систему формоизменения;
характеризовать изученные орфограммы, объяснять их правописание; правильно писать слова с изученными орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарём;
определять синтаксическую роль частей речи; различать и правильно строить сложные предложения с сочинительными и подчинительными союзами; использовать сочинительные союзы как средство связи предложений в тексте; соблюдать правильную интонацию предложений в речи;
по пунктуации: обосновывать и правильно употреблять знаки препинания на основе изученного в 5—7 классах.
РАЗДЕЛ № 2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»
№ п/п | Раздел программы | Основное содержание | Формы организации учебных занятий | Основные виды учебной деятельности |
1 | Введение. | Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История некоторых слов. | Игра, диспут, обсуждение, | Составлять текст по пословице или поговорке о языке. Составление этимологического словаря народной мудрости о языке. |
2 | Орфография. | Работа с некоторыми школьными правилами создание новых формулировок правил. Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Использование Ь и Ъ знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..» Роль его в речи и на письме. Работа с текстом. | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа | Работа с некоторыми школьными правилами, создание новых формулировок правил..) Аргументировать выбор гласной в корнях с чередованием гласных. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов. |
3 | Лексическая стилистика. | Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок. Употребление паронимов. Их отличия. Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Знакомство с каламбуром, многозначностью. Определение, как рождаются слово | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
4 | Грамматика. Синтаксис и морфология. Предложение. | Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение. Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий. | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
5 | Морфология. Наречие. | Наречие. Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач. Разряды наречий .Употребление наречий в тексте. Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках. Правописание не и ни в наречиях. | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
6 | Слова категории состояния. | Слова категории состояния: их виды и применение. | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
7 | Предлог. | Роль предлога в речи и в тексте. Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств. | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
8 | Союз. | Правописание союзов. Роль союзов в тексте. Построение текстов | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
9 | Частица. | Разряды частиц. Значение и роль частицы в тексте. | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
10 | Междометие. | Слова вежливости, междометия. Звукоподражательные слова, их роль и употребление. | Анализировать текст. Составлять свой текст. |
11 | Культура речи. | Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Функциональные разновидности языка, их особенности. | Защита проектов. |
РАЗДЕЛ № 3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КУРСА «ГОВОРИМ И ПИШЕМ ПРАВИЛЬНО»
№ п/п | Тема | Количество часов | По плану | Фактически |
1 | Язык и речь - чудо из чудес. | 1 | 3.09. | 3.09. |
2 | Необычные правила. | 1 | 10.09. | 10.09. |
3 | Путеводные звёзды орфографии. | 1 | 17.09. | 17.09. |
4 | Если матрёшки не откликнулись… | 1 | 24.09. | 24.09. |
5 | Ъ и Ь – смягчение иль разделение? | 1 | 1.10. | 1.10. |
6 | Хитрый звук «йот» | 1 | 15.10. | . |
7 | Слова-тёзки. | 1 | 22.10. | |
8 | Различай и отличай. | 1 | 29.10. | |
9 | Поиск нужного слова. | 1 | 5.11. | |
10 | Многословие. | 1 | 12.11. | |
11 | Каламбур и многозначность. | 1 | 26.11. | |
12 | Тайно слово родилось. | 1 | 3.12. | |
13 | Судьба слова. | 1 | 10.12. | |
14 | Проще простого или сложнее сложного. | 1 | 17.12. | |
15 | Согласуй меня и помни. | 1 | 24.12. | |
16 | Работа над проектом (выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала). | 1 | 14.01. | |
17 | Наречие как часть речи. | 1 | 21.01. | |
18 | Образование бывает разным. | 1 | 28.01. | |
19 | Разряд, становись в ряд! | 1 | 4.02. | |
20 | Узнай меня по суффиксу! | 1 | 11.02. | |
21 | Некогда или никогда? | 1 | 18.02. | |
22 | Затруднительное состояние. | 1 | 4.03. | |
23 | Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. | 1 | 11.03. | |
24 | Употреби меня со словом. | 1 | 18.03. | |
25 | То же, так же иль за то? | 1 | 25.03. | |
26 | Соединю простое в сложное. | 1 | 01.04. | |
27 | Уточню, укажу, на вопрос отвечу. | 1 | 15.04. | |
28 | Не могу не знать = я знаю! | 1 | 22.04. | |
29 | Будешь вежлив ты со мной. | 1 | 29.04. | . |
30 | «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» | 1 | 06.05 | |
31 | Заговори, чтоб я тебя увидел. | 1 | 13.05 | |
32 | «Стильная речь» | 1 | 20.05. | |
33-34 | Защита проекта. | 1 | 27.05. | |
Список литературы
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Занимательная грамматика /Сост. Е.Е.Семёнова. – М.: Омега, 1995.
Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
Пузанова Н.А. Резервы уроков развития речи. // 1993. - №5
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2
Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985.
Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001
На берегах Лингвинии. Занимательный задачник по русскому языку./Под редакцией Л.Д.Чесноковой,-М.,2000
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день 6класс.-М.,2001
.Л.Т. Григорян « Язык мой – друг мой» Материалы для внеклассной работы по русскому языку., 2-е издание ,М. « Просвещение», 1988.
Л.А. Шкатова « Подумай и ответь», занимательные задачи по русскому языку, М. « Просвещение»», 1989
В.М. Бурмако. « Русский язык в рисунках» М. « Просвещение», 1991.
.В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.З. Розенталь « Занимательно о русском языке», Ленинград « Просвещение», ленинградское отделение, 1990.
Д.Э. Розенталь. А как лучше сказать?: Кн. Для внеклассного чтения. – М,: Просвещение, 1979.
.Э.А. Вартаньян .Путешествие в слово. Кн. Для учащихся. – М.: Просвещение, 1982