Муниципальное общеобразовательное Учреждение
«Поповская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «Поповская ООШ»
___________________Е.В Таскаева
Приказ № ___ от «__» _____ 2020 г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Хочу всё знать»
ФГОС НОО
(базовый уровень)
2 класс
на 2020 – 2021 учебный год
Составитель: учитель начальных классов высшей категории Н.А.Рыжова
2020 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу всё знать» состоит из 3 блоков: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Безопасное детство», «Занимательный русский язык».
Блок «Что такое хорошо и что такое плохо» разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых на основе учебно-методического комплекта курса «Уроки нравственности, или «Что такое хорошо и что такое плохо», автор Мищенкова Л.В.
Для реализации программы используется УМК:
- рабочая тетрадь – « Что такое хорошо и что такое плохо» автор Мищенкова Л.В.- Москва «РОСТ», 2018
-книга для учителя Что такое хорошо и что такое плохо» автор Мищенкова -Л.В. Москва «РОСТ», 2018
Блок «Безопасное детство» социального направления разработана на основе положений концепции «Школа жизни – окружающий мир», разработанной доктором педагогических наук А.А.Остапцом, «Программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ», программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся государственных общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации.
Нормативно-правовой и документальной основой Программы являются:
Конвенция о правах ребенка;
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
Цель: Формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования; формирование социального опыта школьника, воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, своих способностей и возможностей.
Задачи:
формировать у обучающихся сознательное отношение к вопросам личной и общественной безопасности и стремления к здоровому образу жизни;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
создать условия для приобретения практических навыков и умений поведения детей в экстремальных ситуациях.
сформировать навыки по организации охраны окружающей среды.
Для реализации программы используется :
- книги для учителя Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии - Ярославль: Академия развития, 2018.
Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника/ Допущено Министерством образования РФ/Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Н.Кирьянова.-М.:Третий Рим,2017.
Иванова Т.С. Экологическое образование и воспитание в начальной школе -М: Просвещение, 2013.
Ковалько В.И. Игровой модульный курс по ПДД, или Школьник вышел на улицу: 1-4 классы. – М.:ВАКО, 2018.
Блок «Занимательный русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы развития познавательных способностей учащихся младших классов с использованием методического пособия Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Для реализации программы используется: методическое пособие Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык»,(1кл)- М.:РОСТ.,2019 г
Рабочая тетрадь «Занимательный русский язык» Л.В. Мищенковой.-М.:РОСТ.,2019г
Рабочая программа скорректирована с учётом учебно-календарного графика, расписания уроков МОУ «Поповская ООШ»
Планируемые результаты освоения блока «Что такое хорошо…»
У учащихся будут сформированы:
-внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
-эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
-начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- положительная мотивация учебной деятельности;
Учащиеся получат возможность иметь :
-систему нравственных качеств и этическое сознание;
-потребность в самовоспитании и саморазвитии;
-чувство уважения к правам и обязанностям человека;
-чувство трудолюбия, уважения к людям труда;
-ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни;
-ценностное отношение к природе, к окружающей среде;
-потребность в чтении художественной литературы.
Личностные результаты:
- учащийся получит знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что станет предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, формирования нравственного сознания младшего школьника.
-знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, ученик начнёт осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда.
-с помощью обсуждения сказок, произведений художественной литературы ученик освоит первоначальные этические представления добра и зла, значение слов вежливости, правил вежливого поведения и их мотивации.
-система вопросов и заданий, носящие диагностический и тренинговый характер позволит решить задачи самооценки и самопроверки ученика.
-учащийся получит начальные нравственные представления, знакомясь с нравственными понятиями (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?», «Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
-учащийся научится сопоставлять, сравнивать героев, их поведение;
- классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе.)
Метапредметные результаты:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности);
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
Коммуникативные УУД:
-учащийся научится или получит возможность иметь и выражать своё мнение, аргументировать свою точку зрения, уважительно относиться к другим мнениям.
-учащийся научится работать коллективно или в группах, парах, а также с заданиями на выбор альтернативного решения.
-учащийся научится или получит возможность анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
-учащийся научится создавать словесный портрет героя, оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
Использование приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения гигиенических правил;
- бережного отношения к природе;
- развития чувства ответственности, самостоятельности;
- формирования стремления быть полезным окружающим;
- стремления к здоровому образу жизни.
В результате прохождения курса « Уроки нравственности» к концу 1 класса обучающиеся получат возможность научиться:
1. Отличать понятия «этика» и «этикет».
2. Правилам вежливости и красивым манерам.
3. Заповедям и соответствующим притчам.
4. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.
5. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.
6. Придерживаться «золотого правила» в общении с другими.
6. Быть доброжелательными.
7. Соблюдать заповеди.
8. Стремиться приходить на помощь, быть чуткими и отзывчивыми.
9. Сострадать животным, не обижать их.
10. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.
11. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.
12. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.
Планируемые результаты освоения блока «Безопасное детство»
Личностные результаты:
умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;
знание моральных норм;
умение выделить нравственный аспект поведения и ориентацию в социальных ролях;
умение выражать свои мысли, аргументировать;
овладение креативными навыками, действуя в нестандартной ситуации;
умение выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков;
умение сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей деятельности: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция.
Познавательные УУД включают самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; структурирование знаний; умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи; рефлексия; способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, доказательство, вывод аналогий и др.)
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Планируемые результаты освоения блока «Занимательный русский язык»
Умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Предметные результаты
умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;
.
Содержание учебного курса.
№п/п | Тема | Характеристика деятельности учащихся |
1 | Инструктаж по ТБ и ОТ. О культуре поведения в школе. | Воспитание ответственности, самостоятельности |
2 | Под крышей дома моего |
3 | Времена года |
4 | Отправляемся в путешествие |
5 | Узнай меня! | Обсуждать, что такое доброта и её проявления в школе, умение приходить на помощь другу. Воспитывать стремление к чтению художественной литературы, доброты и отзывчивости |
6 | Не надо больше ссорится… |
7 | Учимся дружить |
8 | Белый пёс в сиреневый цветочек |
9 | Учимся обсуждать проблему | Умение видеть красоту природы |
10 | Во саду ли, в огороде | Уважение к людям, своим трудом приносящим пользу обществу. |
11 | «Улица полна неожиданностей» Мы идем в школу. | Актуализировать имеющиеся знания о родном селе. Сравнивать, различать и описывать маршруты к школе; отвечать на итоговые вопросы. |
12 | Движение пешеходов по улицам и дорогам. | Изучить правила движения по улицам и дорогам; использовать представленную информацию для получения новых знаний о правилах дорожного движения |
13 | Дорожные знаки. | Научится различать дорожные знаки, группировать их. Оценивать свои достижения на занятии. |
14 | Где можно играть? | Уметь делать самовывод. |
15 | Мы пассажиры. | Учиться планировать свои действия. |
16 | Мир вокруг нас» «Веселый рюкзачок» Чем полезны и интересны туристические походы и путешествия. Обязанности туристов. | Изучить обязанности туристов. |
17 | Организация туристского путешествия. | Знать спортивное туристское снаряжение и его назначение |
18 | «Не шути с огнем» Огонь в жизни человека. | Понимать, что огонь, не только, друг, но и враг; изучить историю огня. |
19 | Пожароопасные предметы. Профессия пожарного. |
20 | Правила поведение на улице. Правила предосторожности. | Концентрировать, переключать своё внимание. |
21 | Что мы знаем о звуках и буквах ? | Тема 1. Фонетика. Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм». Практика: игра «Исправь ошибки», творческие задания для формирования орфографической зоркости. Тема 2. Словообразование. Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм». Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку. Тема 3. Лексика. Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами- неологизмамии, архаизмами, фразеологизмами русского языка. Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями. Тема 4. Морфология. Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках. Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов. Тема 5. Пословицы и поговорки. Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации. Тема 6. Игротека. Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку. |
22 | Однозначные и многозначные слова |
23 | Игротека |
24 | Пословица недаром молвится |
25 | Играем со словарными словами |
26 | Анаграммы |
27 | Секреты некоторых букв |
28 | Шарады, анаграммы и метаграммы |
29 | Слова, обозначающие предметы |
30 | Слова, обозначающие действие предметов |
31 | Слова, обозначающие признаки предметов |
32 | Работаем с фразеологизмами |
33 | Русские народные загадки |
34 | Повторяем, повторяем… |
Тематическое планирование.
№ | Название темы | Количество часов по программе | Количество часов по планированию |
1. | Духовно-нравственное направление и общекультурное «Что такое хорошо…» | 10 | 10 |
2. | Социальное направление «Безопасное детство» | 10 | 10 |
3. | Общеинтеллектуальное направление «Занимательный русский» | 14 | 14 |
| Итого | 34 | 34 |
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу.
Дата | Содержание (сжатие тем, замена обобщающего урока …на…) | Причина (Пропуск уроков по б/л, отсутствие 50% учащихся класса на уроке …) | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания ШМО учителей начальных классов
От «__31_» ______08_____ 2020 г. № 1_
Руководитель ШМО ________________Н.В. Баландина
«СОГЛАСОВАНО»
Зам.директора по УВР ________________С.С.Курова
«___31___» _____08_______ 2020 г.
22