Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
г. Вязьмы Смоленской области
СОГЛАСОВАНО на заседании методического объединения учителей начальных классов протокол № 1 от «28» августа 2019 года | ПРИНЯТО на заседании педагогического совета протокол № 1 от «30» августа 2019 года | УТВЕРЖДЕНО приказом директора № 01-01/99 от «30» августа 2019 года |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Хочу всё знать»
(общеинтеллектуальное развитие)
для обучающихся 1-4 классов
Учитель Пятница Елена Вячеславовна
(ФИО)
высшей категории
2019/2020 учебный год
пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу всё знать» (общеинтеллектуальное направление) для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учебного плана МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы Смоленской области на 2019-2020 учебный год.
Программа рассчитана на возраст детей 6,5-11 лет, занятия проводятся с обучающимися во внеурочное время по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 4 года обучения (1-4 классы; 135 часов: 1 класс – 33 часа, 2,3,4 класс – по 34 часа).
Формирования универсальных учебных действий в системе общего образования - ответ на новый социальный запрос, основанный на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».
Работа по формированию универсальных учебных действий диктуется следующими обстоятельствами:
необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;
задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.
существующим разрывом между системой дошкольного и школьного образования и необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.
В широком смысле «универсальные учебные действия» – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование универсальных учебных действий – это надежный путь повышения качества образования и развития личности ребёнка.
Сформированные универсальные учебные действия обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Овладев универсальными учебными действиями, ученики на средней ступени обучения будут грамотно анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами, тестами.
Актуальность проведения внеурочных занятий по формированию универсальных учебных действий определяется рядом факторов практического характера:
ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика;
на обучение рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия;
на общение учителя и ученика, на занятость ученика во внеурочное время.
Актуальность программы «Хочу всё знать» обусловлена необходимостью и целесообразностью именно в начальной школе организовать систему занятий по формированию универсальных учебных действий. От этого во многом зависит успешность дальнейшего саморазвития личности обучающегося. Актуальность данного курса обусловлена исследованиями международной программы PISA 2003 и 2006 г.г., которые выявили низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и функциональной компетентности у российских школьников.
Цель курса – всестороннее развитие личности ребёнка, пополнение его кругозора, формирование универсальных учебных действий.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
установить ценностные ориентиры содержания образования;
показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;
научить работать с предъявленной информацией, выделять главную мысль, понимать скрытый смысл текстов, составлять план к рассказу, соотносить сведения, содержащие в рассказах, с таблицами и диаграммами;
учить слушать мнение других, аргументировано доказывать свою точку зрения, самостоятельно делать выводы и умозаключения, применять свои знания на практике;
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, обучение приёмам исследовательской и творческой деятельности;
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности;
развитие любознательности, познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, вниманием, памятью и кончая оперированием логического и творческого мышления;
воспитание у учащихся личностных качеств, необходимых для организации эффективного межличностного общения в группе.
Главная задача учителя – поощрять любое проявление инициативы, желание поработать у доски, высказаться, ответить на вопрос, выполнить то или иное задание.
С помощью данного курса у учителя появляется возможность:
1)расширить кругозор ребёнка, пополнить его багаж знаний, способствовать развитию речи ребёнка;
2) определять уровень сформированности универсальных учебных действий каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе и своевременно ставить перед собой коррекционно-развивающие педагогические задачи;
2)отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к предметным и метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разрабатывать стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных универсальных учебных действий.
3)отслеживать результативность работы по формированию универсальных учебных действий на уровне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбирать педагогические и управленческие средства их достижения.
Разработанные кружковые занятия помогут учителю работать с учениками:
над пониманием информации, представленной виде таблиц и диаграмм;
с простейшими готовыми графическими моделями для их использования при решении задач;
с научно-популярными и художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками.
При этом развиваются умения:
формулировать самостоятельные выводы;
выстраивать логические выводы по содержанию текста;
усваивать детальную информацию;
давать самостоятельные обоснованные суждения.
Все перечисленные позиции являются основными в ФГОС второго поколения.
Принципы построения курса
Кружковая работа по формированию универсальных учебных действий для младших школьников «Хочу всё знать» основывается на общедидактических (доступность, наглядность, индивидуальный подход) и специфических принципах обучения младших школьников:
1.Принцип создания развивающей ситуации является основополагающим для данной программы. Для реализации принципа программа предусматривает организацию мыслительной деятельности школьников на занятиях с заданиями разных уровней сложности. Некоторые задания направлены на составление алгоритма или памятки, другие предполагают систематизацию или сравнение изучаемых понятий, составление высказываний, определение истинности предлагаемых умозаключений.
2.Принцип природосообразности. Содержание программы соотнесено с возрастными нормами развития мыслительных процессов детей младшего школьного возраста.
3.Принцип системности. Учебно-развивающий материал выстроен по принципу возрастания уровня сложности предложенных заданий и соответствует программному содержанию материала на уроках литературного чтения, русского языка, математики и окружающего мира по данному классу.
3.Принцип деятельности. Занятия носят продуктивный, творческий характер за счёт вовлечения учащихся в самостоятельный поиск и решение практических задач, создания условий для активного овладения способами деятельности и организации сотрудничества детей во время занятий.
4.Принцип научности. Богатство используемых на кружковых занятиях интересных познавательных и исторических текстов, их достоверность и разнообразие делает учебно-методический комплект научно значимым. Содержание материала программы не только предполагает знакомство обучающихся с объективными научными фактами, явлениями, но и способствует формированию у них основ теоретического мышления.
5.Принцип избыточности изучаемого материала.
6.Принцип доступности. Доступность текстов активизирует познавательный интерес детей, побуждает их к размышлениям.
7.Принцип наглядности. На занятиях используются тетради на печатной основе (Авторы: Т.Л.Мишакина, С.Б.Чижикова, В.В.Ванина «Тренажёр для учащихся 2-3-4 класса по формированию УУД, издательство «Ювента», г. Москва, 2014 год), (О.Т. Поглазова «Вместе со сказкой», издательство «Ассоциация 21 век», 2012 г.), (Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А., Сучкова С.В. «Комплексные задания к текстам», издательство «Лицей», г. Саратов, 2011 г.), (Межуева Ю.В. «Комплексная работа с текстом», издательство «Лицей», г. Саратов, 2017 г.), (Дёмочко Т.В., Межуева Ю.В. «Проекты 2-3-4 классы», издательство «Лицей», г. Саратов, 2016 г.). В ТПО дети знакомятся с текстами и выполняют предложенные задания. Для развития познавательной активности учащихся и более результативного восприятия материала при проведении занятий используются мультимедийные технологии. Презентации дают возможность выстроить объяснение материала на занятии логично и научно с использованием видеофрагментов.
Методы, формы и приёмы работы
При проведении занятий используются следующие разнообразные методы, формы и приёмы учебно-воспитательной работы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные и частично – поисковые методы, методы самостоятельной работы. В зависимости от учебной задачи используются фронтальные, групповые и индивидуальные способы работы. На занятиях обучающую роль наравне с учителем играют высказывания детей.
Почти каждое занятие внеурочной деятельности содержит несколько форм учебной работы, которые носят, как индивидуальный, так и групповой характер. Их ценность заключается в том, что в обязательных учебных курсах нет возможности для систематического использования всей гаммы методов, форм и приемов развивающего обучения. Занятия основаны на активной деятельности детей и нацелены на освоение ими эффективных способов мыслительных операций.
содержание курса
Для развития интеллектуальной и эмоциональной сфер, творческого потенциала ребёнка очень важно не упустить время становления его познавательных способностей. Благодатным материалом для занятий с детьми в 1 классе являются сказки.
В разделе «Знакомимся с окружающим миром, развиваем кругозор вместе с героями сказок» ребятам предлагаются разнообразные задания на развитие наблюдательности, памяти, речи, воображения, фантазии, а также мелкую моторику руки. Занятия по этому разделу позволяют познакомить ребёнка с окружающим миром, расширить его кругозор, повысить свои результаты в учебной деятельности.
В разделе «Играю и учусь. Читаю, думаю, действую…» учащиеся учатся построению предложений и развитию мысли в тексте, обогащают и уточняют свой словарный запас, расширяют опыт пользования словарями, запоминают написание слов. Все задания нацелены на формирование мышления школьников, их языковой интуиции, способности к догадке, к творческому поиску, к конструкторской деятельности.
Во 2-3-4 классах работа осуществляется по двум разделам:
«Учимся работать с тестом и представленной информацией»
«Учимся выполнять проекты и заниматься исследовательской деятельностью»
Весь материал кружковых занятий вводится непринуждённо, тексты для работы на уроке первично читает учитель, настраивая детей на положительную и результативную работу. Предлагаемые тексты состоят из комплексных заданий, так как отражают содержание нескольких учебных предметов курса начальной школы: литературного чтения, русского языка, математики и окружающего мира. Иногда трудности у младших школьников могут вызвать задания, связанные с привлечением собственного (субъективного) опыта или знаний из разных образовательных областей. Логически все задания обязательной части А связаны друг с другом. Они являются цепочкой заданий или рассуждений, формирующих умение у младших школьников работать последовательно, поэтому задания необходимо выполнять последовательно в предложенном порядке.
Подбор материала и предложенные задания построены так, что обязательную часть А должны выполнять все учащиеся кружка, а задания части Б они имеют право выполнять по своему выбору. Оценивается работа каждого ребёнка индивидуально. Часть содержит задания творческого уровня, предполагает выражение личного мнения учащегося или отношения к фактам или событиям. Эта часть выполняется добровольно, по выбору ученика. При оценивании части В следует с уважением относиться к мнению ученика.
Работа с тренажёрами в 1 полугодии 4 класса содержит более обучающий характер, с разъяснением наиболее трудных заданий для учащихся. К текстам есть задания не только на выяснение смыслового понимания прочитанного материала, но и упражнения по русскому языку, окружающему миру, задачи по математике, связанные по смыслу с содержанием каждого текста.
Учитель для работы должен создать условия каждому ученику в удобном для него темпе. Оценивать знания (словесно, в баллах) можно не только по литературному чтению, но и по тем предметам, для которых предусмотрены задания. Что и как именно – решает учитель в конкретной ситуации. В процессе выполнения заданий анализируются, разбираются не только типичные ошибки, но и способы действия учеников. Традиционные тестовые задания считаются выполненными успешно, если более 75-80% заданий сделано ребёнком верно.
За основу мониторинга успешности каждого учащегося на базе анализа тестирования в начале каждой рабочей тетради предлагается таблица, в которой ребёнок фиксирует уровень сформированности умений и навыков, что наряду с рефлексивным подходом к анализу работы способствует формированию навыка самоконтроля и самооценки, организации последующей грамотной работы над ошибками, и это станет важным показателем сформированности универсальных учебных действий младших школьников.
Мои успехи (таблица №1)
Формируемое действие | Выполнение части А | Выполнение части Б | Выполнение части В |
Смысловое понимание прочитанного материала. | | | |
Умение составлять план к рассказу. | | | |
Умение выделять главную мысль текста. | | | |
Умение находить информацию, данную в скрытом, неявном виде. | | | |
Умения выбирать из текста предложения по заданию. | | | |
Умение работать с таблицей, графиками, диаграммами. | | | |
Умение доказательно выразить своё мнение. | | | |
Умение систематизировать знания из текста. | | | |
Умение опираться на знания из разных учебных предметов. | | | |
Мои успехи (таблица №2)
Формируемое действие | 1 уровень Умею действовать при помощи учителя | 2 уровень Умею действовать самостоятельно | 3 уровень Умею находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно |
Чтение текста про себя. | | | |
Ответы на вопросы к научно-популярному тексту. | | | |
Понимание информации, представленной в таблице. | | | |
Понимание информации, представленной в виде диаграмм. | | | |
Усвоение детальной информации из текста. | | | |
Формулировка выводов. | | | |
Выстраивание логических связей по содержанию текстов. | | | |
планируемые результаты освоения курса
Занятия по программе кружка «Хочу всё знать» обеспечивают формирование предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий. Занятия внеурочной деятельности помогут учащимся отработать и закрепить полученные знания, умения и навыки по основным школьным предметам, подготовить обучающихся к написанию ВПР, будут способствовать всестороннему развитию личности ребёнка.
Личностные результаты
У обучающихся будут формироваться:
внутренняя позиция школьника;
личностная мотивация учебной деятельности;
ориентация на моральные нормы и их выполнение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя или самостоятельно;
проговаривать последовательность действий, учиться работать по плану;
учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации или проделанной работы;
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
учиться делать выводы;
учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности и товарищей.
Познавательные УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного материала;
делать предварительный отбор источников информации, добывать новые знания, находить ответы на вопросы;
использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;
овладеют широким спектром логических действий и операций, научатся выделять главное и составлять план, выполнять действия анализа и делать обобщение по прочитанному материалу.
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, понятия.
Коммуникативные УУД
Обучающиеся получат возможность научиться:
учиться слушать и понимать речь других, грамотно доносить свою позицию до слушателя, уважительно относиться к чужому мнению, учитывать позицию собеседника (партнера);
адекватно передавать информацию;
отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
учиться выполнять различные роли в группе, организовать и осуществить сотрудничество со сверстниками и учителем.
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
воспринимать и анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами;
анализировать содержание задач и заданий;
выделять существенные отношения данных в условии задач и заданий;
планировать свою деятельность;
выстраивать логические связи по содержательной линии текста, усваивать детальную информацию, давать самостоятельные обоснованные суждения;
мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам (сравнивать);
распределять предметы (или объекты) по существенным или несущественным признакам (классифицировать);
искать закономерности, связи между предметами и явлениями, основанные на действии определённых законов, определять последовательность событий, давать определения тем или иным понятиям;
при помощи одного или нескольких суждений делать заключение, формулировать выводы.
календарно-тематическое тематическое планирование
1 КЛАСС (33 часа)
№ п/п | Тема занятия |
1 | Вводное занятие. Беседа о школе. |
2 | Экскурсия в библиотеку «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим». *Обзор материала по теме: «В мире книг и в царстве информации». |
3 | Раздел 1. Знакомимся с окружающим миром, развиваем кругозор вместе с героями сказок. По мотивам сказки В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». *Развитие речи, личностных качеств; формирование экологической культуры. |
4 | По мотивам сказки В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». *Развитие интеллекта. |
5 | По мотивам сказки В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». *Развитие двигательных навыков. |
6 | По мотивам сказки В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». *Развитие коммуникативных способностей. |
7 | Подводим итоги. «Читаю, думаю, отгадываю» по мотивам сказки В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил» |
8 | По мотивам сказки В. Бианки «Гадкий утёнок». *Развитие речи, личностных качеств; формирование экологической культуры. |
9 | По мотивам сказки В. Бианки «Гадкий утёнок». *Развитие интеллекта. |
10 | По мотивам сказки В. Бианки «Гадкий утёнок». *Развитие двигательных навыков. |
11 | По мотивам сказки В. Бианки «Гадкий утёнок». *Развитие коммуникативных способностей. |
12 | Подводим итоги. «Читаю, думаю, отгадываю» по мотивам сказки В. Бианки «Гадкий утёнок» |
13 | По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка». *Развитие речи, личностных качеств; формирование экологической культуры. |
14 | По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка». *Развитие интеллекта. |
15 | По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка». *Развитие двигательных навыков. |
16 | По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка». *Развитие коммуникативных способностей. |
17 | Подводим итоги. «Читаю, думаю, отгадываю» по мотивам сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка» |
18 | По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Великий морской змей». *Развитие речи, личностных качеств; формирование экологической культуры. |
19 | По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Великий морской змей». *Развитие интеллекта. |
20 | По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Великий морской змей». *Развитие двигательных навыков. |
21 | По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Великий морской змей». *Развитие коммуникативных способностей. |
22 | Подводим итоги. «Читаю, думаю, отгадываю» по мотивам сказки Х.К.Андерсена «Великий морской змей» |
23 | Знакомимся с окружающим миром и развиваем кругозор вместе с героями произведения Л. Завальнюка «По грибы, по ягоды» |
24 | Подводим итоги. Урок-игра «Что? Где? Когда?» |
25 | Раздел 2. Играю и учусь. Читаю, думаю, действую… О нашей речи. *Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания. |
26 | Какие бывают слова? *Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания. |
27 | Собственные имена. *Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания. |
28 | Разные языки: родной и иностранные. *Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания. |
29 | Речь устная и письменная. *Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания. |
30 | Звуки русского языка. *Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания. |
31 | Буквы русского языка. Алфавит. Как работают буквы? Что значит писать и говорить правильно? *Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания. |
32 | Учимся писать записки, письма и телеграммы, поздравления. *Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания. |
33 | Урок-игра «Подводим итоги». Проверочные страницы. |
2 КЛАСС (34 часа)
№ п/п | Тема занятия |
1 | Вводное занятие. «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим». *Обзор материала по теме: «В мире книг и в царстве информации» |
2 | Раздел 1. «Учимся работать с тестом и представленной информацией» Комплексная работа с текстом «Подкидыш». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
3 | Комплексная работа с текстом «Замечательные дома». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
4 | Комплексная работа с текстом «Путешественники». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
5 | Комплексная работа с текстом «Саксаул». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
6 | Комплексная работа с текстом «Что необыкновенного в обычных соснах?». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
7 | Комплексная работа с текстом «Летом у бабушки». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
8 | Комплексная работа с текстом «Большая удача». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
9 | Комплексная работа с текстом «Подарок осени». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
10 | Комплексная работа с текстом «Из жизни речных птиц». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
11 | Комплексная работа с текстом «Волшебное дерево». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
12 | Комплексная работа с текстом «Мать-и-мачеха». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
13 | Комплексная работа с текстом «Белка». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
14 | Комплексная работа с текстом «Птичья жизнь». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
15 | Комплексная работа с текстом «История одной картины». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
16 | Комплексная работа с текстом «Изба». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
17 | Подводим итоги. Обобщение по разделу «Учимся работать с тестом и представленной информацией». * Интеллектуальный тренинг. Игра-конкурс «Грамотеи» |
18 | Раздел 2. «Учимся выполнять проекты и заниматься исследовательской деятельностью» Вводное занятие «Что такое проект? Этапы работы над проектом» *Работа над пробным мини-проектом «Любимый портфель» |
19 | Русский язык. Проект «КИТ или КОТ?» |
20 | Русский язык. Проект «Составляем текст по опорным словам» |
21 | Русский язык. Проект «Слова-родственники» |
22 | Математика. Проект «Угол. Виды углов. Многоугольники» |
23 | Математика. Проект «Умножение и деление» |
24 | Математика. Проект «Величины» |
25 | Литературное чтение. Проект «Музей волшебных предметов» |
26 | Литературное чтение. Проект «В стране загадок» |
27 | Литературное чтение. Проект «Копилка скороговорок» |
28 | Окружающий мир. Проект «Явление природы» |
29 | Окружающий мир. Проект «На одном из материков Земли» |
30 | Окружающий мир. Проект «Путешествие по России» |
31 | Окружающий мир. Проект «Всё об одном растении» |
32 | Окружающий мир. Проект «Любимое время года» |
33 | Социальный проект «Школа добрых дел» |
34 | Подводим итоги. Защита проектов. |
3 КЛАСС (34 часа)
№ п/п | Тема занятия |
1 | Вводное занятие. «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим». *Обзор материала по теме: «В мире книг и в царстве информации» |
2 | Раздел 1. «Учимся работать с тестом и представленной информацией» Комплексная работа с текстом «Осень в лесу». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
3 | Комплексная работа с текстом «Почему вымерли мамонты?» *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
4 | Комплексная работа с текстом «Деньги» (работа №1). *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
5 | Комплексная работа с текстом «Деньги» (работа №2). *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
6 | Комплексная работа с текстом «Розовый скворец» (работа №1). *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
7 | Комплексная работа с текстом «Розовый скворец» (работа №2). *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
8 | Комплексная работа с текстом «Удивительная жизнь пчёл». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
9 | Комплексная работа с текстом «Как живут бобры». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
10 | Комплексная работа с текстом «Озеро со «снежными» берегами». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
11 | Комплексная работа с текстом «О, ландыш!» *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
12 | Комплексная работа с текстом «И снова в Сергиев Посад». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
13 | Комплексная работа с текстом «Акула пресных вод». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
14 | Комплексная работа с текстом «Чудо планеты». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
15 | Комплексная работа с текстом «Если сверкает молния». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
16 | Комплексная работа с текстом «От зёрнышка до хлебушка». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
17 | Подводим итоги. Обобщение по разделу «Учимся работать с тестом и представленной информацией». *Интеллектуальный тренинг. Игра «Крестики-нолики» |
18 | Раздел 2. «Учимся выполнять проекты и заниматься исследовательской деятельностью» Повторение материала по теме «Что такое проект? Этапы работы над проектом». Игровой приём «Незабудка – проект» *Работа над пробным мини-проектом «Путь к грамотности» |
19 | Русский язык. Проект «Тайна одного слова» |
20 | Русский язык. Проект «Фразеологический зверинец» |
21 | Русский язык. Проект «Слова-близнецы» |
22 | Математика. Проект «Скворечник» |
23 | Математика. Проект «Покупка» |
24 | Математика. Проект «Математика в сказках и рассказах» |
25 | Литературное чтение. Проект «Попробуй себя в роли актёра» |
26 | Литературное чтение. Проект «О пользе «вредных» советов» |
27 | Литературное чтение. Проект «Портрет любимого литературного героя» |
28 | Окружающий мир. Проект «Редкие животные» |
29 | Окружающий мир. Проект «Грибы» |
30 | Окружающий мир. Проект «Деньги» |
31 | Проект «Моё хобби и увлечения» |
32 | Социальный проект «Школа добрых дел» |
33 | Групповой проект «Выпуск итоговой газеты по кружку» |
34 | Подводим итоги. Защита проектов. |
4 КЛАСС (34 часа)
№ п/п | Тема занятия |
1 | Вводное занятие. «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим». *Обзор материала по теме: «В мире книг и в царстве информации» |
2 | Раздел 1. «Учимся работать с тестом и представленной информацией» «Заговори, чтобы я тебя увидел». Особенности постановки проблемы и построения вопроса. Способы получения ответов на вопросы. Рассуждения, суждения и умозаключения, их сходство и различие. |
3 | Комплексная работа с текстом «Разновидности озёр. Озеро Байкал». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
4 | Комплексная работа с текстом «Камень, ручей, сосулька и солнце». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
5 | Комплексная работа с текстом «Олимпийские игры». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
6 | Комплексная работа с текстом «Благодарные синички». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
7 | Комплексная работа с текстом «Красная площадь – центральная площадь Москвы». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
8 | Комплексная работа с текстом «Золотое кольцо России». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
9 | Комплексная работа с текстом «Сердце – центральный орган кровеносной системы». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
10 | Комплексная работа с текстом «Круговорот воды в природе». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
11 | Комплексная работа с текстом «Система счёта. Цифры – условные знаки для обозначения чисел». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
12 | Комплексная работа с текстом «Киоски «Союзпечати». Периодический материал». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
13 | Комплексная работа с текстом «Вторая мировая война». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
14 | Комплексная работа с текстом «Третьяковская галерея». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам. |
15 | Комплексная работа с текстом «Александр Невский». *Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам |
16 | Подводим итоги. Обобщение по разделу «Учимся работать с тестом и представленной информацией». *Интеллектуальный тренинг «Знатоки» |
17 | Раздел 2. «Учимся выполнять проекты и заниматься исследовательской деятельностью» Повторение материала по теме «Что такое проект? Этапы работы над проектом». *Работа над пробным мини-проектом «Обучение за рубежом. Интересные факты и заблуждения» |
18 | Русский язык. Проект «Составляем словарь профессий» |
19 | Русский язык. Проект «Устаревшие слова» |
20 | Русский язык. Проект «Роль глаголов в тексте-повествовании» |
21 | Математика. Проект «Диаграммы» |
22 | Математика. Проект «Доли» |
23 | Математика. Проект «Геометрический пейзаж» |
24 | Литературное чтение. Проект «Создаём волшебную сказку» |
25 | Литературное чтение. Проект «Сочиняем небылицы» |
26 | Литературное чтение. Проект «Ты в роли переводчика» |
27 | Окружающий мир. Проект «Одна из историй моей семьи» |
28 | Окружающий мир. Проект «Природная зона нашей местности» |
29 | Окружающий мир. Проект «Всё об одном удивительном месте» |
30 | Проект «Моя профессия в будущем» |
31 | Проект «Радио и телепередачи для детей» |
32 | Социальный проект «Школа добрых дел» |
33 | Групповой проект «Выпуск итоговой газеты по кружку». |
34 | Подводим итоги. Защита проектов. |
17