СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по внеурочной деятельности "Хочу всё знать"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу всё знать» (общеинтеллектуальное направление) для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учебного плана МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы Смоленской области на 2019-2020 учебный год.

Программа рассчитана на возраст детей 6,5-11 лет, занятия проводятся с обучающимися во внеурочное время по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 4 года обучения (1-4 классы; 135 часов: 1 класс – 33 часа, 2,3,4 класс – по 34 часа).

Цель курсавсестороннее развитие личности ребёнка, пополнение его кругозора, формирование универсальных учебных действий.

Просмотр содержимого документа
«Программа по внеурочной деятельности "Хочу всё знать"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3

г. Вязьмы Смоленской области



СОГЛАСОВАНО

на заседании

методического объединения

учителей начальных классов

протокол № 1

от «28» августа 2019 года

ПРИНЯТО

на заседании педагогического совета

протокол № 1

от «30» августа 2019 года

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

01-01/99

от «30» августа 2019 года






Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Хочу всё знать»

(общеинтеллектуальное развитие)

для обучающихся 1-4 классов





Учитель Пятница Елена Вячеславовна

(ФИО)

высшей категории














2019/2020 учебный год


пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Хочу всё знать» (общеинтеллектуальное направление) для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и учебного плана МБОУ СОШ №3 г. Вязьмы Смоленской области на 2019-2020 учебный год.


Программа рассчитана на возраст детей 6,5-11 лет, занятия проводятся с обучающимися во внеурочное время по 1 часу в неделю. Курс рассчитан на 4 года обучения (1-4 классы; 135 часов: 1 класс – 33 часа, 2,3,4 класс – по 34 часа).


Формирования универсальных учебных действий в системе общего образования - ответ на новый социальный запрос, основанный на знаниях и высоком инновационном потенциале. Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию как «умение учиться».

Работа по формированию универсальных учебных действий диктуется следующими обстоятельствами:

  • необходимостью ускоренного совершенствования образовательного пространства с целью оптимизации общекультурного, личностного и познавательного развития детей, создания условий для достижения успешности всеми учащимися;

  • задачами формирования общекультурной и гражданской идентичности учащихся, обеспечивающих социальную консолидацию в условиях культурного, этнического и религиозного разнообразия российского общества.

  • существующим разрывом между системой дошкольного и школьного образования и необходимостью сохранения единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;

  • возрастанием требований к коммуникационному взаимодействию и толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности и свободе личностного выбора, самоактуализации.

В широком смысле «универсальные учебные действия» – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование универсальных учебных действий – это надежный путь повышения качества образования и развития личности ребёнка.

Сформированные универсальные учебные действия обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания. Овладев универсальными учебными действиями, ученики на средней ступени обучения будут грамотно анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами, тестами.

Актуальность проведения внеурочных занятий по формированию универсальных учебных действий определяется рядом факторов практического характера:

  • ориентирование на исследовательскую, творческую самореализацию ученика;

  • на обучение рациональным приёмам применения знаний на практике, переносу своих знаний и умений как в аналогичные, так и в изменённые условия;

  • на общение учителя и уче­ника, на занятость ученика во внеурочное время.

Актуальность программы «Хочу всё знать» обусловлена необходимостью и целесообразностью именно в начальной школе организовать систему занятий по формированию универсальных учебных действий. От этого во многом зависит успешность дальнейшего саморазвития личности обучающегося. Актуальность данного курса обусловлена исследованиями международной программы PISA 2003 и 2006 г.г., которые выявили низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и функциональной компетентности у российских школьников.

Цель курсавсестороннее развитие личности ребёнка, пополнение его кругозора, формирование универсальных учебных действий.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

  • установить ценностные ориентиры содержания образования;

  • показать связь личностных результатов и универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов, используемых технологий и форм работы;

  • научить работать с предъявленной информацией, выделять главную мысль, понимать скрытый смысл текстов, составлять план к рассказу, соотносить сведения, содержащие в рассказах, с таблицами и диаграммами;

  • учить слушать мнение других, аргументировано доказывать свою точку зрения, самостоятельно делать выводы и умозаключения, применять свои знания на практике;

  • развитие личности ученика, его творческого потенциала;

  • развитие интеллекта, обучение приёмам исследовательской и творческой деятельности;

  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности;

  • развитие любознательности, познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, вниманием, памятью и кончая оперированием логического и творческого мышления;

  • воспитание у учащихся личностных качеств, необходимых для организации эффективного межличностного общения в группе.

Главная задача учителя – поощрять любое проявление инициативы, желание поработать у доски, высказаться, ответить на вопрос, выполнить то или иное задание.

С помощью данного курса у учителя появляется возможность:

1)расширить кругозор ребёнка, пополнить его багаж знаний, способствовать развитию речи ребёнка;

2) определять уровень сформированности универсальных учебных действий каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе и своевременно ставить перед собой коррекционно-развивающие педагогические задачи;

2)отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к предметным и метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разрабатывать стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных универсальных учебных действий.

3)отслеживать результативность работы по формированию универсальных учебных действий на уровне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбирать педагогические и управленческие средства их достижения.

Разработанные кружковые занятия помогут учителю работать с учениками:

  • над пониманием информации, представленной виде таблиц и диаграмм;

  • с простейшими готовыми графическими моделями для их использования при решении задач;

  • с научно-популярными и художественными текстами, доступными для восприятия младшими школьниками.

При этом развиваются умения:

  • формулировать самостоятельные выводы;

  • выстраивать логические выводы по содержанию текста;

  • усваивать детальную информацию;

  • давать самостоятельные обоснованные суждения.

Все перечисленные позиции являются основными в ФГОС второго поколения.

Принципы построения курса

Кружковая работа по формированию универсальных учебных действий для младших школьников «Хочу всё знать» основывается на общедидактических (доступность, наглядность, индивидуальный подход) и специфических принципах обучения младших школьников:

1.Принцип создания развивающей ситуации является основополагающим для данной программы. Для реализации принципа программа предусматривает организацию мыслительной деятельности школьников на занятиях с заданиями разных уровней сложности. Некоторые задания направлены на составление алгоритма или памятки, другие предполагают систематизацию или сравнение изучаемых понятий, составление высказываний, определение истинности предлагаемых умозаключений.

2.Принцип природосообразности. Содержание программы соотнесено с возрастными нормами развития мыслительных процессов детей младшего школьного возраста.

3.Принцип системности. Учебно-развивающий материал выстроен по принципу возрастания уровня сложности предложенных заданий и соответствует программному содержанию материала на уроках литературного чтения, русского языка, математики и окружающего мира по данному классу.

3.Принцип деятельности. Занятия носят продуктивный, творческий характер за счёт вовлечения учащихся в самостоятельный поиск и решение практических задач, создания условий для активного овладения способами деятельности и организации сотрудничества детей во время занятий.

4.Принцип научности. Богатство используемых на кружковых занятиях интересных познавательных и исторических текстов, их достоверность и разнообразие делает учебно-методический комплект научно значимым. Содержание материала программы не только предполагает знакомство обучающихся с объективными научными фактами, явлениями, но и способствует формированию у них основ теоретического мышления.

5.Принцип избыточности изучаемого материала.

6.Принцип доступности. Доступность текстов активизирует познавательный интерес детей, побуждает их к размышлениям.

7.Принцип наглядности. На занятиях используются тетради на печатной основе (Авторы: Т.Л.Мишакина, С.Б.Чижикова, В.В.Ванина «Тренажёр для учащихся 2-3-4 класса по формированию УУД, издательство «Ювента», г. Москва, 2014 год), (О.Т. Поглазова «Вместе со сказкой», издательство «Ассоциация 21 век», 2012 г.), (Абросимова Е.Е., Мурашкина И.А., Сучкова С.В. «Комплексные задания к текстам», издательство «Лицей», г. Саратов, 2011 г.), (Межуева Ю.В. «Комплексная работа с текстом», издательство «Лицей», г. Саратов, 2017 г.), (Дёмочко Т.В., Межуева Ю.В. «Проекты 2-3-4 классы», издательство «Лицей», г. Саратов, 2016 г.). В ТПО дети знакомятся с текстами и выполняют предложенные задания. Для развития познавательной активности учащихся и более результативного восприятия материала при проведении занятий используются мультимедийные технологии. Презентации дают возможность выстроить объяснение материала на занятии логично и научно с использованием видеофрагментов.

Методы, формы и приёмы работы

При проведении занятий используются следующие разнообразные методы, формы и приёмы учебно-воспитательной работы: словесные, наглядные, практические, репродуктивные, проблемные и частично – поисковые методы, методы самостоятельной работы. В зависимости от учебной задачи используются фронтальные, групповые и индивидуальные способы работы. На занятиях обучающую роль наравне с учителем играют высказывания детей.

Почти каждое занятие внеурочной деятельности содержит несколько форм учебной работы, которые носят, как индивидуальный, так и групповой характер. Их ценность заключается в том, что в обязательных учебных курсах нет возможности для систематического использования всей гаммы методов, форм и приемов развивающего обучения. Занятия основаны на активной деятельности детей и нацелены на освоение ими эффективных способов мыслительных операций.

содержание курса

Для развития интеллектуальной и эмоциональной сфер, творческого потенциала ребёнка очень важно не упустить время становления его познавательных способностей. Благодатным материалом для занятий с детьми в 1 классе являются сказки.

В разделе «Знакомимся с окружающим миром, развиваем кругозор вместе с героями сказок» ребятам предлагаются разнообразные задания на развитие наблюдательности, памяти, речи, воображения, фантазии, а также мелкую моторику руки. Занятия по этому разделу позволяют познакомить ребёнка с окружающим миром, расширить его кругозор, повысить свои результаты в учебной деятельности.

В разделе «Играю и учусь. Читаю, думаю, действую…» учащиеся учатся построению предложений и развитию мысли в тексте, обогащают и уточняют свой словарный запас, расширяют опыт пользования словарями, запоминают написание слов. Все задания нацелены на формирование мышления школьников, их языковой интуиции, способности к догадке, к творческому поиску, к конструкторской деятельности.

Во 2-3-4 классах работа осуществляется по двум разделам:

  1. «Учимся работать с тестом и представленной информацией»

  2. «Учимся выполнять проекты и заниматься исследовательской деятельностью»

Весь материал кружковых занятий вводится непринуждённо, тексты для работы на уроке первично читает учитель, настраивая детей на положительную и результативную работу. Предлагаемые тексты состоят из комплексных заданий, так как отражают содержание нескольких учебных предметов курса начальной школы: литературного чтения, русского языка, математики и окружающего мира. Иногда трудности у младших школьников могут вызвать задания, связанные с привлечением собственного (субъективного) опыта или знаний из разных образовательных областей. Логически все задания обязательной части А связаны друг с другом. Они являются цепочкой заданий или рассуждений, формирующих умение у младших школьников работать последовательно, поэтому задания необходимо выполнять последовательно в предложенном порядке.

Подбор материала и предложенные задания построены так, что обязательную часть А должны выполнять все учащиеся кружка, а задания части Б они имеют право выполнять по своему выбору. Оценивается работа каждого ребёнка индивидуально. Часть содержит задания творческого уровня, предполагает выражение личного мнения учащегося или отношения к фактам или событиям. Эта часть выполняется добровольно, по выбору ученика. При оценивании части В следует с уважением относиться к мнению ученика.

Работа с тренажёрами в 1 полугодии 4 класса содержит более обучающий характер, с разъяснением наиболее трудных заданий для учащихся. К текстам есть задания не только на выяснение смыслового понимания прочитанного материала, но и упражнения по русскому языку, окружающему миру, задачи по математике, связанные по смыслу с содержанием каждого текста.

Учитель для работы должен создать условия каждому ученику в удобном для него темпе. Оценивать знания (словесно, в баллах) можно не только по литературному чтению, но и по тем предметам, для которых предусмотрены задания. Что и как именно – решает учитель в конкретной ситуации. В процессе выполнения заданий анализируются, разбираются не только типичные ошибки, но и способы действия учеников. Традиционные тестовые задания считаются выполненными успешно, если более 75-80% заданий сделано ребёнком верно.

За основу мониторинга успешности каждого учащегося на базе анализа тестирования в начале каждой рабочей тетради предлагается таблица, в которой ребёнок фиксирует уровень сформированности умений и навыков, что наряду с рефлексивным подходом к анализу работы способствует формированию навыка самоконтроля и самооценки, организации последующей грамотной работы над ошибками, и это станет важным показателем сформированности универсальных учебных действий младших школьников.


Мои успехи (таблица №1)

Формируемое действие

Выполнение

части А

Выполнение

части Б

Выполнение

части В

Смысловое понимание прочитанного материала.




Умение составлять план к рассказу.




Умение выделять главную мысль текста.




Умение находить информацию, данную в скрытом, неявном виде.




Умения выбирать из текста предложения по заданию.




Умение работать с таблицей, графиками, диаграммами.




Умение доказательно выразить своё мнение.




Умение систематизировать знания из текста.




Умение опираться на знания из разных учебных предметов.




Мои успехи (таблица №2)

Формируемое действие

1 уровень

Умею действовать при помощи учителя

2 уровень

Умею действовать самостоятельно

3 уровень

Умею находить свои ошибки и исправлять их самостоятельно

Чтение текста про себя.




Ответы на вопросы к научно-популярному тексту.




Понимание информации, представленной в таблице.




Понимание информации, представленной в виде диаграмм.




Усвоение детальной информации из текста.




Формулировка выводов.




Выстраивание логических связей по содержанию текстов.





планируемые результаты освоения курса

Занятия по программе кружка «Хочу всё знать» обеспечивают формирование предметных, метапредметных и личностных универсальных учебных действий. Занятия внеурочной деятельности помогут учащимся отработать и закрепить полученные знания, умения и навыки по основным школьным предметам, подготовить обучающихся к написанию ВПР, будут способствовать всестороннему развитию личности ребёнка.

Личностные результаты

У обучающихся будут формироваться:

  • внутренняя позиция школьника;

  • личностная мотивация учебной деятельности;

  • ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя или самостоятельно;

  • проговаривать последовательность действий, учиться работать по плану;

  • учиться высказывать своё предположение на основе иллюстрации или проделанной работы;

  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

  • учиться делать выводы;

  • учиться совместно с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности и товарищей.
    Познавательные УУД

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного материала;

  • делать предварительный отбор источников информации, добывать новые знания, находить ответы на вопросы;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

  • овладеют широким спектром логических действий и операций, научатся выделять главное и составлять план, выполнять действия анализа и делать обобщение по прочитанному материалу.

  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты, понятия.

Коммуникативные УУД

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • учиться слушать и понимать речь других, грамотно доносить свою позицию до слушателя, уважительно относиться к чужому мнению, учитывать позицию собеседника (партнера);

  • адекватно передавать информацию;

  • отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

  • учиться выполнять различные роли в группе, организовать и осуществить сотрудничество со сверстниками и учителем.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • воспринимать и анализировать учебные статьи, систематизировать их содержание, выделять главные мысли и определения, сравнивать понятия, работать с таблицами и диаграммами;

  • анализировать содержание задач и заданий;

  • выделять существенные отношения данных в условии задач и заданий;

  • планировать свою деятельность;

  • выстраивать логические связи по содержательной линии текста, усваивать детальную информацию, давать самостоятельные обоснованные суждения;

  • мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам (сравнивать);

  • распределять предметы (или объекты) по существенным или несущественным признакам (классифицировать);

  • искать закономерности, связи между предметами и явлениями, основанные на действии определённых законов, определять последовательность событий, давать определения тем или иным понятиям;

  • при помощи одного или нескольких суждений делать заключение, формулировать выводы.


календарно-тематическое тематическое планирование

1 КЛАСС (33 часа)

п/п

Тема занятия

1

Вводное занятие. Беседа о школе.

2

Экскурсия в библиотеку «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим». *Обзор материала по теме: «В мире книг и в царстве информации».



3

Раздел 1. Знакомимся с окружающим миром, развиваем кругозор вместе с героями сказок.

По мотивам сказки В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». *Развитие речи, личностных качеств; формирование экологической культуры.

4

По мотивам сказки В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». *Развитие интеллекта.

5

По мотивам сказки В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». *Развитие двигательных навыков.

6

По мотивам сказки В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил». *Развитие коммуникативных способностей.

7

Подводим итоги. «Читаю, думаю, отгадываю» по мотивам сказки В. Бианки «Как Муравьишка домой спешил»

8

По мотивам сказки В. Бианки «Гадкий утёнок».

*Развитие речи, личностных качеств; формирование экологической культуры.

9

По мотивам сказки В. Бианки «Гадкий утёнок».

*Развитие интеллекта.

10

По мотивам сказки В. Бианки «Гадкий утёнок».

*Развитие двигательных навыков.

11

По мотивам сказки В. Бианки «Гадкий утёнок».

*Развитие коммуникативных способностей.

12

Подводим итоги. «Читаю, думаю, отгадываю» по мотивам сказки В. Бианки «Гадкий утёнок»

13

По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка».

*Развитие речи, личностных качеств; формирование экологической культуры.

14

По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка».

*Развитие интеллекта.

15

По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка».

*Развитие двигательных навыков.

16

По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка».

*Развитие коммуникативных способностей.

17

Подводим итоги. «Читаю, думаю, отгадываю» по мотивам сказки Х.К.Андерсена «Дюймовочка»

18

По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Великий морской змей». *Развитие речи, личностных качеств; формирование экологической культуры.

19

По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Великий морской змей». *Развитие интеллекта.

20

По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Великий морской змей». *Развитие двигательных навыков.

21

По мотивам сказки Х.К.Андерсена «Великий морской змей». *Развитие коммуникативных способностей.

22

Подводим итоги. «Читаю, думаю, отгадываю» по мотивам сказки Х.К.Андерсена «Великий морской змей»

23

Знакомимся с окружающим миром и развиваем кругозор вместе с героями произведения Л. Завальнюка «По грибы, по ягоды»

24

Подводим итоги. Урок-игра «Что? Где? Когда?»


25

Раздел 2. Играю и учусь. Читаю, думаю, действую…

О нашей речи.

*Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания.

26

Какие бывают слова?

*Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания.

27

Собственные имена.

*Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания.

28

Разные языки: родной и иностранные.

*Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания.

29

Речь устная и письменная.

*Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания.

30

Звуки русского языка.

*Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания.

31

Буквы русского языка. Алфавит. Как работают буквы? Что значит писать и говорить правильно?

*Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания.

32

Учимся писать записки, письма и телеграммы, поздравления.

*Развитие речи. Упражнения, игры, тестовые задания.

33

Урок-игра «Подводим итоги». Проверочные страницы.

2 КЛАСС (34 часа)

п/п

Тема занятия

1

Вводное занятие. «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим».

*Обзор материала по теме: «В мире книг и в царстве информации»



2

Раздел 1. «Учимся работать с тестом и представленной информацией»

Комплексная работа с текстом «Подкидыш».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

3

Комплексная работа с текстом «Замечательные дома».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

4

Комплексная работа с текстом «Путешественники».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

5

Комплексная работа с текстом «Саксаул».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

6

Комплексная работа с текстом «Что необыкновенного в обычных соснах?».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

7

Комплексная работа с текстом «Летом у бабушки».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

8

Комплексная работа с текстом «Большая удача».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

9

Комплексная работа с текстом «Подарок осени».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

10

Комплексная работа с текстом «Из жизни речных птиц».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

11

Комплексная работа с текстом «Волшебное дерево».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

12

Комплексная работа с текстом «Мать-и-мачеха».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

13

Комплексная работа с текстом «Белка».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

14

Комплексная работа с текстом «Птичья жизнь».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

15

Комплексная работа с текстом «История одной картины».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

16

Комплексная работа с текстом «Изба».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

17

Подводим итоги. Обобщение по разделу «Учимся работать с тестом и представленной информацией».

* Интеллектуальный тренинг. Игра-конкурс «Грамотеи»



18

Раздел 2. «Учимся выполнять проекты и заниматься исследовательской деятельностью»

Вводное занятие «Что такое проект? Этапы работы над проектом»

*Работа над пробным мини-проектом «Любимый портфель»

19

Русский язык. Проект «КИТ или КОТ?»

20

Русский язык. Проект «Составляем текст по опорным словам»

21

Русский язык. Проект «Слова-родственники»

22

Математика. Проект «Угол. Виды углов. Многоугольники»

23

Математика. Проект «Умножение и деление»

24

Математика. Проект «Величины»

25

Литературное чтение. Проект «Музей волшебных предметов»

26

Литературное чтение. Проект «В стране загадок»

27

Литературное чтение. Проект «Копилка скороговорок»

28

Окружающий мир. Проект «Явление природы»

29

Окружающий мир. Проект «На одном из материков Земли»

30

Окружающий мир. Проект «Путешествие по России»

31

Окружающий мир. Проект «Всё об одном растении»

32

Окружающий мир. Проект «Любимое время года»

33

Социальный проект «Школа добрых дел»

34

Подводим итоги. Защита проектов.

3 КЛАСС (34 часа)

п/п

Тема занятия

1

Вводное занятие. «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим».

*Обзор материала по теме: «В мире книг и в царстве информации»



2

Раздел 1. «Учимся работать с тестом и представленной информацией»

Комплексная работа с текстом «Осень в лесу».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

3

Комплексная работа с текстом «Почему вымерли мамонты?»

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

4

Комплексная работа с текстом «Деньги» (работа №1).

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

5

Комплексная работа с текстом «Деньги» (работа №2).

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

6

Комплексная работа с текстом «Розовый скворец» (работа №1).

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

7

Комплексная работа с текстом «Розовый скворец» (работа №2).

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

8

Комплексная работа с текстом «Удивительная жизнь пчёл».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

9

Комплексная работа с текстом «Как живут бобры».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

10

Комплексная работа с текстом «Озеро со «снежными» берегами».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

11

Комплексная работа с текстом «О, ландыш!»

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

12

Комплексная работа с текстом «И снова в Сергиев Посад».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

13

Комплексная работа с текстом «Акула пресных вод».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

14

Комплексная работа с текстом «Чудо планеты».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

15

Комплексная работа с текстом «Если сверкает молния».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

16

Комплексная работа с текстом «От зёрнышка до хлебушка».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

17

Подводим итоги. Обобщение по разделу «Учимся работать с тестом и представленной информацией».

*Интеллектуальный тренинг. Игра «Крестики-нолики»



18


Раздел 2. «Учимся выполнять проекты и заниматься исследовательской деятельностью»

Повторение материала по теме «Что такое проект? Этапы работы над проектом». Игровой приём «Незабудка – проект»

*Работа над пробным мини-проектом «Путь к грамотности»

19

Русский язык. Проект «Тайна одного слова»

20

Русский язык. Проект «Фразеологический зверинец»

21

Русский язык. Проект «Слова-близнецы»

22

Математика. Проект «Скворечник»

23

Математика. Проект «Покупка»

24

Математика. Проект «Математика в сказках и рассказах»

25

Литературное чтение. Проект «Попробуй себя в роли актёра»

26

Литературное чтение. Проект «О пользе «вредных» советов»

27

Литературное чтение. Проект «Портрет любимого литературного героя»

28

Окружающий мир. Проект «Редкие животные»

29

Окружающий мир. Проект «Грибы»

30

Окружающий мир. Проект «Деньги»

31

Проект «Моё хобби и увлечения»

32

Социальный проект «Школа добрых дел»

33

Групповой проект «Выпуск итоговой газеты по кружку»

34

Подводим итоги. Защита проектов.

4 КЛАСС (34 часа)

п/п

Тема занятия

1

Вводное занятие. «Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим».

*Обзор материала по теме: «В мире книг и в царстве информации»



2

Раздел 1. «Учимся работать с тестом и представленной информацией»

«Заговори, чтобы я тебя увидел». Особенности постановки проблемы и построения вопроса. Способы получения ответов на вопросы. Рассуждения, суждения и умозаключения, их сходство и различие.

3

Комплексная работа с текстом «Разновидности озёр. Озеро Байкал».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

4

Комплексная работа с текстом «Камень, ручей, сосулька и солнце».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

5

Комплексная работа с текстом «Олимпийские игры».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

6

Комплексная работа с текстом «Благодарные синички».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

7

Комплексная работа с текстом «Красная площадь – центральная площадь Москвы».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

8

Комплексная работа с текстом «Золотое кольцо России».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

9

Комплексная работа с текстом «Сердце – центральный орган кровеносной системы».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

10

Комплексная работа с текстом «Круговорот воды в природе».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

11

Комплексная работа с текстом «Система счёта. Цифры – условные знаки для обозначения чисел».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

12

Комплексная работа с текстом «Киоски «Союзпечати». Периодический материал».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

13

Комплексная работа с текстом «Вторая мировая война».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

14

Комплексная работа с текстом «Третьяковская галерея».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам.

15

Комплексная работа с текстом «Александр Невский».

*Отработка и закрепление полученных знаний, умений и навыков по основным школьным предметам

16

Подводим итоги. Обобщение по разделу «Учимся работать с тестом и представленной информацией».

*Интеллектуальный тренинг «Знатоки»



17

Раздел 2. «Учимся выполнять проекты и заниматься исследовательской деятельностью»

Повторение материала по теме «Что такое проект? Этапы работы над проектом».

*Работа над пробным мини-проектом «Обучение за рубежом. Интересные факты и заблуждения»

18

Русский язык. Проект «Составляем словарь профессий»

19

Русский язык. Проект «Устаревшие слова»

20

Русский язык. Проект «Роль глаголов в тексте-повествовании»

21

Математика. Проект «Диаграммы»

22

Математика. Проект «Доли»

23

Математика. Проект «Геометрический пейзаж»

24

Литературное чтение. Проект «Создаём волшебную сказку»

25

Литературное чтение. Проект «Сочиняем небылицы»

26

Литературное чтение. Проект «Ты в роли переводчика»

27

Окружающий мир. Проект «Одна из историй моей семьи»

28

Окружающий мир. Проект «Природная зона нашей местности»

29

Окружающий мир. Проект «Всё об одном удивительном месте»

30

Проект «Моя профессия в будущем»

31

Проект «Радио и телепередачи для детей»

32

Социальный проект «Школа добрых дел»

33

Групповой проект «Выпуск итоговой газеты по кружку».

34

Подводим итоги. Защита проектов.


17