СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хоровое пение. 1 класс"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хоровое пение" для 1 класса содержит:

  • пояснительную записку;
  • общую  характеристику программы по внеурочной деятельности;

  • описание  места программы в структуре ООП;

  • описание  ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности;

  • результаты  освоения программы по внеурочной деятельности;

  • содержание  программы;

  • тематическое  планирование с определением основных видов деятельности обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хоровое пение. 1 класс"»

Пояснительная записка


Цель программы: создание условия для самореализации личности через  музыкально-эстетическое воспитание обучающихся.

Для достижения этой цели выделяются следующие задачи:

  • создание условий для приобретения навыков коллективного пения, способов управления своим голосом;

  • формирование у обучающихся культуры общения и поведения в социуме путем подъема и развития хоровой культуры;

  • создание условий для  развития голосового аппарата, музыкальных и творческих способностей; деловых качеств: ответственности, социальной активности, аккуратности.

Цель, задачи и содержание отражают следующие методы музыкального обучения:

  • метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • интонационно-стилевого постижения музыки;

  • эмоциональной драматургии;

  • концентричности организации музыкального материала;

  • забегания вперед и возвращения к пройденному;

  • создания «композиции»;

  • игры;

  • художественного контекста.

Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:

  • гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода;

  • научности;

  • интеграции;

  • осуществление, как целостного, так и индивидуального подхода к воспитанию личности ребёнка;

  • соответствие содержания возрастным особенностям обучающихся.


Результат достигается при помощи использования высокохудожественного репертуара, соответствующего возрасту обучающихся, проведению коллективных занятий, выступлений, которые дисциплинируют, объединяют, помогают раскрыться учащимся.


Общая характеристика программы по внеурочной деятельности


Рабочая программа внеурочной деятельности «Хоровое пение» составлена на основе авторской программы Л.М. Абелян, Е.Я. Гембицкой, В.С. Попова

Программа хорового коллектива составлена для занятий с детьми в условиях общеобразовательной школы.

Актуальность программы хорового коллектива заключается в том, что она направлена на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает  возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным.

Помимо этого, программа предусматривает развитие музыкальных и творческих способностей детей, певческих данных, общей музыкальной культуры, культуру поведения в обществе.

Хоровое пение – занятие коллективное. Выступление –  результат творческих усилий коллектива. Занятия в хоре могут и должны воспитывать у школьников такие ценные качества, как коллективизм, способность  чувствовать и ценить красоту  настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе  и другим. Здесь дети начинают учиться самодисциплине.

Вся организация работы в хоровом коллективе должна помочь  школьникам осознать, что занятия искусством – это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у детей стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность.

Программа включает в себя блоки занятий, направленные на развитие голоса, расширение певческого опыта детей. В тоже время, программа включает репертуар, необходимый для организации воспитательного процесса школы. Он предназначен для исполнения на общешкольных праздниках, выездных выступлениях. Условия школы требуют исполнения произведений караоке, поэтому в программу включен репертуар, имеющий механическую запись. Во время занятий развитие голоса проводится с использованием «живого» аккомпанемента.

Основными формами контроля знаний, умений и навыков учащихся являются: анализ и оценка учебных, учебно-творческих и творческих работ, игровые формы, устный опрос.

Занятия проводятся один раз в неделю.


Описание места программы в структуре ООП

Программа реализуется в рамках духовно-нравственного направления внеурочной деятельности.

Программа рассчитана на 1 год.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Итого в год: 33 часа.


Описание ценностных ориентиров содержания программы по внеурочной деятельности

Занятия по хоровому пению, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение хорового материала как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи песни и жизни.

Внимание на занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку. Уже на начальном этапе постижения хорового искусства младшие школьники понимают, что песня открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного доcуга.

Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование музыкальной учебной деятельности, способствующей личностному, коммуникативному, познавательному и социальному развитию растущего человека.


Результаты освоения программы по внеурочной деятельности

Личностные результаты.

Ученик осознаёт свою принадлежность к своей стране - России, к своему народу. Воспринимает планету Земля как общий дом для многих народов и с уважением относится к разнообразию народных традиций и культур.

Ученик умеет выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, во временных творческих группах. Активно участвует в процессе обучения, выходит на постановку собственных образовательных целей и задач. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других. Ученик умеет различать «красивое» и «некрасивое», ощущает потребность в «прекрасном», которое выражается в удержании критерия «красиво» (эстетично), в отношениях к людям, к результатам труда. Проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.

Ученик позитивно участвует в коллективной и групповой работе учащихся, умеет входить в коммуникацию со взрослыми людьми, соблюдает в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения. Проявляет бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

Ученик воспринимает важность (ценность) учебы как интеллектуального труда и познания нового.

Ученик осмысленно относится к тому что делает, знает для чего он это делает, соотносит свои действия и поступки с нравственными нормами. Умеет отвечать за результат дела, в случае неудачи «не прячется» за других.

Ученик понимает ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умеет соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей. Проявляет доброжелательность в отношении к другим, эмоциональную отзывчивость и сопереживание к чувствам родных и близких, одноклассников, к событиям в классе, в стране.

Метапредметные результаты.

Ученик принимает учебную задачу, соотносит свои действия с этой задачей, ищет способ её решения, осуществляя пробы.

Ученик осуществляет отбор источников информации для поиска нового знания.

Сопоставляя свои действия и результат, понимает причины своего неуспеха и находит способы выхода из этой ситуации. Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства. Умеет вести диалог, учитывая разные мнения; умеет договариваться и приходить к общему решению; умеет задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; умеет доказательно формулировать собственное мнение.

Ученик предъявляет освоенность базовых предметных и межпредметных понятий, отражающих существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Ученик умеет отвечать на вопросы: Что мне удалось? Что не удалось? И почему? Может решать разные коммуникативные задачи, адекватно используя имеющиеся у него языковые средства.

Ученик проявляет готовность к решению конфликта посредством учета интересов сторон и сотрудничества, стремиться к координации различных позиций при работе в паре.

Ученик предъявляет освоенность начальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретных учебных предметов.

Предметные результаты.

  1. сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

  2. сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  3. умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

  4. использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

Требования к уровню подготовки обучающихся (УУД):

  • знание и навык правильной певческой постановки корпуса (сидя и стоя);

  • отличие певческого дыхания и обиходного, навык нижнереберного диафрагмального дыхания;

  • умение петь вместе, ориентируясь на дирижерский жест; вместе вступать и заканчивать фразу.


Содержание программы


Наименование темы

Количество часов

Всего

Практические занятия

Теоретические занятия

1

Организационное занятие. Вводный инструктаж по ТБ и ОТ.

1

0

1

2

Основные правила вокально-хорового пения.

4

3

1

2.1

В гости к музыке.

1



2.2

Что такое петь хором?

2



2.3

Мы учимся петь.

1



3

Певческая установка.

4

3

1

3.1

Петь приятно и удобно

2



3.2

Как петь сидя и стоя.

2



4

Дыхание.

2

1

1

4.1

Вдох и выдох в пении.

1



4.2

Учусь дышать правильно. Тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания.

1



5

Дирижерский жест.

3

2

1

5.1

Я хочу стать дирижером.

1



5.2

Исполнение произведений, ориентируясь на дирижерский жест.

2



6

Звукообразование.

6

5

1

6.1

Звуки музыкальные и шумовые.

1



6.2

Звуки гласные и согласные в пении.

1



6.3

Артикуляция.

2



6.4

Высота звука и звуковысотный слух.

2



7

Дикция.

2

1

1

8

Скороговорка.

2

1

1

9

Фразировка.

3

2

1

9.1

Что такое фраза?

1



9.2

Поиск выразительности фразы.

1



9.3

Понятие о мелодии.

1



10

Строй и ансамбль.

3

2

1

10.1

Что такое петь вместе.

1



10.2

Унисон.

1



10.3

Вместе весело петь.

1



11

Охрана детского голоса.

1

0

1

12

Выступления на школьных праздниках.

2

2

0


Всего:

33

22

11


Тема 1. Организационное занятие, вводный инструктаж по ОТ и ТБ.

Теория. Беседа о целях и задачах занятий по программе, инструктирование учащихся.

Тема 2. Основные правила вокально-хорового пения.

Теория. Беседа о том, как нужно беречь голос, о певческой посадке и постановке корпуса.

Практика. Упражнения.

Формы контроля над результатами обучения: Устное оценивание.

Тема 3. Певческая установка.

Теория. Беседа о правильном положении корпуса во время пения, сидя и стоя.

Практика. Упражнения, исполнение певческого репертуара.

Тема 4. Дыхание.

Теория. Беседа о певческом дыхании, его особенностях и способах тренировки.

Практика. Тренировочные упражнения.

Тема 5. Дирижерский жест.

Теория. Показать учащимся необходимость внимательно следить за рукой дирижера, отработать пение с дирижерским жестом песенного материала.

Тема 6,7,8,9. Звукообразование. Дикция. Скороговорка. Фразировка.

Теория. Беседа о том, как ясно и четко выговаривать слова песен, упражнений, правильно формировать гласные и четко произносить согласные. Учить правильной необходимой активности артикуляционного аппарата. Пояснить необходимость осознания фразы для ее правильного, художественного исполнения.

Практика. Вокально – хоровая работа над репертуаром.

Тема 10. Строй и ансамбль.

Теория. Беседа о том, что необходимо при исполнении произведений слушать других исполнителей, стараться петь в унисон со своей партией.

Практика. Упражнения, песенный материал.

Тема 11. Охрана детского голоса.

Теория. Беседа о правилах сохранения детского голоса.

Практика. Упражнения.


Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся


п/п

Тема занятия

Виды деятельности

1

Организационное занятие

Проблемно-ценностное общение.

2

В гости к музыке.

Познавательная деятельность.

3

В гости к музыке.

Проблемно-ценностное общение.

4

В гости к музыке.

Игровая деятельность.

5

Что такое петь хором?

Проблемно-ценностное общение.

6

Что такое петь хором?

Художественное творчество.

7

Что такое петь хором?

Игровая деятельность.

8

Мы учимся петь.

Художественное творчество.

9

Петь приятно и удобно

Познавательная деятельность.

10

Петь приятно и удобно

Проблемно-ценностное общение.

11

Петь приятно и удобно

Художественное творчество.

12

Петь приятно и удобно

Игровая деятельность.

13

Как петь сидя и стоя.

Познавательная деятельность.

14

Как петь сидя и стоя.

Проблемно-ценностное общение.

15

Как петь сидя и стоя.

Художественное творчество.

16

Как петь сидя и стоя.

Игровая деятельность.

17

Выступления на школьных праздниках.

Социальное творчество.

18

Вдох и выдох в пении.

Досугово-развлекательная деятельность.

19

Вдох и выдох в пении.

Познавательная деятельность.

20

Учусь дышать правильно.

Познавательная деятельность.

21

Тренировка нижнереберного диафрагмального дыхания.

Игровая деятельность.

22

Я хочу стать дирижером.

Познавательная деятельность.

23

Я хочу стать дирижером.

Проблемно-ценностное общение.

24

Я хочу стать дирижером.

Игровая деятельность.

25

Исполнение произведений, ориентируясь на дирижерский жест.

Познавательная деятельность.

26

Исполнение произведений, ориентируясь на дирижерский жест.

Проблемно-ценностное общение.

27

Исполнение произведений, ориентируясь на дирижерский жест.

Игровая деятельность.

28

Звуки музыкальные и шумовые.

Познавательная деятельность.

29

Звуки музыкальные и шумовые.

Игровая деятельность.

30

Звуки гласные и согласные в пении.

Проблемно-ценностное общение.

31

Звуки гласные и согласные в пении.

Игровая деятельность.

32

Выступления на школьных праздниках.

Социальное творчество.

33

Артикуляция.

Досугово-развлекательная деятельность.

34

Артикуляция.

Познавательная деятельность.

35

Артикуляция.

Художественное творчество.

36

Артикуляция.

Игровая деятельность.

37

Высота звука и звуковысотный слух.

Проблемно-ценностное общение.

38

Высота звука и звуковысотный слух.

Художественное творчество.

39

Высота звука и звуковысотный слух.

Проблемно-ценностное общение, игровая деятельность.

40

Высота звука и звуковысотный слух.

Игровая деятельность.

41

Дикция.

Познавательная деятельность.

42

Дикция.

Проблемно-ценностное общение.

43

Дикция.

Игровая деятельность.

44

Дикция.

Досугово-развлекательная деятельность.

45

Выступления на школьных праздниках.

Социальное творчество.

46

Скороговорка.

Познавательная деятельность.

47

Выступления на школьных праздниках.

Социальное творчество.

48

Скороговорка.

Игровая деятельность.

49

Что такое фраза?

Познавательная деятельность.

50

Что такое фраза?

Проблемно-ценностное общение.

51

Поиск выразительности фразы.

Проблемно-ценностное общение.

52

Поиск выразительности фразы.

Досугово-развлекательная деятельность.

53

Понятие о мелодии.

Познавательная деятельность.

54

Понятие о мелодии.

Игровая деятельность.

55

Двухголосная мелодия.

Проблемно-ценностное общение.

56

Двухголосная мелодия.

Художественное творчество.

57

Двухголосная мелодия.

Проблемно-ценностное общение, игровая деятельность.

58

Двухголосная мелодия.

Игровая деятельность.

59

Что такое петь вместе.

Познавательная деятельность.

60

Что такое петь вместе.

Игровая деятельность.

61

Унисон.

Познавательная деятельность.

62

Унисон.

Игровая деятельность.

63

Вместе весело петь.

Проблемно-ценностное общение.

64

Вместе весело петь.

Игровая деятельность.

65

Охрана детского голоса.

Познавательная деятельность.

66

Охрана детского голоса.

Досугово-развлекательная деятельность.


Описание материально-технического обеспечения внеурочной деятельности


Перечень музыкального материала.

Народные песни и прибаутки: польская народная песня "Та-та, два кота"; русские народные песенки "Барашеньки - крутороженьки", "Скок-поскок", "Дон-дон"; французская народная песня "Утро"; французские песни-игры " Куклы ", " Зайцы и волк ".

Скороговорки по выбору учителя и учеников.

Вокальная и хоровая музыка для слушания: В. А.Моцарт. "А11е1u а" из мотета "Еxsultate, jbilateе; Л. Денца. "Фуникули-фуникула"; русская народная песня "Как в лесу-лесочке"; П.Чайковский. "Песня о счастье". Хор из оперы "Орлеанская дева"; И.Космачев. "Где живут ноты, или веселая нотная азбука".

Вокальная и хоровая музыка для разучивания и исполнения: А.Островский. "До, ре, ми, фа, соль..." из телевизионной передачи "Урок пения"; Е. Гиммерфальб. "Песенка Карлсона" из музыки к спектаклю "Малыш и Карлсон"; М. Парцхаладзе. "Кваки-кваки"; Р.Бойко. "Озорник"; Д. Кабалевский. "Полечка про Олечку", "Самое трудное", три песни-игры: "Карусель", "Гости", "Синичка"; В.Коростылев. "Как лечили бегемота"; Я. Дубравин. "Без друзей никак нельзя", "Добрый день!" В.Шаинский. "Игра", "Дождь пойдет по улице..." из мультфильма "Речка, которая течет на юг", "Мир похож на цветной луг" из мультфильма "Однажды утром"; Я. Дубравин. "Родная земля".


Список используемой литературы:


1. Агапова И.А., Давыдова М.А. 30 музыкальных занятий. – М.,2002.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта.– М.: Владос, 2000.

3.Блейз О.С. Все о музыке.– М., 2001.

4.Гримшоу К. Музыка. – М., 1999.

5.Далецкий О.В. Обучение пению.– М, 2003.

6. Детская музыкальная энциклопедия.– М., 2002.

7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе.– М., 2000.

8. Емельянов В.В. Развитие голоса.– СПб.: Издательство «Лань», 2003.

9. Лидина Т. Я умею петь.– Ростов на Д, 2000.

10. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей.– Ярославль, 1997.

11. Никитина Л.Д. История русской музыки.– М., 2000.



11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!