Приложение 2
Рабочая программа внеурочной деятельности
Общекультурного направления
«Хоровое пение»
для учащихся 8-9 классов
УМК: Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства /Н.Б.Гонтаренко. – Изд. 2-е – Ростов н/Д: Феникс, 2007.
Полякова О.И. Детский эстрадный коллектив: Методические рекомендации. – М.: Московский Городской Дворец детского (юношеского) творчества, Дом научно-технического творчества молодежи, 2004.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;формирование эмоциональное отношение к искусству;
формирование духовно-нравственных оснований;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.
Метапредметные результаты:
регулятивные УУД:
планировать свои действия с творческой задачей и условиями еѐ реализации;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели занятия;
выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
коммуникативные УУД:
участвовать в жизни микро- и макросоциума;
уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
применять знаково-символические и речевые средства для решения
коммуникативных задач;
познавательные УУД:
использовать знаково-символические средства для решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
постижение нотной грамоты;
знание особенностей музыкального языка;
применение полученных знаний и приобретѐнного опыта творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
выражение образного содержания музыки через пластику и движение;
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
1 год обучения
Виды внеурочной деятельности: - наглядно – слуховой (аудиозаписи), художественное творчество.
Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.
Форма: Беседа
Знакомство. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.
Форма: музыкальные занятия;
Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.
Форма: репетиции;
Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.
Форма: музыкальные занятия;
Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, упражнения по системе В.В. Емельянова.
Форма: музыкальные занятия;
Ансамбль. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование, а капелла.
Форма: репетиции;
Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения.
Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме «громко».
Форма: творческие отчеты
Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра «Матрешки».
Форма: музыкальные занятия;
Сценическое движение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.
Форма: музыкальные занятия;
Репертуар. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.
Форма: творческие отчеты
Концертная деятельность.
Форма: концерты, музыкальные спектакли, конкурсы.
2-й год обучения
Виды внеурочной деятельности: - наглядно – слуховой (аудиозаписи), художественное творчество.
Вводное занятие. Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.
Форма: Беседа
Охрана голоса. Проведение гимнастики голоса по фонопедическому методу В.В.Емельянова.
Форма: музыкальные занятия;
Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.
Форма: репетиции;
Звукообразование. Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосия. Упражнение на расширение диапазона.
Форма: репетиции;
Дыхание. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.
Форма: музыкальные занятия;
Дикция и артикуляция. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.
Форма: музыкальные занятия;
Ансамбль. Элементы двухголосия. Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.
Форма: репетиции;
Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.
Форма: творческие отчеты
Ритм и ритмический рисунок. Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.
Форма: музыкальные занятия;
Сценическое движение. Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.
Форма: репетиции;
Работа над репертуаром. Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.
Форма: репетиции;
Концертная деятельность. Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.
Итоговые занятия, творческие отчеты.
Форма: концерты, музыкальные спектакли, конкурсы.
Тематическое планирование
1, 2 год
№ | Темы | Кол-во часов |
п/п |
| 1 год обучения | 2 год обучения |
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
2 | Знакомство основными вокально- | 2 | 2 |
хоровыми навыками пения |
3 | Охрана голоса | 1 | 1 |
4 | Певческая установка | 2 | 2 |
5 | Звукообразование. Музыкальные штрихи | 2 | 2 |
6 | Дыхание | 2 | 2 |
7 | Дикция и артикуляция | 1 | 1 |
8 | Ансамбль. Унисон | 2 | 2 |
9 | Ансамбль. Элементы двухголосия | 2 | 3 |
10 | Музыкально-исполнительская работа | 2 | 2 |
11 | Ритм | 1 | 2 |
12 | Сценодвижение | 2 | 2 |
13 | Работа с репертуаром | 11 | 8 |
14 | Концертная деятельность | 2 | 3 |