СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности класс Юный эколог

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности класс Юный эколог»

Мининская СОШ филиал

муниципального автономного общеобразовательного

учреждения Исетской средней общеобразовательной школы №1

РАССМОТРЕНО

на педагогическом совете от «___»_______2020 г. Протокол № _____


СОГЛАСОВАНО организатор

/_______/ Рыбакова М.В.

«____» ________2020 г.

УТВЕРЖДАЮ

зав.филиалом Мининской СОШ

/___________ / Н.А.Андреева

Приказ № ______ от

«____» __________2020г.




Исетского района, Тюменской области











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по внеурочной деятельности

«Юный эколог»

для 1 класса








Учитель: Рыбакова Марина Владимировна



высшей квалификационной категории











с. Минино, 2020 год

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный Эколог»


Предметные результаты:

  • интерес к познанию мира природы;

  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

  • осознание места и роли человека в биосфере;

  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости. Личностные результаты:

  • принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

  • развитие морально-этического сознания;

  • получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • понимать своѐ продвижение в овладении содержанием курса;

  • замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы. Познавательные:

  • овладение начальными формами исследовательской деятельности;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

  • называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий, . – сравнивать объекты, выделяя сходство и различия; .

  • устанавливать правильную последовательность событий;

  • группировать различные предметы по заданному признаку. Коммуникативные:

  • участвовать в диалоге при выполнении заданий; . – осуществлять взаимопроверку при работе в парах; . – формирование коммуникативных навыков.



Содержание программы 1 класс (33 ч) Введение (1 ч)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.



Мой дом за окном (6ч)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своѐм доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчѐт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берѐтся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелѐные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев?




Братья наши меньшие (4ч)

Учитесь жалеть. Дети учатся общаться, ухаживать за братьями меньшими. Наблюдения за домашними питомцами позволяют узнать многие природные закономерности, взаимосвязи, развивают у детей познавательный интерес.

Демонстрация: Н.Пожарицкая “Путешествие к домашним животным” Практическая деятельность: уход за домашними питомцами.

Пернатые друзья (3ч)

В этом разделе программы дети учатся различать птиц, часто встречающихся в нашей местности. Отводится время на наблюдение за поведением птиц, чтению стихов, рассказов, разгадыванию загадок.

Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”, В.Бианки “Терентий – тетерев”. И.Рахимов “Иллюстрированный справочник по птицам”.

Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, исследовательская работа “Синицы… “полезные” или “вредные” птицы?”.

Путешествие в мир леса(6ч)

Наблюдения за растениями и животными. В лесу можно найти много примеров, подтверждающих взаимосвязь растений и животных.

Демонстрация: В.Бианки “Рассказы и сказки” М.Пришвин “Разговор деревьев”. А.Сладков “Азбука леса”.

Практическая деятельность: экскурсии в зимний лес и в Шаршадинский леспромхоз. Я и моѐ окружение (8 ч)

Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.

Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчѐт каждой группы о проделанной работе.

Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учѐтом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещѐнность, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведѐнных работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени.

Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе

Загадки животного мира (2ч)

Несколько лет подряд на нашем пруду проводят зиму дикие утки. В этом разделе дети понаблюдают за дикими утками, знакомятся с интересными фактами из жизни клестов.

Демонстрация: Ф.Ибрагимова “Красота природы”.

Практическая деятельность: сбор информации о диких утках, клестах, оформление выполненные наблюдения в виде сообщения, проекта.

Гигиена моего дома. (3 ч.)

Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.

Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, конкурсы, викторины.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:исследовательские,практические,объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу































Календарно- тематическое планирование

заня- тия

Тема раздела и учебного занятия

Колво часов

Дата по плану

Дата по факту


Введение1ч.




1

Что такое экология?

1




Мой дом за окном6ч.




2

Мой дом. Дом, где мы живѐм.

1



3

Откуда берѐтся и куда девается мусор?

1



4

Экскурсия-прогулка «Краски и звуки осени»

1



5

Деревья твоего двора

1



6

Как вести себя на природе

1



7

Практическое занятие «Уборка школьного двора»

1




Братья наши меньшие 4ч.




8

Домашние животные. Кроссворд “Кто есть кто?”

1



9

Чем мы кормим домашних животных

1



10

Как ухаживать за своим питомцем

1



11

Творческая мастерская. Объемное моделирование из природных материалов. “Домашние животные”

1




Пернатые друзья 3ч.




12

Местные виды птиц.

1



13

Столовая для птиц. Изготовление кормушек

1



14

Экологическая викторина “Птицы – наши друзья”

1




Путешествие в мир леса 6ч.




15

Взаимосвязь растений и животных

1



16

Следы на снегу

1



17

Лес и наше здоровье. Дары леса

1



18

Редкие и исчезающие виды растений и животных Тюменской области

1



19

Природа – источник творческого вдохновения

1



20

Экскурсия в парк

1




Я и моѐ окружение8ч.




21

Моя квартира (Мой дом)

1



22

Соседи-жильцы

1



23

Мой класс

1



24

Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»

1



25

Комнатные растения в квартире, классе

1



26

Влияние света на рост и развитие комнатных растений. Исслед. работа

1



27

Практическое занятие «Уход за комнатными

растениями»

1



28

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

1




Загадки животного мира 2ч.




29

Любопытные факты о живой природе

1



30

Это интересно! Сбор информации о клестах

1




Гигиена моего дома3ч.




31

Уход за квартирой

1



32

Гигиена класса

1



33

Практическое занятие «Гигиена класса»

1




Итого: 33 часа















































Пояснительная записка



Настоящая рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный эколог» предназначена для обучающихся 1 класса основной общеобразовательной школы. Она разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного ( начального) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897, с изменениями, внесенными приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года №1644, от 31 декабря 2015 г. №1577.

  • Учебного плана МАОУ Исетской СОШ №1 Исетского района Тюменской области на 2020-2021 учебный год.

Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребѐнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей еѐ развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребѐнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всѐ воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребѐнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причѐм знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся 1 класса. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!