СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог" для 2 класса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС»

Рабочая программа

по внеурочной деятельности в рамках ФГОС


«Юный эколог»

(экологическое направление)

Возраст воспитанников: 8-9 лет




























учителя начальных классов высшей квалификационной категории Гишмеевой Лидии Варламовны




г .Набережные Челны, 2021 г.


Пояснительная записка

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова,
Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с
Работа кружка основана на получении учащимися знаний и навыков в области экологии.
направление программы - познавательно-экологическое;
В основе программы лежит принцип научности, принцип доступности, принцип преемственности.

Цель программы: Воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному достоянию человечества.


Задачи программы «Юный эколог»:

1. Формирование у школьников знания основ экологии;

2. Научить использовать полученные знания об экологии;

3. Обучить работать индивидуально и в группе; отстаивать свою точку зрения;

4. Сформировать умение контролировать свое поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде;

5. Воспитать чувство бережного отношения к природе.

Ценностными ориентирами содержания данной программы в начальной школе являются:

  • развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

  • формирование представлений о природе как универсальной ценности;

  • изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;


  • развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

  • развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

  • формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

  • вовлечение учащихся в реальную деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Организация внеурочной деятельности по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.


Планируемые результаты освоения, обучающимися программы
внеурочной деятельности.

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

В результате реализации программы обучающиеся должны:

  • Приобрести знания о принятых нормах отношения к природе;

  • Овладеть основными экологическими терминами;

  • Вести наблюдения в природе и в классе под руководством руководителя;

  • Научиться делать заключение на основе наблюдений;

  • Уметь работать индивидуально и в группе;

  • Быть способными отстаивать свою точку зрения;

  • Выполнять правила поведения в природе;

  • Уметь осуществлять уход за комнатными растениями;

  • Самостоятельно осуществлять простейшие операции по посадке и посеву полезных растений;

  • Осознавать связь между состоянием природы и здоровьем человека;

  • Уметь изготовлять экологические памятки.



Формы и методы обучения

В программу внесены разнообразные формы занятий: экскурсии, беседы, наблюдения, практические работы, праздники, участие в экологических акциях, ролевые игры, конкурсы, викторины, экскурсии.

Для реализации поставленных целей и задач программы используются такие формы и методы обучения, которые обеспечат воспитание экологически ответственного поведения и отношения ребёнка, а также развития творческих качеств личности.

Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: исследовательские, практические, объяснительно-иллюстративные, репродуктивные связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися. Им соответствуют такие приемы, как рассказ учителя, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.

Структура занятий может включать в себя несколько взаимосвязанных по темам, но различных по типу деятельности частей, например, рассказ учителя, игру, разбор иллюстраций, литературных произведений, беседу. Большое внимание уделяется практическим работам.


К концу изучения программы дети должны уметь:

- классифицировать природные тела на живые и неживые;

- выделять связи живого организма со средой обитания;

- устанавливать причины загрязнения воды и предсказывать последствия этого загрязнения;

- осознавать значение воды для человека;

- сравнивать морской водоём с пресным;

- обосновывать обитание птиц в наземно-воздушной среде;

- выделять связи птиц с жизнью человека;

- соотносить описание и внешний вид птицы с её названием;

- изготавливать простейшие кормушки;

- соотносить внешний вид птицы с названием;

- обосновывать причины уменьшения числа хищных птиц;

- объяснять значение хищников в лесу;

- объяснять отрицательное влияние человека в лесу;

- сравнивать северных и южных животных;

- пояснять значение растений в жизни человека;

- находить связь условий жизни растений с его внешним видом;

- работать компасом, определить температуру;

- ориентироваться на местности;

- определить возраст деревьев по годичному кольцу;

- различать “съедобные” и “несъедобные” грибы;

- осознать роль “родного” в жизни человека;

- знать свои права и обязанности;

- составить свою родословную.

Содержание программы для 2 класса

1 раздел – “Войду в природу другом”

Природа – колыбель наша. У истоков природы.

Демонстрация: осенние приметы.

Практическая деятельность: экскурсия в природу.

2 раздел – “О чем поют птицы”

Какой же лес без гомона птиц? О чем же они поют? Почему в лесу нужно соблюдать тишину?

Демонстрация: аудиозапись “Голоса птиц”, И.Рахимов, А.Аринина “Птицы наших лесов”, Сказки-несказки. В.Бианки и Э.Шима.

Практическая деятельность: викторина “Птицы наши друзья”.

3 раздел – “О грибах и не только”

Удивительный мир грибов. Грибы на службе у человека. Что такое “тихая охота”?
Демонстрация: Н.Архипова “О грибах и не только”, стихи Е.Телегиной, В.Левановского, В.Лифшица, муляжи грибов.
Практическая деятельность: КВН “Грибы – это грибы”, составление альбома о грибах.

4 раздел – “Жизнь на водоемах”

Течет река, бежит ручей… Как зимуют, чем питаются рыбы, раки, бобры и другие обитатели водоемов? Демонстрация: С.Радзиевская “Круглый год”.

Практическая деятельность: видеофильм о бобрах.

5 раздел – “Удивительный мир бабочек”

Красота спасет мир. Давайте, учиться радоваться красоте и беречь ее!

Демонстрация: А.Ильясова, Т.Яковенко “Удивительный мир бабочек”.

Практическая деятельность: выставка рисунков.

6 раздел – “Явления природы”

Гремит гром, сверкает молния. А почему? Все хотим знать.

Демонстрация: справочное бюро “Почемучка”, Ф.Ибрагимова “Красота природы”.

Практическая деятельность: экскурсия.

7 раздел – “Мы - юные садоводы”.

Труд кормит, а лень портит. Витаминная грядка. Искусство составления букетов.

Демонстрация: загадки об овощах, цветах.

Практическая деятельность: игра “Сложи овощ”, исследовательская.


Учебный план


п/п

Наименование раздела

Всего часов

В том числе занятия

теор.

практ.

1

В гостях у природы

5

3

2

2

Пернатые наши друзья

9

6

3

3

О грибах и не только

4

3

1

4

Жизнь на водоемах

5

3

2

5

Удивительный мир насекомых

3

2

1

6

Явления природы

3

1

2

7

Мы юные садоводы

4

1

3

Тематическое планирование занятий


п/п

Раздел. Тема занятия

Кол.
часов

Теорет.

Практ.

Экскур

Дата



В гостях у природы

5

3

1

1

план

факт

1

Что такое “экология”? Путешествие в лесную школу

1

 

 

 



2

Ель – кормилица. Лесной час

1

 

 

 



3

Почемучкины книжки

1

 

 

 



4

Умеешь ли ты видеть необычное в обычном. Поделки из природных материалов

1

 

 

 



5

Джунгли зовут! Игровое занятие

1

 

 

 




Пернатые – наши друзья

9

6

2

1



6.

Ястреб-тетеревятник – самый быстрый и грозный охотник леса

1

 

 

 



7.

Горлица – лесной голубок

1

 

 

 



8.

Филин – самый крупный из наших сов

1

 

 

 



9.

Кукушка – хитрая птица

1

 

 

 



10.

Лесной доктор – большой пестрый дятел. Экскурсия

1

 

 

 



11.

Клесту не страшен холод

1

 

 

 



12.

Разновидности птиц.

1

 

 

 



13.

КВН “Птицы наши друзья”

1

 

 

 



14.

Экологическая акция “Берегите птиц!”

1

 

 

 




О грибах и не только

4

3

1

 



15.

Съедобные и несъедобные грибы

1

 

 

 



16.

Грибы, выращенные на грядке и растущие на деревьях

1

 

 

 



17.

Грибная угадайка

1

 

 

 



18.

Грибы на службе у человека. Составление альбома-справочника о грибах. Практ. занятие.

1

 

 

 




Жизнь на водоемах

5

3

2

 



19.

Рыбы. Рыбий язык

1

 

 

 



20.

Аквариумные рыбки

1

 

 

 



21.

Неуклюжий рак. Где он зимуют?

1

 

 

 



22.

Чья это хатка? Видеофильм

1

 

 

 



23.

Оригами. “Рыбки в аквариуме”

1

 

 

 




Удивительный мир насекомых

3

2

1

 



24.

Бабочки, занесенные в Красную книгу Татарстана

1

 

 

 



25.

Искусные строители: муравьи и пчелы.

1

 

 

 



26.

Природа и фантазия. Пр. занятие

1

 

 

 




Хочу все знать. Об интересных явлениях природы

3

1

2

 



27.

Гроза… Гремит гром, сверкает молния. Как и почему?

1

 

 

 



28.

Снег. Лед. Вода. Их свойства. Причины загрязнения. Исслед. работа

1

 

 

 



29

Экскурсия на реку Кама

1

 

 

 




Мы юные садоводы

5

1

3

 



30

Мы исследуем почву. Исслед. работа

1

 

 

 



31

Искусство составления букетов.

1

 

 

 



32.

Все цвета радуги. Буклет о садовых цветах

1

 

 

 



33.

Работа на пришкольном участке

1

 

 

 



34

Итоговое занятие

1






 

Итого:

34

20

14

 





Ожидаемые результаты:

Предметные результаты:

– различать и приводить примеры объектов живой и неживой природы;
– называть характерные признаки времен года;
– различать, называть и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных;
– называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
– ухаживать и размножать комнатные растения;
– интерес к познанию мира природы;
– потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
– осознание места и роли человека в биосфере;
– преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.


Личностные результаты:

– понимание необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
– ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе;
– принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
– развитие морально-этического сознания.


Метапредметные результаты:

Регулятивные:

– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.

Познавательные:

– овладение начальными формами исследовательской деятельности;
– понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
– называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
– сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
– устанавливать правильную последовательность событий;
– группировать различные предметы по заданному признаку.

Коммуникативные:

– участвовать в диалоге при выполнении заданий;
– осуществлять взаимопроверку при работе в парах;
– формирование коммуникативных навыков.



















Информационные ресурсы

Для педагога:

  1. Академия педагогических наук СССР. Что такое? Кто такой? Москва. Изд. “Педагогика”. 1975..

  2. Министерство экологии и природных ресурсов РТ АН. Красная книга РТК.: “Идел-пресс”, 2 Культура здоровой жизни. Спецвыпуск. 2003 г.

  3. Ридерз Дайджест. Только факты. (Справочник для всей семьи).

  4. Рыжова Н.А. “Не просто сказки” (экологические рассказы, сказки, праздники). М. 2006.

Для учащихся:

  1. Архипова Н.С. “О грибах и не только”. К.:ООО “Фолиантъ”, 2008.

  2. Бианки В.В. “Терентий – тетерев”, “Рассказы и сказки”.

  3. Большой географический Атлас школьника. М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2005.

  4. Гавеман. А. В. Лес. Москва. Детгиз. 1959.

  5. Детские развивающие и познавательные журналы.

  6. Ибрагимова Ф.З. Красота природы. Книга для дополнительного чтения для нач. классов общеобразовательной школы. – К.: Магариф, 2002.

  7. Ильясова Д.А., Яковенко Т.В. “Удивительный мир бабочек” К.: “Фолиантъ”, 2008.

  8. Толстой.Л.Н. “Рассказы о животных” М.: Детская литература, 1984.

  9. Лях В. И. Физкультура - мой друг. . “Идель-Пресс”. 2006.

  10. Мамин-Сибиряк Д.Н. “Серая Шейка” М.: Детская литература, 1982.

  11. Минакова Е.А. “Экология для малышей”. К.: “Фолиантъ”, 2008.

  12. Пришвин М.М. “Разговор деревьев”.

  13. Паустовский К.Г. “Повесть о лесах” М.: Детская литература, 1982.

  14. Рахимов И., Аринина А. “Птицы наших лесов” К.: “Фолиантъ”, 2008

  15. Светлова Инна. Атлас Земли. Москва. “Эксмо”. 2007.

  16. Хасанов Г.Х. “Времена года” (повести и рассказы) К.: Тат.книжное издательство, 1991.

Литература

  1. Шабельник Е. С., Каширцева Е. Г. Ваши права: Книга для учащихся нач. классов. М. Изд-во “Вита-Пресс”. 1996.

  2. Шаехов Д.М. Откуда дует ветер. 2008.

  3. Шакирова Т.Р. Птицы. 2007.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!