СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология человека"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Экология человека"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

«ВАХРУШЕВСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС №2 «БЕРЕГИНЯ»








УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГОУ ЛНР «ВУВК №2 «Берегиня»

________________И.М. Левко

31.08.2020 г






Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«Экология человека»

(общеинтеллектуальное направление)

8 класс

Срок реализации программы: 1 год







Составитель рабочей программы:

Илюхина Елена Леонидовна










2020 год

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Экология человека» разработана на основе примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики, биология, V-IX классы, базовый уровень, утвержденной Министерством образования и науки Луганской Народной Республики (приказ № 483 от 27.12.2016г.).

Планирование составлено на основе материала пособия Ворониной Г.А. «Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ: практическое руководство для учителя» М.: Айрис-пресс, 2006.

Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению биологии, экологии, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности, необходимостью воспитания экологически грамотной личности, ведущей активную эколого-просветительскую деятельность, формированию социально значимого умения беречь собственное здоровье, подготовке учащихся к самостоятельной жизни в обществе и семье.

Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами биологии, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, составлять проекты, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу. Организация внеклассной работы позволяет выявить индивидуальные особенности каждого ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию, важное место отведено вопросам сохранения и укрепления здоровья человека, профилактике заболеваний, безопасного поведения в окружающей среде.

Практическая значимость обусловлена обучением рациональным приёмам применения знаний, которые пригодится в дальнейшей работе и впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других экологических проектах и конкурсах, на формирование навыков здорового образа жизни

Цель: формирование у школьников оптимальной для здоровья модели и стратегии поведения, обеспечивающей наилучшую адаптацию во взрослой жизни. Курс нацелен помочь подросткам противостоять отрицательному давлению социальной среды, подготовить обучающихся к принятию разумных решений.

Задачи:

  • формирование научной картины мира у учащихся;

  • воспитание экологической культуры здоровья;

  • изучение психофизиологические показатели и ресурсы здоровья;

  • ознакомить с методами диагностики состояния здоровья;

  • развитие умения использовать знания, в том числе и в не­стандартных ситуациях.

  • развить умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать логические выводы и устанавливать причинно-следственные связи на основе изучения строения и жизнедеятельности органов;

  • развить коммуникативные способности учащихся;

  • овладеть современными методами формирования ЗОЖ, профилактическими методами предупреждения вредных привычек.


Особенности возрастной группы обучающихся

 Обучающиеся (дети 12—13лет) характеризуются резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Детям предоставляется возможность выполнять лабораторные работы по оценке функцио­нального состояния организма, которые помогут выработать про­грамму сохранения и укрепления здоровья. Материалы по проект­ной деятельности позволят разнообразить формы организации учебного процесса, расширить рамки учебного предмета.

  - Обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);

Режим занятий: Количество часов, выделенных на изучение курса 68 часов в год, количество  часов  и занятий в неделю – 2. Продолжительность занятий 45 мин.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Личностные

1. Знание  основных  принципов и правил  отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2.Реализация установок здорового образа жизни;

3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

4.Формирование ответственного отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды.

Метапредметные

1. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности  включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2.Умение работать с разными источниками биологической информации:  находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3.Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

4.Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные

1. Способность различать научную и паранаучную информацию о влиянии различных факторов на человека и его здоровье.

2.Знание экологических и социальных факторов влияющих на здоровье человека.

3.Умение описывать влияние экологических и социальных факторов на здоровье человека.

4.Умение различать случайные и закономерные влияния экологических факторов на здоровье и работоспособность человека.

5.Умение прогнозировать возможные последствия изменения окружающей среды на бытовом уровне.

6.Умение объяснять значение и место взаимоотношений человека и природы в материальной и духовной культуре человека.

7.Навыки сравнения проблем здоровья у людей разных профессий и социальных групп в зависимости от общекультурных позиций, ценностных установок и ориентации.

8.Умение организовывать диалог и находить компромиссы по вопросам оптимизации собственных отношений со средой.

9.Проявление активности в пропаганде здорового образа жизни и отказе от вредных привычек.

10.Понимание важности сохранения здоровья как одной из главных ценностей жизни.

11.Овладение навыками здорового образа жизни.

12.Повышение уровня общих и специальных знаний и уме­ний по биологии


СОДЕРЖАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УКАЗАНИЕМ ФОРМ ЕЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Форма организации

Содержание программы

Вид деятельности

Введение. Инструктаж по ТБ

Викторина

Что изучает экология человека

Игровая деятельность

Окружающая среда и здоровье человека

Соревнования

Экологические факторы, влияющие на здоровье человека

Познавательная деятельность

Викторина

Здоровье и образ жизни.

Игровая деятельность

Лабораторная работа

Оценка состояния физического здоровья

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

История развития представлений о здоровом образе жизни.

Проекты

Элементы поисковой деятельности

Различия между людьми, проживающими в разных природных зонах.

Проекты

Соревнования

Влияние климатических условий на здоровье человека.

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

Экстремальные факторы окружающей среды.

Семинар

Основы здорового образа жизни

Практическая работа

Диагностика здорового образа жизни. Составление индивидуальной программы здоровья

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

Наследственность - составная часть здоровья. Наследственность - важный фактор здоровья.

Проекты

Викторина

Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний.

Игровая деятельность

Практическая работа

Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной

Познавательная деятельность

Влияние факторов среды на системы органов

Элементы поисковой деятельности

Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия).

Просмотр фильма «Чума над Россией»

Викторина

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы.

Игровая деятельность

Соревнования

Воздействие двигательной активности на организм человека.

Познавательная деятельность

Лабораторная работа

Оценка подготовленности организма к физической нагрузке

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

Познавательная деятельность

Соревнования

Иммунитет и здоровье

Познавательная деятельность

Лабораторная работа

Оценка состояния противоинфекционного иммунитета

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

Условия полноценного развития системы кровообращения.

Художественное творчество

Элементы поисковой деятельности

Профилактика нарушений деятельности сердечнососудистой системы.

Проекты

Элементы поисковой деятельности

Правильное дыхание.

Проекты

Элементы поисковой деятельности

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важнейший экологический фактор.

Презентация «Компоненты пищи»

Соревнования

Пищевые добавки. Трансгенные продукты

Познавательная деятельность

Викторина

Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний.

Игровая деятельность

Практическая работа

О чем рассказывает упаковка

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

Рациональное питание и культура здоровья.

Проекты

Элементы поисковой деятельности

Рациональное питание и культура здоровья.

Проекты

Элементы поисковой деятельности

Состояние кожи и её производных.

Проекты

Элементы поисковой деятельности

Воздействие солнечных лучей на кожу.

Проекты

Элементы поисковой деятельности

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.

Проекты

Практическая работа

Развитие утомления

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

Условия нормального функционирования зрительного аппарата.

Проекты

Викторина

Средства и способы закаливания

Игровая деятельность

Элементы поисковой деятельности

Влияние конфликтных ситуаций на здоровье, их профилактика

Просмотр фильма

Соревнования

Внешнее воздействие на орган слуха и равновесие

Познавательная деятельность

Лабораторная работа

Воздействие шума на остроту слуха

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

Стресс как негативный фактор

Проекты

Лабораторная работа

Оценка температурного режима учебных помещений

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

Чувствительность к внешним воздействиям и тип нервной деятельности

Проекты

Лабораторная работа

Определение свойств нервной системы

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

Биоритмы и причины их нарушения

Проекты

Элементы поисковой деятельности

Гигиенический режим сна

Проекты

Элементы поисковой деятельности

Влияние окружающей среды на железы внутренней секреции

Проекты

Репродуктивное здоровье

Викторина

Особенности развития организма юноши и девушки

Игровая деятельность

Элементы поисковой деятельности

Проблемы взросления и культура здоровья

Проекты

Элементы поисковой деятельности

Факторы риска внутриутробного развития

Проекты

Соревнования

Биологические и социальные причины заболеваний передающихся половым путем

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

Ответственное поведение

Художественное творчество

Соревнования

Защита проектов

Познавательная деятельность

Лечебные и природные ресурсы, их роль в оздоровлении людей

Элементы поисковой деятельности

Природа - источник положительных эмоций в жизни и творчестве человека.

Художественное творчество

Элементы поисковой деятельности

Права и обязанности человека в сохранении своего здоровья и окружающей природы.

Проекты

Викторина

Ролевая игра: «Вредным привычкам - нет».

Игровая деятельность

Элементы поисковой деятельности

Культура отдыха в природном окружении.

Проекты

Соревнования

Парки и заповедники Луганщины.

Познавательная деятельность

Элементы поисковой деятельности

Видовое разнообразие растительного и животного мира природного окружения, его изменение под влиянием антропогенного фактора. Зелёная аптека природы.

Проекты

Элементы поисковой деятельности

Лекарственные растения, их роль в сохранении здоровья и лечении человека.

Проекты

Соревнования

Лекарственные растения «Красной книги». Сбор и хранение лекарственных растений

Познавательная деятельность

Практическая работа

Ядовитые растения. Оказание первой медицинской помощи человеку при отравлении ядовитыми растениями.

Познавательная деятельность

Практическая работа

Ядовитые растения. Оказание первой медицинской помощи человеку при отравлении ядовитыми растениями

Познавательная деятельность

Практическая работа

Определение лекарственных и ядовитых растений

Познавательная деятельность

Экология жилища и здоровье человека

Элементы поисковой деятельности

Квартира как экосистема.

Проекты

Элементы поисковой деятельности

Квартира как экосистема.

Проекты

Практическая работа

Оценка экологической безопасности своего дома, квартиры


Познавательная деятельность

Практическая работа

Использование фитонцидных растений в интерьере.

Познавательная деятельность

Практическая работа

Использование фитонцидных растений в интерьере.

Познавательная деятельность

Викторина

Влияние цвета на организм человека.

Игровая деятельность

Элементы поисковой деятельности

Влияние цвета на организм человека.

Презентации

Соревнования

Круглый стол «Здоровье как одна из главных ценностей человека».

Познавательная деятельность






КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема занятия

Дата проведения

Примечание

по плану

по факту

Введение. Инструктаж по ТБ (1 ч)

1

Введение. Что изучает экология человека. Инструктаж по ТБ.

02.09



Окружающая среда и здоровье человека (8 ч)

2

Экологические факторы, влияющие на здоровье человека

07.09



3

Здоровье и образ жизни.

09.09



4

JI.P.№ 1 Оценка состояния физического здоровья

14.09



5

История развития представлений о здоровом образе жизни.

16.09



6

Различия между людьми, проживающими в разных природных зонах.

21.09



7

Влияние климатических условий на здоровье человека.

23.09



8

Экстремальные факторы окружающей среды.

28.09



Основы здорового образа жизни(4 ч)

9

П.Р. № 1.Диагностика здорового образа жизни; Составление индивидуальной программы здоровья

30.09



10

Наследственность - составная часть здоровья. Наследственность - важный фактор здоровья.

05.10



11

Носители наследственности. Предупреждение наследственных заболеваний.

07.10



12

П.Р. №2. Семейное наследование признаков здоровья и нездоровья. Составление родословной.

12.10



Влияние факторов среды на системы органов (30 ч)

13

Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия).

14.10



14

Условия правильного формирования опорно-двигательной системы.

19.10



15

Воздействие двигательной активности на организм человека.

21.10



16

Л.Р. №2 Оценка подготовленности организма к физической нагрузке


17

Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови.

02.11



18

Иммунитет и здоровье

09.11



19

Л.Р.№3 Оценка состояния противоинфекционного иммунитета

11.11



20

Условия полноценного развития системы кровообращения.

16.11



21

Профилактика нарушений деятельности сердечнососудистой системы.

18.11



22

Правильное дыхание.

23.11



23

Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важнейший экологический фактор.

25.11



24

Пищевые добавки. Трансгенные продукты

30.11



25

Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний.

02.12



26

П.Р.№3 О чем рассказывает упаковка


27

Рациональное питание и культура здоровья.

07.12



28

Рациональное питание и культура здоровья.

09.12



29

Состояние кожи и её производных.

14.12



30

Воздействие солнечных лучей на кожу.

16.12



31

Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы.

21.12



32

П.P.№4 Развитие утомления

23.12




Условия нормального функционирования зрительного аппарата.




33

Средства и способы закаливания

11.01



34

Влияние конфликтных ситуаций на здоровье, их профилактика

13.01



35

Внешнее воздействие на орган слуха и равновесие

18.01



36

Л.P.№4 Воздействие шума на остроту слуха

20.01



37

Стресс как негативный фактор

25.01



38

Л.P. №5 Оценка температурного режима учебных помещений

27.01



39

Чувствительность к внешним воздействиям и тип нервной деятельности

01.02



40

Л.P. №6 Определение свойств нервной системы

03.02



41

Биоритмы и причины их нарушения

08.02



42

Гигиенический режим сна

10.02



43

Влияние окружающей среды на железы внутренней секреции

15.02



Репродуктивное здоровье (6 ч)

44

Особенности развития организма юноши и девушки

17.02



45

Проблемы взросления и культура здоровья

22.02



46

Факторы риска внутриутробного развития

24.02



47


Биологические и социальные причины заболеваний передающихся половым путем

01.03



48

Ответственное поведение

03.03



49

Защита проектов

10.03




Лечебные и природные ресурсы, их роль в оздоровлении людей (11 ч)

50

Природа - источник положительных эмоций в жизни и творчестве человека.

15.03



51

Права и обязанности человека в сохранении своего здоровья и окружающей природы.

17.03



52

Ролевая игра: «Вредным привычкам - нет».

29.03



53

Культура отдыха в природном окружении.

31.03



54

Парки и заповедники Луганщины.


55

Видовое разнообразие растительного и животного мира природного окружения, его изменение под влиянием антропогенного фактора. Зелёная аптека природы.

05.04



56

Лекарственные растения, их роль в сохранении здоровья и лечении человека.

07.04



57

Лекарственные растения «Красной книги». Сбор и хранение лекарственных растений

12.04



58

Ядовитые растения. Оказание первой медицинской помощи человеку при отравлении ядовитыми растениями.

14.04



59

Ядовитые растения. Оказание первой медицинской помощи человеку при отравлении ядовитыми растениями


60

П.Р.№5. Определение лекарственных и ядовитых растений

19.04



Экология жилища и здоровье человека (8 ч)

61

Квартира как экосистема.

21.04



62

Квартира как экосистема.

26.04



63

П.Р.№6 Оценка экологической безопасности своего дома, квартиры


28.04



64

Использование фитонцидных растений в интерьере.

05.05



65

Использование фитонцидных растений в интерьере.


66

Влияние цвета на организм человека.

17.05



67

Влияние цвета на организм человека.

19.05



68

Круглый стол «Здоровье как одна из главных ценностей человека».

24.05




РАССМОТРЕНО

Протокол заседания

кафедры естественно-математических дисциплин

от «27» августа 2020 г. № _



СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________Л.Д. Величко

«28» августа 2020 г.