муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Кудинцевская средняя общеобразовательная школа"
Льговского района Курской области
Введено в действие Рассмотрено на заседании
приказом директора школы методического объединения
от____________ №________ учителей начальных классов
_____________Муравьев А.В. протокол от ___________№_____
Утверждено на заседании
педагогического совета школы
протокол от _____________№_____
Программа
внеурочной деятельности
«Веселые уроки этикета»
1-4 классы
Составитель:
учитель начальных классов
Проценко Елена Николаевна,
первая квалификационная категория
2020 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа курса «Веселые уроки этикета» для 1-4 классов разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,
Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Кудинцевская СОШ» Льговского района Курской области, планируемых результатов начального общего образования,
учебного плана МБОУ «Кудинцевская СОШ» Льговского района Курской области,
авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников А.И. Шемшуриной «Этическая программа в начальных классах»
Место учебного курса в учебном плане
Курс «Веселые уроки этикета» рассчитан на 1 занятие в неделю. 33 занятия в 1 классе, 34 занятия со 2 по 4 классы.
Учебно-методический комплект, включая электронные ресурсы
Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах. В помощь учителю. Часть1 – 2. - М.: Школа-Пресс, 2015 г.
Я познаю мир. Детская энциклопедия. Этикет во все времена. М., Издательства: “Астрель”, “Олимп”, “АСТ”, 2000.
Сорокина Г.И., Сафонова И.В. и др. «Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках». Москва «Просвещение» 2000.
Результаты освоения учащимися программы внеурочной деятельности
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной просоциальной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо:
сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Содержание программы «Веселые уроки этикета»
1 класс
Раздел 1. Этика общения (7 часов)
Тема 1. Доброе слово, что ясный день.
Любимые сказки. Объяснение пословицы: «Доброе слово, что ясный день». Волшебные слова. Игра «Волшебный цветик - семицветик». От улыбки станет всем светлей.
Тема 2. Ежели вы вежливы.
Разговор о вежливости. Игра «Вежливо - невежливо». Анализ поступков. Небольшие сценки-загадки. Мексиканская сказка «Вежливый кролик». Сказка Л.Н.Толстого «Белка и волк».
Тема 3. Да здравствует мыло душистое.
Игра «В сказочной стране будильника». Беседа о режиме дня. Конкурс о предметах туалета в виде загадок, пословиц, стихов. Обсуждение предварительно нарисованных рисунков.
Тема 4. Когда идёшь по улице.
Правила поведения на улице. Беседа об уважении. Разыгрывание сценок. Золотое правило этики. Применение правила.
Тема 5. Узнай себя.
Путешествие в сказку: на маленькой полянке, у озера, в райском уголке, в подводном царстве.
Тема 6. Нам счастья не сулит обида чья-то.
Рассказ В.Осеевой «Кто наказал его?». Беседа. Игра «Волшебный цветик-семицветик».
Тема 7. Подарок коллективу.
Урок-сюрприз. Игры. Чаепитие.
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. Простые правила этикета.
Беседа. Решение задач по культуре поведения. Из истории правил этикета.
Тема 9. Повседневный этикет.
Разбор ситуаций. Стихотворение С.Михалкова «Одна рифма». А.Барто «Почему телефон занят». Ответы на вопросы. Игра «Можно - нельзя».
Тема 10. Весёлые правила хорошего тона.
Знакомство с книгой А.Гольдниковой «Хорошие манеры в рисунках и примерах». Работа с картинками. Сценки-миниатюры.
Тема 11. Сказка об Этикете.
Игра «Любимые блюда» и чем их есть. Продолжение сказки об этикете.
Тема 12. Продолжение сказки об этикете.
Выставка детских рисунков. Знакомство с таблицами о правильном поведении за столом. Продолжение сказки об Этикете.
Тема 13. Путешествие в страну Этикета.
Практическое занятие за столом. Игра «Волшебное зеркало».
Тема 14- 15. Просим к столу. Новогодний праздник.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 16. Путешествие в волшебную сказку.
Игра с доброй феей. Игра с пословицами. Золотое правило этикета.
Тема 17. Я могу быть волшебником.
Демонстрация иллюстраций к путешествию. Приём свитка. Приём нахождения пословицы по её частям. Игра в «Лепесток».
Тема 18. Маленькое дело лучше большого безделья.
Создание живой картины.
Тема 19. Любимый уголок родной природы.
Карта мест отдыха. Стихотворения о Родине. Песня «С чего начинается Родина?». Рисунки о любимом месте.
Тема 20. У каждого народа свои герои.
Выставка рисунков. Пословицы и поговорки разных народов.
Тема 21. Мы соберём большой хоровод.
Игра-праздник в форме хоровода.
Тема 22. Я люблю маму милую мою.
Стихотворение Лившица «Разговор». Благинина «В тишине». Собирательный образ мамы.
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздника. Концерт детей. Выставка рисунков. Поделки.
Тема 24. Люби всё живое.
Знакомство с репродукциями, музыкальными произведениями о природе. Игра «на лужайке». Народные изречения о природе.
Этика отношений в коллективе (9 часов)
Тема 25. Если радость на всех одна.
Правила для всех. «Уважая человека, уважаешь себя».
Тема 26. Мой класс – мои друзья.
Работа на листочках «За что наказали» и «За что поощрили».
Тема 27. Самолюб никому не люб.
Игра «Светофор». Рассказ В.Осеевой «Долг».
Тема 28. Поиграем и подумаем.
Игра «Собери букет». Игра «Прополка сорняков». Сочинение песенки.
Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.
Знакомство с рассказом Е.Пермяка «Надёжный человек».
Тема 30-31. Путешествие в мир мудрых мыслей.
Создание книги мудрости.
Тема 32-33. Доброта что солнце.
Итоговое занятие. Игры. Песни. Собирание лепестков.
Содержание программы «Веселые уроки этикета» 2 класс
Раздел 1. Этика общения (7 часов)
Тема 1. Чем мы будем заниматься.
Знакомство с понятием «этикет»
Тема 2. Твое имя.
Как люди общаются между собой.
Тема 3. Обращение.
Слова обращения к разным людям на разных уровнях.
Тема 4. Приветствие.
Учимся здороваться с разными людьми. Слова приветствия.
Тема 5. Ответы на приветствие.
Как нужно отвечать на приветствие.
Тема 6. Звонок по телефону.
Правила начала разговора по телефону. Разговор по телефону.
Тема 7. Звонок по телефону.
Практическая работа: моделирование телефонных разговоров с разными людьми.
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. Добро пожаловать.
Слова вежливого обращения на привлечение внимания.
Тема 9. Я знакомлю разных людей.
Правила этикета при знакомстве со старшими, ровесниками, взрослыми.
Тема 10. Я знакомлюсь сам.
Что нужно говорить, когда представляешься сам.
Тема 11. Приглашение и ответ на него.
Составление приглашений на разные мероприятия и варианты ответов на приглашение.
Тема 12. Письменное приглашение. Приглашение по телефону.
Составление письменного приглашения. Разыгрывание ситуаций приглашения по телефону.
Тема 13 - 14. Просьба, предложение. Скрытая просьба .Согласие в ответ на просьбу, приглашение.
Варианты вежливого выражения просьбы. Слова и выражения согласия.
Тема 15. Отказ в ответ на просьбу, предложение, приглашение. Слова и выражения вежливого отказа.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 16. Неопределенный ответ на просьбу ,предложение, приглашение.
Ролевые игры, « маленький классный театр».
Тема 17. Поздравление и пожелание.
Составление поздравлений с пожеланиями разным людям.
Тема 18. Извинение и ответ на него.
Учимся извиняться и отвечать на извинение, слова извинения.
Тема 19. Комплимент и ответ на него.
Знакомство с понятием «комплимент». Конкурс на лучший комплимент.
Тема 20. Жалоба и утешение.
Когда и как можно пожаловаться. Слова утешения.
Тема 21. Благодарность и ответ на нее.
За что нужно благодарить. Слова благодарности.
Тема 22. Как вести себя во время разговора.
Правила вежливого поведения во время разговора.
Тема 23. Мимика и жесты.
Выражение чувств и настроения с помощью мимики и жестов.
Тема 24. Давайте договоримся. Знакомство со считалками.
Этика отношений с окружающими (10 часов)
Тема 25.Прощание, пожелание при прощании.
Как надо прощаться. Слова прощания и пожеланий.
Тема 26. Выражение собственной точки зрения. Согласие- несогласие- частичное согласие с мнением собеседника.
Слова и выражения согласия, несогласия, частичного согласия.
Тема 27. Что лучше и что хуже языка.
Слово веселит, огорчает, утешает.
Тема 28.Веселая контрольная работа.
Определить, что в высказываниях неправильно.
Тема 29. Отношение к старшим.
Доброе отношение к старшим.
Тема 30. Делаем газету.
Тема 31. Доброта что солнце.
Тема 32.Викторина « Волшебные слова».
Знакомство с волшебными словами.
Тема 33-34.Мы художники.
Конкурс рисунков на тему « Если добрый ты».
Содержание программы «Веселые уроки этикета»3 класс
Раздел 1. Этика общения (8 часов)
Тема 1. Здравствуйте все!
«Здравствуйте!» Что означает это слово? Это проявление доброжелательного отношения к каждому. Это значит начать встречу с доброжелательности, с улыбки.
Тема 2. Будем беречь друг друга.
Встреча с феей Добра. Есть страна, где хозяйничает фея Зла. Она сделала так, что люди разучились беречь друг друга. В этой стране все печально и трудно. Фея Добра учит быть вежливыми, внимательными, уважительными, доброжелательными, благодарными.
Тема 3. Дружим с добрыми словами.
Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью, расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
Тема 4. Любим добрые поступки.
Учимся видеть добрые поступки вокруг. Разучивание песни кота Леопольда о добрых делах. Соединение добрых слов и добрых поступков в единую цепочку.
Тема 5. Подари дело и слово доброе.
Высказывания детей, особенно о тех, кого не всегда любят и замечают в классе, всего того хорошего, чего он заслужил. Дополнение этих характеристик учителем. Запись этих высказываний на магнитофон – это память для ребят.
Тема 6. Умеем общаться.
Чтобы быть приятными окружающим и себе, надо соблюдать определенные правила. Главное из них – проявлять уважение к другому человеку: уметь видеть его настроение и считаться с ним, уметь поддержать интерес, считаться с желанием другого, уступать ему.
Тема 7. Каждый интересен.
Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо, свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
Тема 8. Подарок коллективу.
Устраивается общий праздник общения, где каждый дарит коллективу подарок: выдумку, песенку, рассказ …
Раздел 2. Этикет (7 часов)
Тема 9. Премудрости дедушки Этикета.
Этикет – свод правил поведения человека в разных жизненных ситуациях. Постижение этой мудрости, чтобы достойно жить среди людей.
Тема 10. За столом с дедушкой Этикетом.
Коллективное чаепитие. Обыгрывание ситуаций поведения за столом.
Тема 11. Школьные правила этикета.
Разыгрывание сценок поведения в раздевалке, встреча с классом, поведение в столовой, на уроке. Дети импровизируют ситуации.
Тема 12. Когда рядом много людей.
Разрабатывается ряд правил поведения в общественных местах: на улице, в магазине, в транспорте, в театре, в музее, в библиотеке.
Тема 13. Как решать семейные проблемы.
Обсуждение волнующих детей семейных проблем: чтобы не произошла ссора, чтобы не было крика, чтобы нравилось быть дома.
Тема 14. Чистый ручеек вашей речи.
Дети импровизируют, передавая разговор у «костра» воображаемых героев. Речь должна быть полноводной, как река, ничто не должно мешать ее течению, засорять ее поток.
Тема 15. Встречаем Новый год.
Классный «Огонек» с праздничным столом.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (10 часов)
Тема 16. Душа – это наше творение.
Рисование любимого сказочного героя, наделенными теми качествами, какими хочет обладать ребенок. Обсуждение ситуаций: «Я плачу, когда …», «Я смеюсь, когда …», «Я радуюсь, когда …»
Тема 17. Отворите волшебные двери добра и доверия.
Душевные силы могут изменить жизненные ситуации: чтобы не остаться одиноким, добро украшает мир, делает его разнообразнее. Волшебные двери сердца – двери добра и доверия.
Тема 18. Хорошие песни к добру ведут.
Дети поют ту песню, которую выбирает большинство. Рисование любимых героев песен. Выставка рисунков.
Тема 19. Вглядись в себя, сравни с другими.
Размышление о главном в человеке. Все мы разные, у каждого свое мироощущение и представление о жизни. Каждый человек индивидуален. Вглядываясь в себя и в других, мы задумываемся о хорошем и плохом.
Тема 20. Помоги понять себя.
Диалог, в котором дети раскрываются друг перед другом: где живет, с кем проводит время, какая семья, что больше всего любит делать дома, что интересно, что не любит и т.д.
Тема 21. О настоящем и поддельном.
Настоящее – это то, что реально существует и влияет на наши чувства, поступки, жизнь. И это не только все живое: люди, животные, природа, но и понятия, которые определяют наши отношения ко всему окружающему.
Тема 22. Тепло родного дома.
Часто ли всей семье собираемся и обсуждаем общие и наболевшие проблемы? Тепло дома должно согревать всех его обитателей.
Тема 23. Поздравляем наших мам.
Занятие в виде праздник. Приглашаем мам, бабушек, сестер, дарим им тепло и подарки. Выставка рисунков «Портрет моей мамы, бабушки, сестры».
Тема 24. Цветы, цветы – в них Родины душа.
Цветы – это живое воплощение, отклик Родины на наше чувство, живая ниточка, связывающая нашу жизнь с местом, где мы родились.
Тема 25.Когда солнце тебе улыбается.
Итоговое занятие – праздник весны и песни.
Раздел 4.Этика отношений в коллективе (9 часов)
Тема 26. Чтобы быть коллективом.
Постановка задачи: преодолеть все плохое в коллективе. Каждый намечает свой путь, каждый сам себе дает задание в этом пути. И радость тоже общая.
Тема 27. Коллектив начинается с меня.
Как жить в коллективе, будучи очень разными? Что считать хорошим в коллективе, что плохим? Рассматривание сходных позиций к другим людям, друг к другу. Качества, которыми надо обладать, чтобы: считаться твоим другом; заслужить твое уважение; вызвать симпатию.
Тема 28. Подарок коллективу.
Занятие проводится по традиционной методике.
Тема 29. Секретные советы девочкам и мальчикам.
Вопросник отдельно для мальчиков и девочек, заполнение секретных карточек. При обсуждении заполняется общий «свиток».
Тема 30. Скажи себе сам.
Каждый пробует написать, чем он доволен в самом себе, а чем нет и почему. Задание на будущее и цель, как достичь намеченное.
Тема 31. Вот и стали добрей и умней.
Путешествие по лабиринту мудрых откровений, которые помогли нам лучше понять себя, других, стать строже к себе и добрее, снисходительнее к другим, помогли стать умней и добрей.
Тема 32. Школе посвящается.
Заключительный праздник со всеми элементами этической направленности.
Содержание программы «Веселые уроки этикета» 4 класс
Раздел 1. Этика общения (7 часов)
Тема 1. Оглянись внимательно вокруг.
Решение нескольких педагогических задач, в которых рассматриваются качества людей: гордость, скромность, достоинство. Вывод: в проявлениях человека, его поведении проступают нравственные качества характера, то есть различные формы поведения, поступки характеризуют человека кК личность.
Тема 2. Умение быть самим собой.
Совесть воспитать трудно. А обманывать легко. Тем упорнее необходимо бороться за чистоту этого важнейшего свойства души.
Тема 3. Что достойно гражданина.
Рассматривание понятий гражданин, гражданственность, гражданская активность. Определение своей роли в жизни школы, класса, в любом действовании во имя блага или радости других – шаг гражданина.
Тема 4. Даже будни может труд сделать праздничными днями.
Труд воспитывает человека, а плоды его труда украшают жизнь. Не случайно говорят: «Где нет труда, сады там не цветут». Труд – это не только физическая работа. Трудиться приходится карандашом над книгой… воспитание себя – тоже труд.
Тема 5. Праздник школьного вальса.
Девиз: «Не жди. Когда тебе устроят праздник, будь активным его устроителем!» роль вальса в школьной жизни.
Тема 6 - 7. Приглашение к зеркалу.
Каждый задает волшебный вопрос: «Ну-ка, зеркальце, скажи, да всю правду доложи…» зеркало должно быть доброжелательным и тактичным.
Раздел 2. Этикет (8 часов)
Тема 8. «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин
Рассматривание истории русского этикета. Нормы этикета складывались постепенно в результате отбора из правил поведения в области культуры взаимоотношений людей.
Тема 9 – 10. Твой стиль поведения.
Разобраться, что же должно и что не должно быть свойственно стилю поведения воспитанного человека. Работа с пословицами. Придумывание системы отношений в коллективе.
Тема 11. Мальчики. Девочки.
Отбор наиболее важных советов в этике поведения для мальчиков и для девочек. Обыгрывание: у девочек и мальчиков по свитку, в которые они записывают свои советы.
Тема 12. Поиграем и подумаем.
Высказывание впечатлений о незнакомом человеке по фотографии. Убеждение в том, что в мерке о любом человеке должна присутствовать доброжелательность. Ролевые игры.
Тема 13. Когда какое слово молвить.
Умение разговаривать – искусство весьма не простое. Каждый человек несет ответственность за произнесенное слово. Бестактное слово – угроза здоровью, так как оно больно ранит, угроза мирным отношениям, начало взаимных обид и ссор.
Тема 14. За общим столом.
Обсуждение необходимости сервировки праздничного стола, умения вести себя за столом. Организация стола общими усилиями. Закрепление навыков этикета.
Тема 15. Доброта и доброжелательность.
Доброта – глубокое и широкое понятие – чуткость, отзывчивость, деликатность по отношению к другим людям, а доброжелательность – составная часть доброты.
Раздел 3. Этика отношений с окружающими (9 часов)
Тема 16. «Поспешай делать добро». (народная мудрость)
Игровые моменты. Ролевые игры. Изречения, пословицы на тему добра. Назначение человека – творить добро. Призыв: «Люди Земли, мыслите, думайте, творите Добро!»
Тема 17. «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой)
Жизнь предлагает разные ситуации, и очень важно думать, как поступить. Суметь защитить свое человеческое достоинство. Противостоять злу, несправедливости, наказать зло – добрый поступок, требующий большого мужества. Необходимо защищать доброе и в себе, и в других. Решительно давать отпор злу.
Тема 18. Родительский дом.
Ролевые игры. Как избежать проявления в семье лени. Грубости, несдержанности, каприз, претензий. Повседневные обязанности – это капли, из которых сливается море человеческого долга.
Тема 19. Любите ваших матерей.
Отчего грустнеют мамины глаза? Как сократить минуты грусти. Печали, душевных огорчений наших мам? Разыгрывание ситуаций. Анкета «Насколько вы знаете своих мам».
Тема 20. «Поздравляем наших мам».
«Огонек», посвященный мамам.
Тема 21. О тех, кто сердце отдал людям.
Любовь, как и доброта, должна быть активной, проявлять себя. Самая чистая, действенная и светлая любовь – это любовь к матери и к Родине. Разговор о воевавших и отстоявших нашу Родину от бед и невзгод.
Тема 22. Умей быть щедрым.
Установит разницу между «быть щедрым» и «быть добрым». Любовь и забота о других – вот основа человеческой щедрости. Ролевые игры.
Тема 23. Праздник благодарности.
Участие каждого в празднике, внесение своих предложений.
Тема 24. Добрыми делами славен человек.
Работа с изречениями. Для осмысления себя – анкета с целью увидеть и откликнуться на хорошее, остановиться, подумать, чтобы знать, куда и как двигаться дальше.
Этика отношений в коллективе (10 часов)
Тема 25. Расскажи мне обо мне.
Проведение по сложившейся традиции
Тема 26. Присмотритесь друг к другу.
На базе сказки об охотнике прийти к выводу. Что вместе, в коллективе, где один за всех и все за одного – надежно, радостно, легко.
Тема 27. Подарок коллективу.
Коллективная деятельность, в которой проявляется, как сложились отношения детей, подведение итогов навыков этического поведения.
Тема 28. Я, ты, мы.
Стремление к тому, чтобы товарищество, солидарность, единство, общность интересов, общие дела легли в основу отношений в детском коллективе.
Тема 29. О дружбе мальчиков и девочек.
Разговор о нормах этического отношения мальчиков и девочек. Работа с таблицей требований к мальчикам и девочкам. Каждый аргументирует свое согласие или несогласие с пунктами таблицы.
Тема 30. Не хуже других.
Ролевые игры. Работа с изречениями. Принцип: покупаю, добываю. Костьми ложусь, а захватываю только для того, чтобы выглядеть «не хуже людей», – очень опасный принцип.
Тема 31-32. «Скажи себе сам».
Написать пять нравственных качеств, важных для человека. Напротив каждого – собственная оценка себя. Ролевые игры.
Тема 33-34. Храни достоинство свое повсюду, человек!
Разговор за круглым столом. Обмен мнениями, суждениями, знаниями в поисках общего решения проблемы. Достойный человек не тот, у кого нет недостатков. А тот, у кого есть достоинство. Наметить путь достижения и обретения своего достоинства.
Календарно - тематическое планирование. 1 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма деятельности | Дата проведения |
Этика общения. 7ч. | |
1 | Доброе слово что ясный день | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
2 | Если вы вежливы | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
3 | Да здравствует мыло душистое | 1 | Игра. Конкурс. Рисунки | |
4 | Когда идёшь по улице | 1 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие на улицах города. | |
5 | Узнай себя | 1 | Путешествие в сказку. Конкурсы. | |
6 | Нам счастья не сулит обида чья-то | 1 | Рассказ. Беседа. Игра | |
7 | Подарок коллективу | 1 | Урок-сюрприз. Игры | |
Этикет. 8ч. | |
8 | Простые правила этикета | 1 | Беседа. Решение задач | |
9 | Повседневный этикет | 1 | Ответы на вопросы. Игра | |
10 | Весёлые правила хорошего тона | 1 | Работа с картинками. Сценки-миниатюры | |
11 | Сказка об этикете | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
12 | Продолжение сказки об этикете | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
13 | Путешествие в страну этикета | 1 | Познавательная беседа. Игра. Посещение библиотеки. | |
14-15 | Просим к столу | 2 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Практическое занятие в столовой школы. | |
Этические нормы отношений с окружающими. 9ч. | |
16 | Путешествие в волшебную сказку | 1 | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. | |
17 | Я могу быть волшебником | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
18 | Маленькое дело лучше большого безделья | 1 | Познавательная беседа. Игра. Инсценирование. Работа в группах. | |
19 | Любимый уголок родной Отчизны | 1 | Познавательная беседа. Игра. Поход к памятным местам города. | |
20 | У каждого героя свои герои | 1 | Познавательная беседа. Посещение краеведческого музея. | |
21 | Мы соберём большой хоровод | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
22 | Я люблю маму милую мою | 1 | Познавательная беседа. Игра. | |
23 | Поздравляем наших мам | 1 | Праздник. | |
24 | Люби всё живое | 1 | Посещение выставочного зала. Беседа. | |
Этика отношений в коллективе. 9 ч. | |
25 | Если радость на всех одна | 1 | Познавательная беседа. Игра. Работа в группах. | |
26 | Мой класс – мои друзья | 1 | Познавательная беседа. Игра. | |
27 | Самолюб никому не люб | 1 | Познавательная беседа. Игра. Путешествие по станциям. | |
28 | Поиграем и подумаем | 1 | Познавательная беседа. Игры на свежем воздухе. | |
29 | О дружбе мальчиков и девочек | 1 | Познавательная беседа. Игра. Конкурсы. | |
30-31 | Путешествие в мир добрых мыслей | 1 | Познавательная беседа. Игра. Просмотр мультфильма. | |
32-33 | Доброта что солнце | 2 | Праздник. | |
| |
Календарно - тематическое планирование. 2 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма деятельности | Дата проведения |
Этика общения. 7ч. | |
1 | Чем мы будем заниматься? | 1 | Познавательная беседа. Игра. | |
2 | Твое имя .Будем общаться. | 1 | Путешествие в сказку. Конкурс рисунков | |
3 | Обращение | 1 | Беседа | |
4 | Приветствие | 1 | Познавательная беседа. Чтение отрывка из сказки. Инсценирование. | |
5 | Ответы на приветствие | 1 | Игры | |
6 | Звонок по телефону. | 1 | Практическая работа. Работа в группах. | |
7 | Звонок по телефону. | 1 | Познавательная беседа. Игра. | |
Этикет. 8ч. | |
8 | Реакция на привлечение внимания(стук в дверь) | 1 | Беседа. Путешествие по лабиринту этикетных правил. Инсценирование. | |
9 | Я знакомлю разных людей | 1 | Практическое занятие. Разыгрывание ситуаций. Игра. | |
10 | Я знакомлюсь сам. | 1 | Сценки-миниатюры | |
11 | Приглашение и ответ на него | 1 | Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. | |
12 | Письменное приглашение и приглашение по телефону | 1 | Познавательная беседа. Игра. Практическое занятие. | |
13- 14 | Просьба, предложение. Скрытая просьба. Согласие в ответ на просьбу, приглашение. | 2 | Варианты вежливого выражения просьбы. | |
15 | Отказ в ответ на просьбу ,предложение, приглашение | 1 | Беседа | |
Этические нормы отношений с окружающими. 9ч. | |
16 | Неопределенный ответ на просьбу, предложение, приглашение. | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
17 | Поздравления и пожелания. | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
18 | Извинение и ответ на него. | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
19 | Комплимент и ответ на него. | 1 | Беседа | |
20 | Жалоба и утешение | 1 | Познавательная беседа. Практическое занятие. | |
21 | Благодарность и ответ на нее | 1 | Беседа | |
22 | Поведение во время разговора | 1 | Беседа | |
23 | Мимика и жесты | 1 | Познавательная беседа. Игра. | |
24 | Давайте договоримся | 1 | Познавательная беседа. | |
Этика отношений в коллективе. 10 ч. | |
25 | Прощание и пожелание при прощании | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
26 | Выражение собственной точки зрения.Согласие-несогласие частичное согласие с мнением собеседника | 1 | Познавательная беседа. | |
27 | Что лучше и что хуже языка | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
28 | Веселая контрольная работа | 1 | | |
29 | Отношение к старшим | 1 | Игра | |
30 | Делаем газету | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
31 | Доброта что солнце | 1 | Праздник. | |
32 | Викторина «Волшебные слова» | 1 | | |
33-34 | Конкурс рисунков на тему «Если добрый ты» | 1 | | |
Календарно - тематическое планирование. 3 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма деятельности | Дата проведения |
Этика общения. 8ч. | |
1 | Здравствуйте все! | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
2 | Будем беречь друг друга. | 1 | Путешествие в сказку. Инсценирование. Решение педагогических задач. | |
3 | Дружим с добрыми словами. | 1 | Игра. Познавательная беседа. | |
4 | Любим добрые поступки | 1 | Познавательная беседа. Разучивание песни. | |
5 | Подари дело и слово доброе | 1 | Путешествие в сказку | |
6 | Умеем общаться | 1 | Рассказ. Беседа. Игра | |
7 | Каждый интересен | 1 | Познавательная беседа. Игра. | |
8 | Подарок коллективу | 1 | Урок-сюрприз. Игры | |
Этикет. 7ч. | |
9 | Премудрости дедушки Этикета | 1 | Беседа. Решение задач | |
10 | За столом с дедушкой Этикетом | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
11 | Школьные правила этикета | 1 | Работа с картинками. Сценки-миниатюры | |
12 | Когда рядом много людей | 1 | Познавательная беседа. Игра. Путешествие по городу. | |
13 | Как решать семейные проблемы | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
14 | Чистый ручеек вашей речи | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
15 | Встречаем Новый год | 1 | Классный «Огонек» | |
Этические нормы отношений с окружающими. 10ч. | |
16 | Душа – это наше творение | 1 | Познавательная беседа. Игра. Рисование сказочных героев. | |
17 | Отворите волшебные двери добра и доверия | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
18 | Хорошие песни к добру ведут | 1 | Познавательная беседа. Рисование. Выставка рисунков. Поход в театр. | |
19 | Вглядись в себя, сравни с другими | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
20 | Помоги понять себя | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
21 | О настоящем и поддельном | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
22 | Тепло родного дома | 1 | Выставка рисунков. Сочинение «Мой дом» | |
23 | Поздравляем наших мам | 1 | Праздник. | |
24 | Цветы, цветы – в них Родины душа | 1 | Познавательная беседа. Посещение памятных мест в городе. | |
25 | Когда солнце тебе улыбается | 1 | Праздник. Игры. Песни. | |
Этика отношений в коллективе. 9 ч. | |
26 | Чтобы быть коллективом | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
27 | Коллектив начинается с меня | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
28 | Подарок коллективу | 1 | Урок - сюрприз. Игра | |
29 | Секретные советы девочкам и мальчикам | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
30 | Скажи себе сам | 1 | Сочинение «Скажи сам себе» | |
31 | Вот и стали добрей и умней | 1 | Путешествие по лабиринту мудрых откровений. Игра | |
32 | Школе посвящается | 1 | Праздник. | |
33-34 | Волшебные слова | 1 | Викторина | |
Календарно - тематическое планирование. 4 класс
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Форма деятельности | Дата проведения |
Этика общения. 7ч. | |
1 | Оглянись внимательно вокруг | 1 | Познавательная беседа. Решение педагогических задач. | |
2 | Умение быть самим собой | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
3 | Что достойно гражданина | 1 | Игра. Познавательная беседа. | |
4 | Даже будни может труд сделать праздничными днями | 1 | Познавательная беседа. Работа с пословицами. | |
5 | Праздник школьного вальса | 1 | Путешествие в сказку | |
6 - 7 | Приглашение к зеркалу | 2 | Рассказ. Беседа. Игра. Просмотр мультфильма. | |
Этикет. 8ч. | |
8 | «Обычай – деспот меж людей» А.С. Пушкин | 1 | Беседа. Решение задач | |
9 - 10 | Твой стиль поведения | 2 | Познавательная беседа. Работа с пословицами. Игра | |
11 | Мальчики. Девочки | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
12 | Поиграем и подумаем | 1 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Игры на свежем воздухе. | |
13 | Когда какое слово молвить | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
14 | За общим столом | 1 | Познавательная беседа. Ролевые игры. | |
15 | Доброта и доброжелательность | 1 | Познавательная беседа. | |
Этические нормы отношений с окружающими. 9ч. | |
16 | «Поспешай делать добро» (народная мудрость) | 1 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Подарок первоклассникам. | |
17 | «Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки» (Л.Н. Толстой) | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
18 | Родительский дом | 1 | Познавательная беседа. Ролевые игры. Конкурс рисунков. | |
19 | Любите ваших матерей | 1 | Познавательная беседа. Разыгрывание ситуаций. Анкетирование. | |
20 | «Поздравляем наших мам». | 1 | Праздник. | |
21 | О тех, кто сердце отдал людям | 1 | Познавательная беседа. Посещение городского краеведческого музея. | |
22 | Умей быть щедрым | 1 | Познавательная беседа. Ролевые игры. | |
23 | Праздник благодарности | 1 | Праздник. | |
24 | Добрыми делами славен человек | 1 | Познавательная беседа. Посещение городского выставочного зала. | |
Этика отношений в коллективе. 10ч. | |
25 | Расскажи мне обо мне | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
26 | Присмотритесь друг к другу | 1 | Путешествие в сказку. Игра | |
27 | Подарок коллективу | 1 | Урок - сюрприз. | |
28 | Я, ты, мы. | 1 | Познавательная беседа. Игра | |
29 | О дружбе мальчиков и девочек | 1 | Познавательная беседа. Работа с таблицей требований. | |
30 | Не хуже других | 1 | | |
31-32 | «Скажи себе сам». | 2 | | |
33-34 | Храни достоинство свое повсюду, человек! | 2 | | |