ПРИЛОЖЕНИЕ К ООП НОО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
с углубленным изучением английского языка
г. Жуковского Московской области
«Утверждаю»
Директор МОУ школа № 3
____________Е.В.Лукашова
Приказ № от 01.09.2021г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Мир здоровья»
4 класс
Составитель программы:
Коровина Е.С.
2021– 2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир здоровья» спортивно-оздоровительного направления составлена для учащихся 4 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе авторских программ:
Модуль «ЮИД» на основе авторской программы Н.Ф. Виноградовой «Юные инспекторы дорожного движения».
Модуль «Здоровье» на основе авторской программы Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г. «Разговор о правильном питании», рекомендаций по организации системной комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательных учреждениях (по материалам Института возрастной физиологии РАО).
Модуль «Эколог» на основе авторской программы В.А.Самковой «Моя первая экология».
Выбор программы обусловлен анализом образовательных потребностей, запросов и возможностей обучающихся и их родителей, с учетом специфики данного образовательного учреждения.
В соответствии с учебным планом МОУ школы №3 занятия по курсу «Мир здоровья» в 4 классе проходят 1 час в неделю. Общий объём составляет 34 часа в год (34 учебные недели).
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты:
Обучающийся научится
- воспитаниию ответственного отношения к сохранению личного здоровья как к индивидуальной и общественной ценности.
Обучающийся получит возможность научиться
- пониманию необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде;
- ориентации на выполнение основных правил безопасного поведения в природе и жизни;
-воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, осознания необходимости вести здоровый образ жизни;
- овладению умениями формулировать личные понятия о безопасности на улицах и дорогах; умение анализировать причины возникновения опасных ситуаций на дорогах;
- развитию личностных качеств, обеспечивающих защищённость жизненно важных интересов учащихся в различных дорожных ситуациях;
- формированию потребности соблюдать транспортную культуру, осознанно выполнять Правила дорожного движения;
- развитию морально-этического сознания.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
Обучающийся научится
– понимать своё продвижение в овладении содержанием курса;
– замечать и исправлять свои ошибки во время изучения данной программы.
Обучающийся получит возможность научиться
-овладению элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
- уметь анализировать, оценивать, сравнивать, строить рассуждение;
- формирование способности оценивать свое поведение со стороны;
- оценивать и контролировать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни, оцениватьсвой рацион питания с точки зрения его адекватности и соответствия образу жизни;
- формирование рефлексивных умений — предвидение возможных
опасностей в реальной обстановке;
- формирование умения планировать и оценивать результаты своего
поведения;
- выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
-приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасного поведения на улицах и дорогах с использованием различных источников и новых информационных технологий;
Познавательные:
Обучающийся научится
-ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
-формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
-знанию элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического состояния от факторов окружающей среды.
-формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме -в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
- понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;
- называть и различать окружающие предметы и их признаки; осуществлять поиск информации при выполнении заданий,
- сравнивать объекты, выделяя сходство и различия;
- устанавливать правильную последовательность событий;
- группировать различные предметы по заданному признаку.
Обучающийся получит возможность научиться
- сформированности представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
-освоению элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составлению его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
-формированию основ здоровьесберегающей учебной культуры: умений организовывать успешную учебную работу, создавая здоровьесберегающие условия, выбирая адекватные средства и приемы выполнения заданий с учетом индивидуальных особенностей;
Коммуникативные:
Обучающийся научится
- ставить вопросы;
- обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться и приходить к общему решению;
-формулировать собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность научиться
-развитию коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью;
- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;
- взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли на улицах и дорогах, в поездках на транспорте.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности обучающиеся должны научиться и
знать:
- основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
- особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
- основы рационального питания;
- правила оказания первой помощи;
- способы сохранения и укрепление здоровья;
- основы развития познавательной сферы;
- соблюдать общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях;
- влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
- значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
- знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Обучающиеся получат возможность научиться и уметь:
- составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его;
- выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
- различать “полезные” и “вредные” продукты;
- использовать средства профилактики ОРЗ, ОРВИ;
- определять благоприятные факторы воздействующие на здоровье;
- заботиться о своем здоровье;
-находить выход из ситуаций, связанных с употреблением алкоголя, наркотиков, сигарет;
- применять коммуникативные и презентационные навыки;
-использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
- оказывать первую медицинскую помощь при кровотечении, утоплении, обморожении, ожоге, травмах, тепловом и солнечном ударах;
- находить выход из стрессовых ситуаций;
-принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания;
- адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
-отвечать за свои поступки;
- отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Содержание программы
4 класс.
Тема 1. Это должны знать все. Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Оформление маршрутных листов. Просмотр видеороликов.
Мы идём в школу. Рассмотрение и изучение наиболее безопасного маршрута движения детей в школу и домой, оформление маршрутных листов .Просмотр видеороликов.
Тема 2. Как «живёт» город.
В ходе занятия школьники создают простейшую модель взаимодействия города и прилегающих к нему территорий. Эта модель позволяет проанализировать , что поступает в город (продукты, сырьё, топливо и т.д.) и что город «возвращает» (в первую очередь различные промышленные и бытовые отходы).
Тема 3.Будущее города - город будущего.
Футурология — наука о будущем. Научные прогнозы дальнейшего развития городов. Проблемы, которые необходимо решить архитекторам и градостроителям в связи с постоянным ростом численности городского
населения планеты. Различные проекты городов будущего.
Тема 4-6. Сказкотерапия. Волшебная страна чувств. Злость. Обида. Страх. Тренинг.Формирование личностно-эмоциональной сферы ребенка.
Тема 7. Дары моря.
Съедобные морские растения и животные, многообразие блюд, которые могут быть из них приготовлены. Польза морепродуктов, необходимость микроэлементов для организма.
Тема 8. Кулинарное путешествие по России.
Кулинарные традиции как часть культуры народа. Кулинария народов, живущих в России.
Тема 9. Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен.Создание коллективного проекта
« Как правильно вести себя за столом.»
Блюда, которые могут быть приготовлены из традиционных продуктов, многообразие этого ассортимента. Основные требования, которые предъявляются к организации ежедневного рациона питания. Конкурс « На необитаемом острове»
Тема 10 – 11. Создание проектов-презентаций на тему: «Изучай правила дорожного движения».
Работа с компьютером. Сбор информации, создание презентаций. Защита проектов.
Тема 12 – 13. «И вместе не тесно, и врозь-скучно». Заповедные зоны родного края.
Простейшая классификация экологических связей: связи между живыми существами и неживой природой; связи между организмами (внутри одного вида и между различными видами). Примеры взаимовыгодного сотрудничества между различными видами. Практическая работа: «Моделирование отношений в птичьей стае». Заповедники Московской области.
Тема 14.Наши общие проблемы.
Глобальные экологические проблемы: сокращение многообразия видов живых организмов; истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды; продовольственная проблема. Пути решения экологических проблем (на примере борьбы с загрязнением окружающей среды бытовыми отходами).
Тема 15-16. Праздник «Я здоровье сберегу-сам себе я помогу»
Тема 17-20. Оздоровительные упражнения, направленные на профилактику различных заболеваний. Выполнение различных упражнений (для укрепления позвоночника, самомассаж, пальцевые упражненияяя и т.д.)
Тема 21-22. Развивающие оздоровительные игры.
Разучивание подвижных игр на свежем воздухе или в спортивном зале.
Тема 23-24. Питание и здоровье. (Создание книги рецептов из полезных продуктов –коллективный проект)
Тема 25 – 26. Будь достойным жителем Земли. Изготовление условных знаков, экологических памяток.
Беседа о необходимости личного участия каждого жителя нашей планеты для сохранения нашего общего дома — планеты Земля. Составление правил, которым необходимо следовать в повседневной жизни, чтобы не наносить ущерба природе. Практическая работа: изготовление условных знаков, экологических памяток.
Тема 27. Езда на велосипеде. Правила движения на велосипеде. Велосипедная дорожка. Проезд нерегулируемого перекрестка, регулируемого перекрестка (со светофором или регулировщиком), проезд пешеходного перехода.
Тема 28-29. Помоги другому. (Первая помощь при тепловом и солнечном ударе, при обморожении и ожогах, при кровотечениях, при утоплении. Первая доврачебная помощь.)
Тема 30 – 31. Оздоровительные упражнения, направленные на профилактику различных заболеваний. Выполнение различных упражнений (для укрепления позвоночника, самомассаж, пальцевые упражнения и т.д.)
Тема 32. Развивающие оздоровительные игры.
Разучивание подвижных игр на свежем воздухе или в спортивном зале.
Тема 33.Выход на природу совместно с родителями.
Тема 34. Подведение итогов. Сочинение на тему: «Моё здоровье в моих руках». Творческая работа.
Тематическое планирование с указанием количества часов.
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | № п/п |
| ЮИД | теория | практика |
1 | Это должны знать все. Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Оформление маршрутных листов.Просмотр видеороликов « Соблюдай правила движения.» | | 1 |
| ЭКОЛОГ | | |
2 | Как «живёт» город. | 1 | |
3 | Будущее города-город будущего. | 1 | |
| Здоровье | | |
4-6 | Сказотерапия.Волшебная страна чувств.Злость. Обида. Страх. | | 3 |
7 | Дары моря. | 1 | |
8 | Кулинарное путешествие по России. | 1 | |
9 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Создание коллективного проекта» Как правильно вести себя за столом» | | 1 |
| ЮИД | | |
10-11 | Создание проектов-презентаций на тему: «Изучай правила дорожного движения» | | 2 |
| ЭКОЛОГ | | |
12-13 | И вместе не тесно, и врозь-скучно». Заповедные зоны родного края. | 1 | 1 |
14 | Наши общие проблемы. | 1 | |
| Здоровье | | |
15-16 | Праздник «Я здоровье сберегу-сам себе я помогу» | | 2 |
| Здоровье | | |
17-20 | Оздоровительные упражнения, направленные на профилактику различных заболеваний. | | 4 |
21-22 | Развивающие оздоровительные игры. | | 2 |
23-24 | Питание и здоровье. (создание книги рецептов из полезных продуктов) | | 2 |
| ЭКОЛОГ | | |
25-26 | Будь достойным жителем Земли. Изготовление условных знаков, экологических памяток. | | 2 |
| ЮИД | | |
27 | Езда на велосипеде. | 1 | |
| Здоровье | | |
28-29 | Помоги другому. (Первая доврачебная помощь) | | 2 |
30-31 | Оздоровительные упражнения, направленные на профилактику различных заболеваний. | | 2 |
32 | Развивающие оздоровительные игры. | | 1 |
33 | Выход на природу совместно с родителями. | | 1 |
34 | Подведение итогов. Сочинение на тему: «Моё здоровье в моих руках» | | 1 |
Итого | 34 | 7 | 27 |
Календарно-тематическое планирование 4 А, 4Б
№ п/п | № в в триместре | Название раздела (количество часов), темы занятия | Формы занятий | Основные виды деятельности (характеристика основных видов деятельности ученика) | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
| | I триместр (10 часов) |
1 | 1 | ЮИД Это должны знать все. Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Оформление маршрутных листов.Просмотр видеороликов « Соблюдай правила движения.» | Лекция проект | Познакомить с действиями участников дорожного движения во время движения группами. Формирование потребности соблюдать транспортную культуру, осознанно выполнять Правила дорожного движения; | 01.09-03.09 | |
2 | 2 | ЭКОЛОГ Как «живёт» город | Беседа. . | Развивать бережное отношение к природным ресурсам. Формирование ценностного отношения школьников к природе, воспитание основ экологической ответственности как важнейшего компонента экологической культуры. | 06.09-10.09 | |
| | | | |
3 | 3 | Будущее города-город будущего | Беседа . | Развивать бережное отношение к природным ресурсам. .Воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды. | 13.09-17.09 | |
| | | | |
4-6 | 4-6 | Здоровье Сказкотерапия. Волшебная страна чувств. Злость. Обида. Страх. | Практикум. | Умение аргументировать свою позицию, отображать в речи этапы совершаемых действий. Повышение уровня всестороннего гармоничного развития и расширения кругозора школьников, укрепление нервной системы, улучшение психического здоровья, воспитание потребности в личном физическом совершенствовании. | 20.09-24.09 27.09-01.10 11.10-15.10 | |
7 | 7 | Дары моря. | Работа в парах с дидактическим материалом | Формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. | 18.10-22.10 | |
8 | 8 | Кулинарное путешествие по России. | Работа в парах с дидактическим материалом | Научиться основным правилам ухода за своим организмом. Развивать бережное отношение к своему здоровью. Приобретение навыков сохранения и укрепления физического здоровья | 25.10-29.10 | |
9 | 9 | Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. Создание коллективного проекта « Как правильно вести себя за столом.» | Работа в парах с дидактическим материалом | Научиться основным правилам ухода за своим организмом. Развивать бережное отношение к своему здоровью. Знать: критерии правильной посадки за письменным столом. | 01.11-03.11 | |
10 | 10 | ЮИД Создание проектов-презентаций на тему: «Изучай правила дорожного движения» | проект | Знать: правила поведения в общественном транспорте. Развивать умение применять правила дорожного движения в жизни | 08.11-12.11 | |
| | II триместр (12ч) | | | | |
11 | 1 | ЮИД Создание проектов-презентаций на тему: «Изучай правила дорожного движения» | проект | Знать: правила поведения в общественном транспорте. Развивать умение применять правила дорожного движения в жизни | 22.11-26.11 | |
| | | | |
12-13 | 2-3 | ЭКОЛОГ И вместе не тесно, и врозь-скучно». Заповедные зоны родного края.Выпуск «Жалобной книги природы.» | Беседа Игра Тренинг | Формировать представление об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимодействий между природой и человеком. необходимости заботливого и уважительного отношения к окружающей среде; - ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе и жизни | 29.11-03.12 06.12-10.12 | |
14 | 4 | Наши общие проблемы. | проект | Ориентация на выполнение основных правил безопасного поведения в природе и жизни; | 13.12-17.12 | |
15-16 | 5-6 | Здоровье Праздник «Я здоровье сберегу-сам себе я помогу» | Тематический праздник | Развивать воображение, умение выражать свою фантазию. Развивать умение работать в группах и парах. | 20.12-24.12 27.12-29.12 | |
17 | 7 | Оздоровительные упражнения, направленные на профилактику различных заболеваний. | ОФП | Развивать бережное отношение к своему здоровью. Развивать умение работать в группах, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных | 10.01-14.01 | |
18 | 8 | Оздоровительные упражнения, направленные на профилактику различных заболеваний. | 17.01-21.01 | |
19 | 9 | Оздоровительные упражнения, направленные на профилактику различных заболеваний. | 24.01-28.01 | |
20 | 10 | Оздоровительные упражнения, направленные на профилактику различных заболеваний. | 31.01-04.02 | |
21 | 11 | Развивающие оздоровительные игры | Игра | Развивать бережное отношение к своему здоровью. Развивать умение работать в группах, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных | 07.02-11.02 | |
22 | 12 | Развивающие оздоровительные игры | | | 14.02-18.02 | |
| | III триместр(12ч) | | | | |
23 | 1 | Питание и здоровье. (создание книги рецептов из полезных продуктов) | проект | Знать: что такое здоровая еда. Как выбрать продукты для полноценного питания. | 28.02.-04.03 | |
24 | 2 | Питание и здоровье. (создание книги рецептов из полезных продуктов) | 09.03-11.02 | |
25 | 3 | ЭКОЛОГ Будь достойным жителем Земли. | Беседа Практикум | Развивать умение выражать свои мысли. Умение аргументировать свою позицию, отображать в речи этапы совершаемых действий. | 14.03-18.03 | |
26 | 4 | Будь достойным жителем Земли. Изготовление условных знаков, экологических памяток. | 21.03-25.03 | |
27 | 5 | ЮИД Езда на велосипеде. | Беседа. Просмотр видео | Развивать воображение, умение выражать свою фантазию. Развивать умение работать в группах и парах. | 28.03-01.04 | |
28 | 6 | Здоровье Помоги другому. (Первая доврачебная помощь) | Лекция Игры | Разбор реальных ситуаций, имеющих место в практике,повышение уровня всестороннего гармоничного развития и расширения кругозора школьников, укрепление физического здоровья, укрепление нервной системы, улучшение психического здоровья. формирование у детей представления о необходимости заботы о своём здоровье. | 04.04-08.04 | |
29 | 7 | Помоги другому. (Первая доврачебная помощь) | 18.04-22.04 | |
| | | | |
30 | 8 | Оздоровительные упражнения, направленные на профилактику различных заболеваний | ОФП | Развивать умение к наблюдению за развитием своего организма, за состоянием здоровья. | 25.04-29.04 | |
31 | 9 | Оздоровительные упражнения, направленные на профилактику различных заболеваний | 04.05-06.05 | |
32 | 10 | Развивающие оздоровительные игры. | Ролевые, подвижные игры | Развивать воображение, умение выражать свою фантазию. Развивать умение работать в группах и парах. | 10.05-13.05 | |
33 | 11 | Выход на природу совместно с родителями. | Игра | Развивать умение работать в группах, адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях | 16.05-20.05 | |
34 | 12 | Подведение итогов. Сочинение на тему « Моё здоровье в моих руках.» | | Расширить познания детей о растениях леса, полезных для здоровья, о лечебных свойствах кислорода. | 23.05-27.05 | |
«Согласовано»
на заседании ШМО учителей –
__________________________________
Председатель ШМО_________________/_____________/
Протокол №__________от _________________________
«Согласовано»
Зам.директора по УВР
___________________________________/_____________/
_________________________________________________
17