МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10 Г. САЛЬСКА
«Согласовано» Заместителя директора по УВР МБОУ СОШ №10 г. Сальска ______________М.А. Носачева «27 » августа 2021 г. | | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №10 г. Сальска __________ М.А. Романенко Приказ № 164 от «01» сентября 2021 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению
«Геометрика»
Тищенко Юлии Ивановны
учителя начальных классов
1 «А» класс
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании
педагогического совета школы
протокол № 1 от «30» августа 2021 г.
2021-2022 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по Геометрике для 1 класса составлена в соответствии с нормативными документами:
Федеральный закон от 29.12.2012 N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 06.10.2009 г. № 413 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 29.12.2014 № 1645); «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
Приказ Министерства просвещения России от 20 мая 2020 г. N 254. «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»;
Постановление Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. Изменений N 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 N 85; Изменений N 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 N 72; Изменений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 N 81);
Постановление Главного государственного врача РФ от 30.06.2020 г. № 16 об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.12.4. 3598-20«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (СOVID-19)»;
Авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников И.В.Логиновой «Геометрика»;
Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС (ред. от 24.04.2015) «Об образовании в Ростовской области»;
Устав МБОУ СОШ №10 г. Сальска;
Положение о рабочей программе МБОУ СОШ №10 г. Сальска;
Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ СОШ № 10 г. Сальска на 2021-2022 учебный год (приказ от 01.09.2021 № 170);
Программа воспитания СОО на 2021-2025 г.г. (приказ от 01.09.2021 № 170);
Учебный план МБОУ СОШ №10 г. Сальска (приказ от 01.09.2021 № 170)
Календарный учебный график МБОУ СОШ №10 г. Сальска (приказ от 01.09.2021 № 170);
Расписание уроков МБОУ СОШ №10 г. Сальска на 2021-2022 учебный год (приказ от 01.09.2021 № 198).
Место учебного курса в учебном плане
Рабочая программа предусматривает количество занятий в 1 классе в объёме 33 часов (из расчета 1час в неделю; 33 учебных недели).
В соответствии с учебным планом и расписанием МБОУ СОШ № 10 г. Сальска на 2021-2022 учебный год, данная программа рассчитана на 33часа.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В результате изучения данного курса у обучающихся должны быть сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные результаты
активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
оказание бескорыстной помощи своим сверстникам, нахождение с ними общего языка и общих интересов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности происходит в рамках следующих выбранных школьниками ее видов.
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на передачу школьникам социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности, создающие благоприятные условия для социальной самореализации школьников, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие школьников, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Игровая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде.
Метапредметные результаты
развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;
повышение степени самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивированности;
приобретение детьми опыта исследовательско-творческой деятельности;
умение предъявлять результат своей работы; возможность использовать полученные знания в жизни;
умение самостоятельно конструировать свои знания; ориентироваться в информационном пространстве;
формирование социально адекватных способов поведения;
формирование умения работать с информацией;
формирование способности к организации деятельности и управлению ею.
Предметные результаты
По окончании дети должны знать и уметь:
измерять и сравнивать объемы куба и прямоугольного параллелепипеда;
иметь представление о понятиях «вершина», «грань», «ребро»;
конструировать куб из развертки, и наоборот, развертку из куба;
ориентироваться в понятиях «вправо вверх по диагонали», «вправо вниз по диагонали», «влево вниз по диагонали», «вправо вниз по диагонали»;
вычислять и сравнивать периметр невыпуклых многоугольников;
иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры;
конструировать симметричные фигуры;
придумывать и конструировать игровые фигуры на заданную тему.
Формы, периодичность и порядок текущего контроля
ПР – практическая работа, УО – устный опрос
Виды контроля | Время проведения | Цель проведения | Формы контроля |
Входной | В начале учебного года | Определения уровня развития детей, их творческих способностей | Беседа, опрос, тестирование, анкетирование. |
Текущий | В течение всего учебного года | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение готовности детей к восприятию нового материала. Повышение ответственности и заинтересованности воспитанников в обучении. Выявление детей, отстающих и опережающих обучение. Подбор наиболее эффективных методов и средств обучения. | Педагогическое наблюдение, опрос, самостоятельная творческая работа, выставки работ, презентации творческих работ, демонстрации моделей. |
Промежуточный | По окончании изучения темы или раздела. В конце месяца, четверти, полугодия. | Определение степени усвоения учащимися учебного материала. Определение результатов обучения. | Выставка, конкурс, соревнование, творческая работа, опрос, самостоятельная работа, презентация творческих работ, демонстрация моделей, тестирование, анкетирование |
Итоговый | В конце учебного года или курса обучения | Определение изменения уровня развития детей, их творческих способностей. Определение результатов обучения. Ориентирование учащихся на дальнейшее (в том числе самостоятельное) обучение. Получение сведений для совершенствования образовательной программы и методов обучения. | Выставка, конкурс, презентация творческих работ, демонстрация моделей, итоговые занятия, коллективный анализ работ. |
Результативность реализации программы отслеживается через защиту проектов, проводимую в различных формах:
- выставки работ;
- конкурс поделок;
- презентация творческих работ;
- демонстрация моделей.
СОДЕРЖАНИЕ
Основные содержательные компоненты 1 года обучения
Модуль «Плоскостное моделирование» (12 ч)
1.1. Логические задачи (3 ч)
1. Логические операции с множествами – объединение трех множеств.
Задания с кругами Эйлера на объединение трех множеств. Самостоятельная работа: конструирование по контурной схеме – фигуры «Автомобиль».
2. Конструирование по заданным условиям.
Задание: подберите детали и сконструируйте плоскостные фигуры «Крест», «Ведро», «Ваза», «Снежинка», «Дерево».
Конструирование по устной инструкции «Джип».
3. Комбинирование по форме и по цвету.
Вычисление нескольких вариантов комбинирования с использованием трех фигур разных цветов (см. приложение № 7). Задание для самостоятельной работы: конструирование по контурной схеме (по выбору учащегося).
Конструирование квадрата из ТИКО-деталей (см. приложение № 4).
Конструирование предметов окружающего мира на основе квадрата.
1.2. Пространственное ориентирование (2 ч)
1. Пространственное ориентирование. Соединение деталей в заданной последовательности - «вверх», «вниз», «справа», «слева», «по диагонали».
Устные инструкции для конструирования (см. приложение № 3).
Конструирование по собственному замыслу.
2. Пространственное ориентирование. Составление устных диктантов.
Алгоритм составления устных диктантов:
1) сконструируй несложную плоскостную фигуру;
2) составь устную инструкцию для сборки фигуры;
3) прочитай диктант соседу по парте, а он пусть сконструирует фигуру;
4) если есть ошибки, внеси исправления в текст инструкции.
1.3. Площадь (2 ч)
1. Конструирование многоугольников, сравнение их площадей.
Конструирование многоугольников из квадратов. Вычисление площадей фигур.
2. Конструирование многоугольников, сравнение их площадей.
Конструирование многоугольников из равносторонних треугольников. Вычисление площадей фигур.
1.4. Симметрия (2 ч)
1. Осевая симметрия. Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера (см. презентацию «Симметрия»).
Понятие «симметрия», «ось симметрии». Достраивание узора по образцу. Самостоятельная работа: конструирование «коврика».
2. Центральная симметрия. Составление узоров посредством чередования формы, цвета и размера.
Понятие «симметрия», «центр симметрии». Достраивание узора по образцу. Самостоятельная работа: конструирование «подноса».
1.5 Разработка и реализация конструкторских проектов (3 ч).
Рекомендуемые темы:
1. Проект «Животный мир планеты».
2. Проект «Птицы – наши друзья! ».
3. Проект «Растительный мир планеты».
Модуль «Объемное моделирование» (11ч)
2.1. Призма (6 ч)
1. Конструирование и анализ треугольной призмы.
Конструирование треугольной призмы по изображению (см. буклет «ТИКО. Конструктор для объемного моделирования»). Анализ объемной фигуры. Понятия «грань», «ребро», «основание». Фиксирование данных в таблице (таблица на доске). Фантазирование: моделирование объектов окружающего мира на основе треугольной призмы.
Последующие темы изучаются аналогично.
2. Конструирование и анализ четырехугольной призмы.
3. Конструирование и анализ пятиугольной призмы.
4. Конструирование и анализ шестиугольной призмы.
5. Конструирование и анализ восьмиугольной призмы.
6. Конструирование и анализ восьмиугольной призмы.
2.2. Пирамида (5 ч)
1.Конструирование и анализ треугольной пирамиды.
2. Конструирование и анализ четырехугольной пирамиды.
3. Конструирование и анализ пятиугольной пирамиды.
4. Конструирование и анализ шестиугольной пирамиды.
5. Конструирование и анализ восьмиугольной пирамиды.
6. Конструирование и анализ восьмиугольной пирамиды.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ
Аппаратные средства
•Компьютер, проектор, принтер, интерактивная доска.
Для учителя:
Интернет-ресурсы.
http://www.tico-rantis.ru/games_and_activities/mladshiy_shkolnik/ -
Программа. Методический и дидактический материал для кружка «Геометрика».
Информационные источники.
Журнал «Начальная школа», №3, 2010г.
Выткалова Л.А., Краюшкин П.В. Развитие пространственных представлений у младших школьников: практические задания и упражнения, издательство, Волгоград: «Учитель», 2009г.
Тематическое планирование
№ п\п | Тема раздела/урока | Кол-во часов | Тип/форма урока (с указанием практических, лабораторных работ) | Виды деятельности | Вид/форма контроля | Дата План | Дата Факт |
1 | Знакомство с конструктором ТИКО. | 1 | Комбинирован ный | Логические операции с множествами – объединение трех множеств. | Внешний контроль | 01.09 | |
2 | Конструирование по образцу | 1 | соревнование | Конструирование квадрата из ТИКО-деталей. Конструирование по устной инструкции «Джип». | Внешний контроль | 8.09 | |
3 | Четырёхугольники: квадрат | 1 | Комбинирован | ориентироваться в процессе конструирования на плоскости и в пространстве; | Внешний контроль | 15.09 | |
4 | Конструирование по образцу | 1 | Комбинирован ный | - доводить решение задачи до готовой модели; | Внешний контроль | 22.09 | |
5 | Четырёхугольники: прямоугольник | 1 | Комбинирован ный | - конструировать по заданным условиям, | Внешний контроль | 29.09 | |
6 | Конструирование по образцу | 1 | Комбинирован ный | - комбинировать детали по цвету, форме, величине. | Внешний контроль | 06.10 | |
7 | Треугольники | | Комбинирован ный | - самостоятельно подбирать детали, выбирать и осуществлять наиболее подходящие приемы практической работы | Внешний контроль | 13.10 | |
8 | Конструирование по образцу | | Игра-соревнование | анализировать конструкцию фигуры и выполнять работу по образцу | Внешний контроль | 20.10 | |
8 | Треугольники: остроугольный треугольник | | Комбинирован ный | - иметь представление о понятии «ось симметрии», различать симметричные и несимметричные фигуры | Внешний контроль | 27.10 | |
10 | Конструирование по технологической карте | | Игра-соревнование | Конструирование отдельных фигур по теме. | Внешний контроль | 10.11 | |
11 | Треугольники: равносторонний треугольник | | Игра-соревнование | Работа в группах: объединение тематических фигур в композиции. 1объединение композиций в коллективную работу. | Внешний контроль | 17.11 | |
12 | Конструирование по технологической карте | | Игра-соревнование | Конструирование отдельных фигур по теме. Работа в группах: объединение тематических фигур в композиции. | Внешний контроль | 24.11 | |
13 | Треугольники: равносторонний треугольник. | | Комбинирован ный | Конструирование отдельных фигур по теме. Работа в группах | Внешний контроль | 01.12 | |
14 | Конструирование по технологической карте | | Комбинирован ный | Конструирование отдельных фигур по теме. | Текущий | 8.12 | |
15 | Четырёхугольники: ромб | | Комбинирован | Конструирование отдельных фигур по теме. Работа в группах: объединение тематических фигур в композиции.объединение композиций в коллективную работу. Презентация проекта. | текущий | 15.12 | |
16 | Конструирование по образцу | | Комбинирован ный | Конструирование треугольной призмы по изображению. | Внешний | 22.12 | |
17 | Четырёхугольники: ромб. Закрепление | | Комбинирован ный | Конструирование четырехугольной призмы по изображению. Анализ объемной фигуры. | самоконтроль | 12.01 | |
18 | Конструирование по образцу | | Комбинирован ный | Конструирование пятиугольной призмы по изображению. Анализ объемной фигуры. Понятия «грань», «ребро», «основание». Фиксирование данных в таблице | Текущий | 19.01 | |
19 | Четырёхугольники: трапеция | | Комбинирован ный | Конструирование шестиугольной призмы по изображению. | самоконтроль | 26.01 | |
20 | Конструирование по технологической карте | | Комбинирован ный | Конструирование восьмиугольной призмы по изображению. Анализ объемной фигуры. Понятия «грань», «ребро», «основание». Фиксирование данных в таблице | самоконтроль | 02.02 | |
21 | Конструирование по технологической карте | | Комбинирован ный | Фантазирование: моделирование объектов окружающего мира на основе восьмиугольной призмы | внешнний | 9.02 | |
22 | Четырёхугольники: параллелограмм | | Комбинирован ный | Конструирование предметов, имеющих форму треугольной пирамиды. | текущий | 2.03 | |
23 | Конструирование по образцу | | Комбинирован ный | | текущий | 09.03 | |
24 | Многоугольники: пятиугольник | | Комбинирован ный | Конструирование пятиугольной пирамиды по образцу. | текущий | 16.03 | |
25 | Многоугольники: шестиугольник | | Комбинирован ный | Самостоятельная работа: конструирование предметов, имеющих форму шестиугольной пирамиды. | внешний | 30.03 | |
26 | Треугольники: прямоугольный треугольник | | Игра-соревнование | Конструирование восьмиугольной пирамиды по образцу. Самостоятельная работа: конструирование предметов, имеющих форму восьмиугольной пирамиды. | внешний | 06.04 | |
27 | Треугольники: прямоугольный треугольник. | | Игра-соревнование | Конструирование восьмиугольной пирамиды по образцу. | внешний | 13.04 | |
28 | Многоугольники: пятиугольник. | | Игра-соревнование | Понятие «объем». Конструирование куба и прямоугольного параллелепипеда. | внешний | 20.04 | |
29 | Многоугольники: шестиугольник. | | Игра-соревнование | Понятие «объем». Конструирование маленького и большого кубов. | внешний | 27.04 | |
30 | Проект «Мастерская Деда Мороза» | | Игра-соревнование | Конструирование отдельных фигур по теме. Работа в группах: объединение тематических фигур в композиции | внешний | 4.05 | |
31 | Проект «Мастерская Деда Мороза» | | выставка | Объединение композиций в коллективную работу. Презентация проекта. | Внешний | 11.05 | |
32 | Виды углов: прямой угол | | выставка | Работа в группах: Презентация проекта. | внешний | 18.05 | |
33 | Виды углов: острый угол | | выставка | Презентация проекта. | внешний | 25.05 | |