МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ «ШКОЛА № 73»
СОГЛАСОВНА | | Рассмотрена и рекомендована | | УТВЕРЖДЕНА |
руководитель МО | | к утверждению | | и.о. директора |
_________________ | | на педагогическом совете | | ____________С.В. Козинкова |
Е.С. Мифаник | | Протокол № 1 от 30.08.2021 | | Приказ № 317 от 31.08.2021 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Начинающий инвестор»
для 10 классов
Учебный год | 2021-2022 |
Учитель | Попова И.С. |
г. Ростов-на-Дону
2021
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и программы внеурочной деятельности «Начинающий инвестор» (Авторской программы Брехова Ю.В., Алмосов А.П., Завьялов Д.Ю. Финансовая грамотность: учебная программа. 10-11 классы общеобразоват. орг. – М.: ВАКО, 2018.) в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Программа рассчитана на 35 часов (в соответствии с учебным планом 1 час в неделю, 08.03.2022 г. – не учебный день).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса «Начинающий инвестор» являются:
- осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;
- участие в принятии решений о семейном бюджете.
Метапредметными результатами изучения курса «Начинающий инвестор» являются:
Познавательные:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
- формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
Регулятивные:
- понимание цели своих действий;
- планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
- проявление познавательной и творческой инициативы;
- оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;
- адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.
Коммуникативные:
- составление текстов в устной и письменной формах;
- готовность слушать собеседника и вести диалог;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения курса «Начинающий инвестор» являются:
- понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;
- понимание и правильное использование экономических терминов;
- освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;
- приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;
- развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;
- развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.
II. Содержание курса внеурочной деятельности
№ | Раздел учебной программы | Кол-во часов | Характеристика основных содержательных линий |
1. | Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления | 8 | Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии. Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям. Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле. |
2. | Собственный бизнес: как создать и не потерять | 11 | Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет, уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи. Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент. |
3. | Риски в мире денег: как защититься от разорения | 6 | Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения. Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников. |
4. | Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду | 10 | Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения договоров на страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров страхования. |
| Итого: | 35 |
Календарно – тематическое планирование.
10 класс.
Номер занятия | Дата | Тема | Часы |
Раздел 1. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления. |
1 | 07.09.2021 | Что такое пенсия и кому она положена | 1 |
2 | 14.09.2021 | От чего зависит размер пенсии и как его увеличить | 1 |
3 | 21.09.2021 | Как выбрать программу пенсионного накопления | 1 |
4 | 28.09.2021 | Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд» | 1 |
5 | 05.10.2021 | Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах | 1 |
6 | 12.10.2021 | Творческое занятие – эссе «Пенсионеры — это самое дорогое, что есть у государства». (М. Гуськов) | 1 |
7 | 19.10.2021 | Решение практических задач и тестов | 1 |
8 | 26.10.2021 | Диспут «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь её потерять». (Г. Форд) | 1 |
Раздел 2. Собственный бизнес: как создать и не потерять. |
9 | 09.11.2021 | Как создать стартап | 1 |
10 | 16.11.2021 | Как разработать реальный бизнес-план | 1 |
11 | 23.10.2021 | Расходы и доходы в собственном бизнесе | 1 |
12 | 30.11.2021 | Налогообложение малого и среднего бизнеса | 1 |
13 | 07.12.2021 | Кто может помочь в создании стартапа | 1 |
14 | 14.12.2021 | С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен | 1 |
15 | 21.12.2021 | Игра «Создаём свой бизнес на территории Арги-Пагинского сельского поселения», часть I: подготовительный этап | 1 |
16 | 28.12.2021 | Игра «Создаём свой бизнес на территории Арги-Пагинского сельского поселения», часть II: этап игрового моделирования | 1 |
17 | 11.01.2022 | Коммуникативный семинар «Легко ли создать свой бизнес сегодня?» | 1 |
18 | 18.01.2022 | Игра «Стартап» | 1 |
19 | 25.01.2022 | Круглый стол «Ключ к успеху бизнеса — в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются креативностью». (Д. Гуднайт) | 1 |
Раздел 3. Риски в мире денег: как защититься от разорения. |
20 | 01.02.2022 | Какие бывают финансовые риски. | 1 |
21 | 08.02.2022 | Что такое финансовое мошенничество. И как строятся финансовые пирамиды. | 1 |
22 | 15.02.2022 | Как управлять инвестиционными рисками | 1 |
23 | 22.02.2022 | Коммуникативный семинар «Как избежать мошенничества в сфере финансов?» | 1 |
24 | 01.03.2022 | Семинар «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство». (Б. Авербах) | 1 |
25 | 15.03.2022 | Решение практических задач и тестов. Обобщение по теме «Риски в мире денег: как защититься от разорения» | 1 |
Раздел 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду. |
26 | 22.03.2022 | Управление рисками и страхование | 1 |
27 | 05.04.2022 | О правильном страховании | 1 |
28 | 12.04.2022 | Преимущества и последствия заключения договоров на страхование | 1 |
29 | 19.04.2022 | Различие обязательного и добровольного страхования | 1 |
30 | 26.04.2022 | Идентификация рисков и выбор страховой защиты | 1 |
31 | 03.05.2022 | Как правильно выбрать страховщика и не переплатить за страхование | 1 |
32 | 10.05.2022 | Как правильно заключить договор страхования и защитить свои права при страховом случае | 1 |
33 | 17.05.2022 | Коммуникативный семинар «Критерии выбора страховой компании». | 1 |
34 | 24.05.2022 | Игра «Хочу застраховать жизнь и здоровье» | 1 |
35 | 31.05.2022 | Изучение договоров страхования. | 1 |