государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Новочеркасская специальная школа-интернат № 1»
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Зам.директора по УР
__________ Ракитянская О.В. Директор ГКОУ РО
Новочеркасской
школы-интерната №1
____________ Мирошникова В.В.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлый пластилин»
4 «А» класс
2021-2022 учебный год
Составила:
воспитатель первой
квалификационной категории-
Долгополова Л.Н.
Новочеркасск, 2021
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Весёлый пластилин»
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Веселый пластилин» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к структуре программы воспитания и социализации учащихся с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова и Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности ГКОУ РО «Новочеркасская специальная школа- интернат №1"». Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.
Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возможностей и мотивации. Многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Нормативно – правовые документы:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273- Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»
Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (ред. 18.05.2020) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредетацию образовательных программ начального общего, основного общего , среднего общего образования»»
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Устав ГКОУ РО Новочеркасской школы - интернат №1
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно - методического обьединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4 /15)
АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Новочеркасской школы – интернат №1
Учебный план ГКОУ РО Новочеркасской школы- интернат №1 в рамках реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью
Положение о рабочей программе учебных предметов, коррекционных курсов, курсов внеурочной деятельности ГКОУ РО Новочеркасской школы – интерната №1 (приказ об утверждении № 80 / 1 о 31.05.2021)
СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»
Ценностные ориентиры содержания курса:
Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, знакомясь с особенностями материалов, постигается накопленный человечеством опыт. В процессе занятий по программе реализуются как учебные, так и социально-воспитательные, коррекционные задачи, развивают интеллектуально – творческий потенциал ребенка.
Основной целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
формировать специальные компетенции (освоение инструментария декоративно прикладного искусства, новых технологий работы с различными материалами, навыки оформления творческих, проектных работ с помощью педагога)
развивать практические умения и навыки по созданию творческих работ с помощью педагога;
развивать творческую активность, проявление инициативы и любознательности;
воспитывать доброжелательность, отзывчивость, толерантность; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
воспитывать чувство уважения к культуре и традициям своего народа.
Содержательные линии программы.
Вводный блок – 1 час
«Знакомство с пластилином. Техника безопасности при работе с пластилином»
-Инструменты и материалы
-Знакомство с правилами техники безопасности. Материал – пластилин.
-Свойства пластилина. Разнообразие и виды пластилина.
Предметная лепка -9 часов.
- Основные формы: шар, конус, куб.
- Приёмы использования : прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части изделия к другой.
-Конструирование из основных форм пластилина. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
-Знакомство с техникой пластилинографии, приёмами выполнения декоративных налепов разной формы.
-Коллективная работа «Сказка «Колобок»
Сюжетная лепка -10 часов.
-Базовые формы. Создание объёмных композиций.
-Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилина.
- Учить отражать в изобразительной деятельности природныё особенности предметов: оригинальную форму и расцветку.
- Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция»
-Использование возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.
-Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением.
-Коллективная работа «Новогодний хоровод».
-Коллективная работа «Покорители космоса».
-Коллективная работа «Цветочная клумба»
Декоративная лепка -12 часов.
-Освоение навыков работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их ножом для работы с пластилином на равные части. Перекручивать пластилиновые колбаски и жгутики.
- Наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы.
Способы и правила её составления. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.
- Коллективная работа «Дары Осени»
- Коллективная работа «Ёлочка- красавица».
Итоговое занятие: презентация, выставка работ обучающихся - 1 час.
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности Творческая мастерская «Весёлый пластилин» рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Возможно уменьшение или увеличение количества часов в соответствии с годовым календарным учебным графиком ГКОУ РО Новочеркасской школы – интерната №1.
Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:
Личностными результатами изучения программы является:
-интерес ребёнка к декоративно-прикладному искусству;
- сформированный мотив, реализующий потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности;
- готовность к сотрудничеству и дружбе;
- умение выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
результатами изучения программы является формирование базовых учебных действий:
Регулятивные БУД:
следует устным инструкциям педагога;
осуществляет самоконтроль;
выполнять коллективные работы.
Познавательные БУД:
Знает геометрические формы: шар, цилиндр, конус и жгут, которые называются исходными формами.
Знает свойства пластилина и основные виды лепки.
Коммуникативные БУД:
- сформирована культура труда и совершенствованы трудовые навыки;
- расширены коммуникативные способности детей;
- умеет осознанно пользоваться инструментом, инструкциями.
Предметными результатами изучения программы являются :
Знает:
правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;
основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином;
разнообразие техник работ с пластилином;
правила работы в коллективе.
Умеет:
пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином;
владеть разнообразными техниками при работе с пластилином.
Формы организации обучения: групповая, индивидуальная
Программа предусматривает проведение в форме:
- рассказ, беседа, игра;
- наблюдение, оценивание процесса выполнения;
- индивидуальная творческая деятельность под руководством воспитателя;
- практические занятия по изготовлению поделок;
- представление творческих достижений на выставках;
- участие в школьных конкурсах.
Образовательные технологии:
На занятиях используются следующие виды технологий:
-Информационно - коммуникационные технологии (использование мультимедийных презентаций и видео по различным темам занятий);
- Здоровьесберегающие технологии (проведение во время занятий физминуток, дыхательной гимнастики, зрительной и пальчиковой гимнастики, релаксации);
-Игровые технологии (проведение занятий с использованием игровых ситуаций, коррекционно-развивающие игры и упражнения);
-Коррекционно-развивающие технологии (осуществление индивидуального и дифференцированного подхода при работе с обучающимися).
Материально-техническое обеспечение:
1.Материал:
- пластилин
-картон для основы
2. Инструменты:
- салфетки
- карандаши простые
- ножи для работы с пластилином
- досточки для лепки
3. Наглядность:
- схемы-опоры
- таблицы-памятки
- образцы работ
- трафареты, шаблоны
Технические средства обучения:
- DVD-плеер (видеомагнитофон)
- Телевизор
- Ноутбук
- Проектор
- Экран
Используемая литература:
Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.
Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.
Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г.
Багрянцева А. «Пластилиновая ферма: весёлые уроки», М.: Эксмо, 2014.
Игры из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000. – 160с. (серия «Легко и просто»)
О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина М.Мозаика-Синтез.
Календарно-тематическое планирование
по курсу внеурочной деятельности «Весёлый пластилин», 4 класс
на 2021-2022 учебный год
Количество часов в неделю – 1ч.
Годовое количество часов - 31 ч.
№ занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения | Виды деятельности |
1 четверть- 8 часов |
Предметная лепка – 2 ч |
1. | Божья коровка | 1 | 7.09.2021г | Беседовать по правилам безопасности труда при работе с ручным инструментом. Лепка фигурки божьей коровки |
2. | Голубь мира | 1 | 14.09.2021г. | Научить работать с пластилином, различать цвета пластилина |
Сюжетная лепка – 4 ч |
3. | Осеннее дерево с листочками | 1 | 21.09.2021г. | Научить передавать посредством пластилина изображения деревьев |
4. | Золотая осень | 1 | 28.09.2021г. | Научить отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев |
5. | Осенний букет | 1 | 5.10.2021г. | Научить приемам ощипывание, размазывание, примазывания одной части изделия к другой |
6. | Осенний букет | 1 | 12.10.2021г. |
Декоративная лепка – 2ч |
7. | Дары осени | 1 | 19.10.2021г. | Научить правильно и точно смешивать пластилин, размазывать по контуру. |
8. | Дары осени | 1 | 26.10.2021г. | Научить создавать обьёмные элементы украшений |
2 четверть – 7 часов |
Предметная лепка–3 ч |
9. | Сказка «Колобок» Лисичка | 1 | 9.11.2021г. | Научить выполнять последовательность лепки фигурки лисы |
10. | Сказка «Колобок» Заяц | 1 | 16.11.2021г. | Научить выполнять последовательность лепки фигурки заяц |
11. | Сказка «Колобок» Медведь | 1 | 23.11.2021г. | Научить выполнять последовательность лепки фигурки медведя |
Декоративная лепка-2ч |
12. | Сказка «Колобок» Колобок | 1 | 30.11.2021г. | Научить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями при помощи жгутиков, шариков |
13. | Ёлочка- красавица | 1 | 7.12.2021г. | Продолжать учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями |
Сюжетная лепка-2ч |
14 | Новогодний хоровод | 1 | 14.12.2021г. | Научить создавать обьемную композицию при помощи пластилина |
15. | Новогодний хоровод | 1 | 21.12.2021г. | Научить выполнять работу по образцу при частичной помощи воспитателя. |
3 четверть-10 часов |
Сюжетная лепка-1ч |
16. | Веточка рябины с снегирём | 1 | 11.01.022г. | Научить выполнять работу по образцу при частичной помощи воспитателя. |
Предметная лепка-3ч |
17. | Корабль | 1 | 18.01.2022г | Научить приемам рисования пластилином-размазывание, катание, вдавливание |
18. | Танк | 1 | 25.01.2022г. | Продолжить учить приемам рисования пластилином |
19. | Самолёт | 1 | 1.02.2022г. | Научить нанесению цветовых пятен |
Декоративная лепка – 4 ч. |
20. | Разноцветные звёзды | 1 | 8.02.2022г. | Научить делать фон, используя картон и пластилин разных цветов с применением разных техник |
21. | Гвоздики | 1 | 15.02.2022г. | Научить размазывать пластилин по заготовке, не выходя за края рисунка, создавать композицию и применяя различные техники(шарики, колбаски) |
22. | Веточка мимозы | 1 | 22.02.2022г. | Продолжить учить размазывать пластилин по заготовке, не выходя за края рисунка, создавать композицию |
23. | Ваза для мамы | 1 | 1.03.2022г. | Научить делать фон, используя картон и пластилин разных цветов с применением разных техник |
Сюжетная лепка -1ч |
24. | Покорители Космоса | 1 | 15.03.2022г. | Научить приемам лепки из пластилина с использованием способов отщипывания, отрывания, сплющивания, вытягивания и соединения готовых частей |
Предметная лепка-1ч |
25. | Жаворонок | 1 | 22.03.2022г. | Научить выполнять последовательность лепки фигурки птички |
4 четверть-6 часов |
Декоративная лепка-4ч |
26. | Разноцветный зонтик | 1 | 5.04.2022г. | Научить нанесению цветовых пятен при помощи жгутиков |
27. | Пёстрая бабочка | 1 | 12.04.2022г. | Научить скатывать шарики при помощи круговых движений между указательным и большим пальцем |
28. | День Победы | 1 | 19.04.2022г. | Научить делать фон, используя картон и пластилин разных цветов |
29. | День Победы | 1 | 26.04.2022г. | Научить раскатывать из пластилина шарики, жгутики и колбаски |
Сюжетная лепка - 2ч |
30. | Цветочная клумба | 1 | 17.05.2022г. | Научить наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы . |
31. | Цветочная клумба | 1 | 24.05.2022г. | Научить прищипывать, захватывая немного пластилина, и придавать нужную форму . |