СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый пластилин"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по внеурочной деятельности «Веселый пластилин»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта  образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Весёлый пластилин"»

государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Новочеркасская специальная школа-интернат № 1»



СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

Зам.директора по УР

__________ Ракитянская О.В. Директор ГКОУ РО

Новочеркасской

школы-интерната №1

____________ Мирошникова В.В.









Рабочая программа по внеурочной деятельности «Весёлый пластилин»

4 «А» класс

2021-2022 учебный год




Составила:

воспитатель первой

квалификационной категории-

Долгополова Л.Н.















Новочеркасск, 2021

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Весёлый пластилин»



Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Веселый пластилин» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к структуре программы воспитания и социализации учащихся с использованием методического конструктора «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В.Степанова и Положения о рабочей программе по внеурочной деятельности ГКОУ РО «Новочеркасская специальная школа- интернат №1"». Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей.

Программа имеет художественную направленность и создает условия, обеспечивающие развитие творческих способностей детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возможностей и мотивации. Многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.







Нормативно – правовые документы:

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 № 273- Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»

  2. Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями)

  3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 №345 (ред. 18.05.2020) «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредетацию образовательных программ начального общего, основного общего , среднего общего образования»»

  4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 года №115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08 – 1786 «О рабочих программах учебных предметов»

  6. Устав ГКОУ РО Новочеркасской школы - интернат №1

  7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренная решением федерального учебно - методического обьединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. №4 /15)

  8. АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГКОУ РО Новочеркасской школы – интернат №1

  9. Учебный план ГКОУ РО Новочеркасской школы- интернат №1 в рамках реализации АООП образования обучающихся с умственной отсталостью

  10. Положение о рабочей программе учебных предметов, коррекционных курсов, курсов внеурочной деятельности ГКОУ РО Новочеркасской школы – интерната №1 (приказ об утверждении № 80 / 1 о 31.05.2021)

  11. СП 2.4.3648 – 20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи»

Ценностные ориентиры содержания курса:

Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, знакомясь с особенностями материалов, постигается накопленный человечеством опыт. В процессе занятий по программе реализуются как учебные, так и социально-воспитательные, коррекционные задачи, развивают интеллектуально – творческий потенциал ребенка.

Основной целью рабочей программы курса внеурочной деятельности является приобретение практических навыков в области декоративно-прикладного творчества, развитие художественных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

  • формировать специальные компетенции (освоение инструментария декоративно прикладного искусства, новых технологий работы с различными материалами, навыки оформления творческих, проектных работ с помощью педагога)

  • развивать практические умения и навыки по созданию творческих работ с помощью педагога;

  • развивать творческую активность, проявление инициативы и любознательности;

  • воспитывать доброжелательность, отзывчивость, толерантность; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

  • воспитывать чувство уважения к культуре и традициям своего народа.





Содержательные линии программы.


Вводный блок – 1 час

«Знакомство с пластилином. Техника безопасности при работе с пластилином»

-Инструменты и материалы

-Знакомство с правилами техники безопасности. Материал – пластилин.

-Свойства пластилина. Разнообразие и виды пластилина.

Предметная лепка -9 часов.

- Основные формы: шар, конус, куб.

- Приёмы использования : прищипывание, сплющивание, оттягивание деталей от общей формы, плотное соединение частей путём примазывания одной части изделия к другой.

-Конструирование из основных форм пластилина. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.

-Знакомство с техникой пластилинографии, приёмами выполнения декоративных налепов разной формы.

-Коллективная работа «Сказка «Колобок»

Сюжетная лепка -10 часов.

-Базовые формы. Создание объёмных композиций.

-Развивать практические умения и навыки при создании заданного образа посредством пластилина.

- Учить отражать в изобразительной деятельности природныё особенности предметов: оригинальную форму и расцветку.

- Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция»

-Использование возможности бросового материала для придания объекту завершенности и выразительности.

-Учить создавать лепную картину с выпуклым изображением.

-Коллективная работа «Новогодний хоровод».

-Коллективная работа «Покорители космоса».

-Коллективная работа «Цветочная клумба»

Декоративная лепка -12 часов.

-Освоение навыков работы с пластилином: скатывать длинные колбаски и делить их ножом для работы с пластилином на равные части. Перекручивать пластилиновые колбаски и жгутики.

- Наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы.

Способы и правила её составления. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

- Коллективная работа «Дары Осени»

- Коллективная работа «Ёлочка- красавица».

Итоговое занятие: презентация, выставка работ обучающихся - 1 час.


Место предмета в учебном плане.

  • Рабочая программа курса внеурочной деятельности Творческая мастерская «Весёлый пластилин» рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год. Возможно уменьшение или увеличение количества часов в соответствии с годовым календарным учебным графиком ГКОУ РО Новочеркасской школы – интерната №1.


Планируемые результаты освоения программы курса внеурочной деятельности:

Личностными результатами изучения программы является:

-интерес ребёнка к декоративно-прикладному искусству;

- сформированный мотив, реализующий потребность в социально-значимой и социально оцениваемой деятельности;

- готовность к сотрудничеству и дружбе;

- умение выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;

результатами изучения программы является формирование базовых учебных действий:

Регулятивные БУД:

  • следует устным инструкциям педагога;

  • осуществляет самоконтроль;

  • выполнять коллективные работы.

Познавательные БУД:

  • Знает геометрические формы: шар, цилиндр, конус и жгут, которые называются исходными формами.

  • Знает свойства пластилина и основные виды лепки.

Коммуникативные БУД:

- сформирована культура труда и совершенствованы трудовые навыки;

- расширены коммуникативные способности детей;

- умеет осознанно пользоваться инструментом, инструкциями.





Предметными результатами изучения программы являются :

Знает:

  • правила безопасной работы с разными материалами, ручными инструментами;

  • основные инструменты и материалы, применяемые при работе с пластилином;

  • разнообразие техник работ с пластилином;

  • правила работы в коллективе.

Умеет:

  • выполнять правила техники безопасности;

  • пользоваться инструментами и материалами, применяемыми при работе с пластилином;

  • владеть разнообразными техниками при работе с пластилином.

Формы организации обучения: групповая, индивидуальная

Программа предусматривает проведение в форме:

- рассказ, беседа, игра;

- наблюдение, оценивание процесса выполнения;

- индивидуальная творческая деятельность под руководством воспитателя;

- практические занятия по изготовлению поделок;

- представление творческих достижений на выставках;

- участие в школьных конкурсах.


Образовательные технологии:

На занятиях используются следующие виды технологий:

-Информационно - коммуникационные технологии (использование мультимедийных презентаций и видео по различным темам занятий);

- Здоровьесберегающие технологии (проведение во время занятий физминуток, дыхательной гимнастики, зрительной и пальчиковой гимнастики, релаксации);

-Игровые технологии (проведение занятий с использованием игровых ситуаций, коррекционно-развивающие игры и упражнения);

-Коррекционно-развивающие технологии (осуществление индивидуального и дифференцированного подхода при работе с обучающимися).


Материально-техническое обеспечение:

1.Материал:

- пластилин

-картон для основы

2. Инструменты:

- салфетки

- карандаши простые

- ножи для работы с пластилином

- досточки для лепки

3. Наглядность:

- схемы-опоры

- таблицы-памятки

- образцы работ

- трафареты, шаблоны

Технические средства обучения:

- DVD-плеер (видеомагнитофон)

- Телевизор

- Ноутбук

- Проектор

- Экран




Используемая литература:

  1. Горский В.А. под ред. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М. Просвещение, 2013 г.

  2. Григорьев Д.В. Куприянов Б.В. «Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество» М. Просвещение, 2011 г.

  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор», , М. Просвещение, 2010 г.

  4. Багрянцева А. «Пластилиновая ферма: весёлые уроки», М.: Эксмо, 2014.

  5. Игры из пластилина. – Смоленск: Русич, 2000. – 160с. (серия «Легко и просто»)

  6. О.Ю.Тихомирова, Г.А.Лебедева. Пластилиновая картина М.Мозаика-Синтез.
















Календарно-тематическое планирование

по курсу внеурочной деятельности «Весёлый пластилин», 4 класс

на 2021-2022 учебный год



Количество часов в неделю – 1ч.

Годовое количество часов - 31 ч.

занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

Виды деятельности

1 четверть- 8 часов

Предметная лепка – 2 ч

1.

Божья коровка

1

7.09.2021г

Беседовать по правилам безопасности труда при работе с ручным инструментом. Лепка фигурки божьей коровки

2.

Голубь мира

1

14.09.2021г.

Научить работать с пластилином, различать цвета пластилина

Сюжетная лепка – 4 ч

3.

Осеннее дерево с листочками

1

21.09.2021г.

Научить передавать посредством пластилина изображения деревьев

4.

Золотая осень

1

28.09.2021г.

Научить отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие шарики круговыми движениями пальцев

5.

Осенний букет

1

5.10.2021г.

Научить приемам ощипывание, размазывание, примазывания одной части изделия к другой

6.

Осенний букет

1

12.10.2021г.

Декоративная лепка – 2ч

7.

Дары осени

1

19.10.2021г.

Научить правильно и точно смешивать пластилин, размазывать по контуру.

8.

Дары осени

1

26.10.2021г.

Научить создавать обьёмные элементы украшений

2 четверть – 7 часов

Предметная лепка–3 ч

9.

Сказка «Колобок» Лисичка

1

9.11.2021г.

Научить выполнять последовательность лепки фигурки лисы

10.

Сказка «Колобок» Заяц

1

16.11.2021г.

Научить выполнять последовательность лепки фигурки заяц

11.

Сказка «Колобок» Медведь

1

23.11.2021г.

Научить выполнять последовательность лепки фигурки медведя

Декоративная лепка-2ч

12.

Сказка «Колобок» Колобок

1

30.11.2021г.

Научить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями при помощи жгутиков, шариков

13.

Ёлочка- красавица

1

7.12.2021г.

Продолжать учить создавать лепную картину с выпуклыми изображениями

Сюжетная лепка-2ч

14

Новогодний хоровод

1

14.12.2021г.

Научить создавать обьемную композицию при помощи пластилина

15.

Новогодний хоровод

1

21.12.2021г.

Научить выполнять работу по образцу при частичной помощи воспитателя.

3 четверть-10 часов

Сюжетная лепка-1ч

16.

Веточка рябины с снегирём

1

11.01.022г.

Научить выполнять работу по образцу при частичной помощи воспитателя.

Предметная лепка-3ч

17.


Корабль

1

18.01.2022г

Научить приемам рисования пластилином-размазывание, катание, вдавливание

18.

Танк

1

25.01.2022г.

Продолжить учить приемам рисования пластилином

19.

Самолёт

1

1.02.2022г.

Научить нанесению цветовых пятен

Декоративная лепка – 4 ч.

20.

Разноцветные звёзды

1

8.02.2022г.

Научить делать фон, используя картон и пластилин разных цветов с применением разных техник

21.

Гвоздики

1

15.02.2022г.

Научить размазывать пластилин по заготовке, не выходя за края рисунка, создавать композицию и применяя различные техники(шарики, колбаски)

22.

Веточка мимозы

1

22.02.2022г.

Продолжить учить размазывать пластилин по заготовке, не выходя за края рисунка, создавать композицию

23.

Ваза для мамы

1

1.03.2022г.

Научить делать фон, используя картон и пластилин разных цветов с применением разных техник

Сюжетная лепка -1ч

24.

Покорители Космоса

1

15.03.2022г.

Научить приемам лепки из пластилина с использованием способов отщипывания, отрывания, сплющивания, вытягивания и соединения готовых частей

Предметная лепка-1ч

25.

Жаворонок

1

22.03.2022г.

Научить выполнять последовательность лепки фигурки птички

4 четверть-6 часов

Декоративная лепка-4ч

26.

Разноцветный зонтик

1

5.04.2022г.

Научить нанесению цветовых пятен при помощи жгутиков

27.

Пёстрая бабочка

1

12.04.2022г.

Научить скатывать шарики при помощи круговых движений между указательным и большим пальцем

28.

День Победы

1

19.04.2022г.

Научить делать фон, используя картон и пластилин разных цветов

29.

День Победы

1

26.04.2022г.

Научить раскатывать из пластилина шарики, жгутики и колбаски

Сюжетная лепка - 2ч

30.

Цветочная клумба

1

17.05.2022г.

Научить наносить рельефный рисунок поверх пластилиновой основы .

31.

Цветочная клумба

1

24.05.2022г.

Научить прищипывать, захватывая немного пластилина, и придавать нужную форму .