СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса коррекционной школы "Этика: азбука добра".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса коррекционной школы "Этика: азбука добра".»


Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Республики Крым «Бахчисарайская специальная школа-интернат»


РАССМОТРЕНО

На заседании

Педагогического совета ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная школа-интернат»

Протокол от « » _____ 202 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР


_______И.Н.Гордиенко

« » _______202 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная

школа-интернат»

______ С.И.Павловская

Приказ от « » 202 г.



АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности духовно-нравственного направления

«Этика: азбука добра».







Разработчик программы: учитель начальных классов высшей квалификационной категории Старостюк Анна Ивановна

Рабочая программа разработана и реализуется

в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( АООП УО (ИН) Вариант 1)

и составлена на основании

авторской программы «Азбука нравственности» Э.Козловой, В.Петровой, И.Хомяковой.














г.Бахчисарай, 2021г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» для обучающихся 1 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;

  • Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная школа-интернат», утверждённой приказом по школе от 30 августа 2021 г. № 126;

  • Положения о разработке и утверждении рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин в ГБОУ РК «Бахчисарайская специальная школа-интернат».

При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:

Авторская программа «Азбука нравственности» Э.Козловой, В.Петровой, И.Хомяковой.

Реализация рабочей программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» осуществляется как в традиционной урочной форме, так и с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Цель программы: - воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.

Задачи:

1. Познакомить детей с общечеловеческими нормами поведения.

2. Научить уважать себя и своего товарища.

3. Воспитывать у учащихся стремление быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым.


Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно - нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

В Концепции духовно - нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое

контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания

Общая характеристика курса

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Занятия «Этика: азбука добра» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.

Программа составлена на основе принципов духовно – нравственного развития и воспитания.

Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности. Содержание внеучебной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.

В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.

Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.



Место курса в программе

В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) реализация программы курса «Этика: азбука добра» осуществляется в рамках внеурочной деятельности для учащихся 1 класса в количестве 33 часа в год, т.е. 1 час в неделю (33 учебные недели).


Планируемые результаты освоения обучающимися

программы внеурочной деятельности «Этика: азбука добра»

Реализация программы обеспечивает достижение личностных, и предметных результатов.

Предметные результаты.

Освоение программы предполагает, что дети будут знать:

- Правила вежливости и красивых манер.

- Правила поведения на уроке, на перемене, в столовой, в общественных местах, в библиотеке

Уметь:

-  применять правила вежливого общения, использовать в речи слова вежливости;

 -  применять правила поведения и общения в школе, на уроке, на перемене, на улице, в общественных местах;

  - высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников;    

   - проявлять прилежание и старательность в учении и труде, бережно относиться к вещам, созданным трудом других людей;

  - проявлять доброе, терпимое   отношение к людям, уважение к родителям, близким;

 - ориентироваться   в   школьной   библиотеке.

Личностные результаты:

- знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника.

У обучающихся будут сформированы базовые учебные действия: Личностные: - иметь представление об основных моральных нормах и ориентация на их выполнение; - развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения, эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Регулятивные:

- использование речи для регуляции своего действия;

- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

- умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с - требованиями конкретной задачи.

Коммуникативные:

- ставить вопросы;

- обращаться за помощью;

- предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Познавательные

- проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

- ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы;

- отвечать на простые вопросы учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

наблюдать и делать простые выводы в результате совместной деятельности.

Форма деятельности курса «Этика:азбука добра» - очная.

Основные методы проведения занятий:


I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.

1.Словесные: устное изложение; беседы с разбором и анализом жизненных ситуаций, поступков сказочных героев; обсуждение литературных произведений, анализ действий главных героев; ситуация общения; чтение стихотворений и рассказов; игры по словообразованию.

2.Наглядные: показ иллюстраций, картин, картинок, выставка книг.

3.Практические: практические занятия, игровые занятия, игровые ситуации, дидактические игры.

ІІ. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности - метод познавательных игр, поощрение, стимулирование, мотивация.

Форма организации образовательного процесса – индивидуально-групповая, коллективная (совместное выполнение определённой работы). Формы организации деятельности меняются в течение одного занятия, что позволяет сделать работу динамичной, насыщенной и менее утомительной, при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности.

Формы организации учебного занятия – беседа, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, подвижная игра, практическое занятие, экскурсия, загадки.


Содержание программы

Курс внеурочной деятельности «Этика: азбука добра» состоит из разделов:

Раздел 1: Правила поведения в школе. (6ч)

Правила поведения на уроке и на перемене. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в общественных местах. Правила поведения в столовой. Правила поведения в библиотеке. Правила поведения на школьном дворе.


Раздел 2: О добром отношении к людям. (9ч)

Что такое «добро и зло». «Ежели вы вежливы». Добрые и не добрые дела. Ты и твои друзья. Помни о других – ты не один на свете.


Раздел 3: Как стать трудолюбивым. (6ч) «Ученье-свет, а неученье-тьма». «Как быть прилежным и старательным». Наш труд в классе. Мой труд каждый день дома.


Раздел 4: Правила опрятности и аккуратности. (6ч) Культура внешнего вида. Каждой вещи своё место. Умейте ценить своё и чужое время.


Раздел 5: Правила поведения на улице и дома. (2ч) Как вести себя на улице и дома.


Раздел 6: Школьный этикет. (2ч) Как приветствовать людей и знакомиться с ними.


Раздел 7: Повторение и закрепление материала. (2ч) Чему нас научили уроки нравственности? Итоговое занятие.

















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ составлено с учётом рабочей программы воспитания

(1 час в неделю, 33 часа в год)


Наименование раздела

Количество часов

1.

Правила поведения в школе.

6

2.

О добром отношении к лю­дям.

9

3.

Как стать трудолюбивым.

6

4.


Правила опрятности и ак­куратности.

6

5.

Правила поведения на ули­це и дома.

2

6.

Школьный этикет.

2

7.

Повторение и закрепление материала.

2


Итого

33



Учебно-методическое и материально-техническое

обеспечение образовательного процесса

Список литературы

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.

3. Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравст¬венности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.

4. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.

5. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.

6. Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.

7. Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.

9. Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.

10. Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методы воспитания, 1994. – 140с.


Средства обучения (технические и электронные средства обучения):

• ноутбук;

• телевизор;

• аудиозаписи, видеоролики;

• презентации по темам;

• магнитная классная доска.