СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почитай-ка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Почитай-ка"»

Пояснительная записка.


Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Почитай-ка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.



Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.


Задачи:

- учить слушать, видеть, понимать литературные произведения и спектакли;

- учить приемам исполнительского мастерства;

- прививать любовь к чтению, к театру;

- воспитывать бережное отношение к людям, которые нас окружают, к природе, уважение к собственному труду и труду окружающих;

- расширять кругозор обучающихся посредством рассматривания и чтения книг различных жанров, просмотра спектаклей;

- развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память;

- обогащать опыт детей посредством посещения кукольного театра, театра юного зрителя, библиотеки;


Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости…. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.

Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным».

Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа по курсу внеурочной деятельности «Почитай-ка»в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.


Программа рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 7 лет.

Программа реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год.


Тематическое планирование



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

1

Устное народное творчество

2

«Мои первые книжки»

3

Литературные сказки

4

Ребятам о зверятах

5

Писатели – детям

10ч

6

О наших сверстниках


Итого

33ч



Содержание программы



1. Круг чтения.

2. Работа с детской книгой.


Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».

При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.

Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.

Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.

Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.

Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.





Планируемые результаты.



Личностные результаты

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.



Метапредметные результаты


Регулятивные УУД:

– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на занятии;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.


Познавательные УУД:

– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.


Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.


ПРИЛОЖЕНИЕ



Календарно-тематический план





п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

план

факт

Устное народное творчество (4ч)

1

Русские народные потешки и прибаутки.


1

1 неделя


2

«Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе.

1

2 неделя


3

Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек»

1

3 неделя


4

Стихи и загадки «Подскажи словечко». Стихи и загадки Е. Серова

1

4 неделя


«Мои первые книжки» (2ч)

5

С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях» (словацкая сказка).

1

5 неделя


6

К.Чуковский «Доктор Айболит»

1

6 неделя


Литературные сказки (3ч)

7

В.Берестов «Мастер птица»

1

7 неделя


8

Ш.Перро «Красная шапочка»

1

8 неделя


9

Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

1

9 неделя


Ребятам о зверятах (9ч)

10

Сказки о животных

Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»

1

10 неделя


11

С. Михалков «Как медведь трубку нашёл»

1

11 неделя


12

Е. Чарушин «Волчишко», С. Маршак «Детки в клетке»

1

12 неделя


13

Ю.Тувим «Птичье радио», Н. Сладков «Лесные шорохи», М. Пришвин «Ёж».

1

13 неделя


14

Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал».

1

14 неделя


15

Б. Заходер «Русачок».

1

15 неделя


16

Е. Чарушин «На нашем дворе».

1

16 неделя


17

Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают».

1

17 неделя


18

В.Бианки «Хвосты».

1

18 неделя


Писатели – детям (10ч)

19

К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце»

1

19 неделя


20

С.Сахарнов «Самый лучший пароход», Р. Сеф. «Необычный пешеход», А. Барто «Мы с Тамарой»

1

20 неделя


21

А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я. Аким «Неумейка»

1

21 неделя


22

Стихи о родном крае.

И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу».

1

22 неделя


23

А.Митяев «Богатыри»

1

23 неделя


24,25

В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья».

2

24, 25 неделя


26

Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др.

1

26 неделя


27

Э. Успенский «Чебурашка»

1

27 неделя


28

А. Барто «Игрушки»

1

28 неделя


О наших сверстниках (5ч)

29

Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец».

1

29 неделя


30

А. Соколовский «Бабушкина вешалка»,

1

30 неделя


31

Е. Благинина «Бабушка-забота»

1

31 неделя


32

«В стране Вообразилии»

Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой».

1

32 неделя


33

В. Катаев « Цветик – семицветик»

1

33 неделя






































Литература для учителя.



  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская

  5. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.

  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  9. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

  10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  11. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

  12. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

  13. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

  14. Наш школьный кукольный театр.- М.,1978.