Пояснительная записка.
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Почитай-ка» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель программы – расширить представление учащихся о детской литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей, накопленных предыдущими поколениями, вырабатывать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
Задачи:
- учить слушать, видеть, понимать литературные произведения и спектакли;
- учить приемам исполнительского мастерства;
- прививать любовь к чтению, к театру;
- воспитывать бережное отношение к людям, которые нас окружают, к природе, уважение к собственному труду и труду окружающих;
- расширять кругозор обучающихся посредством рассматривания и чтения книг различных жанров, просмотра спектаклей;
- развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память;
- обогащать опыт детей посредством посещения кукольного театра, театра юного зрителя, библиотеки;
Книга - это звено, связывающее нас с прошлым и будущим. Книга - это путь к познанию вещей и явлений. Книга - это путь к открытию мира людей, добра и зла, достижений и заблуждений, силы и слабости, покорности и борьбы, равнодушия и непримиримости…. Открывая этот мир, впитывая опыт поколений, ребёнок развивает свой мир и чувства, вырабатывает убеждения, познаёт, оценивает и воспитывает самого себя. Так как в последнее время дети стали читать совсем мало, необходимо пробудить в них интерес к художественному слову.
Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились. В наш век научно-технического прогресса, когда господствует телевидение, компьютеры и видеоигры, дети потеряли интерес к чтению. Возрастает число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характер чтения; «деловое» чтение преобладает над «свободным».
Педагоги всерьез озабочены проблемой детского чтения. Общество заинтересовано в высококультурных, глубоко нравственных и социально активных гражданах. Это не может быть достигнуто без чтения детской литературы. Проблема формирования правильного сознательного, беглого и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную (если не доминирующую) роль в образовании и развитии личности ребенка. Для решения данной проблемы создана программа по курсу внеурочной деятельности «Почитай-ка»в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Программа рассчитана на 1 год обучения, для обучающихся 7 лет.
Программа реализуется в общеобразовательном учреждении в объеме 1 часа в неделю во внеурочное время в объеме 33 часа в год.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Устное народное творчество | 4ч |
2 | «Мои первые книжки» | 2ч |
3 | Литературные сказки | 3ч |
4 | Ребятам о зверятах | 9ч |
5 | Писатели – детям | 10ч |
6 | О наших сверстниках | 5ч |
| Итого | 33ч |
Содержание программы
1. Круг чтения.
2. Работа с детской книгой.
Круг чтения от класса к классу постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При обучении детей чтению их знания должны пополниться и элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия нацелены на развитие коммуникативных умений ребенка,
умения вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная и научно-популярная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного перечитывания вслух, стихи, рассказы, сказки о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги писателей родного края.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам, по рекомендательному плакату и книжной выставке. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, самостоятельное разучивание игр из книг-сборников, участие в подготовке выступления на утреннике, умение содержать в порядке классный уголок чтения.
Первый уровень результатов – приобретение школьником знаний о детской литературе, знания детских писателей, названия произведений, знания героев.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, приобретение любимых книг о человеке, семье, Отечестве, природе, мире, знаниях, труде, формирование желания читать, регулярное чтение, рассказ ровесникам о своих любимых книгах, иллюстрирование произведений.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия: самостоятельное составление викторины, кроссворда по любимым произведениям, инсценирование эпизодов произведения, проведение литературных игр для младших товарищей.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
– высказывать своё отношение к героям прочитанных и прослушанных произведений, к их поступкам.
Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним; просмотр спектаклей и их обсуждение.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
– определять и формировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на занятии;
– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией книги;
– учиться работать по предложенному учителем плану
Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.
Познавательные УУД:
– ориентироваться в книге (на развороте, в оглавлении);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, инсценировка небольших текстов.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты книг, просмотр спектаклей, посещение библиотеки.
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Календарно-тематический план
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
Устное народное творчество (4ч) |
1 | Русские народные потешки и прибаутки. | 1 | 1 неделя | |
2 | «Ни окошек, ни дверей». Загадки. Народные и литературные загадки в стихах и прозе. | 1 | 2 неделя | |
3 | Русские народные игры. Игра «Вася – гусёночек» | 1 | 3 неделя | |
4 | Стихи и загадки «Подскажи словечко». Стихи и загадки Е. Серова | 1 | 4 неделя | |
«Мои первые книжки» (2ч) |
5 | С.Маршак «Усатый полосатый», «У солнышка в гостях» (словацкая сказка). | 1 | 5 неделя | |
6 | К.Чуковский «Доктор Айболит» | 1 | 6 неделя | |
Литературные сказки (3ч) |
7 | В.Берестов «Мастер птица» | 1 | 7 неделя | |
8 | Ш.Перро «Красная шапочка» | 1 | 8 неделя | |
9 | Ш. Перро «Мальчик с пальчик» | 1 | 9 неделя | |
Ребятам о зверятах (9ч) |
10 | Сказки о животных Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок» | 1 | 10 неделя | |
11 | С. Михалков «Как медведь трубку нашёл» | 1 | 11 неделя | |
12 | Е. Чарушин «Волчишко», С. Маршак «Детки в клетке» | 1 | 12 неделя | |
13 | Ю.Тувим «Птичье радио», Н. Сладков «Лесные шорохи», М. Пришвин «Ёж». | 1 | 13 неделя | |
14 | Н.Сладков «Как медвежонок сам себя напугал». | 1 | 14 неделя | |
15 | Б. Заходер «Русачок». | 1 | 15 неделя | |
16 | Е. Чарушин «На нашем дворе». | 1 | 16 неделя | |
17 | Ю. Дмитриев «Дети всякие бывают». | 1 | 17 неделя | |
18 | В.Бианки «Хвосты». | 1 | 18 неделя | |
Писатели – детям (10ч) |
19 | К.Чуковский «Бармалей», «Краденое солнце» | 1 | 19 неделя | |
20 | С.Сахарнов «Самый лучший пароход», Р. Сеф. «Необычный пешеход», А. Барто «Мы с Тамарой» | 1 | 20 неделя | |
21 | А. Томилин «Сказка о Веселом мастере на все руки», Я. Аким «Неумейка» | 1 | 21 неделя | |
22 | Стихи о родном крае. И. Суриков «Вот моя деревня», А. Блок «На лугу». | 1 | 22 неделя | |
23 | А.Митяев «Богатыри» | 1 | 23 неделя | |
24,25 | В.Осеева «Добрая хозяюшка», «Синие листья». | 2 | 24, 25 неделя | |
26 | Е. Благинина «Посидим в тишине», «Вот какая мама!», А. Барто «Разлука» и др. | 1 | 26 неделя | |
27 | Э. Успенский «Чебурашка» | 1 | 27 неделя | |
28 | А. Барто «Игрушки» | 1 | 28 неделя | |
О наших сверстниках (5ч) |
29 | Н.Носов «Метро», «Телефон», «Леденец». | 1 | 29 неделя | |
30 | А. Соколовский «Бабушкина вешалка», | 1 | 30 неделя | |
31 | Е. Благинина «Бабушка-забота» | 1 | 31 неделя | |
32 | «В стране Вообразилии» Б. Заходер «Детям», Э. Успенский «Над нашей квартирой». | 1 | 32 неделя | |
33 | В. Катаев « Цветик – семицветик» | 1 | 33 неделя | |
Литература для учителя.
Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Наш школьный кукольный театр.- М.,1978.