РАССМОТРЕНО: на заседании методического объединения Протокол №1 от «____» августа 20____ г. | СОГЛАСОВАНО: Заместитель директора по ВР ________________ «____» августа 20____ г. | УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «Котикская СОШ» ____________ Приказ от «____»_________20____г. № |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
для обучающихся 2-3 классов
«Мир музыки»
Рабочая программа разработана на основе требований ФГОС к результатам освоения ООП НОО
Срок реализации программы 2020 – 2021г г
Рабочую программу составил(а) : Московских Наталья Владимировна /________________/.
ОГЛАВЛЕНИЕ
№ раздела | Содержание | Страница |
1 | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | 3 |
2 | Содержание учебного предмета, курса | 8 |
3 | Тематическое планирование | 14 |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности «Мир музыки»
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностные результаты:
уважения и ценностного отношения к своей Родине - России; понимания своей этнокультурной и общенациональной (российской) принадлежности, сопричастности настоящему и будущему своей страны и родного края; уважения к другим народам (патриотическое воспитание);
первоначальных представлений о человеке как части общества: о правах и ответственности человека перед окружающими; об уважении и достоинстве; о своих правах и правах других людей; готовности к проявлению взаимопомощи; конструктивному общению, к совместной деятельности со взрослыми и сверстниками; о нравственно-этических нормах поведения и межличностных отношений; предпочтениях в ситуациях выбора в пользу нравственно-этических норм; позитивного опыта соблюдения правил повседневного этикета, дисциплины в образовательной организации; проявления сопереживания, доброжелательности, толерантности, неприятия любых форм поведения, направленного на причинение физического, и морального вреда другим людям (духовно-нравственное воспитание);
позитивного опыта участия в творческой деятельности, интереса обучающихся к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов (эстетическое воспитание);
понимания важности научных знаний для жизни человека и развития общества; познавательных интересов, позитивного опыта познавательной деятельности, умения организовывать самостоятельное познание окружающего мира (формирование первоначальных представлений о научной картине мира);
готовности соблюдать правила безопасного поведения в окружающей образовательной, социальной и информационной средах, бережного, отношения к здоровью, физическому и психическому состоянию; понимания важности физического развития, здорового питания, занятий физической культурой и спортом (физическое воспитание и формирование здорового образа жизни);
понимания ценности труда в жизни человека и общества; уважения к труду и людям труда, бережного отношения к результатам труда; навыков самообслуживания; понимания важности добросовестного и творческого труда; интереса к различным профессиям (трудовое воспитание);
первоначальных представлений о ценности жизни на Земле и необходимости сохранения живой планеты; бережного отношения к природе; основах экологической культуры; нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред природе, жестокому обращению с животными (экологическое воспитание).
Метапредметные результаты:
Познавательные универсальные учебные действия:
использовать наблюдения для получения информации об особенностях изучаемого объекта;
проводить по предложенному плану опыт/небольшое простое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
формулировать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта;
устанавливать основания для сравнения; формулировать выводы по его результатам;
объединять части объекта (объекты) по определенному признаку;
определять существенный признак для классификации; классифицировать изучаемые объекты;
использовать знаково-символические средства для представления информации и создания несложных моделей изучаемых объектов;
осознанно использовать базовые межпредметные понятия и термины, отражающие связи и отношения между объектами, явлениями, процессами окружающего мира (в рамках изученного).
Регулятивные учебные действия:
понимать учебную задачу, сохранять ее в процессе учебной деятельности;
планировать способы решения учебной задачи, намечать операции, с помощью которых можно получить результат; выстраивать последовательность выбранных операций;
контролировать и оценивать результаты и процесс деятельности;
оценивать различные способы достижения результата, определять наиболее эффективные из них;
устанавливать причины успеха/неудач деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
осуществлять смысловое чтение текстов различного вида, жанра, стиля - определять тему, главную мысль, назначение текста (в пределах изученного);
использовать языковые средства, соответствующие учебной познавательной задаче, ситуации повседневного общения;
участвовать в диалоге, соблюдать правила ведения диалога (слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать свое мнение);
осознанно строить в соответствии с поставленной задачей речевое высказывание; составлять устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) на темы, доступные младшему школьнику;
готовить небольшие публичные выступления;
соблюдать правила межличностного общения при использовании персональных электронных устройств.
Умение работать с информацией:
выбирать источник для получения информации (учебник, цифровые электронные средства, справочники, словари различного типа, Интернет);
анализировать текстовую, изобразительную, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
использовать схемы, таблицы для представления информации;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления;
соблюдать правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и при работе в сети Интернет.
Умение участвовать в совместной деятельности:
понимать и принимать цель совместной деятельности; обсуждать и согласовывать способы достижения общего результата;
распределять роли в совместной деятельности, проявлять готовность руководить и выполнять поручения;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать свой вклад в общее дело;
проявлять готовность толерантно разрешать конфликты.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- воспринимать музыку и размышлять о ней, открыто и эмоционально выражать своё отношение к искусству, проявлять эстетические и художественные предпочтения, позитивную самооценку, самоуважение, жизненный оптимизм;
- воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, разучивать и исполнять вокально-хоровых произведения, играть на элементарных детских музыкальных инструментах;
- вставать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
- реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве для выполнения учебных и художественно- практических задач;
- понимать роль музыки в жизни человека, применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности.
Музыка в жизни человека
Учащийся научится:
- воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как о способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая своё отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности;
- ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России, в том числе родного края, сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки, ценить отечественные народные музыкальные традиции;
- воплощать художественно-образное содержание и интонационно-мелодические особенности профессионального и народного творчества (в пении, слове, движении, играх, действах и др.).
Учащийся получит возможность научиться:
- реализовывать творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах деятельности;
- организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальных играх.
Основные закономерности музыкального искусства
Учащийся научится:
- соотносить выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов, воплощать особенности музыки в исполнительской деятельности на основе полученных знаний;
- наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различий интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки;
- общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов.
Учащийся получит возможность научиться:
- реализовывать собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации);
- использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
- владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Музыкальная картина мира
Учащийся научится:
- исполнять музыкальные произведения разных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.);
- определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных;
- оценивать и соотносить содержание и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира.
Учащийся получит возможность научиться:
- адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
- оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, инструментальное музицирование, драматизация и др.), собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Содержание программы внеурочной деятельности «Мир музыки»
2 класс
Введение. Знакомство с голосовым аппаратом
Организационное занятие. Объяснение целей и задач внеурочной деятельности. Распорядок работы, правила поведения. Что такое голос? Как нужно беречь голос. Певческая посадка и постановка корпуса.
Форма: Занятие-беседа.
Детские песни в нашей жизни
Путешествие по детским песням. Слушание и разучивание песен из детского репертуара. Форма. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений.
Песенки из мультфильмов
Путешествие по музыкальным мультфильмам, популярным и любимым песням. Просмотр видеороликов.
Форма. Занятие-путешествие (игровая деятельность)
Колыбельные песни
Знакомство с колыбельными песнями, особенностями их исполнения. История возникновения колыбельных песен.
Форма. Комплексное занятие.
Осенние песни
Понятия характер, интонация, темп, динамика, лад, образ на примере песен об осени.
Форма: занятие – знакомство.
Музыкальные игры и загадки
Музыкальные игры и загадки, направленные на развитие музыкально-слуховых способностей, отчетливое произношение слов, внимание на ударные слоги, работа с артикуляционным аппаратом. Использование скороговорок.
Форма. Практическая, дидактические и музыкальные игры.
Волшебная страна звуков
Беседа «Безграничный мир звуков», «Что такое звук?». Звук – это вибрация. Свойства звука. Звуки шумовые и звуки музыкальные. Звуки природы. Сила звука. Длительность звука. Тембровая окраска.
Форма. Занятие – исследование.
В гостях у сказки
Инсценирование музыкальных сказок: «Волк и семеро козлят», «Репка». Прослушивание отрывка « Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова.
Форма. Музыкальный спектакль (игровая деятельность)
Добрым быть совсем не просто…
Исполнение песен как дар, пожелание добра и взаимного счастья. Мелодия состояния, мелодия человека. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Занятие – впечатление.
Новогодний карнавал
Музыкальное путешествие по странам, знакомство с новогодними обычаями и традициями разных стран.
Форма. Занятие – путешествие по странам (игровая деятельность).
Хороводные песни и шутки. Игры
Прослушивание русских народных хороводных песен. Инсценирование песен: «Как на тоненький ледок», «Вдоль по улице метелица метет», «Тень-тень-потетень». Пословицы, поговорки, игры.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
Необычные звуки и голоса
Прослушивание и сравнение различных звуков природы, звуков города и села, голоса животных и птиц.
Форма. Занятие-экскурсия (игровая деятельность).
Веселей встречай друзей
Песни о дружбе, о верных друзьях. Рисование голосом как кистью. Выражение внутреннего состояния в пении и движении.
Форма. Тематическое занятие.
Весенний вальс
Творческая мастерская под музыку Ф.Шопена «Весенний вальс». Голос «рисует», «танцует», «поет».
Форма: Литературно – музыкальная гостиная.
Мелодии дня
Песни «солнечные» и «цветные». Песни хорошего настроения. Слияние мыслей и чувств, ума и сердца.
Форма. Комплексное занятие.
Музыкальные инструменты от древности до современности
Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты 21 века.
Форма. Занятие – погружение, исследование.
Краски музыки и голоса
Красочность, многоцветье человеческого голоса, семь цветов радуги – семь ступеней гаммы, композиции голосов: единый живописный тон. Звук голоса и жест.
Форма. Занятие – исследование.
Музыкальная страна
Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
Весело – грустно
Понятие лада: мажор (весело) – минор (грустно). Сравнительная характеристика произведений с разными интонациями (весело- грустно).
Форма. Занятие – рассуждение.
Летний день, замечательный праздник
Песни мира, Песни о моем городе, Песни о дружбе, Песни о маме и для мамы, Песни лета, Песни моря, Песни – шутки, Песни – игры, Песни – загадки.
Форма. Игровая и концертная деятельность.
3 класс
Введение. Летние впечатления
Организационное занятие. Обсуждение музыкальных летних впечатлений. Правила пения сидя и стоя, беседа о правильном положении корпуса во время пения. Петь приятно и удобно.
Форма. Занятие- беседа.
Осень: поэт, художник, композитор
Времена года — осень, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- осени. Высказывание русских поэтов, художников композиторов об осени.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Озорные песенки из мультфильмов
Популярные песни и мелодии из мультфильмов, детские фольклорные песни – слушание и соотнесение к соответствующему виду.
Форма. Занятие- путешествие (игровая деятельность).
Танцуют и поют все дети!
Беседа «Искусство танца». Классические, народно-сценические, историко-бытовые танцы. Танцы
прошлого и танцы настоящего.
Форма. Комплексное занятие.
Звуки и краски голоса
Красочность, многоцветье человеческого голоса. Звук и краски голоса. Звуки гласные и согласные в
пении, артикуляция, высота звука и звуковысотный слух.
Форма. Занятие – исследование.
Песни детских кинофильмов
Популярные песни и мелодии из детских кинофильмов, мультфильмов, детские современные песни – музыкальная викторина «Угадай-ка».
Форма. Занятие – путешествие (игровая деятельность).
Зима: поэт, художник, композитор
Времена года — зима, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- зимы. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о зиме.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Новогодний калейдоскоп
Путешествие по новогодней планете. Красочные картинки, музыкальное сопровождение, новогодние песни разных стран, как в разных странах встречают и празднуют Новый Год.
Форма. Комплексно – интегрированное занятие.
Вокальный портрет сказочных героев.
Песни-драматизации. Вокальное исполнение песен сказочных героев с сопровождением их музыкально-ритмическими движениями, которые поясняют действия героев.
Форма. Тематическое занятие в стиле «Русских посиделок».
Картины природы в песнях и сказках
Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.
Форма. Занятие – рассуждение.
Музыкальная шкатулка
Беседа «Из истории этикета», «Что такое этикет?» «Уроки галантности», «В театре, кино, цирке». Культура речи. Разговор. Общее представление о правилах поведения в общественных местах.
Форма. Занятие – знакомство.
Весна: поэт, художник, композитор
Времена года — весна, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года- весны. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о весне.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Россия – Родина моя
Воспитание чувства любви к своей Родине, к своему дому на примере музыкальных сочинений русских композиторов. Знакомство с Гимном РФ, как правильно слушать и исполнять Гимн РФ. Понятие «малая Родина», «родная сторонка».
Форма. Познавательное занятие, с использованием регионального компонента.
Добрым быть совсем не просто
Беседа «Что такое доброта?». Использование «добрых» мягких интонаций во время исполнения песен. Подбор песен и мелодий о доброте.
Форма. Тематические занятия.
Маленькая страна – школа моя
Исполнение песен о школе, об учителях, о школьных буднях и переменках.
Форма. Комплексное занятие.
Музыкальные инструменты
Занимательные истории, легенды и сказания о возникновении музыкальных инструментов.
Музыкальные инструменты 21 века.
Форма. Занятие – погружение, исследование.
Лето: поэт, художник, композитор
Времена года — лето, ее особенность и приметы. Цветовая гамма времени года - лета. Высказывание русских поэтов, художников композиторов о лете.
Форма. Интегрированное занятие (интегрирование музыки, живописи, литературы).
Музыкальная страна
Импровизация на звукоподражания, на заданный текст, с использованием стихов, ритмико-двигательная импровизация.
Форма. Занятие, с использованием музыкально – сценического действия.
Картины природы в песнях и сказках
Обмен информацией: «Красота природы, природа и музыка». Создание «творческой» мастерской. Определение взаимосвязи природы и музыки.
Форма. Занятие – рассуждение.
Сколько песен мы с вами вместе…
Музыкальный концерт из изученных песен, инсценировка народных песен, музыкальных сказок. Умение петь вместе, ориентируясь на звучащую музыку; умение сконцентрироваться на исполнении, не волноваться до и во время исполнения.
Форма. Игровая и концертная деятельность.
Формы организации и виды деятельности:
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с солистами для отработки сольных партий. Основными формами проведения занятий являются музыкальные игры, конкурсы, викторины, беседы, концерты и праздники.
Постановка музыкальных номеров к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки музыкальных сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к музыкальному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку музыкального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в музыкальном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся вокально-хоровой работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять музыкальные произведения на сцене. Дети учатся выразительному исполнению музыкальных произведений на шумовых инструментах, народных песен и попевок, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают музыкальный образ таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в концертные программы, оформление музыкальных сказок.
Беседы о музыке знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического музыкального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль музыки. Все это направлено на развитие духовной культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Место проведения: МОУ «Котикская СОШ».
Тематическое планирование
№ п/п | 2 класс Тема | Количество часов |
| Введение. Знакомство с голосовым аппаратом | 1 |
| Детские песни в нашей жизни | 1 |
| Детские песни в нашей жизни | 1 |
| Песенки из мультфильмов | 1 |
| Песенки из мультфильмов | 1 |
| Колыбельные песни | 1 |
| Колыбельные песни | 1 |
| Осенние песни | 1 |
| Осенние песни | 1 |
| Музыкальные игры и загадки | 1 |
| Музыкальные игры и загадки | 1 |
| Волшебная страна звуков. | 1 |
| В гостях у сказки | 1 |
| Добрым быть совсем не просто… | 1 |
| Новогодний карнавал | 1 |
| Новогодний карнавал | 1 |
| Хороводные песни и шутки | 1 |
| Необычные звуки и голоса | 1 |
| Необычные звуки и голоса | 1 |
| Веселей встречай друзей | 1 |
| Веселей встречай друзей | 1 |
| Весенний вальс | 1 |
| Мелодии дня | 1 |
| Музыкальные инструменты | 1 |
| Музыкальные инструменты | 1 |
| Музыкальные инструменты | 1 |
| Краски музыки и голоса | 1 |
| Краски музыки и голоса | 1 |
| Музыкальная страна | 1 |
| Музыкальная страна | 1 |
| Весело - грустно | 1 |
| Весело - грустно | 1 |
| Летний день, замечательный праздник | 1 |
| Летний день, замечательный праздник | 1 |
№ п/п | 3 класс Тема | Количество часов |
| Введение. Летние впечатления | 1 |
| Осень: поэт, художник, композитор | 1 |
| Озорные песенки из мультфильмов | 1 |
| Озорные песенки из мультфильмов | 1 |
| Танцуют и поют все дети | 1 |
| Танцуют и поют все дети | 1 |
| Звуки и краски голоса | 1 |
| Звуки и краски голоса | 1 |
| Песни детских кинофильмов | 1 |
| Песни детских кинофильмов | 1 |
| Зима: поэт, художник, композитор | 1 |
| Новогодний калейдоскоп | 1 |
| Новогодний калейдоскоп | 1 |
| Вокальный портрет сказочных героев | 1 |
| Вокальный портрет сказочных героев | 1 |
| Картины природы в песнях и сказках | 1 |
| Картины природы в песнях и сказках | 1 |
| Музыкальная шкатулка | 1 |
| Музыкальная шкатулка | 1 |
| Весна: поэт, художник, композитор | 1 |
| Россия – Родина моя | 1 |
| Россия – Родина моя | 1 |
| Добрым быть совсем не просто | 1 |
| Добрым быть совсем не просто | 1 |
| Маленькая страна – школа моя | 1 |
| Маленькая страна – школа моя | 1 |
| Музыкальные инструменты | 1 |
| Музыкальные инструменты | 1 |
| Лето: поэт, художник, композитор | 1 |
| Музыкальная страна | 1 |
| Музыкальная страна | 1 |
| Картины природы в песнях, хороводах, сказках | 1 |
| Картины природы в песнях, хороводах, сказках | 1 |
| Сколько песен мы с вами вместе | 1 |