СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа для учащихся 3 классов.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Школа № 79 городского округа город Уфа

Республики Башкортостан



РАССМОТРЕНО

на заседании МО учителей начальных классов

Руководитель МО___Н.Ю.Шайхулова

Протокол №____от____________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____ Т.В.Охотникова

«_____»__________

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ Школа №79

___________Р.Н.Сыртланов


Приказ №___от___________








Рабочая программа

по внеурочной деятельности


Направление: Интеллектуальное

Наименование: Хочу все знать

Класс:

Сроки реализации программы: 2021/2022 учебный год


Учитель: Басырова Гульнар Ханифовна




















Уфа-2021









  1. Планируемые результаты освоения учебного курса

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса


Личностными результатами изучения данного факультативного курса

являются:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении

разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения

преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической

деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и

нестандартности мышления.


Метапредметные результаты представлены в содержании программы в

разделе «Универсальные учебные действия».


Универсальные учебные действия

Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

Применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,использовать критерии для обоснования своего суждения.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.




Мир занимательных задач

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.

Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.

Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.

Составление аналогичных задач и заданий.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.

Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных.

Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса.

Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.


Универсальные учебные действия

Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).

Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.

Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.

Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.

Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.

Воспроизводить способ решения задачи.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.

Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.

Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).

Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Конструировать несложные задачи.


Геометрическая мозаика

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,

«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,

указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.

Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.

Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.

Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по

площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление

(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объѐмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)

Форма организации обучения – работа с конструкторами

Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный» конструктор

ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».

Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и

мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др


Универсальные учебные действия

Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».

Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.

Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).

Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.

Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.

Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.

Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.

Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.

Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.

Моделировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развѐрток.

Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.





































2. Содержание учебного курса


Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.



Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической

грамотности;

  • освоение эвристических приемов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,

анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.




№ раздела

Тема

Кол-во часов

1

Числа и операции над ними

Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).

 

6

 

2.

Геометрические фигуры и величины

Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур.

 

12

3.

Текстовые задачи

Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности.

 

13

4.

Общие понятия

Обобщение изученного в курсе. Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры.

4







ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    1. класс


Тема занятия

Содержание занятия


Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

 

Числа и операции над ними (6 часов)


1


Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды.


Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности).


03.09


2

Математические игры, лабиринты, кроссворды.


Игры с числами и предметами.

(«Весёлый счёт», «Составим поезд», «Математическая рыбалка» и другие)


10.09


3

Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина.


выполнение заданий презентации «Как люди научились считать»

17.09


4

Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.


Старинные математические истории

24.09


5

Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности).


Решение ребусов и логических задач.

01.10


6

Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.


работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!»

08.10


 

Геометрические фигуры и величины (12часов)


7

Старинные меры измерений.


Увлекательная геометрия

15.10


8

Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа.


Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок

22.10


9

Геометрические задачи.

Учимся чертить.

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий.

12.11


10

Построения с препятствиями и ограничениями.


Конструирование геометрических фигур.

19.11


11

Масса. Новые мерки. Измерения.


Решение задач на взвешивания


26.11


12

Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.


решение задач на установление причинно-следственных отношений


03.12


13

Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе.

Геометрические упражнения

10.12


14

Замечательные кривые.


Решение увлекательных заданий


17.12


15

Составление программ для преобразования фигур на плоскости.


Работа по алгоритму.

24.12


16

Китайская головоломка “Танграм”


Составление картинки с

частично заданным разбиением на

части; без заданного разбиения

21.01


17

Конструирование фигур, вырезание геометрических фигур.


Работа в парах – вырезание фигур.

28.01


18

Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур.

Геометрические задачи на разрезание.

04.01


Текстовые задачи (13часов)

Решение задач разными способами

19

Схемы, уравнения.


Игра «Решай, считай, отгадывай»


11.02


20

Архимед. Упражнения, игры, задачи.


Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Архимед!»


18.02


21

Графическое моделирование.


Развитие памяти и внимания..

Математические кроссворды.


25.02


22

Математические фокусы.


Решение увлекательных заданий.


04.03


23

Составление дерева возможностей.


Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения


11.03


24

Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.


Ориентировка во времени, логические задания.

18.03


25

Решение старинных задач.


Решение старинных задач, задач повышенной трудности.


25.03


26

Денежные знаки. Загадки-смекалки


Задания развивающего характера.

08.04


27

Задачи повышенной трудности.


Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей).

решение заданий повышенной трудности

15.04


28

Задачи повышенной трудности.


22.04


29

Задачи с многовариантными решениями


29.04


30

Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах.

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности


06.05


31

Логические задачи. Загадки.

Решение задач на развитие смекалки и сообразительности


13.05




Общие понятия (4 часа)


32

Математическая викторина.


Головоломки. Решение логических задач.


20.05


33


Математическая викторина.


Головоломки. Решение логических задач.


20.05


34

Решение занимательных задач в стихах.

Отгадывание ребусов.

Интеллектуальный марафон.


Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры.

Итоговые  занятия (устная олимпиада)


27.05


35

Решение занимательных задач в стихах.

Отгадывание ребусов.

Интеллектуальный марафон.


Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры.

Итоговые  занятия (устная олимпиада)


27.05































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!