Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Школа № 79 городского округа город Уфа
Республики Башкортостан
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей начальных классов Руководитель МО___Н.Ю.Шайхулова Протокол №____от____________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ____ Т.В.Охотникова «_____»__________ | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ Школа №79 ___________Р.Н.Сыртланов Приказ №___от___________ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Направление: Интеллектуальное
Наименование: Хочу все знать
Класс: 3Б
Сроки реализации программы: 2021/2022 учебный год
Учитель: Басырова Гульнар Ханифовна
Уфа-2021
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса
Личностными результатами изучения данного факультативного курса
являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении
разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения
преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической
деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и
нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в
разделе «Универсальные учебные действия».
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.
Применять изученные способы учебной работы и приѐмы вычислений для работы с числовыми головоломками.
Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия.
Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания.
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание.
Составление аналогичных задач и заданий.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания.
Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных.
Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса.
Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх»,
«вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелка 1→ 1↓,
указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия.
Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции.
Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения.
Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по
площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление
(вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объѐмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объѐмных фигур из разверток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырѐхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усеченный конус, усеченная пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр. (По выбору учащихся.)
Форма организации обучения – работа с конструкторами
Моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков.
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»4. «Спичечный» конструктор
ЛЕГО-конструкторы. Набор «Геометрические тела».
Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и
мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др
Универсальные учебные действия
Ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
Ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки 1→ 1↓ и др., указывающие направление движения.
Проводить линии по заданному маршруту (алгоритму).
Выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже.
Анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при заданном условии.
Анализировать предложенные возможные варианты верного решения.
Моделировать объѐмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развѐрток.
Осуществлять развернутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
2. Содержание учебного курса
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения,
анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
№ раздела | Тема | Кол-во часов |
1 | Числа и операции над ними Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). | 6 |
2. | Геометрические фигуры и величины Старинные меры измерений. Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок, исследовательские творческие задания. Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. Конструирование геометрических фигур. | 12 |
3. | Текстовые задачи Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). Решение старинных задач, задач повышенной трудности. | 13 |
4. | Общие понятия Обобщение изученного в курсе. Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры. | 4 |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту |
Числа и операции над ними (6 часов) |
1 | Вводное занятие. Математические игры, лабиринты, кроссворды. | Из истории натуральных чисел, загадочность цифр и чисел (логические квадраты, закономерности). | 03.09 | |
2 | Математические игры, лабиринты, кроссворды. | Игры с числами и предметами. («Весёлый счёт», «Составим поезд», «Математическая рыбалка» и другие) | 10.09 | |
3 | Из истории чисел. Арифметика каменного века. Бесконечность натуральных чисел. Живая счетная машина. | выполнение заданий презентации «Как люди научились считать» | 17.09 | |
4 | Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи. | Старинные математические истории | 24.09 | |
5 | Логические задания с числами и цифрами (магические квадраты, цепочки, закономерности). | Решение ребусов и логических задач. | 01.10 | |
6 | Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи. | работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Пифагор!» | 08.10 | |
Геометрические фигуры и величины (12часов) |
7 | Старинные меры измерений. | Увлекательная геометрия | 15.10 | |
8 | Длина. Придумывание новых мерок. Измерение, исследовательская работа. | Составление таблиц известных мерок и придумывание новых мерок | 22.10 | |
9 | Геометрические задачи. Учимся чертить. | Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе и составление своих подобных заданий. | 12.11 | |
10 | Построения с препятствиями и ограничениями. | Конструирование геометрических фигур. | 19.11 | |
11 | Масса. Новые мерки. Измерения. | Решение задач на взвешивания | 26.11 | |
12 | Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки. | решение задач на установление причинно-следственных отношений | 03.12 | |
13 | Преобразование геометрических фигур на плоскости по заданной программе. | Геометрические упражнения | 10.12 | |
14 | Замечательные кривые. | Решение увлекательных заданий | 17.12 | |
15 | Составление программ для преобразования фигур на плоскости. | Работа по алгоритму. | 24.12 | |
16 | Китайская головоломка “Танграм” | Составление картинки с частично заданным разбиением на части; без заданного разбиения | 21.01 | |
17 | Конструирование фигур, вырезание геометрических фигур. | Работа в парах – вырезание фигур. | 28.01 | |
18 | Конструирование фигур, раскраска и сгибание геометрических фигур. | Геометрические задачи на разрезание. | 04.01 | |
Текстовые задачи (13часов) Решение задач разными способами |
19 | Схемы, уравнения. | Игра «Решай, считай, отгадывай» | 11.02 | |
20 | Архимед. Упражнения, игры, задачи. | Работа с информацией презентации: «Знакомьтесь: Архимед!» | 18.02 | |
21 | Графическое моделирование. | Развитие памяти и внимания.. Математические кроссворды. | 25.02 | |
22 | Математические фокусы. | Решение увлекательных заданий. | 04.03 | |
23 | Составление дерева возможностей. | Работа над созданием проблемных ситуаций, требующих математического решения | 11.03 | |
24 | Время. Часы. Упражнения, игры, задачи. | Ориентировка во времени, логические задания. | 18.03 | |
25 | Решение старинных задач. | Решение старинных задач, задач повышенной трудности. | 25.03 | |
26 | Денежные знаки. Загадки-смекалки | Задания развивающего характера. | 08.04 | |
27 | Задачи повышенной трудности. | Решение задач разными способами (уравнения, схемы, графическое моделирование, дерево возможностей). решение заданий повышенной трудности | 15.04 | |
28 | Задачи повышенной трудности. | 22.04 | |
29 | Задачи с многовариантными решениями | 29.04 | |
30 | Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности | 06.05 | |
31 | Логические задачи. Загадки. | Решение задач на развитие смекалки и сообразительности | 13.05 | |
Общие понятия (4 часа) |
32 | Математическая викторина. | Головоломки. Решение логических задач. | 20.05 | |
33 | Математическая викторина. | Головоломки. Решение логических задач. | 20.05 | |
34 | Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. Интеллектуальный марафон. | Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры. Итоговые занятия (устная олимпиада) | 27.05 | |
35 | Решение занимательных задач в стихах. Отгадывание ребусов. Интеллектуальный марафон. | Составление алгоритмов, блок-схем, программ с вопросами, математические игры. Итоговые занятия (устная олимпиада) | 27.05 | |