СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение химических задач" 8 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Решение химических задач" 8 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 38»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Рассмотрена и рекомендована к утверждению школьным методическим объединением предметов

естественно-

математических наук

Протокол № 5

от « 25 » августа 2021 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по ВР

_________Н.Е. Гринюк


« 26 » ­­­­­­августа 2021 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор

МБОУ «СОШ № 38»

_________ Е.А. Костылев

Приказ № 303

от « 30 » августа 2021г.


Рабочая программа

курса внеурочной деятельности

« Решение химических задач»

для 8 класса




количество часов в неделю:1

количество часов в год: 34




Составитель: учитель химии

Шатова З.А.





г. Симферополь

2021


Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом:

- Примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 года № 1/15);

- Программы по учебному предмету «Химия» (Рабочие программы. Химия. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 8-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных организаций /Н.Н. Гара – М. :Просвещение 2017 г.);

Программы воспитания и в соответствии с Учебным планом МБОУ «СОШ № 38» г. Симферополя на 2021-2022 учебный год.

Программа составлена для учащихся 8 класса и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).



Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Личностные результаты:
  • Различать основные нравственно-эстетические понятия;

  • Оценивать свои и чужие поступки;

  • Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;

  • Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;

  • Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие внимательность;

  • Выражать положительное отношение к процессу познания;

  • Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

  • Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность

  • Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека, инициативу, ответственность, причины неудач; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.

Метапредметными результатами изучения курса «Решение химических задач» являются:


Регулятивные
  • Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
  • Планировать решение учебной задачи;

  • Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно);

  • Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;

  • Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);

  • Оценивать результаты деятельности;

  • Анализировать собственную работу;

  • Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»).


Познавательные
  • Анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;

  • Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;

  • Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;

  • Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;

  • Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;


Коммуникативные
  • Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;

  • Сравнивать разные виды текста;

  • Составлять план текста;

  • Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.


Предметными результатами изучения курса «Решение химических задач» являются:

-решение расчетных задач на вывод молекулярной формулы вещества по заданному отношению масс элементов в веществе, по массовым долям элементов в нем.

-решение расчетных задач по химическим уравнениям: вычисление массы или объема продукта реакции, если исходное вещество содержит примеси или взято в избытке, а также задач с использованием понятия «практический выход продукта реакции».

-решение расчетных задач по физическим формулам и химическим уравнениям с использованием понятий: «молярная масса», «молярный объем, «число Авогадро».

-решение задач на определение массовой и объемной доли растворенного вещества в растворе.

-по уравнениям реакций определять,  в какую сторону сместится равновесие при изменении концентрации веществ, давления, температуры.

-составлять уравнения реакций, подтверждающих химические свойства классов неорганических соединений, а также решать генетические цепочки.

— использовать методы научного познания при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания органических и неорганических  веществ;

- производить расчеты с использованием математических систем уравнений.

Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Введение (2 часа)

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные физические и химические величины.

Тема 1. Математические расчёты в химии (7 часов)

Водородная единица атомной массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Нахождение относительной молекулярной массы по формуле вещества.

Массовая доля химического элемента в сложном веществе. Расчёт массовой доли химического элемента по формуле вещества. Нахождение формулы вещества по значениям массовых долей образующих его элементов.

Объёмная доля компонента газовой смеси.

Понятие об объёмной доле компонента газовой смеси и расчёты с использованием этого понятия.

Массовая доля растворённого вещества.

Растворы, растворитель и растворённое вещество. Понятие о концентрации растворённого вещества. Массовая доля растворённого вещества и расчёты с использованием этого понятия.

Массовая доля примесей.

Понятие о чистом веществе и примеси. Массовая доля примеси в образце исходного вещества. Основное вещество. Расчёт массы основного вещества по массе вещества, содержащего определённую долю примесей и другие модификационные расчёты с использованием этих понятий.

Тема 2. Количественные характеристики вещества (6 часов)

Основные количественные характеристики вещества.

Постоянная Авогадро. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Молярный объём газообразного вещества. Кратные единицы количества вещества – миллимоль и киломоль, миллимолярная и киломолярная массы вещества, миллимолярный и киломолярный объёмы газообразных веществ.

Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса»,

«молярный объём газов», «постоянная Авогадро».

Расчётные задачи. 1. Вычисление количества вещества по известному числу частиц этого вещества. 2. Вычисление массы вещества по известному количеству вещества. 3. Вычисление количества вещества по известному объёму вещества. 4. Вычисление числа частиц по известной массе вещества.

  1. Определение относительной плотности газа.

Тема 3. Количественные характеристики химического процесса (15 часов)

Расчёт количества вещества, массы или объёма исходных веществ и продуктов реакции.

Расчётные задачи. 1. Вычисление по химическим уравнениям массы, объёма или количества вещества по известной массе, объёму или количеству вещества одного из вступающих в реакцию веществ или продуктов реакции.

2. Вычисление массы, объёма продукта реакции, если одно из реагирующих веществ дано в избытке. 3. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса исходного вещества, содержащего определённую долю примесей. 4. Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если известна масса раствора и массовая доля растворённого вещества. 5. Определение массовой или объёмной доли выхода продукта от теоретически возможного. 6. Решение цепочек превращения. 7. Расчёты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ, электролитической диссоциацией.

Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции (4 часа)

Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом электронного баланса.

Классификация окислительно-восстановительных реакций.



Раздел 3. УЧЕБНО- ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п\п

Изучаемая тема

Модуль рабочей программы воспитания «Школьный урок »

Количество часов

1

Введение

21сентября- Международный день мира

2

2

Математические расчёты в химии

10 ноября- Всемирный день науки за мир и развитие


7

3

Количественные характеристики вещества

19 ноября- 310 лет со дня рождения М.В. Ломоносова

6

4

Количественные характеристики химического процесса

26 ноября- Всемирный день информации

15

5

Окислительно-восстановительные реакции

9 мая- День Победы

4

Итого

34





























Приложение 1


Календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Решение химических задач» на 2021-2022 учебный год


п/п


Тема

Дата по плану

Дата по факту


Примечание

Введение (2 часа)

1

Знакомство с целями и задачами курса, его структурой.




2

Основные физические и химические величины.




Тема 1. Математические расчёты в химии (7 часов)

3

Относительная атомная и молекулярная массы




4-5

Массовая доля химического элемента в сложном веществе




6

Объёмная доля компонента газовой смеси




7-8

Массовая доля вещества в растворе.




9

Массовая доля примесей.




Тема 2. Количественные характеристики вещества (6 часов)

10

Основные количественные характеристики вещества.




11

Вычисление количества вещества по известному числу частиц этого

вещества.




12

Вычисление массы вещества по известному количеству вещества.




13

Вычисление количества вещества по известному объёму вещества.




14

Вычисление числа частиц по известной массе вещества.




15

Определение относительной плотности газа.




Тема 3. Количественные характеристики химического процесса

(15 часов)

16

Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного

вещества.




17

Вычисление массы продукта реакции по известному количеству исходного

вещества.




18

Вычисление объёма одного из реагирующих веществ по заданной массе

продукта реакции.




19-20

Вычисление по уравнению химической реакции (если одно из реагирующих

веществ дано в избытке).




21-22

Вычисление массы продукта реакции по известной массе исходного

вещества, содержащего примеси.




23

Вычисление массы (количества вещества, объёма) продукта реакции, если

известна масса раствора и массовая доля растворённого вещества.




24-25

Генетическая связь между основными классами неорганической химии




26

Вычисление объёмных отношений газов по химическим уравнениям.




27-28

Расчёты, связанные с концентрацией растворов, растворимостью веществ,

электролитической диссоциацией.




29-30

Решение комбинированных задач.




Тема 4. Окислительно-восстановительные реакции (4 часа)

31

Окислительно-восстановительные реакции.




32

Составление уравнений окислительно-восстановительных реакций методом

электронного баланса.




33

Классификация окислительно-восстановительных реакций.




34

Повторение




Итого: 34 часа











































Приложение 2


Лист корректировки календарно- тематического планирования

Предмет: «Решение химических задач»

Учитель Шатова З.А.


Название раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту










































































































































4