Пояснительная записка
Мифологическая наука — одна из старейших наук, которая в школе не проводится как самостоятельный предмет и ее разделы изучают учащиеся только в 5 классе на уроках истории и литературы. Это и делает столь важной задачу создания программы «Мифология древних славян», которая могла бы быть использована в школе в качестве дополнительного источника информации при подготовке к урокам, так и как тематические классные часы, развивающие самостоятельную познавательность учащихся в рамках введения новых ФГОС ООО.
Основная цель программы внеурочной деятельности «Мифология древних славян» - дать обучающимся представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе.
Данная программа рассчитана на формирование у обучающихся УУД:
1. Познавательные универсальные учебные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
умение структурировать знания;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера,
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;- выявление родовидовых и ситуативно- существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательств.
2.Коммуникативные универсальные учебные действия:
умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,
участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,
формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
строить небольшие монологические высказывания,
осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
3.Регулятивные универсальные учебные действия:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;
контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления,
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
4.Личностные универсальные учебные действия:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм,
способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры.
Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1час в неделю.
Содержание программы
Что такое мифология?- 2ч
История – дорога во времени и пространстве. Знакомство с прошлым.
Истоки славянской мифологии – 2 ч
Язычество – вера древних славян. Высшая боги – природная стихия; средний уровень – божества, связанные с хозяйственными работами или сезонными обрядами; низшие боги – боги-хранители дома, леса, разных ремесел.
Почитание сил природы в славянской мифологии – 2 ч
Культ природы у славян. Объяснение язычниками таинственной связи окружающих явлений. Представление живым существам с человеческими мыслями и чувствами Света и Тьмы, Неба и Земли, Солнца, Огня, Воды. Магический смысл обрядов, создание таинственной связи человека с природой.
Женские образы славянской мифологии- 2ч
Образ птицы в славянской мифологии- 2ч
Загробный мир в славянской мифологии – 2ч
Похоронные обряды древних славян.
Покровитель дома, рода в славянской мифологии-2ч
Домовой: этимология имени, функции домового, отношения с человеком.
Духи судьбы -2ч
Как был сотворен человек? Где жили боги и духи- 2ч
Пантеон славянских богов – 8ч
Культ солнца и огня. Перун. Стрибог, Велес. Даждьбог Сварожич
Календарь языческих праздников – 8ч
Осенние праздники древних славян. Зимние праздники древних славян.
Весенние праздники древних славян. Летние праздники древних славян. Меню праздничных блюд.
Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема | Кол-во часов | Основные виды деятельности обучающихся |
| 1 четверть | 9 | |
| Что такое мифология? | 2 | Самостоятельно ставить цель своей деятельности в ходе изучения. |
| Истоки славянской мифологии. | 2 | Самостоятельно добывать информацию и логически ее оформлять; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач. |
| Почитание сил природы в славянской мифологии. | 2 | Планировать свои действия на занятии как совместно с учителем, так и самостоятельно при работе с новым материалом. |
| Женские образы славянской мифологии. | 2 | Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
| Образ птицы в славянской мифологии. | 1 | Планировать свои действия на занятии как совместно с учителем, так и самостоятельно при работе с новым материалом. |
| 2 четверть | 7 | |
| Образ птицы в славянской мифологии. | 1 | Самостоятельно ставить цель своей деятельности в ходе изучения. |
| Загробный мир в славянской мифологии. | 2 | Уметь строить высказывания в устной форме при реализации приемов персонификации и театрализации, вступать в диалог с учителем при выражении собственной точки зрения, свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение. |
| Покровитель дома, рода в славянской мифологии. | 2 | Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания; свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение. |
| Духи судьбы. | 2 | Строить небольшие монологические высказывания; свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение. |
| 3 четверть | 10 | |
| Как был сотворен человек? Где жили боги и духи. | 2 | Строить небольшие монологические высказывания; свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение. |
| Пантеон славянских богов. | 3 | Свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение. |
| Культ солнца и огня. | 2 | Свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение. |
| Перун. | 1 | Строить небольшие монологические высказывания. |
| Даждьбог Сварожич | 1 | Строить небольшие монологические высказывания. |
| Стрибог, Велес. | 1 | Строить небольшие монологические высказывания. |
| 4 четверть | 8 | |
| Осенние праздники древних славян. | 2 | Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных). |
| Зимние праздники древних славян. | 2 | Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания. |
| Весенние праздники древних славян. | 2 | Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах. |
| Летние праздники древних славян. | 2 | Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах. |