СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мифология древних славян»

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мифология древних славян»»

Пояснительная записка

Мифологическая наука — одна из старейших наук, которая в школе не проводится как самостоятельный предмет и ее разделы изучают учащиеся только в 5 классе на уроках истории и литературы. Это и делает столь важной задачу создания программы «Мифология древних славян», которая могла бы быть использована в школе в качестве дополнительного источника информации при подготовке к урокам, так и как тематические классные часы, развивающие самостоятельную познавательность учащихся в рамках введения новых ФГОС ООО.

Основная цель программы внеурочной деятельности «Мифология древних славян» - дать обучающимся представление о языческих верованиях древних славян как философии и специфическом отношении человека к миру, нашедших отражение в фольклоре и художественной литературе.

Данная программа рассчитана на формирование у обучающихся УУД:

1. Познавательные универсальные учебные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • умение структурировать знания;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера,

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

  • установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательств;- выявление родовидовых и ситуативно- существенных признаков; - выдвижение гипотез и их доказательств.

2.Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками,

  • участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других,

  • формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • строить небольшие монологические высказывания,

  • осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

3.Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления,

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

4.Личностные универсальные учебные действия:

  • положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению,

  • осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм,

  • способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры.

Программа рассчитана на 34 часа из расчета 1час в неделю.

Содержание программы

Что такое мифология?- 2ч

История – дорога во времени и пространстве. Знакомство с прошлым.

Истоки славянской мифологии – 2 ч

Язычество – вера древних славян. Высшая боги – природная стихия; средний уровень – божества, связанные с хозяйственными работами или сезонными обрядами; низшие боги – боги-хранители дома, леса, разных ремесел.

Почитание сил природы в славянской мифологии – 2 ч

Культ природы у славян. Объяснение язычниками таинственной связи окружающих явлений. Представление живым существам с человеческими мыслями и чувствами Света и Тьмы, Неба и Земли, Солнца, Огня, Воды. Магический смысл обрядов, создание таинственной связи человека с природой.

Женские образы славянской мифологии- 2ч

Образ птицы в славянской мифологии- 2ч

Загробный мир в славянской мифологии – 2ч

Похоронные обряды древних славян.

Покровитель дома, рода в славянской мифологии-2ч

Домовой: этимология имени, функции домового, отношения с человеком.

Духи судьбы -2ч

Как был сотворен человек? Где жили боги и духи- 2ч

Пантеон славянских богов – 8ч

Культ солнца и огня. Перун. Стрибог, Велес. Даждьбог Сварожич

Календарь языческих праздников – 8ч

Осенние праздники древних славян. Зимние праздники древних славян.

Весенние праздники древних славян. Летние праздники древних славян. Меню праздничных блюд.

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема

Кол-во часов

Основные виды деятельности обучающихся


1 четверть

9



Что такое мифология?

2

Самостоятельно ставить цель своей деятельности в ходе изучения.


Истоки славянской мифологии.

2

Самостоятельно добывать информацию и логически ее оформлять; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач.


Почитание сил природы в славянской мифологии.

2

Планировать свои действия на занятии как совместно с учителем, так и самостоятельно при работе с новым материалом.


Женские образы славянской мифологии.

2

Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;


Образ птицы в славянской мифологии.

1

Планировать свои действия на занятии как совместно с учителем, так и самостоятельно при работе с новым материалом.


2 четверть

7



Образ птицы в славянской мифологии.

1

Самостоятельно ставить цель своей деятельности в ходе изучения.


Загробный мир в славянской мифологии.

2

Уметь строить высказывания в устной форме при реализации приемов персонификации и театрализации, вступать в диалог с учителем при выражении собственной точки зрения, свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение.


Покровитель дома, рода в славянской мифологии.

2

Формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания; свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение.


Духи судьбы.

2

Строить небольшие монологические высказывания; свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение.


3 четверть

10



Как был сотворен человек? Где жили боги и духи.

2

Строить небольшие монологические высказывания; свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение.


Пантеон славянских богов.

3

Свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение.



Культ солнца и огня.

2

Свободно работать с текстами разных стилей, понимать точку зрения собеседника и принимать иное мнение.


Перун.

1

Строить небольшие монологические высказывания.


Даждьбог Сварожич

1

Строить небольшие монологические высказывания.


Стрибог, Велес.

1

Строить небольшие монологические высказывания.


4 четверть

8



Осенние праздники древних славян.

2

Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).



Зимние праздники древних славян.

2

Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, - формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания.


Весенние праздники древних славян.

2

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.


Летние праздники древних славян.

2

Осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах.