МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №23» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ РЕСПУБЛИКА КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей русского языка и литературы ___________Н.Б.Алиева от 25.08.2021 г. протокол №1 | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР _______ Н.И. Семак 25.08.2021 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ №23 ________Г.Л. Бочарова Приказ от 30.08.2021 г. № 520 |
ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Творческая мастерская»
для учащихся 5-А,В,Г3 класса
Составитель: учитель русского языка
Володько Наталья Степановна
Симферополь, 2021 г.
Содержание
Планируемые результаты……………………………………………3
Содержание учебного предмета…………………………………….5
Тематическое планирование….……………………………………..6
Пояснительная записка
Программа курса внеурочной деятельности для 5 классов «Творческая мастерская» разработана на основе следующих нормативных документов:
ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897,
Образовательной программы МБОУ «СШ №23» основного общего образования,
Авторской программы по русскому языку. Русский язык. 5-9 классы / под ред. Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой.
Положения об утверждении порядка разработки и утверждения рабочих программ МБОУ «СШ №23».
Цели данной программы:
формирование личности, полноценно владеющей устной и письменной речью в соответствии со своими возрастными особенностями;
расширение кругозора обучающихся, способствование формированию навыков работы со справочной литературой;
развитие навыков исследовательской работы;
повышение интереса к филологическому образованию;
подготовка обучающихся к выполнению социально значимого проекта.
Задачи:
воспитание любви и уважения к родному языку, интереса к чтению литературы;
расширение и углубление запаса знаний учащихся, формирование лингвистической компетенции;
совершенствование коммуникативной культуры учащихся;
выявление и поддержка лингвистически одаренных детей.
1.Планируемые результаты освоения курса «Творческая мастерская»
Личностные результаты:
развивать потребность в самостоятельности действий, выходящей за рамки учебной деятельности;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения значимых для личности и общества проблем и задач, в том числе с использованием справочных материалов, словарей, интернет-ресурсов;
пользоваться предметным указателем толковых словарей, энциклопедий и справочников для нахождения информации;
проявлять устойчивый интерес к овладению проектными умениями и навыками (способами деятельности) для решения значимых для личности и общества проблем;
осуществлять поиск, анализ и эффективно преобразовывать информацию на бумажных и электронных носителях;
развивать психологические качества личности (любознательность, инициативность,
трудолюбие, волю) и творческий потенциал.
Метапредметные результаты
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью и в случаях необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
строить логически обоснованное рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей;
преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст, диаграмму и пр.);
уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;
понимая позицию другого человека, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей.
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами;
учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
Предметные результаты
Уметь употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов, подбирать к словам антонимы, синонимы, паронимы;
произносить слова, гласные, согласные и их сочетания в составе слов в соответствии с орфоэпическими нормами русского языка, соблюдать нормы ударения, знать названия букв алфавита; уметь пользоваться орфоэпическим словарем;
квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка;
объяснять написание слов и правильно писать слова, орфография которых подчиняется правилам, изученным в 5-7 классах, а также слова с непроверяемыми орфограммами; свободно пользоваться орфографическим словарем;
определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 5-7 классах; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи;
обосновывать и правильно употреблять знаки препинания в простых осложненных и сложных предложениях;
выделять морфемы на основе словообразовательного анализа, уметь применять знания при написании слов, основываясь на принципы орфографии русского языка;
рассуждать, создавать тексты различных жанров в соответствии с учебной задачей и речевой ситуацией.
2. Содержание программы
1. Язык и речь - чудо из чудес. (Высказывания великих людей о русском языке. Пословицы и поговорки о родном языке. История слов).
2. Необычные правила. (Работа со школьными правилами).
3. Путеводные звёзды орфографии. (Рассказ об этимологии – разделе языкознания, который исследует происхождение и историю развития слов. Запоминание и правильное написать трудных и не поддающихся проверке слов.)
4. Если матрёшки не откликнулись…. (Нахождение внутри слов забавных матрёшек, которые помогут легко запомнить правописание. Но матрёшки живут не во всех словах. Как поступать в таких случаях? Лингвистические игры.)
5. Ъ и Ь – смягчение иль разделение? (Использование знаков в тексте. Конкурс-игра «Что там стоит?..»)
6. Хитрый звук «йот» (Роль его в речи и на письме. Работа с текстом.)
7. Слова-тёзки.1ч. (Омонимы. Омофоны. Омографы. Омонимия в основе загадок.).
8. Различай и отличай.1ч. (Употребление паронимов. Их отличия. Дидактические игры и упражнения).
9. Поиск нужного слова. (Жаргоны, диалектизмы, использование историзмов и лексические неологизмы. Игра- конкурс «Кто больше?»)
10. Многословие. (Речевая избыточность и речевая недостаточность. Плеоназм. Скрытая тавтология. Сочинения-миниатюры «Весенняя симфония», «Песня весёлого ручейка»).
11. Каламбур и многозначность. (Знакомство с каламбуром, многозначностью. Лингвистические игры «Давайте поиграем».)
12. Тайно слово родилось. (Практическое занятие, определение, как рождаются слова) .
13. Судьба слова. (Лингвистические игры. «Происхождение слов».)
14. Проще простого или сложнее сложного. (Составление предложений. Прямой порядок слов. Инверсия. Использование порядка слов в стилистических целях, для усиления выразительности речи. Актуальное членение.)
15. Согласуй и помни. (Составление текстов с согласованием названий городов, названий рек, озер, заливов и пр.. Согласование зарубежных республик, административно-территориальных единиц и астрономических названий.)
16. Работа над проектом. (Выбор темы, алгоритма выполнения работы, сбор материала).
17. Наречие как часть речи. (Наречие. Работа с деформированными текстами. Лингвистическое лото.)
18. Образование бывает разным. (Способы образования наречий. Решение лингвистических примеров и задач.)
19. Разряд, становись в ряд! (Разряды наречий. Употребление наречий в тексте. Кроссворды.)
20. Узнай меня по суффиксу! (Суффиксы наречий. Зависимость правописания от суффикса. Наречия в загадках.)
21. Некогда или никогда? (Правописание не и ни в наречиях. Работа с текстом. Игра «Кто быстрее?»).
22. Затруднительное состояние. (Слова категории состояния: их виды и применение. Дидактические упражнения)
23. Служу всегда, служу везде, служу я в речи и в письме. (Роль предлога в речи и в тексте. Работа с текстом. )
24. Употреби меня со словом. (Конструкции с предлогом и без предлога. Различие предлогов в соответствии с присущими им значениями. Употребление предлогов с географическими объектами, при названиях островов, гор, местностей, транспортных средств.)
25. То же, так же иль за то? (Правописание союзов. Дидактические игры с союзами. Лингвистическая игра «Найди соответствие»)
26. Соединю простое в сложное. (Роль союзов в тексте. Построение текстов.)
27. Уточню, укажу, на вопрос отвечу. (Разряды частиц. Игры на внимание.)
Тема 28. Не могу не знать = я знаю! (Значение и роль частицы в тексте. Конкурс на восстановление деформированного текста)
29. Будешь вежлив ты со мной. (Слова вежливости, междометия. Создаём ребусы.)
30. «Ку-ка-ре-ку: царствуй, лёжа на боку!» (Звукоподражательные слова, их роль и употребление.)
31. Заговори, чтоб я тебя увидел. (Культура речи. Речевой этикет. Насыщенность и культура речи. Решение кроссвордов.)
32. «Стильная речь». (Функциональные разновидности языка, их особенности. Конкурс вежливых.)
33. Типы речи или типы в речи. (Работа с текстами, определение типов речи)
34. Итоговое занятие. Защита проекта.
3. Тематическое планирован
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Работа со школьными правилами | 6 |
3 | Работа с текстом | 11 |
4 | Составление предложений | 2 |
5 | Лингвистические игры | 13 |
| ИТОГО | 34 |