ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Занимательная математика» составлена на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения;
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
методических рекомендаций об организации внеурочной деятельности при введении федерального образовательного стандарта общего образования (письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296);
Примерной программы внеурочной деятельности: 1-4 классы/ под ред. Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана Граф, 2011 г.
Авторской программы «Занимательная математика» Е.Э. Кочуровой, 2011 г.
Реализация задачи воспитания любознательного, активно познающего мир младшего школьника, обучение решению математических задач творческого и поискового характера будут проходить более успешно, если урочная деятельность дополнится внеурочной работой. В этом может помочь факультатив «Занимательная математика», расширяющий математический кругозор и эрудицию учащихся, способствующий формированию познавательных универсальных учебных действий.
Занятия внеурочной деятельности предназначены для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ КУРСА И ВОЗМОЖНОСТИ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ
Программа «Занимательная математика» рассчитана на ребят 7-11 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс). Курс призван формировать у детей конструктивно-геометрические умения и навыки, способность читать и понимать графическую информацию, а также умение доказывать свое решение в ходе решения задач на смекалку.
ЦЕЛЬ: развивать математический образ мышления, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и их доказательность.
ЗАДАЧИ:
расширять кругозор учащихся в различных областях элементарной математики;
расширять математические знания в области чисел;
содействовать умелому использованию символики;
правильно применять математическую терминологию;
уметь делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли,
развивать краткость речи.
ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Актуальность. Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности учащихся.
Научность. Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить, видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.
Системность. Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).
Практическая направленность. Содержание занятий направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.
Обеспечение мотивации. Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение математического материала на занятиях и выступление на олимпиадах по математике.
Реалистичность. С точки зрения возможности усвоения основного содержания программы – возможно усвоение за 34 занятия.
Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес детей к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной учебной дисциплине.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Курс "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу –это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Курс «Занимательная математика» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные математические игры. Предусмотрена последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия. Передвижение по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принцип игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в парах постоянного и сменного состава, работу в группах. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Предлагаемый курс предназначен для развития математических способностей учащихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Эффективность задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Основные методы | Приёмы | Основные виды деятельности учащихся: |
1.Словесный метод: | -Анализ и синтез. -Сравнение. -Классификация. -Аналогия. -Обобщение. | решение занимательных задач оформление математических газет знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой проектная деятельность самостоятельная работа работа в парах, в группах творческие работы |
Рассказ (специфика деятельности учёных математиков), беседа, обсуждение (информационных источников, готовых сборников); словесные оценки (работы на уроке, тренировочные и зачетные работы). |
2.Метод наглядности: |
Наглядные пособия и иллюстрации. |
3.Практический метод: |
Тренировочные упражнения; практические работы. |
4.Объяснительно-иллюстративный: |
Сообщение готовой информации. |
5.Частично-поисковый метод: |
Выполнение частичных заданий для достижения главной цели. |
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 1-4 классов (7 - 10 лет). Программа рассчитана: в 1 классе с проведением занятий 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 35 минут; в 2-4 классах - 1 раз в неделю, с продолжительностью занятия 35 -40 мин. Программа рассчитана на 4 года.
В 1 классе - 33 часа в год. Во 2-4 классах - 34 часа в год.
ЦЕННОСТНЫМИ ОРИЕНТИРАМИ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА ЯВЛЯЮТСЯ:
формирование умения рассуждать как компонента функциональной грамотности;
освоение эвристических приемов рассуждений;
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы;
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1 класс
Личностные результаты
осознание роли математики в жизни людей;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.
Метапредметныерезультаты
Регулятивные УУД
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом;
работать по предложенному учителем плану;
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу; уметь слушать, извлекая нужную информацию;
осуществлять поиск и выделение необходимой информации;
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
проводить сравнение и классификацию по заданным критериям.
Коммуникативные УУД
слушать и понимать речь других;
работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.
Предметные результаты
понимать как люди учились считать;
работать с пословицами, в которых встречаются числа;
выполнять интересные приёмы устного счёта;
находить суммы ряда чисел;
решать задачи, связанные с нумерацией, на сообразительность, задачи-шутки, задачи со спичками;
разгадывать числовые головоломки и математические ребусы;
находить в окружающем мире предметы, дающие представление об изученных геометрических фигурах;
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз».
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции;
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
2 класс
Личностные результаты:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
различать способ и результат действия;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, одноклассников, родителей;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения учебных и коммуникативных задач;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
оценивать правильность выполнения действия;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД
применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
установление причинно-следственных связей, построению логической цепи рассуждений.
осуществление расширенного поиска информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
Коммуникативные УУД
работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
Предметные результаты
понимать нумерацию древних римлян;
знать некоторые сведения из истории счёта и десятичной системы счисления;
выделять простейшие математические софизмы;
пользоваться сведениями из «Книги рекордов Гиннесса»;
понимать некоторые секреты математических фокусов.
использовать интересные приёмы устного счёта;
применять приёмы, упрощающие сложение и вычитание;
разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
решать задачи на сообразительность, комбинаторные, с геометрическим содержанием, задачи-смекалки;
находить периметр составных фигур.
3 класс
Личностные результаты
осознание необходимости самосовершенствования;
стремление к самообразованию.
Метапредметные результаты
РегулятивныеУУД
самостоятельно формулировать тему и цели занятия;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы.
Познавательные УУД
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
строить рассуждения.
Коммуникативные УУД
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Предметные результаты
различать имена и высказывания великих математиков;
работать с числами – великанами;
пользоваться алгоритмами составления и разгадывания математических ребусов;
понимать «секреты» некоторых математических фокусов;
преобразовывать неравенства в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр;
решать нестандартные, олимпиадные и старинные задачи;
использовать особые случаи быстрого умножения на практике;
находить периметри площадь окружающих предметов;
разгадывать и составлять математические ребусы, головоломки, фокусы;
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
4 класс
Личностные результаты
внутренняя позиция обучающегося на уровне понимания необходимости учения;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Регулятивные УУД
самостоятельно формулировать проблему исследовательского проекта;
составлять план решения учебной проблемы, работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
осуществлять контроль за собственной деятельностью, вносить необходимые коррективы;
вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные УУД
строить рассуждения в форме связей простых суждений об объекте, его строении и свойствах;
пользоваться различными источниками информации;
обобщать, т. е. выводить общность для целого ряда или класса единичных объектов;
создавать и преобразовывать модели и схемы;
строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные УУД
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
правильно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
проводить вычислительные операции площадей и объёма фигур;
конструировать предметы из геометрических фигур;
разгадывать и составлять простые математические ребусы, магические квадраты;
применять приёмы, упрощающие вычисления;
выполнять упражнения с чертежей на нелинованной бумаге;
решать задачи на противоречия;
анализировать проблемные ситуаций во многоходовых задачах;
работать над проектами;
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток.
Ш. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание курса «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитию наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, умения решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа учащимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе выполнения заданий дети учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Содержание курса отвечает требованию к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика», не требует от учащихся дополнительных математических знаний. Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, содержит полезную и любопытную информацию, интересные математические факты, способные дать простор воображению.
Содержание занятий представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Форма организации занятий. | Математические (логические) игры, задачи, упражнения, графические задания, развлечения - загадки, задачи-шутки, ребусы, головоломки, дидактические игры и упражнения (геометрический материал), конкурсы и др. |
Преобладающие формы занятий | Групповая, парная, индивидуальная. |
1 класс
(33 часа, 1 час в неделю)
1. Исторические сведения о математике (4ч)
Что дала математика людям? Как люди учились считать. Из истории линейки. Из истории цифры семь. Открытие нуля. Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах.
2. Числа. Арифметические действия (7 ч)
Числа от 1 до 20. Решение и составление ребусов, содержащих числа. Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приемы устного счета). Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. Числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число и др. Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта.
3.В мире ребусов (6 ч)
Числовые головоломки. Заполнение судоку Разгадывание математических ребусов. Составление простейших математических ребусов.
4. Мир занимательных задач(8ч)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Задачи на сообразительность. Задачи – шутки. Комбинаторные задачи.
5. Геометрическая мозаика (8 ч)
Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Моделирование фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, уголки, спички). Танграм.
1 класс
№ п/п | Название темы (раздела) | Всего часов | Из них | Дата |
Теоретических | Практических | |
1 | Исторические сведения о математике | 4 | 2 | 2 | |
2 | Числа. Арифметические действия | 7 | 2 | 5 | |
3 | В мире ребусов | 6 | 1 | 5 | |
4 | Мир занимательных задач | 8 | - | 8 | |
5 | Геометрическая мозаика | 8 | 1 | 7 | |
| | 33 | 6 | 27 | |
2 класс
(34 часа, 1 час в неделю)
1. Исторические сведения о математике (4ч)
Нумерация древних римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами. Из истории учебника «Арифметика». Из истории счета и десятичной системы счисления. Из истории одной копейки. Русские счеты.
2. Числа и операции над ними (8ч)
Занимательные задания с римскими цифрами. Интересные приемы устного счета. Задачи, связанные с нумерацией. Приемы, упрощающие сложение и вычитание. Магический квадрат.
3. Составление и разгадывание математических ребусов (7ч)
Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня и др.).Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. Числовые головоломки (судоку, какуро) Разгадывание и составление математических ребусов. Приемы вычислений. Разгадывание магических квадратов.
4. Нестандартные и занимательные задачи (7ч)
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Старинные задачи. Логические задачи. Задачи на переливание. Составление аналогичных задач и заданий. Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру».
5. Геометрия вокруг нас (8ч)
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. Решение задач с геометрическим содержанием.
№ п/п | Название темы (раздела) | Всего часов | Из них |
Теоретических | Практических |
1 | Исторические сведения о математике | 4 | 2 | 2 |
2 | Числа и операции над ними | 8 | 1 | 7 |
3 | Составление и разгадывание математических ребусов | 7 | 1 | 6 |
4 | Нестандартные и занимательные задачи | 7 | - | 7 |
5 | Геометрия вокруг нас | 8 | 1 | 7 |
| | 34 | 5 | 29 |
3 класс
часа, 1 час в неделю)
1.Исторические сведения о математике (4ч)
Имена и заслуги великих математиков. Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. Сравнение римской и современной письменных нумераций. Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр.
2.Числа и выражения (6ч)
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. Задачи на доказательство. Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений.
3. Математические ребусы и головоломки (9ч)
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
4. Решение занимательных задач (9ч)
Математические софизмы. Задачи на сообразительность. Старинные задачи. Задачи – смекалки. Задачи на взвешивание. Олимпиадные задачи. Задачи со спичками
5.Геометрическая мозаика (6ч)
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием.
№ п/п | Название темы (раздела) | Всего часов | Из них |
Теоретических | Практических |
1 | Исторические сведения о математике | 4 | 1 | 3 |
2 | Числа и выражения | 6 | - | 6 |
3 | Математические ребусы и головоломки | 9 | 1 | 8 |
4 | Решение занимательных задач | 9 | 1 | 8 |
5 | Геометрическая мозаика | 6 | 1 | 5 |
| | 34 | 4 | 30 |
4 класс
(34часа, 1 час в неделю)
1.Исторические сведения о математике (2 ч)
Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни. Пословицы, поговорки, фразеологизмы с числами.
2.Числа и выражения (9 ч)
Целые и дробные числа. Сравнение дробей. Закономерности в числах и фигурах. Многозначные числа. Решение уравнений. Действия противоположные по значению. Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров.
3. В мире ребусов (5 ч)
Числовые головоломки. Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. Алгоритм составления магических квадратов. Разгадывание и составление ребусов. Математические фокусы.
4. Решаем нестандартные задачи (9 ч)
Математические софизмы. Волшебный круг. Составление круговых диаграмм. Решение задач с использованием круговых диаграмм. Задачи на разрешение математических противоречий. Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. Решение задач с помощью уравнений. Задачи-маршруты. Комбинаторные задачи.
5. Геометрическая мозаика (9 ч)
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. Решение задач с геометрическим содержанием. Объем фигур. Решение задач на нахождение объема. Нахождение площади сложных фигур.
Учебно-тематический план
4 класс
№ п/п | Название темы (раздела) | Всего часов | Из них |
Теоретических | Практических |
1 | Исторические сведения о математике | 2 | 1 | 1 |
2 | Числа и выражения | 9 | 1 | 8 |
3 | В мире ребусов | 5 | - | 5 |
4 | Решаем нестандартные задачи | 9 | 1 | 8 |
5 | Геометрическая мозаика | 9 | 1 | 8 |
| | 34 | 4 | 30 |
1 класс
№ п\п | ТЕМА | |
1 | Что дала математика людям? Как люди учились считать. | |
2 | Из истории линейки. Из истории цифры семь. | |
3 | Открытие нуля. | |
4 | Возникновение математических знаков «+» и «-». Числа в пословицах. | |
5 | Числа от 1 до 20. | |
6 | Числа от 1 до 20. | |
7 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. | |
8 | Сложение и вычитание чисел в пределах 20 (интересные приемы устного счета). | |
9 | Последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел. | |
10 | Числовые головоломки: соединение чисел знаками действий так, чтобы в ответе получилось задуманное число. | |
11 | Восстановление примеров: поиск цифры, которая скрыта. | |
12 | Числовые головоломки. | |
13 | Числовые головоломки. | |
14 | Заполнение судоку. | |
15 | Разгадывание математических ребусов. | |
16 | Разгадывание математических ребусов. | |
17 | Составление простейших математических ребусов. | |
18 | Задачи, допускающие несколько способов решения. | |
19 | Задача с недостаточными, некорректными данными, избыточным составом условия. | |
20 | Последовательность «шагов» (алгоритм решения задачи). | |
21 | Последовательность «шагов» (алгоритм решения задачи). | |
22 | Задачи, имеющие несколько решений. | |
23 | Задачи на сообразительность. | |
24 | Задачи - шутки. | |
25 | Комбинаторные задачи. | |
26 | Пространственные представления. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму): путешествие точки (на листе в клетку). | |
27 | Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. | |
28 | Моделирование фигур из деталей конструктора. Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | |
29 | Распознование окружности на орнаменте. | |
30 | Составление орнамента с использованием циркуля (по образцу). | |
31 | Составление орнамента с использованием циркуля (по собственному замыслу). | |
32 | Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольник, уголки, спички) | |
33 | Часзанимательной математики | |
| | |
2 класс
№ п\п | ТЕМА |
1 | Нумерация древних римлян. Упражнение в записи чисел римскими цифрами. |
2 | Из истории учебника «Арифметика». Из истории счета и десятичной системы счисления. |
3 | Из истории одной копейки. |
4 | Русские счеты. |
5 | Занимательные задания с римскими цифрами. |
6 | Занимательные задания с римскими цифрами. |
7 | Интересные приемы устного счета. |
8 | Интересные приемы устного счета. |
| |
9 | Задачи, связанные с нумерацией. |
10 | Приемы, упрощающие сложение и вычитание. |
11 | Магический квадрат. |
| |
12 | Магический квадрат. |
13 | Поиск и чтение слов, связанных с математикой (в таблице, ходом шахматного коня). |
14 | Решение выражений на нахождение пропущенных разрядов. |
15 | Числовые головоломки. |
16 | Числовые головоломки. |
17 | Разгадывание и составление математических ребусов. |
18 | Приемы вычислений. |
19 | Разгадывание математических квадратов. |
20 | Задачи, имеющие несколько решений. |
21 | Обратные задачи и задания. |
22 | Старинные задачи. |
23 | Логические задачи. |
24 | Задачи на переливание. | |
25 | Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру». | |
26 | Решение задач международного математического конкурса «Кенгуру». | |
27 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. | |
28 | Распознавание окружности на орнаменте. Составление орнамента с использованием циркуля. | |
29 | Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. | |
30 | Расположение деталей. | |
| Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. | |
31 | Поиск нескольких возможных вариантов решения. | |
32 | Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. | |
| Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу. | |
33 | Решение задач с геометрическим содержанием. | |
34 | Математический КВН. | |
3 класс
№ п\п | Тема |
1 | Имена и заслуги великих математиков. |
2 | Крылатые высказывания великих людей о математике и математиках. |
3 | Сравнение римской и современной письменных нумераций. |
4 | Преобразование неравенств в равенства, составленные из чисел, сложенных из палочек в виде римских цифр. |
5 | Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. |
6 | Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе и неверных. |
7 | Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений. |
8 | Задачи на доказательство. |
9 | Числа – великаны. Интересные приемы устного счета. |
10 | Особые случаи быстрого умножения. Приемы вычислений. |
11 | Числовые головоломки. |
12 | Числовые головоломки. |
13 | Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. |
14 | Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. |
15 | Алгоритм составления магических квадратов. |
16 | Алгоритм составления магических квадратов. |
17 | Разгадывание и составление ребусов. |
18 | Разгадывание и составление ребусов. |
19 | Математические фокусы. |
20 | Математические софизмы. |
21 | Задачи на сообразительность. |
22 | Задачи на сообразительность. |
23 | Старинные задачи. |
24 | Задачи – смекалки. |
25 | Задачи на взвешивание. |
26 | Олимпиадные задачи. |
27 | Олимпиадные задачи. |
28 | Задачи со спичками. |
29 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. |
30 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. |
31 | Моделирование из проволоки. |
32 | Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. |
33 | Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. |
34 | Олимпиада.. |
4 класс
№ п\п | Тема |
1 | Из истории чисел. Применение различных цифр и чисел в современной жизни. |
2 | Пословицы, поговорки, фразеологизмы с числами. |
3 | Целые и дробные числа. |
4 | Целые и дробные числа. |
5 | Сравнение дробей. |
6 | Закономерности в числах и фигурах. |
7 | Многозначные числа. |
8 | Решение уравнений. |
9 | Решение уравнений. |
10 | Действия противоположные по значению. |
11 | Использование обратной операции при решении задач, уравнений, примеров. |
12 | Числовые головоломки. |
13 | Разгадывание и составление математических головоломок и магических квадратов. |
14 | Алгоритм составления магических квадратов. |
15 | Разгадывание и составление ребусов. |
16 | Математические фокусы. |
17 | Математические софизмы. |
18 | Волшебный круг. |
19 | Составление круговых диаграмм. |
20 | Решение задач с использованием круговых диаграмм. |
21 | Задачи на разрешение математических противоречий. |
22 | Анализ проблемных ситуаций во многоходовых задачах. |
23 | Решение задач с помощью уравнений. |
24 | Задачи-маршруты. |
25 | Комбинаторные задачи. |
26 | Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. |
27 | Моделирование из проволоки. |
28 | Задачи на нахождение периметра и площади, описывающие реальные бытовые ситуации. |
29 | Решение задач с геометрическим содержанием. |
30 | Решение задач с геометрическим содержанием. |
31 | Объем фигур. |
32 | Решение задач на нахождение объема. |
33 | Решение задач на нахождение объема. |
34 | Олимпиада. |
- Участие обучающихся в школьном, муниципальном этапах олимпиад по математике.
- Участие обучающихся во Всероссийской викторине «Кенгуру» и других дистанционных математических конкурсах.
-Активное участие в «Неделе математики» в начальной школе.
-Выпуск стенгазет.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
1.Используемая литература (книгопечатная продукция) |
1. | 1.Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2017 2.Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996 3.Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 2016 4.Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2017 5.Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников // Начальная школа. — 2009. — № 7. 6.Гурин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб. : Кристалл; М. : ОНИКС, 2000. 7.Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2015 8.Игры со спичками: Задачи и развлечения / сост. А.Т. Улицкий, Л.А. Улицкий. — Минск : Фирма «Вуал», 1993. 9.Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 10 Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. — М., 2015. 11. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2015 12. Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2017 13. Сухин И.Г. 800 новых логических и математических головоломок. — СПб. : Союз, 2001. 14. Сухин И.Г.Судоку и суперсудоку на шестнадцати клетках для детей. — М. : АСТ, 2016. 15.Труднев В.П. Внеклассная работа по математике в начальной школе : пособие для учителей. — М. : Просвещение, 1975. 16. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2017 17. Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2017 18. Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2017 19. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал. |
2. Печатные пособия |
2. | Демонстрационные таблицы по темам. 1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. 2.Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас : методические рекомендации / Е.Э. Кочурова,А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010. |
| 3. Игры и другие пособия |
3. | 1. Кубики (игральные) с точками или цифрами. 2. Комплекты карточек с числами: 1) 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10); 2) 10, 20, 30, 40, … , 90; 3) 100, 200, 300, 400, … , 900. 3. «Математический веер» с цифрами и знаками. 4. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100). 5. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения). 6. Математический набор «Карточки-считалочки» (сорбонки) для закрепления таблицы умножения и деления. Карточки двусторонние: на одной стороне — задание, на другой — ответ. 7. Часовой циферблат с подвижными стрелками. 8. Набор «Геометрические тела». 10. Математические настольные игры: математические пирамиды «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др. 9. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и др. |
4. Технические средства обучения |
4 | ПК Мультимедийный проектор |
5. | Интернет-ресурсы |
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир. 2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру». 3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени. 4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы. 5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы. 6. http://uchitel.edu54.ru/node/16047?page=1 – игры, презентации в начальной школе. 7.http://ru.wikipedia.org/w/index. - энциклопедия 8. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=25 – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов |
33