Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ордынского района Новосибирской области –
Филипповская средняя общеобразовательная школа
ПРИНЯТО Решение педагогического совета протокол от 30.08.2021 № 1 | | УТВЕРЖДАЮ Директор________В.В.Лапшина приказ от 30.08.2021 № 46 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
художественно-эстетической направленности
«АРТ - студия СОК»
Возраст обучающихся: 12-17 лет
Срок реализации: 2 года
Составитель: Манидина Светлана Евгеньевна
Филиппово 2021
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством
По окончании обучения, дети должны знать:
правила поведения на занятиях.
о месте и роли декоративно- прикладного искусства в жизни человека;
правила безопасности труда и личной гигиены
порядок рабочих операций,
Уметь:
постоянно контролировать свою работу
пользоваться простейшими инструментами,
Раздел 2. Плетение из газетных трубочек
К концу обучения обучающиеся должны знать:
виды и свойства материала,
приемы изготовления несложных поделок;
уметь:
создавать композиции с изделиями;
развивать внимание, пространственное воображение, творческие способности и фантазию;
у обучающихся будут развиты (сформированы):
навыки совместной работы, умение работать самостоятельно, мобилизуя необходимые ресурсы, правильно оценивать смысл и последствия своих действий;
художественный вкус, творческие способности детей.
Раздел 3. Флористика
По окончании обучения, дети должны знать:
- правила техники безопасности
-методы работы и понятие «Флористика»
- правила работы и технику выполнения букетов из искусственного материала
-сведения об окружающем мире и о родном крае.
уметь:
-организовать рабочее место
-аккуратно работать с красками и клеем
- продемонстрировать технологический процесс изготовления изделия
- самостоятельно выполнять эскизы
- работать с инструментами и приспособлениями при изготовлении изделий; приводить его в эстетический вид.
Раздел 4. Вышивка
Обучающиеся должны знать/ понимать:
• историю народной вышивки;
• основные техники машинной вышивки;
• свойства цветовой гаммы;
• основные тенденции развития моды;
• основы композиции вышивки;
• правила безопасного труда при работе на швейной машине с электроприводом, с ручными инструментами;
• правила перевода рисунков на ткань;
• правила выполнения основных швов машинной вышивки;
• последовательность выполнения различных видов машинной вышивки;
• основные правила выполнения влажно-тепловой обработки вышитых изделий.
Уметь:
• выполнять ручные, машинные и влажно-тепловые работы при выполнении вышивки;
• выполнять подготовительные работы перед процессом вышивания;
• увеличивать и уменьшать рисунки;
• переносить рисунок на ткань;
• практически выполнять различные виды машинной вышивки: мережки, ришелье, гладь и т.д.;
• правильно выполнять влажно-тепловую обработку изделий с вышивкой;
Обучающиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• получения функционально-технологических сведений из разных источников по декоративно-прикладному творчеству - машинная вышивка;
• организации и планирования своей работы;
• выполнения творческих проектов;
• изготовления изделий в технике художественная машинная вышивка;
• контроля качества вышитых работ,
• оценки экономических затрат при изготовлении изделий с вышивкой.
Характеристика системы отслеживания и оценивания результатов обучения.
Знания и умения контролируются по темам изучаемого материала. В качестве процедур оценивания могут использоваться: тестирование, выставки, соревнования, конкурсы, учебно-исследовательские конференции. Основным инструментом оценки личностных качеств обучающихся могут быть анкеты, диагностические методики, тестирования.
Подготовка обучающихся к данным видам контроля позволяет им усвоить последовательность технологических операций и закрепить знания и умения по изученным темам, а педагогу определить степень овладения пройденного материала.
Раздел 5. 3-D моделирование
Обучающиеся должны знать:
- Термины 3D моделирования;
- Основы графической среды SketchUp, структуру инструментальной оболочки данного графического редактора;
- Основные приемы построения 3D моделей.
-Способы и приемы редактирования моделей.
Уметь:
- ориентироваться в трёхмерном пространстве сцены;
- эффективно использовать базовые инструменты создания объектов;
- модифицировать, изменять и редактировать объекты или их отдельные элементы;
- объединять созданные объекты в функциональные группы;
- создавать простые трёхмерные модели реальных объектов.
Личностные результаты:
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
- осознание ценности пространственного моделирования;
- осознание ценности инженерного образования;
- формирование сознательного отношения к выбору будущей профессии;
- формирование информационной культуры как составляющей общей культуры современного человека;
- формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты:
- умение ставить учебные цели;
- умение использовать внешний план для решения поставленной задачи;
- умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- умение осуществлять итоговый и пошаговый контроль выполнения учебного задания по переходу информационной обучающей среды из начального состояния в конечное;
- умение сличать результат действий с эталоном (целью);
- умение вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с ранее поставленной целью;
- умение оценивать результат своей работы, а также самостоятельно определять пробелы в усвоении материала курса.
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
Предметные результаты:
- умение использовать терминологию моделирования;
- умение работать в среде графических 3D редакторов;
- приобрести навыки работы в среде 3D-моделирования и освоить основные приемы выполнения проектов трехмерного моделирования;
- освоить элементы технологии проектирования в 3D-системах и применять их при реализации исследовательских и творческих проектов.
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать графические объекты для решения учебных и творческих задач;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации.
Раздел 6. Работа с древесиной
В результате освоения данного раздела Программы обучающиеся:
-научатся читать несложные чертежи; обращаться с измерительными инструментами (линейка, штангенциркуль, транспортир) и проводить обмер детали;
-получат знание об основных типах соединений в изделиях, собираемых из плоских деталей;
-научатся работать с одной из распространенных векторных графических программ;
-познакомятся с приемами создания объемных конструкций из плоских деталей;
-освоят экспорт эскизов или граней деталей в плоском векторном формате, пригодном для лазерной резки (.DXF), технологию лазерной резки;
-научатся понимать принцип работы и устройство станка с ЧПУ для лазерной резки;
-освоят программу управления лазерным станком;
-научаться оптимально размещать детали на рабочем столе, понимать смысл основных параметров резания и настраивать их для определенного материала;
-овладеют основными операциями с лазерным станком (размещение заготовки, регулировка фокусного расстояния, запуск задания на резку, аварийный останов при ошибках, безопасное удаление готового изделия и т.п.);
-научаться работать с ручным инструментом, проводить пост-обработку и подгонку изготовленных деталей, собирать изготовленную конструкцию;
В идеальной модели у учащихся будет воспитана потребность в творческой деятельности в целом и к техническому творчеству в частности, а также сформирована зона личных научных интересов.
Раздел 7. Итоговые занятия. Оформление выставочных работ
Формы подведения итогов реализации программы:
открытые занятия, мастер-классы;
участие в муниципальных, районных, зональных, краевых конкурсах, выставках и фестивалях;
работа по сбору материалов для школьного музея традиционной народной культуры;
защита творческих проектных работ.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание программы разделено на тематические разделы, отражающие характерную направленность программы. При прохождении разделов дети получают знания об окружающей их действительности, знакомятся с культурными и духовными традициями нашего народа, родного края. В процессе работы по программе дети знакомятся с праздниками, готовят поздравления для близких – родителей, родственников, друзей. Православные праздники формируют православное миропонимание, нравственные позиции, воспитывают любовь к своему Отечеству, что способствует поднятию духовного уровня и сознания детей. Программа является мобильной, т.е. материалы, используемые на занятиях, постоянно обновляются, совершенствуются приемы обучения, подбираются новые подходы.
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством
Знакомство с планом, режимом работы. Запись в группы. Рассказ о работе кружка, плане проведения занятий и их тематике. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Правила поведения на занятиях.
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Связь народного декоративно-прикладного искусства с бытом.
Влияние исторических факторов на традиции народного декоративно-прикладного искусства. Традиционные виды народного декоративно-прикладного искусства. Значение мастера в народном искусстве. Художественная промышленность. Коллективный характер творчества. Преемственность мастерства.
Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены.
Раздел 2. Плетение
Ознакомление с техникой изготовления плетеных корзинок из газет.
Практика.
Техника кручения трубочек.
Изготовление корзинки для цветов из газетных трубочек.
Знакомство с материалами для плетения (ротанг).
Раздел 3. Флористика
В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.
Раздел «Флористика» программы «СОК», где осуществляется комплексный подход к решению образовательных, развивающих и воспитательных задач. Направлен на освоение различных граней прекрасного мира и искусства, познание законов красоты и гармонии, формирование интереса и любви к труду и родному краю.
В ходе реализации используются разнообразные формы и методы обучения, воспитания и профориентации, что призвано помочь сохранению богатства и традиций народных мастеров в работе с природным и искусственным материалом, развитию, а также удовлетворению постоянно изменяющегося спроса детей и их родителей.
В связи с этим особую актуальность приобретает воспитание у ребят художественного вкуса, формирование у них творческих умений при работе с природными и искусственными материалами, осознание ими чувства прекрасного.
Раздел 4. Вышивка
Занимаясь художественной вышивкой, обучающиеся проявляют свои творческие способности и индивидуальность, учатся терпеливому преодолению возможных неудач, что способствует выработке волевых качеств. Конечный результат художественного творчества повышает самооценку, воспитывает уважение к ценности вложенного труда. Ознакомление обучающихся с разными видами ручной и машинной вышивки; обучение основным приёмам работы; развитие скрытых творческих способностей; подготовка к возможной трудовой деятельности в области декоративно-прикладного искусства.
Сообщение исторических сведений о развитии вышивки. Понятие «цвет». Характеристики цвета. Понятие о колорите. Гармоническое сочетание цветов. Психологические особенности восприятия цвета. Цветовые иллюзии. Понятие «композиция».
Выразительные средства композиции, целостность, законченность, уравновешенность композиции. Центр композиции. Пропорции. масштабность. Контраст и нюанс, тождество, симметрия и асимметрия, ритм и метр, динамика и статика. Основные правила техники безопасности. Подготовка швейной машины к работе. Запяливание ткани. Изготовление праздничной салфетки с эскизом, выполненном на вышивальной машине.
Раздел 5. 3-D моделирование
Инструктаж по технике безопасности. Обзорное знакомство. Принципы построения и приемы работы с инструментами. Интерфейс Google Sketchup. Текстовые меню: файл, редактирование, виды, изучение текстового меню, рисование объекта с помощью базовых инструментов (стол). Выполнение творческих заданий и мини-проектов по созданию 3D моделей в изученных редакторах и конструкторах.
Раздел 6. Работа с древесиной
История художественной обработки древесины. Русское искусство художественной обработки древесины. Древние памятники искусства. История способов художественной обработки древесины. Заготовка материала. Время заготовки. Выбор материала по назначению (для внешнего декора жилища и других построек; для обшивки дома, подзоров, фризов, карнизов; для наличников и всевозможной утвари; для мебели; для изделий, используемых при повышенной влажности; для подзоров, пчелин, балясин). Заделка трещин. Вставка. Выпиливание черновой болванки. Обработка формы щели. Заделка мелких трещин замазкой. Заделка сучков.
История выжигания .Выжигание – творческий и увлекательный процесс. Появление выжигания. Искусство выжигания русских мастеров. ТБ при работе с электровыжигателем. Правила поведения и техники безопасности в учебной мастерской. Правила пожарной и электробезопасности. Правила промышленной санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева. Декорирование изделий выжиганием. Основы композиции.
Введение в компьютерную графику. Интерфейс программы Corel DRAW Graphics Suite. Компактная панель и типы инструментальных кнопок. Создание пользовательских панелей инструментов. Простейшие построения. Создание макетов для лазерной резки. Технология лазерной резки и гравировки. Изучение лазерного станка в резке различных расходных материалов. Что такое дизайн и над какими проектами работать. Техническое описание индивидуального дизайн - проекта.
Раздел 7. Итоговые занятия. Оформление выставочных работ.
Подведение итогов за учебный год. Организация отчётной выставки работ учащихся. Отчёт учащихся о полученных знаниях и умениях на занятиях внеурочной деятельности. Подготовка и проведение выставки готовых работ.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством | 1 час |
2 | Плетение из газетных трубочек | 6 часов |
3 | Флористика | 6 часов |
4 | Вышивка | 5 часов |
5 | 3-D моделирование | 7 часов |
6 | Работа с древесиной | 7 часов |
7 | Итоговые занятия. Оформление выставочных работ. | 2 часа |
| Итого | 34 часа |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Вводное занятие. Связь современности с народным декоративно-прикладным искусством | 1 час |
2 | Плетение из ротанга | 2 часа |
3 | Флористика | 4 часа |
4 | Вышивка | 5 часов |
5 | 3-D моделирование | 10 часов |
6 | Работа с древесиной | 10 часов |
7 | Итоговые занятия. Оформление выставочных работ. | 2 часа |
| Итого | 34 часа |