РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Занимательная математика»
для 2 класса
Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год
Черняховск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………
-
Обоснование необходимости разработки программы………………………………
-
Цель и задачи программы…………………………………………………………….
-
Планируемые результаты разработки программы…………………………………..
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………………....
-
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………
-
Тематические планирование…………………………………………………………
-
Календарно-тематическое планирование…………………………………………...
-
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………
-
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..
ПРИЛОЖЕНИЯ №1…………………………………………………………………......
-
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. Обоснование необходимости разработки программы
Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.
Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.
Программа предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.
Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.
Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.
Данная программа была разработана на основе:
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,
- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.
Задачи:
Образовательные:
-
обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;
-
расширять математические знания в области чисел;
-
формировать умение учиться;
-
научить обучающихся решать обратные задачи, используя круговую схему.
Развивающие:
-
расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;
-
содействовать развитию у обучающихся связной математической речи, мыслительных операций;
-
оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления, закреплению и актуализации ранее изученного материала;
-
развивать умение решать занимательные задания, связанные со счётом предметов; развивать умение решать математические ребусы и загадки;
-
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
-
развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;
-
выявить и развить математические и творческие способности.
Воспитательные:
-
воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе;
-
формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.
Ценностными ориентирами содержания программы являются:
-
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
-
формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
-
развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
-
формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;
-
формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
-
привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
1.3. Планируемые результаты освоения программы:
Личностные:
-
принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
-
стремиться развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
-
проявлять самостоятельность, личную ответственность, уважительное отношение к чужому мнению;
-
умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности;
-
строить взаимоотношения на основе доброжелательности, сотрудничества при общих делах и интересах;
-
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
-
стремиться развивать настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности.
Метапредметные:
Формирование познавательных УУД:
-
развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать;
-
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания:
-
находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
-
умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Формирование регулятивных УУД:
-
умение выполнять действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;
-
умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;
-
контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу;
-
умение корректировать собственные действия; проявлять волевые усилия; умение оценивать собственную деятельность, умение сравнивать свои действия с планируемыми результатами.
Формирование коммуникативных УУД:
-
умение слушать, слышать и понимать партнеров, при необходимости задают вопросы уточняющего характера;
-
следовать инструкциям, отвечать на вопросы;
-
умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
-
достаточно полно и четко выражать свои мысли, управлять поведением партнеров, при возникновении спорных ситуаций не создавать конфликтов; работа в группах.
Предметные:
-
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-
анализировать расположение деталей в исходной конструкции;
-
составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-
выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
-
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Предполагаемая результативность программы:
-
улучшение качества решения задач различного уровня сложности обучающимися;
-
успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах
-
- участие в международном конкурсу «Кенгуру»;
-
- выпуск стенгазет по темам «Весёлый счёт», «Волшебная палочка».
-
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, объёмом в 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин, в год 34 часа.
Категория обучающихся. Программа предназначена для работы с обучающимся 2 классов в возрасте 7 – 8 лет.
Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.
Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная, фронтальная.
Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи, сказки на математические темы, конкурсы.
Формы и виды контроля.
-
Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».
-
Проектные работы.
-
Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».
-
Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».
-
Турнир по геометрии.
-
Блиц - турнир по решению задач.
-
Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».
-
Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру».
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | Математические игры | 11 ч. |
2 | Мир занимательных задач | 12 ч. |
3 | Геометрическая мозайка | 11 ч. |
Итого | 34 ч. |
Содержание программы
Математические игры (11 ч.)
— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;
— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;
— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;
— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;
— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;
— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание» и др.;
— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-
сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
-
моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;
-
применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
-
анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами; -включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемах «опросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
-
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
-
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
-
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием; -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Мир занимательных задач (12 ч.)
Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.
Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.
Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.
Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.
Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.
Универсальные учебные действия:
-
анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
-
искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
-
моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;
-
конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
-
объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
-
воспроизводить способ решения задачи;
-
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
-
анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;
-
оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);
-
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
-
конструировать несложные задачи.
Геометрическая мозаика (11 ч.)
Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.
Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.
Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.
Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.
Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.
Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.
Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).
Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору обучающихся).
Форма организации обучения — работа с конструкторами: моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор; конструкторы лего.
Набор «Геометрические тела»; конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».
Универсальные учебные действия:
-
ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
-
ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;
-
проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
-
выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
-
анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;
-
составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;
-
выявлять закономерности в расположении деталей;
-
составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;
-
сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;
-
объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;
-
анализировать предложенные возможные варианты верного решения;
-
моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;
-
осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Разделы программы и темы учебных занятий | Кол-во часов | Характеристика деятельности |
1. | «Удивительная снежинка» | 1 | Изометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия» |
2. | Игpa «Крестики-нолики» | 1 | Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20) |
3. | Математические игры Числа от 1 до 100 | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото» |
4. | Прятки с фигурами | 1 | Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части. |
5. | Секреты задач | 1 | Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах. |
6-7 | «Спичечный» конструктор | 2 | Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы. |
8. | Геометрический калейдоскоп | 1 | Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в уменьшенном масштабе. |
9. | Числовые головоломки | 1 | Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение числового кроссворда(судоку). |
10. | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?». |
11. | Геометрия вокруг нас | 1 | Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. |
12. | Путешествие точки | 1 | Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соответствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов. |
13. | «Шаг в будущее» | 1 | Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др. |
14. | Тайны окружности | 1 | Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу). |
15. | Математическое путешествие | 1 | Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; второй — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются. 1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37 |
16-17 | «Новогодний серпантин» | 2 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
18 | Математические игры | 1 | Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100». |
19. | «Часы нас будят по утрам...» | 1 | Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками. |
20. | Геометрический калейдоскоп | 1 | Задания на разрезание и составление фигур. |
21. | Головоломки | 1 | Расшифровка закодированных слов. |
22. | Секреты задач | 1 | Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи. |
23. | «Что скрывает сорока?» | 1 | Решение и составление ребусов, |
24. | Интеллектуальная разминка | 1 | Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи. |
25. | Дважды два — четыре | 1 | Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление». |
26-27. | Дважды два — четыре | 2 | Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный контроль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование». |
28. | В царстве смекалки | 1 | Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах). |
29. | Интеллектуальная разминка | 1 | Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные математические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи. |
30. | Составь квадрат | 1 | Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей |
31-32. | Мир занимательных задач | 2 | Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и задания. Задача «о волке, козе и капусте». |
33. | Математические фокусы | 1 | Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня). |
34. | Математическая эстафета | 1 | Решение олимпиадных задач. |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема занятия | Количество часов | Дата план | Дата факт | Примечания |
1. | «Удивительная снежинка» | 1 | | | |
2. | Игpa«Крестики-нолики» | 1 | | | |
3. | Математические игры Числа от 1 до 100 | 1 | | | |
4. | Прятки с фигурами | 1 | | | |
5. | Секреты задач | 1 | | | |
6-7 | «Спичечный» конструктор | 2 | | | |
8. | Геометрический калейдоскоп | 1 | | | |
9. | Числовые головоломки | 1 | | | |
10. | «Шаг в будущее» | 1 | | | |
11. | Геометрия вокруг нас | 1 | | | |
12. | Путешествие точки | 1 | | | |
13. | «Шаг в будущее» | 1 | | | |
14. | Тайны окружности | 1 | | | |
15. | Математическое путешествие | 1 | | | |
16-17 | «Новогодний серпантин» | 2 | | | |
18 | Математические игры | 1 | | | |
19. | «Часы нас будят по утрам...» | 1 | | | |
20. | Геометрический калейдоскоп | 1 | | | |
21. | Головоломки | 1 | | | |
22. | Секреты задач | 1 | | | |
23. | «Что скрывает сорока?» | 1 | | | |
24. | Интеллектуальная разминка | 1 | | | |
25. | Дважды два — четыре | 1 | | | |
26-27. | Дважды два — четыре | 2 | | | |
28. | В царстве смекалки | 1 | | | |
29. | Интеллектуальная разминка | 1 | | | |
30. | Составь квадрат | 1 | | | |
31-32. | Мир занимательных задач | 2 | | | |
33. | Математические фокусы | 1 | | | |
34. | Математическая эстафета | 1 | | | |
-
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Технические и электронные средства обучения: мультимедийный компьютер; проектор; экран; интернет; интерактивная доска.
Используемая литература (книгопечатная продукция):
-
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.
-
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2017.
-
Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. – № 7.
-
Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.
-
Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006
-
Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.
Печатные пособия:
Демонстрационные таблицы по темам:
-
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.
-
Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.
-
Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.
Игры и другие пособия:
-
Кубики (игральные) с точками или цифрами.
-
Комплекты карточек с числами:
-
0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);
-
10, 20, 30, 40, … , 90;
-
100, 200, 300, 400, … , 900.
-
«Математический веер» с цифрами и знаками.
-
Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).
-
Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).
-
Математические настольные игры: математические пирамиды.
-
«Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.
-
Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и т.д.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.
2. http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».
3. http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.
4. http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.
5. http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Спичечный конструктор
-
Из 9 палочек составить 4 равных треугольника
-
Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника
-
Переложить 1 палочку таким образом, чтобы домик был перевернут в другую сторону
-
В фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов
-
В фигуре из 6 квадратов убрать 3 палочки, чтобы осталось 4 квадрата
-
В фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата
-
В фигуре из 6 квадратов убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 равных квадрата
-
В фигуре, изображающей стрелу, переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника
-
В фигуре из 5 квадратов переложить 3 палочки, чтобы стало 4 квадрата
-
В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника
-
В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата
-
Переложить 4 палочки так, чтобы из топора получилось 4 равных треугольника
-
В фигуре, напоминающей фонарь, переложить 4 палочки, чтобы получился четырехугольник, состоящий из 4 равных треугольников
-
Переложить 2 палочки так, чтобы фигура; похожая на корову, смотрела в другую сторону
Интеллектуальные разминки
Цель. Развитие творческого мышления.
№1
-
Когда падает снег?
-
Самое большое однозначное число?
-
Сколько дней в неделе?
-
Кто первым тянул репку?
-
С чего начинается дружба?
-
Какой гриб растёт под берёзой?
-
Сколько букв в русском алфавите?
-
Какие числа надо переставить, чтобы они шли в порядке возрастания: 1,2,3,5,4,6,8,7.9.
№2
-
Шестой день недели?
-
Тебе дано, а люди пользуются?
-
Сколько звуков в слове КОНЬ?
-
Что дарят на день рождения?
-
Что бывает на дороге после дождя?
-
Как называется след от лыж? Лыжня.
-
15 – это 7 и … , 18 это 9 и…, 16 это 8 и…
№3
-
К какому числу надо прибавить 2, чтобы получилось10?
-
Тише едешь -…
-
Сколько звуков в слове юла?
-
В каком слове 7 букв Я?
-
Геометрическая фигура без углов.
-
5+3-4+0-1
-
Сладости в обёртках?
-
Во что ставят цветы?
№4.
-
Что вырастает весной, а опадает осенью?
-
Что кладут под голову?
-
Прямая линия с точками на концах – это…
-
Во что вкручивают лампочку.
-
Во дворе гуляют куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе?
№5
-
Сумма 10 и 2.
-
Сколько козлят в сказке съел волк?
-
Что бросают утопающим?
-
Четыре недели – это один…
-
Наша речь состоит из …
-
На чём путешествовал Емеля?
-
Вытянутый круг?
№6
-
Заведение, где детей пытаются чему-нибудь научить?
-
Сколько гласных звуков в русском языке? А букв? Почему?
-
Без рук, без ног, а щиплется.
-
О чём говорят: зелёный, солёный, хрустящий.
-
К какому числу надо прибавить 3, чтобы получилось 10?
-
Самый смешной артист цирка?
-
Воздушное пространство, где летают птицы?
№7
-
Вода замерзает и становится…
-
Тетрадь для рисования – это…
-
Назови пятый и восьмой месяц года?
-
Боевая машина с гусеницами – это…
-
Как называется бумага для стен?
-
Рот у птицы?
№8
-
Назови летние месяцы?
-
Посчитай пятёрками до 50.
-
Назови шестую букву алфавита.
-
Какая медведица живёт на небе?
-
Какой документ выдают при рождении?
-
На какую планету летал Незнайка?
-
Что заплетают девочки?
-
В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить?
№9
-
Сколько крыльев у бабочки?
-
Назови первый день недели.
-
Назови три последние буквы алфавита.
-
Кто развалил теремок?
-
Какую рыбу поймал Емеля?
-
Какое число следует за 79, 66, 99?
№10
-
Назовите твёрдые согласные?
-
Цепочка верблюдов, движущаяся в пустыне?
-
Название компонентов при сложении.
-
Тюрьма для птиц?
-
Врач, делающий операцию.
№11
-
Слово, противоположное слову друг.
-
Что можно увидеть с закрытыми глазами?
-
Дерево с белой корой?
-
К 5 прибавить 6?
-
Часть окна, которую можно открывать для проветривания.
-
Воздушный транспорт ведьмы. Метла.
-
Рубашка для подушки. Наволочка.
-
6+6-4-8+3+0= (3)
№12
-
Он следит за чистотой и работает с метлой?
-
У неё много ножек.
-
Какой день недели был вчера?
-
Назовите компоненты при вычитании.
-
Горело 10 свечей. Три погасли. Сколько свечей осталось?
-
Пара лошадей пробежала 20км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?
-
Тёмный цвет кожи от долгого лежания под солнцем?
№13
-
Человек, который что-нибудь охраняет.
-
Маленькая красивая частичка снега.
-
Житель Цветочного города, побывавший на Луне.
-
Насекомое, живущее в улье?
-
В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев. Сколько сестёр?
-
У жука три пары ног. Сколько всего ног у жука?
-
И яблоко, и банан, и ананас.
-
Когда температура тела воробья ниже зимой или летом?
№14
-
Предшествующий день пятницы?
-
18 уменьшить на 3?
-
Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а разговаривает.
-
В квартире две комнаты. Из одной сделали две. Сколько комнат стало?
-
У паука 4 пары ног. Сколько ног у паука?
-
В него ставят оценки детям в школе.
-
В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя?
-
Во дворе – горой, а в избе – водой.
№15
-
К 16 прибавить 4?
-
У Иванушки – дурачка были три брата и три сестры. Сколько всего в семье мальчиков?
-
Ёмкость, в которой находится зубная паста.
-
Сколько всего двузначных чисел, запись которых оканчивается нулём?
-
Какой день наступает после понедельника?
-
Семь дней с понедельника по воскресенье.
-
Ночная птица с круглыми глазами.
-
Мама поставила на стол 9 чашек, из них перевернула 2 чашки. Сколько чашек стало на столе?
№16
-
Из 20 вычесть 5?
-
По нему можно перейти реку, не замочив ног.
-
Какой день следует за вторником?
-
По гречески – алфавит, по русски…азбука.
-
Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Г.Андерсена?
-
Ела – ела дуб, дуб, потеряла зуб, зуб.
-
В названии, какого дня недели две одинаковые гласные.
-
Домашняя птица, которая может нести золотые яйца.
№17
-
К 20 прибавить 10 и прибавить 15?
-
Что стоит между окном и дверью.
-
Наибольшее двузначное число? Наименьшее?
-
Сколько месяцев в году?
-
У скольких месяцев название заканчивается на Т?
-
В каком месяце бывает 28 дней? В любом.
-
Сколько горошин может войти в один стакан?
-
В чём волшебная сила старика Хоттабыча? В бороде.
№18
-
Родственница бублика? Баранка.
-
Героиня сказки, потерявшая хрустальную туфельку.
-
Персонаж русской сказки, поймавший щуку? Емеля.
-
Очень маленькая частичка хлеба? Крошка.
-
Какой день недели наступает раньше других?
-
Где край света? Там где начинается тень.
-
Мера для измерения жидкости? Литр.
-
Раньше из неё люди повсюду делали посуду? Глина.
№19
-
Какой день недели наступает позже других?
-
В пище очень нам нужна, вкус еде придаст она?
-
Хищной рыбы нет зубастей, всех прожорливей, опасней.
-
Кого по осени считают?
-
Чтобы печку растопить, надо их нам нарубить.
-
Если мыло в глаз попало, что из глаз катиться стало?
-
За чем мы едим?
-
На какой машине нельзя ездить?
№20
-
Какой день недели предшествует субботе?
-
Отпечаток от ботинка виден сразу на тропинке. Что это?
-
Каждый из двух весёлых товарищей из детской песенки, живших у бабуси?
-
Когда пешком идёшь – ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход?
-
Детёныш коровы.
-
В него мы смотрим, чтобы увидеть себя?
-
На каком виде транспорта ехали медведи в стихотворении К.Чуковского?
№21
-
Какой день недели находится между средой и пятницей?
-
В какую посуду нельзя налить воды?
-
Время года перед зимой?
-
Какой сказочной героине удалось убежать от медведей?
-
Птица с длинными ногами, которая очень любит есть лягушек?
-
Что отделяет голову от туловища?
-
Что с пола за хвост не поднимешь?
№22
-
Часть ноги, боящаяся щекотки?
-
Слово, противоположное слову УТРО?
-
Животное, которое очень трудно тянуть из болота?
-
В каком дне недели букв больше, чем звуков?
-
Место на берегу моря для загорания и купания?
-
Кресло для царя?
-
Растение, похожее на ежа?
№23
-
Был тугим он кулачком, а разжался – стал цветком?
-
Где рыбам зиму жить тепло, там стены – толстое стекло.
-
Какими иголками не шьют рубашки?
-
Профессия Айболита?
-
Бессовестное животное съело не только бабушку, козлят, но и собиралось закусить поросятами?
-
Любимое животное старухи Шапокляк.
-
Иванушка по отношению к сестрице Алёнушке.
№24
-
Кто был ростом с пальчик?
-
И дорожная разметка и название животного?
-
Цветок, на котором гадают?
-
Папа, мама и дети.
-
Подземный житель, стерегущий драгоценные камни.
-
Картина с видами природы.
-
Цветок, «лысеющий» на ветру.
№25
-
Зарытое сокровище.
-
Последний месяц осени.
-
Она бывает чёрная, красная и заморская.
-
Это растение заставляет человека плакать.
-
Какое число считается несчастливым?
-
Есть такое чудо, какое летом бежит, а зимой стоит.
-
Вы пришли в класс, там уже было четверо детей и учительница. Которые вы по счёту?
-
Что надевают на голову в жаркую погоду?
№26
-
Сколько букв в русском алфавите не относящихся ни к гласным, ни к согласным?
-
К какому числу надо прибавить3, чтобы получить 11?
-
Зимой и летом…
-
Какое государство можно носить на голове?
-
Сколько звуков в слове яма?
-
Сколько ног у паука?
-
В каком слове 100 Л?
-
Долговяз в землю увяз? Дождь.
№27
-
Последующий месяц сентября?
-
Разлив реки весной при таянии снега?
-
Сколько звуков в слове тень?
-
Какого цвета сахар?
-
Какие три числа надо перемножить, чтобы в результате получилась единица?
-
Безопасная змея?
-
Когда охотится ёж – днём или ночью?
-
Назовите число, предыдущее числу 100?
№28
Сто один брат, все в один ряд, вместе связаны стоят?
Один человек на двух лошадях рядом едет?
-
Какая птица не высиживает птенцов?
-
Слепыми или зрячими рождаются зайчата?
-
Кто в году четыре раза переодевается?
-
Кого один раз в год наряжают?
-
У родителей и деток, вся одежда из монеток.
-
Белая кошка лезет в окошко.
№29
-
Чем до неба докинешь?
-
Что случилось 31 февраля?
-
Что будет с вороной, когда седьмой год минует?
-
Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году?
-
Одно яйцо сварится за 4 минуты. За сколько минут сварится 3 яйца?
-
На столе лежало 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе?
-
Что делает зимой ёж?
№30
-
Тройка лошадей пробежала 5км. По сколько километров, пробежала каждая лошадь?
-
Кто видит ушами?
-
16 уменьшить на 5?
-
Семеро друзей Белоснежки?
-
Учреждение, куда принимают неграмотных?
-
Девочка, которая боится очень жаркой погоды?
-
Любимая еда острова Чунга – Чанга?
№31
-
Что легче: 10кг железа или 10кг сена?
-
10 плюс 6 получится?
-
Сотня лет?
-
Число, из которого вычитают?
-
Название числа, в котором четыре десятка? Маленький, серенький, на слона похож. Кто это? Слонёнок.
-
Почему охотник ищет лису?
-
Прицеливаясь, охотник щурит один глаз. Почему?
№32
-
Как написать слово мышеловка пятью буквами?
-
Первый тюфяк, второй тюфяк… двенадцатый тюфяк. Первая перина, вторая перина,…, двенадцатая перина. А что дальше?
-
Промежуток времени в 60 минут?
-
Часть суток от вечера до утра?
-
Приспособление, с помощью которого открывают замок?
-
Подземная железная дорога?
-
Сколько звуков в слове ЛЬЮ?
№ 33
-
Сколько концов у трёх палок?
-
Что наступает после весны?
-
Выходной день недели?
-
Кто жених Мухи Цокотухи?
-
Кто родится с усами? Котёнок.
-
Как называют жителей Москвы? А нашего посёлка?
-
Маленький дом, где живут рыбки?
№34
-
Маленький ребёнок?
-
Шестой день недели?
-
Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было гусей?
-
На какой свет светофора не переходят дорогу?
-
Человек, плавающий в морях?
-
Место, где купаются и загорают?
-
Какое молоко даёт чёрная корова?
Терминологический словарь
Математика - цикл наук, изучающих величины и пространственные формы (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия и т. д.).
Аршин - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м.
Верста - русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км).
Локоть - русская мера длины, равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки").
Сажень - русская мера длины, равная 3 аршинам, 2,1336 метрам.
Архиме́д— древнегреческий математик, физик, механик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда важных изобретений.
Пифагор Самосский— древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.
Геоме́трия— раздел математики, изучающий пространственные отношения и их обобщения.
Треугольник - геометрическая фигура - многоугольник с тремя углами.
Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны.
Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками.
Логика - наука о законах правильного мышления называется логикой.
Систе́ма счисле́ния — символический метод записи чисел, представление чисел с помощью письменных знаков.
Десяти́чная систе́ма счисле́ния — позиционная система счисления по целочисленному основанию 10. Одна из наиболее распространённых систем счисления в мире. Для записи чисел наиболее часто используются символы 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, называемые арабскими цифрами.