СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная математика" 2 класс»













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Занимательная математика»

для 2 класса




Программа рассчитана на 1 час в неделю, 34 часа в год




























Черняховск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………………

    1. Обоснование необходимости разработки программы………………………………

    2. Цель и задачи программы…………………………………………………………….

    3. Планируемые результаты разработки программы…………………………………..

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………………....

  2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН………………………………………………

    1. Тематические планирование…………………………………………………………

    2. Календарно-тематическое планирование…………………………………………...

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………………

  2. ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………………..

ПРИЛОЖЕНИЯ №1…………………………………………………………………......

































  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1.1. Обоснование необходимости разработки программы

Рабочая программа «Занимательная математика» рассматривается в рамках реализации ФГОС НОО и направлена на общеинтеллектуальное развитие обучающихся.

Отличительной особенностью данной программы является то, что программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации, что способствует появлению у обучающихся желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, а также формированию умений работать в условиях поиска и развитию сообразительности, любознательности.

Программа предназначен для развития математических способностей обучающихся, для формирования элементов логической и алгоритмической грамотности, коммуникативных умений младших школьников с применением коллективных форм организации занятий и использованием современных средств обучения. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах.

Содержание программы «Занимательная математика» направлено на воспитание интереса к предмету, развитие наблюдательности, геометрической зоркости, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, решать учебную задачу творчески. Содержание может быть использовано для показа обучающимся возможностей применения тех знаний и умений, которыми они овладевают на уроках математики.

Программа учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности обучающихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью в программу включены подвижные математические игры, последовательная смена одним учеником «центров» деятельности в течение одного занятия, что приводит к передвижению учеников по классу в ходе выполнения математических заданий на листах бумаги, расположенных на стенах классной комнаты, и др. Во время занятий важно поддерживать прямое общение между детьми (возможность подходить друг к другу, переговариваться, обмениваться мыслями). При организации занятий целесообразно использовать принципы игр «Ручеёк», «Пересадки», принцип свободного перемещения по классу, работу в группах и в парах постоянного и сменного состава. Некоторые математические игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.

Данная программа была разработана на основе:

- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 №1241, от 22.09.2011 №2357);

- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 №1643 «О несении изменений в приказ Министерства образования и науки российской федерации от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

- приказом Министерства образования и науки РФ от 20 мая 2020 г. N 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»,

- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993);


1.2. Цель и задачи программы

Цель программы: развивать логическое мышление, внимание, память, творческое воображение, наблюдательность, последовательность рассуждений и его доказательность.

Задачи:

Образовательные:

  • обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин;

  • расширять математические знания в области чисел;

  • формировать умение учиться;

  • научить обучающихся решать обратные задачи, используя круговую схему.

Развивающие:

  • расширять кругозор обучающихся в различных областях элементарной математики;

  • содействовать развитию у обучающихся связной математической речи, мыслительных операций;

  • оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно – образного мышления, закреплению и актуализации ранее изученного материала;

  • развивать умение решать занимательные задания, связанные со счётом предметов; развивать умение решать математические ребусы и загадки;

  • развивать мелкую моторику рук и глазомер;

  • развивать умения отвлекаться от всех качественных сторон и явлений, сосредоточивая внимание на количественных сторонах;

  • выявить и развить математические и творческие способности.

Воспитательные:

  • воспитывать умение объективно оценивать себя, товарища и работу класса в целом, воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки, чувство ответственности, дисциплины, аккуратности, добросовестного отношения к предмету, к учебе;

  • формировать жизненно необходимые качества: усидчивость, самостоятельность, работоспособность, внимательность, честность, волю, уважение к другим, способность к сотрудничеству, ответственность за продукты собственной деятельности.


Ценностными ориентирами содержания программы являются:

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение обучающихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.





1.3. Планируемые результаты освоения программы:

Личностные:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

  • стремиться развивать внимание, память, логическое мышление, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;

  • проявлять самостоятельность, личную ответственность, уважительное отношение к чужому мнению;

  • умение актуализировать личностный смысл к изучению темы, осознавать ценность совместной работы, ответственность за продукты собственной деятельности;

  • строить взаимоотношения на основе доброжелательности, сотрудничества при общих делах и интересах;

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • стремиться развивать настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности.

Метапредметные:

Формирование познавательных УУД:

  • развитие умения находить наиболее эффективные способы решения учебных задач, анализировать, сравнивать, обобщать;

  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания:

  • находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

  • умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Формирование регулятивных УУД:

  • умение выполнять действия в сотрудничестве с учителем и другими обучающимися: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности;

  • умение самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;

  • контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнеров по образовательному процессу;

  • умение корректировать собственные действия; проявлять волевые усилия; умение оценивать собственную деятельность, умение сравнивать свои действия с планируемыми результатами.

Формирование коммуникативных УУД:

  • умение слушать, слышать и понимать партнеров, при необходимости задают вопросы уточняющего характера;

  • следовать инструкциям, отвечать на вопросы;

  • умение адекватно реагировать на замечания учителя, участвовать в диалоге при обсуждении изучаемого материала, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • достаточно полно и четко выражать свои мысли, управлять поведением партнеров, при возникновении спорных ситуаций не создавать конфликтов; работа в группах.

Предметные:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

  • анализировать расположение деталей в исходной конструкции;

  • составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;

  • выявлять закономерности в расположении деталей; составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

  • осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.

Предполагаемая результативность программы:

  • улучшение качества решения задач различного уровня сложности обучающимися;

  • успешное выступление на олимпиадах, играх, конкурсах

  • - участие в международном конкурсу «Кенгуру»;

  • - выпуск стенгазет по темам «Весёлый счёт», «Волшебная палочка».


  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Срок реализации программы. Программа рассчитана на 1 год обучения, объёмом в 34 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 мин, в год 34 часа.

Категория обучающихся. Программа предназначена для работы с обучающимся 2 классов в возрасте 7 – 8 лет.

Тематика задач и заданий отражает реальные познавательные интересы детей, в программе содержатся полезная и любопытная информация, занимательные математические факты, способные дать простор воображению.

Преобладающие формы занятий – групповая и индивидуальная, фронтальная.

Формы занятий младших школьников очень разнообразны: это тематические занятия, игровые уроки, конкурсы, викторины, соревнования. Используются нетрадиционные и традиционные формы: игры-путешествия, экскурсии по сбору числового материала, задачи, сказки на математические темы, конкурсы.

Формы и виды контроля.

  • Познавательно-игровой математический утренник «В гостях у Царицы Математики».

  • Проектные работы.

  • Игровой математический практикум «Удивительные приключения Слагайки и Вычитайки».

  • Познавательно-развлекательная программа «Необыкновенные приключения в стране Внималки-Сосчиталки».

  • Турнир по геометрии.

  • Блиц - турнир по решению задач.

  • Познавательная конкурсно-игровая программа «Весёлый интеллектуал».

  • Всероссийский конкурс по математике «Кенгуру».


Учебно-тематический план

п/п

Название раздела

Количество часов

1

Математические игры

11 ч.

2

Мир занимательных задач

12 ч.

3

Геометрическая мозайка

11 ч.

Итого

34 ч.


Содержание программы

Математические игры (11 ч.)

— «Весёлый счёт» — игра-соревнование; игры с игральными кубиками. Игры: «Чья сумма больше?», «Лучший лодочник», «Русское лото», «Математическое домино», «Не собьюсь!», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения»;

— игры: «Волшебная палочка», «Лучший счётчик», «Не подведи друга», «День и ночь», «Счастливый случай», «Сбор плодов», «Гонки с зонтиками», «Магазин», «Какой ряд дружнее?»;

— игры с мячом: «Наоборот», «Не урони мяч»;

— игры с набором «Карточки-считалочки» (сорбонки) — двусторонние карточки: на одной стороне — задание, на другой — ответ;

— математические пирамиды: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление»;

— работа с палитрой — основой с цветными фишками и комплектом заданий к палитре по темам: «Сложение и вычитание» и др.;

— игры: «Крестики-нолики», «Крестики-нолики на бесконечной доске», «Морской бой» и др., конструкторы «Часы», «Весы» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

  • сравнивать разные приёмы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

  • моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы;

  • применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

  • анализировать правила игры, действовать в соответствии с заданиями и правилами; -включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемах «опросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием; -контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.


Мир занимательных задач (12 ч.)

Задачи, допускающие несколько способов решения. Задачи с недостаточными, некорректными данными, с избыточным составом условия. Последовательность шагов (алгоритм) решения задачи.

Задачи, имеющие несколько решений. Обратные задачи и задания. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных п искомых чисел (величин). Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.

Нестандартные задачи. Использование знаково-символических средств для моделирования ситуаций, описанных в задачах.

Задачи, решаемые способом перебора. «Открытые» задачи и задания. Задачи и задания по проверке готовых решений, в том числе неверных. Анализ и оценка готовых решений задачи, выбор верных решений.

Задачи на доказательство, например, найти цифровое значение букв в условной записи: СМЕХ + ГРОМ = ГРЕМИ и др. Обоснование выполняемых и выполненных действий.

Решение олимпиадных задач международного конкурса «Кенгуру». Воспроизведение способа решения задачи. Выбор наиболее эффективных способов решения.

Универсальные учебные действия:

  • анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

  • искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

  • моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации;

  • конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

  • объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

  • воспроизводить способ решения задачи;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

  • анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные, выбирать наиболее эффективный способ решения задачи;

  • оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно);

  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

  • конструировать несложные задачи.


Геометрическая мозаика (11 ч.)

Пространственные представления. Понятия «влево», «вправо», «вверх», «вниз». Маршрут передвижения. Точка начала движения; число, стрелки, указывающие направление движения. Проведение линии по заданному маршруту (алгоритму) — «путешествие точки» (на листе в клетку). Построение собственного маршрута (рисунка) и его описание.

Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Фигуры, имеющие одну и несколько осей симметрии.

Расположение деталей фигуры в исходной конструкции (треугольники, таны, уголки, спички). Части фигуры. Место заданной фигуры в конструкции. Расположение деталей. Выбор деталей в соответствии с заданным контуром конструкции. Поиск нескольких возможных вариантов решения. Составление и зарисовка фигур по собственному замыслу.

Разрезание и составление фигур. Деление заданной фигуры на равные по площади части.

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации.

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

Распознавание (нахождение) окружности на орнаменте. Составление вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. Моделирование из проволоки. Создание объёмных фигур из развёрток: цилиндр, призма шестиугольная, призма треугольная, куб, конус, четырёхугольная пирамида, октаэдр, параллелепипед, усечённый конус, усечённая пирамида, пятиугольная пирамида, икосаэдр (по выбору обучающихся).

Форма организации обучения — работа с конструкторами: моделирование фигур из одинаковых треугольников, уголков; танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат». «Спичечный» конструктор; конструкторы лего.

Набор «Геометрические тела»; конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного оного пособия «Математика и конструирование».

Универсальные учебные действия:

  • ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

  • ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки и др., указывающие направление движения;

  • проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

  • выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

  • анализировать расположение деталей (танов, треугольников, угол- и, спичек) в исходной конструкции;

  • составлять фигуры из частей, определять место заданной детали конструкции;

  • выявлять закономерности в расположении деталей;

  • составлять дети в соответствии с заданным контуром конструкции;

  • сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат заданным условием;

  • объяснять (доказывать) выбор деталей или способа действия при данном условии;

  • анализировать предложенные возможные варианты верного решения;

  • моделировать объёмные фигуры из различных материалов (проволока, пластилин и др.) и из развёрток;

  • осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.


УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Разделы программы и темы учебных занятий

Кол-во

часов

Характеристика деятельности

1.

«Удивительная снежинка»


1

Изометрические узоры. Симметрия. Закономерности в узорах. Работа с таблицей «Геометрические узоры. Симметрия»

2.

Игpa «Крестики-нолики»

1

Игры «Волшебная палочка», «Лучший лодочник» (сложение, вычитание в пределах 20)

3.

Математические игры

Числа от 1 до 100

1

Построение математических пирамид: «Сложение и вычитание в пределах 20 (с переходом через разряд)». Игра «Русское лото»

4.

Прятки с фигурами


1

Поиск заданных фигур в фигурах сложной конфигурации. Решение задач на деление заданной фигуры на равные части.

5.

Секреты задач


1

Решение нестандартных и занимательных задач. Задачи в стихах.

6-7

«Спичечный» конструктор


2

Построение конструкции по заданному образцу. Перекладывание нескольких спичек в соответствии с условиями. Проверка выполненной работы.

8.

Геометрический калейдоскоп


1

Конструирование многоугольников из заданных элементов. Танграм. доставление картинки без разбиения на части и представленной в умень­шенном масштабе.

9.

Числовые головоломки


1

Решение и составление ребусов, содержащих числа. Заполнение чи­слового кроссворда(судоку).

10.

«Шаг в будущее»


1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?».

11.

Геометрия вокруг нас


1

Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность.

12.

Путешествие точки


1

Построение геометрической фигуры (на листе в клетку) в соот­ветствии с заданной последовательностью шагов (по алгоритму). Проверка работы. Построение собственного рисунка и описание его шагов.

13.

«Шаг в будущее»


1

Игры: «Волшебная палочка», «Лучший лодочник», «Чья сумма больше?», «Гонки с зонтиками» и др.

14.

Тайны окружности


1

Окружность. Радиус (центр) окружности. Распознавание (нахожде­ние) окружности на орнаменте. Составление (вычерчивание) орнамента с использованием циркуля (по образцу, по собственному замыслу).

15.

Математическое путешествие


1

Вычисления в группах. Первый ученик из числа вычитает 14; вто­рой — прибавляет 18, третий — вычитает 16, а четвёртый - прибавляет 15. Ответы к пяти раундам записываются.

1-й раунд: 34 - 14 = 20 20 + 18 = 38 38 - 16 = 22 22+ 15 = 37

16-17

«Новогодний серпантин»


2

Мате­матические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

18

Математические игры


1

Построение математических пирамид: «Сложение в пределах 100», «Вычитание в пределах 100».

19.

«Часы нас будят по утрам...»


1

Определение времени по часам с точностью циферблат с подвижными стрелками.

20.

Геометрический калейдоскоп

1

Задания на разрезание и составление фигур.


21.

Головоломки

1

Расшифровка закодированных слов.

22.

Секреты задач


1

Задачи с лишними или недостающими либо некорректными дан- ми. Нестандартные задачи.

23.

«Что скрывает сорока?»


1

Решение и составление ребусов,

24.

Интеллектуальная разминка


1

Математические игры, математические головоломки, занимательные задачи.

25.

Дважды два — четыре


1

Таблица умножения однозначных чисел. Игра «Говорящая таблица умножения». Игра «Математическое домино». Математические пирамиды: «Умножение», «Деление».

26-27.

Дважды два — четыре


2

Игры с кубиками (у каждого два кубика). Запись результатов умножения чисел (числа точек) на верхних гранях выпавших кубиков. Взаимный конт­роль. Игра «Не собьюсь». Задания по теме «Табличное умножение и деление чисел» из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

28.

В царстве смекалки


1

Сбор информации и выпуск математической газеты (работа в группах).

29.

Интеллектуальная разминка


1

Работав «центрах» деятельности: конструкторы, электронные мате­матические игры (работа на компьютере), математические головоломки, занимательные задачи.

30.

Составь квадрат


1

Прямоугольник. Квадрат. Задания на составление прямоугольников (квадратов) из заданных частей

31-32.

Мир занимательных задач


2

Задачи, имеющие несколько решений. Нестандартные задачи. Задачи и задания, допускающие нестандартные решения. Обратные задачи и за­дания. Задача «о волке, козе и капусте».

33.

Математические фокусы


1

Отгадывание задуманных чисел. Чтение слов: слагаемое, уменьшаемое и др. (ходом шахматного коня).

34.

Математическая эстафета




1

Решение олимпиадных задач.






































КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема занятия

Количество часов

Дата

план

Дата

факт

Примечания

1.

«Удивительная снежинка»


1




2.

Игpa«Крестики-нолики»

1




3.

Математические игры

Числа от 1 до 100

1




4.

Прятки с фигурами


1




5.

Секреты задач



1




6-7

«Спичечный» конструктор


2




8.

Геометрический калейдоскоп


1




9.

Числовые головоломки


1




10.

«Шаг в будущее»


1




11.

Геометрия вокруг нас



1




12.

Путешествие точки


1




13.

«Шаг в будущее»


1




14.

Тайны окружности


1




15.

Математическое путешествие


1




16-17

«Новогодний серпантин»


2




18

Математические игры


1




19.

«Часы нас будят по утрам...»


1




20.

Геометрический калейдоскоп


1




21.

Головоломки


1




22.

Секреты задач


1




23.

«Что скрывает сорока?»


1




24.

Интеллектуальная разминка


1




25.

Дважды два — четыре


1




26-27.

Дважды два — четыре


2




28.

В царстве смекалки


1




29.

Интеллектуальная разминка


1




30.

Составь квадрат


1




31-32.

Мир занимательных задач


2




33.

Математические фокусы


1




34.

Математическая эстафета


1






























  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Технические и электронные средства обучения: мультимедийный компьютер; проектор; экран; интернет; интерактивная доска.



Используемая литература (книгопечатная продукция):

  1. «Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал.

  2. Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2017.

  3. Гороховская Г.Г. Решение нестандартных задач — средство развития логического мышления младших школьников /, Начальная школа. — 2009. – № 7.

  4. Зубков Л.Б. Игры с числами и словами. — СПб. : Кристалл, 2001.

  5. Лавлинскова Е.Ю. Методика работы с задачами повышенной трудности. - М„ 2006

  6. Турин Ю.В., Жакова О.В. Большая книга игр и развлечений. — СПб.: Кристалл; М.: ОНИКС, 2000.


Печатные пособия:

Демонстрационные таблицы по темам:

  1. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: 10 п.л. формата А1 / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М. : ВАРСОН, 2010.

  2. Таблицы для начальной школы. Математика: в 6 сериях. Математика вокруг нас: методические рекомендации / Е.Э. Кочурова, А.С. Анютина, С.И. Разуваева, К.М. Тихомирова. — М.: ВАРСОН, 2010.

  3. Плакат «Говорящая таблица умножения» / АЛ.Бахчетьев и др. — М.: Знаток, 2009.


Игры и другие пособия:

  1. Кубики (игральные) с точками или цифрами.

  2. Комплекты карточек с числами:

    • 0, 1, 2, 3, 4, … , 9 (10);

    • 10, 20, 30, 40, … , 90;

    • 100, 200, 300, 400, … , 900.

  1. «Математический веер» с цифрами и знаками.

  2. Игра «Русское лото» (числа от 1 до 100).

  3. Игра «Математическое домино» (все случаи таблицы умножения).

  4. Математические настольные игры: математические пирамиды.

  5. «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «Умножение», «Деление» и др.

  6. Палитра — основа с цветными фишками и комплект заданий к палитре по темам «Сложение и вычитание до 10; до 100; до 1000», «Умножение и деление» и т.д.


Интернет-ресурсы:

1.       http://www.vneuroka.ru/mathematics.php — образовательные проекты портала «Вне урока»: Математика. Математический мир.

2.       http://konkurs-kenguru.ru — российская страница международного математического конкурса «Кенгуру».

3.       http://4stupeni.ru/stady — клуб учителей начальной школы. 4 ступени.

4.       http://www.develop-kinder.com — «Сократ» — развивающие игры и конкурсы.

5.       http://puzzle-ru.blogspot.com — головоломки, загадки, задачи и задачки, фокусы, ребусы.

 



ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Спичечный конструктор

  1. Из 9 палочек составить 4 равных треугольника

  2. Из 9 палочек составить квадрат и 4 треугольника


  1. Переложить 1 палочку таким образом, чтобы домик был перевернут в другую сторону

  1. В фигуре, состоящей из 9 квадратов, убрать 4 палочки, чтобы осталось 5 квадратов

  1. В фигуре из 6 квадратов убрать 3 палочки, чтобы осталось 4 квадрата

  1.  В фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получилось 3 квадрата

  1. В фигуре из 6 квадратов убрать 2 палочки так, чтобы осталось 4 равных квадрата

  1. В фигуре, изображающей стрелу, переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника

  1. В фигуре из 5 квадратов переложить 3 палочки, чтобы стало 4 квадрата

  1. В фигуре переложить 3 палочки так, чтобы получилось 4 равных треугольника

  1. В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата

  1. Переложить 4 палочки так, чтобы из топора получилось 4 равных треугольника

  1. В фигуре, напоминающей фонарь, переложить 4 палочки, чтобы получился четырехугольник, состоящий из 4 равных треугольников

  1. Переложить 2 палочки так, чтобы фигура; похожая на корову, смотрела в другую сторону





Интеллектуальные разминки

Цель. Развитие творческого мышления.

№1

  • Когда падает снег?

  • Самое большое однозначное число?

  • Сколько дней в неделе?

  • Кто первым тянул репку?

  • С чего начинается дружба?

  • Какой гриб растёт под берёзой?

  • Сколько букв в русском алфавите?

  • Какие числа надо переставить, чтобы они шли в порядке возрастания: 1,2,3,5,4,6,8,7.9.

№2

  • Какое сегодня число? А день недели?

  • Шестой день недели?

  • Тебе дано, а люди пользуются?

  • Сколько звуков в слове КОНЬ?

  • Что дарят на день рождения?

  • Что бывает на дороге после дождя?

  • Как называется след от лыж? Лыжня.

  • 15 – это 7 и … , 18 это 9 и…, 16 это 8 и…

№3

  • Наименьшее однозначное число?

  • К какому числу надо прибавить 2, чтобы получилось10?

  • Тише едешь -…

  • Сколько звуков в слове юла?

  • В каком слове 7 букв Я?

  • Геометрическая фигура без углов.

  • 5+3-4+0-1

  • Сладости в обёртках?

  • Во что ставят цветы?

№4.

  • Бабушкина дочь – это…

  • Что подпрыгивает, если ударить.

  • Её наклеивают на конверт?

  • Что вырастает весной, а опадает осенью?

  • Что кладут под голову?

  • Прямая линия с точками на концах – это…

  • Во что вкручивают лампочку.

  • Во дворе гуляют куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе?

№5

  • Как кричит осёл?

  • Сумма 10 и 2.

  • Сколько козлят в сказке съел волк?

  • Что бросают утопающим?

  • Четыре недели – это один…

  • Наша речь состоит из …

  • На чём путешествовал Емеля?

  • Вытянутый круг?

№6

  • Заведение, где детей пытаются чему-нибудь научить?

  • Сколько гласных звуков в русском языке? А букв? Почему?

  • Без рук, без ног, а щиплется.

  • О чём говорят: зелёный, солёный, хрустящий.

  • К какому числу надо прибавить 3, чтобы получилось 10?

  • Самый смешной артист цирка?

  • Воздушное пространство, где летают птицы?

  • Как называется ограда вокруг здания?

  • Сколько звуков в слове Ёж?

№7

  • Вода замерзает и становится…

  • Тетрадь для рисования – это…

  • Назови пятый и восьмой месяц года?

  • Боевая машина с гусеницами – это…

  • Как называется бумага для стен?

  • Рот у птицы?

  • Какое сегодня число? А день недели?

  • Какое сейчас время года?

  • Сколько звуков в слове уголь?

№8

  • Назови летние месяцы?

  • Посчитай пятёрками до 50.

  • Назови шестую букву алфавита.

  • Какая медведица живёт на небе?

  • Какой документ выдают при рождении?

  • На какую планету летал Незнайка?

  • Что заплетают девочки?

  • В люстре 7 лампочек, 5 из них перегорели. Сколько лампочек надо заменить?

№9

  • Надутая домашняя птица?

  • Часть суток от утра до вечера?

  • Сколько крыльев у бабочки?

  • Назови первый день недели.

  • Назови три последние буквы алфавита.

  • Кто развалил теремок?

  • Какую рыбу поймал Емеля?

  • Какое число следует за 79, 66, 99?

№10

  • У Миши 3пары варежек? Сколько варежек на левую руку?

  • С помощью чего чертят окружность?

  • Дом для машины – это…

  • Назовите твёрдые согласные?

  • Цепочка верблюдов, движущаяся в пустыне?

  • Название компонентов при сложении.

  • Тюрьма для птиц?

  • Врач, делающий операцию.

№11

  • Слово, противоположное слову друг.

  • Что можно увидеть с закрытыми глазами?

  • Дерево с белой корой?

  • К 5 прибавить 6?

  • Часть окна, которую можно открывать для проветривания.

  • Воздушный транспорт ведьмы. Метла.

  • Рубашка для подушки. Наволочка.

  • 6+6-4-8+3+0= (3)

№12

  • Он следит за чистотой и работает с метлой?

  • У неё много ножек.

  • Какой день недели был вчера?

  • Назовите компоненты при вычитании.

  • Горело 10 свечей. Три погасли. Сколько свечей осталось?

  • Пара лошадей пробежала 20км. Какое расстояние пробежала каждая лошадь?

  • Тёмный цвет кожи от долгого лежания под солнцем?

№13

  • Человек, который что-нибудь охраняет.

  • Маленькая красивая частичка снега.

  • Житель Цветочного города, побывавший на Луне.

  • Насекомое, живущее в улье?

  • В семье четверо детей: сестёр столько же, сколько братьев. Сколько сестёр?

  • У жука три пары ног. Сколько всего ног у жука?

  • И яблоко, и банан, и ананас.

  • Когда температура тела воробья ниже зимой или летом?

№14

  • Предшествующий день пятницы?

  • 18 уменьшить на 3?

  • Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а разговаривает.

  • В квартире две комнаты. Из одной сделали две. Сколько комнат стало?

  • У паука 4 пары ног. Сколько ног у паука?

  • В него ставят оценки детям в школе.

  • В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя?

  • Во дворе – горой, а в избе – водой.

№15

  • К 16 прибавить 4?

  • У Иванушки – дурачка были три брата и три сестры. Сколько всего в семье мальчиков?

  • Ёмкость, в которой находится зубная паста.

  • Сколько всего двузначных чисел, запись которых оканчивается нулём?

  • Какой день наступает после понедельника?

  • Семь дней с понедельника по воскресенье.

  • Ночная птица с круглыми глазами.

  • Мама поставила на стол 9 чашек, из них перевернула 2 чашки. Сколько чашек стало на столе?

№16

  • Из 20 вычесть 5?

  • По нему можно перейти реку, не замочив ног.

  • Какой день следует за вторником?

  • По гречески – алфавит, по русски…азбука.

  • Материал, из которого сделали стойкого солдатика из сказки Г.Андерсена?

  • Ела – ела дуб, дуб, потеряла зуб, зуб.

  • В названии, какого дня недели две одинаковые гласные.

  • Домашняя птица, которая может нести золотые яйца.

№17

  • К 20 прибавить 10 и прибавить 15?

  • Что стоит между окном и дверью.

  • Наибольшее двузначное число? Наименьшее?

  • Сколько месяцев в году?

  • У скольких месяцев название заканчивается на Т?

  • В каком месяце бывает 28 дней? В любом.

  • Сколько горошин может войти в один стакан?

  • В чём волшебная сила старика Хоттабыча? В бороде.

№18

  • Родственница бублика? Баранка.

  • Героиня сказки, потерявшая хрустальную туфельку.

  • Персонаж русской сказки, поймавший щуку? Емеля.

  • Очень маленькая частичка хлеба? Крошка.

  • Какой день недели наступает раньше других?

  • Где край света? Там где начинается тень.

  • Мера для измерения жидкости? Литр.

  • Раньше из неё люди повсюду делали посуду? Глина.

№19

  • Какой день недели наступает позже других?

  • В пище очень нам нужна, вкус еде придаст она?

  • Хищной рыбы нет зубастей, всех прожорливей, опасней.

  • Кого по осени считают?

  • Чтобы печку растопить, надо их нам нарубить.

  • Если мыло в глаз попало, что из глаз катиться стало?

  • За чем мы едим?

  • На какой машине нельзя ездить?

№20

  • Какой день недели предшествует субботе?

  • Отпечаток от ботинка виден сразу на тропинке. Что это?

  • Каждый из двух весёлых товарищей из детской песенки, живших у бабуси?

  • Когда пешком идёшь – ты пешеход, а кто ты, если сел на пароход?

  • Детёныш коровы.

  • В него мы смотрим, чтобы увидеть себя?

  • На каком виде транспорта ехали медведи в стихотворении К.Чуковского?

№21

  • Какой день недели находится между средой и пятницей?

  • В какую посуду нельзя налить воды?

  • Время года перед зимой?

  • Какой сказочной героине удалось убежать от медведей?

  • Птица с длинными ногами, которая очень любит есть лягушек?

  • Что отделяет голову от туловища?

  • Что с пола за хвост не поднимешь?

№22

  • Часть ноги, боящаяся щекотки?

  • Слово, противоположное слову УТРО?

  • Животное, которое очень трудно тянуть из болота?

  • В каком дне недели букв больше, чем звуков?

  • Место на берегу моря для загорания и купания?

  • Кресло для царя?

  • Растение, похожее на ежа?

№23

  • Был  тугим он кулачком, а разжался – стал цветком?

  • Где рыбам зиму жить тепло, там стены – толстое стекло.

  • Какими иголками не шьют рубашки?

  • Профессия Айболита?

  • Бессовестное животное съело не только бабушку, козлят, но и собиралось закусить поросятами?

  • Любимое животное старухи Шапокляк.

  • Иванушка по отношению к сестрице Алёнушке.

№24

  • Кто был ростом с пальчик?

  • И дорожная разметка и название животного?

  • Цветок, на котором гадают?

  • Папа, мама и дети.

  • Подземный житель, стерегущий драгоценные камни.

  • Картина с видами природы.

  • Цветок, «лысеющий» на ветру.

№25

  • Зарытое сокровище.

  • Последний месяц осени.

  • Она бывает чёрная, красная и заморская.

  • Это растение заставляет человека плакать.

  • Какое число считается несчастливым?

  • Есть такое чудо, какое летом бежит, а зимой стоит.

  • Вы пришли в класс, там уже было четверо детей и учительница. Которые вы по счёту?

  • Что надевают на голову в жаркую погоду?

№26

  • Сколько букв в русском алфавите не относящихся ни к гласным, ни к согласным?

  • К какому числу надо прибавить3, чтобы получить 11?

  • Зимой и летом…

  • Какое государство можно носить на голове?

  • Сколько звуков в слове яма?

  • Сколько ног у паука?

  • В каком слове 100 Л?

  • Долговяз в землю увяз? Дождь.

№27

  • Последующий месяц сентября?

  • Разлив реки весной при таянии снега?

  • Сколько звуков в слове тень?

  • Какого цвета сахар?

  • Какие три числа надо перемножить, чтобы в результате получилась единица?

  • Безопасная змея?

  • Когда охотится ёж – днём или ночью?

  • Назовите число, предыдущее числу 100?

№28

Сто один брат, все в один ряд, вместе связаны стоят?

Один человек на двух лошадях рядом едет?

  • Какая птица не высиживает птенцов?

  • Слепыми или зрячими рождаются зайчата?

  • Кто в году четыре раза переодевается?

  • Кого один раз в год наряжают?

  • У родителей и деток, вся одежда из монеток.

  • Белая кошка лезет в окошко.

№29

  • Чем до неба докинешь?

  • Что случилось 31 февраля?

  • Что будет с вороной, когда седьмой год минует?

  • Когда у человека бывает столько глаз, сколько дней в году?

  • Одно яйцо сварится за 4 минуты. За сколько минут сварится 3 яйца?

  • На столе лежало 4 яблока. Одно разделили пополам. Сколько яблок на столе?

  • Что делает зимой ёж?

№30

  • Тройка лошадей пробежала 5км. По сколько километров, пробежала каждая лошадь?

  • Кто видит ушами?

  • 16 уменьшить на 5?

  • Семеро друзей Белоснежки?

  • Учреждение, куда принимают неграмотных?

  • Девочка, которая боится очень жаркой погоды?

  • Любимая еда острова Чунга – Чанга?

№31

  • Что легче: 10кг железа или 10кг сена?

  • 10 плюс 6 получится?

  • Сотня лет?

  • Число, из которого вычитают?

  • Название числа, в котором четыре десятка? Маленький, серенький, на слона похож. Кто это? Слонёнок.

  • Почему охотник ищет лису?

  • Прицеливаясь, охотник щурит один глаз. Почему?

№32

  • Как написать слово мышеловка пятью буквами?

  • Первый тюфяк, второй тюфяк… двенадцатый тюфяк. Первая перина, вторая перина,…, двенадцатая перина. А что дальше?

  • Промежуток времени в 60 минут?

  • Часть суток от вечера до утра?

  • Приспособление, с помощью которого открывают замок?

  • Подземная железная дорога?

  • Сколько звуков в слове ЛЬЮ?

№ 33

  • Сколько концов у трёх палок?

  • Что наступает после весны?

  • Выходной день недели?

  • Кто жених Мухи Цокотухи?

  • Кто родится с усами? Котёнок.

  • Как называют жителей Москвы? А нашего посёлка?

  • Маленький дом, где живут рыбки?

№34

  • Маленький ребёнок?

  • Шестой день недели?

  • Летела стая гусей: один гусь впереди и два позади; один позади и два впереди; один гусь между двумя и три в ряд. Сколько было гусей?

  • На какой свет светофора не переходят дорогу?

  • Человек, плавающий в морях?

  • Место, где купаются и загорают?

  • Какое молоко даёт чёрная корова?


Терминологический словарь

Математика - цикл наук, изучающих величины и пространственные формы (арифметика, алгебра, геометрия, тригонометрия и т. д.).

Аршин - старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,7112м.

Верста - русская мера длины, равная 500 саженям (1,0668 км).

Локоть - русская мера длины, равнялся длине руки от пальцев до локтя (по другим данным - "расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки").

Сажень - русская мера длины, равная 3 аршинам, 2,1336 метрам.

Архиме́д— древнегреческий математик, физик, механик и инженер из Сиракуз. Сделал множество открытий в геометрии. Заложил основы механики, гидростатики, автор ряда важных изобретений.

Пифагор Самосский— древнегреческий философ и математик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев.

Геоме́трия— раздел математики, изучающий пространственные отношения и их обобщения.

Треугольник - геометрическая фигура - многоугольник с тремя углами.

Квадрат – прямоугольник, у которого все стороны равны.

Ребусы - это игра, в которой зашифрованы слова, фразы или целые высказывания при помощи рисунков в сочетании с буквами и знаками.

Логика - наука о законах правильного мышления называется логикой.

Систе́ма счисле́ния — символический метод записи чисел, представление чисел с помощью письменных знаков.

Десяти́чная систе́ма счисле́ния — позиционная система счисления по целочисленному основанию 10. Одна из наиболее распространённых систем счисления в мире. Для записи чисел наиболее часто используются символы 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, называемые арабскими цифрами.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя