СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Играем вместе". 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Играем вместе". 3 класс»



Российская Федерация

Министерство образования и науки

Муниципальное общеобразовательное учреждение-средняя

общеобразовательная школа № 13

с углубленным изучением отдельных предметов

г.о. Жуковский Московской области



«Утверждаю»

Директор МОУ школа № 13 с УИОП

__________________Е.Ф. Тебякина

Приказ №135 «07»06. 2021г.






Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Играем вместе»

Спортивно-оздоровительное



3 класс










Составитель: Титова Ирина Анатольевна








2021 - 2022 уч. год

Пояснительная записка.

       Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточно высокий уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать значительные психофизические нагрузки, связанные с новым — школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

      Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в первый класс, а также дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему для образовательной практики.

       К окончанию школы у большинства учеников уже существуют те или иные хронические заболевания; в целом же лишь 10% из них можно считать практически здоровыми. Поэтому образовательный процесс оздоровительной направленности должен обратить пристальное внимание к тем возможностям игры, которыми она располагает с точки зрения адаптации младших школьников к новому режиму психофизической активности, регуляции и нормирования их интеллектуальной, эмоциональной и физической нагрузки, сохранения и укрепления здоровья. А также предупреждения и устранения  недостатков в физическом развитии.

Игра - является неотъемлемым компонентом оздоровительной среды. Она способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжают существовать в реальной жизни.

            Игра для ребенка — важный момент его развития. Играя, ребенок познает мир, определяет себя в этом мире свою роль в семье, в коллективе. Играть для детей - это, прежде всего, двигаться, действовать. Игры вносят в душу ребенка веселье и радость и одновременно содействуют укреплению его организма. В активных играх в полной мере проявляются инициатива ребенка, его творческие способности. За игрой ребенок приобретает множество неоценимых качеств: ловкость, наблюдательность, фантазию, память. Игра стимулирует и самые разные способности: умение сравнивать, комбинировать, размышлять, анализировать.

         В детской игре воображение не только ярко проявляется, но и развивается более эффективно, чем в других видах деятельности. Играя, ребенок создает новые образы, а самое главное, — причудливо комбинирует старые.

Чтобы понять внутренний мир ребенка, нужно изучить язык игры. В игре дети «говорят» с помощью игрушек, игровых действий, сюжета, ролей. По мнению некоторых ученых, у игры есть особый символический язык, который нуждается в специальном толковании.

Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления.

В игре развивается самосознание детей — то, как он относится к самому себе, кем он себя считает, как себя называет.

          В школе и дома, вы­полняя учебные задания, современные дети большей частью сидят, и это сидение есть не что иное, как некая своеобразная форма комфорта, который вступает в конфликт с естественным инстинктом игрового движения.

          Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых — физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры». Я.А. Коменский в письме Городской управе Амстердама (1657 г.) называет семь основных условий подвижной игры:

—  движение,

—  физическая раскованность и свобода,

—  общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,

—  состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,

—  наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так, что нарушением правил, игра противоречит сама себе»,

—  легкость, которую приобретает каждый ее участник,

—  ограниченность во времени — «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает»

     Говоря о влиянии игры на умственное развитие, следует отметить, что она вынуждает мыслить наиболее экономично, укрощать эмоции, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера. Развивая привычку к волевому действию, игры создают почву для произвольного поведения, вне игровой деятельности приводя к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Игра является эффективным средством формирования личности школьника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные привычки и умения, у них вырабатывается смелость и воля, сообразительность. Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющая обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений. Игры с много кратными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости. Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности. Для возникновения интереса к игре большое значение имеет путь к достижению игровой цели -характер и степень трудности препятствий, которые надо преодолевать для получения конкретного результата, для удовлетворения игрой. Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников.

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества, как смелость, находчивость, настойчивость, организованность.

Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.

        «Для успехов обучения необходимо, чтобы и ученик и учитель одинаково были бодры», — убеждал учителей И.А. Сикорский. К числу внешних условий, обеспечивающих эту бодрость и «возвышающих» умственную работоспособность он относил:

1)  «свободные движения в форме игр (мышечная работа);

2)  возбуждение сердца и дыхания (удовольствием, движением);

3)  влияние холода на кожу (игры и прогулки на открытом воздухе);

4)  чистый воздух для удаления из организма работных ядов (игры на воздухе).

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности младших школьников. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские игры образуют фундамент развития их нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной деятельности. В данной программе представлены групповые подвижные казачьи игры, дающие младшим школьникам возможность ловко двигаться, проявлять инициативу, сотрудничать с товарищами и ведущим, быть внимательным, собранным.

 


Цели программы кружка «Играем вместе»:

  • оптимизировать двигательную активность младших школьников на переменах и во внеурочное время;

  • познакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью использовать их при организации досуга;

 

Задачи:

  • формировать умение самостоятельно выбирать, организовывать и проводить подходящую игру с учётом особенностей участников, условий и обстоятельств;

  • развивать: сообразительность, речь,  воображение,  коммуникативные умения, внимание, ловкость, сообразительность, инициативу, быстроту реакции, и так же эмоционально-чувственную сферу;

  • воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к подвижным играм как наследию и к проявлению здорового образа жизни.

         снижать негативные последствия учебной нагрузки

 

Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:

На занятиях применяются разные формы  подвижных   игр : сюжетно-ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры); игры-забавы; имитирующие игры, консультации, встречи с интересными людьми, беседы, диалоги.

 

В основу программы «Играем вместе» положены следующие принципы:

-принцип сознательности и активности.

 -принцип наглядности

-принцип систематичности и последовательности

- принцип доступности

Материально-техническая база:

Мячи: баскетбольные, волейбольные, малые;

Скакалки: коротки и длинные, гимнастические палки, шесты, толстые палки длиной 70-80 сантиметров, канат, веревка, санки, хоккейные мячи, стойка для прыжков, мешочки с песком

Средства обучения: материал из книг, дидактические материалы, тестовый материал, средства наглядности (рисунки, открытки, и т.д.)

Оборудование для  демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер,  мультимедийный проектор, DVD, и др. Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности

Личностные:

У обучающихся будут сформированы:

- установка на здоровый образ жизни;

- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников;

- этические чувства на основе знакомства с культурой русского народа уважительное отношение к культуре других народов.

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

Обучающийся научится:

- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности Познавательные:

Обучающийся научится:

- проводить сравнение и классификацию объектов;

- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;

- проявлять индивидуальные творческие способности.

Коммуникативные:

Обучающийся научится:

- работать в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

- обращаться за помощью;

- формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- слушать собеседника;

- договариваться и приходить к общему решению;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- осуществлять взаимный контроль;

- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

- формирование первоначальных представлений о значении спортивно-оздоровительных занятий для укрепления здоровья, для успешной учёбы и социализации в обществе.

- овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, полезные привычки, подвижные игры и т.д.)


Содержание программы:

            Программа кружка «Играем вместе» рассчитана на четыре года для обучающихся в возрасте от 6,5 до 11 лет. Она составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 2 часа в неделю: 3 класс -68 часов в год.


Содержание курса внеурочной деятельности

Программа представлена блоками:

  • Введение. Техника безопасности.

  • Игры-догонялки

  • Игры-поиски

  • Игры с быстрым нахождением своего места

  • Зимние игры на снеговой площадке

  • Спортивные игры

  • Настольные игры

  • Интеллектуальные игры

Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. Игра «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя на бору», «Дедушка Мазай», «Рыбачок», «Уголки», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза».

Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры. Игра «Чего нет?». Поиск исчезнувшего предмета, «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо».

Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Зимние игры на снеговой площадке. В этот раздел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др. Игра в снежки, лепка снежных баб.

Спортивные игры. Баскетбол. Футбол. Пионербол. Спортивный праздник.

В данном разделе обучающиеся знакомятся с игровыми правилами. Отрабатывают игровые приёмы. Броски в корзину. Игры, эстафеты, весёлые минутки.

Настольные игры. Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. Лото, шахматы, шашки, конструктор, детское домино.

Интеллектуальные игры. Игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, скорости реакции, развитию речи, умению найти свое место в коллективе. Викторина «Собери пословицу», конкурс пословиц и поговорок, «Наши любимые сказки». Математическая эстафета и т. д.

Формы учета знаний и умений :

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем участия в соревнованиях (школьных, районных), эстафетах, конкурсах, участие в проведении общешкольных мероприятиях: «День Здоровья», «Веселые старты», «Спортивный праздник».

 



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


 

3 КЛАСС

 

п/п

 

Наименование разделов и дисциплин

Кол-во

Дата

часов


По плану

По

факту

I

Введение.

Техника безопасности в играх.

 

1

1-03.09


II

Игры-догонялки


10



1

Игра «К своим флажкам».

1

6-10.09


2

«Салки с домом»

1

6-10.09


3-4

«Пятнашки»

2

13-17.09


5-6

Игра «Ловля обезьян».

2

20-24.09


7

«Уголки»

1

27-01.10


8

«Третий лишний»

1

27-01.10


9-10

«Волк во рву»

2

11-15.10


III

Игры-поиски 

6

 


1-2

Игра «Чего нет?»

 

18-22.10 


3-4

«Поиск исчезнувшего предмета»

25-29.10 


5-6

«Холодно-горячо».

01-05.11 


IV

Игры с быстрым нахождением своего места 

10

 


1-4

Игра «Пустое место»

4



5-8

Игра «Вызов номеров».

4



9-10

Игра «Воробьи и вороны»

2



V

Зимние игры на снеговой площадке. 

10

 


1-4

Игра в снежки

4



5-6

Лепка снежных баб.

2



7-10

Лепка снежных крепостей

4



VI

Спортивные игры.

10



1-2

Игра «Мяч в лунке».

 


3-4

Салки с мячом. Метко в цель.

 


5-6

Игра «Салки на одной ноге».

 


6

Эстафеты со спортивным инвентарем

 


7

Выбивалы.

 


8

Футбол.

 


9-10

Веселые эстафеты с предметами.

 


VI

Настольные игры.

12



1-4

Игра Детское лото/домино, «Ходилки»

4



5-8

Конструктор

4



9-12

Шашки

4



VII

Интеллектуальные игры.

6



1-2

Головоломки.

2



3-4

Игры с числами

2



5-6

Математическая эстафета

2



VIII

Подведение итогов. Соревнования.

3

 


1

Техника безопасности на соревнованиях. Игра «Веселые старты»

 


2-3

Спортивный праздник.

 


 

ИТОГО

68



 

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

М. Н. Жуков «Подвижные   игры», Москва АКАДЕМА, 2000 г.

- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 31.12.2014 г. с изменениями от 06.04.2015 г.).

- Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.— М.: Просвещение, 2010. — 223 с.

- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.];под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с.

- Д.В.Григорьев, П.В. Степанов. Методические рекомендации по организации внеучебной деятельности учащихся начальной и основной школы (1-9-х классов). Центр теории воспитания ИТИП РАО, 2010





«Согласовано»

на заседании ШМО учителей ­­­­­начальных классов

Рук. ШМО ______________ О.А. Афентьева

Протокол № _____ от " " _____2021 г.


«Согласовано»

Зам. директора по ВР

____________Е.А. Мазохина

" " ______ 2021 г.

















Приложение1

На прогулку

Играющие встают в очерченные каждым на площадке маленькие кружки за исключением водящего. Водящий подходит к любому игроку и говорит: «На прогулку! Игроки идут вслед за водящим в колонне по одному. Когда все игроки сойдут со своих мест, учитель произносит: «Дождь идет!» все играющие стараются скорее занять кружки. Игрок, оставшийся без места, становится водящим. Подобным образом проводится игра «Гусек», «Птицы, на гнезда!» , «Дедушка Мазай ».


Пустое место.

Играющие, за исключением водящего, становятся в круг и кладут руки за спину. Водящий- за кругом. Водящий бежит вокруг круга, дотрагивается до кого-либо и бежит в обратную сторону по кругу. Игрок, которого он коснулся, бежит по кругу ему навстречу, стремясь быстрее занять свое место. Водит тот, кто не успел занять пустое место.

Море волнуется.

Выбирается один водящий. Он становится лицом к остальным игрокам , которые выполняют произвольные движения, и произносит слова: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три! Морская фигура, на месте замри!» после этих слов участники замирают на месте, а водящий поворачивается лицом к игрокам и следит за ними. Выбывает из игры тот, кто пошевелится.


Третий лишний.

Все игроки становятся парами, один позади другого. Выбираются двое водящих, один из которых убегает, а другой его догоняет и старается осалить. Если ему это удается, то догоняющий становится убегающим. Но убегающий может встать впереди любой пары, и тогда убегающим становится тот игрок, который стоял в этой паре позади. Похожие правила в игре «Мышиная охота» (становясь к какой-либо паре, «мышка прячется в норку») и в игре «Помощь друга».

Воробьи и вороны

Все игроки делятся на две команды и становятся в одну колонну. По обеим сторонам от играющих в 15-20 шагах от них на поперечных линиях кладут какие-либо одинаковые предметы (мячики, кубики и т. д.) по числу вдвое меньше, чем всех участников игры. Уславливаются, что предметы, лежащие слева – воробьи, а справа – вороны. Учитель по слогам произносит одно из слов. Если окончание слова «ны» (вороны), то все игроки бегут в правую сторону, стараясь схватить лежащий на линии предмет, если же окончание слова «бьи», то все игроки бегут влево с той же задачей. Поскольку предметов вдвое меньше, чем игроков, то они достаются не всем игрокам. Те, кому предметы не достались, выбывают из игры. Побеждает та команда, в которой осталось больше игроков.


Салки

Правила игры схожи во всех видах салок («салки по кругу», «салки-приседалки» , «салки с домом», «Уголки» и т.д.). Суть игры заключается в том, что один игрок убегает, а другой догоняет, дополнительные условия игроки выбирают по своему желанию.


У медведя на бору

На одном конце площадки чертится круг – берлога медведя. На другом – дом для остальных игроков. Дети идут из дома по направлению к берлоге и говорят «У медведя на бору грибы, ягоды беру. А медведь глядит и на нас рычит».после этих слов медведь выбегает из берлоги и начинает ловить играющих. Дети стараются убежать в свой дом. Когда медведь поймает 4-5 человек, назначается новый медведь.

Похожие правила в играх «Волк во рву», «Два Мороза» (вместо одного медведя выбираются два «Мороза»), «Зайцы в огороде».


Шарики – веники

Игроки делятся на две команды, по одному игроку из каждой команды становятся на линию старта. Их задача пронести воздушные шарики на вениках определенную дистанцию, не уронив и не проколов. Шарики нельзя придерживать рукой.


Прищепки

Количество участников этой игры не ограничено. Игроки делятся на две команды: «охотники» и «олени». «Охотникам» выдается равное количество бельевых прищепок. «Олени» убегают, а задача «охотников» поймать « оленя» и прицепить на него прищепку. Побеждает тот охотник, у которого раньше всех закончатся прищепки.


Рыбаки и рыбки

Пара игроков – водящие, берутся за руки, их задача поймать третьего игрока, окружив руками, и ставят его в середину между собой. Игра продолжается до тех пор, пока не останутся два непойманных игрока. Они и становятся рыбаками. Похожие правила в играх «Рыбачок», «Невод», но в них игроки могут не брать пойманного в середину, а отпускают его самостоятельно ловить «рыбок».

Холодно – горячо

Среди игроков выбирается водящий, который на время выходит за дверь, а в это время остальные игроки прячут какой-либо предмет. После этого водящий возвращается и пытается найти спрятанный предмет, а остальные игроки помогают ему словами «холодно», «тепло» или «горячо».

Чего нет?

Перед игроками раскладывается 8-10 различных предметов. Игроки по очереди пытаются запомнить все предметы, после чего поворачиваются спиной, а в это время кто-то убирает один-два предмета, остальные меняет местами. Задача игрока, повернувшись, назвать отсутствующие предметы. Так же предметы можно спрятать в коробку или мешок и пытаться на ощупь определять предметы. Еще одним вариантом игры может быть не поиск предметов, а попытка узнать, кто из игроков коснулся спины водящего, или на ощупь узнать другого игрока с завязанными глазами. («Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Что можно?», «Я вижу то, чего не видишь ты», «Мешок с подарками», «Садовник» и т. д.)


«Игры - хороводы»

Игры-хороводы с изображением трудовых процессов («Уж мы сеяли лен, приговаривали» и др.) дети становятся в круг, берутся за руки. Двигаясь по кругу, изображают различные виды трудовой деятельности. Так же можно использовать детские стихотворения или песенки. В этом случае во время движения по кругу дети имитируют те движения и действия, о которых говорится в песне или стихотворении.


Бабка, распутай нитки!

Все участники делятся на несколько групп по 5-6 человек и встают в круг, взявшись за руки. Один игрок остается вне круга и поворачивается спиной к кругу. Игроки, стоящие в круге, «запутываются», перекидывая ноги через руки, пролезая под руками друг друга, но при этом не размыкая руки. Последний игрок поворачивается лицом к кругу. Его задача «распутать» игроков, при этом они также не должны размыкать руки.

Похожие правила у игры «Паучок», только здесь игроки образуют не несколько маленьких, а один большой круги и запутываются, изображая паутину. Распутывать их также могут одновременно не один, а несколько игроков.




Приложение 2

1.ИГРА: «УТИЦА» /ВЫВОРОТНОЙ ХОРОВОД/

Цель: знакомство детей с фольклорными детскими играми; учить перестроению хоровода из лицом в круг- спиной в круг через «воротики»; выполнять ритмические движения с речевой подсказкой.

Ход игры: дети становятся в круг лицом, с началом песенки водят хоровод в ритме шаг- слог:

«Идет утица по распутице, ведет ребят- малых утят».

Следующее движение по хороводу в обратную сторону- шаг с притопом:

«Раз шагнет- споткнется, второй- сковырнется,

Третий- закачается, четвертый – в воду свалится»

Последнее движение: ребенок ( выбранный перед началом игры) находит глазами «воротики»- двух детей на противоположной от него стороне круга и ведет через «воротики» всех детей (выворачивает хоровод наизнанку)

2.ИГРА «КОЛЕЧКО»

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора.

Ход игры: Дети стоят по кругу, вытянув руки вперед и сложив ладони «лодочкой». Выбираются двое ведущих: один будет кольцо прятать, а второй соответственно искать. Все дети поют припевку:

«Уж я золото хороню, хороню

То в высоком терему, то у галки на кону,

То на лысой на горе, то у лисоньки в норе,

Может в Ванином кафтане, иль у Даши в сарафане.

Всем, … (имя ведущего, ищущего кольцо), расскажи!

Где колечко, покажи!»

Пока идет пение, первый ведущий, пройдя по кругу, должен спрятать колечко в ладони кого- либо из детей. После окончания припевки, второй ведущий угадывает, у кого из играющих оказалось кольцо.

3.ХОРОВОДНАЯ ИГРА «ЗАЙКА»

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора.

Ход игры: Дети становятся в круг, держатся за руки. Выбираются ведущие- «хозяйка»( будет ходить противоходом за кругом) и «зайка»

( будет стоять в центре круга). Дети водят хоровод и поют:

«Недород, недород, охраняйте огород.

Погляди, идет хозяйка. Убегай скорее, зайка!»

Хоровод останавливается, играющие поднимают сомкнутые руки «воротиками» («открывают ворота»). «Хозяйка» догоняет «зайку».

4. ИГРА «ЖУРАВЛИ»

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора.

Ход игры: Выбирается водящий, остальные играющие- «журавли».

«Журавли» с приговором «летают» по комнате:

«Ай, дали, дали, дали, пролетали журавли,

Пролетали журавли и велели нам: «Замри»!»

Дети- «журавли» «замирают» в различных позах. Водящий ходит среди них, ищет шевелящегося «журавля» и приговаривает:

«А кто первый отомрет, тот за мной водить пойдет».

5. ИГРА «ВОРОБЬИ И ВОРОНЫ»

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора.

Ход игры: у центральной стены зала стоит ребенок- «рябина» с корзинкой, полной красных платочков или ленточек. Основная группа играющих, «воробьи», стоит на расстоянии напротив «рябины». Выбираются 2-4 водящих- «вороны» и становятся между «рябиной» и играющими.

Все поют:

«Ах, ах, ах, ах, стоит рябина во лесах.

Воробьишки прилетали, красны ягоды клевали.

Их вороны прогоняли!»

После пения припевки дети- «воробьи» стараются пробежать через зал к «рябине», получить красный платок и вернуться обратно, минуя «ворон».

Тот «воробей», до которого дотронулась «ворона», считается выбывшим из игры.

6. ИГРА «ТЕТЁРА»

Цель: знакомить детей с фольклорными детскими играми;

Ход игры: Двое детей образуют в центре комнаты /зала/ «воротики», остальные дети образуют «цепочку» и друг за другом проходят под «воротиками» с пением

«Тетёра шла, моховая шла по каменью, по раменью.

Сама прошла, всех детей перевела,

Самолучшего дитёночка оставила»

Как только заканчивается песенка, «воротики» захлопываются. Дети, оказавшиеся в «воротиках», при следующем проведении игры становятся новыми «воротиками».



7. ИГРА «КОМУ ПИРОГ?»

Цель: знакомить детей с фольклорными детскими играми; развитие ловкости, сообразительности.

Ход игры: В центре зала на стул садится ребенок- «пирог». Остальные дети, разделившись на две группы, встают по разным сторонам от «пирога», вытянувшись «цепочкой» по длине зала. Все поют, изображая в жестах содержание песенки

«Бабушка Ненила пирог затворила,

В печку ставила, дожидать заставила.

Когда, пирог, зарумянишься?

Кому, пирог, ты достанешься?»

Двое детей, стоящие последними в разных цепочках, кричат: «МНЕ!» и бегут к «пирогу». Тот из них, кто быстрее дотронется до пирога и станет следующим «пирогом». Предыдущий «пирог» и проигравший ребенок становятся в начало «цепочек» рядом с «пирогом».



8.ИГРА «КОЛОКОЛЕЦ» (С НАБОРНЫМ ХОРОВОДОМ)

Цель: знакомство с народными играми, изучение фольклора, развитие ловкости и быстроты движений.

Ход игры: дети становятся по кругу. Внутри круга ходит ребенок- водящий с колокольчиком. Дети поют

«Колоколец звонче пой, кто пойдет сейчас с тобой».

Ребенок- водящий подходит к одному из играющих и поет

«Пойдём, друженька, со мной, колокольчик будет твой», отдает колокольчик выбранному им ребенку, становится сзади него. Теперь внутри круга ходят «цепочкой» двое детей. Все поют

«Колоколец звонче пой, кто пойдет сейчас с тобой». Дети водящие останавливаются у выбранного ребенка и поют

«Пойдём, друженька, со мной, колокольчик будет твой», далее идут уже трое детей- водящих ( и так повторяется еще 1-2 раза).

Дети, которых набрали в водящие- 5 человек, становятся в маленький круг вокруг колокольчика, положенного в цент круга на пол, поют

и расширяют круг

«Отойдем подале, на колокольчик глянем,

Анты- ванты, молодец, хватай бубенец!»

Каждый из 5 детей пытается первым схватить колокольчик. Выигравший идет с колокольчиком по большому кругу и снова набирает новых 5 играющих.