СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач» для учащихся 3 классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности «ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач» для учащихся 3 классов»











Рабочая программа

по внеурочной деятельности

«ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач»

для учащихся 3 классов





Щукина Светлана Владимировна
















Санкт-Петербург

2021
















Пояснительная записка.


Статус документа


Рабочая программа внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности «ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач» для обучающихся 3 класса составлена на основе программы курса С.И.Гин «Развитие творческих способностей». Рабочая программа дает распределение учебных часов по темам курса 3 класса. Она служит ориентиром для разработки календарно-тематического планирования по данному курсу для 2 класса.


Общая характеристика учебного предмета


Современному обществу нужны люди не только знающие, но и мыслящие творчески, умеющие использовать свои знания в нестандартных ситуациях, способные найти различные пути решения проблем и выбрать среди них самый результативный.

Изучение практики работы начальной школы показало, что младшим школьникам в образовательном процессе ещё недостаточно предоставляется возможность проявить свои творческие способности, не всегда учащимся удаётся высказать своё мнение, отстоять свою позицию, объективно оценить свои и чужие идеи.

Использование ТРИЗ в педагогическом процессе начальной школы позволяет научить детей мыслить системно, с пониманием происходящих событий, а учителю дает в руки инструмент по конкретному практическому развитию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство окружающего мира и решать свои собственные

проблемы.

На занятиях предполагается проблемное предъявление учебного материала, использование активных методов преподавания, обучение посредством специально организованных диалогов, широкое применение дидактических игр и упражнений на уроке. С целью стимулирования творческого подхода обеспечивается создание установки на оригинальное выполнение задания, осуществляется целенаправленный поиск многовариантности как в формулировке, так и способах выполнения различных заданий, используются приемы и методы активизации мыщления и воображения, разработанные в ТРИЗ.

Основные содержательные линии


В курсе «Мир фантазии» происходит целенаправленное развитие творческого воображения на основе методов и приемов теории решения изобретательских задач. В процессе обучения учащиеся овладевают способами преодоления психологической инерции, осваивают приемы фантазирования, применяют алгоритмы создания творческого продукта.


Цель обучения


Развитие креативности младших школьников, их любознательности, оригинальности, продуктивности, чувствительности к противоречиям, возможности переноса полученных знаний на другое урочное и внеурочное содержание.


Задачи обучения

Развитие:

  • интеллекта,

  • системного мышления,

  • логического мышления,

  • критичности мышления,

  • гибкости, беглости, подвижности мышления,

  • нестандартного подхода к решению мыслительных задач,

  • ассоциативного мышления,

  • пространственного представления,

  • творческого воображения, фантазии,

  • интереса к интеллектуальным играм, заданиям,

  • речи;

формирование:

  • мотивации к учебной деятельности,

  • уверенности в интеллектуальной и социальной сферах,

  • позитивного мышления,

  • творческих качеств личности,

  • самоконтроля и самооценки выполненной работы и своей деятельности на уроке,

  • коммуникативных навыков,

  • настойчивости в поисках решения задач,

  • активной позиции,

  • умения отстаивать свою точку зрения, аргументировать её.


Согласно Приложению № 1 к учебному плану ГБОУ СОШ №477 на изучение курса «ТРИЗ – Технология инноваций» в 3 классе отводится 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа рассчитана на 34 часа.


Описание ценностных ориентиров содержания курса


Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.

Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.


Планируемые результаты

Формирование следующих знаний и умений:


Формирование следующих знаний и умений:


Личностные результаты

- Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве (этические нормы).

  • В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно.

  • Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему

  • Учиться планировать учебную деятельность на занятии.

  • Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

  • Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.

  • Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.

  • Добывать новые знания: находить необходимую информацию .

  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

  • Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

  • Слушать и понимать речь других.

  • Вступать в беседу на уроке и в жизни.

  • Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

  • Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).


Предметные результаты

учащиеся будут знать:

- критерии оценки творческих работ;

- иметь представление о приемах «морфологический анализ», «метод фокальных объектов» (без введения терминов);

- иметь представление о приемах фантазирования Дж. Родари;

будут уметь:

- сочинять загадки при помощи алгоритма;

- сочинять метафоры при помощи алгоритма;

- использовать приемы «увеличение – уменьшение», «оживление», «наоборот» для сочинения сюжета сказки.

Основное содержание (34 часа)


Мир фантазии


Легко ли выдумывать? Чем отличаются фантазия и ложь? Отличие сказки от реальности.

Что «мешает» придумывать? Решение задач «да-неток».

Критерии оценки творческих работ. Упражнение «Кляксы». Прием «Думай о другом!». Игра «Теремок».

Сочинение загадок по схеме «На что похоже? Чем отличается?» Игра «Отгадай-ка».

Придумывание метафор – необычных, оригинальных сравнений. Игра «Море волнуется…» Упражнение «Превращения»

Цепочка ассоциаций. Упражнение «Проверка памяти». Как можно запоминать словарные слова?

Сказочные животные. Прием фантазирования «Объединение». Игра «Кто больше знает животных?»

Рисование «Домики». Как нарисовать множество различных домиков? Морфологическая таблица. Упражнение «Фоторобот»

Игры со словами. Упражнение «Почему не говорят?» Шарады.

Как придумать новую игру? Упражнение «Игра для слонов». Как придумать новую игру. Упражнение «Кто, с кем, где, когда…»

Из чего «состоит» сказка? Придумывание сюжета сказки при помощи приема «Морфологический анализ» (без введения термина).

Сочинение загадок по схеме: «Какой? Что такое же?» Упражнение «Если бы…» (обмен признаками).

Сочинение загадок по схеме: «Что делает? Что делает такое же действие?» Упражнение «Перевертыши». Упражнение: «Где были - не скажем, что делали – покажем».

Упражнение «Необычные предметы». Объяснение метода фокальных объектов (МФО) (без введения термина). Усовершенствование объектов при помощи МФО,

Приемы фантазирования Джанни Родари: «круги по воде», «бином фантазии», «произвольный префикс», « что потом», «творческая ошибка».

Загадки-шутки. Сказки с тремя концами. Сочинение сюжетов сказок с использованием приемов фантазирования Джанни Родари.

Прием фантазирования «Оживление». Упражнение «Что «думает» предмет?» Сочинение сюжета сказки с разных точек зрения.

Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение». Упражнение по изменению свойств и признаков объектов.

Прием фантазирования «Ускорение - замедление». Упражнение «Времена года». Фантазирование «Если бы время могло…»

Понятие о ресурсах (без введения термина). Метод Робинзона. Упражнение «Зонтик в Африке».

Прием фантазирования «Наоборот». Изменение свойств предметов. Рисунок с противоречиями. Загадки – ловушки.

Прием фантазирования «Бином антонимов». Сочинение сюжета сказки с использованием пар антонимов. Отгадывание загадок с антонимами.

Ознакомление с приемами фантазирования «дробление-объединение», «динамика-статика», «универсализация – специализация» и др. (без введения терминов).

Особенности сказок про животных. Рисование «Сказочные места». Сказки от слова «Почему?»

Как придумывают новое? Фантазирование: школа будущего.











Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности

«ТРИЗ – Теория решения изобретательских задач»

Класс 3г

Количество часов: всего 34 ч., в неделю 1 ч.


№ п/п

Тема урока

кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

план

факт

1

Понятие о фантазировании.

1

анализ рассказа, беседа, контрольная работа



2

Что мешает придумывать?

1

беседа, упражнение, решение задач, игра «данетка»



3

Критерии новизны.

1

игра, классификация, фантазирование, практическая работа



4

Ассоциативные загадки.

1

игра, практическая работа, фантазирование, практическая работа, анализ



5

Метафоры.

1

игра, практическая работа, фантазирование



6

Значение ассоциативности.

1

игра, тестирование, практическая работа, фантазирование



7

Обобщающий урок.

1

игры, тренинг, практическая работа, театрализация



8

Прием фантазирования «Объединение».

1

упражнение, игра, беседа, практическая работа, рисование



9

Прием «Морфологический анализ».

1

упражнение, практическая работа, рисование



10

Игры со словами.

1

упражнение, игра, беседа, практическая работа, отгадывание шарад



11

Конструктор игр.

1

упражнение, практическая работа, игра



12

Придумывание сказок.

1

игра, беседа, упражнение, фантазирование



13

Обобщающий урок.

1

практическая работа, рисование, сочинение, конструирование



14

Признаки объектов.

1

игра, сочинение загадок, практическая работа, упражнение



15

Действия объектов.

1

игра, сочинение загадок, театрализация, упражнение



16

Прием «Метод фокальных объектов».

1

игра, практическая работа, упражнение



17

Прием фантазирования Дж. Родари «Круги по воде».

1

игра, беседа, фантазирование, практическая работа



18

Прием фантазирования Дж. Родари «Бином фантазии».

1

игра, беседа, фантазирование, практическая работа



19

Прием фантазирования Дж. Родари «Что было потом?»

1

загадки-шутки, фантазирование, практическая работа



20

Прием фантазирования Дж. Родари «Творческая ошибка».

1

игра, фантазирование, практическая работа



21

Обобщающий урок.

1

фантазирование, инсценирование



22

Прием фантазирования «Оживление».

1

игра, беседа, фантазирование, упражнение



23

Прием фантазирования «Увеличение – уменьшение»

1

игра, беседа, фантазирование, упражнение



24

Прием фантазирования «Ускорение – замедление»

1

игра, беседа, фантазирование, упражнение



25

Метод Робинзона.

1

игра, беседа, фантазирование, отгадывание загадок



26

Использование ресурсов.

1

игра, упражнение, рисование, решение проблемных ситуаций



27

Прием фантазирования «Наоборот».

1

проблемная ситуация, беседа, практическая работа, загадки-ловушки, игра, рисование



28

Прием фантазирования «Бином антонимов».

1

игра, беседа, фантазирование, загадки



29

Прием фантазирования «Дробление-объединение».

1

игра, беседа, фантазирование, отгадывание загадок



30

Обобщающий урок.

1

фантазирование, рисование, конструирование



31,

32

Сказки про животных.

1

игра, беседа, фантазирование, упражнение, рисование



Сказки от слова «Почему»?

1

игра, беседа, фантазирование, упражнение

33,

34

Правила прогнозирования.

1

игра, беседа, практическая работа



Подведение итогов обучения.

1

презентация, контрольная работа, анкетирование, беседа


Требования к уровню подготовки учащихся 3 класса


Планируемые результаты

Будут знать:

- критерии оценки творческих работ;

- иметь представление о приемах «морфологический анализ», «метод фокальных объектов» (без введения терминов);

- иметь представление о приемах фантазирования Дж. Родари;

Будут уметь:

- сочинять загадки при помощи алгоритма;

- сочинять метафоры при помощи алгоритма;

- использовать приемы «увеличение – уменьшение», «оживление», «наоборот» для сочинения сюжета сказки.



Список учебно-методической литературы.

  1. Гин С. И. Мир загадок : учеб.-метод. пособие для учителей начальной школы – М. : Вита-Пресс, 2018. – 128 с.

  2. Гин С. И. Мир логики : учеб.-метод. пособие для учителя начальной школы – М. Вита-Пресс, 2018. – 144 с.

  3. Гин С. И. Мир фантазии : учеб.-метод. пособие для учителя начальной школы – М. : Вита-Пресс, 2018. – 128 с.

  4. Гин С. И. Мир человека: метод. пособие для учителя начальной школы – М. : Вита-Пресс, 2018. – 144 с.

  5. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск: Наука, 1991.



22