РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Волшебная кисточка»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Волшебная кисточка» разработана на основе примерной программы по художественному творчеству, ФГОС и адаптированной авторской программы в соответствии с программой «Изобразительное искусство» - концепция «Начальная школа 21 века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова (автор – доктор педагогических наук профессор В.С.Кузин.М.: Вентана-Граф, 2008). Примерной программой общего образования по изобразительному искусству, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования средней школы. Программа рассчитана на три учебных года для учащихся 10 -14 лет, с проведением занятий два раз в неделю длительностью 1 час
Программа «Волшебная кисточка» составлена в соответствии с нормативными документами:
- Закон об Образовании РФ ст.9 п. 14.
- Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 №233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».
- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей МинОбрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844).
- СанПиН 2.4.4. 1251 – 03, Приложение 3 «Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля.
Ценностными ориентирами содержания программы является:
системно - деятельностный подход;
единство обучения и воспитания;
взаимодействие с другими образовательными дисциплинами.
Цель программы «Волшебная кисточка» :
Поддержка и развитие интереса к изобразительной деятельности через знакомство с реальным миром и миром фантазий.
Задачи:
Приобрести начальный опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности.
Развить умение творческого подхода к деятельности.
Формировать чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной работы.
Место учебного предмета в учебном плане
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования
МБОУ «Усть –Абаканская СОШ»
Данная программа рассчитана на 3год – 5-7класс.
Общее число учебных часов в классе -5 класс-65часа, 6 класс-65часа,
Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня.
Характеристика курса.
Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей деятельности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, восприятия, они способствуют раскрытия творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.
Программа «Волшебная кисточка» основывается на принципах:
- диалогичности;
- проектности;
- коллективности;
- ассоциативности и вариативности;
- доступности и посильности.
Планируемые результаты
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания произведений искусства;
– использования языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);
– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
-адекватно воспринимать оценку учителя;
-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться:
- использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
- высказываться в устной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- строить рассуждения об объекте;
- обобщать ( выделять класс объектов по какому-либо признаку);
- подводить под понятие;
- проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться:
- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.
Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:
· развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;
· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;
· создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;
· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.
Формы занятий:
- беседы;
- практические индивидуальные, парные, групповые и коллективные занятия;
- экскурсии;
- виртуальные путешествия;
- игры;
- художественные выставки.
«Надо рисовать, как дети», - утверждали многие художники и, отбрасывая профессиональную «правильность» изображения, искали секрет выразительности в непосредственности детского рисунка. Известно, что каждый ребенок – художник. Практически не владея средствами изобразительной грамоты, дети дошкольного и младшего школьного возраста создают работы, которые не только умиляют и радуют своей наивностью, но и удивляют своей выразительностью, экспрессией.
Творческие задания программы «Веселая мастерская» подобраны таким образом, чтобы эти способности укрепить и развить, повысить интерес к изобразительному искусству, побудить к творческой деятельности, сплотить детский коллектив. Присутствие игровых методов, приемов и ситуаций на занятиях благоприятствуют закреплению и расширению кругозора детей в окружающем мире, развивают познавательность и пытливость, фантазию.
Отличительной особенностью занятий данной программы является то, что:
- творческая работа выполняется ребенком только в состоянии эмоционального подъема и желания творить;
- познание мира происходит через игровые задания;
- каждая работа оценивается всегда положительно;
- любое проявление самостоятельности, творческой инициативы, новых замыслов и идей приветствуется и поддерживается.
На занятиях происходит освоение различных художественных материалов (цветные мелки, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, различные виды бумаги, природные материалы и др.), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а так же художественных техник (аппликация, коллаж, оригами, лепка, и др.)
Программа предусматривает чередование занятий индивидуального творчества и коллективной деятельности. В конце каждого занятия организуются выставки с обсуждением выполненных работ, что позволит активизировать внимание детей и формировать опыт творческого общения, предоставит возможность ощутить радость успеха.
Для успешной реализации программы «Волшебная кисточка» необходимо создать условия обеспечивающие:
- жизнь и здоровье воспитанников (безопасные условия жизнедеятельности для каждого ученика);
- эмоциональное благополучие каждого ребенка (формирование благоприятного психологического, эмоционального климата в коллективе).
Программа ориентирована на первый уровень результатов.
Отбор содержания
Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования:
«Эстетическое восприятие»,
«Виды художественной деятельности»,
«Язык изобразительного искусства»,
«Значимые темы художественного творчества (искусства)».
Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом занятии и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.
1. Компонент художественного образования - «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия выражается в умении:
– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;
– различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);
– различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.;
– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;
– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;
– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.
2. «Виды художественной деятельности» - компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:
– живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;
– графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;
– скульптурными материалами: пластилин или глина;
– конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.
3. «Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения:
– Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.
Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать
смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать
с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать
выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры,
аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.
Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.
Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.
Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать основные пропорции животных и человека.
Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;
Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.). Использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре. Выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции.
Разделы программы:
№ | Наименования раздела |
1 | Вводное занятие |
2 | Пейзаж как жанр изобразительного искусства |
3 | Рисования по памяти и представлению человека |
4 | Что нужно для грамотного рисования |
5 | Декоративно-прикладное искусство |
6 | Рисования с натуры натюрмортов |
7 | Живописные изображения пейзажа |
8 | Народ – творец прекрасного |
9 | Красота архитектуры |
10 | Рисования с натуры натюрмортов из предметов быта |
11 | Пленер |
12 | Подведение итогов за год |
Основы художественной грамотности. Теоретическая часть:
Художественные материалы Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими;
Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника Упражнение набросанного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.
Художественные материалы. Свойство графических материалов: карандаш, перо, тушь, воск, мелки и приемы работы с ними.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Связь с рисунком, композицией, живописью.
Декоративно-прикладное искусство
Плоские и объемные композиции.
Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живопись.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
– основные виды и жанры изобразительных искусств;
– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);
– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира.
Учащиеся должны уметь:
– применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
– анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);
– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
– восприятия и оценки произведений искусства;
– самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
Владееть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
– для восприятия и оценки произведений искусства;
– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Срез творческих и эстетических знаний и умений
по окончанию учебного года
Фамилия, имя обучаемого | Оценка |
Свободное владение приспособлениями, инструментами и материалами для живописи, графики, ДПИ | |
Знание и применение законов линейной и воздушной перспектив | |
Умение работать в определенной цветовой гамме: ограниченной, заданной или выбранной | |
Умение передавать объем предметов тональной или цветовой градацией | |
Умение передавать характер движения фигур человека и животных | |
Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом, техническим рисунком | |
. Умение составлять композицию в натюрморте и передавать объем предметов тональной или цветовой градацией | |
Свободное, творческое комбинирование различных техник, средств художественной выразительности в своих работах. | |
Знание особенностей художественного языка мастеров искусства (различных эпох, народов, направлений) | |
Система оценок: «3» — 1 уровень (низкий), «4» -1 уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий) |
Описание материально-технического обеспечения программы
печатные пособия:
- иллюстрации, картинки, фотографии;
- дидактический материал;
учебно-практическое оборудование:
- краски акварельные, гуашевые;
- бумага А4, А1;
- кисти;
- пластилин;
- ножницы;
- баночки для воды;
- цветная бумага
Технические средства обучения
Мультимедийный проектор
Компьютер
Экран
Музыкальный центр
Оборудование кабинета
Парты, стулья
Мольберты
Литература:
Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания «Грааль, 2008 год.
Кузнецова Л.И, Новикова Е. И. Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков. «Детство-пресс», 2007 год.
Мартынова Е.А, Сучкова И.М. Тематическое планирование В ДОУ. Художественно-творческая деятельность, старший дошкольный возраст. Издательство учитель, 2010 год
Неменский, Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд»
1—4 классы. М. Просвещение, 2010 год.
Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. — М.: Просвещение, 2008 год.
Неменский, Б. М. Твоя мастерская. — М. Просвещение, 2008 год.
Тарабанина Т.И. Оригами для начинающих. Лучшие модели. Ярославль, Академия развития, 2009 год.
Календарно-тематическое планирование
Внеурочной деятельности
«Волшебная кисточка», 2 часа в неделю 5 класс
№ | Дата | Тема занятий |
план | фак |
1 | 02.09 | | Знакомство с планом работы. Техника безопасности |
2 | 07.09 | | Красота вокруг нас. |
3 | 09.09 | | Красота родного края |
4 | 14.09 | | Цвет. Цветовой круг. Цветовой тон. |
5 | 16.09 | | Насыщенность цветового тона. |
6 | 21.09 | | Приемы изображения тона |
7 | 23.09 | | Виды смешения цветов. Лессировка. Алла прима. |
8 | 28.09 | | Колористическое построение пространства |
9 | 30.09 | | Выполнения пейзажа в акварели |
10 | 05.10 | | Составления эскиза композиции «Осенние впечатление» |
11 | 07.10 | | Составление композиции картины |
12 | 12.10 | | Колористическое построение пространства |
13 | 14.10 | | Пленер. Рисования эскизов с натуры |
14 | 19.10 | | Композиция, композиционные средства и приёмы |
15 | 21.10 | | Жанр живописи - потрет |
16 | 26.10 | | Конструктивно-анатомическое строение лица человека |
17 | 28.10 | | Штриховки по форме лица. |
18 | 02.11 | | Тоновая разработка лица человека |
19 | 11.11 | | Цветовая разборка лица, акварель |
20 | 16.11 | | Кукла игрушка |
21 | 18.11 | | Пропорции куклы |
22 | 23.11 | | Сходство и различие фигур куклы и человека |
23 | 25.11 | | Цветовая разборка лица куклы |
24 | 30.11 | | Фигура человека |
25 | 02.12 | | Конструктивно-анатомическое строение человека |
26 | 07.12 | | Наброски фигуры человека стоящего |
27 | 09.12 | | Механика различных движений человеческой фигуры |
28 | 14.12 | | Наброски фигуры человека в движении |
29 | 16.12 | | Зимний пейзаж |
30 | 21.12 | | Правила выполнения снега |
31 | 23.12 | | Зимние деревья |
32 | 28.12 | | Правила выполнения снега на деревьях |
33 | 13.01 | | Композиция на тему «Зимой в лесу» |
34 | 18.01 | | Линейное построение композиции |
35 | 20.01 | | Колористическое построение картины |
36 | 25.01 | | Знакомство с разными художественными материалами |
37 | 2701 | | Орнамент |
38 | 01.02 | | Цвет орнамента |
39 | 03.02 | | Орнамент в полосе |
40 | 08.02 | | Красота орнамента |
41 | 10.02 | | Декоративность в орнаменте |
42 | 15.02 | | Хакасский орнамент |
43 | 17.02 | | Хакасский орнамент |
44 | 22.02 | | Натюрморт |
45 | 24.02 | | Праздничный натюрморт |
46 | 01.03 | | Линейное построение натюрморта |
47 | 03.03 | | Национальный натюрморт» |
48 | 10.03 | | Линейное построение «Национального натюрморта» |
49 | 15.03 | | Натюрморт в цвете |
50 | 17.03 | | Натюрморт – монотипия. |
51 | 22.03 | | Правила выполнения натюрморта на стекле |
52 | 31.03 | | Оттиск натюрморта |
53 | 05.04 | | Выполнение натюрморта в технике монотипия. |
54 | 07.04 | | Национальная культура Хакасии |
55 | 12.04 | | Рисования хакасских предметов украшения |
56 | 14.04 | | Интерьер хакаской юрты, линейное построение |
57 | 19.04 | | Бытовой жанр |
58 | 21.04 | | Бытовой жанр и его отличительные особенности |
59 | 26.04 | | День Победы |
60 | 28.04 | | Военная техника ВОВ |
61 | 05 05 | | Герои России всех времен. |
62 | 12.05 | | Герои России всех времен. |
63 | 17.05 | | Портрет ветерана |
64 | 19.05 | | Страна заповедная. |
65 | 24.05 | | Изображение животных. |