СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" по изобразительному искусству,  обучение с 5-7 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности»





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Волшебная кисточка»


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Волшебная кисточка» разработана на основе примерной программы по художественному творчеству, ФГОС и адаптированной авторской программы в соответствии с программой «Изобразительное искусство» - концепция «Начальная школа 21 века», руководитель проекта Н.Ф.Виноградова (автор – доктор педагогических наук профессор В.С.Кузин.М.: Вентана-Граф, 2008). Примерной программой общего образования по изобразительному искусству, созданной на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования средней школы. Программа рассчитана на три учебных года для учащихся 10 -14 лет, с проведением занятий два раз в неделю длительностью 1 час

Программа «Волшебная кисточка» составлена в соответствии с нормативными документами:

- Закон об Образовании РФ ст.9 п. 14.

- Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 №233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей».

- Примерные требования к программам дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей МинОбрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844).

- СанПиН 2.4.4. 1251 – 03, Приложение 3 «Рекомендуемый режим занятий детей в объединениях различного профиля.

Ценностными ориентирами содержания программы является:

  • системно - деятельностный подход;

  • единство обучения и воспитания;

  • взаимодействие с другими образовательными дисциплинами.

Цель программы «Волшебная кисточка» :

Поддержка и развитие интереса к изобразительной деятельности через знакомство с реальным миром и миром фантазий.

Задачи:

  • Приобрести начальный опыт работы в различных видах художественно-творческой деятельности.

  • Развить умение творческого подхода к деятельности.

  • Формировать чувства радости от результатов индивидуальной и коллективной работы.


Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой основного общего образования

МБОУ «Усть –Абаканская СОШ»

Данная программа рассчитана на 3год – 5-7класс.

Общее число учебных часов в классе -5 класс-65часа, 6 класс-65часа,

Способ реализации: внеурочная деятельность в режиме второй половины дня.


Характеристика курса.


Программа построена так, чтобы дать детям ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. В ней предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей деятельности. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.

Занятия творчеством имеют огромное значение в становлении личности ребенка. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, восприятия, они способствуют раскрытия творческого потенциала личности, вносят вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.


Программа «Волшебная кисточка» основывается на принципах:

- диалогичности;

- проектности;

- коллективности;

- ассоциативности и вариативности;

- доступности и посильности.

Планируемые результаты

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства проявятся:

– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музей, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания произведений искусства;

– использования языка изобразительного искусства и выразительных возможностей различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка, музыки и др.);

– умение организовать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

– способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

- устойчивый познавательный интерес к новым видам прикладного творчества, новым способам исследования технологий и материалов, новым способам самовыражения;

- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.


Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учебно-творческую задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

-адекватно воспринимать оценку учителя;

-вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок.

Обучающийся получит возможность научиться:

- проявлять познавательную инициативу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.


Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться:

- использовать схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;

- высказываться в устной форме;

- анализировать объекты, выделять главное;

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать ( выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- подводить под понятие;

- проводить наблюдения, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- использовать методы и приемы художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научиться:

- понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

- учитывать разные мнения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ.

Обучающийся получит возможность научиться:

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.


В результате занятий по предложенному курсу обучающиеся получат возможность:

· развивать воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, сформировать познавательные интересы;

· познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;

· использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;

· познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных материалов;

· создавать полезные и практические изделия, осуществляя помощь своей семье;

· совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками, умение оказывать помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою собственную.



Формы занятий:

- беседы;

- практические индивидуальные, парные, групповые и коллективные занятия;

- экскурсии;

- виртуальные путешествия;

- игры;

- художественные выставки.


«Надо рисовать, как дети», - утверждали многие художники и, отбрасывая профессиональную «правильность» изображения, искали секрет выразительности в непосредственности детского рисунка. Известно, что каждый ребенок – художник. Практически не владея средствами изобразительной грамоты, дети дошкольного и младшего школьного возраста создают работы, которые не только умиляют и радуют своей наивностью, но и удивляют своей выразительностью, экспрессией.

Творческие задания программы «Веселая мастерская» подобраны таким образом, чтобы эти способности укрепить и развить, повысить интерес к изобразительному искусству, побудить к творческой деятельности, сплотить детский коллектив. Присутствие игровых методов, приемов и ситуаций на занятиях благоприятствуют закреплению и расширению кругозора детей в окружающем мире, развивают познавательность и пытливость, фантазию.

Отличительной особенностью занятий данной программы является то, что:

- творческая работа выполняется ребенком только в состоянии эмоционального подъема и желания творить;

- познание мира происходит через игровые задания;

- каждая работа оценивается всегда положительно;

- любое проявление самостоятельности, творческой инициативы, новых замыслов и идей приветствуется и поддерживается.

На занятиях происходит освоение различных художественных материалов (цветные мелки, цветные карандаши, фломастеры, пластилин, различные виды бумаги, природные материалы и др.), инструментов (кисти, стеки, ножницы и т.д.), а так же художественных техник (аппликация, коллаж, оригами, лепка, и др.)

Программа предусматривает чередование занятий индивидуального творчества и коллективной деятельности. В конце каждого занятия организуются выставки с обсуждением выполненных работ, что позволит активизировать внимание детей и формировать опыт творческого общения, предоставит возможность ощутить радость успеха.

Для успешной реализации программы «Волшебная кисточка» необходимо создать условия обеспечивающие:

- жизнь и здоровье воспитанников (безопасные условия жизнедеятельности для каждого ученика);

- эмоциональное благополучие каждого ребенка (формирование благоприятного психологического, эмоционального климата в коллективе).

Программа ориентирована на первый уровень результатов.

Отбор содержания

Учебный материал программы по изобразительному искусству представлен следующими компонентами образования:

«Эстетическое восприятие»,

«Виды художественной деятельности»,

«Язык изобразительного искусства»,

«Значимые темы художественного творчества (искусства)».

Все эти направления работы в разной мере присутствуют на каждом занятии и способствуют раскрытию разных сторон изобразительного искусства: ценностно-ориентационную, типологическую, языковую и деятельностную.

1. Компонент художественного образования - «Эстетическое восприятие», раскрывая художественно-образную специфику содержания видов и жанров изобразительного искусства, предполагает переживание и осознание смысла произведения, эмоциональное созерцание объектов и явлений природы. Опыт эстетического (художественного) восприятия выражается в умении:

– выражать своё эстетическое отношение к объектам и явлениям природы, шедеврам отечественного и мирового искусства;

– различать основные виды художественной деятельности, понимать их специфику: графика, живопись, скульптура, архитектура (художественное конструирование и моделирование), декоративно прикладное искусство (дизайн);

– различать основные жанры пластических искусств, понимать их специфику: портрет, пейзаж, натюрморт, сказочный жанр, исторический жанр, анималистический жанр, иллюстрация и др.;

– участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений, переживать и понимать образную специфику произведения;

– понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии;

– различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях изобразительного искусства, уметь объяснять их разницу.

2. «Виды художественной деятельности» - компонент содержания художественного образования, создающий условия для получения практического художественно-творческого опыта работы с разнообразными техниками и материалами изобразительной, конструктивной и декоративной творческой деятельности, способствующий развитию навыков работы с:

– живописными материалами и техниками: акварель, гуашь, пастель (сухая и масляная) и др.;

– графическими материалами: простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, маркеры, тушь, гелевые или шариковые ручки и техниками: граттаж, гравюра наклейками, кляксография, монотипия и др.;

– скульптурными материалами: пластилин или глина;

– конструктивными материалами: бумага цветная и белая, картон, ножницы и клей, «бросовые», природные и смешанные материалы и др.

3. «Язык изобразительного искусства» – компонент художественного образования. Являясь «азбукой искусства», он даёт инструментарий для практической реализации замысла ученика и нацелен на то, чтобы выпускник научился использовать композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру как средства художественного выражения:

Композиция: знать и применять элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве; уметь использовать горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции, знать и применять основные пропорции предметного окружения; использовать линию горизонта, элементарные перспективные сокращения: ближе – больше, дальше – меньше, загораживание; роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, спокойное и динамичное и т.д.; композиционный центр; главное и второстепенное в композиции; симметрия и асимметрия.

Цвет: различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, использовать

смешанные и локальные цвета в собственной учебно-творческой деятельности; передавать

с помощью цвета характер персонажа, его эмоциональное состояние, использовать

выразительные свойства материалов и техник (гуашь, акварель, цветные фломастеры,

аппликация, коллаж, витраж и др.) при изображении реального и фантастического мира.

Линия: знать и применять в изобразительной деятельности многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, ломаные, спиралевидные и др.), использовать их знаково-символическое значение; передавать с помощью линии, штриха, пятна, точки эмоциональное состояние природы, человека, животного.

Форма: знать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве; использовать сходство и контраст простых геометрических форм (круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник и др.); в изобразительном творчестве, использовать выразительные свойства силуэта в передаче характера персонажа; основных пропорций животных и человека, форму и конструкцию архитектурных построек.

Объём: умение применять способы передачи объёма разными художественными материалами (пластилин, бумага, картон и др.); в творческой деятельности использовать выразительные возможности геометрических тел (куб, цилиндр, конус и др.) и их сочетаний, форму и конструкцию архитектурных построек; через выразительность объёмных и рельефных композиций, передавать основные пропорции животных и человека.

Фактура: различать и применять в целях художественной выразительности фактуру разных художественных техник и материалов: гладкая, шершавая, выпуклая, колючая, мягкая, пастозная и др.;

Ритм: знать виды ритма (размеренный, прерывистый, спокойный, беспокойный, замедленный, порывистый и т.п.). Использовать ритм линий, пятен, цвета, объёмов в передаче эмоционального состояния, движения и динамики; различать специфику ритма в декоративно-прикладном искусстве, живописи, графике, скульптуре, архитектуре. Выполнять ритмически организованные рисунки, орнаментальные и шрифтовые композиции.

Разделы программы:

Наименования раздела

1

Вводное занятие

2

Пейзаж как жанр изобразительного искусства

3

Рисования по памяти и представлению человека

4

Что нужно для грамотного рисования

5

Декоративно-прикладное искусство

6

Рисования с натуры натюрмортов

7

Живописные изображения пейзажа

8

Народ – творец прекрасного

9

Красота архитектуры

10

Рисования с натуры натюрмортов из предметов быта

11

Пленер

12

Подведение итогов за год




Основы художественной грамотности. Теоретическая часть:

    • Художественные материалы Акварель, тушь, гуашь – свободное владение ими;

    • Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника Упражнение набросанного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе – линейной, воздушной.

    • Художественные материалы. Свойство графических материалов: карандаш, перо, тушь, воск, мелки и приемы работы с ними.

    • Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.

    • Связь с рисунком, композицией, живописью.

    • Декоративно-прикладное искусство

    • Плоские и объемные композиции.

    • Декоративная переработка природных форм, связанная с художественным конструированием, композицией, живопись.

Требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны знать:

– основные виды и жанры изобразительных искусств;

– основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, перспектива, композиция);

– имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

– названия наиболее крупных художественных музеев России и мира.

Учащиеся должны уметь:

– применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;

– анализировать содержание произведений разных видов и жанров ИЗО и определять средства выразительности (линия, цвет, перспектива, композиция);

– ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения.

Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:

– восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Владееть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

– для восприятия и оценки произведений искусства;

– самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).































Срез творческих и эстетических знаний и умений

по окончанию учебного года


Фамилия, имя обучаемого

Оценка

Свободное владение приспособлениями, инст­рументами и материалами для живописи, графики, ДПИ


Знание и применение законов линейной и воз­душной перспектив


Умение работать в определенной цветовой гам­ме: ограниченной, заданной или выбранной


Умение передавать объем предметов тональной или цветовой градацией


Умение передавать характер движения фигур че­ловека и животных


Умение решать художественно-творческие зада­чи, пользуясь эскизом, техническим рисунком


. Умение составлять композицию в натюрморте и передавать объем предметов тональной или цветовой градацией


Свободное, творческое комбинирование различ­ных техник, средств художественной выразитель­ности в своих работах.


Знание особенностей художественного языка мастеров искусства (различных эпох, народов, направлений)


Система оценок: «3» — 1 уровень (низкий), «4» -1 уровень (средний), «5» - 3 уровень (высокий)
























Описание материально-технического обеспечения программы

печатные пособия:

- иллюстрации, картинки, фотографии;

- дидактический материал;

учебно-практическое оборудование:

- краски акварельные, гуашевые;

- бумага А4, А1;

- кисти;

- пластилин;

- ножницы;

- баночки для воды;

- цветная бумага


Технические средства обучения


  • Мультимедийный проектор

  • Компьютер

  • Экран

  • Музыкальный центр


Оборудование кабинета

Парты, стулья

Мольберты


Литература:

  1. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания «Грааль, 2008 год.

  2. Кузнецова Л.И, Новикова Е. И. Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков. «Детство-пресс», 2007 год.

  3. Мартынова Е.А, Сучкова И.М. Тематическое планирование В ДОУ. Художественно-творческая деятельность, старший дошкольный возраст. Издательство учитель, 2010 год

  4. Неменский, Б. М. «Изобразительное искусство и художественный труд»

1—4 классы. М. Просвещение, 2010 год.

  1. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. — М.: Просвещение, 2008 год.

  2. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. — М. Просвещение, 2008 год.

  3. Тарабанина Т.И. Оригами для начинающих. Лучшие модели. Ярославль, Академия развития, 2009 год.

















Календарно-тематическое планирование

Внеурочной деятельности

«Волшебная кисточка», 2 часа в неделю 5 класс


Дата

Тема занятий

план

фак

1

02.09


Знакомство с планом работы. Техника безопасности

2

07.09


Красота вокруг нас.

3

09.09


Красота родного края

4

14.09


Цвет. Цветовой круг. Цветовой тон.

5

16.09


Насыщенность цветового тона.

6

21.09


Приемы изображения тона

7

23.09


Виды смешения цветов. Лессировка. Алла прима.

8

28.09


Колористическое построение пространства

9

30.09


Выполнения пейзажа в акварели

10

05.10


Составления эскиза композиции «Осенние впечатление»

11

07.10


Составление композиции картины

12

12.10


Колористическое построение пространства

13

14.10


Пленер. Рисования эскизов с натуры

14

19.10


Композиция, композиционные средства и приёмы

15

21.10


Жанр живописи - потрет

16

26.10


Конструктивно-анатомическое строение лица человека

17

28.10


Штриховки по форме лица.

18

02.11


Тоновая разработка лица человека

19

11.11


Цветовая разборка лица, акварель

20

16.11


Кукла игрушка

21

18.11


Пропорции куклы

22

23.11


Сходство и различие фигур куклы и человека

23

25.11


Цветовая разборка лица куклы

24

30.11


Фигура человека

25

02.12


Конструктивно-анатомическое строение человека

26

07.12


Наброски фигуры человека стоящего

27

09.12


Механика различных движений человеческой фигуры

28

14.12


Наброски фигуры человека в движении

29

16.12


Зимний пейзаж

30

21.12


Правила выполнения снега

31

23.12


Зимние деревья

32

28.12


Правила выполнения снега на деревьях

33

13.01


Композиция на тему «Зимой в лесу»

34

18.01


Линейное построение композиции

35

20.01


Колористическое построение картины

36

25.01


Знакомство с разными художественными материалами

37

2701


Орнамент

38

01.02


Цвет орнамента

39

03.02


Орнамент в полосе

40

08.02


Красота орнамента

41

10.02


Декоративность в орнаменте

42

15.02


Хакасский орнамент

43

17.02


Хакасский орнамент

44

22.02


Натюрморт

45

24.02


Праздничный натюрморт

46

01.03


Линейное построение натюрморта

47

03.03


Национальный натюрморт»

48

10.03


Линейное построение «Национального натюрморта»

49

15.03


Натюрморт в цвете

50

17.03


Натюрморт – монотипия.

51

22.03


Правила выполнения натюрморта на стекле

52

31.03


Оттиск натюрморта

53

05.04


Выполнение натюрморта в технике монотипия.

54

07.04


Национальная культура Хакасии

55

12.04


Рисования хакасских предметов украшения

56

14.04


Интерьер хакаской юрты, линейное построение

57

19.04


Бытовой жанр

58

21.04


Бытовой жанр и его отличительные особенности

59

26.04


День Победы

60

28.04


Военная техника ВОВ

61

05 05


Герои России всех времен.

62

12.05


Герои России всех времен.

63

17.05


Портрет ветерана

64

19.05


Страна заповедная.

65

24.05


Изображение животных.












































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!