Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «Лицей №2»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»
Согласовано | Рассмотрено | Утверждаю | |
на заседании методического | на заседании методического совета | Директор МБОУ «Лицей №2» | |
объединения учителей гуманитарного и естественно-научного циклов | ____________________ А.В. Хисамова | _____________Т.Р. Фарберова | |
_____________________И.А. Соломаха | ___________________________________ | | |
Протокол №1 | Протокол методического совета №1 | Протокол педагогического совета №1 | |
«30» августа 2022 г. | «30» августа 2021 г. | от «31» августа 2022г. |
| Приказ № 837 от «30» августа 2022 г. | Приказ № 851 от «31» августа 2022 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Вспомогательные исторические дисциплины»
11 А, 11 Б классы
2022-2023 учебный год
Составитель:
Билецкая Стелла Викторовна,
учитель истории
г. Нижневартовск
2022
Содержание
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета «Вспомогательные исторические дисциплины»
Описание места учебного предмета «Вспомогательные исторические дисциплины» в учебном плане
Требования к уровню подготовки обучающихся
Содержание программы учебного предмета «Вспомогательные исторические дисциплины»
Календарно - тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Вспомогательные исторические дисциплины» для 11 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе среднего общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:
Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 г. № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от августа 2017 г. № 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. № 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы»
Фундаментального ядра содержания общего образования
Основной образовательной программы среднего общего образования МБОУ «Лицей №2»
Примерной программы по учебному предмету Обществознание 10-11 классы, автор Боголюбов Л.Н.- М. Просвещение, 2014. Рабочей программы к предметной линии учебников по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н., Городецкой Н.И., Ивановой Л.Ф. и др.
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12. 2014г., приказ №.1577 от 31.12.2015г.)
Методических рекомендаций по реализации образовательных программ начального общего образования, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. (ссылка на документ https://docs.edu.gov.ru/id1792)
Рабочей программы воспитания МБОУ «Лицей №2» на уровне основного общего образования.
Цель программы: формирование умений самостоятельной исследовательской работы и получения информации из различных исторических источников.
Задачи:
познакомить учеников с методами исторического исследования и языком исторической науки;
показать многообразие исторических источников и особенности их групп и разновидностей, сформировать понимание того, что восстановление достоверной картины прошлого возможно только на основе комплексного использования различных источников;
обучить детей некоторым приемам работы с историческими источниками, способствуя тем самым углублению знаний и развитию творческих способностей школьников;
воспитывать чувство сопричастности прошлому как основу становления исторического сознания;
закрепление навыков самообразования, поиска информации;
развитие абстрактного мышления, умственных, творческих коммуникативных способностей учащихся;
развитие функциональной грамотности обучающегося как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное функционирование человека в современном обществе, максимально реализующего свои потенциальные возможности в трудовой и профессиональной деятельности, способствующего развитию страны (функциональная грамотность).
Содержание учебного предмета «Вспомогательные исторические дисциплины» способствует реализации Программы воспитания и социализации обучающихся образовательной программы МБОУ «Лицей №2».
1. Общая характеристика учебного предмета
Главной задачей школьного исторического образования является формирование у учащихся исторического мышления как основы гражданской идентичности ценностно-ориентированной личности. При этом, создание полной исторической картины невозможно без изучения источников исторической информации: денежных систем, мер веса, длины, имен собственных, гербов и символов, алфавитов. Однако школьный курс истории не предполагает знакомства с вспомогательными историческими дисциплинами, к которым относятся археология, генеалогия, ономастика, геральдика, палеография, хронология, метрология, сфрагистика и нумизматика. Содержание этих дисциплин не отражено в школьной программе. Это затрудняет изучение и понимание истории как науки.
2. Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает изучение курса в 11 классе в количестве 34 часов в год, 1 час в неделю.
3. Требования к уровню подготовки обучающихся.
Планируемыми результатами изучения учебного предмета «Вспомогательные исторические дисциплины» в 11 классе являются:
| У выпускников будут сформированы: | Выпускники получат возможность для формирования: |
Личностные результаты | сознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; познавательный интерес к прошлому своей страны освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями; уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности; следование этическим нормам и правилам ведения диалога; формирование коммуникативной компетентности; обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других; расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. | • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; • готовности к самообразованию и самовоспитанию; • адекватной позитивной самооценки и Я-концепции; • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности; • устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям; • эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других |
Метапредметные результаты: | Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
Регулятивные УУД: | • самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; • основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; • прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. - рефлексивные умения, обеспечивающие оценку своей грамотности; - стремление к дальнейшему образованию. | самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения; выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ; основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей; осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач; адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности; построению жизненных планов во временной перспективе; основам саморегуляции эмоциональных состояний; прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей. |
Познавательные УУД: | • основам реализации проектно-исследовательской деятельности; • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; • устанавливать причинно-следственные связи; • осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений, ограничение понятия; • осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения; • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий; • работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов | • основам рефлексивного чтения; • ставить проблему, аргументировать её актуальность; • самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента; • выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов; • организовывать исследование с целью проверки гипотез; • делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. |
Коммуникативные УУД: | • формулировать собственное мнение и позицию; • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; • работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; • использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей; | • учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве; • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников; • брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); • оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности; • осуществлять коммуникативную рефлексию; • в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; • вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; • следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества; • устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; • в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей. |
ИКТ- компетенции: | использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности. | получить опыт проектирования дизайна сообщений в соответствии с его задачами и средствами доставки; ٧ научиться понимать сообщения, используя при его восприятии внутренние и внешние ссылки, различные инструментов поиска, справочные источники. |
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации | • ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл: определять главную тему, выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию, находить в тексте требуемую информацию умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ) -сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; - выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; -участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения; - понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; - применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; | ٧ анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления; ٧ выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа «подтекста» (использованных языковых средств и структуры текста); |
Предметные результаты | Выпускник научится: | Выпускник получит возможность научиться: |
| сравнивать данные разных источников - факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия; развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ века; темпы и характер модернизации в России и в других странах; объяснять значение, смысл важнейших исторических понятий: революция, большевизм, либерализм, Дума, Столыпинские реформы, советы, диктатура, «военный коммунизм», НЭП, социализм, индустриализация, коллективизация, репрессии, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление, демократизация; уметь дискутировать, анализировать исторический источник, показывать на исторической карте: территорию России, СССР и её изменение на протяжении ХХ века; промышленные центры, крупнейшие стройки; места военных сражений; составлять описание: зданий, технических сооружений, предметов быта, памятников художественной культуры; систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы; высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.объяснять механизм рыночного регулирования экономики и характеризовать роль государства в регулировании экономики; понимать и правильно использовать основные экономические термины; распознавать на основе привёденных данных основные экономические системы, экономические явления и процессы, сравнивать их. | демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; определять место и время создания исторических документов; проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ при изучении политической деятельности современных руководителей России и ведущих зарубежных стран; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения социальных реформ и контрреформ, внешнеполитических событий, войн и революций; использовать картографические источники для описания событий и процессов новейшей отечественной истории и привязки их к месту и времени; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; анализировать и оценивать исторические события местного масштаба в контексте общероссийской и мировой истории ХХ века; обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории России Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; применять полученные знания при анализе современной политики России; владеть элементами проектной деятельности. |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Данный курс предлагает, как расширение содержания предмета, так и совокупность методик и технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним формированием личности учащихся средства предмета «История» и, как следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить отечеству.
4. Содержание учебного курса
Вспомогательные исторические дисциплины как разделы исторической науки. Понятие и виды исторических источников. Этапы внешней и внутренней критики исторического источника. Нумизматика как вспомогательная историческая дисциплина. Первые монеты русских князей. Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. Символика и эмблематика как вспомогательная историческая дисциплина. Хронология как вспомогательная историческая дисциплина. Календари и календарные системы. Характеристика Юлианского и Григорианского календарей. Счет времени в Древней Руси. Реформы летоисчисления при Петре I. Метрология как вспомогательная историческая дисциплина. Метрология Древнерусского государства. Метрология периода удельной Руси. Русская метрология XVI-XVII вв. Русская метрология XVIII-XX вв.
5. Календарно - тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания
№ | Раздел, название темы, | К-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1 | Введение. | 1 | | |
2 | Вспомогательные исторические дисциплины как разделы исторической науки. | 1 | | |
3 | Вспомогательные исторические дисциплины как разделы исторической науки. | 1 | | |
4 | Понятие и виды исторических источников. | 1 | | |
5 | Понятие и виды исторических источников. | 1 | | |
6 | Этапы внешней и внутренней критики исторического источника. | 1 | | |
7 | Этапы внешней и внутренней критики исторического источника. | 1 | | |
8 | Нумизматика как вспомогательная историческая дисциплина. | 1 | | |
9 | Нумизматика как вспомогательная историческая дисциплина. | 1 | | |
10 | Первые монеты русских князей. | 1 | | |
11 | Первые монеты русских князей. | 1 | | |
12 | Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. | 1 | | |
13 | Геральдика как вспомогательная историческая дисциплина. | 1 | | |
14 | Символика и эмблематика как вспомогательная историческая дисциплина | 1 | | |
15 | Символика и эмблематика как вспомогательная историческая дисциплина | 1 | | |
16 | Хронология как вспомогательная историческая дисциплина. | 1 | | |
17 | Календари и календарные системы | 1 | | |
18 | Характеристика Юлианского календарей. | 1 | | |
19 | Характеристика Григорианского календарей. | 1 | | |
20 | Счет времени в Древней Руси. | 1 | | |
21 | Счет времени в Древнем Египте. | 1 | | |
22 | Счет времени в Древнем Рим. | 1 | | |
23 | Реформы летоисчисления при Петре I. | 1 | | |
24 | Реформы летоисчисления при Петре I. | 1 | | |
25 | Метрология как вспомогательная историческая дисциплина. | 1 | | |
26 | Метрология как вспомогательная историческая дисциплина. | 1 | | |
27 | Метрология Древнерусского государства. | 1 | | |
28 | Метрология Древнерусского государства. | 1 | | |
29 | Метрология периода удельной Руси. | 1 | | |
30 | Метрология периода удельной Руси. | 1 | | |
31 | Русская метрология XVI-XVII вв. | 1 | | |
32 | Русская метрология XVI-XVII вв. | 1 | | |
33 | Русская метрология XVIII-XX вв. | 1 | | |
34 | Русская метрология XVIII-XX вв. | 1 | | |
6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя:
1. Уланова Л.С. Вспомогательные исторические дисциплины. Сфера. 2005.
2. Вспомогательные исторические дисциплины. Под ред. Г.А. Леонтьевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Владос, 2015.
Литература для обучающихся:
1. Паршиков, Н. А. Символы в истории [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. А. Паршиков, Брагина Л. И. – Орел : Орловский государственный институт искусств и культуры, 2011. – 136 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=276196.
2. Усков, И. Ю. История российской государственности [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. Ю. Усков. – Кемерово : КемГУКИ, 2012. – 135 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=232820.
3. Шульгина, М. В. Архивоведение [Электронный ресурс] : учебное пособие / М. В. Шульгина – Архангельск : ИД САФУ, 2014. – 233 с. – URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view&book_id=312311.
Приложение № 1
Алгоритм работы с текстом
I. Идентификация текста, то есть определение типа текста:
1)по структуре;
2)по знакам препинания;
3)по заголовку;
4)по картинкам, схемам.
II. Предвосхищение содержания текста на основе жизненного опыта и знаний учащихся из всех предметов по:
1)формальным вехам: картинкам, диаграммам, структуре текста, абзацам, по 1-му предложению, по последнему, по сноскам и т.д.;
2)смысловым вехам: словам с большой буквы, числительным, датам и т.д.
III. В процессе чтения выделять четыре функциональных вида чтения текста:
1)просмотровое и/или поисковое;
2)ознакомительное;
3)изучающее.
IV. Каждый вид чтения предполагает соответствующую стратегию текста для решения вполне конкретных задач урока.
V. Вид чтения определяется необходимостью информации из данного текста для решения конкретных учебных задач.
VI. Независимо от вида чтения необходимо соблюдать последовательность в действиях учителя и учащихся по извлечению информации.
VII. Нельзя перейти ни к одному виду чтения, минуя предшествующее, т.к. просмотровое - это чтение для определения темы текста или ответе на вопрос: «О чем здесь идет речь?»;
Ознакомительное чтение-это извлечение не менее 70% содержащейся в тексте информации, (как правило - основной информации) с ответами на вопросы: «Что? Кто? Где? Когда?»
Изучающее чтение - 100% извлечение информации, т.е. наиболее полное и глубокое, с ответами на вопросы: почему? как? какова главная идея? основные мысли?
VIII. Каждый вид чтения должен обязательно завершаться контролем за результативностью извлечения максимальной информации в соответствии с видом чтения.
Приложение № 2
Отчет по экскурсии
Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.
Тема экскурсии: _____________________
Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия: ______________
Вид экскурсии__________________
Цель экскурсии (цель ученика): ___________________________________
Информация, подтверждающая достижение цели:
1 вариант:
Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее. | Ответы на вопросы |
| |
| |
| |
2 вариант (в случае, если отчет оформляется творческой работой)
Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)
Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Фамилия И.О. /________________/
Отчет проверил: учитель: ____________________, «_____» __________20___г.
Оценка: _________ (______________) / Фамилия И.О. /________________/
Приложение № 3
Требования к проектной работе
Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
Примерная последовательность проектной деятельности
Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.
Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.
Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.
Выработка идей, вариантов выполнения проекта.
Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.
Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.). На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.
Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.
Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.
Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.