СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности по родному (даргинскому) языку

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по внеурочной деятельности по родному (даргинскому) языку

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности по родному (даргинскому) языку»

МКОУ «Мюрегинская СОШ»







Программа по внеурочной деятельности

"Тайны родного языка"

для 5–х классов






Ступень обучения: 5 класс

Количество часов: 34

Направление ВУД: общеинтеллектуальное









Автор-составитель:

Магомедова С.К.

учитель родного языка и литературы

МКОУ «Мюрегинская СОШ»









2022-2023 г.


Пояснительная записка

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса. Программа курса рассчитана на расширение представлений обучающихся о родном языке. Занятия позволяют ребенку наблюдать над лексической стороной слова, что дает возможность увидеть, как живет слово в тексте. Практические занятия направлены на обогащение словаря и развитие речи обучающихся. Все занятия строятся на основе занимательности, что способствует заинтересованности ребят в получении новых знаний.

Цель: способствовать прочному и сознательному усвоению изученного материала, способствовать развитию речи обучающихся, совершенствовать навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития, воспитывать интерес к предмету.

Задачи:

  • обогащение словаря,

  • развитие устной и письменной речи;

  • работа над содержательной стороной слова;

  • активизация познавательных интересов;

  • развитие творческих способностей и мышления.


Общая характеристика учебного курса

Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества; работа по развитию связной речи обучающихся, формированию коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах даргинского литературного языка.

Содержание курса обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.

В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала не только в деятельностной форме. Деятельностный подход в этой программе осуществляется через такие формы работы, как конкурсы, КВН, игры, викторины и др. Место проведения занятий — учебный кабинет, библиотека.



Содержание программы


Введение (1 ч.)

Сказочное царство слов.

Красота и богатство родной речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство родного языка: народную фантазию, мудрость народную.

Фонетика (1ч.)

Звуки не буквы. Отличие звуков и букв. Звукопись.

Орфоэпия (2ч.)

Банты и шарфы. Знакомство с наукой орфоэпия. Нормы произношения. Произносительные нормы.

Графика (1ч.)

Как возникла наша письменность?

Словообразование(3ч.)

Дерево из слов. Как найти корень в слове. Почему «убежали» гласные? «Говорящие» суффиксы и приставки.

Морфемика (2ч.)

Поговорим обо всех приставках сразу.

Правописание приставок. Опасные согласные в приставках.

Лексикология (9ч).

Лексикография – наука о составлении словарей. Как найти слово. Экскурсия в библиотеку. Знакомство с разными видами словарей. Добрые слова. Богатство родной лексики «добрыми словами». Омонимы. Игры со словами-омонимами. Разновидности омонимов. Антонимы.

Устаревшие слова – архаизмы и историзмы. Неологизмы. О чём рассказывают фразеологизмы.

Орфография (3ч.)

Чередование гласных в корнях

Морфология (3ч.)

Самостоятельные и служебные части речи

Синтаксис (5ч)

Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные члены предложения

Культура речи (4ч)

Виды ошибок (орфоэпические, лексические, грамматические). Крылатые слова. Значения крылатых слов. Рифмы.  Анаграммы

Подведение итогов (1ч.)

КВН по родному языку





Программа рассчитана на 34 часа.


Планируемые результаты


Личностные:

  • понимание родного языка как основной национально-культурной ценности даргинского народа;

  • уважительное отношение к родному языку;

  • стремление к речевому самосовершенствованию

  • достаточный объем словарного запаса для выражения мыслей и

чувств в процессе речевого общения.

Метапредметные:

  • адекватное восприятие и понимание информации;

  • способность извлекать информацию из различных источников;

4

  • свободно пользоваться словарями различных типов;

  • умение воспроизводить прочитанный и прослушанный текст;

  • способность правильно излагать свои мысли;

  • соблюдение в речи норм родного литературного языка;

  • способность участвовать в речевом общении;

Предметные:

  • представление о роли родного языка;

  • освоение базовых понятий лексики;

  • проведение лексического анализа слова;

  • осознание эстетической функции родного языка.


Содержание курса


п.п.

Тема

Кол-во часов

1

Введение

1

2

Фонетика

1

3

Орфоэпия

2

4

Графика

1

5

Словообразование

3

6

Морфемика

2

7

Лексикология

9

8

Орфография

3

9

Морфология

3

10

Синтаксис

5

11

Культура речи

4

12

Подведение итогов

1





Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий


Тема

Кол-во часов

Дата

1

Введение

1



Сказочное царство слов.

Красота и богатство родной речи. На примере произведений устного народного творчества показать богатство родного языка: народную фантазию, мудрость народную.

1


2

Фонетика.

1



Звуки не буквы. Отличие звуков и букв

1


3

Орфоэпия

2



Знакомство с наукой орфоэпия

1



Нормы произношения..

1


4

Графика

1



Как возникла наша письменность?

1


5

Словообразование

3



Дерево из слов

1



Как найти корень в слове

1



Почему «убежали» гласные?

1


6

Морфемика

2



Поговорим обо всех приставках сразу.

1



Правописание приставок.

1


7

Лексикология

9



Что такое лексика

1



Лексикография – наука о составлении словарей

1



Как найти слово

1



Экскурсия в библиотеку.

1



Знакомство с разными видами словарей

1



Добрые слова.

1



Богатство даргинской лексики

1



Игры со словами-омонимами. Разновидности омонимов

1



Антонимы

1


8

Орфография

3



Чередование гласных в корнях.

1



Убавление согласных в корнях

1



Прибавление согласных в корнях

1


9

Морфология

3



Основные части речи

1



Служебные части речи

1



Роль междометий в предложениях

1


10

Синтаксис

5



Кто в доме хозяин? (Главные члены предложения)

1



Кто ищет, тот находит

1



Друзья хозяев

1



Кто кого?

1



Где? Когда? Откуда?

1


11

Культура речи

4



Виды ошибок (орфоэпические, лексические, грамматические).

1



Крылатые слова.

1



Рифмы

1



Анаграммы

1


12

Подведение итогов

1



КВН по родному языку

1





Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса


А.А.Сулейманов «Методика даргинского языка»

М-С Мусаев «Практический курс даргинского языка»

С.Н.Абдуллаев «Грамматика даргинского языка»


ЭОР

https://wordwall.net/ru/resource/31092825

https://padlet.com/sapiatm00/lm35b6aj754oh0gl

https://app.genial.ly/dashboard

https://sboard.online/cabinet



.