муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 32 »
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель ШМО __________Л. А. Карсакова Протокол № _______ от _____________ 2021 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________Г. Р. Шарафутдинова «____» _______________2021 | «Утверждаю» Директор школы ________Л. В. Шляпкина Приказ № _______ от «____» _________2021 |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Эрудит. Математика с увлечением. Думаю, решаю, доказываю…»
3 класса
на 2021-2022 учебный год
Педагог: Лисянская Айман Нагиммулловна, учитель начальных классов,
соответствие занимаемой должности
г. Ульяновск, 2021
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Эрудит. Математика с увлечением. Думаю, решаю, доказываю…» для 3 класса составлена на 2021-2022 учебный год в соответствии с нормативными документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями и дополнениями;
Примерной основной образовательной программой начального общего образования;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 года №189 (зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 года №19993) с изменениями и дополнениями;
Основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №32»;
Календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год Средней школы №32.
Учебно-методический комплект, реализующий программу «Эрудит. Математика с увлечением. Думаю, решаю, доказываю…» в 3 классе, включает:
Эрудит. Математика с увлечением. Думаю, решаю, доказываю…3 класс. Программа внеурочной деятельности. Методическое пособие / Е.Б. Докторова, А.П. Мишина, И.В. Шалагина. — М.: Планета, 2020.
На изучение программы «Эрудит. Математика с увлечением. Думаю, решаю, доказываю…» в 3 классе выделяется 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты обучения по внеурочной деятельности «Эрудит. Математика с увлечением. Думаю, решаю, доказываю…»
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
располагать числа в порядке возрастания и в порядке убывания;
решать задачи на определение порядкового номера объекта;
решать нестандартные текстовые задачи;
заполнять «магические» квадраты;
решать математические «головоломки», арифметические ребусы, нестандартные задачи, связанные с величинами;
решать логические, комбинаторные задачи, задачи геометрического содержания.
Обучающиеся получат возможность научиться:
составлять таблицу данных нестандартных текстовых и логических задач;
строить графы для решения комбинаторных задач;
строить «дерево возможностей» для решения комбинаторных задач;
получить более глубокие знания о геометрических фигурах и их свойствах.
Метапредметные результаты:
В области познавательных учебных действий обучающиеся научатся:
выделять и формулировать познавательную цель;
выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (составление плана и последовательности действий);
проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам посредством системы знаний;
анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков;
строить речевое высказывание в устной форме;
строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
понимать, что можно по-разному отвечать на вопрос;
контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединиться к одной из них;
формулировать собственное мнение и позицию;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть диалогической формой речи.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Содержание программы
Числа.
Нумерация чисел в пределах 1000:
названия чисел;
порядок следования чисел (прямой, обратный);
расположение чисел в порядке возрастания и в порядке убывания.
Арифметические действия.
Сложение и вычитание в пределах 1000:
числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число; заполнение магических квадратов; решение числовых ребусов;
нахождение значения выражения рациональным способом;
восстановление примеров: поиск скрытого числа;
последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел:
числовые головоломки: соединение чисел знаками действия так, чтобы в ответе получилось заданное число; заполнение магических квадратов; решение числовых ребусов;
нахождение значения выражения рациональным способом;
восстановление примеров: поиск скрытого числа;
последовательное выполнение арифметических действий: отгадывание задуманных чисел.
Величины.
Задачи, связанные с величиной «время».
Задачи, связанные с величиной «масса».
Задачи, связанные с величиной «объём».
Задачи, связанные с величиной «длина».
Задачи, связанные с величинами «скорость», «время», «расстояние».
Задачи, связанные с величинами «цена», «количество», «стоимость».
Логические задачи.
Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами.
Задачи на упорядочивание множеств.
Комбинаторные задачи:
задачи, решаемые способом перестановок;
задачи, решаемые при помощи построения графов;
задачи, решаемые при помощи построения «дерево возможностей».
Задачи на расстановки.
Задачи на промежутки.
Задачи геометрического содержания.
Задачи, раскрывающие смысл понятий: «точка», «прямая», «отрезок», «луч», «окружность», «радиус окружности».
Задачи, в которых необходимо подсчитать количество конкретных геометрических фигур: треугольников, прямоугольников, четырёхугольников.
Задачи, связанные с понятиями «периметр квадрата», «периметр прямоугольника», «площадь квадрата», «площадь прямоугольника».
Задачи, для решения которых требуется выполнить дополнительные построения.
Задачи, требующие работы со счётными палочками.
Задачи – шутки.
Олимпиады.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | № занятия | Примечания |
1. | Вводное занятие. | 1 | 1 | |
2. | Нумерация чисел в пределах 1000. | 3 | 2-4 | |
3. | Выражение и его значение. | 3 | 5-7 | |
4. | Числовые ребусы. | 1 | 8 | |
5. | Задачи, связанные с величинами. | 3 | 9-11 | |
6. | Доли. | 1 | 12 | |
7. | Задачи на нахождение чисел по сумме и разности. | 2 | 13-14 | |
8. | Задачи на нахождение чисел по кратному отношению. | 1 | 15 | |
9. | Эрудиты соревнуются (Олимпиада). | 1 | 16 | Олимпиада проводится среди обучающихся одного класса. |
10. | Задачи, решаемые с конца. | 1 | 17 | |
11. | Задачи с промежутками. | 1 | 18 | |
12. | Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно. | 1 | 19 | |
13. | Разные задачи. | 4 | 20-23 | |
14. | Логические задачи. | 4 | 24-27 | |
15. | Логические задачи (Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами). | 1 | 28 | |
16. | Комбинаторные задачи (Задачи, решаемые при помощи графов). | 1 | 29 | |
17. | Задачи на упорядочивание множеств. | 1 | 30 | |
18. | Задачи на принцип Дирихле. | 1 | 31 | |
19. | Задачи с геометрическим содержанием. | 2 | 32-33 | |
20. | Эрудиты соревнуются (Олимпиада). | 1 | 34 | Олимпиада проводится среди обучающихся одного класса. |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
План | Факт |
1. | Вводное занятие. | 1 | | |
2-4. | Нумерация чисел в пределах 1000. | 3 | | |
| |
| |
5-7. | Выражение и его значение. | 3 | | |
| |
| |
8. | Числовые ребусы. | 1 | | |
9-11. | Задачи, связанные с величинами. | 3 | | |
| |
| |
12. | Доли. | 1 | | |
13-14. | Задачи на нахождение чисел по сумме и разности. | 2 | | |
| |
15. | Задачи на нахождение чисел по кратному отношению. | 1 | | |
16. | Эрудиты соревнуются (Олимпиада). | 1 | | |
17. | Задачи, решаемые с конца. | 1 | | |
18. | Задачи с промежутками. | 1 | | |
19. | Задачи на нахождение чисел по суммам, взятым попарно. | 1 | | |
20-23. | Разные задачи. | 4 | | |
| |
| |
| |
24-27. | Логические задачи. | 4 | | |
| |
| |
| |
28. | Логические задачи (Задачи на установление взаимно однозначного соответствия между множествами). | 1 | | |
29. | Комбинаторные задачи (Задачи, решаемые при помощи графов). | 1 | | |
30. | Задачи на упорядочивание множеств. | 1 | | |
31. | Задачи на принцип Дирихле. | 1 | | |
32-33. | Задачи с геометрическим содержанием. | 2 | | |
| |
34 | Эрудиты соревнуются (Олимпиада). | 1 | | |