муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 32»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Руководитель ШМО __________Л. А. Карсакова Протокол № _______ от «____» _______________ 2021 | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________Г. Р. Шарафутдинова «____» _______________2021 | «Утверждаю» Директор школы ________Л. В. Шляпкина Приказ № _______ от «____» _________2021 |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«В мире информации. Работаем с информационными источниками»
3 класса
на 2021-2022 учебный год
Педагог: Лисянская Айман Нагиммулловна, учитель начальных классов, соответствие занимаемой должности
г. Ульяновск, 2021
Рабочая программа по внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» для 3 класса разработана на 2021-2022 учебный год в соответствии с нормативными документами:
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями и дополнениями;
Примерной основной образовательной программой начального общего образования;
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 года №189 (зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 года №19993) с изменениями и дополнениями;
Основной образовательной программой начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №32»;
Календарным учебным графиком на 2021-2022 учебный год Средней школы №32.
Учебно-методический комплект, реализующий программу «В мире информации. Работаем с информационными источниками» в 3 классе, включает:
В мире информации. Работаем с информационными источниками. 3 класс. Программа внеурочной деятельности. /Авт.-сост. С. А. Шейкина; под редакцией Е. С Галанжиной. — М.: Планета, 2017;
На изучение программы «В мире информации. Работаем с информационными источниками» в 3 классе выделяется 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).
Планируемые результаты обучения по внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками»
В результате освоения программы курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» ученики третьего класса приобретут общие навыки работы с информацией и будут способны:
оценивать потребность в дополнительной информации;
определять возможные источники информации и способы её поиска;
осуществлять поиск информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете;
получать информацию из наблюдений, при обобщении;
анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы);
организовывать информацию тематически, упорядочивать по различным основаниям;
наращивать свои собственные знания, сравнивая, обобщая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях;
создавать свои информационные объекты (сообщения, графические работы);
использовать информацию для построения умозаключений; использовать информацию для принятия решений.
Планируемыми результатами изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» являются следующие личностные и метапредметные результаты.
Личностные:
умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.
Метапредметные:
Регулятивные:
способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
определять и формулировать цель деятельности;
работать по предложенному плану;
уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
делать предварительный отбор информации: ориентироваться в потоке информации;
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
В результате изучения курса внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками» ученики:
приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое – и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
научатся составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;
научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с имеющимся жизненным опытом;
овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
научатся работать с несколькими источниками информации, сопоставлять, преобразовывать и интерпретировать информацию, полученную из нескольких источников.
Содержание программы.
Сплошные тексты
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Кластеры
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.
Таблицы
Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Графики
График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.
Инфографика
Инфографика как информационный объект. Виды инфографики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображённых на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Исследовательская (групповая) работа
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт. Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема | Количество часов |
1. | Информация. | 1 |
2. | На прогулке. | 1 |
3. | Расписание. | 1 |
4. | На пасеке | 2 |
5. | На огороде. | 2 |
6. | В лесу. | 2 |
7. | Эти удивительные насекомые. | 1 |
8. | Порхающие красавицы. | 1 |
9. | На почте. | 1 |
10. | Почтовые марки. | 1 |
11. | Аквариум и его обитатели. | 2 |
12. | Скоро Новый год! | 1 |
13. | В книжном магазине. | 1 |
14. | Наши увлечения. | 1 |
15. | Поход в кино. | 1 |
16. | На спортивной площадке. | 1 |
17. | Наши пернатые друзья. | 1 |
18. | На ферме. | 1 |
19. | В цирке. | 1 |
20. | В детском парке отдыха. | 1 |
21. | Необычная азбука. | 2 |
22. | На остановке и на транспорте. | 1 |
23. | Осторожно, ДТП! | 1 |
24. | Интернет. | 1 |
25. | Берегите воду! | 1 |
26. | Экономьте электроэнергию! | 1 |
27. | Вторая жизнь бумаги. | 1 |
28. | Едем в лагерь. | 1 |
29. | Проверь себя. | 1 |
| Итого | 34 |
Приложение 1
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
План | Факт |
1. | Информация. | 1 | | |
2. | На прогулке. | 1 | | |
3. | Расписание. | 1 | | |
4. | На пасеке | 2 | | |
5. | | |
6. | На огороде. | 2 | | |
7. | | |
8. | В лесу. | 2 | | |
9. | | |
10. | Эти удивительные насекомые. | 1 | | |
11. | Порхающие красавицы. | 1 | | |
12. | На почте. | 1 | | |
13. | Почтовые марки. | 1 | | |
14. | Аквариум и его обитатели. | 2 | | |
15. | | |
16. | Скоро Новый год! | 1 | | |
17. | В книжном магазине. | 1 | | |
18. | Наши увлечения. | 1 | | |
19. | Поход в кино. | 1 | | |
20. | На спортивной площадке. | 1 | | |
21. | Наши пернатые друзья. | 1 | | |
22. | На ферме. | 1 | | |
23. | В цирке. | 1 | | |
24. | В детском парке отдыха. | 1 | | |
25. | Необычная азбука. | 2 | | |
26. | | |
27. | На остановке и на транспорте. | 1 | | |
28. | Осторожно, ДТП! | 1 | | |
29. | Интернет. | 1 | | |
30. | Берегите воду! | 1 | | |
31. | Экономьте электроэнергию! | 1 | | |
32. | Вторая жизнь бумаги. | 1 | | |
33. | Едем в лагерь. | 1 | | |
34. | Проверь себя. | 1 | | |