СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа и КТП «Музейное дело». Уровень изучения: базовый 8-А, Б классы

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по кружку "Музейное дело"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и КТП «Музейное дело». Уровень изучения: базовый 8-А, Б классы»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кировская общеобразовательная школа №1» Кировского района Республики Крым



Рассмотрено Согласовано Утверждено

на заседании МО учителей школы Заместитель директора по УВР Врио дректора

историко-филологического цикла и _________ Л.Н.Жабоедова _______ О.В.Кузнецова

искусства протокол № 1 «31» августа 2022 г. Приказ № 307-од

от «31» августа 2022 г. «31» августа 2022 г.

Председатель МО _____ Э.Я.Джелалчик




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО» 

Уровень изучения:базовый

8-А, Б классы

Уровень образования: основное общее образование

Направленность: культурологическая

Срок реализации: 1 год


Учитель: Джелалчик Э.Я., высшая категория





Рассмотрено на заседании педагогического совета

МБОУ«Кировская ОШ № 1»

(протокол от «30» августа 2022 г. №­­­­­­­­ 15)




пгт. Кировское, 2022 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа внеурочной деятельности курса «Музееведение» разработана для занятий с учащимися 8-ых классов в соответствии с новыми требованиями ФГОС, а также в соответствии со следующими нормативными документами:

  • Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, в редакции приказа Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 г. № 1644, от 31 декабря 2015 г № 1577);

  • Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (N 03-296 от 12 мая 2011 г.);

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 14.12.2015 года № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ;

  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от "29" декабря 2010 г. N 189, приложение 6

  • Рекомендации реализации внеурочной деятельности на 2022-2023 учебный год от Министерства просвещения РФ в рамках обновлённых новых ФГОС 3 поколения от 05.07.2022 г. № ТВ -1290/03

  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Кировская ОШ № 1» утвержденная приказом от 31.08. 2022 года

  • Учебный план МБОУ «Кировская ОШ № 1» на 2022-2023 учебный год;

  • а также на основе: авторской программы «Музейное дело» Белоусовой И.Я. Издательство ОмГПУ 2017г – 15 с.


Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.

Ребёнок, подросток, который будет знать историю своей деревни, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.


Программа курса «Музееведение» служит для развития, обучения и воспитания подрастающего человека исключительно важны связь с прошлыми поколениями, формирование культурной и исторической памяти. Чтобы ребёнок мог проникнуться такими чувствами, недостаточно только прочесть, посмотреть или услышать нужную информацию, тут требуется прикоснуться к эпохе, потрогать её руками и эмоционально пережить артефакты. Помочь молодому поколению в решении этих проблем может такой социальный институт, как музей. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного края, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. При реализации содержания данной программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьного курса истории, изобразительного искусства, литературы, окружающего мира. Вся работа по краеведению направлена на воспитание патриотизма, развитие духовных и нравственных черт личности.

Актуальность данной программы заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Изучение краеведения в школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Принципы рабочей программы:

  • непрерывное дополнительное образование как механизм обеспечения полноты и цельности образования в целом;

  • развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе социального и профессионального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • единство и целостность партнёрских отношений всех субъектов дополнительного образования;

  • системная организация управления учебно-воспитательным процессом принцип опоры на российские духовные традиции и культурно-нравственные ценности, предполагающий изучение определенного набора нравственных ориентиров, которые исторически сложились в результате взаимодействия народов, населяющих Россию;

  • принцип гуманизма, отражающий право каждого ребенка на выражение собственного мнения, полное равенство в отношениях с взрослыми, за исключением случаев, юридически ограниченных действующим законодательством, свободу выбора сфер деятельности;

  • принцип вариативности, дающий возможность использования в краеведческой деятельности для достижения поставленной цели различные формы учебной и внеурочной деятельности;

  • принцип социальной актуальности, т.е. выделение в качестве социально приоритетных в современных условиях направлений деятельности, позволяющих практически решать вопросы гражданского воспитания подростков, их социализации. Занятия с учащимися краеведческими исследованиями позволяют ученикам осознать необходимость проделанной работы и на её основе осуществляют:

  • написание работ по историческому краеведению, раскрывающих неизвестные ранее факты региональной истории (доклады, рефераты, буклеты, газеты и т.д.).

  • оформление стендов или уголков в школе.

  • создание слайдовых презентаций.

Реализация данных принципов осуществляется через разнообразные формы краеведческой работы: кружки, конкурсы, соревнования, экскурсии в музей города, встречи с ветеранами войны и труда, почётными гражданами города.

Программа способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся раскрыть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время. Посещая кружок, учащиеся прекрасно адаптируются в среде сверстников, благодаря индивидуальной работе руководителя, глубже изучается материал. На занятиях у учащихся раскрываются такие способности, как организаторские, творческие, что играет немаловажную роль в духовном развитии подростков.

Актуальность программы.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.

Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.

Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Цель:

-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.

Задачи:

1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.

2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

3. Формирование навыков работы с архивными документами.

4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.

5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.

6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал.

В процессе обучения у учащихся происходит:

- Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии

Актуальность внеурочной деятельности заключается в необходимости обучения школьников основам музейного дела.

Это связано:

  • во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, края;

  • во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;

  • в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;

  • в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.


В соответствии с учебным планом МБОУ «Кировская ОШ № 1» на изучение курса внеурочной деятельности «Музееведение» отводится 17 часов,

0, 5 часов в неделю (34 учебные недели). Данный курс предполагает  как теоретические, так  и практические занятия. Программа включает в себя  тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.

Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской  деятельности, оформлению и представлению ее результатов, подготовке публичных выступлений.

  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Личностные:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

Метапредметные результаты:

  • Первый уровень результатов — приобретение учащимся социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия; овладение способами самопознания, рефлексии; усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуациях взаимодействия, об организации собственной частной жизни и быта; освоение способов исследования нюансов поведения человека в различных ситуациях, способов типизации взаимодействия, инструментов воздействия, понимания партнёра.

  • Второй уровень результатов — получение учащимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  • Третий уровень результатов — получение учащимся опыта самостоятельного общественного действия — включает освоение способов решения задач по привлечению организационных и финансовых возможностей для реализации проекта, для этого подросток овладевает инструментами межличностного взаимодействия (ведение переговоров, выявление интересов потенциального партнёра, исследование интересов зрительской аудитории, использование различных способов информирования). Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие учащегося с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественнойсреде.

Предметные результаты

  • Использовать карту как источник информации о территории, о культурных центрах, о направлениях походов, завоеваний и др.

  • Проводить поиск информации в исторических текстах, памятниках, печатных изданиях.

  • Составлять описание образа жизни различных групп населения, о значительных событиях.

Формы и методы проведения занятий:

- проведение викторин и конкурсов на знания понятий и терминов музееведения;

- экскурсии; составление кроссвордов на тему музея;

- поиск сайтов и знакомство через них с известными музеями;

- просмотр видеофильмов о музеях нашей страны и за рубежом;

- составление словаря музейных терминов;

- разработка и проведение экскурсий по экспозиции школьного музея;

- встречи с участниками исторических событий, запись воспоминаний, анкетирование артефактов, поиск и сбор экспонатов;

- подготовка докладов, рефератов, сообщений, презентационных материалов

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

1.Введение (1 час) Инструктаж по охране труда. Изучение плана работы музея.

2.Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе ( 3 часа)

История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея.

3.Фонды музея. Научная организация фондовой работы( 3часа)

Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.

Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.

Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

4.Поисково-исследовательская работа(5 часов)

Разработка поиска по теме «Родной край».

Проведение поиска по конкретной теме:

- сбор экспонатов, связанных с историей посёлка;

- сбор информации об интересных людях;

- обработка и систематизация собранных материалов;

- организация научно-исследовательской работы;

5.Учёт и хранение фондов( 4 часа)

Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.

Вспомогательные картотеки:

а) книга записи воспоминаний

б) книга фотофиксаций

в) журнал приёма исторических памятников

г) журнал учёта газетных материалов

д) книга фиксации переписки музея.

Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

6. Экспозиционная работа( 6 часов)

Знания о требованиях к экспозиции. Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа):

«Сороковые –роковые»;

«Дети войны»;

«Годы, опаленные войной».

Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

7. Подготовка и проведение музейных экскурсий (11 часов)

Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.

Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.

Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.

Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.

Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использо­вания.

Отработка на экспозиции мето­дики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.

Составление вопросника и проведение тематической бе­седы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция « Ветераны Великой Отечественной войны»; экскурсия «История школы в фотографиях»; экскурсия-практикум «История посёлка»; обзорная экскурсия «Наши выпускники».


8.Рефлексия (1час)














  1. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Изучаемый раздел программы,

с учетом рабочей программы воспитания

Количество часов

Из них

контрольные работы

практические работы

Проектная деятельность

1

Введение. Инструктаж по охране труда. Изучение плана работы музея.

1




2

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе

3




3

Фонды музея. Научная организация фондовой работы

3




4

Поисково-исследовательская работа

5


1

1

5

Учёт и хранение фондов

4


1


6

Экспозиционная работа

6


2


7

Подготовка и проведение музейных экскурсий

11


4


8

Рефлексия

1











ИТОГО

34


8

1








Приложение « КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЕЕВЕДЕНИЕ»»

ДЛЯ 8-А, Б КЛАССОВ 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

п/п

Календарные сроки

Изучаемый раздел, тема урока с учетом рабочей программы воспитания

Кол-во

часов

план

факт

план

факт

1 четверть







1. Введение – 1 час






Введение. Инструктаж по охране труда. Изучение плана работы музея.

1






2.Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе

3 часа





История возникновения музейного дела.

1





Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея.

1





Знакомство с организацией и содержанием краеведческой работы в школе.

Основные направления деятельности школьного музея.

1






3.Фонды музея. Научная организация фондовой работы

3 часа





Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.

1





Виды фондовой работы.

1





Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея.

1






4.Поисково-исследовательская работа

5 часов





Разработка поиска по теме «Родной край».

1





Сбор экспонатов, связанных с историей посёлка.

11





Сбор информации об интересных людях.

1





Обработка и систематизация собранных материалов.

1





Организация научно-исследовательской работы. (Практическая работа)

1






5. Учёт и хранение фондов

4 часа





Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка.

1





Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.

1





Вспомогательные картотеки.






Научное определение и описание предметов. (Практическая работа)

1






6. Экспозиционная работа

6 часов





Знания о требованиях к экспозиции.

1





Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа): «Сороковые – роковые» (Проектная деятельность)

1





Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа): «Дети войны» (Практическая работа)

1





Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа): «Годы,опаленные войной» (Практическая работа)

1





Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций

1





Проведение экскурсий по заявкам классов.

1






7.Подготовка и проведение музейной экскурсий - 11 часов

1





Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

1





Типы и виды экскурсий.

1





Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов.

Пути использования и проведения экскурсий.

1





Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.

1





Экскурсионные методы и приёмы.

1





Отработка на экспозиции мето­дики проведения показа и анализа группы экспонатов.

1





Составление вопросника и проведение тематической бе­седы в ходе экскурсии.

1





Проведение экскурсии: «Ветераны Великой Отечественной войны» (Практическая работа)

1





Проведение экскурсии:«История школы в фотографиях» (Практическая работа)

1





Проведение экскурсии:«История посёлка» (Практическая работа)






Обзорная экскурсия «Наши выпускники» (Практическая работа)

1

34





Рефлексия

1 час



Материально-техническое обеспечение
  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/А.Я.Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009. ― 00 с. ― (Стандартывторого поколения). ― ISBN978-5-09-022138-2

  2. Ванслова Е. Г. Музей и культура. Экспериментальное методическое пособие Е.Г.Ванслова. – М.: МИРОС, 1995. – 174 с.

  3. Ванслова Е.Г., Юхневич М.Ю., Чумалова Т.П. Эстетическое воспитание подрастающего поколения в музеях различных профилей//Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика, практика. – М., 1999.

  4. Дукельский В.Ю. Музей и культурно-историческая среда. Музееведение. Проблемы культурной коммуникации в музейной деятельности. М., 1989. 13. «Музейная экспозиция (теория и практика, искусство экспозиции, новые сценарии и концепции) под редакцией М.Т. Майстровской, М.: 1997

  5. Михайловская А.И. Музейная экспозиция. М., 1964

  6. Музееведение. На пути к музею 21 века: музейнаяэкспозиция.М.,1996

  7. Музееведение. Музеи исторического профиля. — М., 1988.

  8. Музейный мир России. — М., 2003.

  9. Музейные экспозиции и выставки / Музейное дело России М., 2003.

  10. Музей и школа. Пособие для учителя. М., 1985.

  11. Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования (или Как делать музей?). М., 2003.

  12. Российская музейная энциклопедия: В 2 т. — М., 2001.

  13. Российская культура в законодательных и нормативных актах. Музейное дело и охрана памятников: В 3 т. — М., 1998. Т. 1, 2. 1991-1996; М., 2001. Т. 3. 1997-2000. Сотникова С.И. Музеология. — М., 2004.

  14. Фролов А.И. Музеи Москвы. — М., 2003.

  15. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. — М., 2003.

  16. Юренева Т.Ю. Музееведение. — М., 2003.

  17. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике / М-во культуры. РФ. Российского института культурологии. – М., 2001. – 223 с.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!