МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО
зам. директора по УВР
МБОУ «СОШ № 4»
г. Симферополя
________ Козырева А.С.
«____» _______202__г.
УТВЕРЖДЕНА
приказом МБОУ «СОШ № 4»
г. Симферополя
от «___» ______202__г. №_____
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2020- 2021 уч. год
по курсу внеурочной деятельности
«Основы православной культуры Крыма»
1-Г класс
Касьяненко Е.В., учителя начальных классов
первой квалификационной категории
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей начальных классов
МБОУ «СОШ № 4»
г. Симферополя
председатель
_______ Владыкина Ю.В.
Протокол №___ от «___» ____2020г
Программа внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Л.В.Наумовой «Основы православной культуры Крыма. Начальная школа» и предназначена для учащихся 1 класса МБОУ «СОШ № 4».
Рабочая программа составлена в соответствии: с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с рекомендациями примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование./ под ред. В. А. Горского. – 2-е изд. – М. Просвещение, 2011, учебного плана, годового календарного учебного графика МБОУ «СОШ №4» г. Симферополя на 2020-2021 учебный год. Рабочая программа рассчитана 33 часа ,1 раза в неделю.
Содержание учебного курса
Изложение материала носит личностно-ориентированный характер и учитывает возрастные и индивидуальные возможности его восприятия учащимися начальной школы.
Курс «Основы Православной культуры» носит светский характер, является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
С переходом начальной школы на федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования одним их приоритетных направлений является формирование ключевых и общечеловеческих компетентностей, что способствует организации работы по духовному обогащению младшего школьника, формированию внутреннего мира ребенка, его мыслей, поступков, стремлений, чувств и переживаний. А среди важнейших качеств, которыми должен обладать современный выпускник начальной школы, названа духовность.
Систематизация работы по духовно-нравственному воспитанию – одна из важных проблем образования. Особенно актуальна она в Крыму, где, согласно общепринятой в Древней Руси и церковной историографии версии, Православие и православная культура берут свое начало с первых проповедей Андрея Первозванного.
Цель программы – формирование личности младшего школьника на основе православных культурно-исторических традиций.
Задачи:
дать общие сведения о православной культуре;
познакомить с нравственными нормами Православия, с краткой историей его развития на Крымском полуострове, православными праздниками, традициями; именами и подвигами выдающихся православных исторических личностей, оставивших свой след в истории Крыма; всемирно известными памятниками православной культуры Крыма (Херсонес, «Пещерные города» и монастыри и пр.);
приобщать к нравственным устоям православной культуры, пониманию духа Православия как одной из особенностей национальной истории и культуры;
способствовать усвоению основных духовно-нравственных принципов, которые отразились в русских летописях, исторических повестях, преданиях, житиях святых, фольклоре, литературных произведениях для детей, а также в исторической и краеведческой литературе крымских ученых, писателей;
воспитывать духовно-нравственную личность;
формировать высокие общечеловеческие качества, ценностные ориентиры;
развивать богатый внутренний мир младшего школьника, личностное отношение к православным святыням Крымского полуострова.
Ожидаемый результат: ожидается, что усвоение курса поможет формированию у школьников уважительных отношений по отношению к другим людям, ознакомит их с традициями Православной семьи, выработает навыки духовной жизни, в том числе будет способствовать установлению духовной и творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, выработает умение и желание преодолевать свои пороки.
Место курса в учебном плане МБОУ «СОШ № 4»
Курс «Основы Православной культуры Крыма» рассчитан на 101 час. Рабочая программа в 1-м классе составляет 33 часа, во 2-3-х классах –34 часа с учетом федеральных и региональных праздников.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предметные результаты:
формирование представлений о православных святынях Крыма, об их значении в системе нравственного воспитания младших школьников;
формирование представлений о православных праздниках и их тесной связи с жизнью народа, обычаями, традициями, искусством, творчеством; основных памятниках истории и православной культуры Крымского полуострова;
знание и понимание особенностей распространения христианства в Крыму;
истории создания крымских православных монастырей и храмов;
формирование умения использовать дополнительные источники информации;
овладение навыками использования различных справочных изданий (словарей, энциклопедий) и детской литературы с целью поиска информации, ответов на вопросы для создания собственных устных или письменных ответов о главных святынях Крымского полуострова, народных традициях, положенных в основу Православия;
формирование умений строить содержательные рассказы об истории крымских «пещерных городов» и монастырей, других святынь полуострова; рассуждать о значении культурно-исторической роли Православия в Крыму.
СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ВИДЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа включает разделы: «Любовь, добро, зло», «Радость жизни», «Крымские основы русского православия».
Формы проведения занятий: утренник, праздник, инсценировка, театрализованное представление, экскурсия, устный журнал, творческая мастерская, конференция, заочные путешествия и т.д. Основные виды деятельности: беседа, викторины, игры, дискуссии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Любовь, добро, зло | 9 |
2. | Радость жизни | 18 |
3. | Крымские основы русского православия | 6 |
| Итого | 33 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Сроки выполнения | Название раздела (кол-во часов), темы урока |
| План | факт | |
Любовь, добро, зло (9 ч.) |
1 | | | Прекрасный мир, в котором мы живём. |
2 | | | Бог – Троица. Библия. Как разговаривать с Богом? |
3 | | | Рождество Богородицы. |
4 | | | Бог есть любовь. Сотворение Богом мира. Мир видимый и невидимый |
5 | | | Дни Творения. Шестой день – сотворение человека. |
6 | | | Покров Пресвятой Богородицы. |
7 | | | Свобода человека творить добро и зло. |
8 | | | Грехопадение и его последствия. |
9 | | | Мог бы Адам вернуться к Богу? Покаяние. Обетование Спасителя. |
Радость жизни (18 ч.) |
10 | | | Первое чудо Иисуса Христа. Христос и дети. |
11 | | | О чём учил Иисус Христос? Самая главная заповедь. |
12 | | | Чудеса, сотворённые Иисусом Христом. О благодарении. |
13 | | | Введение Богородицы во Храм. |
14 | | | Жизнь Девы Марии в доме Иосифа. Наша семья. |
15 | | | Рождество Христово. Подготовка к празднику Рождества Христова. |
16 | | | Крещение Иисуса Христа. Смысл крещения человека. |
17 | | | Таинство исповеди. |
18 | | | Преображение Господне. |
19 | | | Воскрешение Лазаря. |
20 | | | Сретение Господне. Бегство в Египет. |
21 | | | Великий пост и притча о блудном сыне. |
22 | | | Благовещенье. Вход Господень в Иерусалим. |
23 | | | Тайная Вечеря. |
24 | | | Распятие Господа ради спасения людей. |
25 | | | Воскресение. Празднование Пасхи. |
26 | | | Вознесение Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на Апостолов и образование Церкви Христовой. Христиане. |
27 | | | Путешествия Апостолов. Распространение Христианской Церкви. |
Крымские основы русского православия (6 ч.) |
28 | | | Мое знакомство со святынями. Как вести себя в храме. Почему говорят «святыня, святое место». Самые известные святыни Крыма. |
29 | | | Кого мы называем крымскими святыми и подвижниками. |
30 | | | Путешествую по Крыму. Где находится Херсонес? |
31 | | | Путешествую по Крыму. Экскурсия в храм Св. Вениамина. |
32 | | | Путешествую по Крыму. Симферополь – не просто столица |
33 | | | Итоговое занятие «Святые места, которые мне запомнились» |