СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смекни-ка" 2 кл.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Смекни-ка" 2 кл.»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кривецкая средняя общеобразовательная школа»



Рассмотрено

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол №1 от

29.08.2022г.

Руководитель МО

_______________

В.М. Гукова

Согласовано

зам. директора по ВР

____________________

А.Б. Горбань

30.08.2022 г.


Рекомендовано

к утверждению

педагогическим советом

Протокол №1

от 30.08.2022г.

Председатель педсовета

__________________

С.И. Пшеничных

Утверждено

приказом №55

от 01.09.2022г.

Директор школы

______________

С.И. Пшеничных




Рабочая программа


КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Смекни-ка»

(общеинтеллектуальное направление)






Разработана

учителем начальных классов

1 квалификационной категории

Куркиной Галиной Алексеевной




Класс: 2

Недельная нагрузка: 1 час







Учебный год: 2022-2023


Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности социального направления кружка «Смекни-ка» разработана в соответствии с Законом РФ «Об образовании», с учётом требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.

Программа разработана для курса 34 часа (1 час в неделю), реализуемая в МОУ «Кривецкая средняя общеобразовательная школа» в 2022-2023 учебном году.

Рабочая программа составлена на основании сборника программ по внеурочной деятельности под редакцией Н. Ф. Виноградовой на основе авторской программы Е. Э. Кочуровой.

Актуальность программы заключается в создании на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности, в реализации своих возможностей, приобретения уверенности в своих силах.

Программа «Смекни-ка» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности».

Новизна данной программы определена требованиями к результатам основной образовательной программы начального общего образования ФГОС. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентностей ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей. Отличительной особенностью новых стандартов является включение в перечень требований к структуре основной образовательной программы:

         соотношение урочной и внеурочной деятельности обучающихся;

         содержание и объем внеурочной деятельности обучающихся.

     Главными особенностями рабочей программы по данному курсу являются: определение видов организации деятельности учащихся, направленные на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса;

в основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.

Цель курса внеурочной деятельности «Смекни-ка»: общеинтеллектуальное развитие, развитие творческого и логического мышления у обучающихся, формирование устойчивого интереса к математике.

Задачи курса:

  1. Познавательные:

- формировать и развивать различные виды памяти, внимания и воображения, универсальные учебные умения и навыки;

- формировать у обучающих общую способность искать и находить новые решения нестандартных задач, необычные способы достижения требуемого результата, раскрыть причинно-следственные связи между математическими явлениями;

  1. Развивающие:

- развивать мышление в ходе усвоения приёмов мыслительной деятельности (анализ, сравнение, синтез, обобщение, выделение главного, доказательство, опровержение);

- пространственное восприятие, воображение, геометрические представления;

- творческие способности и креативное мышление, умение использовать полученные знания в новых условиях;

- развивать математическую речь;

  1. Воспитательные:

- воспитывать ответственность, творческую самостоятельность, коммуникабельность, трудолюбие, познавательную активность, смелость суждений, критическое мышление, устойчивый интерес к изучению учебного предмета «Математика».


Формы работы внеурочной деятельности. Данный курс внеурочной деятельности даёт возможность интенсивно развивать познавательные и творческие способности детей, интеллект, все виды мыслительной деятельности как основу для развития других психических процессов (память, внимание, воображение); формировать основы универсальных учебных действий и способов деятельности, связанных с методами познания окружающего мира (наблюдение, измерение, моделирование), развитие приёмов мыслительной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение).

Педагогическая целесообразность программы курса внеурочной деятельности состоит в том, что дети практически учатся сравнивать объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми и видовыми понятиями. Предлагаемые логические упражнения заставляют детей выполнять правильные суждения и приводить несложные доказательства, проявлять воображение, фантазию. Все задания носят занимательный характер, поэтому они содействуют возникновению интереса детей к мыслительной деятельности и урокам математики.

Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей более динамичной, насыщенной и менее утомительной.

Принципы программы:

  • Актуальность

Создание условий для повышения мотивации к обучению математики, стремление развивать интеллектуальные возможности  учащихся.

  • Научность

Математика – учебная дисциплина, развивающая умения логически мыслить,      видеть количественную сторону предметов и явлений, делать выводы, обобщения.

  • Системность

Курс строится от частных примеров (особенности решения отдельных примеров) к общим (решение математических задач).

  • Практическая направленность

Содержание занятий кружка направлено на освоение математической терминологии, которая пригодится в дальнейшей работе, на решение занимательных задач, которые впоследствии помогут ребятам принимать участие в школьных и городских олимпиадах и других математических играх и конкурсах.

  • Обеспечение мотивации

Во-первых, развитие интереса к математике как науке физико-математического направления, во-вторых, успешное усвоение учебного материала на уроках и выступление на олимпиадах по математике.

  • Реалистичность

  • Курс ориентационный

Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами математики, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной точной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

Виды внеурочной деятельности.

  • решение занимательных задач;

  • оформление математических газет;

  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;

  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;

  • проектная деятельность

  • самостоятельная работа;

  • работа в парах, в группах;

  • творческие работы

Методы проведения занятий

  • Словесные

  • Наглядные

  • Практические

  • Исследовательские

Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на мини группы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

Реализация рабочей программы. Для реализации рабочей программы во внеурочном плане выделено 34 часа, 1 час в неделю. Программа реализует межпредметные связи с математикой.

Сроки реализации программы:1 год.


Планируемые результаты освоения.

Личностными результатами изучения данного  курса являются:

  1. развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  2. развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  3. воспитание чувства справедливости, ответственности;

  4. развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

За время изучения  курса ученики овладеют метапредметными универсальным  учебным действиям:

  • Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.

  • Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числового кроссворда; использовать его в ходе самостоятельной работы.

  • Применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками.

  • Анализировать правила игры. Действовать в соответствии с заданными правилами.

  • Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.

  • Выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии.

  • Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения,

  • Использовать критерии для обоснования своего суждения.

  • Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.

  • Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять свои ошибки и ошибки товарищей.




Формы подведения итогов реализации программы внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность по математике строится на принципах добровольности и дополнительности, служит для углубления и закрепления математических знаний, формирования культуры математического мышления, развития интереса к предмету, формирования и развития элементов математической креативности. Она развивается по основным направлениям (в ФГОC названы такие формы):

I.   Традиционные.

-экскурсии;

-кружки, секции;

-круглые столы, конференции, диспуты;

-олимпиады, ШНО, исследования;

-соревнования;

-общественно полезные практики

-предметные недели.

II.  Новые формы работы

1. Участие в дистанционных  научно - практических конференциях.

2. Дистанционные олимпиады международного и всероссийского уровней: «Авангард», « Кенгуру» , «Олимпис»( www.olimpis.ru), «Эврика» (eureka-center.ru/olimp-1-16), «Эрудит» ( www.erudit-olimp.ru )  « Прояви себя»,   « Абака» и т.д.

В процессе внеурочной работы по математике решаются следующие основные дидактические задачи:

- вырабатывается интерес к изучению математических дисциплин;  

- углубляются и расширяются математические знания, умения и навыки учащихся;

- развивается логическое мышление, математическая зоркость, математическая интуиция и смекалка;

- выявляются наиболее одаренные дети, развиваются их способности.

Внеурочные формы обучения построены на принципе добровольности, не регламентированы необходимостью выставления оценки учащимся, проходят в более непринужденной, раскрепощенной по сравнению с уроком атмосфере, требуют от учителя высокого уровня профессионального мастерства. Он должен не только иметь солидную математическую эрудицию, но и обладать такими необходимыми качествами, как контактность, педагогический такт, доброжелательность.


Учебно - тематический план

Название раздела,

темы, количество часов

занятия

Тема занятия

Форма проведения

Итоговое занятие по разделу, теме

Сравнение, обобщение, классификация (5 часов)

1.

Вводный урок. Диагностика мыслительных способностей.

Диагностика


2.

Занимательные вопросы. Математические загадки. Ребусы.

КВН


3.

Математические фокусы со спичками

Игры со спичками (палочками)



4.

Математические лабиринты. Числовые треугольники.

Работа в парах


5.

Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам.

Творческие задания


Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания

(3 часа)

6.

Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 20.

Игра-путешествие


7.

Лишнее слово.

Игра «Лишний»


8.

Выделение признаков предметов. Сравнение.

Работы в группах


Логические задания (9 часов)

9.

Логические вопросы.

Математическая игра


10.

Разбиение по какому-либо признаку.

Игра «Посели в свой домик»


11.

Задачи на смекалку.

Занимательные лесенки.


12.

Логически-поисковые задания.

Работы в группах


13.

Чтение изографов.

Математические игры


14.

Словесные лабиринты.

Математические игры


15.

Анаграммы. Игра «Собери фигуру».

Математические игры


16.

Объёмные фигуры.

Творческие задания


17.

Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой ряд.

Работа в парах


Комбинаторика и конструкции (5 часов)

18.

Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки.

Математические игры


19.

Игра «Шифровальщик».

Математические игры



20.

Палиндромы.

Конкурс математических газет


21.

Занимательная геометрия.

Конкурс знатоков


22.

Головоломки со спичками.

Графический диктант


Творческие задания

(10 часов)

23.

Логические задачи.

Шарады.


24.

Математические квадраты 3х3. Сложение в пределах 100.

Соревнования


25.

Задачи-шутки.

Игра «Умник»


26.

Нестандартные задачи.

Блиц-турнир по решению задач


27.

Оригами. Изучение свойств квадрата.

Практикум


28.

Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы.

Викторина


29.

Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы.

Игра «Змейка».


30.

Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках.

Работа в парах


31.

Нахождение общего признака в словах, математических цепочках, в геометрических фигурах.

Конкурсно-игровая программа


32.

Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

Соревнование


Диагностика

(2 часа)

33.

Задачи в стихах. Ребусы.

Блиц-турнир


34.

Конкурс эрудитов.

Конкурс




Содержание курса программы

Сравнение, обобщение, классификация (5 ч.).

Поиск лишнего объекта. Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение предметов на группы по какому-либо признаку. Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках, геометрических фигурах. Нахождение закономерностей. Распределение по группам.

Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч.).

Математические и словесные лабиринты. Числовые треугольники. Оригами. Изучение свойств квадрата.

Логические задания (10 ч.).

Занимательные вопросы и задачи. Математические загадки. Ребусы. Математические квадраты 3х3. Логические вопросы. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в стихах.

Комбинаторика и конструкции (5 ч.).

Математические фокусы со спичками. Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объёмные фигуры. Занимательная геометрия. Головоломки. Графический диктант.

Творческие задания (10 ч.).

Закончи предложения. Собери поговорки. Придумай загадку к словам. Продолжи ряд. Составь свой ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи-шутки. Весёлые вопросы. Зашифрованные пословицы. Игра «Змейка».

Диагностика (2 ч.).

Диагностика степени владения логическими операциям



Список литературы

  • Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Оригами. Игры и фокусы с бумагой. Санкт-Петербург, 2017;

  • Борзова В.А., Борзов А.А. «Развитие творческих способностей у детей. Самара. Дом печати, 2019 г.

  • Волина В. Праздник числа: занимательная математика для детей. М., 2021;

  • Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике.  2 класс. М., 2020;

  • Журналы «Начальная школа».

  • Зак А. Путешествие в сообразилию: поиск девятого. М., 2017;

  • Керова Г.В. Нестандартные задачи по математике (1-4 класс). М., 2019;

  • Логическая математика для младших школьников. М.,  Поматур, 2018;

  • Погодин В.Н. Математические разминки. 2 класс. М., 2019;

  • Сербина Е.В. Математика для малышей. М., 2021;

  • Узорова О.В. Контрольные и олимпиадные работы по математике. Пособие для четырёхлетней начальной школы: 1-2 классы. М., 2015;

  • Улицкий А.Т., Улицкий Л.А. Игры со спичками. Минск, Вуал, 2018 г.

  • Чилингирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. М., 2020