СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (научно – познавательное направление) «Волшебное перо»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Отработка навыков письма. Выроботка каллиграфического почерка.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (научно – познавательное направление) «Волшебное перо»»

Рабочая программа

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(научно – познавательное направление)

«Волшебное перо»

1,3 класс



Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Н.Г.Агарковой «Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк» (1-4).

Данная программа является дополнением к школьным программам по курсу «Обучение письму», «Русский язык», «Изобразительное искусство».

Программу предлагается реализовать в форме внеурочной деятельности «Волшебное перо».

Формирование письма в начальной школе имеет большое общественное и педагогическое значение. Чтение рукописи, написанной небрежным, неразборчивым почерком, отнимает много времени и внимания читающего, ведёт к ошибочному прочтению текста. Каллиграфически правильное письмо учащегося способствует воспитанию аккуратности в выполнении любого задания.

Обучение письму – составная часть общей программы по русскому языку. Её нельзя рассматривать изолированно. Она тесно связана с обучением чтению, с развитием устной и письменной речи, правописанием, изобразительным искусством и технологией.



Цели и задачи курса.

Цель – научить детей писать перьевой ручкой правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмы.

Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения каллиграфии.

Задачи работы курса:

- знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приёмами работы с ними;

- обучить воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв в словах, правильной расстановке слов на строке;

- научить соблюдать одинаковую высоту букв в словах на всей строке, пропорции строчных и заглавных букв;

- обучить отрывному, ритмичному и скорому письму;

- учить проявлять творческий подход к работе;

- учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел;

- учить индивидуальной работе;

- способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев;

- развивать глазомер; орфографическую зоркость, связную речь;

- воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремлённость, самодисциплину.

Общая характеристика курса.

Каллиграфия – это искусство писать чётким красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым разом всё больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.

Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические навыки в последующих классах. Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребёнка в школу.

Систематическое использование методов и приёмов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.

Цель занятий каллиграфией – формирование графически правильного, чёткого, достаточного скорого письма.

Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.

Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников. Формирование навыка письма основывается на определённых принципах обучения.

Принципы обучения каллиграфии включают как общедидактические, так и специфические принципы формирования графических навыков письма.

Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма – один из основных путей формирования чёткого почерка.

Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма было сознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме и другие. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочёты.

Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыков письма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется , приобретает точность и скорость. Но любое упражнение должно быть сознательным и эффективным. Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учётом особенностей детей: развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движения кисти и нервно – мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма ребёнка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения.

Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей и способствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей – переход от простого к сложному, который происходит в процессе работы над формами букв на уроках русского языка.

Непосредственно организация работы над формами букв называется в каллиграфии генетическим принципом. Обучая детей каллиграфии, учитель должен опираться на принцип учёта индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения, замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям.

Работа по каллиграфии направлена на формирование двигательного навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скорыми движениями всех звеньев руки.

Успешность в обучении каллиграфии во многом определяется созданием гигиенических условий: правильного подбора и расстановки школьной мебели, соответствия парты росту ученика, удобства её конструкции для письма, должного уровня освещения рабочих мест, класса в целом и других.

Также необходимо обеспечить условия обзора классной доски и дидактических учебных материалов. Главное значение при соблюдении гигиенических требований имеет правильное определение длительности непрерывного письма. Так, продолжительность непрерывного письма не должна превышать: в 1 классе – 5 минут, во 2 классе – 8 минут, в 3 классе – 12 минут, в 4 классе – 15 минут. Это важно учитывать при планировании уроков, предусматривая рациональное чередование устных и письменных видов работ.

При работе с младшими школьниками необходимо проведение 2 -3 физкультминуток, а также специальных упражнений для развития пальцев, кисти, предплечья рук.

Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствование основных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии.

Основные методические приёмы обучения каллиграфическим навыкам письма:

1) Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа.

2) Списывание учащимися с готового образца – прописей, образца учителя на доске или в тетради. Приём основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.

3) Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не даёт нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.

4) Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец.

5) Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать её на составляющие, зрительно выделяемые элементы.

6) Письмо под счёт, или в такт счёту способствует выработке плавного, ритмичного письма в определённом темпе.



Личностные, метапредметные и предметные результаты.

Реализация программы кружка обеспечивает достижение учащимися начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

1-й класс

Личностные результаты:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;

  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

  • высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

  • учиться работать по предложенному учителем плану

Познавательные УУД:

  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

  • слушать и понимать речь других;

  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

3-й класс

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;

  • интерес к изучению языка;

  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;

  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

  • пользоваться словарями, справочниками;

  • осуществлять анализ и синтез;

  • устанавливать причинно-следственные связи;

  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;

  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

  • задавать вопросы.

Предметные результаты:

сохранять правильную посадку и положение рук при письме; правильно располагать тетрадь при письме; правильно держать ручку и карандаш;

- умение ориентироваться на листе тетради; соблюдать гигиенические навыки письма;

- умение создавать рисунки из геометрических фигур, по шаблону, выполнять различные способы штриховки;

- формирование умений определять высоту букв, отрабатывать форму букв, способы соединения букв;

- каллиграфические упражнения по предупреждению фонетико-графических, орфографических и речевых ошибок;

- умение списывать с готового образца, с рукописного и печатного текста;

- умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;

- развитие орфографической зоркости учащихся;

- развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Текущий:

прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть, контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

- рефлексивный, контроль, обращённый на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

- контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

Итоговый контроль в формах:

- практические работы;

- творческие работы учащихся;

- конкурсы;

- выставки.

Самооценка и самоконтроль – определение учеником границ своего «знания – незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.

Методическое и материально-техническое обеспечение программы.

1. Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Часть1. – М.Просвещение, 2002

2. Илюхина В.А. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.- М.Дрофа.

3. Тикунова Л.И. Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание 1, 2, 3, 4 кл. – М.Дрофа.

4. Желтовская Л.Я, Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников: Пособие для учителя четырёхлетней начальной школы. - М. Просвещение 1987 (Библиотека учителя начальных классов).

5. Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализа ошибок при письме. \\ Нач. шкл. – 1999. - №8.

6. Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. – М. Просвещение, 1990 (Творческая лаборатория учителя).

7. Федосова Н.А. Как исправить почерк детей. \\ Нач. шк. – 1990. - №4.

8. Альбомы для рисования, тетради в узкую и широкую линейку.

9. Линейки – трафареты с геометрическими фигурами.

10. Материал для словарной работы (иллюстрации, тексты).

11. Доска.

12. Цветные мелки для учителя.

13. Цветные карандаши для учащихся.





Календарно - тематическое планирование

1 класс

Тема

Деятельность обучающихся

Дата по плану

Вводное занятие

«Чем мы будем заниматься на занятиях

по каллиграфии?»

Игровая деятельность. Размышляют над понятиями «каллиграфия», «пишу рисуя».

Рассуждают о значении изучения данного предмета. Знакомство с разлиновкой тетради, с перьевой ручкой.

Практическая работа: расположение тетради на парте, угол наклона тетради.

Гигиенические правила посадки при письме.


Штриховка сверху вниз. Письмо прямых линий. Рисование забора.

Игровая и творческая деятельность.

Знакомство с понятием «шриховка», правилами штриховки. Гигиенические правила письма при выполнении заданий.

Проведение пальчиковой гимнастики. Решение учебной задачи под руководством учителя. Упражнения для движения кисти слева направо наоборот. Отработка правильного наклона, параллельности штрихов. Упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Проведение пальчиковой гимнастики. Графические упражнения. Упражнение для разминки: ритмирование. «Чудесный мешочек».

Работа в паре, в группе.



Штриховка снизу вверх.

Письмо прямой наклонной линии с закруглением вправо. Рисование.


Штриховка слева направо. Письмо прямой наклонной линии с закруглением влево. Рисование крючков.


Штриховка справа налево. Письмо наклонной линии с закруглением сверху и снизу. Рисование уточек.


Штриховка с правого верхнего угла в левый нижний угол. Письмо наклонной линии с закруглением влево (элемент букв л, м, я). Клюшки.


Штриховка с левого верхнего угла в правый нижний угол. Письмо верхних петель. Рисование рыбок.


Штриховка по трафарету: верхние петли. Письмо нижних петель. Рисование птичек.


Штриховка по трафарету. Письмо полуовалов. Рисование месяца (кусочка сыра).


Штриховка по трафарету. Письмо овалов. Рисование шариков.


Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент:

короткая наклонная линия.

Игровая и творческая деятельность.

Дорисовывание предмета. Проведение пальчиковой гимнастики. Ниткопись. Штриховка. Решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнение гигиенические правила письма. Анализ образца изучаемой буквы, выделение элементов в прописных и строчных буквах; правильное называние элементов букв. Анализ написанной буквы.

Воспроизведение формы изучаемой буквы и её соединение с другой буквой по алгоритму.

Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Применение критериев оценивания выполненной работы в группах, анализ работы товарищей и оценка её по правилам.


Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: прямая наклонная линия вниз и вверх.


Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: короткая и длинная наклонная линия с закруглением влево.


Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: наклонная линия с закруглением влево.


Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: полуовал.

Игровая и творческая деятельность.

Работа по шаблону в тетради. Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Проведение пальчиковой гимнастики. Практическая работа. Отработка плавности и ритмичности письма.

Решение учебной задачи под руководством учителя.

Выполнение гигиенические правила письма.

Анализ образца изучаемой буквы, выделение элементов в прописных и строчных буквах; правильное называние элементы букв. Анализ написанных букв.

Воспроизведение формы изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Применение критериев оценивания выполненной работы в группах, анализ работы товарищей и оценка её по правилам.


Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: овал.


Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: верхняя петля.


Штриховка по трафарету. Начертание букв, содержащих элемент: нижняя петля.


Штриховка по трафарету. Буквы-картинки. Творческий проект.


Штриховка по трафарету.

Запись основных элементов букв.


Штриховка по трафарету.

Запись вспомогательных элементов букв.


Штриховка по трафарету. Росчерк элемента: прямая наклонная линия.

Развитие навыка правильного написания соединений, букв. Выработка одинаковых равномерных и пропорциональных расстояний между элементами букв, между буквами и словами. Проведение пальчиковой гимнастики.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь», «Клубочки», «Волны».

Практическая работа.

Решение учебной задачи под руководством учителя. Выполнение гигиенические правила письма.

Анализ образца изучаемой буквы, выделение элементов в прописных и строчных буквах; правильное называние элементы букв. Анализ написанных букв.

Воспроизведение формы изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму.

Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона.

Применение критериев оценивания выполненной работы в группах, анализ работы товарищей и оценка её по правилам.


Штриховка по трафарету.

Росчерк элемента: наклонная линия с закруглением вправо.


Штриховка по трафарету.

Росчерк элемента: короткая прямая наклонная линия.


Штриховка по трафарету.

Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением вверху и внизу.


Штриховка по трафарету.

Росчерк элемента: прямая наклонная линия с закруглением влево.


Штриховка по трафарету.

Росчерк элемента: полуовал.


Штриховка по трафарету.

Росчерк элемента: овал.


Штриховка по трафарету.

Росчерк элемента: верхняя и нижняя петли.


Штриховка по трафарету.

Списывание с рукописного текста.

Развитие навыка правильного написания соединений букв; отработка одинаковой высоты букв. Научатся списывать слова без искажений, замены и пропуска букв; списывать с рукописного и печатного текста.

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки. Проведение пальчиковой гимнастики.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь», «Клубочки», «Волны».

Применение критериев оценивания выполненной работы в группах, анализ работы товарищей и оценка её по правилам.


Штриховка по трафарету.

Списывание с печатного текста.


Закрепление и обобщение изученного.


Творческое занятие «Чему научились за год».














Календарно – тематическое планирование

3 класс.

Тема

Деятельность обучающихся

Дата по плану

Написание строчных букв и, ш, й, г, п, т, н, р, у, ц, щ, к и их соединений ити, иши, иуш, иру…

Повторение правил штриховки.

Упражнения для закрепления правил гигиены письма.

Проведение пальчиковой гимнастики.

Игровая и творческая деятельность.

Штриховка.

Разные способы проверки правописания слов.

Отработка правильного начертания букв.

Правильное начертание букв и их соединений.

Списывание предложений с образца.

Сочетания ща, щу.

Упражнения для формирования умений определять высоту букв. Однокоренные слова.

Письмо под счёт.

Работа над формой букв.

Анализ формы букв.

Отрабатывать написание строчных букв, имеющих одинаковые элементы; развивать умение работать с деформированными предложениями; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; отрабатывать каллиграфические навыки письма.



Написание строчных букв п, т, р, г и соединений гл, пл, гу, па, тшт, трт, тк, тв.



Написание строчных букв и, ш, г, п, т, й. Поэтическая страничка.



Контрольное списывание: буквы и, ш, г, п, т, й, н, р, у, слова и предложения.



Строчные буквы л, м.



Строчные буквы т н л ш м.



Строчные буквы ц, щ.



Строчные буквы ь ы ъ.



Строчные буквы о а ю я.



Строчные буквы б, д, ф, в.



Строчные буквы с, е, ё, ч.



Строчные буквы х, ж, э.



Строчные буквы з, к.



Заглавные буквы И, Ш, Ц. Щ.


Работа по шаблону в тетради.

Списывание учащимися с готового образца.

Проведение пальчиковой гимнастики.

Физкультминутки для развития мелкой моторики пальцев рук. Штриховка.

Отработка формы букв по группам в двух вариантах соединений. Упражнения для формирования осанки и снятия физической нагрузки.

Работа по шаблону в тетради.

Списывание с готового образца.

Составление рисунка на заданную тему и штриховка. Отрабатывать написание изученных заглавных букв; развивать творческие и интеллектуальные способности детей; умение работать с деформированным текстом; письменно отвечать на вопросы, контролировать этапы своей работы; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; отрабатывать каллиграфические навыки письма, орфографическую зоркость.

Проверка каллиграфического написания букв и соединений.

Соревнование.

Развивать умение редактировать тексты, раскрывать тему текста; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; владеть разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований, правильно оформлять дифференцированные предложения; контролировать этапы работы.



Заглавные буквы Ч, У.



Заглавные буквы А, Л, М.



Заглавные буквы И, Ш, Ц, Щ, Ч, У, А, Л, М.



Заглавные буквы О, С, Х.



Заглавные буквы Ж, Ю, Э.



Заглавные буквы З, Я.



Заглавные буквы Е, Ё.



Заглавные буквы Н, К.



Заглавные буквы Р,В.



Заглавная буква Ф.



Заглавные буквы Г, П, Т.



Заглавные буквы Б, Д.



Письмо соединений букв: ом, ол, оя, ог, оч, ок, оц, ощ, ор, ос, от, оп, ох, ож.

Работа над соединением букв.

Проведение пальчиковой гимнастики. 

Штриховка.

Практическая работа.

Поэтическая страничка.

Творческая деятельность.

Отрабатывать написание трудных соединений букв; развивать творческие и интеллектуальные способности детей; развивать умение составлять текст из предложений и строить описание; закрепить умение безошибочно писать изученные словарные слова; контролировать этапы своей работы, ритмично располагать буквы и слова на строке; формировать навык работы по алгоритму.

Работа по образцам учителя.

Конкурс на лучшее оформление первой буквы.

Сравнивать собственные буквы с образцом, связное ритмичное расположение и написание соединений букв и слов на строке, без искажений; умение записывать слова и предложения после их предварительного разбора, контролировать этапы своей работы, формировать навык работы по алгоритму.

Диктовка элементов букв и их соединений.

Проблемные задания.


Письмо соединений букв: мл, мы, ми, мя, ля, кл, ся, ем, ел, ех, еж, её.


Письмо соединений букв: вм, вя, бя, дл, ез, ед, ев, ве, вё, вл, об, од.



Письмо соединений букв: сд, зу, бр, ув, уд, уз, ум, вы, бы.



Письмо соединений букв: ья, ъя, ье, ъё, ьи, ъи, ью, ъю.



Творческая мастерская «Волшебная ручка».

Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.


Конкурс по каллиграфии.


Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.


Итоговая работа по каллиграфии.


Творческая самостоятельная работа с элементами моделирования и штриховки.