Пояснительная записка
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для обучающихся 10-13 лет, поскольку в этом возрасте происходит развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для обучающихся знаний и способов деятельности. Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться с методикой организации и проведения экспериментально-исследовательской деятельности в современном учебном процессе по физике, ознакомиться со многими интересными вопросами физики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о данной науке. Экспериментальная деятельность будет способствовать развитию у учащихся умения самостоятельно работать, думать, экспериментировать в условиях школьной лаборатории, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определённым вопросам. Содержание программы соответствует познавательным возможностям школьников.
Новизна и отличительные особенности. Реализация программного материала способствует ознакомлению обучающихся с организацией коллективного и индивидуального исследования, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность программы. Дидактический смысл деятельности помогает обучающимся связать обучение с жизнью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации и планирования жизнедеятельности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что обучающиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Так же существенную роль играет овладение детьми навыков работы с научной литературой: поиск и подбор необходимых литературных источников, их анализ, сопоставление с результатами, полученными самостоятельно. У обучающихся формируется логическое мышление, память, навыки публичного выступления перед аудиторией, ораторское мастерство.
Возрастная группа: 5-8классы
Курс рассчитан на 1 год обучения, 1 час в неделю. Всего 34 часов.
Обучение осуществляется при поддержке Центра образования естественно-научной направленности «Точка роста», который создан для развития у обучающихся естественно-научной, математической, информационной грамотности, формирования критического и креативного мышления, совершенствования навыков естественно-научной направленности, а также для практической отработки учебного материала по учебному предмету «Физика».
Цель: создание условий для успешного освоения обучающимися основ исследовательской деятельности.
Задачи: Обучающие:
формировать представление об исследовательской деятельности;
обучать знаниям для проведения самостоятельных исследований;
формировать навыки сотрудничества.
Развивающие:
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чудеса физики» по физике в 5-7 классах разработана на основе нормативноправовых документов:
Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ от 29.12.2012 г.
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, отвержденный Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010г. №1897;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 3 1577 «О внесении изменений в Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования», утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. №1897 п. 18.2.2. (для 5-9 классов)
Письма Министерства образования Ростовской области № 24/4.1 «О примерной структуре рабочих программ учителей».
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
На основании Приказа Минпросвещения Российской Федерации от 20.05.2020 №254 "Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»,
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Примерной программы основного общего образования по физике. 7-9 кл. /сост. В. А. Орлов, О. Ф. Кабардин, В. А. Коровин, - М., «Просвещение», 2014 г.);
9. Авторской программой основного общего образования по физике для 7-9 классов (А. В. Пёрышкин, Н.В. Филонович, Е.М. Гутник. -М., «Дрофа», 2014)
Цифровые образовательные ресурсы и оборудование: Цифровая лаборатория «Точка Роста».
Количество часов по учебному плану МБОУ Верхнегрековской основной общеобразовательной школы:
Всего _35 час; в неделю _1__ час.
Учитывая календарный график работы МБОУ Верхнегрековской основной общеобразовательной школы:
Всего ___34__ час; в неделю __1__ час
В связи с уменьшением количества часов в сравнении с часами учебного плана школы сокращено количество часов на повторение в конце учебного года.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
формирование положительного отношения к исследовательской деятельности;
формирование интереса к новому содержанию и новым способам познания;
ориентирование понимания причин успеха в исследовательской деятельности.
формирование ответственности, самокритичности, самоконтроля;
умение рационально строить самостоятельную деятельность;
умение грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;
умение доводить работу до логического завершения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
умение рационально строить самостоятельную деятельность;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких результатов.
уметь выделять ориентиры действия в новом материале в сотрудничестве с педагогом;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.
Предметные результаты:
уметь осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования с использованием дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
уметь высказываться в устной и письменной формах;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез;
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи.
.
Формы обучения:
Формы и виды деятельности
групповая, организация парной работы;
фронтальная, обучающиеся синхронно работают под управлением педагога;
индивидуальная, обучающиеся выполняют индивидуальные задания в течение части занятия или нескольких занятий.
Тип занятий – комбинированный. Занятия состоят из теоретической и практической частей, причём большее количество времени занимает практическая часть.
Методы обучения (по внешним признакам деятельности преподавателя и учащихся):
Лекции – изложение педагогом предметной информации.
Семинары – заранее подготовленные сообщения и выступление в группе и их обсуждение.
Дискуссии – постановка спорных вопросов, отработка отстаивать и аргументировать свою точку зрения.
Обучающие игры – моделирование различных жизненных ситуаций с обучающей целью.
Ролевые игры – предложение обучающихся стать персонажем и действовать от его имени в моделируемой ситуации.
формат деловых, организационно-деятельностных игр, ориентированных на работу детей с проблемным материалом,
Презентация – публичное представление определенной темы.
Практическая работа – выполнение упражнений.
Самостоятельная работа – выполнение упражнений совместно или без участия педагога.
Творческая работа – подготовка, выполнение и защита творческих проектов учащимися.
По источнику получения знаний:
словесные;
наглядные:
демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей;
использование технических средств;
просмотр кино- и телепрограмм;
практические:
По степени активности познавательной деятельности учащихся:
объяснительный;
иллюстративный;
проблемный;
частично-поисковый;
исследовательский;
Содержание курса
Физика и физические методы изучения природы (3 часа)
Техника безопасности. Введение. Определение геометрических размеров тел. Изготовление измерительного цилиндра. Измерение толщины листа бумаги
Молекулярная физика (2 часа)
Диффузия в быту. Физика вокруг нас
Механические явления (25 часов)
Механическое движение. Средняя скорость движения. Инерция.
Масса. История измерения массы. Измерение массы самодельными весами. Всё имеет массу? Определение массы воздуха в комнате.
Закон Гука. Сила тяжести. Силы мы сложили. Трение исчезло.
Давление. Определение давления бруска и цилиндра. Почему не все шары круглые? Глубоководный мир: обитатели и погружение. Подъем из глубин. Барокамера. Покорение вершин. Изменение давления и самочувствие человека. Выдающийся ученый Архимед. Мертвое море. "Вычисление работы и мощности, совершенной школьником при подъеме с 1 на 3 этаж".
Я использую рычаг, блок и наклонную плоскость.
Превращение энергии.
Обобщение материала (2 часа)
Физика вокруг нас.
Тематическое планирование
№ Заня- тия | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Фактические сроки прохождения | Использование оборудования центра естественнонаучной и технологической направленностей «Точка роста» |
| I четверть (9 час) | | |
| Физика и физические методы изучения природы (3 часа) | 7.09 – 21.09.2021г | |
1. | Техника безопасности. Введение. Определение геометрических размеров тел | 7.09 | | Комплект посуды и оборудования для ученических опытов |
2. | Изготовление измерительного цилиндра | 14.09 | | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов |
3. | Измерение толщины листа бумаги | 21.09 | | |
| Молекулярная физика (2 часа) | 28.09 – 5.10.2021г | |
4 | Диффузия в быту | 28.09 | | Цифровая лаборатория ученическая (физика, химия, биология): Цифровой датчик температуры |
5. | Физика вокруг нас | 5.10 | | |
| Механические явления (25 часов) | 12.10 – 17.05.2022г | |
6. | Средняя скорость движения | 12.10 | | |
7. | Инерция | 19.10 | | |
8. | Масса. История измерения массы | 26.10 | | Весы электронные учебные 200 г |
9 | Защита мини-проектов «Мои весы» | 9.11 | | Компьютерное оборудование |
| II четверть (7 час) | 16.11 – 28.12.2021г | |
10 | Измерение массы самодельными весами | 16.11 | | Компьютерное оборудование с видеокамерой для детального рассмотрения опыта, выведенного на экран. |
11 | Определение массы 1 капли воды | 23.11 | | Весы электронные учебные 200 г |
12 | Всё имеет массу? Определение массы воздуха в комнате | 30.11 | | Оборудование для демонстраций |
13 | Закон Гука | 7.12 | | Оборудование для демонстраций |
14 | Сила тяжести | 14.12 | | |
15 | Силы мы сложили… | 21.12 | | |
16 | Трение исчезло… | 28.12 | | |
| III четверть (9 час) | | |
17 | Давление. Определение давления бруска и цилиндра | 18.01 | | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов (на базе комплектов для ОГЭ) |
18 | Почему не все шары круглые? | 25.01 | | |
19 | Глубоководный мир: обитатели | 1.02 | | |
20 | Глубоководный мир: погружение | 8.02 | | |
21 | Подъем из глубин. Барокамера | 15.02 | | |
22 | Покорение вершин | 22.02 | | |
23 | Изменение давления и самочувствие человека | 1.03 | | Цифровая лаборатория ученическая (физика, химия, биология): Цифровой датчик температуры Цифровой датчик давления |
24 | Выдающийся ученый Архимед | 15.03 | | |
25 | Выдающийся ученый Архимед | 22.03 | | |
| IV четверть (9 час) | 5.04 – 31.05.2022г | |
26 | Мертвое море | 5.04 | | |
27 | "Вычисление работы, совершенной школьником при подъеме с 1 на 3 этаж" | 12.04 | | |
28 | «Вычисление мощности развиваемой школьником при подъеме с 1 на 3 этаж» | 19.04 | | |
29 | Я использую рычаг, блок, наклонную плоскость | 26.04 | | Оборудование для лабораторных работ и ученических опытов (на базе комплектов для ОГЭ) |
30 | Превращение энергии | 3.05 | | |
| Обобщение материала (3 часа) | | |
31 | Физика вокруг нас | 10.05 | | |
32 | Составление кластера «Физика вокруг нас». Презентация кластера «Физика вокруг нас» | 17.05 | | |
33 | Презентация кластера «Физика вокруг нас» | 24.05 31.05 | | |
Список литературы:
Шестернинов Е.Е., Ярцев М.Н. Учебный проект - Москва 2019г
Белова Т.Г. Исследовательская и проектная деятельность учащихся в современном образовании//Известия российского государственного педагогического университета А.И.Герцена.-2018..
Ибрагимова Л., Ганиева Э. Логика организации и проведения проектно- исследовательской деятельности с учащимися в общеобразовательном учреждении//Общество:социология, психология, педагогика.-2016.№3.
Энциклопедии, справочники.
Интернет-ресурсы:
Сайт для учителей и родителей "Внеклассные мероприятия" - Режим доступа: http://school-work.net/zagadki/prochie/
Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/
Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
Издательский дом "Первое сентября" - Режим доступа: http://1september.ru/
Проектная деятельность учащихся / авт.-сост. М.К.Господникова и др.. http://www.uchmag.ru/estore/e45005/content